Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные универсальные учебные действия / педагогические условия / системно-деятельностный подход / личностно ориентированный подход / коммуникативно-когнитивный подход / инновационные образовательные технологии / сотрудничество / общение / внеурочная деятельность / communicative universal educational actions / pedagogical conditions / systemactivity approach / personality-oriented approach / communicative-cognitive approach / innovative educational technologies / cooperation / communication / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Пудовкина, В.А. Дубовая

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Создание следующих педагогических условий будет способствовать разрешению данной проблемы: принятие в качестве методологической основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся системно-деятельностного, личностно-ориентированного и коммуникативно-когнитивного подходов; учет возрастных особенностей обучающихся; применение инновационных образовательных технологий; активное использование разных форм сотрудничества и общения как собственно в учебной, так и во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Пудовкина, В.А. Дубовая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER PUPILS

The article deals with the problem of the formation of communicative universal educational actions of primary schoolchildren. The creation of the following pedagogical conditions will contribute to the solution of this problem: the adoption as a methodological basis for the formation of communicative universal educational actions of students of the system-activity, personality-oriented and communicative-cognitive approaches; taking into account the age characteristics of students; application of innovative educational technologies; active use of various forms of cooperation and communication, both in educational and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н.В. Пудовкина, канд. пед. наук В.А. Дубовая, магистрант

Самарский государственный социально-педагогический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-2-198-204

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Создание следующих педагогических условий будет способствовать разрешению данной проблемы: принятие в качестве методологической основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся системно-деятельностного, личностно-ориентированного и коммуникативно-когнитивного подходов; учет возрастных особенностей обучающихся; применение инновационных образовательных технологий; активное использование разных форм сотрудничества и общения как собственно в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, педагогические условия, системно-деятельностный подход, личностно ориентированный подход, коммуникативно-когнитивный подход, инновационные образовательные технологии, сотрудничество, общение, внеурочная деятельность.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования главной задачей педагога становится раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, умеющей учиться и применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях [1].

Меняется характер взаимодействия педагога и обучающихся: учение превращается в полноценную учебную деятельность, прямая трансляция знаний - в учебное сотрудничество. Младший школьник в процессе приобретения знаний овладевает способами универсальных действий, становится коммуникативно-активным, способным эффективно взаимодействовать и управлять общением.

Именно овладение коммуникативными универсальными учебными действиями обеспечивает обучающимся реализацию учебного сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; распределять роли,

взаимно контролировать действия друг друга; умение договариваться, вести дискуссию; правильно выражать свои мысли в речи; уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя [2].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требует создания специальных педагогических условий для ее разрешения.

Первым педагогическим условием является принятие в качестве методологической основы формирования данного вида универсальных учебных действий следующих подходов: системно-деятельност-ного, личностно-ориентированного и коммуникативно-когнитивного.

Цель системно-деятельностного подхода - воспитание личности обучающегося как субъекта не только обучения, но и жизнедеятельности, способного к активному самостоятельному добыванию знаний. Опираясь на основные положения работ Л.С. Выготского, отметим, что в осно-

ву процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий «должна быть положена личная деятельность ученика» [3]. В данной ситуации функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы; организация различных форм учебного сотрудничества; активное участие в обсуждении результатов деятельности обучающихся с помощью системы проблемных вопросов; создание условий для формирования у младших школьников потребности и способности осуществлять творческое преобразование учебного материала.

Применение системно-деятельностного подхода противопоставлено исключительно вербальным методам и формам догматической передачи информации, пассивности учения. Обучающиеся вовлекаются в выбор содержания обучения, участвуют в поиске его новых форм и методов, что способствует овладению ими монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка, а также современными средствами коммуникации.

Ведущие положения личностно ориентированного подхода позволяют учитывать особенности развития каждого ребенка, его моделей поведения, проектировать и реализовывать такие способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий, которые бы обогащали личный опыт младшего школьника, стимулировали его развитие [4].

Педагог использует субъектный опыт обучающихся для решения проблемных ситуаций; не сдерживая активность и инициативу обучающихся, предоставляет им возможность задавать вопросы, организует обмен мыслями, мнениями, оценками; поощряет высказанные детьми оригинальные идеи и гипотезы, выбор различных способов выполнения заданий.

Коммуникативно-когнитивный подход в обучении позволяет целенаправленно регулировать процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Педагог осуществляет отбор, организацию, методы

и способы работы с языковым и речевым материалом, учитывая коммуникативные потребности обучающихся и превращая их в активных участников процесса обучения [5].

Второе педагогическое условие предполагает учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Младший школьный возраст - особый период в жизни ребенка, включающий возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует 1 -4 году обучения в школе.

Данный период характеризуется сменой ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, изменением его социальной позиции, расширением сферы познания [6]. Претерпевает перестройку и мотива-ционная сфера обучающихся, для них начинают приобретать большую значимость чувства сопереживания и эмпатия, развиваются и совершенствуются умения взаимодействовать в коллективе, закладываются основы школьной дружбы [7]. Младший школьник учится действовать в соответствии с социальными, традиционными, нормативными требованиями общества, выстраивать взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

Принимая во внимание классификацию коммуникативной деятельности А.Г. Ас-молова [8], обозначим особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Коммуникация как кооперация предполагает сформированность коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества с целью достижения общего результата. Если при поступлении ребенка в первый класс у него сформированы лишь простейшие формы умения находить общее решение, то к концу периода обучения в начальной школе он способен договариваться даже в неоднозначных и спорных ситуациях, уступать; аргументировать свое поведение; способен сохранять доброжелатель-

ное отношение в ситуации спора; умеет с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способен брать на себя инициативу, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь.

Отличительной чертой коммуникации как взаимодействия является преодоление младшим школьником эгоцентрической позиции, осознания различий между собственной точкой зрения и точки зрения других.

Нормативно-возрастной показатель сформированности данного коммуникативного компонента универсальных учебных действий выражается в том, что в результате опыта взаимодействия обучающиеся овладевают умением допускать и принимать возможность существования у участников коммуникации различных точек зрения, понимать относительность выбора, совершаемого разными людьми. Изменяется собственная речь младшего школьника, он начинает строить предложения с учётом коммуникативной ситуации, использует невербальные средства общения. Наряду с этим дети начинают лучше понимать предполагаемые чувства и желания своего собеседника.

Коммуникация как условие интериори-зации предполагает сформированность у обучающихся следующих коммуникативно-речевых действий: умение осознанно строить речевое высказывание понятное для собеседника в соответствии с задачами коммуникации; осуществлять контроль своей речи; умение с помощью вопросов уточнить нужную информацию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Третьим педагогическим условием формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников является применение инновационных образовательных технологий.

Образовательная технология представляет собой систему совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию обра-

зовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Для реализации познавательной и творческой активности младшего школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся.

Анализ педагогического и методического опыта по проблеме исследования показал, что для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников является результативным применение следующих образовательных технологий:

- Игровые технологии - данное понятие включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. На современном этапе развития методики применение игровых технологий предполагает реализацию игры в учебном процессе с целью повышения активизации познавательной деятельности обучающихся, формирование интереса к изучению того или иного предмета, освоение младшими школьниками универсальных учебных действий.

Преимуществами игровых технологий в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся являются: активизация и интенсификация процесса обучения; воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений младшими школьниками в ситуациях, моделирующих реальные условия учебной и внеучебной деятельности; гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных); моделирование практически любого вида деятельности.

- Проектные технологии - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий - проектов. Задача проектного обучения - создание усло-

вий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу.

Одним из результатов осуществления того или иного проекта является формирование умения личности сотрудничать с другими, каждый участник вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации.

- Информационно-коммуникационные технологии - предполагают активную информатизацию образовательного процесса, использование современных инструментов управления и организации обучения (электронные учебники и пособия; электронные энциклопедии и справочники; тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы Интернета; видео и аудио-техника и др.).

Применение информационно-коммуникационных технологий делает более результативной и эффективной работу педагога по формированию умений обучающихся разбираться в информационных потоках окружающего мира; по овладению младшими школьниками практическими способами работы с информацией; по развитию умений представлять информацию, презентовать себя и продукты собственной деятельности (в вербальной и невербальной форме) с помощью современных технических средств.

- Групповые технологии - ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является работа в группах [9].

Целью применения групповых технологий является создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их интеллектуальных способностей, а также формирования универсальных учебных действий посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания. Младшие школьники овладевают коммуникативными универсальными учебными действиями, направ-

ленными на учет позиции собеседника, согласование усилий в процессе организации совместной и осуществления групповой работы, действиями по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности и

др. [10].

- Технология проблемно-диалогического обучения - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога [11]. Потенциал технологии проблемно-диалогического обучения достаточно высок и обусловлен ещё и тем, что она воспитывает активную личность, формирует инициативность, развивает способность к сотрудничеству.

При использовании данной технологии создаются условия для развития не только аналитических умений младших школьников, но и формирования у них коммуникативных универсальных учебных действий. Дети учатся формулировать проблемы, предлагают пути их решения, отстаивать свое мнение, приводя аргументы в рамках созданной речевой ситуации.

- Технология развития критического мышления - совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать обучающегося (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания).

Работа с младшими школьниками в рамках данной технологии может быть организована с использованием как индивидуальных, так и групповых видов деятельности. Организация взаимодействия в малых группах и парах способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся: позволяет активизировать деятельность детей, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формулировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения.

- Технология учебного сотрудничества (обучение во взаимодействии) - основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия обучающихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.

Реализация данной технологии базируется на идее взаимодействия обучающихся во время занятий, при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за успехи каждого. В отличие от распространенных фронтального и индивидуального обучения, в условиях которого младший школьник выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечает только «за себя», а взаимоотношения с педагогом носят субъектно-субъектный характер, при обучении в сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «обучающийся - педагог - группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности.

Учебное сотрудничество способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников: умению слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Четвертым педагогическим условием формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников является активное использование разных форм сотрудничества и общения как собственно в учебной (урочной) деятельности, так и во внеучебной (внеурочной) деятельности.

Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реа-

лизовать все требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием [12].

Внеурочная деятельность младших школьников - это совокупность всех видов их деятельности, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий [13].

Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется формирование полноценной всесторонне развитой личности с результативно сформированными коммуникативными универсальными учебными действиями. Создаются условия для общения младших школьников в неформальной обстановке в одном классе, в параллельных классах, внутри школы, это прекрасная возможность урегулировать межличностные отношения между обучающимися, между обучающимися и педагогами.

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, в качестве педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, определяется следующее:

- принятие в качестве методологической основы системно-деятельностного, личностно-ориентированного и коммуникативно-когнитивного подходов;

- учет возрастных особенностей младших школьников;

- применение инновационных образовательных технологий;

- активное использование разных форм сотрудничества и общения как соб-

ственно в учебной (урочной) деятельно- ятельности. сти, так и во внеучебной (внеурочной) де-

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

2. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.

- С 11-12.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - 93 с.

4. Алексеев, Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та. - 1996. - 216 с.

5. Дроздова, О.А. Модель развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / О.А. Дроздова, Е.Е. Сартакова // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2021. - Вып. 1 (35). - с. 35-40.

6. Даньшова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий, как фактор успешной социализации младших школьников / Т.А. Даньшова // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5. - с .71-74.

7. Шамухаметова, Е.С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников / Е.С. Шамухаметова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - №1. - с. 75-78.

8. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурмен-ская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. -151 с.

9. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селев-ко. - М. : Народное образование, 2005. - Т. 1. - 550 с.

10. Васюнина, М.В. Групповые технологии как средство формирования коммуникативных учебных действий младших школьников на уроках информатики / М.В. Васюни-на, М.А. Гаврилова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион . - № 3 (43). - 2017. - С. 154-162.

11. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100» -качественное образование для всех. Сб. материалов. - М., Баласс. - 2006. - С. 144-180.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

13. Григорьев, Д.В. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5. - С. 22-26.

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER PUPILS

N.V. Pudovkina, Candidate of Pedagogical Sciences V.A. Dubovaya, Graduate Student Samara State Social and Pedagogical University (Russia, Samara)

Abstract. The article deals with the problem of the formation of communicative universal educational actions of primary schoolchildren. The creation of the following pedagogical conditions will contribute to the solution of this problem: the adoption as a methodological basis for the formation of communicative universal educational actions of students of the system-activity, personality-oriented and communicative-cognitive approaches; taking into account the age characteristics of students; application of innovative educational technologies; active use of various forms of cooperation and communication, both in educational and extracurricular activities.

Keywords: communicative universal educational actions, pedagogical conditions, system-activity approach, personality-oriented approach, communicative-cognitive approach, innovative educational technologies, cooperation, communication, extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.