Научная статья на тему 'ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нежкина Наталья Николаевна, Кулигин Олег Васильевич, Спивак Евгений Маркович, Бендин Денис Сергеевич

Введение. В период пандемии COVID-19 в образе жизни студентов значительно увеличилось количество факторов риска здоровья, обусловленных ограничительными мерами. Одним из наиболее значимых факторов является ограничение двигательной активности в условиях самоизоляции и дистанционного обучения. Цель исследования. Установить особенности образа жизни и физических качеств студентов в период действия ограничительных мер пандемии COVID-19. Методы и организация исследования. У 200 первокурсников до начала пандемии (n = 100) и период самоизоляции (n = 100) изучен образ жизни (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича) и физические качества: скоростно-силовые, гибкость и выносливость. Результаты исследования и их обсуждение. В период пандемии COVID-19 студенты начали выделять здоровье как одну из наиболее значимых ценностей, у них установился более рациональный режим питания, увеличилась продолжительность ночного сна, но, с другой стороны, значительно снизилась двигательная активность, возросло число негативных (преимущественно гиперстенических) реакций на стресс, произошло снижение скоростно-силовых качеств, гибкости и выносливости. Выводы. Для реализации программы физической культуры для студентов-первокурсников, обучающихся в режиме самоизоляции, необходима разработка дистанционных технологий, предполагающих возможности самоконтроля, активных занятий под контролем преподавателей и наличие компонентов, позволяющих снизить психологическую напряженность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нежкина Наталья Николаевна, Кулигин Олег Васильевич, Спивак Евгений Маркович, Бендин Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFESTYLE AND PHYSICAL QUALITIES OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Introduction. During the COVID-19 pandemic, the number of restrictive health risk factors in students' lifestyles increased significantly. One of the most prominent factors is the limitation of physical activity in conditions of self-isolation and distance learning. The purpose of the study- to establish the peculiarities of the lifestyle and physical qualities of students during the period of the restrictive measures of the COVID-19 pandemic. The methodology and organization of the study. 200 first-year students before the outbreak of the pandemic (n = 100) and the period of distance learning (n = 100) studied lifestyle (method "Value orientations" by M. Rokich) and physical qualities: speed-strength, flexibility and endurance. Research results and discussion. During the COVID-19 pandemic, students began to highlight health as one of the most significant values, they established a more rational diet, increased the duration of night sleep, but, on the other hand, motor activity significantly decreased, the number of negative (mainly hypersthenic) reactions to stress increased, there was a decrease in speed and strength qualities, flexibility and endurance. Conclusions. To implement the physical education program for the first-year students studying in self-isolation mode, it is necessary to develop remote technologies involving self-control, the possibility of active classes under the supervision of teachers and the presence of components that reduce psychological tension.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

2. Neburakovsky, A.A. and Shchetina, B.M. (2017), "The effectiveness of the use of simulators and training devices at the stage of sports improvement in classical power triathlon ", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (148), pp. 147-150.

3. Schetina, B.M. (2020), "Training of athletes in powerlifting (classic triathlon) in a higher educational institution", Educational-patriotic and physical culture-sports activities in universities: solving urgent problems: materials of the international scientific-practical conference, Tyumen, pp. 418-422.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.12.2021

УДК 796.011.3

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Наталья Николаевна Нежкина, доктор медицинских наук, профессор, Ивановская государственная медицинская академия, Иваново, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород; Олег Васильевич Кулигин, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой, Ивановская

государственная медицинская академия Иваново; Евгений Маркович Спивак, доктор медицинских наук, профессор, Ярославский государственный медицинский университет, Ярославль; Денис Сергеевич Бендин, студент, Ивановская государственная медицинская академия, Иваново

Аннотация

Введение. В период пандемии COVID-19 в образе жизни студентов значительно увеличилось количество факторов риска здоровья, обусловленных ограничительными мерами. Одним из наиболее значимых факторов является ограничение двигательной активности в условиях самоизоляции и дистанционного обучения. Цель исследования. Установить особенности образа жизни и физических качеств студентов в период действия ограничительных мер пандемии COVID-19. Методы и организация исследования. У 200 первокурсников до начала пандемии (n = 100) и период самоизоляции (n = 100) изучен образ жизни (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича) и физические качества: скоростно-силовые, гибкость и выносливость. Результаты исследования и их обсуждение. В период пандемии COVID-19 студенты начали выделять здоровье как одну из наиболее значимых ценностей, у них установился более рациональный режим питания, увеличилась продолжительность ночного сна, но, с другой стороны, значительно снизилась двигательная активность, возросло число негативных (преимущественно гиперстенических) реакций на стресс, произошло снижение скоростно-силовых качеств, гибкости и выносливости. Выводы. Для реализации программы физической культуры для студентов-первокурсников, обучающихся в режиме самоизоляции, необходима разработка дистанционных технологий, предполагающих возможности самоконтроля, активных занятий под контролем преподавателей и наличие компонентов, позволяющих снизить психологическую напряженность.

Ключевые слова: образ жизни, физические качества, студенты, пандемия COVID-19.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p256-259

LIFESTYLE AND PHYSICAL QUALITIES OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Natalia Nikolaevna Nezhkina, the doctor of medical sciences, professor, Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod; Oleg Vasilievich Kuligin, the doctor of medical sciences, department chair, Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo; Evgeniy Markovich Spivak, the doctor of medical sciences, professor, Yaroslavl State Medical University; Denis Sergeevich Bendin, the student,

Ivanovo State Medical Academy

Abstract.

Introduction. During the COVID-19 pandemic, the number of restrictive health risk factors in students' lifestyles increased significantly. One of the most prominent factors is the limitation of physical activity in conditions of self-isolation and distance learning. The purpose of the study- to establish the peculiarities of the lifestyle and physical qualities of students during the period of the restrictive measures of the COVID-19 pandemic. The methodology and organization of the study. 200 first-year students before the outbreak of the pandemic (n = 100) and the period of distance learning (n = 100) studied lifestyle (method "Value orientations" by M. Rokich) and physical qualities: speed-strength, flexibility and endurance. Research results and discussion. During the COVID-19 pandemic, students began to highlight health as one of the most significant values, they established a more rational diet, increased the duration of night sleep, but, on the other hand, motor activity significantly decreased, the number of negative (mainly hypersthenic) reactions to stress increased, there was a decrease in speed and strength qualities, flexibility and endurance. Conclusions. To implement the physical education program for the first-year students studying in self-isolation mode, it is necessary to develop remote technologies involving self-control, the possibility of active classes under the supervision of teachers and the presence of components that reduce psychological tension.

Keywords: lifestyle, physical qualities, students, COVID-19 pandemic.

ВВЕДЕНИЕ

Студенчество является важнейшей социальной группой, составляющей потенциал для экономического, научного и культурного развития России. Поэтому сохранение здоровья студентов следует рассматривать как задачу, имеющую государственное значение. В настоящее время в образе жизни студенческой молодежи значительно увеличилось количество негативных факторов риска здоровью, обусловленных ограничительными мерами в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. [7, 4, 6]. Одним из наиболее значимых является резкое ограничение двигательной активности в условиях самоизоляции и дистанционного обучения [2, 3].

Цель исследования - установить особенности образа жизни и физических качеств студентов в период действия ограничительных мер пандемии COVID-19.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В условиях Центра здоровья и кафедры физической культуры Ивановской государственной медицинской академии было проведено обследование 200 подростков 16-17 лет, поступивших в ВУЗ до начала пандемии в 2019 г. (группа сравнения - 100 человек, 60 девушек и 40 юношей) и в период самоизоляции в 2020 году (основная группа - 100 человек, 58 девушек и 42 юноши). Все подростки относились к основной медицинской группе по физической культуре и не болели коронавирусной инфекцией. Анализ образа жизни студентов проводили по специально разработанной анкете [6], отношение их к своему здоровью - с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича [1]. Уро -вень развития скоростно-силовых качеств определяли по результатам прыжка в длину с места (см); гибкости - по наклону вперед из положения стоя (см); выносливости - по времени бега на дистанцию 3000 и 2000 метров (мин) соответственно для юношей и девушек [5].

Математическая обработка данных проводилась с использованием программ IBM SPSS Statistica 20.0. Статистическую значимость различий частот оценивали с помощью критерия х2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение терминальных (целевых) ценностей выявило, что у студентов группы сравнения три первых ранговых места заняли «материально обеспеченная жизнь» (отсутствие материальных затруднений), «познание» (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития) и «активная деятельная жизнь», при этом «здоровье (физическое и психическое)» находилось лишь на 9-ом ран-

говом месте. У первокурсников основной группы иерархия ценностей изменилась: «материально обеспеченная жизнь» осталась на первом месте, второе заняло «здоровье», а на третье вышла новая ценность - «продуктивная жизнь», трактуемая как «максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей».

Изучение образа жизни первокурсников показало, что 62% подростков из группы сравнения до пандемии не соблюдали рациональный режим питания (прием пищи 1-2 раза в сутки, основной - в вечернее время). Во время пандемии студенты стали питаться чаще: 24% - 4 раза в день, 55% - 3 раза в день и лишь 21% - 1- 2 раза в день. Полученные данные можно расценить как позитивный признак, если бы последний прием пищи сместился на более раннее время. Но он, как и до пандемии, происходил в 2200-2400 часа (в 68% и 59% случаев - соответственно в группах сравнения и основной). 53% первокурсников основной группы назвали это в качестве основной причины увеличения массы тела.

Значительные ограничения двигательной активности были высокими и до пандемии - 86% студентов занимались только на уроках физической культуры. Во время пандемии закрытие фитнес-клубов, оздоровительных центров, танц-холлов и дистанционный режим обучения привели к тому, что 98% первокурсников основной группы отметили ведение малоподвижного образа жизни. Однако, если раньше студенты отвечали, что заниматься физической культурой им мешает в основном отсутствие мотивации, то во время пандемии основной причиной стал дефицит времени (83%), который был связан с увеличением учебной нагрузки в период дистанционного режима обучения. При этом 15% студентов изъявили желание увеличить двигательную активность, и, при смягчении ограничительных мер, они начали регулярно заниматься бегом. Многие студенты отметили, что Интернет практически не дает возможности для занятий с профессиональными тренерами ввиду отсутствия соответствующих материалов.

Во время пандемии у первокурсников отмечена большая продолжительность ночного сна. Согласно опросу в группе сравнения у 65% из них она была менее 6 часов в сутки, тогда как в основной группе только у 22% (р <0,001), что, вероятно, связано с переходом на дистанционную форму обучения. При этом лишь 16% студентов чувствовали себя отдохнувшими после сна.

Адекватная реакция на стресс зарегистрирована у 27% подростков группы сравнения и лишь у 3% основной (р <0,001). В остальных случаях эти студенты указали следующие варианты ответов: «всегда расстраиваюсь и огорчаюсь» (47%); «испытываю раздражение» (31%); «испытываю агрессию» (19%). Таким образом, гиперстеническое эмоциональное реагирование в основной группе выявлялось чаще, чем у первокурсников группы сравнения (50% против 36%, р <0,05).

Ограничение двигательной активности сказалось на физическом здоровье первокурсников (таблица). Установлено, что в режиме самоизоляции происходит достоверное снижение гибкости у юношей, и наблюдаются более низкие параметры выносливости как у юношей, так и у девушек.

Таблица 1 - Физические качества студентов

Физические качества Юноши Девушки

Группа сравнения Основная группа Группа сравнения Основная группа

Скоростно-силовые 200,4±6,8 190,2±4,4 169,1±4,6 160,3±6,1

Гибкость +5,3±2,1 -2,2±2,8* +10,4±5,2 8,1±3,1

Выносливость 12,5±0,2 14,0±0,2** 11,0±0,2 12,2±0,2**

Примечания: * - р <0,05; **- р <0,001.

ВЫВОДЫ

В период пандемии СОУГО-19 студенты начали выделять здоровье как одну из наиболее значимых ценностей, что, однако, неоднозначно отразилась в конкретной деятельности по его сохранению у себя. В режиме самоизоляции у первокурсников устано-

вился более рациональный режим питания, увеличилась продолжительность ночного сна, но, с другой стороны, значительно снизилась двигательная активность и увеличилось число негативных (преимущественно гиперстенических) реакций на стрессовые ситуации. В условиях пандемии COVID-19 у первокурсников наблюдается снижение физических качеств: гибкости и выносливости. Для поддержания физических кондиций в режиме самоизоляции необходима разработка дистанционных образовательных программ по физической культуре, предполагающих наличие методов самоконтроля, возможности активных занятий под контролем преподавателей. Они должны содержать компоненты, позволяющие снизить психологическую напряженность студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. - Минск: Современная школа, 2007. - 496 с.

2. Кислицына О. А. Долгосрочные негативные последствия пандемии COVID-19 для здоровья населения / О. А. Кислицына // Социальные аспекты здоровья населения. - 2021. - № 4 (67). -URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1281/30/lang,ru/ (дата обращения: 01.10.2021).

3. Health risks and potential remedies during prolonged lockdowns for coronavirus disease 2019 (COVID-19) / G. Lippi, B.M. Henry, C. Bovo, F. Sanchis-Gomar // Diagnosis. - 2020. - Vol. 26, No, 7 (2). - Р. 85-90.

4. Милько М.М. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции / М.М. Милько, Н.В. Гуремина // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5. - С. 195-200.

5. Физическая культура / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко, А.Ю. Близнев-ский. - Москва : Юрайт, 2013. - 424 c.

6. Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса медицинского вуза / Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, Ю.В. Чистякова, А.И. Нежкина // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2011. - Т. 16, № 2. - С. 11-13.

7. Решетников В.А. Образ жизни студентов медицинского вуза в условиях самоизоляции при угрозе распространения COVID-19 / В.А. Решетников, В.В. Михайловский, М.С. Микерова // Медицинский вестник МВД. - 2020. - № 6 (109). - С. 7-13.

REFERENCES

1. Greben, N.F. (2007), Psychological tests for professionals, Modern School, Minsk.

2. Kislitsyna, O.A. (2021), "Long-term negative consequences of the COVID-19 pandemic for public health", Social aspects of public health, Vol. 4 (67), available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1281/30/lang,ru/.

3. Lippi, G., Henry, B.M., Bovo, C. and Sanchis-Gomar, F. (2020), "Health risks and potential remedies during prolonged lockdowns for coronavirus disease 2019 (COVID-19)", Diagnosis, Vol. 26, No. 7 (2), pp. 85-90.

4. Milko, M.M. and Guremina, N.V. (2020), "Study of physical activity of students in conditions of distance learning and self-isolation", Modern high-tech technologies, No. 5, pp. 195-200.

5. Muller, A.B., Dyadichkina, N.S., Bogashchenko, Y.A. and Bliznevsky, A.Y. (2013), Physical culture, Yurayt, Moscow.

6. Nezhkina, N.N., Kuligin, O.V., Chistyakova, Yu.V. and Nezhkina, A.I. (2011), "Comprehensive assessment of the health status of 1 st-year medical university students", Bulletin of the Ivanov Medical Academy, Vol. 16 No. 2, pp. 11-13.

7. Reshetnikov, V.A., Mikhailovsky, V.V. and Mikerova, M.S. (2020), "Lifestyle of medical university students in self-isolation with the threat of COVID-19 spread", Medical Bulletin of the Ministry of Internal Affairs, No. 6 (109), pp. 7-13.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.