Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ СУБКУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЫ / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадиева Заира Зайнутдиновна, Эльдарова Наталья Магомедовна

Цель - рассмотреть возможности формирования межкультурной компетенции у учащихся основной школы в процессе изучения литературы и во внеурочной деятельности. Методы. Анализ научно-методической и художественной литературы, наблюдение, обобщение. Результаты. Обоснована необходимость подготовки учащихся школ к межкультурной коммуникации, определены основные направления и способы работы по развитию коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Вывод. Систематическая работа на уроках литературы и во внеурочной деятельности над вопросами межкультурного взаимодействия в разных контекстах может способствовать развитию коммуникативной компетенции школьников, необходимой в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мадиева Заира Зайнутдиновна, Эльдарова Наталья Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCULTURAL COMPETENCE BUILDING IN LITERATURE LESSONS AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The aim is to consider the possibilities of intercultural competence building among primary school students in the process of studying literature and in extracurricular activities. Methods. Analysis of scientific and methodological and fiction literature, observation, generalization. Results. The necessity of preparing school students for intercultural communication is substantiated, the main directions and ways of working on the development of communicative competence among students in literature lessons and extracurricular activities are determined. Conclusions. Systematic work in literature lessons and extracurricular activities on issues of intercultural interaction in different contexts can contribute to the development of students' communicative competence, which is necessary in the modern world.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372.48

DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-47-54

Формирование межкультурной компетенции на уроках литературы и во внеурочной деятельности

© 2022 Мадиева З. З.1, Эльдарова Н. М.2

Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи,

Махачкала, Россия, zaira.zainutdinovna@mail.ru 2Дагестанский государственный педагогический университет,

Махачкала, Россия, eldarovan@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть возможности формирования межкультурной компетенции у учащихся основной школы в процессе изучения литературы и во внеурочной деятельности. Методы. Анализ научно-методической и художественной литературы, наблюдение, обобщение. Результаты. Обоснована необходимость подготовки учащихся школ к межкультурной коммуникации, определены основные направления и способы работы по развитию коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Вывод. Систематическая работа на уроках литературы и во внеурочной деятельности над вопросами межкультурного взаимодействия в разных контекстах может способствовать развитию коммуникативной компетенции школьников, необходимой в современном мире.

Ключевые слова: коммуникация, межкультурная компетенция, межкультурное взаимодействие, межэтническая коммуникация, поколенческие субкультуры, социальные страты, урок литературы

Формат цитирования: Мадиева З. З., Эльдарова Н. М. Формирование межкультурной компетенции на уроках литературы и во внеурочной деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 16. № 1-2. С. 47-54. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-47-54

Intercultural Competence Building in Literature Lessons and Extracurricular Activities

© 2022 Zaira Z. Madieva1, Natalya M. Eldarova2

1A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy, Makhachkala, Russia, zaira.zainutdinovna@mail.ru 2Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, eldarovan@mail.ru

ABSTRACT. The aim is to consider the possibilities of intercultural competence building among primary school students in the process of studying literature and in extracurricular activities. Methods. Analysis of scientific and methodological and fiction literature, observation, generalization. Results. The necessity of preparing school students for intercultural communication is substantiated, the main directions and ways of working on the development of communicative competence among students in literature lessons and extracurricular activities are determined. Conclusions. Systematic work in literature lessons and extracurricular activities on issues of intercultural interaction in different contexts can contribute to the development of students' communicative competence, which is necessary in the modern world.

Keywords: communication, intercultural competence, intercultural interaction, interethnic communication, generational subcultures, social strata, literature lesson

For citation: Madieva Z. Z., Eldarova N. M. Intercultural Competence Building in Literature Lessons and Extracurricular Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2022, vol. 16, no. 1-2, pp. 47-54. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-47-54 (in Russian)

Введение

Каждому человеку в современном мире приходится взаимодействовать с представителями разных культурных групп. Миграционные процессы, например, требуют от людей навыка работать в межкультурной среде. При этом в некоторых регионах мира возникают сложности в межнациональных и межконфессиональных отношениях, имеют место правонарушения на почве расизма, ксенофобии, которые могут быть связаны с неумением людей осуществлять межкультурную коммуникацию.

Ученые характеризуют межкультурное взаимодействие как неотъемлемый элемент социального бытия, способ совместного существования больших социальных структур системного порядка, характеризующихся интенсивным обменом информацией, ценностями, результатами деятельности и др. [6, с. 816].

Недостаток знаний и опыта, низкий уровень межкультурной грамотности человека проявляются в ограниченности его мыслей, представлений и взглядов на мир, непонимании традиций, ценностей, норм и стереотипов представителей других культур. Несформированность в школьном возрасте умений межкультурного общения может привести к проблемам в дальнейшей жизни, ограничить возможности для личностного и профессионального развития. Поэтому формирование межкультурной компетенции является актуальной задачей школы.

Материалы и методы

В современных исследованиях существуют разнообразные теоретические подходы к пониманию предметной специфики межкультурной компетенции и, соответственно, ее компонентному содержанию. В межкультурной дидактике используется термин «межкультурная компетенция» и разрабатываются модели межкультурной компетенции применительно к обучению иностранным языкам [4, с. 211]. Иногда, как указывает Н. В. Черняк, наблюдается терминологическая несогласованность: межкультурная компетенция отождествляется с межкультурной коммуникативной компетенцией и употреб-

ляется как краткая форма последнего термина [11, с. 71].

В то же время, рассматривая разнообразие и глобальность связей и взаимодействий современного человека, ученые, помимо межэтнического, выделяют взаимодействие между представителями поко-ленческих субкультур, между представителями различных социальных страт (слоев), демографических групп (религиозных, половозрастных и др.) и т. д. [3].

В нашей работе межкультурное общение рассматривается в широком смысле, как общение между представителями национальных, этнических культур, так и общение между представителями субкультур внутри одной и той же национальной культуры, как способность достигать в равной степени успешного понимания как представителей других культур и коммуникационных сообществ, так и представителей своей культуры. При этом межкультурная компетенция должна отражать лишь компоненты, универсальные для коммуникации с представителями любых стран и культур независимо от языка общения, в которых процесс взаимоотношения между культурами рассматривается в «чистом» виде без специфических отпечатков, накладываемых другими науками (в частности методикой обучения иностранным языкам) [1, с. 92].

Как указывает Ю Штрауб, «межкультурная компетенция - это скорее довольно сложный теоретический конструкт, которому мы можем дать определение и применить, так или иначе, для достижения конкретных целей - научных или практических» [12, с. 260].

Основываясь на интегрированной совокупности знаний, умений и навыков, обусловливающих опыт личности в области коммуникации между носителями разных культур - представителями разных этносов, субкультур, возрастных и профессиональных групп внутри одного этноса, межкультурная компетенция призвана обеспечить понимание другого с целью достичь успешной коммуникации.

В непосредственное межэтническое взаимодействие сегодня вовлечены многие учащиеся, так как миграционные про-

цессы способствовали созданию многонациональных классов и поликультурных школ. Можно предположить, что у детей, проживающих в монокультурных районах, в отсутствие межкультурной среды, ограничено понимание других культур и снижен уровень межкультурной компетенции. В то же время с развитием мультимедийных технологий возможности для межкультурного общения стали достаточно широкими, интернет сегодня выступает средством осуществления активных культурно-познавательных процессов.

Отметим, что современные образовательные стандарты ориентируют на формирование умений межкультурного общения. Например, предметные результаты по учебному предмету «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» должны обеспечивать эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. [9, с. 49]. Иноязычная же коммуникативная компетенция как предметный результат по учебному предмету «Иностранный язык» заключается в социокультурных умениях проявлять уважение к иной культуре и разнообразию культур, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении [там же, с. 52]. То есть предметы языкового цикла нацелены на формирование межкультурной компетенции у учащихся основной школы.

На наш взгляд, уроки литературы и внеурочная деятельность обладают значительным потенциалом в обучении взаимодействию с представителями разных возрастных групп, различных социальных слоев населения, суб- и этнических культур. Такой подход позволит школьникам освоить учебную программу и научить их уважительно относиться к иному мнению, культуре, истории других народов, обеспечит знаниями, необходимыми в общении с представителями других культур и в адаптации в динамично меняющемся мире.

Произведения классиков и современных авторов, к которым дети обращаются на уроках литературы или во внеклассном чтении, содержат исторические, культурологические сведениями. Каждый художественный текст представляет собой отдельную модель национальной культуры, содержащую информацию о националь-

ных личностных характеристиках, явлениях и поступках, одобряемых или порицаемых в контексте культуры [5, с. 62], а также образе жизни целого поколения, социальной группы, представителей некоторых субкультур и др. Поэтому учебная работа с текстом в аспекте формирования межкультурной компетенции требует соответствующего комментария, выполнения проблемных и творческих заданий, культурной рефлексии, опоры на принцип диалога культур, сотрудничества.

Задачи уроков могут быть различными в зависимости от текста, целей и возрастных особенностей обучающихся, но в общем уроки должны быть направлены на развитие умений понимать различия между культурами и уважительно относиться к ним, работать в межкультурной среде, на «развитие межкультурной чувствительности» (М. Беннет).

Целью нашей работы является раскрытие возможностей уроков литературы и внеурочной деятельности в формировании и развитии межкультурной компетенции у учащихся средней школы. При этом работа с художественным текстом в процессе формирования межкультурной компетенции должна носить личностно значимый характер, строиться в ходе творческого ознакомления с текстами за счет соотнесения социального опыта, отраженного в тексте, с личным социокультурным опытом учащихся.

Методами работы послужили анализ научно-методической и художественной литературы, наблюдение, обобщение.

Результаты и обсуждение

Межэтническая коммуникация, коммуникация между представителями демографических групп (религиозных, половозрастных и др.) нашла отражение в разных произведениях русской, российской и зарубежной литературы. Работа на уроке по формированию межкультурной компетенции предполагает вычленение из текста и анализ смысловых аспектов куль-туроведческого характера, организацию разнообразных форм работы по интерпретации и актуализации текста.

Вопросы межэтнического и межконфессионального взаимодействия раскрываются в рассказе «Кавказский пленник» и повести «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого, посвященных Кавказской войне. Писатель выступает против национальной розни,

против тех, кто натравливает один народ на другой. Автор, изображая жизнь другого народа, их обычаи, нрав, быт, описывая природу Кавказа, исторические события через судьбы конкретных людей, показывает противоестественность вражды людей, живущих на одной земле.

Размышления Л. Н. Толстого о судьбе горцев и вообще о человеке, занятом, как он писал, несправедливым и дурным делом - войной, легли в основу кавказского цикла его творчества. Писатель показал будничную сторону, жестокость и никчемность войны.

С целью воспитания миролюбия и уважительного отношения к людям других национальностей, конфессий предлагаем в 9 классе во внеурочное время провести диспут на тему «Проблемы толерантности в повести «Хаджи-Мурат» и рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого». В анализируемых произведениях писатель сумел показать, что война - это крайняя и бесчеловечная форма конфликта, надо стремиться ее избежать. Разрушение горской стихии, устоявшихся веками морально-этических норм и социальных отношений, народных традиций вызывает все новые и новые конфликты, чего нельзя допускать. Организация диспута, дискуссии послужит развитию культуроведческой осведомленности старшеклассников и интереса к углублению культуроведческих знаний.

Далее предлагаем обсудить, как изображается кавказская проблема в произведениях авторов XX века: в повести А. При-ставкина «Ночевала тучка золотая» и рассказе Владимира Маканина «Кавказский пленный» (некоторые определяют жанр данного произведения как повесть), что нового внесли эти авторы в трактовку взаимоотношений людей разных национальностей, как они показывают столкновение народов и их культур. В итоге можно предложить написать отзыв об одном из произведений или провести их сопоставительный анализ.

Интересен и такой вид работы, как сравнительный анализ художественного текста и кинофильма. Чтобы сформировать у учащихся умение сопоставлять произведение и его экранизацию, после ознакомления с текстом организуется просмотр фильма по мотивам рассказа В. Маканина, снятого режиссером Алексе-

ем Учителем «Пленный». Школьникам дается задание сравнить версию режиссера и само произведение, выявить сходства и различия в трактовке проблемы писателем и режиссером. В результате такой работы у учеников повышается «уровень теоретико-литературной подготовки, аудиовизуальной грамотности, развивается интерес к урокам литературы в целом, совершенствуется навык анализа и интерпретации художественного текста» [7, с. 16].

В аспекте межкультурного взаимодействия, говоря о субкультуре, под которой обычно подразумевают образ жизни, общий для группы лиц и отличный от общепринятого в определенной местности и в определенное время, можно рассмотреть произведения других классиков русской литературы. Так, в пьесе М. Горький «На дне» обрисована криминальная субкультура, в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» политическая, в пьесах А. Н. Островского передается колорит купеческих семейных кланов.

Социальная дифференциация общества порождает в каждой группе свои модели и правила поведения, знание которых позволяет быстро и эффективно разрешать ситуации межкультурного непонимания [8, с. 18].

Чтение фантастического роман братьев Стругацких «Пикник на обочине» знакомит учащихся с представителем мира сталкеров. Ребята, анализируя действия главного героя, который ходит в заброшенные, аномальные зоны, приходят к выводу, что он из поборника превращается в раба идеи, желание любым путем достичь цели опустошает его. Ради интереса современные диггеры исследуют любые подземные сооружения (бункеры, бомбоубежища, подземные водоводы, канализацию, метрополитен), сталкеры - заброшенные объекты и места на поверхности. Чтение романа способствует осознанию школьниками знаний о некоторых субкультурах, сопоставления представителей разных культур и стоящих за ними реалий, ценностей, мотивов.

Можно предложить ребятам посмотреть советский фантастический фильм Андрея Тарковского «Сталкер» по роману братьев Стругацких. Обсуждение покажет, как в переработке А. Тарковского простая история получила глубокий философский подтекст.

Проблему коммуникации с представителями разных страт можно проследить с учениками на примере фантастических произведений о Гарри Поттере.

В серии книг о Гарри Поттере выделяют рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую системы стратификации в соответствии с классификацией Э. Гидденса [2]. Среди действующих лиц поттерианы есть рабы, представители каст чистокровных магических семей, немагических семей маглов и сквибов, сословия аристократов, разных классов общества. На примере различных героев показывается, как строятся отношения между представителями страт.

На фоне приключений героев автор говорит о неравенстве как проблеме, с которой нужно бороться, и показывает, что надо учиться гуманно, уважительно, бережливо относиться к окружающим, независимо от их классовой и иной принадлежности, принимать такими, какие они есть.

Отношения между поколениями раскрываются в повести Ислама Ханипаева «Типа я». В произведении поднимаются разные темы: отношения отцов и детей, буллинг в школе, становление характера. Герой повести - восьмилетний мальчик Артур, на долю которого выпали непростые испытания. Он проходит сложный пусть взросления, сталкивается с ситуациями, из которых и взрослый не всегда найдет правильный выход.

Особого внимания заслуживает его общение со сверстниками и приемной матерью. Несмотря на то что жизнь у женщины тяжелая, она старается понять, что происходит с мальчиком, принимает его игру в супергероя. Со сверстниками отношения складываются по-разному: с одними мальчику приходится даже драться, чтобы отстоять свое достоинство, другие помогают герою в поисках отца.

Эта книга о том, как важно сохранять в себе доброту и делиться ею, как важно быть мудрым в отношениях с людьми, уметь прощать даже тех, кто предал тебя.

Внеурочная деятельность позволяет широко использовать в работе по формированию и развитию межкультурной компетенции мультимедийные программы: можно организовать прослушивание аудиокниг, просмотр видеороликов, интервью с популярными у подростков людьми, мультфильмов и фрагментов

фильмов с дальнейшим проведением исследований, выполнением творческих работ.

При формировании межкультурной компетенции посредством литературных произведений, кино- и мультфильмов, видеоматериалов объектом внимания могут быть элементы той или иной культуры, особенности поведения, ментальные характеристики представителей культуры и субкультур, уклад жизни и др. Поэтому при обсуждении акцент делается на одежде, прическе героя, других внешних особенностях, атрибутах жизни. Проявлениями культуры служат поступки в разных ситуациях и контекстах, этикетные средства, особенности лексикона, речи, поведения, привычки, убеждения, уклад жизни, религиозные взгляды и др.

К критериям отбора текстового и других материалов для анализа отнесем доступность интерпретации, соответствие возрасту, интересам учащихся, культурную ценность, возможность обеспечить формирование межкультурной компетенции, к критериям отбора технологий работы - их эффективность.

Технология работы с текстом и нетекстовым материалом в аспекте формирования межкультурной компетенции предполагает организацию коллективных (диспут, дискуссия, брифинг), групповых (проект, моделирование ситуаций), индивидуальных (презентация, выступление) форм работы, ролевых игр, использование методов диалога [10], драматизации, тренингов и др. Так, помимо знаний и умений, формируется открытое отношение к другой, иной культуре, ее принятие, а также любопытство и отказ от предубеждений.

Как верно отметил Ю. Штрауб, обучение межкультурной компетенции в конце концов станет еще одним шагом в кропотливом процессе образования, с помощью которого индивидуумы, отдельные группы и все человечество стараются научиться общаться с Другим и Чужим, изначально не воспринимая его как врага [12, с. 264].

Выводы

Формирование у учащихся школ межкультурной компетенции имеет практическое значение, так как межкультурная компетенция - это способность человека существовать в поликультурном, полиэтниче-

ском, многоконфессиональном обществе. Межкультурная компетенция является основой любого общения, результативность которого определяется знанием культурных различий, умением оценивать и способностью понимать иные ценности, взгляды, образ жизни и при этом донести свои собственные ценности и взгляды, социальными навыками, готовностью работать в разнообразных культурных контекстах. В условиях глобализации межкультурная компетенция становится условием успешной адаптации в разных культурных средах и создания продуктивных отношений между людьми из разных культур, она может быть полезной в бизнесе, образовании, туризме и других сферах.

Художественный текст и другой анализируемый материал на уроке литературы и во внеурочной деятельности может выступать средством формирования межкультурной компетенции. Анализ произведений художественной литературы в учебном процессе позволяет готовить обучающихся к межкультурной коммуникации, что подразумевает развитие у них желания и способности контактировать с представителями других культур, с уважением относиться к культуре, традициям и верованиям других культурных групп, умения ориентироваться в различных типах культур, понимать, сравнивать, объяснять явления и факты родной и иной

ный состав межкультурной компетенции // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 8 (64). С. 89-93.

2. Гидденс Э. Социология. М.: Издательская группа URSS, 1999. 704 с.

3. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садо-хин А. А. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А. П. Садохина. М.: Юнити-Дана, 2002. 352 с.

4. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.

5. Миксюк Р. В. Художественный текст на уроках русского языка как иностранного // Высшее техническое образование. 2019. Т. 3. № 1. С. 59-62.

6. Сабаненко Е. И. Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 816-819.

культуры в процессе межкультурного общения.

Важным условием развития межкультурной компетенции у учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности выступает использование технологии обучения, которая активизирует исследовательскую деятельность учащихся, включает общие, групповые и индивидуальные формы работы.

Изучение творчества Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, других писателей и поэтов, которые традиционно входят в школьные программы, допускает подходы, позволяющие подготовить молодежь к жизни в поликультурной среде, воспитать у нее гуманное отношение к иным культурам.

Одновременное изучение художественных произведений авторов - представителей разных эпох, культур и этносов предоставляет возможность школьникам осознать процесс межкультурного взаимодействия и познать нормы, правила поведения, традиции иных культур не как чужое, а как как всеобщее, воспитать у молодежи бережное отношение к специ-фикам разных культур, стремление к межкультурной коммуникации, а в целом содействует гармонизации межнациональных, межконфессиональных, межпо-коленческих отношений и предотвращает проявления культурной агрессии и дискриминации.

А. П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2004.

8. Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А., Ткален-ко Д. Э. Межкультурная коммуникация в информационном обществе: учебное пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 255 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Российская газета. 06.07.2021. URL: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/21 2/71/14/64101.pdf (дата обращения 27.01.2022).

10. Хрусталева Т. П. Диалоговый метод развития межкультурной коммуникации уча-

Литература

1. Апальков В. Г., Сысоев П. В. Компонент- 7. Субботин Д. И. Методика изучения прозы

щихся на уроках литературы в полиэтнических классах // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogovyy-metod-razvitiya-mezhkulturnoy-kommunikatsii-uchaschihsya-na-urokah-literatury-v-polietnicheskih-klassah (дата обращения: 26.01.2022).

11. Черняк Н. В. Межкультурная компетенция и смежные термины в понятийном аппарате межкультурной дидактики // Вестник Ново-

sostav mezhkul'turnoj kompetencii [Component composition of intercultural competence]. Tambov university review. Series: Humanities, 2008, no. 8 (64), pp. 89-93 (in Russian).

2. Giddens E. Sociologiya [Sociology]. Moscow, URSS Publishing Group, 1999, 704 p. (in Russian)

3. Grushevitskaya T. G., Popkov V. D., Sadokhin A. A. Osnovy mezhkul'turnoj kommu-nikacii: uchebnik dlya vuzov [Fundamentals of intercultural communication: textbook for universities]. Ed. by A. P. Sadokhin, Moscow, Unity-Dana, 2002, 352 p. (in Russian)

4. Elizarova G. V. Kul'tura i obuchenie in-ostrannym yazykam [Culture and teaching foreign languages]. Saint Petersburg, KARO publishing house, 2005, 352 p. (in Russian)

5. Miksyuk R. V. Hudozhestvennyj tekst na urokah russkogo yazyka kak inostrannogo [Artistic text at the lessons of Russian as a foreign language]. Higher Engineering Education, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 59-62 (in Russian).

6. Sabanenko E. I. Mezhkul'turnoe vzai-modejstvie: sushchnost', tipologiya, social'naya regulyaciya [Intercultural interaction: essence, typology, social regulation]. Molodoj uchenyj. Journal, 2014, no. 21 (80), pp. 816-819 (in Russian).

7. Subbotin D. I. Metodika izucheniya prozy A. P. Chekhova s ispol'zovaniem kinemato-graficheskih traktovok v usloviyah bazovogo i profil'nogo obucheniya v 10 klasse srednej shko-ly [Methods of studying the prose of A. P. Chekhov using cinematic interpretations in the conditions of basic and specialized education in the 10th grade of secondary school]. Abstract of Ph. D. (pedagogy) thesis, Moscow, 2004 (in Russian).

8. Taratukhina Yu. V., Tsyganova L. A., Tkal-enko D. E. Mezhkul'turnaya kommunikaciya v informacionnom obshchestve: uchebnoe posobie [Intercultural communication in the information society: study guide]. Moscow, The Higher School of Economics Publishing House, 2019, 255 p. (in Russian)

сибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Т. 13. № 2. С. 68-76.

12. Штрауб Ю. Межкультурная компетенция: некоторые теоретические комментарии и гуманистическая перспектива // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. СПб.: СПбГУП, 2010. С. 260-264.

zovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obra-zovaniya / utv. prikazom Minprosveshcheniya Rossii ot 31.05.2021 № 287 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Federal state educational standard for basic general education / approved. order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 no. 287 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education"]. Rossiyskaya gazeta, July 6, 2021, available at: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/21 2/71/14/64101.pdf (accessed 27 January 2022).

10. Khrustaleva T. P. Dialogovyj metod razvitiya mezhkul'turnoj kommunikacii uchash-chihsya na urokah literatury v polietnicheskih klassah [Dialog method of development of intercultural communication of students at literature lessons in polyethnic classes]. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2016, no.4 (65), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogovyy-metod-razvitiya-mezhkulturnoy-kommunikatsii-uchaschihsya-na-urokah-literatury-v-polietnicheskih-klassah (accessed 26 January 2022).

11. Chernyak N. V. Mezhkul'turnaya kompe-tenciya i smezhnye terminy v ponyatijnom apparate mezhkul'turnoj didaktiki [Intercultural competence and related terms in the conceptual apparatus of intercultural didactics]. Vestnik Novosibirsk State University. Series: Linguistics and Cross-cultural Communication, 2015, vol. 13, no. 2, pp. 68-76 (in Russian).

12. Straub Yu. Mezhkul'turnaya kompetenci-ya: nekotorye teoreticheskie kommentarii i gumanisticheskaya perspektiva [Intercultural competence: some theoretical comments and a humanistic perspective]. Dialog kul'tur i part-nerstvo civilizacij: stanovlenie global'noj kul'tury: X Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye cht-eniya, May 13-14, 2010, Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Humanities and Social sciences, 2010, pp. 260-264 (in Russian).

References

i. Apalkov V. G., Sysoev P. V. Komponentnyj 9. Federal'nyi gosudarstvennyi obra-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Мадиева Заира Зайнутдиновна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. сектором русского языка и литературы, Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи, Махачкала, Россия, zaira.zainutdinovna@mail.ru

Эльдарова Наталья Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, eldarovan@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принята в печать 14.02.2022

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Zaira Z. Madieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head the Russian Language and Literature Department, A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy, Makhachkala, Russia, zaira.zainutdinovna@mail.ru

Natalya M. Eldarova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of T&MTRL, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, eldarovan@mail.ru

Received 14.02.2022

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.1

DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-54-59

О роли регионального вуза в популяризации здорового образа жизни

© 2022 Мащенко О. В., Салпагаров У. С.-Х.,

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия, asapclassik@gmail.com, salpagarovum@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть возможности регионального вуза в сфере укрепления общественного здоровья. Авторами освещены некоторые аспекты научно-образовательной деятельности Карачаево-Черкесского государственного университета социально-просветительского, профилактического и этно-спортивного характера, направленной на популяризацию среди жителей республики правильного образа жизни, формирование рационального подхода к здоровью. В работе использованы методы полевого исследования, анализ письменных источников. Результаты. В работе дана характеристика роли и значению регионального университета в формировании культуры укрепления здоровья и популяризации здорового образа жизни. Вывод. Региональный университет является одним из ведущих научно-образовательных центров, деятельность которого в значительной степени способствует распространению здорового образа жизни и укреплению общественного здоровья.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, традиции, современность, состояние, проблемы, решения

Формат цитирования: Мащенко О. В., Салпагаров У. С.-Х. О роли регионального вуза в популяризации здорового образа жизни // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1-2. С. 54-59. DOI: 10.31161/1995-0659-202216-1-2-54-59_

On the Role of a Regional University in Promoting the Healthy Lifestyle

© 2022 Olga V. Mashchenko, Umar S.-Kh. Salpagarov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.