Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ПЕДВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Н.С., Шкитина Н.С.

Введение. Поиск эффективных механизмов подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности ведется на всех уровнях системы образования нашей страны, начиная с методов, средств и форм обучения и заканчивая современными информационными технологиями, что, безусловно, отражается в организации учебного процесса. Технология обучения К. Орфа, которая является новым импульсом в организации процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), набирает популярность за последнее время и может быть эффективно применена при организации учебного процесса в вузе и школе. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной психологической и педагогической и методической литературы, посвященной проблеме подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности, в частности, к внеурочной деятельности, изучение опыта, а также диагностические методики, включающие теоретические и эмпирические методы - наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, метод эксперимента и методы статистической обработки данных - ранжирование, шкалирование и др. Результаты. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Рассмотрено понятие «внеурочная деятельность», определены ее особенности, виды и формы. Создана и апробирована модель подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных универсальных учебных действий школьников в процессе внеурочной деятельности, базирующаяся на технологии обучения К. Орфа, проведена диагностика готовности студентов к формированию коммуникативных УУД обучающихся во внеурочной деятельности, проанализированы результаты опытно-поисковой работы. Обсуждение. Подчеркивается, что различные технологии, применяемые в ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы, например, технология К. Орфа, являясь эффективными для предметов гуманитарного цикла, особенно на начальном этапе обучения, могут быть не всегда приемлемы на других предметах, особенно технической направленности. Наметились основные направления развития методов, средств и форм подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности во внеурочное время. Возможно создание разнообразных вариантов применения технологии обучения К. Орфа на таких предметах, как история, русский язык и др. Заключение. Делается вывод о том, что реализация модели подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности показывает, что организация учебного процесса в школе стала более эффективной. Опытно-поисковая работа выявила значительный рост успеваемости обучающихся, а также не только сформированность коммуникативных УУД школьников, но и творческих способностей. Основные положения: - определены особенности подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности; - разработана и реализована модель подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных универсальных учебных действий школьников во внеурочной деятельности, базирующаяся на технологии обучения К. Орфа; - представлены различные методы, приемы и средства формирования коммуникативных УУД обучающихся во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Н.С., Шкитина Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FUTURE TEACHERS’ PREPARATION FOR SCHOOLCHILDREN’ S COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS FORMATION IN PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Introduction. The search for effective mechanisms for pedagogical universities students preparing for professional activity is conducted at all levels of education system of our country, starting with methods, means and forms of education, and ending with modern information technologies, which, of course, is reflected in the pedagogical universities students’ professional training. K. Orff's teaching technology, which is a new impulse in schoolchildren communicative skills formation, has been gaining popularity lately and it can be used in professional education process effectively. Materials and methods . The main research methods are analysis of scientific psychological, pedagogical and methodological literature devoted to problem of pedagogical universities students preparing for professional activity, in particular for extracurricular activities, experience study, as well as diagnostic methods, including theoretical and empirical methods - observation, description, conversation, questioning, testing, experimental method and methods of statistical processing data - ranking, scaling, etc. Results. Psychological, pedagogical, methodological literature on the problem of future teachers’ preparation for professional activity is analyzed. The concept of “extracurricular activity” is considered, its features, types and forms are determined. Model of pedagogical universities students’ preparing for schoolchildren communicative universal educational actions formation in process of extracurricular activities based on K. Orf’s teaching technology has been created and tested. Diagnostics of students' readiness for communicative actions formation in extracurricular activities was carried out, results of experimental search work were analyzed. Discussion . It is emphasized that various technologies used during formative stage of experimental research work, for example, K. Orff's technology, being effective for subjects of humanities cycle, especially at initial stage of training, may not always be acceptable in other subjects, namely, technical orientation. The main directions of development of methods, means and forms of future teachers’ preparation for professional activity in extracurricular time have been outlined. It is possible to create a variety of options for application of K. Orf’s teaching technology on subjects such as history, Russian, etc. Conclusion. It is concluded that implementation of model of pedagogical universities students’ preparing for schoolchildren’s communicative skills formation shows that organization of educational process at school has become more effective. The experimental and search work revealed a significant increase in students’ academic performance, schoolchildren’s communicative skills formation, as well as their creative abilities. Highlights: The features of preparing students of pedagogical universities for the formation of communicative universal educational actions of schoolchildren in extracurricular activities are determined; A model was developed and implemented for preparing students of pedagogical universities for the formation of communicative universal educational actions of schoolchildren in extracurricular activities, based on the learning technology of K. Orff; Various methods, techniques and means of forming students communicative skills in extracurricular activities are presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья

УДК 378 : 373.04

ББК 74.480 : 74.200.588

DOI 10.25588/CSPU.2022.170.4.004

Н. С. Касаткина1, Н. С. Шкитина2

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: kasatkinans@cspu.ru

2ORCID № 0000-0003-4778-5717 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский

ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

о д

а

о д

г о

о

№ g

1ORCID № 0000-0003-4619-0463 ^

д у

8 v л и

S §

л Й

и

и

о № а ж и S

государственный гуманитарно-педагогический университет, |

г. Челябинск, Российская Федерация. у

ж

E-mail: shkitinans@cspu.ru g

и

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ |

К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ Ж

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ |

О 8 §

3 I

К 8

№ V

о л

л л

8 нн

Аннотация л 1

i

Введение. Поиск эффективных механизмов подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности ведется на всех уровнях системы образования нашей страны,

л

V 3д

л

л Й Ж О

0 a №

д й

л

a S

I

начиная с методов, средств и форм обучения и заканчивая совре- 0 ж

менными информационными технологиями, что, безусловно, отра-

О к

a о №

© Касаткина Н. С., Шкитина Н. С., 2022

жается в организации учебного процесса. Технология обучения К. Орфа, которая является новым импульсом в организации процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), набирает популярность за последнее время и может быть эффективно применена при организации учебного процесса в вузе и школе.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной психологической и педагогической и методической литературы, посвященной проблеме подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности, в частности, к внеурочной деятельности, изучение опыта, а также диагностические методики, включающие теоретические и эмпирические методы — наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, метод эксперимента и методы статистической обработки данных — ранжирование, шкалирование и др.

Результаты. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Рассмотрено понятие «внеурочная деятельность», определены ее особенности, виды и формы. Создана и апробирована модель подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных универсальных | учебных действий школьников в процессе внеурочной деятельности, базирующаяся на технологии обучения К. Орфа, проведена диагностика готовности студентов к формированию коммуникативных УУД обучающихся во внеурочной деятельности, проанализированы результаты опытно-поисковой работы.

Обсуждение. Подчеркивается, что различные технологии, применяемые в ходе формирующего этапа опытно-поисковой ра-

а

боты, например, технология К. Орфа, являясь эффективными для предметов гуманитарного цикла, особенно на начальном этапе

обучения, могут быть не всегда приемлемы на других предметах, д

ель

особенно технической направленности. Наметились основные п

од

направления развития методов, средств и форм подготовки буду- о щих учителей к профессиональной деятельности во внеурочное

о в

б

время. Возможно создание разнообразных вариантов применения д

технологии обучения К. Орфа на таких предметах, как история, к

у

русский язык и др. ит

Заключение. Делается вывод о том, что реализация модели е

подготовки студентов педагогических вузов к формированию ^

ор

коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности показывает, что организация учебного процесса в школе стала бо-

р о в а

ни

лее эффективной. Опытно-поисковая работа выявила значитель- $

ко

ный рост успеваемости обучающихся, а также не только сформи- | рованность коммуникативных УУД школьников, но и творческих способностей.

Ключевые слова: внеурочная деятельность; виды внеурочной деятельности; общение; коммуникативные УУД; формирование коммуникативных УУД обучающихся; подготовка будущих учителей; педвуз.

Основные положения: с е

- определены особенности подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных УУД школьни-

у н и в е р с

в ал

п ьн

р к

к *

у

сч

се е б

№ ж н ы

съ к у

рд е

ч Й н с

о т

ков во внеурочной деятельности; д ви

е к

ел кол

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработана и реализована модель подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных универ- нос ьни сальных учебных действий школьников во внеурочной деятельности,

с т ко

ив

базирующаяся на технологии обучения К. Орфа;

- представлены различные методы, приемы и средства формирования коммуникативных УУД обучающихся во внеурочной деятельности.

1 Введение (Introduction)

Актуальной проблемой современной системы образования является развитие природных способностей каждого обучающегося, индивидуализация обучения. Анализ научной литературы свидетельствует о проблеме повышения качества процесса обучения, использовании эффективных педагогических технологий.

Цель исследования: подготовка студентов педагогического вуза к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Создать и апробировать модель подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности, в основе которой лежит технология обучения К. Орфа.

2. Провести диагностику уровня готовности студентов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности.

а н

| 3. Провести диагностику уровня сформированности комму-

и

к никативных УУД обучающихся в ходе опытно-поисковой работы.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная

деятельность — дополнительный процесс организации обучения в образовательной организации, предполагающий использование

нетрадиционных методов, средств и форм обучения, отличаю- |

§

щихся от используемых в классно-урочной системе, целью кото- *

о

рого является освоение основной образовательной программы * определенного уровня общего образования [1].

С одной стороны, внеурочная деятельность в широком смысле слова имеет в основе задачи воспитания, а в узком смысле - мотивационно-ценностный аспект вхождения обучающегося в сферу социальных отношений. Исходя из вышеуказанного определения, во внеурочной деятельности следует сделать акцент на ^ такой организации учебного процесса, которая, с одной стороны, направлена на прохождение программы, с другой стороны, на личностное развитие обучающихся. В этом и заключается специ- | фика внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не | только получает знания, но и пробует применить их в деятельно- 1 сти, решать возникающие проблемы, осуществлять эмоциональный отклик и т. д., следовательно, в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека. Удельный вес внеурочной де-

о

№ §

о

у

Н

V

Л §

ж §

№ 3

о

* I

ятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из 3 ®

§ £

№ V о Л

Й й £ нн

ность имеет выраженную воспитательную и социально-педагоги- й |

у £

3 о О Й Л Й

ж о

ность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение £ < §

й £ !

й I § §

своих интересов, мотивов. Таким образом, внеурочная деятельность имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная деятельность, как и деятель-

результатов освоения основной образовательной программы. Итак, цель внеурочной деятельности — создание условий для Ж ж проявления и развития обучающимся своих интересов на основе

о

I Ж § №

свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Выделим следующие особенности внеурочной деятельности:

1. Не является частью учебного плана.

2. Организуется педагогами школы, УДО, учреждениями культуры, родителями.

3. Ученик имеет право отказаться от внеурочной деятельности.

4. Самостоятельный характер программы внеурочной деятельности и связь с программами дополнительного образования.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- индивидуальный и дифференцированный подходы;

- метапредметные связи;

- акцент на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающихся.

Основные способы организации внеурочной деятельности: 1. Применение контекстных и активных методов обучения: коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: деловые игры, кейс-обучение, театрализо-§ ванные представления и др.

^ 2. Включение ребенка в систему коллективных творческих

дел, которые являются частью воспитательной системы школы по направлениям, заявленным в учебном плане.

3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования (ЦДОД, городские библиотеки, спортивные учреждения).

и ^

а ж

а «

£

а и

и

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение),

проблемно-ценностное общение, художественное творчество (со- д

ель

циальная преобразующая добровольческая деятельность), п

од

техническое творчество, трудовая (производственная) деятель- го ность, туристско-краеведческая деятельность.

зации личности.

Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению [2; 3]. Универсальность учебных действий заключается в том, что они характерны для любого вида учебной

троля. В соответствии с ФГОС выделяют следующие типы УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Особый интерес для нашего исследования представляют коммуникативные УУД.

Группа студентов, участвующих в опытно-поисковой ра-

о в

§

Как правило, внеурочная деятельность организуется по д

у

разнообразным направлениям развития личности. Нас интересует

общекультурное направление, так как именно оно формирует об- чи

те

щую и национальную культуру, духовность и эмоциональное бо- |

Й

гатство личности, ее нравственные ценности и эстетический вкус. ^

ор

Развитые эмоционально-образное и художественно-творческое виды мышления способствуют не только вхождению обучающе-

р о в а

ни

гося в контекст современной культуры, но и успешной социали- з

к

о

ун и

ка т

и в н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о*

£ у

н и в е р с

ал

пн

деятельности, независимо от особенностей ее организации и кон- § №

§ £

у сч

се е £ §

вн

н № у

рд е

ч Й

н с в

д Й

е

* к

л кол

боте, проходила практику в школах г. Челябинска по преподава- о н

с тк

нию английского языка в начальной школе. Одним из ценностных к в

ориентиров английского языка как учебного предмета, согласно ФГОС, является приоритет коммуникативной цели обучения, понимаемой как формирование коммуникативных УУД школьников через коммуникативный метод обучения. Таким образом, коммуникативные УУД — это социальная компетенция, коммуникативное взаимодействие, наиболее эффективно развивающееся именно в рамках обучения иностранному языку. Обучающиеся должны уметь слушать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении проблем, согласованно выполнять совместные учебные действия, осуществлять общее планирование и контроль, согласовывать действия и уметь договариваться, работая в парах и группах. Кроме того, к коммуникативным УУД относятся:

1) поиск благополучного выхода из конфликта;

2) владение устной речью, знание основных понятий;

3) навык активного слушания;

4) контроль и коррекция поведения партнера в группе и др. Для оценки уровня сформированности коммуникативных

УУД обучающихся студенты использовали критерии, связанные с оценкой монологического, диалогического высказывания, лек-сико-грамматических заданий.

2 Материалы и методы (Materials and methods) I Среди многообразия методов и средств внеурочной работы

наше внимание привлекло применение Орф-педагогики, являющееся новым импульсом к организации творческой деятельности обучающихся. Изучению Орф-педагогики посвящены работы Д. Гуд-кина, В. А. Жилина, В. Р. Каневского, О. Леонтьевой и др. [4; 5; 6; 7], отражающие биографию К. Орфа, сущность и особенности его системы, ее практическую значимость.

а

В настоящее время концепция немецкого композитора и

педагога Карла Орфа стремительно набирает популярность. Орфо

подход применяется педагогами во многих странах мира для обу- д

ель

чения в естественной и непринужденной обстановке. Но все же п

о

д

основным предназначением Шульверка является первичное при- о общение всех обучающихся независимо от их способностей к му-

о в

§

зыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие уд

у

природной музыкальности. Главная причина такой популярности Я

у

в том, что эти занятия затрагивают многие аспекты психического ит

развития, в том числе, раскрытие самостоятельной деятельности ле

й

и творчества обучающихся, единство музыки, речи и движения. ^

ор

Проанализировав авторов, изучавших работы К. Орфа, мы

ро

пришли к следующим выводам: ва

н

и

1. Обучение организуется в технологии Карла Орфа через 3 песни, пьесы и театрализованные упражнения («Орф-Шуль-верк»).

2. Орф-Шульверк — это организация учебно-воспитательного процесса через технологию обучения К. Орфа, целевыми установками которой являются приобщение к искусству и творчеству. В основе технологии - взаимосвязь речевого, двигательного компонентов деятельности и музыки, что в конечном итоге приводит к гармонизации внутреннего мира личности.

3. В основе занятия по технологии обучения К. Орфа лежит

у н и в е р с

п аль пр н

§ Я

ес уч

се е £ §

вн

н №

съ Я у

рд

игра на различных инструментах и использование «звукового со- Ч Й

о I

провождения» в виде хлопков, щелчков, притопов; «игры» палоч- £ ' и

е й

ками, стаканами, пеналами и др. [14]. Эти занятия нацелены на | о

развитие, прежде всего, коммуникативных УУД обучающихся — нос ьни речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации,

с т ко

ив

мелкой и крупной моторики. Урок строится «здесь и сейчас», в зависимости от индивидуальных потребностей учеников, от их эмоционального состояния.

Остановимся более подробно на основных положениях педагогической концепции К. Орфа:

- интеграция музыки, движения и речи, происходящая из синкретизма первобытного искусства;

- понимание первичности художественной идеи;

- практика предшествует теории;

- демократичные отношения учителя и обучающегося, в основе которых лежит сотрудничество;

- необходимость рефлексии в конце занятия. Во время занятий обучающиеся не испытывают дискомфорта, скованности, они естественны и увлечены творческим процессом обучения. Атмосфера урока по системе К. Орфа создается особым качеством общения партнеров. Это общение можно назвать игровым, т. к. в него включены как равноправные партнеры и обучающиеся, и педагог. Только атмосфера непринужденного, доброжелательного общения позволяет добиться главной цели — активной деятельности обучающихся. На таком уроке они не пассивно слушают педагога, а импровизируют, придумывают

а

§ что-то новое, проявляют свою индивидуальность. ^ Для успешного выполнения поставленных задач использо-

вались различные методы исследования. Теоретические методы: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности по иностранному языку. Эмпирические: обобщение передового педагогического опыта; наблюдение,

и ^

а"

н §

к

£

а о

и

тестирование; опытно-поисковая работа, статистические методы обработки результатов исследования.

3 Результаты (Results) д

ь

Модель, применяемая на теоретическом этапе исследова- п

од

ния проблемы, дает возможность рассмотреть процесс с разных го сторон, на основании чего — корректировать и полностью изме-

вателей следующие модели профессиональной подготовки: структурно-функциональные, функционально-структурные, организационные, образовательные, процессные, компетентностные и др.

Так как подготовка студентов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочное время является аспектом общей профессионально-педагогической подготовки будущего

процессную модель. На наш взгляд, она дает возможность учитывать требования, предъявляемые заказчиком, основные теоретические положения профессионально-педагогической подготовки (в виде системно-деятельностного, коммуникативно-партисипа-тивного и игрового подходов), критерии и показатели готовности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

№ §

нять его составляющие. Под моделью подготовки студентов педа- уд

у

гогических вузов к формированию коммуникативных УУД "Я

у

школьников во внеурочной деятельности мы понимаем мысленно ит

представляемую и материально реализуемую систему подго- ле

Й

товки, которая замещает исследуемый объект, объективно отра- ^

ор

жая его, и таким образом дает дополнительную информацию, способствующую изучению этого объекта [8].

р

о

№ а

ни

На современном этапе наиболее популярны среди исследо- |

к

о

ун и

ка т

и № н

о*

£ у

н и № е р с

£ л

пн

учителя, мы выбираем один из вариантов моделей подготовки — ^ ?

§ £

у с Л

се е £ §

№н

н №

у

рд

е

Л Й н О

о з

д §

е

* к

л кол

к сформированности коммуникативных УУД школьников во вне- но ьн

ск то

урочной деятельности. и №

Мы представляем процесс подготовки будущих учителей к формированию коммуникативных УУД школьников как этапы развития и преобразований, характеризующиеся последовательной сменой друг друга, в основе которых лежит минимальная единица — педагогическая задача. Следовательно, результатом моделирования процесса подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности является выделение последовательности этапов и установление связей между ними.

Первый этап — вводный — создаются мотивы предстоящей внеурочной деятельности, знания и отношения, а также качества личности, которые формируются на этом этапе, имеют ценностный аспект [9]. Детализируя процесс формирования готовности студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности на данном этапе, следует выделить следующие шаги:

1 шаг — активизация интереса к предстоящей внеурочной деятельности по иностранному языку [10; 11]. Педагог рассказывает о видах и формах внеурочной деятельности, комментирует методы, приемы, применяемые на факультативах, кружках и др., описывает особенности коммуникации с обучающимися, осно-

а

§ ванные на сотрудничестве и партисипации.

т

^ II шаг — формирование ценностей-знаний и ценностей-от-

ношений.

Формирование ценностей-знаний предполагает знакомство с такими понятиями, как общение, коммуникация, коммуникативные УУД, внеурочная деятельность, технологии обучения, нацеленные на формирования коммуникативных УУД школьников,

и ^

а" ж а

к т

а

с

и

технология обучения К. Орфа и др. [12].

Ш шаг — формирование ценностей-качеств, которые фор-

о

мируются на основе взглядов на мир и образе такого поведения д

ель

педагога, при котором педагогическое общение будет наиболее п

од

эффективным. го

На втором этапе — интерактивном — происходит обучение

характерны персонификация высказываний, акцентирование языка чувств, диалогизациия обучения.

II шаг — формирование коммуникативных умений будущих учителей. На данном этапе применяются также контекстные методы обучения более продвинутого характера: метод конкретных ситуаций, метод конфликтных ситуаций, мозговой штурм, де-

гогическая ситуация [13], а деятельность обучающихся можно определить как сложную квазипрофессиональную деятельность, в которой уже начинают просвечивать черты будущей профессиональной деятельности.

III шаг — формирование творческих коммуникативных

о в

§

особенностям коммуникации во внеурочной деятельности. уд

I шаг — формирование базовых коммуникативных умений будущего педагога. На этом этапе осуществляется регулирование 1

те

форм поведения студентов на основе усвоения ими образцов по- е

Й

ведения и норм педагогического общения учителя через тренинг ^

ор

педагогического общения, который нами рассматривается как практико-ориентированное обучение, ориентированное на ис-

р о в а

ни

пользование контекстных методов групповой работы, для которой 3

к

о

ун и

ка т

и в н

о*

Я

у н и в е р с

£ Л

пн

ловая игра др., и основной единицей обучения становится педа- о №

§ £

у сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

се е §

вн

н №

Я

у рд е

чЙ

н с в

д иЙ е

* к

л кол

умений будущего учителя. Они формируются на основе сформи- о н

ск то

рованных коммуникативных умений; студенты могут использовать и в

свои индивидуальные стратегии для их реализации через подготовку фрагментов занятий на факультативе, языковом кружке, мини-театре, используя различные современные технологии, в том числе и технологию обучения К. Офа.

Третий этап подготовки студентов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности — рефлексивно-корректирующий, на котором реализуется мониторинговая деятельность по определению уровня готовности будущих учителей.

I шаг — диагностика эффективности процесса подготовки, что выражается в выделении, анализе, учете и оценке тех факторов, которые оказывают влияние на данный процесс и интерпретация полученной информации, проверка ее полноты и точности.

II шаг — рефлексивно-прогностический. Данный этап предполагает анализ процесса подготовки будущих учителей и прогноз деятельности по совершенствованию процесса подготовки студентов педагогических вузов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности.

С помощью результатов теоретического анализа и обобщения всех данных, полученных в ходе констатирующего этапа

опытно-поисковой работы, мы выявили причины низкой сформи-

а

ни рованности коммуникативных УУД студентов: отсутствие готов-

т

^ ности к формированию коммуникативных УУД, отсутствие мотивации к организации своей профессиональной деятельности, а

и

,а также недостаточное использование современных продуктивных

ни

к

технологий, направленных на формирование коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности.

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы при

проведении диагностики уровня готовности студентов к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной дея-

тельности были получены результаты, на основании которых мо- д

ель

жем сделать следующие выводы. Высокий уровень готовности п

од

выявлен у минимального количества испытуемых — 18 % от об- о щего количества. Большинство студентов имеют низкий (47 %) и

более точные, развернутые ответы, верно задавали интересующие их вопросы.

Итак, результатами готовности студентов педагогического вуза к формированию коммуникативных УУД школьников во вне-

о в

§

средний (35 %) уровни. д

у

По результатам обобщающего этапа опытно-поисковой ра- иЯ

боты можем сделать следующие выводы: показателей с низким чи

те

уровнем готовности студентов к формированию коммуникатив- ле

Й

ных УУД школьников стало меньше на 29 %, в то время как коли- ^

ор

чество студентов с высоким уровнем достаточно возросло (на 23 %). Следовательно, мы наблюдаем положительную динамику.

р о в а

ни

Наиболее значимые изменения мы заметили при повтор- 3

к

о

ун и

ка т

и в н

ном тестировании уровня готовности студентов к формированию коммуникативных универсальных учебных действий школьников во внеурочной деятельности: обучающиеся стали более свободно и открыто общаться; заметно расширился словарный запас обуча-

ун

ющихся; в процессе контрольного тестирования студенты давали ив

е

р с

ал

п ьн

ор н№Я § £

у сч

се е §

вн

н№

Я

у рд

урочной деятельности являются: ч Й

н с

о т

построение монолога, диалога, полилога с использова- д ви

еЙ ¡о «

нием адекватных речевых клише и целевое использование комму-

л Л

никативных средств; о н

- рассмотрение различных точек зрения по обсуждаемой

с

т ко в

проблеме, иногда прямо противоположных, ориентация на позицию партнеров по общению;

- умение достигать договоренности и находить оптимальное решение, выходить достойно из затруднительной ситуации;

- ориентация на знания и опыт партнера по общению и др. 4 Обсуждение (Discussion)

Результаты опытно-поисковой работы, проводимой студентами во время практики, могут быть интерпретированы следующим образом: технология обучения К. Орфа способствует формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности. Вместе с тем, после обобщения результатов мы можем говорить об ограничении поля исследования, так как не все методы, в частности, Орф-метод не совсем подходит для применения на предметах точных наук (математика, физика, химия и др.) на старшем этапе обучения из-за особенностей организации занятий по данным предметам и применения специфических методов обучения. Хотя на других предметах, особенно на начальном этапе обучения, Орф-метод органично вписывается в образовательный процесс.

Перспективное планирование педагогической деятельности по совершенствованию процесса подготовки будущих учите-| лей к формированию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности предполагает разработку перспектив дальнейшего развития положительных тенденций, способы предупреждения и блокирования негативных тенденций на основе гибкого сочетания методов и приемов реализации образователь-

«

« sj

ного процесса.

U

5 Заключение (Conclusion)

Подводя итог, можно сказать, что необходимость формирования универсальных учебных действий школьников очевидна,

так как УУД обладают универсальностью применения обучаю- д

ель

щимися на любом предмете, они обеспечивают сознательную п

од

ориентацию обучающихся на понимание и взаимодействие с го партнерами по общению.

юся на технологии обучения К. Орфа, мы пришли к выводу, что эффективность ее применения доказывает необходимость использования в традиционной системе профессиональной подготовки будущих учителей.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

логия, организационно-методическая система : монография. Ростов-на-Дону Таганрог : Издательство Южного федерального университета. 2019. - 150 с.

ших школьников // Наука и образование: новое время. 2015. № 2. С. 532-534.

о в

§

В ходе исследовательской работы мы пришли к выводу, что уд

у

использование элементов технологии обучения немецкого педа- иЯ

у

гога К. Орфа является действительно эффективным при форми- чи

те

ровании коммуникативных УУД обучающихся на занятиях по ле

Й

иностранному языку во внеурочной деятельности. ^

ор

Реализуя модель подготовки студентов педагогического вуза к формированию коммуникативных универсальных учебных

р о в а

ни

действий школьников во внеурочной деятельности, базирующу- 3

к

о

ун и

ка т

и в н

у н и в е р

са

1. Татаринцева Н. Е. Педагогическое проектирование: история, методо- £ л

п ьн

ор н№Я

§Я у

сч

се е

в §н

2. Зимнякова И. Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных н №

еу

универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия млад- ° е

чЙ нс

Йо т в

3. Медведева Н. В. Формирование и развитие УУД в начальном общем е И,

т ^

образовании // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 74-81. Л °

ь

4. Гудкин Д. Драйв: теория и практика мотивации // Орф-Шульверк. о н

с

2016. № 91. С. 26-29. и в

я

5. Жилин В. А. Легкий концерт // Вестник педагогического общества Карла Орфа. 2018. № 25. С. 34-44.

6. Каневский В. Р. Орф-Шульверк. Учитель: попытка описать профессию // Вестник педагогического общества Карла Орфа. 2015. № 23. С. 45-50.

7. Леонтьева О. Т. Книга о Карле Орфе. М.: Композитор. 2015. - 511 с.

8. Подготовка студентов педагогического вуза к развитию творческих способностей обучающихся / Н. С. Касаткина [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 10 (164). С. 115-118.

9. Диркенс Д. Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным. М : Манн. 2016. - 276 с.

10. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М : Просвещение. 2021. - 222 с.

11. Грей П. Свобода учиться. Игра против школы. М : Манн. 2016. -

336 с

12. Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. М : Юрайт. 2019. - 162 с.

13. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве : учебное пособие для СПО. М : Юрайт. 2019. - 168 с.

N. S. Kasatkina1, N. S. Shkitina2

'ORCID No. 0000-0003-4619-0463 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: kasatkinans@scpu.ru

a

I 2ORCID No. 0000-0003-4778-5717,

^ Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,

.N Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology,

ain South-Ural state Humanities-Pedagogical University,

a

¡¡s

^ E-mail: shkitinans@cspu.ru

£

THE MODEL OF FUTURE TEACHERS' PREPARATION

FOR SCHOOLCHIL DREN' S COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS FORMATION IN PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract

S

Introduction. The search for effective mechanisms for -

o

pedagogical universities students preparing for professional ac- e tivity is conducted at all levels of education system of our coun- —

u e

k

a c s k 2

try, starting with methods, means and forms of education, and ending with modern information technologies, which, of course, is reflected in the pedagogical universities students' professional training. K. Orffs teaching technology, which is a new ^ impulse in schoolchildren communicative skills formation, has been gaining popularity lately and it can be used in professional education process effectively.

kffi a

3

i

S' n

r

r

c h

Materials and methods. The main research methods are o

c i

ee

re

analysis of scientific psychological, pedagogical and methodo logical literature devoted to problem of pedagogical universities ^ §

o ^

■>3

students preparing for professional activity, in particular for ex- | ° tracurricular activities, experience study, as well as diagnostic § 1 methods, including theoretical and empirical methods — obser- |f§ » vation, description, conversation, questioning, testing, experi-

C6

mental method and methods of statistical processing data — ¡^ -

* a

ranking, scaling, etc. a ^

c ta

3 s

c

0 a s »

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results. Psychological, pedagogical, methodological literature on the problem of future teachers' preparation for profes- § | sional activity is analyzed. The concept of "extracurricular activity" is considered, its features, types and forms are determined.

» 0

» »

» S'

re s

s s

Model of pedagogical universities students' preparing for schoolchildren communicative universal educational actions formation in process of extracurricular activities based on K. Orf's teaching technology has been created and tested. Diagnostics of students' readiness for communicative actions formation in extracurricular activities was carried out, results of experimental search work were analyzed.

Discussion. It is emphasized that various technologies used during formative stage of experimental research work, for example, K. Orffs technology, being effective for subjects of humanities cycle, especially at initial stage of training, may not always be acceptable in other subjects, namely, technical orientation. The main directions of development of methods, means and forms of future teachers' preparation for professional activity in extracurricular time have been outlined. It is possible to create a variety of options for application of K. Orf's teaching technology on subjects such as history, Russian, etc.

Conclusion. It is concluded that implementation of model of pedagogical universities students' preparing for schoolchil-dren's communicative skills formation shows that organization of educational process at school has become more effective. The experimental and search work revealed a significant increase in students' academic performance, schoolchildren's communica-iti tive skills formation, as well as their creative abilities. ^ Keywords: Extracurricular activities; Types of extracur-

^ ricular activities; Communication; Communicative universal learning activities; Formation of communicative universal edu-

§

^ cational activities; Training of future teachers; Pedagogical uni-.S versity.

Highlights:

The features of preparing students of pedagogical universities for the formation of communicative universal educational actions of schoolchildren in extracurricular activities are determined;

A model was developed and implemented for preparing K students of pedagogical universities for the formation of communicative universal educational actions of schoolchildren in extracurricular activities, based on the learning technology of K. Orff;

O

e ft

t

u re

e

re c

Various methods, techniques and means of forming stu- e

dents communicative skills in extracurricular activities are pre- ^ sented.

a ¡2

References n

r

1. Tatarintseva N.E. (2019), Pedagogicheskoe proektirovanie: is- ^

h

toriya, metodologiya, organizacionno-metodicheskaya sistema: mono- o

o

grafiya [Pedago gical design: history, methodology, organizational and i methodological system], Monografiya, Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, Rostov-na-Donu; Taganrog, 150 p. (In Russian).

2. Zimnyakova I.Y. (2015), Formirovanie kommunikativnyh i regulya-tivnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij v processe gruppovogo vzaimodejstviya mladshih shkol'nikov [Formation of communicative and regulatory universal

educational actions in the process of group interaction of younger schoolchil- s qi

o i

dren], Nauka i obrazovanie: novoe vremya, 2, 532-534. (In Russian). ° e

3. Medvedeva N.V. (2014), Formirovanie i razvitie UUD (Univer- a l sal'nykh uchebnykh deystviy) v nachal'nom obshchem obrazovanii [Formation ^ u

re

re

F s o s

r o

n 3

o u

n c

IS t

re e

re

-s

R

. c re a

a o

and development of ULA (Universal learning activities) in primary general

education], Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle, 1, 74-81. (In Russian). ° l

4. Gudkin D. (2016), Drajv: teoriya i praktika motivacii [Drive: i s

S S'

theory and practice of motivation], Orf-Shulverk, 91, 26-29. (In Russian). g g

5. Zhilin V.A. (2018), Legkij koncert [Easy concert], Vestnikpeda-gogicheskogo obshchestva Karla Orfa, 25, 34-44. (In Russian).

6. Kanevsky V.R. (2015), Orf-Shubverk. Uchitel': popytka opisat' professiyu [OrfShulverk. Teacher: an attempt to describe a profession], Vestnik pedagogicheskogo obshchestva Karla Orfa, 23, 45-50. (In Russian).

7. Leontieva O.T. (2015), Kniga o Karle Orfe [The book about Karl Orff], Kompozitor, Moscow, 511 p. (In Russian).

8. Kasatkina N.S., Nemudraya E.Yu., Tsiulina M.V., Shkitina N.S. (2018), Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k razvitiyu tvorcheskih sposobnostej obuchayushchihsya [Pedagogical university students' preparation for the development students' creative abilities development], Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 10 (164), 115-118. (In Russian).

9. Dirckens D. (2016), Iskusstvo obuchat'. Kak sdelat' lyuboe obuchenie neskuchnym i effektivnym [The art of teaching. How to make any training boring and effective], Mann, Moscow, 276 p. (In Russian).

10. Zimnaya I.A. (2021), Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole [Psychology of teaching foreign languages at school], Prosveshcheniye, Moscow, 222 p. (In Russian).

11. Gray P. (2016), Svoboda uchit'sya. Igraprotiv shkoly [Freedom to learn. The game against school], Mann, Moscow, 336 p. (In Russian).

12. Faletrova O.M. (2019), Social'naya pedagogika. Muzyka kak sredstvo psihologo-pedagogicheskoj korrekcii [Social pedagogy. Music as a means of psychological and pedagogical correction], Yurayt, Moscow, 162 p. (In Russian).

13. Shchurkova N.E. (2019) Pedagogika. Igrovye metodiki v klass-nom rukovodstve (uchebnoeposobie dlya SPO (srednego spetsial'nogo obra-

| zovaniya) [Pedagogy. Game techniques in classroom manual. Textbook for j; SSE (secondary special education)], Yurayt, Moscow. 168 p. (In Russian).

U» Статья поступила в редакцию 05.08.2022; одобрена после ре-

§ цензирования 11.08.2022; принята к публикации 16.08.2022.

а

§ The article was submitted 05.08.2022; approved after reviewing

со 11.08.2022; accepted for publication 16.08.2022.

£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.