Научная статья на тему 'Российско-сирийское сотрудничество как инструмент восстановления политических позиций Сирии на Ближнем Востоке'

Российско-сирийское сотрудничество как инструмент восстановления политических позиций Сирии на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
789
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СИРИЙСКИЙ КОНФЛИКТ / СИРИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / MIDDLE EAST / FOREIGN POLICY STRATEGY / GEOPOLITICS / INTERNATIONAL RELATIONSHIPS / RUSSIAN-SYRIAN RELATIONS / SYRIAN CONFLICT / SYRIA / COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хаддад Моханнад

Рассматриваются военно-политические, экономические и культурные связи, сложившиеся между Россией и Сирией в результате трансформации их дипломатических отношений на фоне внутреннего конфликта в стране. Путем анализа официальных соглашений и договоров, регулирующих взаимоотношения двух государств, а также изучения их текущей роли в мировом политическом процессе, автор предлагает различные варианты будущего развития российско-сирийских отношений, которые будут способствовать построению наиболее перспективной и успешной стратегии по восстановлению и стабилизации внутриполитической обстановки в Сирии и укреплению позиций двух государств на Ближнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-SYRIAN COOPERATION AS A TOOL OF RESTORATION OF SYRIAN POLITICAL POSITIONS IN THE MIDDLE EAST

The article is devoted to the study of political-military, economic and cultural ties between Russia and Syria that had developed as a result of transformation of their diplomatic relations at the edges of the interior conflict in Syria. By analyzing official agreements and treaties that govern relations between the two states, as well as examining their current roles in the world political process, the author suggests different ways for the creation the most successful strategy for restoration and stabilization of the domestic political situation in Syria and strengthening the positions of two states in the Middle East.

Текст научной работы на тему «Российско-сирийское сотрудничество как инструмент восстановления политических позиций Сирии на Ближнем Востоке»

УДК 327.56

РОССИЙСКО-СИРИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ СИРИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

М. Хаддад

Рассматриваются военно-политические, экономические и культурные связи, сложившиеся между Россией и Сирией в результате трансформации их дипломатических отношений на фоне внутреннего конфликта в стране. Путем анализа официальных соглашений и договоров, регулирующих взаимоотношения двух государств, а также изучения их текущей роли в мировом политическом процессе, автор предлагает различные варианты будущего развития российско-сирийских отношений, которые будут способствовать построению наиболее перспективной и успешной стратегии по восстановлению и стабилизации внутриполитической обстановки в Сирии и укреплению позиций двух государств на Ближнем Востоке.

Ключевые слова: Ближний Восток, внешнеполитическая стратегия, геополитика, международные отношения, российско-сирийские отношения, сирийский конфликт, Сирия, сотрудничество.

Геополитическая обстановка в современном мире характеризуется вовлеченностью глобальных акторов во внутренние и региональные конфликты. Цель, которую они при этом преследуют, состоит в отстаивании и собственных интересов, усилении военно-политического и экономического влияния на мировой арене, установлении контроля над территориями и вытеснении из регионов геополитических соперников. Ближний Восток при этом представляет собой регион, который в силу своего выгодного географического положения на протяжении долгого времени находится в центре внимания многих мировых держав, в число которых, наравне с США и странами Евросоюза (далее - ЕС), включена и Россия. Попытки согласовать интересы перечисленных акторов происходят на фоне обострившихся глобальных вызовов современности. При этом следует констатировать, что ситуация в мире остается напряженной и возникают все новые конфликты [1].

Ряд важных обобщающих констатаций, оценок и опасений в отношении происходящего содержится в Концепции внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. [2] (далее - Концепция). Так, в связи с ситуацией на Ближнем Востоке в целом, и в Сирийской Арабской Республике (далее - САР) в частности, в Концепции особо выделяются тенденции к навязыванию одними субъектами мировой политики своей позиции другим участникам мирового политического процесса (ст. 5 Концепции), обострение террористической угрозы, а также межнационального и межрелигиозного соперничества (ст. 14 Концепции); кроме того, особо отмечается, что Россия всецело осознает свою особую ответственность за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне и нацелена на совместные действия со всеми заинтересованными государствами в интересах решения общих задач (ст. 21 Концепции).

В этих условиях Россия заинтересована в реализации внешней политики, направленной на стабильность в международных отношениях, сохранении верховенства международного права и невмешательства во внутренние дела других стран в корыстных целях. Учитывая особую накаленность политического процесса на Ближнем Востоке, Россия заинтересована в стабилизации политических конфликтов в регионе, нейтрализации угроз, ставящих в опасность жизни людей и вызывающих глобальные социально-политические проблемы. При этом Россия полностью заинтересована в необходимости решения всех проблем через авторитетные международные институты, например, ООН [2].

Оценивая официальные внешнеполитические установки России и соотнося их с содержанием действовавших ранее доктринальных документов, следует отметить, что проводимому ей в современных условиях курсу в отношении Ближнего Востока и Сирии присущи устойчивость и последовательность. Манифестированные и реализуемые внешнеполитические установки означают, что Россия выступает важным фактором, определяющим внутреннюю и внешнюю политику Сирийской Арабской Республики. В связи же с необходимостью полноценного понимания детерминации процессов формирования и реализации региональных приоритетов внешней политики Сирии изложенные выше положения действующей Концепции позволяют констатировать следующее.

1. Российская Федерация заинтересована в урегулировании внутреннего конфликта и в нормализации отношений Сирийской Арабской Республики с ее соседями.

Реализуемый в настоящее время Россией внешнеполитический курс в отношении Ближнего Востока и Сирии оказывает стабилизирующее воздействие, что вызывает и поддержку со стороны политических сил, заинтересованных в нормализации ситуации в регионе. Закономерным результатом указанных процессов выступает укрепление позиций России в регионе и легитимации ее внешнеполитического курса в условиях обостряющегося геополитического соперничества.

В этой связи одним из важнейших последствий конструктивных действий России на Ближнем Востоке в силу объективных причин выступает распространение ее политического влияния на Ближнем Востоке. Разумеется, все это приобретает особую актуальность в контексте укрепления России в качестве одного из ключевых центров силы в современном мире.

2. В рамках следования заявленному внешнеполитическому курсу Российская Федерация опирается на ряд международных институтов глобального и регионального уровня. Среди них необходимо выделить:

- Совет Безопасности ООН;

- ближневосточный «квартет» (созданное в 2002 году объединение Евросоюза, России, США и ООН для консолидации усилий по мирному урегулированию Арабо-израильского конфликта);

- Российско-Арабский форум сотрудничества;

- Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ);

- Организация исламского сотрудничества.

Характеризуя задачи, связанные с обеспечением присутствия России на Ближнем Востоке, реализации ее национальных интересов, следует выделить такие наиболее важные, как:

- регулирование политической ситуации, поддержание стабильности и снижение конфликтогенности в регионе, что является возможным за счет географической близости Ближневосточного региона (далее - БВР) и Российской Федерации и прилагаемым усилиям, а также относительно стабильным партнерскими отношениям с большинством стран региона;

- свободный (или близкий к свободному) доступ к богатым углеводородным источникам региона, участие в их геологической разведке с дальнейшим участием в их совместной разработке и последующей реализации на мировых рынках;

- усиление политической и экономической позиций России в БВР [2].

Фактически уже в течение двух десятилетий имеет место постепенное

наращивание внешней политики России на ближневосточном направлении. При этом она занимает конструктивную позицию и демонстрирует свое стремление выступить в качестве посредника в урегулировании ряда региональных конфликтов.

Такая позиция проявляется в восстановлении Россией своего статуса в арабо-израильском урегулировании, в отстаивании национальных интересов в энергетической сфере (при выстраивании отношений с Ираком и Ираном), расширении круга партнеров в регионе и др. Важным преимуществом России, в отличие от Запада, в данном контексте являются развитые связи с рядом стран региона, складывавшиеся в течение длительного времени.

Участие России в решении сирийского конфликта и ее стремление к последовательному развитию военно-политических и торгово-экономических связей с Сирией, а также содействие наиболее скорому установлению мира в САР и на всей территории БВР, вызвано не только и не столько альтруистическими настроениями российского руководства, но прежде всего двумя принципиально важными соображениями стратегического характера: во-первых, недопущение доминирования США в БВР и, во-вторых, поддержка политического режима Башара Асада в целях совместной борьбы против исламистских радикалов и транснациональных террористических группировок.

В 2011 году, после обострения внутреннего конфликта в Сирии, Россия решительно заняла позицию содействия действующего легитимного правительства Башара Асада, выступив со своей стороны с активной поддержкой внутрисирийского политического диалога и поддержав инициативу сирийских властей по бескровному решению проблем за столом переговоров посредством допуска оппозиционных сил к участию в выборах [3]. В настоящее время отношения между двумя государствами сохраняют дружественный и партнерский характер [4].

Таким образом, вполне обоснованным представляется то, что для России дальнейшее развитие двусторонних отношений с Сирией влечет существенные выгоды. Уже сейчас степень развития и укрепления межгосударственных контактов на всех уровнях позволяет использовать предоставляемые Сирией возможности в качестве достаточно эффективных инструментов для борьбы против деструктивного американского доминирования в регионе и недопущения разрушительного использования международного воинского контингента под эгидой США на территории суверенной Сирии.

Среди ближневосточных государств именно Сирии отводится особое место в реализации геополитических интересов России. Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, в связи с тем, что Сирия находится на незначительном удалении от южных границ Российской Федерации, процессы, происходящие на территории страны, в той или иной мере затрагивают обеспечение национальной безопасности России [5; 6]. Это, в первую очередь, касается последствий деятельности террористических и экстремистских организаций, что особенно актуально для России как страны, имеющей высокий процент мусульманского населения [7].

Ясно, что эта деятельность имеет и внешнее измерение, в связи с чем Россия последовательно поддерживает легитимные правительства Сирии и других государствах региона, которые на протяжении продолжительного периода выступают против исламистов и в то же время являются объектами воздействия со стороны международного терроризма.

Следует отметить, что прежде всего благодаря деятельности России, направленной на снижение конфликтного потенциала Ближнего Востока уже к 2017 году удалось значительно уменьшить активность ИГИЛ, почти вдвое сократить площадь контролируемой террористическими организациями территорий в Сирии, остановить приток иностранных джихадистов и уничтожить значительное число боевиков в стране [8].

Во-вторых, в настоящее время Россия заинтересована в развитии многостороннего сотрудничества с обладающими огромным инвестиционным потенциалом странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (далее - ССАГПЗ), в число которых входит и Сирия. Данная организация наравне с Лигой арабских государств (далее - ЛАГ) является активным участником международных отношений, без которого невозможно формирование и реализация региональной интеграционной политики, а также эффективное решение вопросов безопасности.

В-третьих, трансформация внешнеполитического курса России привела к тому, что в него стали постепенно интегрироваться все новые компоненты, меняющие сам характер внешней политики страны. Так, эксперты отмечают, что «в настоящее время российская внешняя политика обретает идеологический аспект» [3]. Такой подход предполагает вовлечение религиозных структур, в том числе и использование потенциала Русской Православной Церкви Московского Патриархата (далее - РПЦ), которая проводит активную политику по укреплению «русского мира». Данная деятельность предполагает

распространение российской культуры и языка в различных регионах мира, включая Ближний Восток и, в частности, Сирию. Учитывая, что христианское население в Сирии постепенно сокращается (это характерно для всей территории БВР), для РПЦ и, как следствие, для государства, его защита становится одной из новых геополитических задач.

В-четвертых, проводимая со стороны США в САР политика управляемой напряженности, суть которой заключается в формировании таких военно-политических условий, при которых обеспечивается сохранение контроля над территорией всего ближневосточного региона со стороны Вашингтона, создает серьезные угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Наконец, в-пятых, немаловажное значение имеет и то, что Россия приобретает возможности для военного присутствия в регионе. Так, Военно-Морской Флот России получает важный с точки зрения геополитических устремлений России пункт базирования в сирийском порту Тартус, который представляет собой один из немногих военных объектов России вне ее национальных границ [9]. Это особенно актуально с учетом того обстоятельства, что одной из стратегических задач Российской Федерации на ближайшие годы выдвигается увеличение российского военного присутствия в Средиземном море [10].

Таким образом, интерес России в урегулировании внутреннего сирийского конфликта имеет достаточно веские основания. С 2011 года и по сегодняшний день российское руководство демонстрирует всестороннюю поддержку правительства Б. Асада, что препятствует усилению позиций антироссийских сил на Ближнем Востоке. Следует вместе с тем отметить, что президент Сирии с самого начала конфликта не воспринимался российской стороной как единственный и незаменимый союзник, что подтверждается, например, отсутствием крепких партнерских отношений и прямого диалога между президентами двух государств вплоть до 2013 года [3]. При этом Россия на протяжении продолжительного периода является одним из основных поставщиков оружия в Сирию. В целом успешно развиваются двусторонние отношения в самых различных сферах взаимодействия. Так, между двумя государствами подписан и действует ряд важных договоров и соглашений:

- Договор о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Сирийской Арабской Республикой от 08.10.1980.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о торговом, экономическом и техническом сотрудничестве от 15.04.1993.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 02.07.2003.

- Соглашение между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Государственным министерством по делам

окружающей среды Сирийской Арабской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 11.05.2010.

- Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 18.01.2017.

- Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о расширении территории пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус и заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики от 18.01.2017.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об обучении несовершеннолетних граждан Сирийской Арабской Республики в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе от 20.09.2018.

Контент-анализ приведенных выше документов позволяет говорить о том, что военно-политические и социально-экономические цели двух государств в значительной степени совпадают. И Россия, и Сирия заинтересованы в установлении более тесных дружественных отношений, особенно в военно-политической сфере.

Факторы, перечисленные выше, лежат в основе повышенного интереса России к САР. Вместе с тем, не только они объясняют поддержку официальных сирийских властей со стороны Кремля. Активное развитие двусторонних отношений предоставляет России возможность продвигать на международной политической арене (в противовес США) новую модель мирового устройства, в основе которой лежат международное право и принцип противодействия попыткам одностороннего вмешательства отдельных государств во внутренние дела той или иной страны, насильственного насаждения в ней выгодных им режимов.

Затянувшийся же внутренний конфликт в Сирии не только представляет собой результат крайнего нарастания внутренней социальной напряженности, но одновременно выступает и как прямое следствие действий, предпринятых внешними игроками для достижения собственных эгоистических целей. Ведущая роль в этом процессе отводится США, отношения с которыми у России весьма напряженные.

Таким образом, Россия в САР выступает в качестве одного из главных посредников и гарантов обеспечения мира и безопасности. Российские военные структуры демонстрируют высокую эффективность в борьбе против террористических и экстремистских организаций, отстаивая, помимо всего прочего, интересы сирийского народа. Не вызывает сомнений и то, что первоочередную значимость для России имеет защита национальных интересов

и упрочение авторитета на мировой политической арене [11]. Сегодня российские ВКС активно участвуют в военных и антитеррористических кампаниях, нанося удары по формированиям, представляющим угрозу российскому государству.

По справедливой оценке министра обороны России Сергея Шойгу, «распад сирийского государства был предотвращен главным образом благодаря успеху проведенной в Сирии операции российских Вооруженных сил» [11]. В общей сложности в ходе данной операции российские пилоты нанесли 71 000 ударов по инфраструктурным объектам террористов, уничтожив более 35 000 боевиков, 725 тренировочных лагерей, 405 заводов и мастерских по производству боеприпасов, 1 500 единиц военной техники террористов [12]. Зримым результатом участия российских воинских формирований в операции на территории Сирии стали:

а) существенное сокращение деятельности экстремистов (свыше 9 000 из них было уничтожено);

б) разминирование территории;

в) демилитаризация значительного числа населенных пунктов с общим числом жителей около 3 млн чел.

г) обеспечение режима прекращения огня;

д) возвращение значительного числа беженцев в свои поселения [12].

В целом же сложившаяся в Сирии ситуация носит архисложный характер. Ее характеризуют непрекращающаяся гражданская война, ряд территориальных конфликтов с соседними государствами региона, постоянное давление со стороны США, выдвигающих по отношению к Сирии многочисленные надуманные претензии (в том числе наличие на ее территории оружия массового поражения). Эти и другие факторы обусловили исключительную важность для САР развития двустороннего диалога с Россией, которая, в свою очередь, также заинтересована в том, чтобы обеспечить устойчивость двусторонних отношений, поскольку Сирия, несмотря на перечисленные выше проблемы, по-прежнему сохраняет ключевую роль в регионе.

На данный момент, основываясь на анализе содержания официальных документов, регулирующих российско-сирийские отношения, можно заключить, что государственные взгляды и реализуемые направления деятельности двух государств во многом совпадают. Как следствие, возрастает значение и результативность проектов, нацеленных на отстаивание национальных интересов, суверенитета Сирии, ее внешней политики и отношений с соседями.

Помимо сотрудничества в военно-политической сфере, Россия и САР заинтересованы в развитии двусторонних внешнеторговых связей и проведении диверсификации экономических связей. Однако стоит отметить, что эта сторона сотрудничества носит менее развитый характер, нежели в вопросах вооружения и военного сотрудничества, и в своей основе имеет политические причины и необходимость обеспечения региональной безопасности и реализации совпадающих национальных интересов [14]. Оценивая состояние российско-

сирийских экономических связей, невозможно обойти вниманием тот факт, что немалое воздействие на них оказывают западные санкции, введенные против обоих государств. Санкции касаются, в особенности, функционирования финансовой сферы, поскольку серьезно влияют на возможность межбанковского взаимодействия. Тем не менее, по данным, приводимым Чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Сирии А. В. Ефимова, двусторонняя торговля не прекращает свой рост [2].

В этой связи заслуживает внимания проведенное в Дамаске 13-14 декабря 2018 г. XI Заседание постоянной российско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ходе данной встречи обсуждалось участие России в ликвидации последствий войны в САР и восстановлении мирной жизни в стране. На мероприятии были обсуждены вопросы сотрудничества в области промышленности, медицины, энергетики и других отраслях. Участники также уделили большое внимание оценке состояния двусторонней торговли, разработке расширенной нормативно-правовой базы российско-сирийского сотрудничества в торгово-экономической сфере [14].

Названными сферами двустороннее сотрудничество не ограничивается. Текущий глобализационный процесс и все более усиленное внедрение инструментов «мягкой силы» в реализацию внешнеполитического курса ряда государств обусловили интерес российского и сирийского руководств к развитию и усилению двустороннего взаимодействия в области культуры. Взаимодействие двух государств в указанной сфере имеет давние исторические корни, связи складывались на протяжении долгих десятилетий. Так, множество сирийских режиссеров, актеров и представителей других творческих профессий получили образование в советских вузах. Сегодня между российскими и сирийскими университетами также налажен обмен студентами. Кроме того, сложилась позитивная практика организации мероприятий, направленных на продвижение российской культуры и искусства на территории Сирии.

Поскольку 2019 год отметился празднованием 75-летия установления российско-сирийских дипломатических отношений, в крупных сирийских городах прошли тематические концерты и фестивали с участием российских исполнителей [15]. В Дамаске создан и работает специальный Российский центр науки и культуры, который обеспечивает для сирийского народа возможности для изучения русского языка, знакомства с русской культурой и свободного к ней доступа. Работа Центра началась с подписания соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об учреждении и деятельности культурных центров [2]. Все это свидетельствует о том, что налаживание полноформатного российско-сирийского сотрудничества во всех отраслях имеет большие перспективы и имеет целью не только отстаивание собственных российских интересов, но и возвращение жизни сирийских граждан в мирное и безопасное русло. Благодаря таким действиям создаются условия для развития страны.

Таким образом, делая вывод всему вышесказанному, следует отметить, что между Россией и САР сложился широкий спектр военно-политических,

экономических, культурных связей, свидетельствующих в пользу перспективности и целесообразности дальнейшего укрепления сотрудничества и придания российско-сирийским отношениям нового импульса. Россия постепенно становится все более важным и влиятельным стратегическим партнером Сирии, что также положительно влияет на ее роль в БВР.

Не вызывает сомнений, что данный вариант будущего развития также имеет существенные выгоды для сирийской стороны. Анализ деятельности ключевых акторов мировой политики внутри БВР и непосредственно в Сирии показывает, что именно Россия, в отличие от США и ЕС, стремится к скорейшему завершению конфликта и стабилизации внутриполитической и социальной обстановки. Таким образом, при продолжении двустороннего сотрудничества могут быть восстановлены и укреплены позиции Сирии в регионе и на мировой арене.

Список литературы

1. Хаустова Н. А., Глазунов О. Н. Контуры стратегической нестабильности XXI века. Геополитические игры на мировой шахматной доске: Прогнозы до 2030 года. М.: ЛЕНАНД, 2014. 176 с.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 года // Официальные сетевые ресурсы Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 10.08.2019).

3. Тренин Д. Интересы России в Сирии // Московский центр Карнеги. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegie.ru/2014/06/09/ru-pub-55919 (дата обращения: 10.08.2019).

4. Интервью Посла России в Сирии А. В. Ефимова международному информационному агентству «Россия сегодня», 8 февраля 2019 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/web/guest / maps/sy/-/asset publisher/ 9fcjSOwMER

cf/c ontent/i d/35148 34 (дата обращения: 10.08.2019).

5. Белозёров В. К. Внешние угрозы безопасности России и их нейтрализация. // Вооруженные Силы Российской Федерации: модернизация и перспективы развития. М.: Издательский дом «Национальная оборона», 2012. С. 44-62.

6. Белозёров В. К. Геополитические смыслы Военной доктрины Российской Федерации // Геополитика и безопасность. 2015. № 1. С. 9-14.

7. Емельянов А. И. Антитеррористическая политика как один из аспектов национальной безопасности России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 6 (814). С. 266-274.

8. Адамова М. А. К вопросу измерения деятельности террористической организации ИГИЛ как мировой проблемы // АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 269.

9. Кабаскалова М. Г. К вопросу о столкновении интересов России и США // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 5 (73). С. 180-181.

10. Широкорад А. Б. Битва за Сирию. От Вавилона до ИГИЛ. М.: Вече, 2016. С. 314.

11. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Официальные сетевые ресурсы Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50548 (дата обращения: 10.08.2019).

12. Операция вооруженных сил России в Сирии // Международный дискуссионный клуб Валдай. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.valdaiclub.com/upload/resize cache/iblock/219/847 0 1/2199b8963ede604 3cc8a77b3f4071e32.jpg (дата обращения: 10.08.2019).

13. Юсеф Д. А. Нассарса. Российско-сирийские отношения в контексте геополитической конкуренции на Ближнем Востоке // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. №11. С. 258-262.

14. Юрий Борисов обсудил в Сирии участие российских компаний в восстановлении республики // Официальный сайт Правительства России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/35089/ ((дата обращения: 10.08.2019).

15. Россотрудничество организует комплекс крупных культурных мероприятий в Сирии в юбилейный для дипотношений год // Российский центр науки и культуры в Дамаске. [Электронный ресурс]. URL: http : //syr.rs.gov.ru/ru/news/46191 (дата обращения: 10.08.2019).

Хаддад Моханнад, аспирант, kafedra.politologia@ya.ru, Россия, Москва, Московский государственный лингвистический университет

RUSSIAN-SYRIAN COOPERATION AS A TOOL OF RESTORATION OF SYRIAN POLITICAL POSITIONS IN THE MIDDLE EAST

M. Haddad

The article is devoted to the study of political-military, economic and cultural ties between Russia and Syria that had developed as a result of transformation of their diplomatic relations at the edges of the interior conflict in Syria. By analyzing official agreements and treaties that govern relations between the two states, as well as examining their current roles in the world political process, the author suggests different ways for the creation the most successful strategy for restoration and stabilization of the domestic political situation in Syria and strengthening the positions of two states in the Middle East.

Key words: Middle East, foreign policy strategy, geopolitics, international relationships, Russian-Syrian relations, Syrian conflict, Syria, cooperation.

Haddad Mohannad, postgraduate, kafedra.politologia@ya.ru, Russia, Moscow, Moscow State Linguistic University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.