Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ - ДАГЕСТАНЦЕВ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ - ДАГЕСТАНЦЕВ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / КУЛЬТУРА МИРОПОНИМАНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мадиева Заира Зайнутдиновна, Абдурахманова Азра Гитиномагомедовна, Буржунов Гарун Гаджикурбанович

Цель - рассмотреть вопросы формирования культуроведческой компетенции у учащихся-дагестанцев. Методы. Анализ психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение, обобщение. Результаты. Раскрыты приемы использования краеведческого материала, обеспечивающего формирование культуроведческой компетенции языковой личности учащихся. Культуроведческая компетенция может реализоваться путем культурологического экскурса в историю слова, путем использования на уроке текстов разного стиля, произведений устного народного творчества, а также изделий декоративно-прикладного искусства, картин разных художников как яркие и действенные средства наглядности в работе по развитию связной речи школьников. Выводы. Совершенствование коммуникативной, лингвистической компетенции и успешное формирование культуроведческой компетенции языковой личности учащихся достигается путем использования на уроках русского языка текстов, рассказывающих о разных народах, их обычаях и традициях, демонстрации предметов быта и культуры народов России. Подбор текстов необходимо проводить с учетом того факта, что реализация культуроведческой компетенции в преподавании русского языка способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся, формированию у них национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мадиева Заира Зайнутдиновна, Абдурахманова Азра Гитиномагомедовна, Буржунов Гарун Гаджикурбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DAGESTAN STUDENTS’ CULTUROLOGICAL COMPETENCE

The aim of the article is to study the issues of formation the dagestan students’ culturological competence. Methods. Analysis of psychological and pedagogical, methodical literature, observation, generalization. Results. The authors of the article show the ways of using the regional stuff, which insure of formation the culturological competence of the language personality of the student. Culturological competence may be realized by culturological excursion into the word’s history, by the way of using the texts of different styles, works of oral folk arts, and manufactures of applied and decorative arts, pictures of different painters as bright and effectual means visibility in work of development the coherent speech of schoolchildren. Conclusions. Perfection of communicative, linguistic competence and successful formation of culturological competence of language personality of the student is achieved by means of using at Russian language lessons the texts about different nations, folkways, traditions, showing the household item and culture of the Russians. The texts should be selected with reference to fact that realization of culturological competence in teaching the Russian language promotes the spiritual and moral guidance of the students, formation of national identity and establishment of the system of universal human values.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ - ДАГЕСТАНЦЕВ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-49-55

Формирование у учащихся - дагестанцев культуроведческой компетенции

Мадиева З. З. 1 , Абдурахманова А. Г. 2, Буржунов Г. Г. 2

1 Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи,

Махачкала, Россия; e-mail: zaira.zainutdinovna@mail.ru 2Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: azra.a-nova@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть вопросы формирования культуроведческой компетенции у учащихся-дагестанцев. Методы. Анализ психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение, обобщение. Результаты. Раскрыты приемы использования краеведческого материала, обеспечивающего формирование культуроведческой компетенции языковой личности учащихся. Культуроведческая компетенция может реализоваться путем культурологического экскурса в историю слова, путем использования на уроке текстов разного стиля, произведений устного народного творчества, а также изделий декоративно-прикладного искусства, картин разных художников как яркие и действенные средства наглядности в работе по развитию связной речи школьников. Выводы. Совершенствование коммуникативной, лингвистической компетенции и успешное формирование культуроведческой компетенции языковой личности учащихся достигается путем использования на уроках русского языка текстов, рассказывающих о разных народах, их обычаях и традициях, демонстрации предметов быта и культуры народов России. Подбор текстов необходимо проводить с учетом того факта, что реализация культуроведческой компетенции в преподавании русского языка способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся, формированию у них национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова: культуроведческая компетенция, духовно-нравственное воспитание, языковая личность, краеведческий материал, культура миропонимания, использование текстов, декоративно-прикладное искусство, традиции и обряды.

Формат цитирования: Мадиева З. З., Абдурахманова А. Г., Буржунов Г. Г. Формирование у учащихся - дагестанцев культуроведческой компетенции // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 49-55. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-49-55_

Formation of Dagestan Students' Culturological Competence

Zaira Z. Madieva 1, Azra G. Abdurakhamanova 2, Garun G. Burzhunov 2

1 A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy, Makhachkala, Russia; e-mail: zaira.zainutdinovna@mail.ru 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: azra.a-nova@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to study the issues of formation the dagestan students' culturological competence. Methods. Analysis of psychological and pedagogical, methodical literature, observation, generalization. Results. The authors of the article show the ways of using the regional stuff, which insure of formation the culturological competence of the language personality of the student. Culturological competence may be realized by culturological excursion into the word's history, by the way of using the texts of

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019

different styles, works of oral folk arts, and manufactures of applied and decorative arts, pictures of different painters as bright and effectual means visibility in work of development the coherent speech of schoolchildren. Conclusions. Perfection of communicative, linguistic competence and successful formation of cul-turological competence of language personality of the student is achieved by means of using at Russian language lessons the texts about different nations, folkways, traditions, showing the household item and culture of the Russians. The texts should be selected with reference to fact that realization of culturological competence in teaching the Russian language promotes the spiritual and moral guidance of the students, formation of national identity and establishment of the system of universal human values.

Keywords: culturological competence, spiritual and moral guidance, language personality, regional stuff, culture of world perception, using of texts, applied and decorative arts, traditions and customs.

For citation: Madieva Z. Z., Abdurakhmanova A. G., Burzhunov G. G. Formation of Dagestan Students' Culturological Competence. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 49-55. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-49-55 (In Russian)

Введение

Изучение русского языка в школе предполагает формирование не только языковой, коммуникативной компетенций, но и куль-туроведческой. Учитель должен стремиться к тому, чтобы изучаемый язык воспринимался учениками как феномен культуры, а единицы языка как носители национальной специфики языковой картины мира.

На уроках русского языка и литературы всегда придавалось большое значение воспитанию подрастающего поколения, формированию у детей ценностного отношения как к русской культуре и к культуре своего народа, так и к общечеловеческой. В лингвистической литературе особо подчеркивается, что одним из компонентов обновления содержания и методов преподавания русского языка при реализации современной концепции обучения русскому языку является «овладение знаниями, связанными с отражением в языке культуры своего народа, формирование культу-роведческой компетенции» [5, с. 93].

Культуроведческая компетенция является одним из направлений компетент-ностного подхода к обучению, и реализоваться она может путем культурологического экскурса в историю слова, путем использования на уроке текстов разного стиля, произведений устного народного творчества, а также изделий декоративно-прикладного искусства, картин разных художников как яркие и действенные средства наглядности в работе по развитию связной речи школьников.

Цель - рассмотреть вопросы формирования культуроведческой компетенции у учащихся-дагестанцев.

Методы - анализ психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение, обобщение.

Результаты и обсуждение

Бесспорно, текст (художественный, публицистический) - это и материал для упражнений и разборов при изучении и закреплении грамматического материала, и своеобразный культурологический фон обучающей среды, раскрывающейся в куль-туроведческом наполнении уроков [3, с. 6].

Учителю надо помнить, что текст должен отражать сведения о быте, традициях и обычаях разных народов, но при этом не должен быть информативно перегружен.

При подборе текстов необходимо помнить, что реализация культуроведческой компетенции в преподавании русского языка способствует духовно-

нравственному воспитанию учащихся, формированию у них национального самосознания и становлению системы общечеловеческих ценностей [2].

Е. С. Носова подчеркивает, что в процессе преподавания русского языка необходимо систематически включать в структуру урока краеведческий материал, при изучении каждого раздела школьной программы использовать тексты краеведческого содержания [3].

Возьмем текст из книги известного в Дагестане краеведа Булача Гаджиева «Встреча с Дагестаном». Автор как бы ведет читателей горными тропами, знакомя их с красивейшими местами в Дагестане, отличающимися своеобразной историей, уникальной природой.

Дом на Гунибском утесе

При въезде в Гуниб прежде всего обращаешь внимание на большой европейского типа двухэтажный дом ... В этом доме 28 мая 1873 года в семье крупного военачальника генерала Дмитрия Комарова родилась дочь, ставшая известной советской писательницей, - Ольга Форш. Ей было всего несколько

месяцев, когда скончалась мать. В то время семья Комаровых из Дагестана не выезжала. И мы приходим к мысли, что мать будущей писательницы отдана гунибской земле и, вероятнее всего, погребена на утесе, что высится над Каракойсу, где обыкновенно хоронили офицеров.

За несколько недель до своей смерти Ольга Дмитриевна вспоминала: «В Дагестане, в крепости Гуниб, много лет тому назад, когда я была еще девочкой, из окна единственного над пропастью белого дома я увидела утро. Цветущее дерево унаби в драгоценных камениях росы, небо, подернутое позолотой, орла, повисшего над бездонным ущельем... Я и раньше смотрела из этого окна, но тут я вдруг увидела все это... Что-то приникло в сердце, в голову, тронуло какую-то струну, о существовании которой я и не подозревала. Это было началом художественного освоения мира. Я стала рисовать и писать...»

Автор романов «Одеты камнем», «Современник», «Михайловский замок», «Первенцы свободы», трилогии о Радищеве, многочисленных повестей, драматургических произведений и рассказов, наша землячка Ольга Форш всю жизнь мечтала по-

сетить свою родину - Гуниб. Но дела, одно важнее другого, отвлекали писательницу.

О. Форш умерла в 1961 году в возрасте 88 лет, так и не побывав в горах. Но сюда пришли ее замечательные книги ... В Гу-нибе вас отведут в дом, где родилась их знаменитая землячка, покажут окно, из которого она впервые увидела мир ... (По Б. Гаджиеву) [1].

Данный текст можно использовать при изучении сложноподчиненного предложения, видов придаточных предложений, а конкретно - придаточных определительных; при изучении обособленных членов предложения; при закреплении орфограмм (правописание н и нн и др.) Но главное текст пронизан любовью к родному краю, уважением к людям, проживавшим на этой земле, к своему прошлому, своим корням.

Чтобы ученики могли лучше представить, какая картина открылась перед О. Форш из окна, можно предложить учащимся посмотреть репродукцию картины Ильи Николаевича Занковского «Дорога на Верхний Гуниб» (рис. 1), включив аудиозапись стихотворения А. С. Пушкина «Кавказ» в прочтении И. Смоктуновского [6].

Рис. 1. И. Н. Занковский «Дорога на Верхний Гуниб»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 4. 2019

Б. Гаджиев показывает, как тесно переплетаются судьбы представителей разных народов, учит быть добрее и внимательнее друг к другу. Особенно это проявляется в его книге «Поляки в Дагестане».

Использование отрывков из книг Б. Гаджиева на уроке наряду с изучением программного материала по предмету позволит донести до учащихся историю родного края, привить им общечеловеческие ценности, показать, что при любых испытаниях человеку следует оставаться самим собой и не предавать то, что дорого ему с детства.

Использование текстов дает возможность познакомить учащихся не только с историей родного края, но и с традициями и бытом народов. С этой целью можно использовать также изделия декоративно-прикладного искусства. Возьмем, к примеру, балхарские глиняные изделия. На уроке можно провести следующую работу с использованием наглядности (слайды проецируются на экран):

- Посмотрите на балхарские изделия (рис. 2; 3). Опишите их. Что вы можете рассказать по ним о быте горцев?

Рис. 2. Балхарские изделия

Рассмотрев первый слайд, ученики вспоминают, что горцы ценили каждый клочок плодородной земли, так как в горной части Северного Дагестана земли, пригодной для возделывания и выращивания злаковых культур, было мало. В этой связи сакли, дома строили на скалах. На это была еще одна причина: чем неприступнее было

место, где расположено село, тем легче было защищать его от врагов. Крутизна гор и обилие скальных массивов служили надежным убежищем.

В селах было ступенчатое расположение домов, крыши были плоские. Часто крыша дома была улицей или двором дома, расположенного выше. На самом верху мы видим сторожевые башни. Они выполняли и жилую, и оборонительную функции.

В Дагестане было развито террасное земледелие, малоудобные горные склоны горцы превратили в пахотные участки, бережно возделывали землю на склонах гор: разбивали абрикосовые сады, выращивали кукурузу, картошку, тыкву, фасоль, горох.

Описывая этот глиняный кувшин в виде села на вершине горы, ученики отмечают, что он украшен растительным орнаментом.

Следующий слайд дает представление о том, как было устроено жилище горцев. Ученики описывают саклю. На первом этаже, как видим, располагаются глиняная печь, хлев для скота, склад дров. На второй жилой этаж ведут ступеньки, по которым поднимается женщина с кувшином, наполненным водой. В глубине комнаты мы видим люльку, в которой спит ребенок, глиняную посуду. Пол в комнатах и на веранде обмазывали специальной глиной.

Рис. 3. Балхарские изделия

Чтобы дать более полное представление о том, как строили дома в сельской местности Дагестана, можно использовать на занятии слайды с картинами дагестанских

художников. В частности можно показать ученикам слайд с картиной талантливого художника А. З. Хаджаева «Унчукатль» (рис. 4), 1993 г. (у этого художника целая серия картин, на которых он изобразил свое родное село).

Альберт Хаджаев - продолжатель лучших традиций реалистической школы жи-

вописи. С какой точностью автор отразил особенности сельских строений! Достичь в каждом полотне реалистической достоверности - работа долгая, кропотливая.

После знакомства с картиной рекомендуется провести сочинение-описание, предварительно поработав над тематическим словариком.

Рис. 4. А. З. Хаджаев «Унчукатль»

Следующий слайд позволит поближе рассмотреть люльку и описать ее (рис. 5).

Композиция "У колыбели ". Балхар. Конец XX в. П. Шаммадаева Рис. 5. П. Шаммадаева. Композиция «У колыбели». Балхар. Конец XX в.

Люлька была незаменимым атрибутом быта горцев, она позволяла матери заниматься хозяйством. Ребенок в люльке долго оставался сухим и был застрахован от травм, так как был хорошо зафиксирован. Люльку делали из дерева, спинки крепились на дугообразных полозьях, что позволяло раскачивать колыбельку.

На дно клали матрас, набитый соломой или овечьей шерстью. В матрасе делали дырку, в которую вставлялась трубочка для стока мочи в сосуд, прикрепленный снизу к днищу люльки. Ребенка привязывали двумя широкими поясами, на конце которых были пришиты тесемки, завязывавшиеся на перекладине люльки. Сверху люльки - покрывало, оно защищает летом от насекомых (тонкое покрывало), а в зимнее время -от холода (шерстяное покрывало).

Люди с меньшим материальным достатком использовали подвесные люльки, которые прикрепляли к потолку, теплый

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019

воздух поднимается вверх, и ребенку в люльке тепло.

С детской люлькой связано много поверий, ритуалов, обычаев и обрядов, в которых прослеживаются древние языческие корни, и, «постепенно приходившие им на смену и вытеснявшие их, исламские элементы». Например, «у чеченцев и почти всех народов Дагестана никогда нельзя было раскачивать пустую люльку, завязывать ленты, когда ребенка не было в люльке, а также переносить ребенка через перекладину люльки. Необходимо было обойти и передать ребенка. У народов Дагестана нельзя было подготовленную люльку оставлять без покрывала — в нее может забраться нечистая сила. Следовало прикрыть ее наполовину, иначе сон уйдет. Раскачивание пустой люльки для аварцев было опасно тем, что у ребенка будет болеть живот, даргинцы и лакцы в этом случае считали, что в доме больше не будут рождаться дети» [4].

В последние десятилетия наблюдается процесс глобализации, который приводит к тому, что теряются навыки поведения, типичные для народа, традиции и обряды. Но в то же время отмечается и стремление народов Северного Кавказа «сохранить в неизменном виде многие социокультурные практики, так как именно они обеспечивают устойчивость и выживание этноса как

кала: Дагкнигиздат, 1976. 81 с.

2. Мадиева З. З. Формирование у учащихся культуроведческой компетенции на уроке русского языка // Русский язык в дагестанской школе. 2018. № 1. С. 29-32.

3. Носова Е. С. Формирование лингвокульту-рологической компетенции языковой личности школьников 5-6 классов в процессе обучения русскому языку на базе регионального компонента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 4. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pglu.ru (дата обращения: 12.05.2019 г.)

4. Павлова О. С. Обычай тугого пеленания детей на Северном Кавказе: история и совре-

[Meeting with Dagestan]. Makhachkala, Dagkni-gizdat Publ., 1976. 81 p. (In Russian)

такового» [4]. И свою задачу учитель должен видеть в том, чтобы донести до учеников культуру миропонимания, привить навыки поведения, присущие представителям их народа или хотя бы дать понятие о ценностях, ментальности народа, представителем которого они являются, ведь, не зная языка, истории, культуры своего народа, невозможно сохранить свою самобытность.

Вторая задача, которая стоит перед учителем дагестанской школы, - подготовить выпускников к межкультурной коммуникации, к познанию культуры русского народа, к осознанию его самобытности и уникальности на фоне сопоставления с другими культурами и языками. Такой диалог не только обеспечивает параллельное изучение языка и народной культуры, но и готовит учащихся к неизбежному в современной жизни горцев диалогу в межкультурной коммуникации.

Заключение

Таким образом, использование на уроках русского языка текстов, рассказывающих о разных народах, их обычаях и традициях, демонстрация предметов быта и культуры народов России позволяет совершенствовать коммуникативную, лингвистическую компетенции и успешно формировать культуроведческую компетенцию языковой личности учащихся.

па: http://www.nbpublish.com/view_post_133. html (дата обращения: 12.05.2019 г.)

5. Уланова Ю. А. Формирование культурологической компетенции будущих учителей-словесников // Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе: инновационный подход: материалы региональной научно-практической конференции (20-21 декабря 2007 года). Отв. ред. В. А. Кудряшова. Орск: ОГТИ, 2008. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ogti.orsk.ru (дата обращения: 12.05.2019 г.)

6. Пушкин А. С. Кавказ. Читает И. Смоктуновский. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://teatr.audio/pushkin-aleksandr-kavkaz_2 (дата обращения: 12.05.2019 г.)

petence of students at the Russian language lesson. Russkijyazyk v dagestanskoj shkole [Russian

Литература

1. Гаджиев Б. Встреча с Дагестаном. Махач- менность. [Электронный ресурс] / Режим досту-

References

1. Gadzhiev B. Vstrecha s Dagestanom 2. Madieva Z. Z. Formation of cultural com-

Language at Dagestan school]. 2018. No. 1. Pp. 29-32. (In Russian)

3. Nosova E. S. Formation of linguistic and cultural competence language personality of 5-6 grades schoolchildren in the process of teaching the Russian language on the basis of the regional component. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstven-nogo lingvisticheskogo universiteta [Proceeding of Pyatigorsk State Linguistic University]. 2008. No. 4. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.pglu.ru (accessed: 12.05.2019).

4. Pavlova O. S. The custom of tight swaddling of children in the North Caucasus: history and modernity. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.nbpublish.com/view_post_133. html (accessed: 12.05.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Мадиева Заира Зайнутдиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий сектором русского языка, Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи, Махачкала, Россия; e-mail: zaira.zainutdinovna@mail.ru

Абдурахманова Азра Гитиномагоме-довна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе (ТиМОРЯиЛ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: azra.a-nova@mail.ru

Буржунов Гарун Гаджикурбанович, доктор педагогических наук, профессор, ТиМОРЯиЛ, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: azra.a-nova@mail.ru

5. Ulanova Yu. A. Formation of cultural competence of future teachers of literature. Aktual'nye problemy prepodavaniya russkogo yazyka v vuze i shkole: innovacionnyj podhod: materialy region-al'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of teaching the Russian language in higher education and school: an innovative approach: materials of the regional scientific and practical conference]. (20-21 December, 2007). Resp. ed. V. A. Kudryashova. Orsk, OGTI Publ., 2008. [Electronic resource]. Mode of access: http://ogti.orsk.ru (accessed: 12.05.2019).

6. Pushkin A. S. Caucasus. Read by I. Smok-tunovsky. [Electronic resource]. Mode of access: https://teatr.audio/pushkin-aleksandr-kavkaz_2 (accessed: 12.05.2019).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Zaira Z. Madieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the sector of Russian Language, A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute, Makhachkala, Russia; e-mail: zaira.zainutdinovna@mail.ru

Azra G. Abdurakhmanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Theory and Methods of Teaching the Russian Language and Literature (T&MTRL&L), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: azra.a-nova@mail.ru Garun G. Burzhunov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of T&MTRL&L, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: azra.a-nova@mail.ru

Принята в печать 14.10.2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 14.10.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.