Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Сулейманова Раисат Валиабдулаевна, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Магомедов Шамиль Абдулмажидович

Цель статьи - раскрыть сущность, структуру и содержание понятия «педагогическая технология». Методы. Сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической литературы, различных трактовок понятия «педагогическая технология», рефлексия зарубежного, отечественного и собственного опыта реализации идей педагогической технологии. Результаты. Словосочетание «педагогическая технология» вошло в терминологию педагогической науки и практики в 60-х годах XX столетия, когда во многих странах активизировались поиски путей повышения эффективности образовательного процесса. Одни ученые подтверждали новизну и ценность педагогической технологии, другие ее отрицали, третьи считали педагогическую технологию игрой слов, заменой понятия «методика», четвертые полагали методический подход к изучению учебных дисциплин единственно верным и безальтернативным, пятые отождествляли методику обучения и педагогическую технологию. С нашей точки зрения, этот разброс мнений до сих пор не преодолен и остается дискуссионным в отечественном образовании. Очевидные достижения отечественных ученых-педагогов конца XX века в обосновании различных аспектов технологического подхода к образовательному процессу не привели к формированию целостного представления о педагогической технологии и ее составляющих. Выводы. Проведенный анализ позволяет рассматривать педагогическую технологию как спроектированную упорядоченную систему действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению образовательных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Сулейманова Раисат Валиабдулаевна, Салманова Джамила Абдулкафаровна, Магомедов Шамиль Абдулмажидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY ESSENCE AND STRUCTURE

The aim is to reveal the essence, structure and content of the concept of “pedagogical technology”. Methods. Comparative analysis of scientific and pedagogical literature, various interpretations of the concept of "pedagogical technology", reflection of foreign, domestic and own experience in implementing the ideas of pedagogical technology. Results. The phrase “pedagogical technology” entered the vocabulary of pedagogical science and practice in the 60s of the XX century, when the search for ways to improve the effectiveness of the educational process intensified in many countries. Some confirmed the novelty and value of pedagogical technology, others denied it, others considered pedagogical technology a play on words, a substitute for the concepts of “methodology” and “technology”, the fourth considered the methodological approach to the study of academic disciplines the only true and uncontested, the fifth identified the teaching methodology and pedagogical technology. From our point of view, this diversity of opinions has not yet been overcome and remains controversial in domestic education. The obvious achievements of the Russian scientists and teachers of the late 20th century in substantiating various aspects of the technological approach to the educational process did not lead to the formation of a holistic view of pedagogical technology and its components. Conclusions. The analysis allows us to consider pedagogical technology as a designed orderly system of actions, the implementation of which leads to the guaranteed achievement of educational goals.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Сулейманова Тамара Рамазановна, старший преподаватель, кафедра иностранного языка и методики его преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия,

suleymanova.tomochka@mail.ru

Сулейманова Раисат Валиабдулаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия,valiraya_9@mail.ru

Принята в печать 15.02.2022

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Affiliations Тamara R. Suleymanova, senior lecturer, Department of Foreign Language and methods of its teaching, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, suleymano-va.tomochka@mail. ru

Raisat V. Suleymanova, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, valiraya_9@mail.ru

Received 15.02.2022

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.017

DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-101-108

Сущность и структура педагогических технологий

© 2022 Хайбулаев М. Х., Сулейманова Р. В., Салманова Д. А., Магомедов Ш. А. Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, xajbulaev-magomed@inbox.ru, valiraya_9@mail.ru,

djamila05@mail.ru, sh-mag@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - раскрыть сущность, структуру и содержание понятия «педагогическая технология». Методы. Сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической литературы, различных трактовок понятия «педагогическая технология», рефлексия зарубежного, отечественного и собственного опыта реализации идей педагогической технологии. Результаты. Словосочетание «педагогическая технология» вошло в терминологию педагогической науки и практики в 60-х годах XX столетия, когда во многих странах активизировались поиски путей повышения эффективности образовательного процесса. Одни ученые подтверждали новизну и ценность педагогической технологии, другие ее отрицали, третьи считали педагогическую технологию игрой слов, заменой понятия «методика», четвертые полагали методический подход к изучению учебных дисциплин единственно верным и безальтернативным, пятые отождествляли методику обучения и педагогическую технологию. С нашей точки зрения, этот разброс мнений до сих пор не преодолен и остается дискуссионным в отечественном образовании. Очевидные достижения отечественных ученых-педагогов конца XX века в обосновании различных аспектов технологического подхода к образовательному процессу не привели к формированию целостного представления о педагогической технологии и ее составляющих. Выводы. Проведенный анализ позволяет рассматривать педагогическую технологию как спроектированную упорядоченную систему действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению образовательных целей.

Ключевые слова: педагогический процесс, педагогическая технологии, методика обучения, педагогическое проектирование, педагогическая техника

Формат цитирования: Хайбулаев М. Х., Валиева Р. В., Салманова Д. А., Магомедов Ш. А. Сущность и структура педагогических технологий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1-2. С. 101-108. 001: 10.31161/19950659-2022-16-1-2-101-108

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 1-2. 2022 ••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 1-2. 2022

Pedagogical Technology Essence and Structure

© 2022 Magomed Kh. Khaibulaev, Raisat V. Suleymanova, Jamila A. Salmanova, Shamil A. Magomedov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, xajbulaev-magomed@inbox.ru, valiraya_9@mail.ru, djamila05@mail.ru, sh-mag@mail.ru

ABSTRACT. The aim is to reveal the essence, structure and content of the concept of "pedagogical technology". Methods. Comparative analysis of scientific and pedagogical literature, various interpretations of the concept of "pedagogical technology", reflection of foreign, domestic and own experience in implementing the ideas of pedagogical technology. Results. The phrase "pedagogical technology" entered the vocabularyof pedagogical science and practice in the 60s of the XX century, when the search for ways to improve the effectiveness of the educational process intensified in many countries. Some confirmed the novelty and value of pedagogical technology, others denied it, others considered pedagogical technology a play on words, a substitute for the concepts of "methodology" and "technology", the fourth considered the methodological approach to the study of academic disciplines the only true and uncontested, the fifth identified the teaching methodology and pedagogical technology. From our point of view, this diversity of opinions has notyet been overcome and remains controversial in domestic education. The obvious achievements of the Russian scientists and teachers of the late 20th century in substantiating various aspects of the technological approach to the educational process did not lead to the formation of a holistic view of pedagogical technology and its components. Conclusions. The analysis allows us to consider pedagogical technology as a designed orderly system of actions, the implementation of which leads to the guaranteed achievement ofeducational goals.

Keywords: pedagogical process, pedagogical technologies, teaching methods, pedagogical design, pedagogical technique

For citation: Khaybulaev M. Kh., Suleymanova R. V., Salmanova D. A., Magomedov Sh. A Pedagogical Technology Essence and Structure. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2022, vol. 16, no. 1-2, pp. 101-108. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-101108 (in Russian)_

Введение

Категория «педагогическая технология» в настоящее время одна из самых обсуж -даемых в педагогической литературе. Педагогическую технологию рассматривают и как один из подходов к осуществлению образовательного процесса, и как идею построения обучения, и как метод реализации учебно-воспитательных целей, и как принцип организации педагогической деятельности на разных уровнях. Незави -симо от теоретических концепций эта ка -тегория приобрела и чисто практический интерес.

Одни ученые подтверждали новизну и ценность педагогической технологии, другие ее отрицали, третьи считали педагоги -ческую технологию игрой слов, заменой понятия «методика», четвертые полагали методический подход к изучению учебных дисциплин единственно верным и безаль -тернативным, пятые отождествляли мето-

дику обучения и педагогическую технологию.

С нашей точки зрения, этот разброс мнений до сих пор не преодолен и остает -ся дискуссионным в отечественном образовании. Очевидные достижения отечественных ученых-педагогов конца XX века в обосновании различных аспектов техно -логического подхода к образовательному процессу не привели к формированию целостного представления о педагогической технологии и ее составляющих.

Целью статьи является раскрытие сущ -ности, структуры и содержания понятия «педагогическая технология».

В процессе работы использовались методы: сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической литературы, различных трактовок понятия «педагогическая технология», рефлексия зарубежного, отечественного и собственного опыта реализации идей педагогической технологии.

Результаты и обсуждение

В педагогических образовательных организациях повсеместно под разными названиями изучаются спецкурсы, дисциплины по выбору, факультативы, ориентированные на освоение принципов и идей педагогических технологий. Подобная ситуация сложилась и в организациях, занятых повышением квалификации педагогов и их профессиональной переподготовкой.

Словосочетание «педагогическая тех-нология» вошло в лексику педагогической науки и практики в 60-х годах XX столетия, когда во многих странах активизиро -вались поиски путей повышения эффек-тивности образовательного процесса, в том числе и в Советском Союзе. Другими факторами развития идей педагогической технологии стало появление в школах технических средств обучения и проникновение в учебную работу идей программированного обучения. По мнению В. И. Боголюбова [4], Т. А. Ильиной [7],

A. И. Умана [16], принципы программи-рованного обучения и методы его реали -зации трансформировались в теоретическую базу педагогической технологии.

Результаты исследований западных ученых-педагогов Дж. Брунера [5], Б. Блума [20], Р. Бернса [1] и других обусловили доминирующее развитие дидактики во многих государствах Западной и Восточной Европы, Латинской Америки и Азии (Япония, Республика Корея) в сфере педагогических технологий.

Теорию и практику реализации техно -логических подходов к организации и осуществлению образовательного процесса исследовали отечественные педагоги Т. А. Ильина [7], М. В. Кларин [9],

B. М. Минбулатов [10] и др. Указанные авторы в качестве преимуществ техноло -гического подхода выделяют возможность организации образовательного процесса на основе использования технических средств и обучающих устройств в практи -ке обучения.

Вместе с тем ученые-педагоги В. П. Беспалько [3] и В. И. Боголюбов [4] отмечали, что проникновение идей техно -логического подхода к образовательному процессу в СССР растянулось на четыре десятка лет. В качестве причин они указы -вают отсутствие педагогов-технологов, научно-обоснованных и эксперименталь-

но проверенных технологических разработок, учебно-методической литературы, основанной на идеях педагогической технологии, современных технических средств и обучающих устройств.

Соглашаясь с этим, В. М. Минбулатов [10] дополняет этот перечень следующи -ми причинами: однообразие методологи -ческого анализа проблем образования; ограничение диапазона плюрализма, инакомыслия в педагогической теории; идеологический прессинг педагогической науки и практики; отрицание опыта зарубежной педагогики; разброс мнений учёных и практиков о ценности идей педагогической технологии для отечественной школы.

Остались открытыми вопросы: что та -кое педагогическая технология? Какова разница в понимании ее теми, кто начал разрабатывать, и теми, кто исследует про -блему в настоящее время? Каковы структура и содержание педагогической техно -логии? Что общего и в чем различие понятий «педагогическая технология» и «методика обучения»? Каковы механизмы реализации педагогической технологии в об -разовательной практике? Существует множество педагогических технологий или их ограниченное количество? Можно ли отнести к педагогическим технологиям существующие на сегодня системы обучения и воспитания? Если педагогических технологий множество, то в чем они разнятся? По каким основаниям и признакам их можно группировать?

Поиск ответов на эти вопросы и был одним из мотивов написания данной статьи.

Нами были проанализированы научные публикации по этой теме за 2000-2020 гг. и обобщен опыт применения педагоги -ческой технологии в образовательных ор -ганизациях Республики Дагестан. За эти годы теорию и практику технологизации образовательного процесса исследовали российские ученые-педагоги

М. Е. Бершадский и В. В. Гузеев [2], В. В. Зайцев [6], М. Ю. Олешков [13], Г. К. Селевко [14], Н. Е. Щуркова [18] и др. Анализ их трудов позволил увидеть в педагогической технологии инструмент по -вышения качества педагогической деятельности, в котором применяются анализ, отбор, конструирование и контроль всех управляемых составляющих педагогического процесса и их взаимосвязей.

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 1-2. 2022 ••• йБРОЮиРЫА1. Уо!. 16. N0. 1-2. 2022

К такому выводу также подталкивают определения М. В. Кларина, который описал педагогическую технологию как «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных, методических средств ...» [9], В. В. Гузеева, по которому педагогическая технология - это «... упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата» [2]. В Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) под педагогической технологией понимают «системный метод издания, применения, и определения всего процесса, преподавания, усвоения, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования» [19, р. 43].

Часть педагогов видит в педагогической технологии способ решения учебных задач, основанный на алгоритмических предписаниях. К этой группе можно отнести определения педагогической технологии В. П. Беспалько как содержательной техники реализации учебного процесса [3] и М. А. Чошанова - как составной процессуальной части дидактической системы [17].

Другие исследователи педагогическую технологию рассматривают как двуединый процесс, состоящий из разработки проекта и его реализации. К таковым от -несем определения В. В. Зайцева: «... это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [6],

В. М. Монахова: «.продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного про -цесса» [11].

Однако такое многообразие определений рассматриваемой категории привело к образованию разных аспектов её понима -ния и использования. В научных и мето -дических публикациях словосочетание «педагогическая технология» стало употребляться как синоним к понятиям «об -разовательная технология», «дидактическая технология», «воспитательная техно -логия», «технология образования», «тех -нология учебно-воспитательного процесса», «технология педагогической деятель -ности», «технология обучения», а также употребляемым в научно-методической литературе терминам «технология мо-

дульного обучения», «компьютерные тех -нологии», «компьютерно-

информационные технологии», «учебно-дидактическая технология» и т. д. Очевидно, что за каждым из этих терминов и понятий подразумеваются различные определения, толкования и иные сущностные характеристики.

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» определяется исследователями сквозь призму таких дефиниций, как «информационно -коммуникативное обучение», «интерактивное обучение», «эвристическое обучение», «дифференцированное обучение», «контекстное обучение», «метод проектов» и многое другое. В этом перечне более ста наименований, где часть из них отождествляется с методами обучения, другие -с частными и авторскими методиками, третьи - с организационными формами обучения.

Сохраняется тенденция подмены поня -тий «педагогической технологии» в одних случаях терминами «технология обучения», «технология преподавания», в других - терминами «методика», «методика обучения», «методика преподавания». Рассуждения о «педагогической технологии» в целом сводятся к «технологии урока», «технологии контроля знаний», «техноло -гии организации практик» и др., которые должны рассматриваться как фрагменты или части самой педагогической техноло -гии. Авторы данной статьи разделяют мнение С. С. Кашлева [8] о синонимичности понятий «педагогическая технология» и «образовательная технология».

Множество обучающих технологий или отождествляющихся с ними других педагогических категорий означает, что из сущности процесса обучения выделяют те или иные, не связанные между собой свойства. Каждое из них по-своему становится аспектом педагогического исследования с выстраиванием теоретической концепции и ее технологизацией. В то же время любая образовательная технология ориентирована на достижение определенных целей, но набор этих целей велик и неоднороден.

У обучаемых разная палитра мотивов и потребностей, ведущего вида деятельности и уровня обученности, поэтому ни одна педагогическая технология не может стать универсальной. Если согласиться с

этим утверждением, то совершенно оправданы и существование множества педагогических технологий, и продолжающийся рост их количества.

Для осознания сущности педагогической технологии важной представляется способность видеть различия между методикой обучения и педагогической технологией. На основе обобщения разных точек зрения методику обучения можно ха -рактеризовать как эмпирическую систему правил передачи содержания учебного материала. В методике, как правило, предлагаются образцы, готовые способы обучения отдельным темам, примеры решения аналогичных заданий, разработки уроков.

Отличительными признаками педагогической технологии В. П. Беспалько считает ее проектированность и диагностич -ность поставленных целей. В его понима -нии, при наличии этих признаков методи -ка преобразуется в технологию [3].

Технология концентрирует свое внимание на ответе на вопрос, как наиболее оптимально достичь целей обучения, управляя этим процессом. Соглашаясь с этим, В. С. Зайцев полагает, что методика - это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету и ее усилия направлены на поиск ответов на вопросы: 1) чему учить? 2) зачем учить? 3) как учить? [6]. В отличие от методики, педагогическая технология отвечает на третий вопрос с существенным дополнением: 4) как учить результативно?

В технологию заложена последователь -ность педагогических действий, и поэтому она представляет собой этапы деятельно -сти, каждый из которых имеет свою цель. При этом в педагогической технологии лишь после достижения цели одного этапа осуществляется переход к следующему. В методике обучения для каждого этапа, как правило, цель не определяется и переход на последующий этап происходит незави -симо от достигнутых результатов.

Для решения задач педагогической технологии необходима подробная информация об исходном состоянии каждого обучаемого. Методика обучения ориентируется на «усредненного ученика», и уровень его обученности для реализации методической системы не имеет значения.

Результативность педагогического процесса оценивается в технологии на

каждом этапе. В соответствии с достижениями у обучаемых в технологии происходит переход к следующему этапу педагогической деятельности. Непрерывность диагностики и есть отличительная особенность педагогической технологии при сравнении с методикой обучения.

В педагогической технологии конечная и промежуточная цели задаются конкретно и диагностично, что позволяет создавать оценочно-измерительные материалы объективного контроля их достижения. В традиционном же процессе обучения це-леполагание не является ведущим звеном.

Таким образом, рассмотрев ключевые отличительные особенности между мето -дикой обучения и педагогической технологией, можно сделать следующие выводы:

- педагогическая технология есть средство оптимизации образовательного процесса, при этом технологизации подвергают условия развития обучаемого и дея -тельность, связанную с его образованием;

- педагогическая технология является эффективным способом достижения целей обучения с использованием простых средств организации учебного процесса;

- педагогическая технология есть проектируемая деятельность, что превращает ее в целенаправленный созидательный процесс;

- педагогическая технология - это интеграция теоретических положений в кон -кретный педагогический опыт.

В этом подходе педагогическая технология выстраивается как двухуровневая система:

- автор технологии (ученый, теоретик, в том числе педагог) разрабатывает проект (модель) образовательного процесса, закладывая общие основания его организации, последовательность действий, жестко их не регламентируя, поскольку не может предусмотреть все нюансы;

- педагог реализует последовательность действий, относясь к ней как вариа -тивной, позволяя с учетом конкретных обстоятельств видоизменения шагов алгоритма, чередование действий в технологической последовательности;

- основу педагогической технологии составляет однозначно понимаемый субъ -ектами образовательного процесса алгоритм их совместной деятельности;

- возникает понимание, что есть сферы педагогики, где технологизация неце-

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 1-2. 2022 ••• йБРОЮиРЫА1. Уо!. 16. N0. 1-2. 2022

лесообразна, поскольку она нивелирует любую неординарность. Речь, прежде всего, идет о выявлении и развитии одаренности, для чего нужно индивидуальное мастерство педагога. Здесь бесполезны технологические процедуры, стандартизированный контроль;

- педагогические технологии проектируются на основе известных философ -ских, психологических, педагогических, управленческих концепций, теорий, принципов, но различаются между собой целевыми установками, набором методов, форм и средств, условиями реализации и применимости и другими компонентами.

Это обстоятельство можно рассматри -вать как основу выделения признаков классификации педагогических технологий.

Как видно из предыдущего анализа, подходов к разработке проблем педагоги -ческой технологии множество, однако, независимо от видов педагогических технологий и их конкретных типов, в них должны быть стержневые идеи, устойчи -вые компоненты, которые отличают технологию от традиционной методики. Эти устойчивые компоненты образуют структуру педагогической технологии в различных аспектах ее интерпретации. Поис -ки ответа на вопрос, какова структура педагогической технологии, приводят к пониманию необходимости обобщить всех дефиниции этого понятия,

Для установления сущности педагогической технологии проведен сравнительно-сопоставительный анализ ключевых слов, которые несут смысловую и логиче -скую нагрузку в ее дефинициях.

Авторы первой группы используют существительные, означающие множество предметов: «система», «совокупность», «набор».

Авторами второй группы применяются слова, обозначающие отдельные предметы: «способ», «знание», «процесс», «область», «проект», «подход», «модель», «техника», «направление», «часть», «искус -ство» и «мастерство», «умение».

Ученые третьей группы определяют педагогическую технологию с помощью существительных, обозначающих дей -ствия: «описание», «конструирование», «проектирование», «воспроизведение», «совершенствование», «воплощение»,

«обучение», «явление», «использование», «применение», «интерпретация».

Этот анализ показывает разноаспект-ность понимания педагогической технологии и широту диапазона интерпретации понятия с использованием более трех десятков слов, означающих различные клас -сы предметов и явлений. Сравнительный анализ существующих определений под -водит к мысли: большинство ученых еди -но в том, что технологичность выражается во множестве предметов и явлений, кото -рые в совокупности составляют процесс.

Целевая составляющая определений педагогической технологии фиксирует внимание на ее результативности. Напри -мер, «. достижение поставленных целей» [6], «. достижение прогнозируемых результатов» [14], «... достижения планируемых результатов обучения» [7], «... эффективное достижение поставленных целей» [15], «... наиболее эффективное достижение поставленных целей» [13], «... оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях» [11], «... достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов» и «. воспроизведение гарантирующих успех педагогических дей -ствий» [9].

Вместе с тем мы солидарны с учеными, рассматривающими педагогическую тех -нологию как двухаспектное явление, включающее в себя проектирование и реализацию [3; 6; 11], как, например, М. В. Кларин, который разделяет технологию на два этапа: конструирование и осу -ществление учебного процесса [9].

Эта точка зрения коррелируется с по -ниманием сущности социальной техноло -гии, которая рассматривается болгарским исследователем Н. Стефановым как про -грамма, содержащая процедуры и операции, и как деятельность, построенная в соответствии с этой программой [15].

Выводы

Весь набор этих составляющих свидетельствует о важности двух признаков технологичности образования: воспроизводимость и достижимость намеченных заранее результатов. Оба аспекта становятся составляющими педагогической технологии. Первая составляющая - это проектирование (разработка, описание, обоснование) педагогической системы разного уровня и значения, учитывающее конкретные условия ее функционирования. Вторая часть педагогической техно-

логии - это деятельность по реализации проекта педагогической системы. Отметим, что проект педагогической системы по определению должен содержать в себе все необходимое для его осуществления и быть описан таким образом, чтобы любой квалифицированный специалист (педа-

гог) мог его реализовать и получить за -данный результат.

Таким образом, проведенный анализ позволяет нам рассматривать педагогическую технологию как спроектированную упорядоченную систему действий, выпол -нение которых приводит к гарантирован -ному достижению образовательных целей.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Изд-во «Прогресс», 1986. 422 с.

2. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Десять мифов технологического подхода в образовании // Педагогические технологии. 2008. № 4. С. 28-42.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 191 с.

4. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. № 9. С. 123-128.

5. Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 84 с.

6. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. 411 с.

7. Ильина Т. А. Педагогическая технология // Буржуазная педагогика на современном этапе: Критический анализ. М.: Педагогика, 1984. С. 200-216.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2013. 224 с.

9. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. 75 с.

10. Минбулатов В. М., Неверкович С. Д. Педагогическая технология: эволюция понятия, сущность, опыт разработки. Махачкала, 2000. 74 с.

11. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгоград: Перемена, 2006. 318 с.

12. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3. С. 20-27.

13. Олешков М. Ю. Педагогическая технология: проблемы классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: сборник научных трудов. Екатеринбург: РГППУ, 2005. С. 5-19.

14. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: ООО «НИИ школьных технологий», 2006. 816 с.

15. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976. 250 c.

16. Уман А. И. Технологический подход к обучению: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2019. 171 с.

17. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 157 с.

18. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

19. Glossary of educational technology terms. Prep. by the Div. of educational sciences, contents a. methods of education, UNESCO for the Intern. bureau of education, Paris, Unesco, 1986, 239 p.

20. Bloom Benjamin S. (ed.) Taxonomy of Educational Objectives, the Classification of Educational Goals, Handbook I: Cognitive Domain, New York, Longmans, Green and Company, 1956, 207 p.

References

1. Burns R. Razvitie Ya-koncepcii i vospitanie [Self-concept development and education and education]. Moscow, Publishing House Progress, 1986, 422 p. (in Russian).

2. Bershadsky M. E., Guzeev V. V. Desyat' mifov tekhnologicheskogo podhoda v obrazovanii [Ten myths of the technological approach in education]. Journal of Pedagogical technology, 2008, no. 4, pp. 28-42 (in Russian).

3. Bespalko V. P. Slagaemye pedagog-icheskoj tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow, Pedagogika Publishing House, 1989, 191 p. (in Russian)

4. Bogolyubov V. I. Pedagogicheskaya tekhnologiya: evolyuciya ponyatiya [Pedagogical technology: the evolution of the concept]. So-vetskaya pedagogika, 1991, no. 9, pp. 123-128.

5. Bruner J. Process obucheniya [The learning process]. Moscow, Publishing House of APN RSFSR, 1962, 84 p.

6. Zaitsev V. S. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: uchebnoe posobie. V 2-h knigah. Kniga 1 [Modern pedagogical technologies: educational software. In 2 books. Book 1]. Chelyabinsk, the SUSGPU Publishing house, 2012, 411 p.

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 1-2. 2022 ••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 1-2. 2022

7. Ilyina T. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya [Pedagogical technology]. Bourgeois pedagogy at the present stage: A critical analysis. Moscow, Ped-agogika Publishing House, 1984, pp. 200-216.

8. Kashlev S. S. Interaktivnye metody obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie [Interactive teaching methods: an educational and methodical manual]. Minsk: TetraSystems Publishing House, 2013, 224 p.

9. Klarin M. V. Pedagogicheskaya tekhnologi-ya v uchebnom processe [Pedagogical technology in the educational process. (Analysis of foreign experience)]. Moscow, Znanie Publishing House, 1989, 75 p.

10. Minbulatov V. M., Neverkovich S. D. Peda-gogicheskaya tekhnologiya: evolyuciya ponyatiya, sushchnost', opyt razrabotki [Pedagogical technology: evolution of the concept, essence, development experience]. Makhachkala, 2000. 74 p.

11. Monakhov V. M. Vvedenie v teoriyu ped-agogicheskih tekhnologij [Introduction to the theory of pedagogical technologies]. Volgograd, Publishing house "Change", 2006, 318 p.

12. Nazarova T. S. Pedagogicheskie tekhnologii: novyj etap evolyucii? [Pedagogical technologies: a new stage of evolution?]. Journal "Pedagogics", 1997, no. 3, p. 20-27 (in Russian)

13. Oleshkov M. Yu. Pedagogicheskaya tekhnologiya: problemy klassifikacii i realizacii [Pedagogical technology: problems of classification and implementation]. Professional pedagogical technologies in theory and practice of teaching: collection of scientific papers. Yekaterinburg,

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, к. п. н.,

профессор, директор, Институт непрерывного образования, Дагестанский государствен -ный педагогический университет, Махачка -ла, Россия, xajbulaev-magomed@inbox.ru

Сулейманова Раисат Валиабдулаевна, к. п. н., доцент, заведующий кафедрой педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, valiraya_9@mail. ru,

Салманова Джамила Абдулкафаровна, к. п. н., доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия,

dj amila05@mail. ru.

Магомедов Шамиль Абдулмажидович, к. п. н., доцент, начальник отдела практик, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, sh-mag@mail.ru

Russian State Vocational Pedagogical University, 2005, pp. 5-19.

14. Selevko G. K. Enciklopediya obra-zovatel'nyh tekhnologij. V 2-h t. T. 1. [Encyclopedia of educational technologies. In 2 vols. Vol. 1]. Moscow, Research Institute of School Technologies LLC, 2006, 816 p.

15. Stefanov N. Obshchestvennye nauki i social'naya tekhnologiya [Social sciences and social technology]. Moscow, Progress Publisher, 1976, 250 p.

16. Uman A. I. Tekhnologicheskij podhod k obucheniyu: uchebnoe posobie dlya vuzov. [Technological approach to learning: a teaching tool for universities]. Moscow, Publishing YUR-AYT, 2019, 171 p.

17. Choshanov M. A. Gibkaya tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya [Flexible technology of problem-modular education]. Moscow, Public education, 1996, 132 p.

18. Shchurkova N. E. Pedagogicheskaya tekhnologiya [Pedagogical technology]. Moscow, Pedagogical Society of Russia, 2002, 224 p.

19. Glossary of educational technology terms. Prep. by the Div. of educational sciences, contents a. methods of education, UNESCO for the Intern. bureau of education, Paris, Unesco, 1986, 239 p.

20. Bloom Benjamin S. (ed.) Taxonomy of Educational Objectives, the Classification of Educational Goals, Handbook I: Cognitive Domain, New York, Longmans, Green and Company, 1956, 207 p.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Magomed Kh. Khaybulaev, Ph. D. (Pedagogy), Professor, Director of the Institute of Pre-University and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, xajbulaev-magomed@inbox.ru

Raisat V. Suleymanova, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, valiraya_9@mail.ru

Dzhamila A. Salmanova, Ph. D. (Pedagogy), Assistant Professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, djamila05@mail.ru

Shamil A. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Practice Department, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, sh-mag@mail.ru

Принята в печать 25.02.2022

Received 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.