Научная статья на тему 'Российско-сирийские отношения в контексте геополитической конкуренции на Ближнем Востоке'

Российско-сирийские отношения в контексте геополитической конкуренции на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3960
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СИРИЯ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / БАШАР АСАД / РОССИЯ / РОССИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юсеф Д.А., Нассасра

В данной статье характеризуются основные геополитические проблемы региона Персидского залива, рассматриваются наиболее показательные факторы взаимодействия России и Сирии, значение сотрудничества с Сирией с точки зрения интересов России на Ближнем Востоке, а также стратегические приоритеты стран, определяющие взаимоотношения Сирии и России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско-сирийские отношения в контексте геополитической конкуренции на Ближнем Востоке»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

иностранным гражданам начали выдавать специальные документы «патенты», дающие право на трудоустройство.

Украинский кризис уже заставил внести изменения в миграционное законодательство. Так, ФМС обсуждает вопрос о предоставлении беженцам с Украины убежища по упрощенной процедуре и продлении срока их пребывания в РФ. Большинство украинских мигрантов рассчитывает в будущем вернуться на родину, однако многим возвращаться просто некуда, и в недалеком будущем они пополнят число граждан России.

Список использованной литературы:

1. Троицкая О. Украинский кризис и миграция [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3497#top

© Муляр Е. Н., 2015

УДК 327.56

Юсеф Д. А. Нассасра,

аспирант кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск, РФ

E-mail: pravednikova.ev@yandex.ru

РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Аннотация

В данной статье характеризуются основные геополитические проблемы региона Персидского залива, рассматриваются наиболее показательные факторы взаимодействия России и Сирии, значение сотрудничества с Сирией с точки зрения интересов России на Ближнем Востоке, а также стратегические приоритеты стран, определяющие взаимоотношения Сирии и России на современном этапе.

Ключевые слова

Сирия, Ближний Восток, Башар Асад, Россия, российская дипломатия, российско-сирийские отношения, геополитические проблемы, стратегическое партнерство, государственные интересы.

В современной системе международной безопасности и международных отношений геополитическое пространство традиционно является объектом пристального внимания политиков и экспертов.

Геополитические проблемы стран Ближнего Востока обусловлены двумя факторами современной мировой политики: нефтяным и исламским, а также, в значительной мере, - территориальными спорами стран региона, которые являются «питательной» средой для внешнего вторжения.

Гармонизация российско-сирийских отношений является существенным звеном полновесного обеспечения интересов РФ на Ближнем Востоке. Этим определяется актуальность рассмотрения отношений России и Сирии в контексте геополитической конкуренции на Ближнем Востоке, что и является целью данной статьи.

Как справедливо отмечает Мелихов И.А., арабские монархии Персидского залива в последние десятилетия переместились с региональной периферии в фокус мировой экономики и ближневосточной политики и встроены в картину глобализационных процессов, формирования транснациональных экономических взаимосвязей, возникновения новых параметров международных отношений [6].

Странами, имеющими свои стратегические геополитические интересы в регионе: до крушения биполярной системы, господствовавшей в международных отношениях более полувека, являлись США и СССР, а после 1991 г. - лишь США. Имело место британское, французское, турецкое влияние в регионе, а

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

также определенную роль выполняли и выполняют Египет и Сирия - государства, зачастую занимающие противоречивую позицию по вопросам региональной безопасности Персидского залива.

Определенную степень влияния на геополитическую ситуацию имеют международные региональные организации, такие, как ССАГПЗ и Лига арабских государств (ЛАГ), являющиеся активными участниками формирования и выработки основ региональной политики, в том числе и вопросов коллективной безопасности; международные межправительственные организации мирового уровня (ООН, Всемирный Банк, МВФ, ВТО, ОПЕК), которые, оказывая существенное влияние на экономику стран региона (например, на их возможности приобретения высокотехнологичных видов вооружения и военной техники), затрагивают и вопросы, включенные в сферу безопасности региона изначально; этнические (курды) и религиозные (шииты) группы, правящие и военные элиты.[2]

Остроту геополитическим проблемам региона придает тот факт, что он находится в сфере стратегических интересов США - крупнейшей мировой державы, претендующей на монопольное положение в решении вопросов мировой политики и выступающей одним из серьезных дестабилизирующих факторов в мировой политики.

Сирия занимает важное в геополитическом смысле место на Ближнем Востоке, но окружена недоброжелателями, которые осуществляют внешнее влияние на сирийскую периферию. Для Саудовской Аравии, Катара, Турции, Израиля желательна смена правящего режима в Сирии, ослабление и разделение ее на зоны влияния. Россия же, как и, например, Иран, Китай, выступает за мирное решение затянувшегося внутрисирийского конфликта, не противясь фигуре и режиму Б. Асада. Сохранение сильной преемственной власти в Сирии позволит уберечь ее от превращения в еще одно пространство нестабильности и постоянной угрозы для соседних и других стран в виде распространения радикального исламизма и терроризма.

Будучи не очень богатой энергоресурсами страной, по сравнению с другими странами региона, Сирия однако еще в период правления Хафеза Асада неоднократно предпринимала попытки стать лидером арабских стран, поэтому потребность укрепления военной мощи для обеспечения экономической и политической безопасности, для противодействия внутренним и внешним силам привела к необходимости, уже со стороны нового президента Сирии - Башара Асада, активизировать взаимоотношения с Россией -давним союзником и надежным партнером. Правящий в Сирии режим БашараАсада прилагает все возможные усилия, чтобы сохранить власть. Однако Асад опирается и на внешнюю поддержку - прежде всего России.

Исторически Россия во времена Советского Союза способствовала обретению Сирией независимости, становлении ее национального суверенитета. За десятилетия двустороннего сотрудничества в политической, военной, экономической и гуманитарной областях стороны обрели богатый опыт взаимодействия, создана солидная инфраструктура для развития российско-сирийских отношений. В постсоветский период сфера потенциального взаимодействия России и Сирии имела тенденцию к расширению. Двусторонние связи возобновились уже в новых геополитических условиях после официального визита президента Сирии Б. Асада в Москву, в 2005 г. [7]

Внутренний потенциал Сирии, особенности геополитического положения в регионе, международные тенденции и стратегии внешней политики России позволяют утверждать, что Сирия ведет свои отношения с Россией в рамках политики центра сил и на фоне политики престижности. Причем, Сирия по отношению к России демонстрирует совершенно иную внешнюю политику, чем в отношении других стран: не разрабатывает напрямую стратегию внешней политики по отношению к России, не делает Россию конкретным объектом своей внешней политики, а относится к России, как к необходимому фактору, поддерживающему политику страны по отношению к другим странам, как в регионе, так и на международной арене.[3]

Стратегия внешней политики Сирии включает определение целей, задач и позиций страны по таким вопросам, как вопрос о Голанских высотах, арабо-израильский конфликт, региональные организации на основе лидерства арабского мира, двусторонние отношения, отношения с соседними странами. Одним из главных условий этой стратегии является гарантия стабильности внутри страны на основе режима Башара Асада, а поскольку Сирия не может в одиночку осуществить эти проекты, силой, способной помочь Сирии в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

реализации ее планов, является Российская Федерация. Прочные отношения с Россией позволят Сирии обеспечить сбалансированный характер внешнеполитических связей.

Для России характер взаимодействия с Сирией также имеет важное значение. Во-первых, субрегион Персидского залива находится в относительной близости от ее южных рубежей, поэтому возникающие здесь процессы, в том числе и кризисные узлы затрагивают ее внешнюю безопасность. Во-вторых, наличие взаимосвязи между сепаратистско-экстремистскими кругами некоторых мусульманских районов РФ и религиозно-фундаменталистскими структурами стран Персидского залива подрывают стабильность российского общества и могут иметь негативные последствия для федеративного государственного устройства. В-третьих, объемы добываемых странами этого субрегиона углеводородных источников, к числу крупнейших экспортеров которых относится также Россия, напрямую воздействуют на формирование конъюнктуры и цен на мировом рынке. Наконец, российская сторона заинтересована в налаживании многогранного партнерства с государствами ССАГПЗ, обладающими громадным инвестиционным потенциалом.

На современном этапе разносторонние связи Сирии и России согласно установившейся традиции носят дружественный характер. Стратегические интересы России по обеспечению полосы стабильности на подступах к южным рубежам, естественные геополитическому положению РФ приоритеты в развитии всестороннего сотрудничества со странами Ближнего Востока диктуют необходимость более предметного участия России в продвижении ближневосточного переговорного процесса по направлению к всеобъемлющему и долгосрочному миру, который оставлял бы достойное место в регионе и для РФ. В контексте обоюдной заинтересованности двух стран политические акценты и концептуальные основы политики России и Сирии в отношении друг друга приобретают стратегическое значение.[7]

Крепкие экономические, политические и культурные связи, установленные между современной Россией и Сирией, то, что из числа крупных стран Россия - это главный союзник Сирии, а также то, что Сирия остается сферой влияния России на Ближнем Востоке, всегда не устраивало ни Запад, ни руководство монархий Залива.

Региональные конфликты и интересы супердержав заметно влияют на внешнюю политику Сирии. Позиция Сирии в арабо-израильском конфликте в отношении Голанских высот, по вопросу Ливана и Палестины, поддержка организаций, выступающих против Израиля, стали факторами, определившими негативную тональность сирийско-американских отношений. Взаимоотношения Сирии и США во многом определяются отношениями с Израилем, а также вопросами вооружения Сирии. [4]

Не испытывая в связи с этим чрезмерного оптимизма относительно перспектив развития американо-сирийских отношении, Дамаск, тем не менее, продолжает тактику стимулирования позитивных для сирийцев настроений и тенденций в США к более взвешенному подходу к САР. В то же время в Сирии считают, что Вашингтон вряд ли отойдет в ближайшей перспективе от традиционной линии неприятия открытого американского давления по БВУ на Израиль. Основные надежды на мирное урегулирование конфликта с Израилем, а также на полноценную нормализацию американо-сирийских отношений связаны с «вызреванием» в израильском обществе понимания необходимости заключения мира с Сирией на основе полного возвращения Голанских высот.

Разумеется, нельзя не отметить то влияние, которое на ситуацию в регионе оказывает такая политически и экономически мощная страна, как Турция. Анализ турецко-сирийских отношений показывает, что как Дамаск, так и Анкара, имея широкий спектр противоречий и расхождений, стремятся не доводить конфликты и неурегулированные проблемы в двусторонних отношениях до открытой конфронтации, усиленно ищут взаимоприемлемые пути для, по крайней мере, снятия остроты ситуации.

Интересы развития взаимовыгодного торгово-экономического двустороннего сотрудничества, прохождение транзитных торговых путей из Турции в Иорданию и страны Персидского залива через Сирию, общность подходов к недопустимости становления курдской государственности в целом и в Ираке в частности, взаимная проблема борьбы с наркобизнесом и контрабандой оружия - позволяют руководству в Дамаске и Анкаре удерживать отношения друг с другом в контролируемом русле «минимального добрососедства».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Кроме того, в последние 20 лет, особенно после значительного успеха исламистов на муниципальных выборах в Турции в марте 1994 г. и парламентских в декабре 1995 г. официальная Анкара начинает с большим пониманием относиться к постоянной озабоченности Дамаска активизацией исламского фактора внутри Сирии. Общая для обеих стран нарастающая угроза политизации ислама, исламского экстремизма нацеливает светские режимы в Сирии и Турции к более активному взаимодействию в направлении нейтрализации дестабилизирующих проявлений исламского фактора в регионе. При этом общая разбалансированность сирийско-турецких отношений, в силу вышеперечисленных факторов, сохраняется.

В силу сохраняющейся в Сирии напряженности межделегационный обмен между Россией и Сирией осуществляется мало. Однако визиты российских правительственных делегаций в Дамаск, состоявшиеся в последние годы, и визиты сирийских политических лидеров создали в целом благоприятные предпосылки для качественно нового этапа в двусторонних отношениях. Наполняется правовая база сирийско-российского сотрудничества. Россия выбрала оправданную тактику реализации своих интересов. Настойчивая позиция России и ряда других стран позволила избежать развития событий по «ливийскому сценарию». Ряд побед российской дипломатии и внешней политики в отношении сирийского вопроса позволяет полагать, что мирное решение проблемы, возможность «плавной трансформации» политического режима и преемственности власти, удержание Сирии от распада и эскалации конфликта возможны, и именно такой сценарий наиболее целесообразен. Одна из целей названных действий России - уменьшение влияния Соединенных Штатов и иных стран Запада на Ближнем Востоке.

Политический эффект от российской инициативы по развитию двусторонних отношений на высшем политическом уровне способен обеспечить и более широкие возможности для РФ вести с США диалог по вопросам БВУ, ситуации в регионе в целом. В таком варианте Вашингтон в большей степени будет вынужден считаться с ролью России на Ближнем Востоке, ее статусом косионсора мирной конференции.

Отношения Сирии с Америкой и другими государствами, имеющими интересы в этом регионе, не ограничиваются только арабо-израильской проблемой. Америка оказывает давление на Сирию, ссылаясь на наличие оружия массового поражения, ситуацию с Ираком и проблемы, связанные с поддержкой международного терроризма. Таким образом, руководство Сирии, понимая трудности противостояния Израилю, получающему мощную поддержку Америки, стремится найти стабильного партнера на международной арене, в частности, в лице России, которой, в свою очередь, не выгодна смена режима в Сирии, поскольку в ее стратегические планы входит вероятность возвращения в будущем в регион Среднего Востока и решение проблемы ближневосточного урегулирования.

Отношение в США к самостоятельной роли России на Ближнем Востоке остается настороженным и ревностным, что так или иначе сказывается и на состоянии американо-сирийских связей.

Сирия - одна из стран, участвовавших в арабо-израильской войне, не сумевшая отстоять перед Израилем Голанские высоты - свои территории, имеющие стратегическое значение. Находящаяся в состоянии конфликта с Израилем и подвергающаяся постоянному давлению со стороны США, Сирия остро нуждается в поддержке России, которая, в свою очередь, стремится расширить установившиеся контакты, исходя из того, что Сирия имеет большой вес и влияние в Ближневосточном регионе, да и в арабском мире в целом. Это обстоятельство обусловливает важность наращивания сотрудничества с этой страной для обеспечения интересов России в регионе. Вместе с тем и в случае нормализации обстановки вокруг их страны сирийцы сохранят заинтересованность в тесных отношениях с Россией, поскольку это позволит им обеспечить своим внешним связям сбалансированный характер.

В экономике Сирии влияние и значение России ощущается намного меньше, чем в вопросах вооружения и военной модернизации. Проекты в рамках экономической реформы Сирии и показатели двусторонних внешнеторговых связей говорят о том, что сирийско-российские отношения складываются на основе политических причин и позиций безопасности и больше предназначены для поддержки этих или других сфер сотрудничества.

Наличие в САР многочисленных диаспор с этническими корнями на территории РФ, исламизация ряда регионов России и появление в связи с этим качественно новых проблем для российской внутренней политики, а также наша «обреченность» жить в соседстве с исламским миром - все это ставит в однозначную

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

плоскость вопрос о необходимости налаживания тесных и доверительных отношений с сирийским руководством по широкому кругу все более актуальных для нас международных и внутренних проблем.

Таким образом, содержание российской цивилизационной идентичности (христианско-мусульманская страна) ставит Россию перед необходимостью сосуществовать с переживающим бурные изменения исламским миром. Широкий спектр исторически сложившихся связей России со странами Ближнего Востока в политической и военной сферах, в области экономики и культуры, образования однозначно свидетельствуют в пользу целесообразности придания этим отношениям качественно нового статуса, в большей мере отвечающего государственным интересам РФ. Российская Федерация с каждым годом становится все более важным стратегическим партнером Сирии, как в плане утверждения внутриполитических позиций страны, так и в плане военной модернизации и упрочения международного статуса. Россия также нуждается в данном стратегическом сотрудничестве, поскольку для нее это необходимая позиция на международной арене. Список использованной литературы:

1. Александров А.И. Политика Сирии: долговременная стабильность или затянувшаяся неопределенность? // Арабский мир в конце XX века. М.: РАН, 1996.

2. Арипов A.B. Сирия: факторы политико-экономических изменений // Ближний Восток и современность / Ред. М.Р. Арунова. М.: РАН, 2002.

3. Ахмедов В.М. Сирия при Башаре Асаде. Региональный опыт модернизации в условиях внешней нестабильности. М., 2005

4. Косач И. Г. Мирный процесс на Ближнем Востоке: Сирийское направление // Востоковедный сборник / Ред. В.А. Исаев. М.: РАН, 2001;

5. Лукьянов М.А. Сирия: два года политической лабильности // Вестник КемГУ, 2013, № 4 (56), Т. 2, С.74-79.

6. Мелихов И.А. Арабские монархии Персидского залива на этапе модернизации (70-90-е годы)// Автореферат дис. Док.ист. наук. - М., 2000.

7. Официальный сайт МИД РФ: http://mid.ru/nsrasia.nsf/1083b7937 (17.01.07)

© Юсеф Д. А. Нассасра, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.