УДК 327
Н. А. Хаустова
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова; е-таН: [email protected]
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ на ближнем ВОСТОКЕ
Статья посвящена рассмотрению глобальных вызовов и угроз международной безопасности в контексте сложившейся обстановки в Ближневосточном регионе. Автор выявляет основные тенденции ее развития в рамках полицентричной модели геополитического устройства мира и осуществляет прогноз политической ситуации на ближайшую перспективу. Теоретико-методологической основой данной работы явился системно- исторический подход к исследованию политической обстановки.
Ключевые слова: Ближний Восток; вызовы; угрозы; международная безопасность; глобализация; полицентричность; «полюсы силы».
N. A. Khaustova
PhD (Philosophy), Assoc. Prof.,
Associate Professor at the Political Science and Sociology Department of the Plekhanov Russian University of Economics; e-mail: [email protected]
CHALLENGES AND THREATS TO MODERN SOCIETY IN THE CONTEXT OF THE POLITICAL SITUATION IN THE MIDDLE EAST
The article is dedicated to the study of global challenges and threats to international security, in close relationship with the current situation in the Middle East. The author identifies the main trends of its development within the framework of a polycentric model of the geopolitical structure of the world and makes a forecast of the political situation for the near future. The theoretical and methodological basis of this article is the system historical approach to the political situation.
Key words: The Middle East; challenges; threats; international security; globalization; polycentricity; «power poles».
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящий момент происходит обострение политической ситуации в Ближневосточном регионе, что представляет угрозу международной и национальной безопасности. Для определения характера нестабильности в данном регионе необходимо, в первую очередь, выявить характер и направленность противоречий современного мира, глобальные вызовы и ключевые угрозы, что позволит осуществить прогноз политической ситуации на ближайшую перспективу.
Теоретическим осмыслением проблем геополитики, в том числе, в ближневосточной проекции, занимаются А. И. Абалян, В. В. Ахмадуллин, В. К. Белозёров, А. А. Вартумян, В. А. Дергачев, Б. А. Исаев, Н. И. Калинина, И. Ф. Кефели, И. Рамоне, В. Р. Чагилов, В. Н. Шевелев и многие другие.
Научная новизна данной работы определяется комплексным характером исследования глобальных процессов современности в тесной взаимосвязи с политической ситуацией на Ближнем Востоке.
Глобальные вызовы современнму обществу
Знаменитый ученый А. Тойнби в своей работе «Постижение истории» сформулировал закон вызова и ответа, согласно которому историческая ситуация или природные факторы ставят перед человечеством проблему - «вызов», в связи с которым дальнейшее развитие общества будет определяться выбором варианта решения - «ответ». Адекватный ответ позволит не только решить проблему, но и выведет общество на новый уровень развития. Если же нужный ответ не будет найден, то в обществе возникнут аномалии, накопление которых впоследствии приведет к «надлому», а затем к упадку [Тойнби 1991].
Так, выдающийся философ и социолог А. А. Зиновьев указал следующие основные вызовы всему эволюционному процессу человечества: западнизация, американизация и глобализация, с началом которых «человечество вступило в эпоху новой глобальной войны нового типа...» [Зиновьев 2005].
В настоящее время исследователи, в основном, выделяют два глобальных вызова, стоящих перед современным обществом в целом. Первый - это противостояние между западной христианской и исламской
цивилизациями. На это указал в конце XX века американский исследователь-аналитик, социальный философ и политолог С. Хантингтон, полагавший, что основным источником будущих конфликтов будет уже не идеология, и не экономика, а столкновение цивилизаций как доминирующий фактор мировой политики [Хантингтон 1994].
Второй глобальный вызов - столкновение сторонников однопо-лярного и многополярного мира, создающее обострение ситуации вокруг формирования нового миропорядка. Современная мировая система более не может существовать в рамках неолиберального лидерства США, утвердившегося после распада Советского Союза. Само собой разумеется, что Штаты не собираются утрачивать свою гегемонию в мировом пространстве: установки их глобальной стратегии остаются неизменными в течение веков и десятилетий. Они направлены на инициативное продвижение собственных интересов и ценностей, признанных универсальными, посредством применения силы, в том числе военной [Белозёров 2016].
Однако многополярный мир набирает свою силу в результате подъема экономики развивающихся стран (в частности, Китая). И в настоящее время они играют немаловажную роль в политике, торговле и финансовой сфере. При этом в мире уже практически не остается независимых «полюсов силы»: все государства так или иначе встроены в ту или иную цивилизацию.
Ключевые угрозы, исходящие из Ближневосточного региона
В настоящий момент одной из главных угроз человечеству является активизация мирового экстремизма в его самой радикальной форме - терроризме, влияние которого распространяется не только на территорию какого-либо одного государства. В современном информационном обществе любая идеология может заявить свои права. Как правило, экстремисты провозглашают идею разрушения сложившегося миропорядка, неприятие западных ценностей с приматами индивидуализма, потребления, массовой культуры и толерантности.
После окончания «холодной войны» США стали доминировать на Ближнем Востоке, что на практике имело негативные последствия: это привело к дестабилизации, активизации международного терроризма, насильственному свержению ряда правительств, гуманитарным
интервенциям. И, как известно, создание управляемого хаоса в том или ином регионе мира является одной из отработанных технологий США [Белозёров 2014].
Процесс глобализации повлиял на развитие секулярного мировосприятия в современном обществе, тем самым усилив роль религиозного фактора внутри экстремистских групп. Утверждаем, что эта тенденция сделала общество более уязвимым для террористической деятельности. Доказательством тому послужил рост миграции из Ближневосточного региона, что активизировало распространение «исламского терроризма» на территории европейских государств.
Дополним к этому еще и тот факт, что в последние десятилетия в мире происходил процесс так называемой исламской глобализации, подразумевающей под собой отрицание институтов нации и государства, утверждение «чистого» ислама и создание всемирного сообщества людей, живущих по законам общины мусульман эпохи первых халифов. Это привело к тому, что при поддержке салафитов -радикального религиозно-политического течения в исламе, в 20122014 годы на северных территориях Ирака и Сирии было создано «исламское государство». За сравнительно короткий период времени оно превратилось в хорошо отлаженную, организованную политическую структуру с собственной экономикой, армией и идеологией [Хаустова 2017].
Военный конфликт в Ираке, Ливане, Иордании и Сирии являлся главной движущей силой миграции как угрозы современному обществу на протяжении последних лет. Политическая нестабильность, религиозная и этническая дискриминация, гражданские войны, бедность послужили стимулом для вынужденных, масштабных нелегальных миграционных потоков на Запад. В итоге, государства Европейского союза уже столкнулись с проблемами усугубления национально-этнических конфликтов, ростом преступности, угрозой террористических актов, развитием криминогенной обстановки, возрастанием политической и социальной напряженности в обществе.
В связи с созданием единого глобализационного пространства происходит не только взаимодействие и сотрудничество народов и культур, но и разграничение зон влияния в рамках цивилизаций. Тем не менее имеет место быть и противоположная тенденция - обострение этноконфессионального фактора как реакции на процесс глобализации, возникшей в результате информационной революции.
Управление информационными потоками привело к укреплению этносов и религий, трансформации конфессий и эклектизации этно-конфессиональных систем.
В этих условиях нарастает тенденция поиска путей сохранения национальной идентичности, формируется негативная тенденция к построению «единой нации», а точнее «этнонации». Руководящая элита, как правило, берет курс на унитаризм и центризм, отказывая другим этническим общностям и культурам в автономизации, обвиняя их в унитаризме, сепаратизме и шовинизме. Государство здесь не в состоянии стать беспристрастной третьей силой, поскольку само выражает интересы определенной этнической группы, отождествляя их с интересами всего общества [Шевелев 2015]. В итоге это приводит к острой межэтнической напряженности, кровавым столкновениям на почве религии и территориальным притязаниям. Данная тенденция обуславливает не без того сложный характер этнонациональных процессов в странах Ближнего Востока и становится угрозой всему мировому порядку.
Заметим, что в целом для Ближневосточного региона на сегодняшний день характерен не только исключительно конфликтный потенциал, но и рекордно высокий уровень милитаризации, что, несомненно, представляет угрозу для международной безопасности [Калинина 2013]. Несмотря на то, что с 2011 года в результате «бархатных» революций были свергнуты политические режимы в Тунисе, Ливии, Йемене и дважды в Египте, можно с уверенностью заявлять: «арабская весна» далека от своего завершения. Неконтролируемые вооруженные столкновения различной интенсивности до сих пор происходят в Бахрейне, Ираке, Иордании, Кувейте, Саудовской Аравии, Сирии.
Констатируем тот факт, что конфликты в странах демонтажа государственного управления перетекли на иной уровень: они происходят теперь не между прежней властью и протестующими, а между теми, кто свергал эту власть и вновь образовавшимися политическими элитами, нацеленными на политику дальнейшей милитаризации региона. Рост ближневосточного рынка вооружения привел к резкому росту напряженности в арабском регионе и чреват непредсказуемыми последствиями для всего мира.
Арабские революции на Ближнем Востоке коренным образом изменили ситуацию в данном регионе. Более активное влияние здесь стали иметь «новые игроки» - Катар, Бахрейн, Саудовская
Аравия и Египет. Именно от них получают щедрую военную и техническую помощь радикальные исламские партии и движения в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Однако эти государства и сами не в состоянии контролировать исламистов, подрывающих своими действиями не без того хрупкую архитектуру региональной безопасности.
К сложному внутриполитическому положению на Ближнем Востоке добавляются и до сих пор неурегулированные арабо-израильские отношения, или, как их часто называют, «ближневосточный конфликт». Он является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире: его начало относится к 40-м годам XX века в связи с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств.
Сегодня Израиль остается основным стратегическим партнером Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. По мнению Вашингтона, это единственное в регионе государство с политической системой, идентичной западной демократии, а, значит, его необходимо удерживать в качестве проводника американских интересов на этой территории. Тем не менее американское влияние в силу ряда причин сейчас значительно снижается. Израиль, для которого угрозу представляет не только Палестина, но и весь арабский мир, сейчас оказывается в очень сложной ситуации.
Прогноз развития политической ситуации на Ближнем Востоке
Вероятным сценарием развития событий станет усиление влияния исламского фундаментализма на всем Ближнем Востоке, и, возможно, через укрепление связей между исламским движением в Израиле и палестинским ХАМАСом, или какими-либо другими радикальными исламскими движениями ближневосточного региона, такими как, например, ливанская Хизболла. Угроза терроризма, исходящая от радикальных исламистов, может возрасти и привести к дальнейшей эскалации конфликта. Как вариант, в борьбе за мировое лидерство Запад может задействовать эти региональные исламистские организации против России и Китая.
Проблема миграционных процессов на Ближнем Востоке на ближайшее десятилетие останется одной из ключевых угроз для национальной и международной безопасности европейских государств. Неконтролируемая массовая миграция будет чревата обострением
угрозы международного терроризма, распространением эпидемий и заболеваний, ростом экономической и социальной нестабильности, политизацией миграционных процессов, перспективой исламизации европейского континента, а также трансформацией существующей системы международных отношений.
Считаем, что в дальнейшем милитаризация данного региона будет только прогрессировать, поскольку политическим элитам необходимо продолжать укреплять свои позиции и влияние в зонах нестабильности. Бездействие международного сообщества по этому вопросу уже приводит к перманентному и неизбежному погружению Ближнего Востока в зону конфликта, и, как следствие, в дальнейшем к обострению угрозы международной безопасности. Более того, наблюдается стремление сторонних держав вмешиваться во внутренние дела арабских государств и исключить Российскую Федерацию, проводящую взвешенную политику в этом регионе, из числа значимых геополитических игроков.
Подводя итог данному исследованию, считаем: сегодня нет никаких оснований полагать, что ситуация на Ближнем Востоке в среднесрочной перспективе может улучшиться. Скорее всего, в ближайшие 10-15 лет она будет оставаться конфликтной.
Прогноз последствий политической ситуации на Ближнем Востоке в рамках полицентричной модели мирового устройства
Исходя из того, что сегодня в мире формируется полицентрическая модель геополитического устройства, обобщим основные тенденции ее развития и последствия, которые с большой долей вероятности могут возникнуть в современной международной системе.
Как известно, концепция полицентричного мира предполагает одновременное функционирование многочисленных центров управления и принятия решений, а именно, сильных государств или блоков с различными интересами, перспективами и ценностями, взаимоотношения которых определяют развитие мировой политики. Утверждаем, что в современной архитектуре глобальной безопасности по-прежнему доминируют инструменты, созданные в эпоху двухполярного мира. На сегодняшний день практически отсутствуют международные механизмы, способные обеспечивать стратегическую стабильность на планете.
Прогнозируем значительное снижение уровня международной безопасности в период развития многополярности и формирования новых «центров силы», поскольку на карту будут поставлены не только стремление к поиску баланса стабильности, а приоритет национальных интересов, прежде всего, на Ближнем Востоке.
В связи с этим, может произойти подъем объединительного национально-религиозного движения, основанного на идеологии исламского фундаментализма, антиамериканизма и азиатской солидарности. Как вариант, в скором времени может произойти объединение арабских земель вокруг Палестины и создание нового Арабского халифата. Этому способствует тот факт, что общая численность арабов по разным оценкам составляет от 430 до 450 млн человек. Они составляют большинство населения таких стран, как Тунис, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Египет, Бахрейн, Сирия, Катар, Оман, Йемен, Саудовская Аравия, Марокко, Иордания, Ливан, Алжир, Мавритания и Ирак, Судан и Западная Сахара.
Непомерно высокие личные амбиции политических лидеров ряда ближневосточных стран ранее не позволяли создать условия для объединения. Именно против них и была направлена «арабская весна». Считаем, что большинство мусульманских стран и далее захлестнет «вирус» революции, что приведет к неуправляемому хаосу в этом регионе. Тогда-то на исторической арене и появится какой-нибудь «халиф» с намерением объединить весь исламский мир [Хаустова, Глазунов 2016].
Полицентричной модели современного мирового устройства в настоящий момент присущи три черты: раздробленность, поляризация и конфронтация. В этой связи подчеркнем, что вызовы и угрозы международной безопасности в современном мире имеют трансграничный характер и поэтому не могут быть нейтрализованы на уровне отдельных государств. Основным условием их преодоления должно стать взаимное международное сотрудничество всех государств.
Заключение
Основными угрозами мировому сообществу, так или иначе исходящими из Ближневосточного региона, на сегодняшний день являются активизация мирового экстремизма в его самой радикальной форме - терроризме, «исламское государство», рост
неконтролируемой миграции, обострение этноконфессиональных конфликтов, неурегулированные арабо-израильские отношения, чрезвычайная милитаризация региона.
Исследование причин их распространения позволило автору осуществить прогноз политической ситуации на ближайшую перспективу: нет никаких оснований полагать, что ситуация на Ближнем Востоке в среднесрочной перспективе может улучшиться, в ближайшие десять-пятнадцать лет она будет оставаться конфликтной.
В этой связи делается вывод: вызовы и угрозы международной безопасности имеют трансграничный характер и поэтому не могут быть нейтрализованы на уровне отдельных государств. «Ответом» на вызовы современного мира может стать общее осмысление и определение сложности возникающих угроз, а также выработка конструктивных методов их противодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белозёров В. К. От стратегии национальной безопасности - к глобальному и перспективному стратегическому проектированию // Власть. 2016. № 7. Т. 24. C. 10-15. Белозеров В. К. Управляемый хаос и глобальные политические стратегии //
Геополитика и безопасность. 2014. № 4. С. 9-13. Зиновьев А. А. Распутье. М : Элефант, 2005. 320 с.
Калинина Н. И. Милитаризация Ближнего Востока: динамика и риски //
Индекс безопасности. 2013. № 3 (106). С. 43-62. Тойнби А. Постижение истории. М. : Прогресс, 1991. 736 с. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-48. Хаустова Н. А. Идеология «исламского государства» как глобальный вызов современному обществу // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017. № 2. С. 20-24.
Хаустова Н. А., Глазунов О. Н. Контуры стратегической нестабильности XXI века. Геополитические игры на мировой шахматной доске. Прогнозы до 2030. М. : URSS, 2016. 176 с. Шевелев В. Н. Этноконфессиональные процессы в странах востока в условиях модернизационного вызова современности // Социально-гуманитарные знания. 2015. URL: www.cyberleninka.ru/article/n/16568494 (дата обращения: 14.01.2020).
REFERENCES
Belozjorov V. K. Ot strategii nacional'noj bezopasnosti - k global'nomu i pers-pektivnomu strategicheskomu proektirovaniju // Vlast'. 2016. № 7. T. 24. C. 10-15.
Belozerov V. K. Upravljaemyj haos i global'nye politicheskie strategii // Geopoli-
tika i bezopasnost'. 2014. № 4. S. 9-13. Zinov'ev A. A. Rasput'e. M. : Jelefant, 2005. 320 s.
Kalinina N. I. Militarizacija Blizhnego Vostoka: dinamika i riski // Indeks bezopasnosti. 2013. № 3 (106). S. 43-62. Tojnbi A. Postizhenie istorii. M. : Progress, 1991. 736 s. Hantington S. Stolknovenie civilizacij? // Polis. 1994. № 1. S. 33-48. Haustova N. A. Ideologija «islamskogo gosudarstva» kak global'nyj vyzov sovre-mennomu obshhestvu // Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk. 2017. № 2. S. 20-24. Haustova N. A., Glazunov O. N. Kontury strategicheskoj nestabil'nosti HHI veka. Geopoliticheskie igry na mirovoj shahmatnoj doske. Prognozy do 2030. M. : URSS, 2016. 176 s. Shevelev V. N. Jetnokonfessional'nye processy v stranah vostoka v uslovijah mod-ernizacionnogo vyzova sovremennosti // Social'no-gumanitarnye znanija. 2015. URL: www.cyberleninka.ru/article/n/16568494 (data obrashhenija: 14.01.2020).