Научная статья на тему 'Развитие познавательных способностей в урочной и внеурочной деятельности'

Развитие познавательных способностей в урочной и внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1152
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ABILITY / COGNITIVE ABILITIES / TRAINING ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанцева И.Р.

В статье раскрывается проблема развития познавательных способностей младших школьников. Выявлены специфика урочной и внеурочной деятельности, их характерные черты. Описываются методы и формы работы на уроке и во внеурочных занятиях по развитию познавательных способностей младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанцева И.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of cognitive abilities in training activities and extracurricular activities

The article deals with the problem of development of cognitive abilities of junior schoolchildren. The specificity and typical features of training activities and extracurricular activities are revealed. Methods and forms of work at lessons and in extracurricular activities on the development of cognitive abilities are described

Текст научной работы на тему «Развитие познавательных способностей в урочной и внеурочной деятельности»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 3, 2019: 331-336

Развитие познавательных способностей в урочной и внеурочной деятельности

И.Р. Рязанцева

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1494»

127276, г. Москва, ул. Большая Марфинская, д. 1, корпус 5 State budgetary educational institution of Moscow "School No. 1494" Bol'shaya Marphinskaya str., 1, building 5, Moscow 127276 Russia e-mail: irina-68r@yandex.ru

Ключевые слова: способности, познавательные способности, урочная деятельность, внеурочная деятельность, начальная школа. Key words: ability, cognitive abilities, training activities, extracurricular activities, primary school.

Резюме: В статье раскрывается проблема развития познавательных способностей младших школьников. Выявлены специфика урочной и внеурочной деятельности, их характерные черты. Описываются методы и формы работы на уроке и во внеурочных занятиях по развитию познавательных способностей младших школьников.

Abstract: The article deals with the problem of development of cognitive abilities of junior schoolchildren. The specificity and typical features of training activities and extracurricular activities are revealed. Methods and forms of work at lessons and in extracurricular activities on the development of cognitive abilities are described. [Ryazantseva I.R. The development of cognitive abilities in training activities and extracurricular activities]

Понимание способностей в настоящее время является одной из значимых проблем в психолого-педагогической теории и практике.

Понятие «способность» относится к наиболее общим психологическим понятиям. Однако, как предмет исследования способности рассматривались и продолжают изучаться в других науках: в физиологии, философии, психофизиологии и т.д.

Несмотря на то, что в настоящее время существует достаточное количество трактовок понятия «способности», по причине междисциплинарного характера данной проблемы нет единого подхода к их определению.

С.Л. Рубинштейн под способностями понимал такой комплекс психических свойств, благодаря которым человек становится способным для определенного, исторически сложившегося вида общественно полезной деятельности.

Б.М. Теплов видел сущность понятия способностей в индивидуально-психологических особенностях, которые отличают людей друг от друга и от которых зависит успешность выполнения той или иной деятельности. При этом ученый подчеркивает, что способности не соотносятся со знаниями, умениями и навыками, но имеют непосредственное влияние на быстроту и легкость освоения новых способов и приемов деятельности (Теплов, 1961: 9-20).

Наиболее детально вопрос о психической сущности способностей в своих работах поднимает В.Д. Шадриков, согласно которому, способности определяются в качестве свойств психологических функциональных систем, в пределах которых реализуются некоторые самостоятельные психические функции, выраженные в индивидуальной мере и проявление которых отображается в успешном и своеобразном усвоении и реализации той ли иной деятельности (Шадриков, 2009: 415).

Развитие способностей детей младшего школьного возраста обычно связано с учебной деятельностью. В данном возрасте происходит перестройка способностей индивида в способности субъекта деятельности, что связано с повышением общего уровня мыслительных процессов (Макарова, 2016).

Особое значение в данном возрасте придается развитию познавательных способностей. Познавательные способности выступают в качестве необходимого условия для формирования у детей умственных качеств, самостоятельности и инициативности.

Среди показателей сформированности познавательных способностей школьников выделяют следующие:

1) определенную базу знаний и умений, их качественные характеристики, степень обобщенности;

2) уровень развития психических механизмов, являющиеся основой развития познавательных способностей учащихся, к которым относятся: внимание, память, воображение, в свою очередь, определяющие развитие продуктивного мышления;

3) уровень развития мышления учащегося, определяемый сложностью умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.), которые им производятся в процессе

учебно-познавательной деятельности; владение синтетичными приемами познавательной деятельности (Кулагина, 2010: 55).

Так, развитие познавательных способностей связано с прохождением каждого ребенка своего пути развития, в течение которого он приобретает различные типологические особенности высшей нервной деятельности.

Работа по формированию познавательных способностей главным образом осуществляется на уроках. Поэтому становится важным организовать урочную деятельность так, чтобы данный процесс носил систематический характер и был направлен на достижение наилучших результатов.

В настоящее время под урочной деятельностью понимается такая деятельность, которая обязательно планируется, организуется на основе требований ФГОС, соответствует образовательной программе, базируется на системно-деятельностном подходе, включает в себя личностно-ориентированные технологии обучения.

Иными словами, реализация образовательного процесса, лежащего в основе урочной деятельности, происходит по ходу освоения основных программ по каждому предмету и программ, направленных на формирование универсальных учебных действий (УУД), представляющих собой, по мнению А.В. Федотовой, обобщенные действия, благодаря которым учащиеся способны ориентироваться и в различных предметных областях, и понимать структуру самой учебной деятельности, в том числе осознавать ее целевую направленность, ценностно-смысловые и операциональные характеристики.

Развитие познавательных способностей на уроке, построенного на основе ФГОС, зависит от следующих факторов:

- учебный процесс имеет практическую направленность;

- формируются надпредметные способы учебной деятельности;

- рационально используются средства обучения (учебники, пособия, технические средства);

- используется игровая форма занятий при условии

лучшего выполнения образовательных целей урока.

Внеурочная деятельность является полной противоположностью учебной деятельности, недостатки которой становятся преимуществом первой. То есть внеурочная деятельность связана с построением пространства, в пределах которого происходит саморазвитие личности, ее индивидуализация.

В официальном документе Департамента общего образования внеурочная деятельность описывается в рамках реализации ФГОС НОО. Так, она заключается в образовательной деятельности, осуществляемой отличных от классно-урочной в формах, и имеет направленность «на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» (Письмо Минобрнауки от 12.05.2011, № 03-296).

Осуществление внеурочной деятельности происходит на основе специальных программ, которых в настоящее время существует большое количество, что позволяет образовательной организации право выбора.

Организовать внеурочную деятельность можно в разнообразных формах - в форме экскурсий, кружков, секций, олимпиад, конкурсов, соревнований, проектов, викторин, познавательной практики, поисковых исследований. При этом деятельность учащихся должна быть связана с взаимодействием с педагогами, сверстниками и, при необходимости, с родителями.

Для учащихся начальной школы наиболее приемлемой формой организации внеурочной деятельности является кружок, сущность которого соответствует начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения. Так, кружок представляет собой добровольное объединение детей, в рамках которого расширяются, углубляются, компенсируются предметные знания; дети приобщаются к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширяется их коммуникативный опыт; и, что важно для настоящего исследования, происходит формирование и развитие познавательных способностей.

Внеурочная познавательная деятельность младших

школьников может быть также организована в форме интеллектуальных клубов, научных сообществ, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад, дидактических театров.

Мы считаем, что создать условия для формирования и развития познавательных способностей возможно во всех видах внеурочной деятельности.

В современной дидактике организационные формы обучения, включая классно-урочную деятельность и внеурочную подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

Итак, фронтальное обучение подразумевает управление учителем учебно-познавательной деятельностью всех учащихся, работающих над единой задачей, одновременно. В процессе фронтальной работы учащиеся сотрудничают друг с другом, а единый для всех темп работы задает педагог. Ее успешность и результативность также зависит от умения создать творческую обстановку для коллективной деятельности детей, удерживать их внимание и активность. Однако при фронтальной работе не учитываются индивидуальные особенности детей, что может привести к отставанию от темпа работы одних, и, наоборот, для других данная работа может показаться скучной.

Групповые формы обучения, включающие звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые формы, также подразумевают управление учебно-познавательной деятельностью учащихся учителем.

Деятельностью учебных групп педагог может руководить как непосредственно, так с помощью учащихся, назначенных при учете мнения учащихся на роль звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Таким образом, урочная и внеурочная деятельность, являющиеся составляющими учебного процесса в образовательной организации, имеют как общие, так отличающие друг друга характерные черты. Если урочная деятельность выступает в роли основной деятельности учащихся в школе, то внеурочная является ее главным дополнением, средством дальнейшего развития познавательных способностей младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

Письмо Минобрнауки от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». -URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-12052011-n-03-296/ (05.11.2018).

Кулагина И.В. 2010. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения. - Наука и школа. 2: 55-56.

Макарова К.В. 2016. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях. Монография. 3-е изд., доп. М.: Прометей, 242 с.

Рубинштейн С.Л. 2015. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 705 с.

Теплов Б.М. 1961. Проблемы индивидуальных различий. М.: Наука. 312 с.

Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. - URL:

http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866 (05.11.2018).

Шадриков В.Д. От 2009. индивида к индивидуальности. Введение в психологию. М.: Когито-центр. 656 с.

Получена /Received: 08.02.2019 Принята/Accepted: 07.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.