DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-123-129 ХАЙБУЛАЕВ МагомедХайбулаевич,
2018-0076-1/22-390 кандидат педагогических наук, профессор,
M0SURED: 77/27-023-2022-1 -589 директор непрерывного образования ФГБОУ ВО
«Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, е-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0199-2350
САЛМАНОВА Джамила Абдулкафаровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, заведующая лабораторией педагогического мастерства ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала,
е-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-9660-1406
БИЛАЛОВ Магомед Курбандибирович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, е-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-7231-7213
ГАДЖИЕВ Рамазан Далгатович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, е-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-2378-662К
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогической, философской и социологической литературы, а также на основе анализа деятельности учителей школ Республики Дагестан выявлено противоречие между недостаточной готовностью учителя к внедрению инновационных технологий в школе и отсутствием механизмов его подготовки. Представлены результаты экспертного опроса, согласно которому применение известных учителям технологий обучения, не приводит к ожидаемым результатам, и имеют недостаточно прогнозируемый характер. В качестве механизма разрешения проблемы приведена организационно-деятельностная игра «Инновационные технологии в школе», включающая в себя интерактивное взаимодействие участников проекта, коллективную мыследеятельность, самоопределение, тренинги, дискуссии, методологическое выращивание знаний, рефлексию, что, в свою очередь, позволит обучить участников игры проектировать и проводить учебные и внеучебные занятия с использованием инновационных форм, методов и средств обучения. Представлены структура и содержание программы повышения квалификации (этапы реализации: информационный, организационный, проективный) учителей Республики Дагестан. Приведен план выполнения оценки результативности программы повышения квалификации учителей, включающий в себя следующие сведения: задачи программы, описание основных мероприятий программы, ожидаемые результаты, критерии оценки результативности программы.
Ключевые слова: образовательная среда современной школы, квалификационные требования к педагогическим работникам, экспертный опрос, повышение квалификации учителей, организационно-деятельностная игра, инновационные технологии в школе, инновационная компетентность педагогических работников, программа саморазвития и самообразования.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
KHAIBULAEV Magomed Khaibulaevich,
Ph.D., Professor Director of Continuing Education of the Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala
SALMANOVA Jamila Abdulkafarovna,
Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy, Head of the Laboratory of Pedagogical Excellence of the Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala
BILALOV Magomed Kurbandibirovich,
Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala
GADZHIEV Ramazan Dalgatovich,
Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala
ORGANIZATIONAL-ACTIVITY GAME AS A MEANS OF PREPARING
TEACHERS FOR THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN SCHOOL IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Annotation. In the article, based on the analysis of psychological, pedagogical, philosophical and sociological literature, as well as on the basis of the analysis of the activities of school teachers in the Republic of Dagestan, a contradiction is revealed between the teacher's insufficient readiness to introduce innovative technologies in school and the lack of mechanisms for his preparation. The results of an expert survey are presented, according to which the use of teaching technologies known to teachers does not lead to the expected results and have an insufficiently predictable character. As a mechanism for resolving the problem, the organizational and activity game "Innovative technologies at school" is given, which includes interactive interaction of project participants, collective thinking, self-determination, trainings, discussions, methodological cultivation of knowledge, reflection, which in turn will teach the participants games to design and conduct educational and extracurricular activities using innovative forms, methods and teaching aids. The structure and content of the advanced training program (implementation stages: informational, organizational, projective) for teachers of the Republic of Dagestan are presented. A plan for assessing the effectiveness of the teacher training program is given, which includes the following information: the objectives of the program, a description of the main activities of the program, expected results, criteria for assessing the effectiveness of the program.
Key words: educational environment of a modern school, qualification requirements for teaching staff, expert survey, improvement of teachers' qualifications, organizational and activity game, innovative technologies at school, innovative competence of teaching staff, self-development and self-education program.
Введение
Актуальность данной статьи определяет вступление образования в стадию реформ, основу которых составляет новое мышление, ориентированное на иные условия жизнедеятельности человека. Вместе с тем, нынешняя система организации образования, как отмечают многие исследователи и практические работники, оставляет мало возможностей для выполнения такого социального заказа общества. Мы имеем в виду, прежде всего, жесткую педагогическую систему, не обеспечивающую подготовку молодежи к реальной жизни. Современные учащиеся и студенты «задавлены» огромным информационным масси-
вом и растущими квалификационными требованиями, а преподаватели в погоне за выполнением образовательного стандарта ошибочно стремятся к тиражированию стандартной деятельности. В результате у обучающихся теряется видение своей будущей деятельности, растворенное в многочисленных предметах, изучаемых традиционно и репродуктивно.
Изученность проблемы: новые целевые ориентиры системы образования, а также современные требования к педагогическим работникам (должен уметь: обеспечивать условия для успешной учебно-воспитательной деятельности учеников; разрабатывать учебно-методические и дидак-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
тические материалы; выявлять и отражать специфику (региональные, национальные, этнокультурные) образовательных потребностей; организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся) актуализируют проблему подготовки и переподготовки педагогических работников с позиции их готовности использовать инновационные технологии в обучении.
Научная новизна: анализ деятельности учителей школ [Хайбулаев, Салманова, Бакмаев: 210], а также экспертный опрос (учителя - 50 чел., работники управления развития общего образования - 15 чел., школьники ((9-11кл) - 60 чел.)) показал, что применение известных учителям, в т.ч. продуктивных технологий обучения, не приводит к ожидаемым результатам и имеют недостаточно прогнозируемый характер. Возникают вопросы: почему инновационные технологии в образовательном процессе школы не дают ожидаемого эффекта? Причин, на наш взгляд, много: осведомленность учителей о педагогических новшествах не преобразуется в инновационную практику; эпизодическое применение современных технологий не приводит к их системным применениям в образовательном процессе; недостаточная инновационная компетентность педагогов, в т.ч. менеджмента образовательной организации. Основная причина, на наш взгляд, заключается в отсутствии в образовательных организациях, команды едино-мышленников-инноваторов, способных разрабатывать инновационные проекты и внедрять их в образовательную практику.
Следует отметить, что среди педагогических средств, интенсифицирующих учебную деятельность, ученые и педагоги особое внимание уделяют игровому обучению, учебной игре. Многие современные исследователи (М.А. Бабухин, О.И. Ваганова, Б.Н. Герасимов Т.В. Емельянова И.В. Жуланова, В.Б. Копылова, Л.К. Мазунова, О.Т. Потопахина, Е.О. Смирнова, М.Х. Хайбулаев, И.Г. Якимович) сходятся во мнении, что игра есть уникальный феномен общечеловеческой культуры. С их точки зрения, игра стала местом проявления важнейших черт личности, национальной самобытности, этнических особенностей. Игра и ее педагогические аспекты стали объектом осознанного, научно-обоснованного рассмотрения, позволяющего выявить потенциальные возможности игровых видов учебных занятий. В работах последних лет пропагандируется положительный опыт использования игровых форм обучения в общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях [Бабухин: 17, Ваганова: 19, Герасимов: 68, Емельянова: 6, Жуланова, Медведев: 7, Копылова: 156, Мазунова, Кудрявцева, Пуляев-ская: 153, Потопахина: 478, Смирнова: 55, Хайбу-лаев, Алиева: 27, Якимович: 381].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
Целесообразность разработки темы: игра как составная часть культуры развивает, воспитывает, социализирует, обучает, лечит, развлекает, организует досуг. В то же время, в игре господствуют пародия, ирония, относительность социального бытия, смех. Игра противостоит рационально организованным формам социально-экономической деятельности, в т.ч. бездеятельности, науке, формализму, официозу.
Игра и детство, игра как средство освоения жизненного опыта, игра - первая ступень бесконечной лестницы реалий жизни, игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, игра - одна из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых, - эти и другие установки исследовали многие ученые.
Вместе с тем, как показывает общеобразовательная практика, воспитывающий, развивающий и обучающий потенциал игры не востребован, игра во многом еще эпизодическое явление в педагогическом арсенале учителей. Как ни странно, игровое обучение часто ускользает из сферы внимания педагогов, особенно вузовских. И дело не только в нежелании менять наработанные стереотипы своей деятельности. Часто, это итог непонимания феномена игры.
Неиспользованные возможности игрового обучения связаны с недостаточно сформированной культурой педагогической деятельности и невысоким уровнем философской, психологической, методической квалификации преподавателей. Реализация богатого педагогического арсенала игры сдерживается из-за отсутствия научно-методического инструментария, доступного и удобного для изучения и использования. В качестве такового инструментария мы рассматриваем научно обоснованную классификацию игр, которая охватывала бы ныне существующую богатую игровую практику.
Вышеизложенное позволило нам спроектировать, и провести организационно-деятельност-ную игру «Инновационные технологии в школе». Интерактивное взаимодействие участников проекта, коллективная мыследеятельность, самоопределение, тренинги, дискуссии, методологическое выращивание знаний, рефлексия позволили обучить участников игры проектировать и проводить учебные и внеучебные занятия с использованием инновационных форм, методов и средств обучения.
Реализация программы способствовала решению следующих задач:
• повышению квалификационных показателей педагогов;
• формированию имиджа педагогических работников; внедрению новшеств в образо-
вательную практику школы и превращение их в социальный стандарт; • разработке проектов инновационных педагогических систем и программ саморазвития педагогов.
Организационно-деятельностные технологии позволяют создавать содержательные (функции деятельности, ее содержание, объекты интенсивного воздействия) и организационные (активность участников, игровой характер, обучающая направленность, обратная связь, групповая ответственность, индивидуальный вклад) условия [Магомедов, Салманова: 116].
Именно на это и была нацелена программа повышения квалификации учителей к использованию инновационных технологий в образовательной среде школы. Она позволяет повысить инновационную компетентность педагогических работников; сформировать команды образовательных организаций, способных системно реорганизовать педагогический процесс; освоить современные обучающие технологии (проектные, эвристические, проблемные, тренинговые, интерактивные, игровые). Указанные задачи реализовывались в результате интерактивного взаимодействия, организованной культурной коммуникации, коллективной мыследеятельности процессов самоопределения и рефлексии, а также разработки программ саморазвития. Эти процессы являются сутью организационно-деятельностной игры.
Содержательные, коммуникационные и структурные составляющие организационно-дея-тельностной игры обеспечивали интенсивному воздействию на педагогов, мотивируя их активность и поиск педагогической новизны, обуславливали групповую ответственность и индивидуальный вклад в процесс саморазвития.
Методология: программа повышения квалификации учителей была реализована в пять этапов.
На первом этапе (информационный) была организована работа по выявлению инновационной практики в образовательных организациях, передового педагогического опыта учителей новаторов Республики Дагестан. Для решения задач первого этапа будут проанализированы документальные источники, продукты педагогической деятельности, результаты республиканских и федеральных интеллектуальных конкурсов преподавателей. Источниками дополнительных сведений послужили итоги республиканских и федеральных этапов всероссийской олимпиады школьников и других интеллектуальных обучаемых конкурсов, анкетирование педагогов и беседы с ними. Результатами первого этапа реализации программы стали: карта педагогических инноваций Республики Дагестан; база данных о педагогических
инновациях и учителях - носителях передового опыта.
Второй этап (организационный). На этом этапе осуществлялся поиск площадок (образовательных организаций) для проведения организа-ционно-деятельностной игры и потенциальных участников-преподавателей. Для определения состава участников организационно-деятельност-ной игры были изучены их опыт участия в инновационной практике, потенциальные возможности реализации современных образовательных технологий, мотивированность и готовность к реализации новшеств. Параллельно к работе осуществлялось формирование игротехнической команды (6-7 чел.), способной решать задачи программы. Команда формировалась в процессе 10-12 методологических семинаров. Участие в семинарах обеспечило содержательную, методическую, технологическую подготовку организаторов игры. Результатами второго этапа реализации программы были:
• площадки (образовательные организации) для реализации задач программы;
• персональный состав педагогов-участников игры (100-120 чел.);
• состав игротехнической команды (6-7 чел.); договоры с образовательной организацией о проведении программных мероприятий. Третий этап (проективный). Содержание
третьего этапа реализации программы повышения связано с проектированием организацион-но-деятельностной игры, ее продолжительности (5 суток по 10 часов), разработкой условий эффективности, критерий успешности. В ходе проектирования организационно-деятельностной игры были уточнены позиции заказчиков и потребителей результатов реализации игры, определены цели и задачи, выявлены ранговые статусы и позиции, как игроков, так и организаторов игры, разработаны сценарии, имитационные и конкретные ситуации для речевого взаимодействия, тре-нинговые упражнения, установлены методологические конструкции и понятия, обеспечивающие коллективную мыследеятельность участников, определены обстановка, правила, процедуры и регламент игры, спроектированы задания на каждый игровой день, которые определят созидательную структуру организационно-инновационных процессов. Процессы проектирования игры позволили ее организаторам определить средства технического, методического, материального и коммуникационного обеспечения игровых процессов.
Результатами третьего этапа программы были: проект организационно-деятельностной игры «Инновационные технологии в школе» со сценариями развития игрового взаимодействия, задач, содержанием заданий, расписанных по
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
дням, и процедурами их выполнения, правилами и регламентом; перечень технических и дидактических информационно-коммуникационных средств необходимых для обеспечения эффективности игры.
Четвертый этап (реализационный). На этом этапе реализации программы была проведена организационно-деятельностная игра с двумя составами участников по 50-60 человек. Общими для всех дней работы были следующие процедуры: установка на игру и выдача заданий; работа в группах; определение результатов групповой работы; индивидуальная и групповая рефлексия. Реализация групповых заданий осуществлялась в пять дней. Первый день работы связан с формированием рабочих групп, снятием статусных доминатов и оценочных суждений, выявлением позиций участников и их самоопределением по отношению к инновационным технологиям, выработкой правил коммуникативного взаимодействия, формированием представления о сущности и содержании инновационных технологий обучения: оценкой субъективных и объективных факторов, способствующих и препятствующих осуществлению инновационной деятельности, в образовательных организациях. Второй день посвящен формированию представлений о сущности и структуре проблемных технологий обучения, видах проблемной ситуации, способах ее предъявления и выдвижения гипотез решения, принципах построения урочной и внеурочной деятельности в проблемном режиме обучения, освоению методов и средств проектирования проблемных заданий алгоритма их решения. Третий день связан с освоением сущности, структуры, принципов, методов, форм и средств проектно-эвристи-
ческой технологии обучения, изучением механизмов организации познавательного поиска школьников и оформления его результатов. Четвертый день - участникам вручены кейсы с набором документов и других информационных источников для решений ситуаций, включенных в кейс. Особенностью четвертого дня игры является совмещение цели и средства деятельности. Кейс-технология будет осваиваться с помощью специально разработанных кейсов. Такой подход позволил педагогам более эффективно освоить способы конструирования учебной деятельности в логике кейс-технологий. Последний (пятый) день позволил включить участников в поиск и разработку индивидуальных проектов педагогической системы на основе анализа образовательных потребностей и возможностей учащихся. В результате, сформированы компетенции участников, разработаны индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и способы их реализации в инновационном режиме.
Результаты четвертого этапа: возросшая инновационная компетентность участников, проекты учебных и внеучебных занятий в режиме разных технологий обучения: программы саморазвития и самообразования; сформированы группы-носителей инновационных обучающих технологий. Краткая характеристика результативности программы повышения квалификации учителей представлена в табл. 1.
Пятый этап (заключительный) - реализация программы, были проанализированы итоги всех предыдущих этапов, даны оценки участникам и организаторам программы, ее результатам, определены перспективы развития инновационной деятельности в школах Республики Дагестан.
Таблица 1
План выполнения оценки результативности программы повышения квалификации учителей
Задачи программы Описание основных мероприятий программы Ожидаемые результаты Критерии оценки результативности программы
Диагностика готовности учителя к освоению инновационных технологий обучения. Разработка программы диагностики готовности к освоению инновационных технологий обучения. Составление информационного письма. Запрос в районные управления образованием РД Рассылка программы диагностики и информационного письма в районные управления образованием РД (по mail, почте). Обработка, систематизация и интерпретация полученных данных. Способность игро-технической команды определять готовность учителя к освоению инновационных технологий обучения. Программа диагностики готовности учителей к освоению инновационных технологий в школе. Информационное письмо. Список учителей, готовых к освоению и внедрению инновационных технологий в школе.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
Разработка сценария и технологии проведения организационно - дея-тельностной игры. Проведение методологических семинаров. Готовность игротехников к проведению организационно -деятельностной игры. Сценарий (технология) организационно -деятельностной игры.
Подготовка учителя к проектированию инновационных педагогических систем. Проведение организационно-дея-тельностной игры. Готовность участников игры к проектированию инновационных педагогических систем и программ саморазвития педагогов. Проект инновационной педагогической системы с использованием инновационных технологий обучения. Программа саморазвития учителя.
Список литературы:
[1] Бабухин М.А. Игровая деятельность как средство развития самостоятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (38).
[2] Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2019. - № 1 (35).
[3] Герасимов Б.Н. Игровые технологии: состав, содержание, структура // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 6-1.
[4] Емельянова Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015.
[5] Жуланова И.В., Медведев А.М. Игра и учебная деятельность в контексте проблем мотивации и образовательной инициативы // Мир науки. Педагогика и психология. - 2016. - № 1.
[6] Копылова В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. -Краснодар: Новация, 2016. - С. 156 - 158.
[7] Магомедов Ш.А., Салманова Д.А. Дея-тельностный подход в профессиональной подготовке магистра педагогического образования // Ученые записки Университета Лесгафта. - 2011. -№ 3.
[8] Мазунова Л.К., Кудрявцева Е.Л., Пуляев-ская А.М. Игра и игровые технологии как обязательный инструмент и содержание образования длиною в жизнь // Доклады Башкирского университета. - Т. 3. - № 1/2018. - С. 152 - 156.
[9] Педагогические основы игры / М.Х. Хай-булаев, С.В. Алиева; Дагест. гос. пед. ун-т. - Махачкала: Б. и., 1996. - 120 с.
[10] Потопахина О.Т. Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса в средней школе / О.Т. Потопахина // Молодой ученый. -2017. - № 11 (145). - С. 477 - 480.
[11] Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учеб. пособие для среднего профессионального образования / Е.О. Смирнова, И.А. Ряб-кова. - М.: Изд-во «Юрайт», 2019. - 223с.
[12] Хайбулаев М.Х., Салманова Д.А., Бак-маев А.Ш. Мониторинг профессиональной деятельности молодого учителя в Республики Дагестан // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - № 2 (27).
[13] Якимович И.Г. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в вузе // Вестник БГУ. - 2016. - № 1 (27).
Spisok literatury:
[1] Babuhin M.A. Igrovaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya samostoyatel'nosti // Vestnik Shad-rinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. - 2018. - № 2 (38).
[2] Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Mokrova A.A. Primenenie igrovyh tekhnologij v obuchenii stu-dentov // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. - 2019. - № 1 (35).
[3] Gerasimov B.N. Igrovye tekhnologii: sostav, soderzhanie, struktura // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2018. - № 6-1.
[4] Emel'yanova T.V. Igrovye tekhnologii v obra-zovanii: elektronnoe ucheb.-metod. posobie / T.V. Emel'yanova, G.A. Medyanik. - Tol'yatti: Izd-vo TGU, 2015.
[5] Zhulanova I.V., Medvedev A.M. Igra i ucheb-naya deyatel'nost' v kontekste problem motivacii i obrazovatel'noj iniciativy // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. - 2016. - № 1.
[6] Kopylova V.B. Mesto i rol' igrovyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe / V.B. Kopylova // Prob-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
lemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. - Krasnodar: Novaciya, 2016. - S. 156 - 158.
[7] Magomedov Sh.A., Salmanova D.A. Deya-tel'nostnyj podhod v professional'noj podgotovke magistra pedagogicheskogo obrazovaniya // Uche-nye zapiski Universiteta Lesgafta. - 2011. - № 3.
[8] Mazunova L.K., Kudryavceva E.L., Puly-aevskaya A.M. Igra i igrovye tekhnologii kak obyaza-tel'nyj instrument i soderzhanie obrazovaniya dlinoyu v zhizn' // Doklady Bashkirskogo universiteta. - T. 3. - № 1/2018. - S. 152 - 156.
[9] Pedagogicheskie osnovy igry / M.H. Hajbu-laev, S.V. Alieva; Dagest. gos. ped. un-t. - Mahachkala: B. i., 1996. - 120 s.
[10] Potopahina O.T. Igrovoe obuchenie kak sredstvo optimizacii uchebnogo processa v srednej shkole / O.T. Potopahina // Molodoj uchenyj. - 2017. - № 11 (145). - S. 477 - 480.
[11] Smirnova E.O. Psihologiya i pedagogika igry: ucheb. posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / E.O. Smirnova, I.A. Ryabkova. - M.: Izd-vo «Yurajt», 2019. - 223s.
[12] Hajbulaev M.H., Salmanova D.A., Bak-maev A.Sh. Monitoring professional'noj deyatel'nosti molodogo uchitelya v Respubliki Dagestan // ANI: pedagogika i psihologiya. - 2019. - № 2 (27).
[13] Yakimovich I.G. Vozmozhnosti ispol'zovaniya igrovyh interaktivnyh tekhnologij na prakticheskih zanyatiyah v vuze // Vestnik BGU. -2016. - № 1 (27).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022