ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 37.061 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-2-23-44
Отношение студентов к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии СОУГО-19
В статье дан обзор психолого-педагогических и социологических исследований различных аспектов отношения к использованию цифровых образовательных технологий (ЦОТ) у студентов российских и зарубежных вузов, проведенных до и после начала пандемии СОУЮ-19 и, соответственно, резкого и одномоментного перехода на дистантные формы обучения. Представлены и проанализированы результаты исследования, проведенного авторами в трех крупных московских университетах (РУДН, МИСиС, РНИМУ им.Пирогова): до начала пандемии (в феврале — начале марта 2020 г.) и через 2-2,5 месяца обучения в дистантном режиме (в конце мая-начале июня 2020 г.). В первой части исследования приняли участие 173 (61% — девушки), во второй — 143 (69% — девушки) студента. Для определения отношения студентов к ЦОТ использовался авторский опросник, который включает 4 шкалы: 1) «Общая вовлеченность в использование цифровых образовательных технологий»; 2) «Вовлеченность в цифровое пространство»; 3) «Использование цифровых технологий в образовании»; 4) «Цифровая компетентность». Во второй части исследования в опросник были добавлены пять дополнительных вопросов для выявления динамики отношения к ЦОТ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что после начала пандемии ожидаемо увеличилась вовлеченность студентов в цифровое пространство и в использование ЦОТ; студенты, в целом, положительно оценивают полученный весной 2020 г. опыт электронного обучения; в качестве преимуществ ЦОТ называют
Как цитировать статью: Новикова И. А., Бычкова П.А., Новиков А. Л. Отношение студентов к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии СОУГО-19 // Ценности и смыслы. 2021. № 2 (72). С. 23-44.
И. А. Новикова
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, Москва E-mail: novikova-ia@rudn.ru
Irina A. Novikova
Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Associate Professor at Psychology and Pedagogics Department of the RUDN University, Moscow, Russia
П. А. Бычкова
Магистр психологии, аспирант кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, Москва E-mail: bychkova.polina.97@ mail.ru
Polina A. Bychkova,
MA (Psychology), postgraduate student at Psychology and Pedagogics Department of the RUDN University, Moscow, Russia
комфорт, экономию времени, доступность, в качестве проблем — технические и технологические трудности, психологические проблемы с мотивацией и самоорганизацией. Наиболее выраженный положительный сдвиг в отношении ЦОТ выявлен у студентов медицинского профиля, которые до начала пандемии и перехода на дистант относились к ним более сдержанно, чем студенты психологического и естественно-научного направлений. Перспективы исследования связаны с разработкой рекомендаций для студентов и преподавателей вузов для оптимизации внедрения ЦОТ в учебный процесс с учетом выявленных психолого-педагогических факторов.
Ключевые слова: цифровые образовательные технологии; цифровизация образования; онлайн обучение; дистанционное обучение; студенты вузов; пандемия COVID-19.
А. Л. Новиков
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего и русского языкознания Российского университета дружбы народов, Москва E-mail: novikov-al@rudn.ru
Alexey L. Novikov
Ph.D (Philology), Associate Professor, Associate Professor at General and Russian Linguistics Department of the RUDN University, Moscow, Russia
Введение
Цифровые технологии стремительно меняют жизнь современного человека и общества в целом, открывают все новые и новые возможности получения и обмена информацией, но приводят и к негативным последствиям в сфере общения, физического и психического здоровья, что не раз обсуждалось как в научном, так и в широком общественном дискурсах [2; 3; 6]. Уникальная ситуация, сложившаяся во всем мире после начала пандемии COVID-19, «заострила» и сделала более «видимыми» преимущества и недостатки использования цифровых технологий в разных сферах жизни. Проблемы «цифровизации» образования стали, пожалуй, одними из самых дискутируемых после того, как во всем мире произошел резкий одномоментный переход на дистанционный формат обучения как в школах, так и в вузах. В тоже время у всех участников образовательного процесса появилась возможность на практике проверить эффективность цифровых образовательных тех-
нологий (ЦОТ) и непосредственно ощутить их «плюсы» и «минусы». Анализу происходящих в настоящее время в образовании процессов и проблем, связанных с переходом в онлайн, посвящено большое количество отечественных и зарубежных публикаций 2020-2021 гг. [1; 2; 4; 5; 7; 13; 14; 15]. В данной статье мы рассмотрим только аспекты, связанные с восприятием и отношением к ЦОТ у студентов вузов до и после начала пандемии.
Необходимо отметить, что ЦОТ понимаются нами в широком смысле, который включает и цифровые (электронные) учебные материалы (электронные учебники, презентации, задания и др.), и цифровые образовательные ресурсы (электронные базы данных, библиотеки, поисковые ресурсы и т.п.), и цифровые образовательные системы (LMS, ТУИС и т.п.), и цифровые платформы, используемые для обучения (ZOOM, MS Teams, и др.), и цифровую (виртуальную) образовательную среду. В таком понимании ЦОТ включают все элементы системы образования, которые, так или иначе, используют не «традиционные», а цифровые средства, методы, системы.
Обзор литературы и постановка проблемы
Социологические и психолого-педагогические исследования различных аспектов отношения к использованию ЦОТ у студентов зарубежных и российских вузов начались задолго до пандемии, по мере внедрения таких технологий в учебный процесс в высшем образовании.
Так, например, результаты ряда зарубежных исследований свидетельствуют о достаточно позитивном отношении студентов университетов и колледжей в разных странах (Испания, Кипр, ОАЕ, Индия, США, Норвегия, Турция и др.) к внедрению и использованию ЦОТ, что дает возможность выбора формата обучения, повышает мотивацию, готовит к будущей работе [12; 14; 16; 19]. Однако исследователи также отмечают, что многие студенты предпочитают комбинирование «традиционных» и новых технологий [12], а также подчеркивают необходимость развития у студентов навыков сомоорганизации и саморегуляции для того, чтобы дистанционное обучение было эффективным [14].
Онлайн-опрос студентов ведущих вузов России (СИУ РАНХиГС, УИУ РАНХиГС, УрГЭУ, ИМС, МГУ им. Н. П. Огарева, ЮЗГУ, СПбГЭУ, ОмГПУ НГЛУ, ЧелГУ МГЛУ), проведенный социологами из Уральского государственного экономического университета в 2019 году и охвативший
400 студентов бакалавриата и магистратуры [9], показал, что студенты напрямую не связывают цифровые технологии с брендом университета, но ждут от них реализации обязательных функциональных элементов бренда вуза, таких как: удобство обучения; актуальные знания; удовлетворенность процессом обучения за счет экономии времени и возможности обучения в любой точке мира; возможность учиться легче, с интересом и непрерывно; обучаться у ведущих мировых практиков и специалистов. В то же время было показано, что значимость дистанционного и онлайн-обучения для студентов достаточно низкая: только около половины респондентов отметили необходимость наличия в университете дистанционного обучения и онлайн курсов, только треть опрошенных открыты для смешанного обучения. Соответственно, авторами опроса был сделан вывод, что студенты не готовы полностью отказываться от общения с преподавателем в аудитории [9].
После начала пандемии СОУГО-19 было проведено большое количество исследований в разных странах мира, которые затронули различные аспекты восприятия студентами и преподавателями ситуации, связанной с вынужденным массовым переходом на дистанционные формы обучения с использованием ЦОТ. Подробные обзоры таких работ представлены в многочисленных статьях 2020-2021 гг. [1; 2; 7; 13]. В контексте нашего исследования особый интерес представляют исследования, в которых изучались факторы, связанные с отношением к ЦОТ у студентов по мере получения опыта их использования во время пандемии.
Так, например, было установлено, что отношение к переходу на дистанционные формы обучения связано с профессиональной направленностью обучения [23], с чувством удовлетворения от опыта использования ЦОТ и самоэффективностью [13; 22] и некоторыми другими психологическими особенностями студентов [17]. Были выявлено, что в целом студенты разных университетов удовлетворены тем, как система образования справилась с экстренным переходом на дистант [1; 21], но в тоже время они перечисляют проблемы, которые сопровождали этот процесс. Прежде всего, это различные технические трудности, недостаток компьютерного оборудования и программного обеспечения, недостаточная цифровая компетентность как преподавателей, так и студентов; отсутствие «живого» общения, трудности с проведением практических занятий и экзаменов [1; 20; 21]. Масштабное социологическое исследование «Мнение студентов вузов России о вынужденном дистанционном
обучении», проведённое в мае-июне 2020 г. и охватившее 31423 студента вузов во всех субъектах РФ [1], показало, что основными «плюсами» дистанта студенты назвали комфортность работы в домашних условиях и экономию времени на дорогу, а среди «минусов» — отсутствие личного общения, социального контакта. Практически половина опрошенных отметила, что не готова к полному переводу обучения в дистанционный формат в дальнейшей перспективе после окончания пандемии [1].
В большинстве рассмотренных выше исследований представлены данные, полученные в результате опросов и тестирований студентов, проведенных уже в период пандемии СОУГО-19, что не дает возможности в полной мере выявить динамику их мнений относительно ЦОТ. Преимуществом нашего исследования, в котором изначально ставилась цель выявления связей отношения студентов разных направлений обучения к ЦОТ с психологическими (мотивация и черты личности) и педагогическими (академическая успеваемость) факторами, является то, что оно было начато до, а продолжено уже после начала пандемии. В первой части исследования (февраль — начало марта 2020 г.) с помощью авторского опросника (подробно описан в разделе «Методы»), было выявлено, что студенты естественно-научного направления относятся к использованию цифровых технологий в образовательном процессе лучше, а студенты-медики — хуже, чем студенты других направлений обучения. При этом студенты-психологи имеют самый низкий уровень цифровой компетентности [8]. Также было установлено, что отношение к ЦОТ у студентов имеет прямую положительную корреляцию с внутренней академической мотивацией и наиболее тесно связано с экстраверсией и открытостью опыту (личностные черты из Пятифакторной модели) [3; 18], кроме того, студенты с лучшей академической успеваемостью, как правило, сильнее вовлечены в цифровое пространство [3]. Вторая часть исследования (конец мая — начало июня 2020 г.) была проведена с целью сравнения отношения студентов к ЦОТ до и после начала пандемии ОС)УЮ-19. Процедура и результаты данного аспекта исследования подробно изложены далее.
Процедура и методы исследования
Исследование проводилось в трех крупных московских университетах (РУДН, МИСиС, РНИМУ им. Пирогова). Опрос студентов был проведен 2 раза: в феврале — начале марта 2020 года (до начала пандемии, когда
все занятия проводились в очном режиме) и в конце мая — начале июня 2020 года (2-2,5 месяца обучения в дистантном режиме с использованием ЦОТ).
В первой части исследования приняли участие 173 студента, из них 105 девушек и 67 юношей, в возрасте от 17 до 26 лет (средний возраст — 18 лет). Было опрошено 48 студентов-психологов второго курса РУДН; 62 студента-медика первого курса РНИМУ им. Н. И. Пирогова; 63 студента-первокурсника естественно-научных направлений обучения НИТУ МИСиС. Сбор данных проводился в традиционной форме — заполнение опросников в «бумажном» виде. Во второй части исследования опрос проводился в тех же университетах, среди студентов тех же направлений обучения. Выборку составили 143 студента, из них 100 девушек и 43 юноши, в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст — 19 лет). Было опрошено 55 студентов-психологов, 53 студента-медика, 35 студентов естественно-научного направления обучения. Опрос проводился с использованием платформы Google Forms.
Для определения отношения студентов к ЦОТ использовался авторский опросник, который прошел психометрическую проверку [3; 18]. При разработке опросника мы опирались на анализ литературы и подобные методики, предложенные ранее другими авторами [10; 11]. Итоговый вариант опросника «Отношение студентов к цифровым образовательным технологиям» включает 21 закрытый вопрос относительно тех или иных аспектов использования цифровых технологий в образовании. Вопросы группируются в 4 шкалы (некоторые вопросы включены в 2-3 шкалы):
1) «Общая вовлеченность в использование цифровых образовательных технологий», характеризующая общий интерес к ЦОТ (12 вопросов);
2) «Вовлеченность в цифровое пространство», отражающая активность использования цифровых технологий в целом, возможно, не только в образовательных целях (8 вопросов);
3) «Использование цифровых технологий в образовании», более конкретно отражающая отношение к цифровым технологиям в образовательном процессе (8 вопросов);
4) «Цифровая компетентность» — включает 4 вопроса, описывающих ситуации, с которыми пользователь может столкнуться при использовании цифровых технологий (например: «Представьте себе ситуацию: Вам пришло письмо от администрации сервиса корпоративной почты
Вашего вуза о том, что Ваш ящик взломан. Чтобы его восстановить, Вас просят прислать пароль. Как Вы, скорее всего, поступите в этом случае?»).
При проведении второй части исследования в опросник были добавлены 3 закрытых вопроса (об изменении отношения к ЦОТ после перехода к дистантному обучению и о преимуществах и недостатках ЦОТ) и 2 открытых вопроса («В чем заключаются основные «плюсы» использования цифровых технологий в образовании, по Вашему мнению?», «В чем заключаются основные «минусы» использования цифровых технологий в образовании, по Вашему мнению?»), ответы на которые далее анализируются отдельно.
Для статистической обработки использовались методы описательной статистики, анализ процентного распределения частоты ответов, а также непараметрический U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок (т.к. группы студентов, участвовавших в двух частях исследования, совпадали лишь частично). Расчеты выполнялись с помощью программной платформы статистического анализа (программный пакет IBM SPSS Statistics 23).
Результаты и их обсуждение
Результаты сравнения средних показателей по шкалам авторского опросника у студентов разных направлений обучения до (первый срез) и после начала пандемии COVID-19 (второй срез) представлены в таблицах 1-4.
Как видно из таблиц 1-4, у всех студентов ожидаемо повысилась общая вовлеченность в цифровое пространство и общая вовлеченность в использование ЦОТ (что особенно заметно у студентов медицинского и психологического направлений обучения). Во всех группах возрос показатель конкретного использования цифровых технологий в образовании, но этот сдвиг особенно заметен у студентов-медиков и практически не выражен у студентов естественно-научного направления. При этом интересно, что цифровая компетентность практически не изменилась (кроме небольшого сдвига у студентов-психологов, у которых она была наименее выражена по итогам первого среза).
Таблица 1
Статистическая оценка различий в выраженности показателей отношения к ЦОТ у студентов трех направлений обучения до и после начала пандемии
Шкалы опросника отношения студентов к ЦОТ Среднее значение и критерии Р -
1 срез (N=173) 2 срез (N=143) уровень знач.
Общая вовлеченность
в использование цифровых образовательных 21,66 24,39 16914,0 0,000**
технологии
Вовлеченность в цифровое пространство 15,41 17,64 16814,0 0,000**
Использование цифровых технологии в образова- 13,28 14,69 15838,5 0,000**
нии
Цифровая компетентность 9,78 9,78 12 520,5 0,846
Примечание. * — р < 0,05; ** — р < 0,01, значимые различия выделены
серым фоном
Таблица 2
Статистическая оценка различий в выраженности показателей отношения к ЦОТ у студентов естественно-научного направления обучения до и после начала пандемии
Шкалы опросника отношения студентов к ЦОТ Среднее значение и критерии Р -
1 срез (N=63) 2 срез (N=35) уровень знач.
Общая вовлеченность в ис-
пользование цифровых об- 21,62 23,29 1356,0 0,059
разовательных технологии
Вовлеченность в цифровое пространство 15,17 16,63 1371,0 0,046*
Использование цифровых технологии в образовании 14,08 14,34 1184,0 0,542
Цифровая компетентность 10,00 10,40 1172,0 0,586
Примечание. * — р < 0,05; ** — р < 0,01, значимые различия выделены серым фоном, различия на уровне тенденции (р < 0,1) выделены курсивом
Таблица 3
Статистическая оценка различий в выраженности показателей отношения к ЦОТ у студентов медицинского направления обучения до и после начала пандемии
Шкалы опросника отношения студентов к ЦОТ Среднее значение и критерий Р -уровень знач.
1 срез (N=62) 2 срез (N=53)
Общая вовлеченность в использование цифровых образовательных технологий 21,42 24,72 2361,5 0,000**
Вовлеченность в цифровое пространство 15,56 18,19 2339,5 0,000**
Использование цифровых технологий в образовании 11,73 14,42 2456,5 0,000**
Цифровая компетентность 10,40 9,79 1430,5 0,213
Примечание. *—р < 0,05; **—р < 0,01, значимые различия выделены
серым фоном
Таблица 4
Статистическая оценка различий в выраженности показателей отношения к ЦОТ у студентов психологического направления обучения по двум срезам
Шкалы опросника отношения студентов к ЦОТ Среднее значение и критерий Р -уровень знач.
1 срез (N=48) 2 срез (N=55)
Общая вовлеченность в использование цифровых образовательных технологий 22,04 24,78 1820,5 0,001**
Вовлеченность в цифровое пространство 15,52 17,76 1804,0 0,001**
Использование цифровых технологий в образовании 14,25 15,18 1585,0 0,077
Цифровая компетентность 8,69 9,36 1566,0 0,097
Примечание. * — р < 0,05; ** — р < 0,01, значимые различия выделены серым фоном, различия на уровне тенденции (р < 0,1) выделены курсивом
На рис. 1 представлены сравнительные диаграммы ответов студентов на один из центральных обобщающих вопросов исследования: «Каким образом, по Вашему мнению, цифровые технологии влияют на процесс обучения?», которые они дали до и после начала пандемии. Прекрасно видно, что большинство студентов (около 75%) полагают, что цифровые технологии положительно влияют на учебный процесс, и в общей выборке процент таких ответов практически не изменился. Но при этом среди студентов-медиков количество разделяющих эту точку зрения увеличилось (с 59,7% до 73,6%), а среди студентов психологического и естественно-научного направлений — уменьшилось (с 87,3% до 80,0% и с 81,3% до 72,7%, соответственно). В то же время произошел рост числа тех, кто считает, что цифровые технологии влияют на учебный процесс отрицательно — с 2,3% до 7,0% по всей выборке, при этом наиболее выраженная динамика — у студентов-психологов с 0% до 8,6%. Также можно отметить, что уменьшилась доля «неопределившихся» студентов, тех, кто не может однозначно ответить на этот вопрос: по выборке в целом сдвиг незначительный (с 19,1% до 16,8), так как прежде всего эта тенденция характерна для студентов-медиков (с 32,3% до 20,8%). Можно сказать, что получение реального опыта дистантного обучения отчасти «гармонизировало» отношение к ЦОТ, сделало его более взвешенным и более однородным у студентов разных направлений обучения, при этом доминирующей осталась оценка положительного влияния цифровых технологий на учебный процесс.
Таким образом, после перехода на дистантное обучение у студентов увеличилась вовлеченность в цифровое пространство, а также в целом улучшилось отношение к ЦОТ. Больше всего изменилось отношение к ЦОТ у студентов-медиков, а меньше всего — у студентов естественно-научного направления обучения. Безусловно, это связано со спецификой данных направлений обучения, т.к. по итогам первой части исследования именно студенты-медики в меньшей степени были вовлечены в использование ЦОТ и многие из них считали это нецелесообразным [8].
Распределение ответов студентов на дополнительные вопросы, касающиеся изменения их отношения к ЦОТ после начала пандемии и перехода на дистантный режим обучения, представлены на рис. 2-5 (проценты от общего числа опрошенных и от числа студентов в каждой подгруппе).
Рис. 1. Влияние цифровых технологий на процесс обучения, по мнению студентов до (1 срез) и после (2 срез) начала пандемии (в скобках указан процент ответов по общей выборке)
Итак, больше трети студентов (35%) отметили, что их отношение к использованию ЦОТ с переходом на онлайн обучение изменилось в лучшую сторону, почти у трети студентов (32,2%) отношение не изменилось, у 21% студентов — ухудшилось (рис. 2). При этом наиболее стабильным отношение осталось у студентов-психологов, более выраженная динамика как в положительную, так и в отрицательную сторону заметна у студентов-медиков, среди студентов естественно-научного профиля больше всего «неопределившихся».
При этом почти половина опрошенных (41,3%) считают, что дис-
танционные образовательные технологии имеют больше недостатков, чем преимуществ перед стационарным обучением (рис. 3), такая точка зрения доминирует у студентов-медиков (52,8%). Почти треть от всех студентов (29,4%) считают обе эти формы обучения в равной степени эффективными (здесь «лидируют» студенты естественно-научного направления — 42,9%), и лишь 16,1% опрошенных находят в дистанционных образовательных технологиях больше преимуществ, чем недостатков.
Да, в лучшую сторону (35,0)
Нет, не изменилось (32,2)
Да, в худшую сторону (21,0)
Затрудняюсь ответить
(11,9)
¡Естественно-научное направление I Психологическое направление
34,3%
7,7%
40,0%
Медицинское направление
Рис. 2. Изменение отношения к использованию ЦОТ с переходом на онлайн обучение (в скобках указан процент ответов по общей выборке)
Рис. 3. Преимущества / недостатки дистанционных образовательных технологий перед стационарным обучением (в скобках указан процент ответов по общей выборке)
Больше трети всех студентов (36,4%) оценивают свой опыт электронного обучения, полученный весной 2020 года, положительно (такая точка зрения сильнее всего выражена у студентов-психологов — 43,6%), и менее четверти (18,9%) — отрицательно (рис. 4).
Положительно (36,4)
Отрицательно (18,9) Нечто среднее (42,0)
Затрудняюсь ответить (2,8)
28,6%
1 34,Ц %
Ш 43,69
20,0%
1 20,8%
16,4%
39,6%
38,2%
| 0,0% ) 5,7% ■ 1,8%
51,4%
/
■ Естественно-научное направление а Медицинское направление
■ Психологическое направление
Рис. 4. Оценка опыта электронного обучения, полученного весной 2020 года (в скобках указан процент ответов по общей выборке)
Удобство и комфорт (32,2)
Доступность учебных материалов (30,1)
Скорость поиска и объем информации (23,1)
Экономия времени (22,4)
I Психологическое направление I Естественно-научное направление
■ 23,6% ' 30,2%
■ 27,3%
1 35 ,8%
25, 7%
25■ 5%
122,6%
20,0%
1 23'6- /о
1 22,9%
48,6%
/
Медицинское направление
Рис. 5. Открытый вопрос о «плюсах» использования ЦОТ (в скобках указан процент ответов по общей выборке)
При ответе на открытый вопрос о «плюсах» использования ЦОТ (рис. 5) чаще всего студенты указывали на удобство и комфорт (32,2%) и доступность учебных материалов (30,1%), а также скорость поиска / объем получаемой информации (23,1%) и экономию времени (22,4). Интересно, что студенты естественно-научного направления в большей степени оценили удобство и комфорт ЦОТ (48,6%), а студенты-медики — доступность учебных материалов (35,8%).
Технические неполадки (25,2)
Трудности с
самодисциплиной (15,4)
Вред для здоровья,
нагрузка на зрение (14,7)
Отсутствие контакта с преподавателями (9,8)
Не подходят для практических занятий
(9Д)
Неотлаженность системы дистантного обучения (9,1)
Отсутствие «живого» общения (7,0)
■ Психологическое направление Ю Медицинское направление
■ Естественно-научное направление
Рис. 6. Открытый вопрос о «минусах» использования ЦОТ (в скобках указан процент ответов по общей выборке)
При ответе на вопрос о «минусах» использования ЦОТ четверть всех опрошенных (25,2%) указали на технические неполадки (рис. 6). Дополнительно студенты разных направлений обучения выделяли разные «минусы» использования ЦОТ. Так, студенты-медики помимо
технических неполадок (30,2%) чаще отмечали возможный вред здоровью (24,5%) и неэффективность использования ЦОТ для практических занятий (17%). Студенты-психологи чаще студентов других направлений обучения в качестве «минусов» указывали на трудности с самодисциплиной (20%), отсутствие «живого» общения (14,5%) и прямого контакта с преподавателями (12,7%). Для студентов естественно-научного направления обучения наиболее значимыми «минусами» ЦОТ стали технические неполадки (20%) и неотлаженность системы дистантного обучения в вузе (17,1%). Очевидно, что в данном случае содержание ответов зависело как от профессиональной направленности обучения, так и от особенностей реализации дистантного обучения в разных вузах. Отметим, что две основные группы проблем, сопровождавших переход на дистант в период пандемии, были выявлены и в других исследованиях: 1) технические неполадки и затруднения, 2) психологические проблемы с мотивацией, самоорганизацией, вовлеченностью и коммуникацией сторон [1; 7; 14].
Заключение
Таким образом, представленный в статье обзор актуальных публикаций по проблемам цифровизации образования и анализ результатов эмпирического исследования динамики отношения к ЦОТ у студентов разных направлений обучения в период пандемии СОУГО-19, позволяют сделать следующие выводы.
Системы высшего образования большинства стран мира в целом справились с непредвиденным вызовом современности, когда из-за пандемии пришлось в течение 1-2 недель экстренно и полностью перейти к обучению студентов в дистанционном формате. Во многом это стало возможным благодаря тому, что в последние десятилетия ЦОТ постепенно внедрялись в образовательный процесс, хотя это и вызывало неоднозначную реакцию как у преподавателей, так и у студентов. В создавшейся критической ситуации проявилась готовность (или неготовность) каждого конкретного вуза, с одной стороны, предоставить технические возможности для онлайн обучения, а с другой — обеспечить компетентность участников образовательного процесса для эффективного использования имеющихся в их распоряжении ЦОТ. К сожалению, как показали массовые опросы российских преподавателей и студентов, в начале пандемии главным средством дистанционного обучения стала
электронная почта [1; 7], а не цифровые образовательные платформы или системы, позволяющие обеспечить контакт участников онлайн в реальном времени. Тем не менее, по мере развития ситуации был получен прекрасный опыт, который позволил на практике ощутить преимущества и недостатки ЦОТ и наметить пути решения возникших проблем.
В качестве основных трудностей, с которыми пришлось столкнуться в процессе вынужденного перехода на дистанционный формат обучения, большинство опрошенных студентов и преподавателей в разных странах называют прежде всего технические проблемы (плохое интернет-соединение или его отсутствие, недоступность необходимой техники или соответствующего программного обеспечения, отсутствие доступа к специальным системам для онлайн обучения и т.п.) и недостаточную цифровую компетентность участников. В то же время обострились и психологические проблемы, связанные с недостатками мотивации, вовлеченности, самоорганизации студентов, которые затрудняют обучение и в «традиционном» очном формате, но в дистанционном формате могут становиться фатальными. Безусловно, к главным ограничениям использования ЦОТ были отнесены проблемы с общением и коммуникацией, необходимой для обеспечения педагогического процесса: отсутствие «живого» контакта, трудности с оперативной обратной связью, невозможность проведения некоторых видов практических занятий, сомнения в самостоятельности выполнения контрольных работ и т.п. В связи с существованием последней группы проблем большинство современных студентов и преподавателей считают, что после окончания пандемии образование должно вернуться в традиционный очный формат с применением ЦОТ только в качестве дополнительных возможностей, а также для обеспечения тех видов образования, которые преимущественно или полностью реализуются в дистанте (очно-заочное, заочное, дистанционное).
Проведенное нами эмпирическое исследование отношения к ЦОТ у студентов разных направлений обучения (естественно-научного, медицинского, психологического), которое было начато до и продолжено после начала пандемии, позволило выявить определенную динамику мнений относительно ЦОТ.
Во-первых, конечно, у студентов всех направлений обучения повысилась вовлеченность в цифровое пространство в целом и вовлеченность в использование ЦОТ, в частности, однако это практически не изменило
их цифровую компетентность. Скорее всего, это связано с экстренностью перехода к дистантным формам обучения, что не позволило уделить внимание формированию цифровых компетенций участников.
Во-вторых, наиболее выраженная динамика отношения к ЦОТ по большинству параметров выявлена у студентов-медиков, которые по результатам первого среза исследования относились к ним наиболее «настороженно», что связано со спецификой их будущей профессии.
В-третьих, большинство опрошенных студентов в целом положительно оценили влияние цифровых технологий на процесс обучения как до, так и после начала пандемии. Во второй части исследования по этому параметру заметно сближение оценок у студентов разных направлений обучения за счет роста процента положительных оценок у студентов-медиков. Практика использования ЦОТ сделала ответы студентов более взвешенными и обоснованными.
В-четвертых, все студенты положительно или нейтрально оценивают свой опыт электронного обучения, полученный в начале пандемии. Положительная оценка наиболее выражена у студентов-психологов из РУДН. Мы склонны видеть в этом косвенный показатель готовности данного вуза к использованию ЦОТ: уже более 10 лет внедряется и используется телекоммуникационная учебно-информационная система (ТУИС), обеспечивающая возможности электронного обучения, а в начале пандемии оперативно заработала платформа MS Teams, которая имеет широкий спектр возможностей для реализации онлайн обучения.
В-пятых, говоря о преимуществах ЦОТ, студенты всех направлений обучения отмечают их удобство и комфорт, доступность учебных материалов, экономию времени. Среди недостатков все отмечают технические проблемы, но студенты-медики также подчеркивают вред для здоровья, студенты-психологи — психологические проблемы с самодисциплиной, а студенты естественно-научного профиля — неотлаженность системы дистанционного обучения в вузе.
В целом, все опрошенные нами студенты видят у ЦОТ больше недостатков, чем преимуществ перед традиционным очным обучением (хотя и признают у них наличие положительного потенциала), что соответствует выводам других исследователей о неготовности обучающихся к полному переходу на дистанционные формы обучения после окончания пандемии, а также о их нежелании отказаться от непосредственного контакта в учебной аудитории с преподавателями и другими студентами.
Перспективы данного исследования заключаются в продолжении изучения связей отношения к ЦОТ с психологическими особенностями не только у студентов, но и у преподавателей. На этой основе планируется разработка рекомендаций для оптимизации внедрения ЦОТ в учебный процесс с учетом выявленных психологических факторов. Дальнейшая цифровизация высшего образования в тех или иных пропорциях неизбежна и именно поэтому психологам и педагогам нужно приложить усилия, чтобы этот процесс проходил в оптимальной форме: без потери преимуществ очного обучения и с использованием уникального опыта, полученного в период пандемии.
Литература
1. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. и др. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100. Ьйр8:/Мо1. ощ/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
2. БаеваЛ. В., Храпов С. А., Ажмухамедов И. М. и др. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 28-44.
3. Бычкова П. А. Психологические особенности студентов и их отношение к цифровым образовательным технологиям: ВКР магистра: 37.04.01 — Психология. М.: РУДН, 2020. 105 с.
4. Елкина И. М. Современное онлайн- и офлайн-образование с позиции видения философии образования // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 9-21.
5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6-27.
6. Миронов В. В., Сорина Г. В., Перов В. Ю. и др. Онлайн и офлайн-образова-ние: методология и принятие решений: мат-лы круглого стола // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9-49.
7. Нарбут Н. П., Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т. и др. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 611-621. ао1: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621
8. Новикова И. А., Бычкова П. А. Отношение к цифровым образовательным технологиям у студентов разных направлений обучения // Личность в современном мире: образование, развитие, самореализация: материалы Международной научно-практической онлайн-конференции / под ред. С. И. Кудинова, О. Б. Михайловой. М.: РУДН. С. 469-476.
9. Попова О. И. Цифровизация образования и бренд вуза: отношение студентов к процессам // Вопросы управления. 2019. № 3 (39). С. 245-250.
10. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 47-56.
11. Юзефович Т. С. Соотношение активности использования цифровых техноло-
гий с учебной мотивацией и академической успешностью у студентов разных направлений обучения: ВКР магистра: 37.04.01 — Психология. М.: РУДН, 2018. 114 с.
12. Andrew M., Taylorson J., Langille D. J., Grange A., Williams N. Student attitudes towards technology and their preferences for learning tools/devices at two universities in the UAE // Journal of Information Technology Education: Research. 2018. Vol. 17. P. 309-344. https://doi.org/10.28945/4111
13. Cicha K., Rizun M., Rutecka P., Strzelecki A. COVID-19 and Higher Education: First-Year Students' Expectations toward Distance Learning // Sustainability. 2021. Vol. 13. 1889. https://doi.org/10.3390/ su13041889
14. De Martino M., Gushchina Y. S., Boyko Z. V., Magnanini A., Sandor I., Guerrero PerezB. A., Isidori E. Self-organisation in lifelong learning: Theory, practice and implementation experience involving social networks and a remote format // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17. No. 3. P. 373-389 (2020). https:// doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-373-389
15. Dvoryatkina S. N., Shcherbatykh S. V., Lopukhin A. M. Scientific and Methodological Support for Teachers in the Context of Gamification in Mathematics Study in the Russian System of Additional Education // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021. Vol. 18. No.1. P. 140-152. https://doi. org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-140-152
16. Guillen-Gamez F.D., Romero MartinezS. J., Ordonez CamachoX. G. Diagnosis of the attitudes towards ICT of education students according to gender and educational modalit. // Apertura. 2020. Vol.12. No. 1. http://dx.doi.org/10.32870/Ap.v12n1.1786
17. Irawan A., Dwisona D., Lestari M. Psychological Impacts of Students on Online Learning During the Pandemic COVID-19 // KONSELI: Jurnal Bimbingan dan Konseling (E-Journal). Vol.7. P. 53-60. https://doi.org/10.24042/kons.v7i1.6389
18. Novikova I., Bychkova P., Zamaldinova G. N. Personality traits and attitude towards digital educational technologies in Russian university students // INTED2021 Proceedings. 15th International Technology, Education and Development Conference (March 8-9, 2021 — Valencia, Spain). Valencia: IATED, 2021. P. 9999-10005. https://doi. org/10.21125/inted.2021.2087
19. Ozdamli F. Attitudes and opinions of special education candidate teachers regarding digital technology // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2017. Vol.9. No.4. P. 191-200. https://doi.org/10.18844/wjet.v9i4.2581
20. Poluekhtova I. A., Vikhrova O. Yu., Vartanova E. L. Effectiveness of Online Education for the Professional Training of Journalists: Students' Distance Learning During the COVID-19 Pandemic // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. No.4. P. 26-37. https://doi.org/10.11621/ pir.2020.0402
21. Radu M.-C., Schnakovszky C., Herghelegiu E., Ciubotariu V.-A., Cristea I. The Impact of the COVID-19 Pandemic on the Quality of Educational Process: A Student Survey // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No.21. 7770. https://doi.org/10.3390/ijerph17217770
22. Rizun M., Strzelecki A. Students' Acceptance of the COVID-19 Impact on Shifting Higher Education to Distance Learning in Poland // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No.18. 6468. https://doi. org/10.3390/ijerph17186468
23. Vladova G., Ullrich A., Bender B., Gronau N. Students' Acceptance of Technology-Mediated Teaching — How It Was Influenced During the COVID-19 Pandemic in 2020: A Study From Germany // Frontiers in Psychology. Vol.12. 636086. doi: 10.3389/ fpsyg.2021.636086
UNIVERSITY STUDENTS' ATTITUDES TOWARDS DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES BEFORE AND AFTER OUTBREAK OF COVID-19 PANDEMIC
The article includes a brief overview of psychological, pedagogical and sociological studies on various aspects of attitudes towards the digital educational technologies (DET) among students of Russian and international universities, conducted before and after the onset of the COVID-19 pandemic and, accordingly, a sharp and one-step transition to education in remote format. The authors present and analyze results of their research carried out before (in February — early March 2020) and after (late May — early June 2020) the start of the pandemic at three large Moscow universities (RUDN University, National University of Science and Technology MISiS, and Pirogov Russian National Research Medical University). The first part of the study involved 173 (61% — girls) students, the second — 143 (69% — girls) students. To diagnose university students' attitudes towards DET, the authors' questionnaire was used. The questionnaire includes 4 scales: (1) "General involvement in the use of DET" scale; (2) "Involvement in the digital space" scale; (3) "The use of digital technologies in education" scale, and (4) "Digital competence" scale. Also 5 additional questions were added to the questionnaire to identify the dynamics of attitudes towards DET in the second part of the study. The findings of the research showed that: (1) there was an increase of university students' involvement in the digital environment and in the use of DET after the start of pandemic; (2) students, in general, positively assess the e-learning experience gained in spring 2020; (3) they consider comfort, time saving, affordability as advantages of DET, and they list technical and technological difficulties, psychological problems with motivation and self-organization as DET disadvantages. Medical students showed the most pronounced positive shift in attitudes towards DET, while before the pandemic and the transition to the remote education, they treated DET with more restraint than students of the psychological and natural sciences. Research prospects are associated with the development of recommendations for university students and teachers for optimization of the DET implementation in the educational process, taking into account the revealed psychological and pedagogical factors.
Keywords: digital educational technologies; digitalization of education; online education; remote learning; university students; pandemic COVID-19.
References
• Aleshkovskij I. A., Gasparishvili A. T., Kruhmaleva O. V. i dr. Studenty vuzov Rossii o dis-tancionnom obuchenii: ocenka i vozmozhnosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. Vol. 29. No. 10. P.. 86-100. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100 [In Rus].
• Andrew M., Taylorson J., Langille D. J., Grange A., Williams N. Student attitudes towards technology and their preferences for learning tools/devices at two universities in the UAE // Journal of Information Technology Education: Research. 2018. Vol. 17. P. 309-344. https://doi.org/10.28945/4111
• Baeva L. V., Hrapov S. A., AzhmuhamedovI. M. i dr. Cifrovoj povorot v rossijskom obra-zovanii: ot problem k vozmozhnostyam // Cennosti i smysly. 2020. No. 5 (69). P. 28-44. [In Rus].
• Bychkova P. A. Psihologicheskie osobennosti studentov i ih otnoshenie k cifrovym obrazovatel'nym tekhnologiyam: VKR magistra: 37.04.01.— Psihologiya. Moscow, 2020. 105 pp. [In Rus].
• Cicha K., Rizun M., Rutecka P., Strzelecki A. COVID-19 and Higher Education: First-Year Students' Expectations toward Distance Learning // Sustainability. 2021. Vol. 13. 1889. https://doi.org/10.3390/ su13041889
• De Martino M., Gushchina Y. S., Boyko Z. V., Magnanini A., Sandor I., Guerrero PerezB. A., Isidori E. Self-organisation in lifelong learning: Theory, practice and implementation experience involving social networks and a remote format // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17. No. 3. P. 373-389 (2020). https://doi. org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-373-389
• Dvoryatkina S. N., Shcherbatykh S. V., Lopukhin A. M. Scientific and Methodological Support for Teachers in the Context of Gamification in Mathematics Study in the Russian System of Additional Education // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021. Vol. 18. No.1. P. 140-152. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-140-152
• Elkina I. M. Sovremennoe onlajn- i oflajn-obrazovanie s pozicii videniya filosofii obra-zovaniya // Cennosti i smysly. 2020. No. 6 (70). P. 9-21. https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10051 [In Rus].
• Guillen-Gamez F.D., Romero MartinezS. J., Ordonez CamachoX. G. Diagnosis of the attitudes towards ICT of education students according to gender and educational modalit. // Apertura. 2020. Vol.12. No. 1. http://dx.doi.org/10.32870/Ap.v12n1.1786
• Irawan A., Dwisona D., Lestari M. Psychological Impacts of Students on Online Learning During the Pandemic COVID-19 // KONSELI: Jurnal Bimbingan dan Konseling (E-Journal). Vol.7. P. 53-60. https://doi.org/10.24042/kons.v7i1.6389
• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sistemnye transformacii v sfere obrazovaniya v usloviyah vne-dreniya cifrovyh tekhnologij // Cennosti i smysly. 2020. No. 5 (69). P. 6-27. https://doi. org/10.24411/2071-6427-2020-10042 [In Rus].
• Mironov V. V., Sorina G. V., Perov V. Yu. i dr. Onlajn i oflajn-obrazovanie: metodologi-ya i prinyatie reshenij: mat-ly kruglogo stola // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019. No. 4. P. 9-49. [In Rus].
• Narbut N. P., Aleshkovskij I. A., Gasparishvili A. T. i dr. Vynuzhdennoe distancionnoe obuchenie kak stimul tekhnologicheskih izmenenij vysshej shkoly Rossii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. 2020. Vol. 20. No.3. P. 611-621. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621 [In Rus].
• Novikova I. A., Bychkova P. A. Otnoshenie k cifrovym obrazovatel'nym tekhnologiyam u studentov raznyh napravlenij obucheniya. // Lichnost' v sovremennom mire: obra-
zovanie, razvitie, samorealizaciya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii. Moscow: RUDN publ., 2020. P. 469-476 [In Rus].
• Novikova I., Bychkova P., Zamaldinova G. N. Personality traits and attitude towards digital educational technologies in Russian university students // INTED2021 Proceedings. 15th International Technology, Education and Development Conference (March 8-9, 2021 — Valencia, Spain). Valencia: IATED, 2021. P. 9999-10005. https://doi.org/10.21125/ inted.2021.2087
• Ozdamli F. Attitudes and opinions of special education candidate teachers regarding digital technology // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2017. Vol.9. No.4. P. 191-200. https://doi.org/10.18844/wjet.v9i4.2581
• Poluekhtova I. A., Vikhrova O. Yu., Vartanova E. L. Effectiveness of Online Education for the Professional Training of Journalists: Students' Distance Learning During the COVID-19 Pandemic // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. No.4. P. 2637. https://doi.org/10.11621/ pir.2020.0402
• Popova O. I. Cifrovizaciya obrazovaniya i brend vuza: otnoshenie studentovk processam // Voprosy upravleniya. 2019. No. 3 (39). P.. 245-250. [In Rus].
• Radu M.-C., Schnakovszky C., Herghelegiu E., Ciubotariu V.-A., Cristea I. The Impact of the COVID-19 Pandemic on the Quality of Educational Process: A Student Survey // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No.21. 7770. https://doi.org/10.3390/ijerph17217770
• Rizun M., Strzelecki A. Students' Acceptance of the COVID-19 Impact on Shifting Higher Education to Distance Learning in Poland // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No.18. 6468. https://doi.org/10.3390/ ijerph17186468
• Soldatova G. U., Rasskazova E. I. Kratkaya i skriningovaya versii indeksa cifrovoj kompe-tentnosti: verifikaciya i vozmozhnosti primeneniya // Nacional'nyj psihologicheskij zhur-nal. 2018. No.3 (31). P.. 47-56. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0305 [In Rus].
• Vladova G., Ullrich A., Bender B., Gronau N. Students' Acceptance of Technology-Mediated Teaching — How It Was Influenced During the COVID-19 Pandemic in 2020: A Study From Germany // Frontiers in Psychology. Vol.12. 636086. doi: 10.3389/ fpsyg.2021.636086
• Yuzefovich T. S. Sootnoshenie aktivnosti ispol'zovaniya cifrovyh tekhnologij s uchebnoj motivaciej i akademicheskoj uspeshnost'yu u studentov raznyh napravlenij obucheniya: VKR magistra: 37.04.01.— Psihologiya. Moscow: RUDN, 2018. 114 p. [In Rus].