Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Тамара Рамазановна, Сулейманова Раисат Валиабдулаевна

Целью статьи является исследование процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности. Методы. Анализ научно-методической литературы, обобщение, систематизация. Результаты. Выявлены условия, определены содержательные компоненты, специфика процесса формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности. Выводы. Формирование коммуникативных УУД обучающихся во внеурочной деятельности включает нормативный, методологический, содержательный, процессуальный, оценочный компоненты, повышает качество образовательного процесса, дает широкие возможности для развития коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманова Тамара Рамазановна, Сулейманова Раисат Валиабдулаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING THE STUDENTS’ COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The aim of the article is to study the process of formation of communicative universal educational actions of students in extracurricular activities. Methods. Analysis of scientific and methodological literature, generalization, systematization. Results. The conditions are revealed, the content components are determined, the specifics of the process of formation of communicative UDS in extracurricular activities are determined. Conclusions. The formation of students' communicative UMS in extracurricular activities includes normative, methodological, substantive, procedural, evaluative components, improves the quality of the educational process, provides ample opportunities for the development of communication skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.811.111

DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-97-101

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся

во внеурочной деятельности

© 2022 Сулейманова Т. Р., Сулейманова Р. В.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, suleymanova.tomochka@mail.ru, valiraya_9@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является исследование процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности. Методы. Анализ научно-методической литературы, обобщение, систематизация. Результаты. Выявлены условия, определены содержательные компоненты, специфика процесса формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности. Выводы. Формирование коммуникативных УУД обучающихся во внеурочной деятельности включает нормативный, методологический, содержательный, процессуальный, оценочный компоненты, повышает качество образовательного процесса, дает широкие возможности для развития коммуникативных навыков.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, формирование коммуникативных УУД

Формат цитирования: Сулейманова Т. Р., Сулейманова Р. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1-2. С. 97-101. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-97-101_

Training the Students' Communicative Universal Educational Actions in Extracurricular Activities

© 2022 Tamara R. Suleymanova, Raisa V. Suleymanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, valiraya_9@mail.ru, suleymanova.tomochka@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to study the process of formation of communicative universal educational actions of students in extracurricular activities. Methods. Analysis of scientific and methodological literature, generalization, systematization. Results. The conditions are revealed, the content components are determined, the specifics of the process of formation of communicative UDS in extracurricular activities are determined. Conclusions. The formation of students' communicative UMS in extracurricular activities includes normative, methodological, substantive, procedural, evaluative components, improves the quality of the educational process, provides ample opportunities for the development of communication skills.

Keywords: communicative universal educational activities, extracurricular activities, the formation of communicative UDS

For citation: Suleymanova T. R., Suleymanova R. V. Training the Students' Communicative Universal Educational Actions in Extracurricular Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2022, vol. 16, no. 1-2, pp. 97-101. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-297-101 (in Russian)_

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 1-2. 2022 ••• йБРОЮиРЫА1. Уо!. 16. N0. 1-2. 2022

Введение

Постоянное обновление образовательных стандартов, их динамичное совершенствование вызвано стремлением повысить эффективность образовательного процесса и соответствовать запросам со стороны государства и общества. Одной из ключевых задач, которая стоит перед современной системой образования, явля -ется создание условий, при которых зна -ния, умения и элементарные навыки будут формироваться в совокупности - в форме универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой комплекс компетенций, способностей и навыков, которые определяют готовность обучающегося к самосовершенствованию, саморазвитию и самостоятельному освоению необходимого для него опыта, знаний, умений и навыков, что важно для изучения программ ряда образовательных курсов.

В контексте задач, связанных с освое -нием предметных знаний в сфере, где их углубление возможно без использования дополнительных ресурсозатрат, но при этом требует погружения обучающегося в предмет, актуальной становится практика формирования УУД. Например, изучение английского языка, как и ряда иных язы -ковых дисциплин, ориентировано не про -сто на выработку определенного набора знаний, умений и навыков, но и умения самостоятельно осваивать язык. В случае обучения иностранному языку важно ис -пользование всей совокупности образова -тельных технологий и для всестороннего развития личности, и обеспечения ее го -товности к самостоятельному расширению базы знаний, умений и навыков [1]. Значит, педагогические технологии долж -ны претерпевать значительную трансформацию с учетом того, что содержание ключевых элементов - организационно-педагогических и методических условий -изменяется.

К сожалению, проблема формирования коммуникативных УУД учащимися в современных условиях - условиях смешанного обучения -раскрыта недостаточно [3]. Конечно, теоретические исследования публикуются регулярно, однако данных прак-тико-ориентированных исследований пока недостаточно для понимания специфики трансформации процесса формирования коммуникативных УУД у школьников.

Материалы и методы

Формирование коммуникативных УУД сегодня представляет особый интерес. Важность именно коммуникативных УУД раскрывается благодаря обстоятельству, которое позволяет обеспечить развитие навыков восприятия и анализа информации, ее передачи и рефлексии. Более того, коммуникативные УУД тесно связаны с психологическим развитием личности ребенка, которая без навыков коммуникации не может быть социализирована в полной степени, у учеников не могут быть сформированы регулятивные навыки и личностные качества, которые позволяют обеспечить адаптацию личности к соци -альным условиям.

В этом аспекте важную роль играет внеурочная деятельность, которая в условиях смешанного обучения имеет общеобразовательное, развивающее и воспита -тельное значение. Внеурочная деятельность в обучении, например, английскому и другим языкам позволяет углубить зна -ния обучающихся, способствует развитию творческой активности у детей, расширяет кругозор и положительно сказывается на их мотивации к изучению культуры и языка других стран.

В процессе внеурочной деятельности может быть реализован целый комплекс мероприятий, которые, в сущности, поз -воляют формировать универсальные учебные действия, в том числе и коммуникативные учебные действия [6]. Следует уточнить, что коммуникативные УУД являются одним из ключевых видов УУД, обеспечивающих максимальную готовность обучающихся к практическим условиям использования собственных знаний и саморазвитию [2].

Результаты и обсуждение

Формирование коммуникативных УУД у школьников в условиях внедрения смешанного обучения подразумевает учет особенностей содержания образовательной деятельности, и специфику используемых образовательных технологий, и осо -бые диагностические методики. Удачная адаптация данных составляющих к условиям смешанного обучения позволяет не только эффективно управлять образовательным процессом, но и прогнозировать результаты обучения, создавая благоприятные условия для наиболее продуктивного решения задач, стоящих перед педаго-

гом, и способствовать развитию личности обучающихся.

Процесс формирования коммуникативных УУД включает такие компоненты, как: нормативный, методологический, содержательный, процессуальный, оценочный [5], и каждый из них определяет специфику образовательного процесса на различных этапах. Во многом именно от готовности педагога к работе по формированию коммуникативных УУД зависит то, каким образом будет осуществляться образовательный процесс. Педагог, тем не менее, в традиционных условиях полностью обеспечен методологической базой, понимает эффективность применения элементов процессуального и содержательного компонентов, возможности и точность использования каждого из элементов оценочно-результативного компонента. Однако в условиях дистанцион -ного обучения готовность к использованию каждого из данных компонентов определяется возможностью адаптации самого педагога к работе по формированию коммуникативных УУД.

Исходя из условий, обеспечивающих образовательный процесс, можно констатировать, что к сегодняшнему дню нормативный компонент разработан в достаточной степени. Более того, ФГОС и пра -вовые акты, являющиеся основой образовательного процесса, определяют требования к обучению в условиях дистанци -онной и смешанной работы. Следует обратить внимание на то, что в контексте формирования коммуникативных УУД у школьников содержание законодательства и ФГОС дает представление о том, какие именно возможности может использовать педагог для реализации поставленных задач. При этом законодательство в должной степени определяет и практику использования методов внеурочной работы с обучающимися.

Важной составляющей обучения с точки зрения формирования коммуникативных УУД можно считать методологический компонент, который определяет специфику и сущность образователь -ного процесса. В условиях смешанного обучения методологический компонент определяется необходимостью обеспечить непрерывность и целостность образовательного процесса. Примечательно,

что методологический компонент в условиях внеурочной деятельности значительно отличается от методологического компонента, который реализуется в традиционных условиях образователь -ного процесса. Так, во внеурочной дея-тельности педагог имеет возможность использовать новые практики обучения иностранному языку, а следовательно, и раскрывать новые способности обучающихся, и формировать новый языковой опыт у детей, который является важной часть коммуникативных УУД.

Следующей важной частью обучения можно считать содержательный блок, который позволяет обеспечить решение задач, стоящих перед педагогами, и включает компоненты: планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение точно выражать свои мысли [4], которые обычно от -носятся к традиционным педагогическим практикам, однако успешно применяются и во внеурочной деятельности учителя. Именно в ней обеспечивается полный цикл указанных компонентов, поскольку модель коммуникации во внеурочной деятельности подразумевает обеспечение открытости коммуникации, следователь -но, и развитие коммуникативных УУД у школьников.

Процессуальный компонент является значимым, поскольку внеурочная образовательная деятельность позволяет достаточно быстро адаптировать любые психолого-педагогические задачи под возможные формы коммуникации, при том что под любую проблему может быть найдена определенная процессуальная форма проведения внеурочной работы.

Последним компонентом, рассмотренным в рамках настоящего исследования, является оценочный компонент. Конечно, с учетом природы внеурочной деятельности оценочный компонент не может быть реализован в полной мере, однако, как мы полагаем, может применяться рациональ -но. В случае, если внеурочная деятельность направлена на закрепление определенных наборов знаний, умений и навы -ков и является частью комплекса педагогических задач, использование оценочного компонента позволяет получить дан-

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 1-2. 2022 ••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 1-2. 2022

ные об эффективности используемых мероприятий. Заключение

Проведенное исследование показало, что ключевыми элементами формирования коммуникативных УУД и современ -ного образовательного процесса являются такие блоки, как: нормативный, методологический, содержательный, процессуаль -ный, оценочный, а особенностью - внедрение технологий смешанного обучения. Однако изначально описанный процесс формирования коммуникативных УУД в общих условиях может быть адаптирован

и для условий внеурочной деятельности с учетом ее специфики: она не требует жесткой привязки к оценочным критери -ям и в меньшей степени привязана к методологическому и процессуальному компонентам образовательного процесса.

Наличие указанных особенностей опи -санной модели формирования коммуникативных УУД у обучающихся во внеурочной деятельности позволяет повысить качество образовательного процесса, предоставить широкие возможности для развития коммуникативных навыков.

Литература

1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

2. Мазурчук Н. И., Куль Е. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка на основе телекоммуникационных проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 4. С. 25-30.

3. Салманова Д. А. Современные тенденции информатизации образовательного процесса вуза // Вестник Социально-педагогического института. 2018. № 2 (26). С. 53-57.

4. Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированное™ // Вестник евразийской науки. 2014. № 3. С. 159-164.

5. Тюрикова С. А. Технологическое обеспечение развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-7 классов средствами иностранного языка // Вестник евразийской науки. 2014. № 4 (23). С. 34-42.

6. Хакунова Ф. П., Реутова Л. П. Многоас-пектность коммуникации как источник происхождения коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 2 (178). С. 43-48.

References

1. Galskova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheni-ya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: ucheb. posobie [Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology: studies. manual]. Moscow, Publishing Center "Academy", 2006. 336 p. (in Russian)

2. Mazurchuk N. I., Kul E. V. Formirovanie kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah inostrannogo yazyka na osnove tele-kommunikacionnyh proektov [Formation of communicative universal educational actions at foreign language lessons based on telecommunication projects]. Municipal Education: Innovations and Experiment, 2015, no. 4, pp. 25-30 (in Russian).

3. Salmanova D. A. Sovremennye tendencii informatizacii obrazovatel'nogo processa vuza [Modern trends of informatization of the educational process of the university]. Bulletin of the Socio-Pedagogical Institute, 2018, no. 2 (26), pp. 53-57 (in Russian).

4. Tyurikova S. A. Kommunikativnye univer-sal'nye uchebnye dejstviya: sushchnost' i poka-

zateli sformirovannosti [Communicative universal educational actions: the essence and indicators of formation]. Bulletin of Eurasian Science, 2014, no. 3, pp. 159-164 (in Russian).

5. Tyurikova S. A. Tekhnologicheskoe obespechenie razvitiya kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij u uchashchihsya 5-7 klassov sredstvami inostrannogo yazyka [Technological support for the development of communicative universal educational actions in students of grades 5-7 by means of a foreign language]. Bulletin of Eurasian Science, 2014, no. 4 (23), pp. 34-42 (in Russian).

6. Hakunova F. P., Reutova L. P. Mnogo-aspektnost' kommunikacii kak istochnik pro-iskhozhdeniya kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij uchashchihsya [Multidimensional communication as a source of origin of communicative universal educational actions of students]. Bulletin of the Adygea State University. Series "Pedagogy and Psychology", 2016, no. 2 (178), pp. 43-48 (in Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Сулейманова Тамара Рамазановна, старший преподаватель, кафедра иностранного языка и методики его преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия,

suleymanova.tomochka@mail.ru

Сулейманова Раисат Валиабдулаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия,valiraya_9@mail.ru

Принята в печать 15.02.2022

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Affiliations Тamara R. Suleymanova, senior lecturer, Department of Foreign Language and methods of its teaching, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, suleymano-va.tomochka@mail. ru

Raisat V. Suleymanova, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, valiraya_9@mail.ru

Received 15.02.2022

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.017

DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-101-108

Сущность и структура педагогических технологий

© 2022 Хайбулаев М. Х., Сулейманова Р. В., Салманова Д. А., Магомедов Ш. А. Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, xajbulaev-magomed@inbox.ru, valiraya_9@mail.ru,

djamila05@mail.ru, sh-mag@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - раскрыть сущность, структуру и содержание понятия «педагогическая технология». Методы. Сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической литературы, различных трактовок понятия «педагогическая технология», рефлексия зарубежного, отечественного и собственного опыта реализации идей педагогической технологии. Результаты. Словосочетание «педагогическая технология» вошло в терминологию педагогической науки и практики в 60-х годах XX столетия, когда во многих странах активизировались поиски путей повышения эффективности образовательного процесса. Одни ученые подтверждали новизну и ценность педагогической технологии, другие ее отрицали, третьи считали педагогическую технологию игрой слов, заменой понятия «методика», четвертые полагали методический подход к изучению учебных дисциплин единственно верным и безальтернативным, пятые отождествляли методику обучения и педагогическую технологию. С нашей точки зрения, этот разброс мнений до сих пор не преодолен и остается дискуссионным в отечественном образовании. Очевидные достижения отечественных ученых-педагогов конца XX века в обосновании различных аспектов технологического подхода к образовательному процессу не привели к формированию целостного представления о педагогической технологии и ее составляющих. Выводы. Проведенный анализ позволяет рассматривать педагогическую технологию как спроектированную упорядоченную систему действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению образовательных целей.

Ключевые слова: педагогический процесс, педагогическая технологии, методика обучения, педагогическое проектирование, педагогическая техника

Формат цитирования: Хайбулаев М. Х., Валиева Р. В., Салманова Д. А., Магомедов Ш. А. Сущность и структура педагогических технологий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1-2. С. 101-108. 001: 10.31161/19950659-2022-16-1-2-101-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.