Научная статья на тему 'Профессиональное развитие педагогов в процессе дидактических игр на курсах повышения квалификации'

Профессиональное развитие педагогов в процессе дидактических игр на курсах повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ЛИДЕРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHING THE GAME / TEACHING SITUATIONS / PROFESSIONAL SCHOOL COMMUNITY / LEADERSHIP / EDUCATIONAL INITIATIVE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мади Наваль, Шерайзина Р.М.

Раскрывается актуальность проблемы профессионального развития педагогов в соответствии с результатами экспериментальных исследований проблем в непрерывном педагогическом образовании в Израиле и результаты исследований эффективности различных методов обучения, проведенные в США; опыт повышения квалификации педагогов с использованием дидактических игр, способствующих формированию профессиональных школьных сообществ, развитию образовательных инициатив и лидерских качеств учителей Израильских школ; на основе анализа исследований зарубежных ученых определен алгоритм проведения дидактической игры; выделена отличительная особенность дидактических игр направленность на развитие личностных качеств и творческих способностей педагогов; выявлены причины неготовности учителей Израиля применять на своих занятиях дидактические игры; представлен опыт повышения квалификации учителей начальных классов по теме «Моделирование педагогической системы и игровой технологии урока».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE PROCESS OF DIDACTIC GAMES IN THE COURSES OF ADVANCED TRAINING

The article reveals the urgency of the problem of professional development of teachers in accordance with the results of experimental studies of problems in continuous teacher education in Israel and the results of studies on the effectiveness of various teaching methods conducted in the United States; The experience of raising the qualifications of teachers using didactic games that promote the formation of professional school communities, the development of educational initiatives and the leadership qualities of teachers in Israeli schools; On the basis of the analysis of foreign researches, an algorithm for conducting a didactic game is defined; The distinctive feature of didactic games is highlighted the focus on the development of personal qualities and creative abilities of teachers; The reasons for the unpreparedness of Israeli teachers to apply didactic games in their studies; The experience of raising the qualifications of primary school teachers on the topic “Modeling of the pedagogical system and game technology of the lesson”.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие педагогов в процессе дидактических игр на курсах повышения квалификации»

УДК 378.046.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА

КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Мади Наваль, Р.М.Шерайзина

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE PROCESS OF DIDACTIC GAMES IN THE

COURSES OF ADVANCED TRAINING

Madi Nawal, R.M.Sheraizina

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Roza.Sherayzina@novsu.ru

Раскрывается актуальность проблемы профессионального развития педагогов в соответствии с результатами экспериментальных исследований проблем в непрерывном педагогическом образовании в Израиле и результаты исследований эффективности различных методов обучения, проведенные в США; опыт повышения квалификации педагогов с использованием дидактических игр, способствующих формированию профессиональных школьных сообществ, развитию образовательных инициатив и лидерских качеств учителей Израильских школ; на основе анализа исследований зарубежных ученых определен алгоритм проведения дидактической игры; выделена отличительная особенность дидактических игр — направленность на развитие личностных качеств и творческих способностей педагогов; выявлены причины неготовности учителей Израиля применять на своих занятиях дидактические игры; представлен опыт повышения квалификации учителей начальных классов по теме «Моделирование педагогической системы и игровой технологии урока».

Ключевые слова: Профессиональное развитие, дидактическая игра, педагогические ситуации, профессиональное школьное сообщество, лидерство, образовательная инициатива, повышение квалификации

The article reveals the urgency of the problem of professional development of teachers in accordance with the results of experimental studies of problems in continuous teacher education in Israel and the results of studies on the effectiveness of various teaching methods conducted in the United States; The experience of raising the qualifications of teachers using didactic games that promote the formation of professional school communities, the development of educational initiatives and the leadership qualities of teachers in Israeli schools; On the basis of the analysis of foreign researches, an algorithm for conducting a didactic game is defined; The distinctive feature of didactic games is highlighted — the focus on the development of personal qualities and creative abilities of teachers; The reasons for the unpreparedness of Israeli teachers to apply didactic games in their studies; The experience of raising the qualifications of primary school teachers on the topic "Modeling of the pedagogical system and game technology of the lesson". Keywords: Professional development, teaching the game, teaching situations, professional school community, leadership, educational initiative, training

Основным результатом современного образования является развитие личности обучающегося и обучающих на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Поэтому традиционный подход к обучению, в котором целью и главным результатом обучения являются прочные фундаментальные знания, недостаточен.

Чтобы сформировать у ученика основу умения учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, необходимо использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучения. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения».

11 щшмпда ойутетгня

Лекция 4ТС®.Ш'

5%Л

10%

Аудио пи гул л т. line ш If I | м мин

20%

Ж

Oiiiyj^fHHi' Практика Перс-лапа шапнй

'»UV.;

Как видим, процент усвоения знаний «возрастает по мере того, как учащиеся включаются в процесс обучения, проявляют активность, становятся субъектами учебной деятельности.

Особую роль в процессе развития педагогов и учеников имеет дидактическая игра. Эта учебная игра, которая имеет инструкции и четкие цели обучения, она отвечает на образовательные потребности через практическую дидактическую иллюстрацию. Иехиэль Фриш, Тами Джошуа, Дичи и Амори опре-

делили дидактическую игру как новую форму метода преподавания, в которой интегрировано учебное содержание, есть стратегия, которая ограниченна инструкциями, требованиями и определенными правилами, то есть имеет процесс и цели, и представляет разные образовательные и социальные навыки [1, 2].

К принципам хорошей дидактической игры Дичи относит наличие: понятных учебных целей; инструкций, методов использования и методов запуска; разнообразия методов запуска ( не только один метод запуска); безопасности для ребёнка, и внешнего вида, и материалов, из которых она построена; удобства при запуске (с точки зрения величины частей, толщины материала и так далее); эстетичности и мотивации к использованию; доступности и чёткости с точки зрения картин и почерка; достаточности времени для диапазона концентрации ребёнка к которому он обращается.

Дидактическая игра, как отмечает Д.Фейгельсон, представляет собой инструмент, который отвечает на образовательные потребности через дидактическую практическую иллюстрацию. Игра, по мнению Фейгельсона, помогает учителю с одной стороны, а ученику с другой стороны, на различных этапах обучения: этапом вхождения, этапом упражнения и заключительный этап.

1. Этап вхождения. На данном этапе игра служит в качестве инструмента помощи учителю в процессе изучения нового материала. Учитель, объясняя новый материал, использует технику игры, чтобы помочь ученикам понять материал, с помощью техники, которая им знакома из их повседневной жизни, и интегрирует содержание обучения в игре.

2. Этап упражнения, который является самым центральным этапом в процессе обучения и может быть долгим и утомительным, пока ученик не освоит новый материал. Учитель использует различные формы обучения, в том числе дидактическую игру, чтобы обеспечить ученикам различные и разнообразные возможности для усвоения нового материала. Игра в этом случае является хорошей заменой учителя, потому что часто нет необходимости в близком посредничестве взрослого, а игра включает контроль и закрепление. Таким образом, ученик может играть в одиночку или с другими учениками. Разные игры или одна игра, которая развивается, многоступенчатая, могут привести ученика к усвоению материала быстрее, чем стандартные рабочие листы или постоянное посредничество учителя.

3. Заключительный этап. На этом этапе, материал усваивается учеником, продолжается интеграция нового материала, усвоенного в процессе игр, чтобы сохранить знания и в дальнейшем интегрировать его с материалом, являющимся ей продолжением и требует продолжения практики до следующего этапа обучения, при котором ученик будет опираться на основные положения изученного материала.

Применение дидактических игр позволяет интегрировать школьные дисциплины и активизировать детей и педагогов в процессе проектной, исследовательской и внеурочной деятельности. Принципиальное отличие технологии дидактических игр заключа-

ется в том, что учебная деятельность становится источником внутреннего развития и школьника, и учителя, формирования у них творческих способностей и развития личностных качеств.

И становится вполне объяснительным важность принятия и использования учителями в своей практике технологии дидактических игр.

Согласно данным, полученным нами в процессе выявления причин неготовности учителей применять на своих занятиях дидактические игры, было выявлено следующее: незнание сущности новых психолого-педагогических методов обучения, в частности технологии дидактических игр (12%); отсутствие опыта применения дидактических игр (38%); непонимание места игр в учебном занятии (16%); неуверенность в том, что использование дидактических игр повысит эффективность обучения (34%).

Следовательно, главной причиной редкого исследования дидактических игр является отсутствие опыта их применения в образовательном процессе.

В связи с этим было изучено отношение руководителей школ и педагогов к профессиональному развитию в процессе повышения квалификации на курсах и в школе. Исследование, проведенное в школах Израиля Шломит Авдороем, Дророй Кфир, Рони Рейнгольдом и Михаль Хайшриком, свидетельствует о том, что педагоги не удовлетворены результатами повышения квалификации как в школе, так и на курсах, так как они не способствуют овладению учителями новыми психолого-педагогическими методами и технологиями проведения дидактических игр.

Исследование позиций педагогов свидетельствует, что менее половины педагогов, участвовавших в исследовании, признали преимущества дополнительного обучения, которое они получали в школе. Это означает, что более половины из педагогов не смогли извлечь пользу из дополнительного обучения. Они также сообщили, что учатся сами на своём опыте или на опыте старших коллег, или с помощью внешнего обучения. Треть из педагогов считают, что можно было самостоятельно специализироваться в различных областях, и, что педагог в любом случае учится на протяжении всей своей жизни [3]. В то же время среди опрошенных двухсот преподавателей из разных школ Израиля 45% считают, что способны и в состоянии профессионально развиваться с помощью условий поддержки, 35% заинтересованы в развитии, но условия являются недостаточными, 20% педагогов отметили, что не способны развиваться самостоятельно. Все опрошенные особое внимание уделили необходимости их обучения интерактивным методам [4-6].

В связи с этим нами в школе было организованно повышения квалификации учителей начальных классов в городе Ариба по теме «Моделирование педагогической системы и игровой технологии урока».

Ведущая цель: развитие обобщенных педагогических умений учителя начальных классов анализировать и конструировать вариативные модели педагогической системы и игровой технологии урока. При этом игровая цель — формирование и развитие игрового общения и коллективного творчества. В ходе

обучения по данной программе использовались кон- 2.

спекты различных моделей и дидактических игр, оценка и самооценка представленных слушателями 3.

материалов. Преимуществами данной формы повышения квалификации являются: пролонгированное и 4. неоднократное переживание учителем нового опыта в группе; возможность реализации на практике новых идей с последующей их коррекцией и оценкой в группе; неоднократное возвращение к системе ценностей; возможность корректировки содержания и тех- 5. нологии с учетом тех трудностей и проблем, которые возникли у учителя. Такая модель помогает учителю самоопределиться в пространстве инновационных педагогических систем и игровых технологий. По- 6. добная организационная форма может быть использована при моделировании уроков учителем в начальной школе.

Специального внимания заслуживает мотива- 1.

ционный потенциал игровых форм, используемых в процессе обучения по представленной программе.

Отзывы слушателей свидетельствуют о том, 2.

что обучающие игры в процессе повышения квалификации способствуют выработке у них новых оптимальных методов решения в нестандартных ситуациях и вооружают их методами организации дидактических игр при обучении детей в начальной школе. 4.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что применение в процессе повышения квалификации педагогов в школе и на курсах дидактических игр стимулирует их к непрерывному профессиональному образованию, способствует профессиональному развитию и вооружает методами орга- 5. низации дидактических игр на уроках в начальной школе.

1. Amory A. Game object model version II: a theoretical

framework for educational game development // Educational

Technology Research and Development. 2007. Vol.

55. Iss. 1. P. 51-77. doi:1007/s11423-006-9001-x.

Джошуа Иехиэль, Фриш и Тами. Интеграция игры в обучении [Электр. ресурс]. URL: www.shaanan.ac.il/kria (дата обращения: 01.05.2017).

Фейгельсон Д. Функции игры и её место в образовательной системе. Университет Хайфа, 1990. Авдор Шломит. Результаты опроса педагогов в процессе повышения их квалификации в Академических Педагогических Колледжах. Тель-Авив: Институт МОФЕТ (Школа Исследования и Развития Программ Обучения Составов Образования и Преподавания в Колледжах — ИИРП), 2002.

Кфир Дрора, Авдор Шломит, Рейнгольд Рони, Хайшрик Михаль. Первоначальная подготовка и профессиональное развитие педагогов — непрерывный процесс: резюме первого эмпирического этапа // Ежегодник номер 15. Тель-Авив: Институт МОФЕТ, 2008.

Kfir D. A student for life: Teachers' perceptions of learning as a continuum from starting training until career end // Panim. 2009. Vol. 47. P. 63-71.

References

Amory A. Game object model version II: a theoretical framework for educational game development. Educational Technology Research and Development, 2007, vol. 55, iss. 1, pp. 51-77. doi:1007/s11423-006-9001-x. (In Hebr.) Dzhoshua Iekhiel', Frish i Tami. Integratsiya igry v obuchenii [Integration of the game in training]. Available at: www.shaanan.ac.il/kria (acessed: 01.05.2017). (In Hebr.) Feygel'son D. Funktsii igry i ee mesto v obrazovatel'noy sisteme [Functions of the game and its place in the educational system]. Universitet Khayfa, 1990. (In Hebr.) Avdor Shlomit. Rezul'taty oprosa pedagogov v protsesse povysheniya ikh kvalifikatsii v Akademicheskikh Pedagogicheskikh Kolledzhakh [The results of a survey of teachers in the process of raising their qualifications in the Academic Pedagogical Colleges]. Tel'-Aviv: Institut MOFET (Shkola Issledovaniya i Razvitiya Programm Obucheniya Sostavov Obrazovaniya i Prepodavaniya v Kolledzhakh — IIRP), 2002. (In Hebr.)

Kfir Drora, Avdor Shlomit, Reyngol'd Roni, Khayshrik Mikhal'. Pervonachal'naya podgotovka i professional'noe razvitie pedagogov — nepreryvnyy protsess: rezyume pervogo empiricheskogo etapa [Initial training and professional development of teachers is an ongoing process: a summary of the first empirical stage]. Ezhegodnik nomer 15. Tel'-Aviv: Institut MOFET, 2008. (In Hebr.) Kfir D. A student for life: Teachers' perceptions of learning as a continuum from starting training until career end. Panim, 2009, vol. 47, pp. 63-71. (In Hebr.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.