P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 362-366.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.11.2021
УДК 796.814
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В БОЕВОМ САМБО
Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск; Боли-
слав Максимович Щетина, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер Российской Федерации, Дальневосточный государственный университет путей
сообщения, г. Хабаровск
Аннотация
В статье изложены результаты поиска эффективных средств и методов, направленных на совершенствование физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в боевом самбо. Исследование, проведенное в летнее время на специально-подготовительном этапе подготовительного периода спортивной тренировки, позволяет сделать вывод и рекомендовать в практическую деятельность апробированную методику, сочетающую средства общей физической подготовки из легкой атлетики, пауэрлифтинга: троеборья классического и боевого самбо.
Ключевые слова: боевое самбо, физическая подготовленность, средства и методические особенности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p253-256
PECULIARITIES OF PHYSICAL READINESS IN COMBAT SAMBO
Alexander Alexandrovich Neburakovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, Bolislav Maksimovich Shchetina, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Honored Trainer of the Russian Federation, Far Eastern State Transport University, Khabarovsk
Abstract
The article presents the results of the search for means and methods aimed at improving the physical fitness of athletes specializing in combat sambo. A study conducted in the summer at a specially preparatory stage of the preparatory period of sports training allows us to conclude and recommend in practice a proven technique that combines the means of general physical training and powerlifting: classical triathlon.
Keyword: combat sambo, physical fitness, means and methodological features.
ВВЕДЕНИЕ
В боевом самбо, как и во многих видах спортивных единоборств, физическая подготовленность имеет большое значение, как и другие виды подготовленности [1].
В каждом контактном виде спорта, в том числе в боевом самбо, необходимо развивать групп мышц с учетом специфики двигательной деятельности, то есть формировать специфическую гармонию вида спорта. Поэтому целенаправленная, эффективная, учитывающая особенности двигательной деятельности единоборства, физическая подготовка должна занимать важное место в учебно-тренировочном процессе по боевому самбо. В связи с этим, поиск средств и методов, а также их сочетаний является актуальной проблемой не только спортивных ученых, но и тренеров-практиков.
Известно, что везде, где присутствует полный контакт, рано или поздно доминировать начинают те спортсмены, которые элементарно сильнее соперника физически. Однако спортсмены и тренеры при решении задач физической, особенно силовой подготовки
должны ориентироваться на Технические правила вида спорта и учитывать специфику двигательной деятельности [1].
Однако формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств не всегда происходит параллельно. Эффективность спортивного совершенствования обусловлена рациональным сочетанием процессов овладения техникой соревновательных двигательных действий и физической подготовленностью занимающихся, так как соревновательный результат в значительной мере зависит от оптимального соотношения уровня развития физических качеств и степени формирования двигательных навыков занимающихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент проводился на специально-подготовительном этапе подготовительного периода спортивной тренировки, когда создается фундамент для спортивной формы и обеспечивается ее непосредственное становление. Он характеризуется развивающими нагрузками и является предшественником соревновательного периода и непосредственной подготовки к соревнованиям. Следуя этой концепции, результатом воздействия тренировочных средств на организм спортсмена является его подготовленность.
В связи с этим, мы предположили, что использование комплексов упражнений, в которые вошли соревновательные, обще-подготовительные и специально -подготовительные упражнения троеборья классического, в том числе с различными режимами работы мышц, а также бег и прыжковые упражнения из легкой атлетики, приведет к увеличению силового потенциала, скоростно-силовых качеств и выносливости спортсменов в специальной работе.
Педагогический эксперимент продолжался один месяц в летнее время. За период эксперимента проведено 12 тренировочных занятия продолжительностью 3-3,5 часа. Регламент занятия выглядел следующим образом.
В подготовительной части длительностью 25-30 минут использовали следующие средства: бег 1000 метров, обще-развивающие упражнения в движении и на месте.
В начале основной части в течение 30 минут спортсмены босиком выполняли комплекс прыжковых упражнений на песке на площадке для пляжного волейбола. В него вошли следующие упражнения: прыжки на одной ноге, прыжки в шаге, прыжок в длину с места на двух ногах, тройной прыжок с места, многоскоки на двух ногах с места (тройной прыжок на двух с места, пятерной прыжок на двух с места, семерной прыжок на двух с места). Кроме этого, выполняли серии прыжков в парах, с касанием ладоней через волейбольную сетку. В заключение следовали серии прыжков специального назначения: имитация защитных действий и прыжки с ударами коленями, ногами и руками.
Во второй половине основной части тренировочного занятия спортсмены выполняли упражнения с отягощением из арсенала пауэрлифтинга: троеборья классического. Использовались наиболее эффективные упражнения со штангой и в тренажерах для развития силы мышц ног, спины и плечевого пояса, а также упражнения с различным режимом работы мышц, направленные на увеличение силового потенциала [2, 3].
Объем тренировочной нагрузки составил 1805 подъемов. Динамика тренировочной нагрузки по неделям выглядит следующим образом. Первая неделя - 488 подъемов, вторая неделя - 464 подъема, третья неделя - 461 подъем и четвертая неделя - 392 подъема.
В жимовых упражнениях количество повторений в одном подходе составило от 3 до 8 раз в зависимости от задач и интенсивности упражнения. Соответственно в приседаниях количество повторений равнялось от 4 до 8 раз. В тяге и становой тяге - от 3 до 6 раз. Количество подходов (серий) в упражнениях от 4 до 6 раз.
В заключение тренировочного занятия 30 минут занимались в бассейне, выполняя упражнения общеразвивающей и релаксационной направленности, в том числе из арсенала плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс. Проплывали отрезки 25, 50 и более
метров. Кроме этого, выполняли ныряние с тумбочки, с бортика, на задержку дыхания и расстояние и так далее. Использование вышеперечисленных средств тренировочной и релаксационной направленности позволяет не только выполнить большую по объему и интенсивности основную тренировочную нагрузку, но и сократить по времени и качественно улучшить эффект восстановления и профилактику повреждений и травматизма [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСССЛЕДОВАНИЯ
В результате проведенного эксперимента установлено, что использование комплексов специально - подготовительных прыжковых средств из легкой атлетики, упражнений с отягощениями из троеборья классического и имитационных упражнений контактных единоборств значительно улучшает качества физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в боевом самбо.
Для экспертной оценки подготовленности спортсменов использовалось мнение трех тренеров-практиков. Итоговое тестирование показало, что силовые качества по результатам выполнения приседания выросли в среднем по группе на 10 кг, в жиме лежа -на 5 кг и в тяге - на 7,5 кг. Наибольшая величина прироста в приседании, на наш взгляд связана с большой тренировочной нагрузкой в этой группе упражнений, а также в прыжках и способе их выполнения. Положительная динамика силы мышц разгибателей спины по результатам выполнения тяги подчеркивает важность этого компонента при выполнении бросков. Прирост результатов силы мышц рук и плечевого пояса будет способствовать более эффективному выполнению захватов и бросков.
Высота прыжка толчком двух ног с места в среднем по группе увеличилась на 7 см. Вариации прыжков в длину с места стали выполняться с большой амплитудой и скоростью, что привело к увеличению их дальности по сравнению с первым тестированием. Серии прыжков, имитирующих ударную технику, стали выполняться дольше, быстрее, с большой амплитудой и не снижающейся работоспособностью.
Продолжительность имитационных ударов с использованием отягощений, без снижения внешних показателей работоспособности, возросла в среднем по группе до 120 секунд. Этому способствовало сочетание силовых и скоростно-силовых упражнений для мышц рук.
Следовательно, предложенная методика совершенствования физической подготовленности спортсменов в боевом самбо позволяет иметь более высокое развитие специальных физических качеств на начало соревновательного периода спортивной тренировки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Небураковский А. А. Особенности физической подготовки юношей к кумите в кекусин-кай каратэ-до / А.А. Небураковский, Б.М. Щетина, А.В. Четвертаков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 227-231.
2. Небураковский А.А. Эффективность применения тренажеров и тренировочных устройств на этапе спортивного совершенствования в классическом силовом троеборье / А. А. Небураковский, Б. М. Щетина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С.147-150.
3. Щетина Б.М. Подготовка спортсменов в пауэрлифтинге (троеборье классическом) в высшем учебном заведении / Б.М. Щетина // Воспитательно-патриотическая и физкультурно-спортивная деятельность в вузах: решение актуальных проблем. Материалы Международной научно-практической конференции. - Тюмень, 2020. - С.418-422.
REFERENCES
1. Neburakovsky, A.A. Shchetina, B.M. and Chetvertakov, A.V. (2018), "Features of physical preparation of young men for kumite in kyokushin karate-do", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 227-231.
2. Neburakovsky, A.A. and Shchetina, B.M. (2017), "The effectiveness of the use of simulators and training devices at the stage of sports improvement in classical power triathlon ", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (148), pp. 147-150.
3. Schetina, B.M. (2020), "Training of athletes in powerlifting (classic triathlon) in a higher educational institution", Educational-patriotic and physical culture-sports activities in universities: solving urgent problems: materials of the international scientific-practical conference, Tyumen, pp. 418-422.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.12.2021
УДК 796.011.3
ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
Наталья Николаевна Нежкина, доктор медицинских наук, профессор, Ивановская государственная медицинская академия, Иваново, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород; Олег Васильевич Кулигин, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой, Ивановская
государственная медицинская академия Иваново; Евгений Маркович Спивак, доктор медицинских наук, профессор, Ярославский государственный медицинский университет, Ярославль; Денис Сергеевич Бендин, студент, Ивановская государственная медицинская академия, Иваново
Аннотация
Введение. В период пандемии COVID-19 в образе жизни студентов значительно увеличилось количество факторов риска здоровья, обусловленных ограничительными мерами. Одним из наиболее значимых факторов является ограничение двигательной активности в условиях самоизоляции и дистанционного обучения. Цель исследования. Установить особенности образа жизни и физических качеств студентов в период действия ограничительных мер пандемии COVID-19. Методы и организация исследования. У 200 первокурсников до начала пандемии (n = 100) и период самоизоляции (n = 100) изучен образ жизни (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича) и физические качества: скоростно-силовые, гибкость и выносливость. Результаты исследования и их обсуждение. В период пандемии COVID-19 студенты начали выделять здоровье как одну из наиболее значимых ценностей, у них установился более рациональный режим питания, увеличилась продолжительность ночного сна, но, с другой стороны, значительно снизилась двигательная активность, возросло число негативных (преимущественно гиперстенических) реакций на стресс, произошло снижение скоростно-силовых качеств, гибкости и выносливости. Выводы. Для реализации программы физической культуры для студентов-первокурсников, обучающихся в режиме самоизоляции, необходима разработка дистанционных технологий, предполагающих возможности самоконтроля, активных занятий под контролем преподавателей и наличие компонентов, позволяющих снизить психологическую напряженность.
Ключевые слова: образ жизни, физические качества, студенты, пандемия COVID-19.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p256-259
LIFESTYLE AND PHYSICAL QUALITIES OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC
Natalia Nikolaevna Nezhkina, the doctor of medical sciences, professor, Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod; Oleg Vasilievich Kuligin, the doctor of medical sciences, department chair, Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo; Evgeniy Markovich Spivak, the doctor of medical sciences, professor, Yaroslavl State Medical University; Denis Sergeevich Bendin, the student,
Ivanovo State Medical Academy