ГОС
ВЛИЯНИЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2016.6J
Аджиб Шади, адъюнкт кафедры политологии Военного университета Министерства обороны РФ, e-mail: [email protected]. Волков Ярослав Валерьевич, доктор политических наук, начальник кафедры ближневосточных языков Военного университета Министерства обороны РФ, e-mail: [email protected].
В статье рассматривается феномен «арабской весны», её причины, особенности проявления в каждой отдельной стране и влияние на региональный политический процесс на Ближнем Востоке. Авторы подчёркивают, что «арабская весна» была осуществлена в рамках стратегии «гибридных войн».
региональный политический процесс, Ближний Восток, «арабская весна», «гибридные войны».
Мировой политический процесс как категория политической науки в своём сущностном выражении представляет собой единое целое. Однако на глобальном и, особенно, региональном уровне мировой политический процесс состоит из отдельных, специфических процессов, актуальных для конкретно-исторического периода и конкретного геополитического пространства. Исходя из этого, те или иные существенные изменения в системе международных отношений, происходящие во времени и пространстве, ограниченном рамками геополитического региона, правомерно называть региональными политическими процессами.
В каждом геополитическом регионе и на каждом историческом этапе конфигурация региональных политических процессов имеет свою специфику: на передний край выходят те изменения, которые оказывают существенное влияние на расстановку сил субъектов регионального политического процесса и, в итоге, - определяют эффективность системы региональной безопасности.
Аннотация.
Ключевые слова:
На Ближнем Востоке в настоящее время наиболее существенное влияние на политический процесс оказывают последствия революционных событий в ряде стран региона, получивших название «арабская весна».
Феномен «арабской весны», безусловно, не может оставаться в стороне при исследовании любой современной проблемы Ближнего Востока. Тот факт, что само явление и та цепная реакция, охватившая в той или иной степени и с разными последствиями все арабские страны, не был спрогнозирован ни политиками, ни экспертным сообществом во всём мире, ни в коем случае не означает, что события «арабской весны» явились случайным стечением обстоятельств.
События «арабской весны», безусловно, имеют объективные и субъективные причины, вызванные противоречивым ходом развития каждой арабской страны в отдельности. Однако трудно не заметить, что эти события развивались по схожим сценариям, что свидетельствует о наличии «режиссёра». Сценарии «арабской весны» напоминают сценарии «бархатных» революций в странах Восточной Европы и «цветных революций» на постсоветском пространстве. Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что «арабская весна» была осуществлена в рамках концепции «управляемого хаоса» и стратегии «гибридных войн».
Термин «гибридные войны» прочно вошёл в политический лексикон на рубеже ХХ-ХХ1 вв. На данный момент единого определения этого феномена не существует. Одни эксперты полагают, что гибридная война - это вид военного противоборства отдельных государств, при котором, кроме или вместо регулярной армии, используются силы специальных операций, наёмники, террористические группировки, частные военные компании, элементы «несистемной оппозиции». При этом основной целью чаще всего является не оккупация и аннексия территории, а смена политического режима или изменение направления внешней политики государства, подвергаемого атаке. Другие считают, что гибридная война представляет собой актуальный вид ведения боевых действий, которую одна из воюющих сторон ведёт не от своего имени, а от имени другой армии, при этом активно используя пропаганду, подрывную деятельность спецслужб на территории противника и различные техники искажения информации.
Не претендуя на истину в последней инстанции, считаем необходимым полагать, что в нынешних условиях правомерно вести речь не о гибридных войнах как таковых, а о гибридных операциях или действиях, под которыми следует понимать согласованное применение политико-дипломатических, информационно-психологических, экономических и силовых инструментов для достижения геополитических целей. В ходе таких операций обычно предусматривается использование военных и невоенных инструментов в интегрированной кампании, направленной на достижение внезапности, захват инициативы, морально-психологическое подавление противника. Кроме того, практикуются масштабные и стремительные информационные, электронные
и кибератаки, а также разведывательные действия в сочетании с экономическим давлением.
По мнению ряда экспертов, гибридные операции нашли своё применение в ходе «цветных революций», затронувших ряд арабских стран и государств на «постсоветском пространстве». Цветная революция - это технология организации государственного переворота в условиях искусственно созданной политической нестабильности, когда давление на власть осуществляется в форме политического шантажа, а основной движущей силой таранного удара по власти выступает специально организованное молодёжное протестное движение. Можно добавить, что от политического шантажа противоборствующие стороны переходят к силовым мерам воздействия, реализация которых может привести к развязыванию в стране гражданской войны, в ходе которой применяются технологии упомянутой выше гибридной войны1.
Характер и содержание современного мирового политического процесса, а также применение на практике стратегии «гибридных операций» привели к известным событиям в Арабском мире.
Из всего этого напрашивается вывод о спланированной специфической операции, которая укладывается в рамки стратегии управляемого хаоса. Реализация данной стратегии, достаточно хорошо известной специалистам, в том числе международникам, имеет смысл в случае, когда потребность в кардинальных изменениях обстановки необходима, а средств прямого военного вмешательства недостаточно, либо их применение в данный момент нецелесообразно по тем или иным причинам. Особо не останавливаясь на деталях, нельзя не подчеркнуть квинтэссенцию провозглашённой в свое время госсекретарем США Хиллари Клинтон новой американской стратегии: «Бороться с диктаторскими режимами через Интернет!»2.
С.Л. Печуров приводит свой перечень причин и факторов «арабской весны». Так, он считает, что, во-первых, в последние десятилетия в значительной степени углубилось расслоение общества, увеличился разрыв в доходах между бедной в основном и богатой частями населения практически во всех, за исключением аравийских монархий, странах Арабского Востока. Углубился разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными странами региона. И это на фоне быстро прогрессирующего продовольственного кризиса, сопровождающегося значительным ростом цен на товары первой необходимости.
Во-вторых, существенно вырос уровень безработицы, достигнув в отдельных арабских странах 60 - 70% трудоспособного населения.
1 Бартош А.А. Гибридные войны в стратегии США и НАТО. Как обеспечить национальную безопасность России в условиях нетрадиционных угроз и вызовов // Независимое военное обозрение. 2014. 10 октября.
2 Печуров С.Л. Арабский Восток: технология управляемого хаоса в действии. Кризис на Арабском Востоке чреват весьма серьёзными последствиями // Независимое военное обозрение. 2011. 25 марта. URL: http://nvo.ng.ru/wars/2011-03-25/1_arabic.html?insidedoc.
В-третьих, подавляющее большинство безработных составляет молодёжь до 25 лет, которая фактически лишена перспектив встроиться в окружающий мир и найти достойное место. Ситуация осложняется значительными темпами прироста населения, в результате чего люди молодого и среднего возраста, при относительно высокой смертности в бедных арабских странах, формируют подавляющее большинство населения.
В-четвёртых, в условиях существования в характерных для Арабского Востока автократических режимах (будь то монархии или «демократии») и как следствие в неимоверных масштабах разросшейся бюрократии, кумовства, племенных (родовых) предпочтений и элементарной коррупции крайне сложно найти применение своим способностям и навыкам даже тем специалистам, чья профессия, казалось бы, формально является востребованной. Таким образом, чаша терпения оказалась переполненной, что и выразилось в массовом недовольстве низов1.
Сотрудник российского Института Ближнего Востока С.М. Иванов, рассматривая причины и последствия феномена «арабской весны», приходит к выводу, что «арабская весна» скорее оказалась неожиданной не только для самих свергнутых тоталитарных режимов, но и для всего мирового сообщества. Попытки некоторых политологов представить эти события как следствие подрывной деятельности западных спецслужб, чьих-то коварных планов и очередной волны экспорта «цветных революций», по его мнению, не подтверждаются фактами. Безусловно, новые информационные технологии (Интернет, мобильные телефоны и тому подобные достижения науки) были широко использованы протестными слоями арабских обществ, в событиях приняли участие эмигранты и выпускники западных ВУЗов. США и другие западные страны первое время выступали лишь в роли наблюдателей, воздерживаясь от вмешательства во внутренние дела арабских государств, хотя, например, и З.А. Бен Али и Х. Мубарак были их давними партнёрами и союзниками. Затем Вашингтон и его партнёры по НАТО попытались «оседлать» происходящие в арабском мире процессы и, по возможности, использовать их для сохранения или даже укрепления своих позиций в отдельно взятых странах и регионе в целом2.
Важно подчеркнуть, что причины «арабской весны» были как общими для всех арабских государств, так и специфическими для каждой страны в отдельности, как объективными, так и носившими субъективный характер. К объективным и субъективным причинам, общим для всех арабских стран, столкнувшихся с массовыми протестными выступлениями, можно отнести:
Во-первых, всё более активное вовлечение арабских стран в геополитические процессы глобализации - отражающие растущую взаимозависимость стран и народов, тенденцию к установлению единых стандартов пове-
1 Там же.
2 Иванов С.М. «Арабская весна»: год спустя // iimes.ru/?p=14121.
Институт Ближнего Востока. URL: http://www.
дения в экономической, политической, информационной и культурной сфере. Всё активнее расширяющиеся контакты граждан арабских стран с представителями других государств, доступность сетевых информационных технологий широкому кругу арабского населения (это, прежде всего, Интернет, спутниковое телевидение, мобильная связь), вовлечённость арабских государств в глобальную экономику, диалог цивилизаций, - все эти атрибуты глобализации, наложившись на внутренние проблемы государств, вызвали хаос, привели к беспорядкам и краху отдельных политических режимов.
Во-вторых, во всех арабских государствах, за исключением может быть Ливана, исторически сложились и существуют по настоящее время авторитарные политические режимы. Это имеет своё объяснение: длительные антиколониальные войны за независимость, прямое или опосредованное участие в ближневосточном конфликте, особая роль армии в ходе революции и последующем становлении независимых государств, менталитет арабского населения, нуждающегося в «сильной руке». Авторитарность политических режимов привела к редкой сменяемости глав государств. Десятилетия пребывания у власти не только наследственных монархов, но и избираемых президентов породили клановость, коррупцию, чиновничью бюрократию, непонимание властью интересов основной массы населения.
В-третьих, пусть и с небольшой задержкой, но на уровне жизни в арабских странах негативно сказался мировой финансовый кризис. Это выразилось в резком скачке цен на продукты питания и предметы первой необходимости в начале 2011 г., росте безработицы, прежде всего среди молодёжи и образованной части населения.
В-четвёртых, заметное влияние на ход событий оказала и реализация предложенной ещё администрацией президента США Дж. Буша-млад-шего концепции «Демократизации Ближнего Востока». В ней ставилась цель установления в государствах Большого Ближнего Востока политических режимов, соответствующих американскому пониманию демократии, а на самом деле - выращивание для себя надёжных союзников в этом стратегически и экономически важном регионе. Как правило, эта концепция навязывалась арабскому населению через подконтрольные средства массовой информации и социальные сети. Имели место и попытки прямого подкупа возможных лидеров оппозиции.
В-пятых, за редким исключением власти арабских стран оказались неготовыми дать достойный ответ антиправительственным выступлениям. Отдельные уступки и обещания политических реформ делались с опозданием, применение силы для подавления протестов либо использовалось непоследовательно, либо с излишней жестокостью, что вело часто к обратному эффекту. Это - субъективная причина того, что отдельные выступления превратились в массовые беспорядки.
В-шестых, использование в отношении отдельных арабских государств стратегии «гибридных операций» также послужило субъективной причиной тяжёлых последствий «арабской весны».
Как полагает Н. Даниленко, в рамках «арабской весны» явно применялись некие новейшие технологии. Считается, что страны арабской весны стали полигоном для оттачивания методов влияния на большие группы людей. Всего воздействиям подверглись народы восемнадцати стран. Среди них наиболее известны события в Египте и Ливии, Сирии и Тунисе. Эти государства до сих пор не могут «прийти в себя». Всё дело в том, что безобидные на первый взгляд выступления привели к слому государственного механизма. В некоторых случаях происходила смена политического режима. Само по себе это ещё не является поводом для хаоса. Но вслед за переменами, как из волшебной табакерки, везде появлялась оппозиция, чудным образом подготовленная и вооружённая. Можно сказать, что арабская весна - метод привнесения горячего конфликта в спокойное и благополучное государство1.
Раскрывая механизм изменения политических режимов, Н. Даниленко утверждает: «...Конечно, местным жителям было достаточно сложно вникнуть в суть того «эксперимента», который над ними проводили. Арабские страны славятся горячностью своего населения. Вот этим и воспользовались кукловоды, как их принято называть. Идеи о том, что в стране недостаёт демократии, вносились в общество новаторским способом. Использовались социальные сети. Количество граждан, увлечённых таковыми мыслями, ширилось как снежный ком. Ввиду того что информация распространялась через интернет, у граждан создавалась иллюзия некоей игры, а не настоящих действия. То есть мало, кто осознавал, что их совместные протестные действия могут привести к страшной трагедии»2.
За лозунгами о смещении действующих руководителей государств кроются и более узкие причины, связанные с существующими уже продолжительное время специфическими противоречиями в каждой отдельно взятой стране. Для Туниса - это социальное расслоение общества, коррупция в высших сферах власти; в Египте - ограничения деятельности оппозиции, нищета значительных слоёв населения; в Йемене - сепаратистские настроения на юге, межплеменные противоречия, активность террористов из Аль-Каиды; в Сирии - межконфессиональные противоречия, подрывная деятельность извне. Противоречия между суннитами и шиитами привели к серьезным беспорядкам в Бахрейне. В Алжире жёсткие ограничения свободы связаны с последствиями десятилетней гражданской войны между светскими властями и исламистами. Наиболее сложная ситуация возникла в Ливии. Здесь внутренним фактором, способствующим превращению про-тестных выступлений в гражданскую войну, стала невозможность для большинства населения социально-политической самореализации на фоне существенного материального благополучия. В других странах выступления
1 Даниленко Н. Арабская весна: причины и последствия. URL: http://www.syl.ru/article/185351/ new_arabskaya-vesna-prichinyi-i-posledstviya.
2 Там же.
носили ограниченный характер и практически прекратились после незначительных уступок со стороны действующей власти1.
Сегодня уже с достаточной долей объективности можно оценить последствия массовых антиправительственных выступлений в ходе «арабской весны» для каждой отдельно взятой страны и геополитические последствия для системы международных отношений в целом. Анализ имевших место событий позволяет сделать вывод о том, что результат выступлений, их победы или поражения напрямую зависел от позиции военной организации государства и, особенно, вооружённых сил. Там, где армия сыграла или продолжает играть конструктивную роль, ситуацию удаётся взять под контроль, получается избежать излишнего кровопролития. Там же, где происходит раскол армии, где одни части остаются верными правящему режиму, а другие переходят в стан мятежников, события развиваются по самому наихудшему сценарию2.
Вот конкретные примеры. В Тунисе и Египте армия сыграла стабилизирующую роль, хотя и несколько по-разному. В Тунисе военная организация целиком поддержала требования протестующих, обеспечив мирную отставку президента Бен Али и сохранение по крайней мере на переходный период существовавшего режима. Вместе с тем проведённые 23.10.2011 г. демократические выборы после добровольного убытия из страны низложенного президента Бен Али привели к тому, что Исламская партия «Ан-Нахда» («Возрождение») уверенно победила и получила 89 из 217 мест в Национальном учредительном совете. Второе место заняла левая партия «Конгресс за республику» - её представители получили 29 депутатских мандатов. Третье место с 26 депутатскими креслами получила «Народная петиция». Тем самым было положено начало роста влияния исламского фактора на политические процессы в арабских странах и региональный политический процесс на Ближнем Востоке в целом.
В Египте полиция не захотела, а спецслужбы оказалась неспособными прекратить беспорядки. И в итоге только вооружённые силы во главе с министром обороны Хусейном Тантави смогли стабилизировать обстановку, правда ценой отрешения Хосни Мубарака от власти и, фактически совершив, военный переворот. Однако и здесь попытка провести свободные демократические выборы привела к власти исламистов в лице местных «Братьев-мусульман» и представителей салафитских кругов. Более того, на прямых президентских выборах победу одержал представитель исламистов М. Мурси. Только повторное вмешательство высшего армейского руководства во главе с тогдашним министром обороны А.Ф. ас-Сиси, совершённое на фоне резкого недовольства значительной ча-
1 Волков Я. В. Роль военных организаций арабских государств в ходе антиправительственных выступлений // Военная организация России: качественные параметры и вызовы времени: материалы международной научной конференции. М.: Военный университет, 2011. С. 95 - 97.
2 Там же. С. 97 - 98.
сти населения Египта открытым стремлением «Братьев-мусульман» исла-мизировать социально-политическую жизнь страны и неспособностью достичь обещанных успехов в области экономического развития, позволило вернуть АРЕ в русло нормального развития, сохранив при этом светский характер государства.
Верной правящему режиму остаётся военная организация в Сирии. В её рядах традиционно присутствуют симпатии к действующей власти. Нельзя забывать, что в рядах вооружённых сил и в других силовых структурах имелись комитеты Партии арабского социалистического возрождения, велась партийно-политическая работа. В начале известных событий армия активно не использовалась при разгоне демонстрантов. К сожалению, недооценка руководством серьёзности момента, иногда нерешительность в пресечении антиконституционных действий не позволили пресечь беспорядки на корню, а внешнее вмешательство во внутриси-рийский конфликт вывели его на уровень «гражданской войны», а позднее - и на уровень войны с радикальным исламизмом и международным терроризмом.
Вооружённые силы в Йемене оказались неспособными играть стабилизирующую роль. Отдельные генералы перешли на сторону оппозиции, переманив за собой целые части и соединения. Президенту Али Абделле Салеху и лидерам оппозиции на первом этапе частично удалось разрешить свои споры в рамках политического диалога. А.А. Салех покинул свой пост, но не ушёл окончательно с политической арены. Межплеменные разногласия, противоречия между Севером и Югом, между шиитами и суннитами привели страну к гражданской войне с участием регулярных частей и соединений с обеих сторон. Ситуация осложняется вмешательством так называемых «Сил арабской коалиции» во главе с Саудовской Аравией на стороне нынешнего президента ЙР А.М. Хади против шиитских племен «хуси-тов», захвативших власть в столице государства.
В Ливии в результате необдуманных реформ, проведённых Муамма-ром Каддафи, собственно от вооружённых сил мало, что осталось. Основу военной организации перед началом известных событий составляли «силы местной обороны», «силы охраны Джамахирии», другие структуры, созданные в рамках реализации концепции «вооружённого народа». Многие такие «структуры», вооружённые и обученные, оказались на стороне восставших, а вооружённые силы, за исключением элитных частей, возглавляемых сыновьями М. Каддафи, оказались просто не способными взять ситуацию под контроль. Открытое вмешательство со стороны НАТО во внутриливийский конфликт привело к поражению режима, зверскому устранению лидера Ливийской Джамахирии и установлению полного хаоса на территории ранее процветавшего арабского государства.
Для других стран последствия «арабской весны» не были столь катастрофичными. В целом, политические режимы устояли, пойдя в одних странах на политические уступки и частичное проведение реформ, в других -
на смену правительств и обновление состава политических элит. Здесь отдельно следует сказать об Ираке, который испытал на себе аналогичные последствия задолго до событий «арабской весны» после насильственного свержения С. Хусейна в ходе агрессии США и последующей американской оккупации страны. Однако все страны региона ощутили на себе геополитические последствия «арабской весны».
Следовательно, к важнейшим геополитическим последствиям для регионального политического процесса можно отнести:
- нарушение сложившихся социально-экономических связей между основными субъектами ближневосточного политического процесса;
- нарастание конфликтного потенциала на Ближнем Востоке, вовлечение во внутренние конфликты сопредельных стран, интернационализация конфликтов, рост числа жертв и разрушений;
- расширение сфер вмешательства в ближневосточный политический процесс внешних по отношению к региону субъектов, прежде всего «великих держав», милитаризация региональных международных отношений;
- рост числа беженцев и внутренне перемещённых лиц в странах, охваченных конфликтами, и сопредельных с ними государствах, что ведёт к осложнению гуманитарной ситуации в Турции, Ливане, Иордании и даже в странах Европейского Союза;
- смещение акцентов в процессе ближневосточного урегулирования, отвлечение внимания региональных субъектов и мирового сообщества от проблемы арабского народа Палестины и в целом от арабо-израильского противостояния;
- появление новых угроз региональной безопасности, ведущих к дальнейшей дестабилизации региона с серьёзными глобальными геополитическими последствиями;
- усиление влияния исламского фактора на политический процесс на Ближнем Востоке, обострение в связи с этим межконфессиональных противоречий и повсеместное распространение терроризма с исламской спецификой.
Библиографический список
1. Бартош А. А. Гибридные войны в стратегии США и НАТО. Как обеспечить национальную безопасность России в условиях нетрадиционных угроз и вызовов // Независимое военное обозрение. 2014. 10 октября.
2. Волков Я. В. Роль военных организаций арабских государств в ходе антиправительственных выступлений // Военная организация России: качественные параметры и вызовы времени: материалы международной научной конференции. М.: Военный университет, 2011.
3. Даниленко Н. Арабская весна: причины и последствия. URL: http://www. syl.ru/article/185351/new_arabskaya-vesna-prichinyi-i-posledstviya.
4. Иванов С.М. «Арабская весна»: год спустя // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=14121.
5. Печуров С.Л. Арабский Восток: технология управляемого хаоса в действии. Кризис на Арабском Востоке чреват весьма серьёзными последствиями // Независимое военное обозрение. 2011. 25 марта. URL: http:// nvo.ng.ru/wars/2011-03-25/1_arabic.html?insidedoc.