Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задатки / способности / развитие / выявление / личность / урочная деятельность / внеурочная деятельность / inclinations / abilities / development / identification / personality / scheduled activities / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева Анастасия Александровна

В данной статье представлен анализ выявления и развития способностей у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность. В статье рассматриваются и описываются методы и формы работы на уроке и во внеурочных занятиях для выявления способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабаева Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents an analysis of the identification and development of students' abilities through regular and extracurricular activities. The article discusses and describes methods and forms of work in the classroom and in extracurricular activities to identify the abilities of students.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 373.3

ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И

ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

студентка Бабаева Анастасия Александровна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); старший преподаватель кафедры психологии Рудакова ОльгаАлександровна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. На сегодняшний день понятие «способности» включает в себя широкий спектр психолого-педагогических явлений, которое наиболее широко используется в психологической и педагогической литературе. Современная система образования подразумевает формирование у молодого поколения определенного когнитивно-эмотивного склада и развития общих способностей. Личностная парадигма процесса образования ориентирована на восприятие личности как сложной самоорганизованной системы, с её уникальностью и неповторимостью, где особое внимание отводится на формирование условий направленных на самоопределения и саморазвития личности и её способностям [2].

Способы развития способностей обучающихся, включают в себя определенные виды урочной и внеурочную деятельность, которые будут способствовать развитию целостной личности, благодаря чему у молодого поколения появляется возможность продуцировать оригинальные идеи, уходя от общепринятых, эталонных мыслительных схем; производить непредвиденный высокопродуктивный поведенческий акт с целью быстрого разрешения сложных ситуаций и устранению недостатков, пробелов в знаниях.

Изложение основного материала исследования. На современном этапе развития науки существует достаточное количество трудов посвященных выявлению и развитию способностей, определению понятий, используемых при характеристике познавательных потенциалов учащихся, таких как задатки и способности. Исследованием данных вопросов с позиции педагогики занимались следующие учёные: Аминов H.A., Екимова М.М., Верб М.А., КойраИ.В., Копылова В.А., Куценко В.Г., Кузьмина Н.В., в психологической науке этими вопросами занимались: Галкина Т.В., Гильбух Ю.З., Беляева H.A., Больных Е.М. Дружинин В.Н., Ильин Е.П., Икрин Г.В., Крутецкий В.А., Маркова А.К., Пиянзина О.П., Савенков A.C. и т.д [3, 7].

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить три ключевых подхода к изучению способностей [1]:

В первом подходе дается самое обобщенное толкование термина «способности», под которым понимается совокупность всех возможных психических процессов и состояний личности.

Согласно второму подходу, которое появилось в психологии XVIII-XIX вв. и встречается в научной литературе по настоящее время, понятие способности включает высокую степень общих и специальных ЗУН, благодаря которым индивид может успешно выполнять разнообразные виды деятельности, в разных областях науки и практики.

Третий подход к пониманию способностей базируется на утверждении о том, что данный феномен не отводится к уже полученным и сформированным знаниям, умениям и навыкам, при этом является залогом быстрого их приобретения, закрепления и использования с высокой долей эффективности на практике.

Большой вклад в изучение способностей, внес ведущий отечественный ученый-психолог Теплов Б.М. [4]. С позиции ученого, каждый индивид наделён от природы общими способностями, при этом специальные способности формируются в процессе деятельности, когда общие способности, приобретают черты оперативности под воздействием приобретения конкретного навыка. Теплов Б.М. в своих научных трудах определил три базовых признака в определении понятия «способности» [5]:

Во-первых, это психо-физиологические особенности позволяющие индивидуально-типологически дифференцировать личность.

Во-вторых, это особенности личности, оказывающие влияние на эффективность выполнения определенных видов деятельности.

В-третьих, это особенности личности, которые не сводятся к уже имеющим ЗУН [6].

Согласно анализу литературных источников, можно выделить такие виды способностей, как: природные и специфические [8].

Природные способности формируются и развиваются на основе врожденных задатков, условно-рефлекторных связей, которые являются основой механизмов научения и базируются на элементарном опыте.

Специфические способности, характеризуются общественно-исторической природой, они отвечают за контакт индивида с социумом, также их можно классифицировать на общие и специальные.

Общие, определяют достижения в различных видах человеческой деятельности (общение, интеллект, память, точность движений и т.д.).

Специальные, определяют достижения в конкретных видах человеческой деятельности, где необходимы особого рода анатомо-физиологические особенности и уровень их развития (математика, техника, литература, ИЗО, спорт и т.д.).

Следует отметить и учебные способности, благодаря которым возможны значительные достижения в приобретении ЗУН, определяют высокий уровень успешности педагогического воздействия. Данные способности способствуют формированию творчески-продуктивных характеристик личности, которые в свою очередь могут стать основой в преобразовании или создании новых произведений материально-технической культуры (идеи, открытия, изобретения), а также залогом духовно-нравственной культуры [9].

Ведущая роль в развитии личности наделенной способностями отводится интеллекту и его структурному компоненту, такому как креативность, т.к. развитие творческого мышления становится залогом эффективного формирования и продуцирования общественно-значимых процессов. Таким образом, с целью выявления таких способностей можно применять следующие методы и технологии [9]:

- технологии развивающего обучения - предполагают субъект-субъектный стиль педагогического воздействия на основе распределения деятельности между участниками педагогического процесса, диалога целью которого является поиск эффективных способов решения учебных задач посредством организации поисковой и/или исследовательской деятельности;

- олимпиады, конкурсы, викторины, творческие и проблемные задания - способствуют выявлению и развитию эмотивного спектра личности обучающегося средствами стимулирования интереса и их познавательной активности;

- научные и практические конференции, семинары, симпозиумы - является обобщенной формой НИР обучающихся, предполагающей публичное выступление и демонстрацию итогов самостоятельной работы с анализом выводами;

- внеурочная деятельность - форма педагогического взаимодействия «вне» уроков, побуждающая на активность обучающихся в контексте их личностно-эмотивных побуждений связанных с направленностью личности, направленная на познание и преобразование себя (E.H. Степанов);

- творческие предметные недели - форма педагогического взаимодействия направленная на развитие познавательных процессов и формирование направленности личности, повышение эрудиции и уровня развития творческого мышления обучающихся;

- проведение коллективно-творческих дел - по характеру ведущей деятельности выделяются на: организаторские, общественно-политические, познавательные, трудовые, художественные, спортивные;

- публичные выступления и соревнования.

Главная цель данных мероприятий - выявление, обучение, воспитание и поддержка обучающихся, развитие личностно-социального статуса и воспитание успешности. Из данной цели вытекают следующие задачи которые должен реализовывать педагог-психолог [9]:

- разработка программы по выявлению особенностей обучающихся и проектирование системы работы с одаренными детьми и детьми нуждающимися в развитии способностей;

- создание материально-технических, психолого-педагогических и эмотивных условий для оптимального развития способностей;

- мониторинг и внедрение современных технологий направленных на развитие творческого мышления, самостоятельности, научно-исследовательских навыков;

- внедрение современных технологий направленных на развитие эрудированности и повышения уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях;

- стимулирование и поощрение творческой активности;

- социально-психологическое сопровождение.

Исходя из всего вышеизложенного можно сформулировать следующие методы и формы работы по выявлению и развитию способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.

В связи с тем, что образовательная программа учебной деятельность направлена на расширение и углубление стандартизированного контента, так деятельность педагога-психолога, должна включать внеурочную деятельность и выходить за рамки общепринятых программ подготовки.

К урочной деятельности относятся следующие виды:

- проблемно-развивающее обучение - обучение - это технология, постоянно предлагающая воспитанникам творческий поиск решения проблемных задач на основе синтеза и анализа;

- проектно-исследовательская деятельность - технология проектирования научного исследования (определение цели, задач, принципов, методик, составление плана НИР, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов);

- игровые технологии (деловые игры и экскурсии, образовательный туризм);

- информационно-коммуникативные технологии;

- творческие и нестандартные задания - технологии решения нестандартных задач, проблемных вопросов, творческих заданий.

К внеурочной деятельности относятся:

- факультативные занятия, предметы, отдельные темы;

- предметные недели (неделя физики, химии, истории и т.д.);

- театрализованные занятия (постановка художественного произведения, реконструкция исторических событий и т.д.);

- предметные олимпиады и конкурсы.

Опираясь на определенные области проявления способностей у обучающихся, внеурочная деятельность может быть направлена на развитие: интеллекта, как основу творческого и продуктивного мышления, восприятию и продуцированию искусства, обучаемости, психомоторике, социального интеллекта.

Работу по выявлению способностей у учащихся педагог-психолог выстраивает с помощью:

- психолого-педагогической диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Первоочередным в деятельности по выявлению способностей у учащихся является психолого-педагогическая диагностика. Так например, можно использовать следующие методы: методика «Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника», методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. Бойко, методика «Преобладание левого (правого) полушария», Первичная диагностика одарённости детей педагогом, методика «Карта интересов», методика «Интеллектуальный портрет», методика «Сфера личностного развития», методика «Характеристика ученика», методика - «Карта одаренности» и т.д.

Выводы. Таким образом, вопрос об выявлении и развитии способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность остается актуальным. Понятие способности включает в себя широкий спектр психолого-педагогических явлений, а современная система образования подразумевает формирование у молодого поколения определенного склада и уровня развития общих способностей, при этом социальная среда направлена на личность с высоким показателем специфических способностей. Процесс образования должен ориентироваться на воспитаннии личности как сложной самоорганизованной системы, с её уникальностью и неповторимостью, где особое внимание отводится на формирование условий направленных на развития личности и формированию способностей в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Аннотация. В данной статье представлен анализ выявления и развития способностей у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность. В статье рассматриваются и описываются методы и формы работы на уроке и во внеурочных занятиях для выявления способностей обучающихся.

Ключевые слова: задатки, способности, развитие, выявление, личность, урочная деятельность, внеурочная деятельность.

Annotation. This article presents an analysis of the identification and development of students' abilities through regular and extracurricular activities. The article discusses and describes methods and forms of work in the classroom and in extracurricular activities to identify the abilities of students.

Key words: inclinations, abilities, development, identification, personality, scheduled activities, extracurricular activities.

Литература:

1. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов / И.С Бухарова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023,- 119 с.

2. Еромасова, A.A. Общая психология. Методы активного обучения: учебное пособие для вузов. 4-е изд., испр. и доп. / A.A. Еромасова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 182 с.

3. Выготский, Л.С. Проблема развития способностей / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -М,- 1996. - №5 -331 с.

4. Крутецкий, В.Л. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: учеб. пособие / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. - М. Прометей, 1991,- 109 с.

5. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2 т., 1985; Способности: [сб.]: К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / [Рос. акад. образования, психол. ин-т; отв. ред. Э.А. Голубева]. - Дубна: Феникс, 1997.-456 с.

6. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. - 1941. - 265 с.

7. Психология: учебник / под ред. K.II. Корнилова, A.A. Смирнова, Б.М. Теплова. Гл. XII, XVII, XVIII. - М.: Учпедгиз, 1956. - 165 с.

8. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб: Питер, 2001. - 306 с.

9. Психологическая наука «Практика образования: современные тенденции» / Материалы I Всероссийской научно-практической конференции; КГУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. - 124 с.

УДК 372.874

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ

ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

студентка Литвинова Елизавета Вадимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На современном этапе художественного образования развитие творческих способностей выступает в качестве первоочередной задачи. Известно, что основой развития творческих способностей является формирование художественных навыков.

Изложение основного материала исследования. Проблемой формирования художественных навыков занимались такие педагоги, как П.П. Чистяков, B.C. Кузин, Д.Н. Кардовский и др.

По мнению В. С. Кузина, обучающиеся формируют художественные навыки систематически повторяя выполнение одинаковых упражнений. В результате данных упражнений происходит формирование устойчивых умений, доведенных до такой степени автоматизма, что повторные действия переходят в художественные навыки [5, С. 35-45].

Художественные навыки условно можно разделить на два типа в соответствии с видами изображения: графические навыки и живописные навыки.

Известно, что графические и живописные навыки являются базовыми художественными навыками, изучение которых подразумевает освоение основных знаний, составляющих теоретическую и практическую базу в области графических знаний.

Таким образом, освоение графических навыков предполагает развитие умения применять графические средства, и понимать их гармоничную взаимосвязь, которая заключается в плавных движениях графических элементов, наличии тональных переходов и использовании разнообразных видов линий, переходящих из одной линии в другую.

Успешность процесса формирования таких навыков во многом зависит от педагогических условий, создаваемых с помощью методики обучения.

Одними из самых эффективных методов обучения графическим средствам, по мнению П.П. Чистякова, можно назвать упражнения. Например, действенная система упражнений, ориентированная на формирование графических навыков, включает следующие упражнения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.