Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
этнокультурное просвещение / российская идентичность студента / поликультурное образование / поликультурная педагогическая среда / магистранты педагогического образования.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев М. Х., Сулейманова Р. В., Салманова Д. А.

Проблема формирования российской идентичности студентов является одной из сложнейших педагогических задач, которая может и должна решаться благодаря соответствующей работе по этнокультурному просвещению. Формирование российской идентичности в случае со студентами педагогического вуза особенно важно, учитывая специфику педагогической практики студентов. Именно поэтому, в рамках настоящего исследования представлены результаты двух тестирований, обучающихся на предмет развития ключевых элементов поликультурной компетентности. Использование же групповых и индивидуальных методов педагогической работы позволило обеспечить развитие поликультурной компетентности, и, как следствие, говорить о формировании российской идентичности студента педагогического вуза благодаря использованию методов этнокультурного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбулаев М. Х., Сулейманова Р. В., Салманова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-288-293 ХАЙБУЛАЕВ МагомедХайбулаевич,

2018-0076-5/22-700 кандидат педагогических наук, профессор,

M0SURED: 77/27-023-2022-5-899 директор непрерывного образования

Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, е-mail: xajbulaev-magomed@inbox.т ORCID: 0000-0002-0199-2350

СУЛЕЙМАНОВА Раисат Валиабдуллаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, е-mail: [email protected]

САЛМАНОВА Джамила Абдулкафаровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, заведующая лабораторией педагогического мастерства

Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, е-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-9660-1406

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году в рамках научной темы «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности».

Аннотация. Проблема формирования российской идентичности студентов является одной из сложнейших педагогических задач, которая может и должна решаться благодаря соответствующей работе по этнокультурному просвещению. Формирование российской идентичности в случае со студентами педагогического вуза особенно важно, учитывая специфику педагогической практики студентов. Именно поэтому, в рамках настоящего исследования представлены результаты двух тестирований, обучающихся на предмет развития ключевых элементов поликультурной компетентности. Использование же групповых и индивидуальных методов педагогической работы позволило обеспечить развитие поликультурной компетентности, и, как следствие, говорить о формировании российской идентичности студента педагогического вуза благодаря использованию методов этнокультурного просвещения.

Ключевые слова: этнокультурное просвещение, российская идентичность студента, поликультурное образование, поликультурная педагогическая среда, магистранты педагогического образования.

SULEYMANOVA Raisat Valiabdullayevna,

Ph.D, Associate Professor, Head of the Department of pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala

KHAIBULAEV Magomed Khaibulaevich,

Ph.D., Professor, Director of Continuing Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

SALMANOVA Jamila Abdulkafarovna,

Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy, Head of the Laboratory of Pedagogical Excellence, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala

ETHNOCULTURAL EDUCATION IN THE FORMATION OF THE RUSSIAN IDENTITY OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENT

The work was carried out according to the State task of the Ministry of Education of the Russian Federation in 2022 within the framework of the scientific topic "Ethno-cultural education as a tool for the formation of Russian identity".

Annotation. The problem of the formation of the Russian identity of students is one of the most difficult pedagogical tasks that can and should be solved through the appropriate work on ethnocul-tural education. The formation of Russian identity in the case of students of a pedagogical university is especially important, given the specifics of students' pedagogical practice. That is why, within the framework of this study, the results of two tests are presented, studying for the development of key elements of multicultural competence. The use of group and individual methods of pedagogical work made it possible to ensure the development of multicultural competence, and as a result, to talk about the formation of the Russian identity of a student of a pedagogical university through the use of methods of ethnocultural education.

Key words: ethnocultural education, student's Russian identity, multicultural education, multicultural pedagogical environment, master students of pedagogical education.

Актуальность исследования

В условиях современного общества, в процессе подготовки выпускников учебных заведений критически важно обеспечение соответствующей подготовки к работе в условиях мультикультурной образовательной среды. При этом необходимо обеспечить не только развитие теоретических знаний, но и сформировать необходимые для педагога умения и навыки, обеспечить условия для формирования позитивного педагогического опыта. Безусловно, сложно сформировать позитивное и уважительное отношение к представителям других национальностей у будущих поколений (что особенно важно для специалистов, работающих с людьми, в условиях развития экономики знаний и услуг). Но обеспечить готовность к работе в поликультурной педагогической среде существенно сложнее. Так, педагогическая работа с детьми в условиях поликультурной среды, помимо того, что подразумевает необходимость уважительного и позитивного отношения к проявлению этнокультурных поведенческих особенностей, обучающихся со стороны педагога, подразумевает и обеспечение формирования у детей уважительного и позитивного отношения к представителям иных этносов и народностей.

Именно поэтому обеспечение подготовки студентов педагогических направлений должно подразумевать и соответствующее этнокультурное просвещение. Вместе с этим, мы можем обратить внимание, что в современных условиях

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

важно обеспечить формирование универсального подхода к определению российской идентичности, которая связана с реализацией комплекса идей, обеспечивающих мультикультурализм и позитивное отношение к гражданскому и профессиональному долгу [1]. Как видим, подготовка будущего педагога к формированию российской идентичности студента педагогического вуза к этнокультурному просвещению является достаточно сложной задачей для педагогического сообщества, особенно учитывая все многообразие культур народов, населяющих Российскую Федерацию.

Степень разработанности проблемы

Заявленную проблему достаточно активно изучает множество исследователей, учитывая наличие значительных проблем в обеспечении этнокультурного образования, существующих в современной педагогической практике [2]. В данном случае среди исследователей вопросов социализации в условиях поликультурной среды можно выделить И.В. Кожанова, М.Б. Божанову. Специфические особенности этнокультурного образовательного процесса описывают в своих работах Е.Н. Петрова, Е.В. Петров. Специфические особенности подготовки педагогов к работе в условиях поликультурной среды изучают Ю.Ф. Филиппов, С.Н. Федорова и целый ряд иных исследователей. Специфику работы со студентами-педагогами в учебном и не учебном процессе А.В. Мироненко и Л.П. Карпушина.

Один из ключевых аспектов обеспечения профессиональной подготовки будущих педагогов - задача обеспечения этнокультурного просвещения, которая, в свою очередь, является частью профессионального педагогического нарратива [3]. Одним из наиболее эффективных методов обеспечения развития российской идентичности студентов педагогического вуза, следуя за разработками В.П. Борисенкова, А.Я. Данилюка и О.В. Гукаленко, мы можем считать этнокультурное просвещение, благодаря которому возможно решение проблемы национального образования на основе использования продуктивного межкультурного диалога и межкультурной интеграции [4].

Исследователи рассматриваемого направления делают особый акцент на том обстоятельстве, что для обеспечения реализации данной задачи требуется и постоянная работа по адаптации программы обучения к актуальным проблемам межкультурной коммуникации, и изучение значительного теоретического нарратива, который позволит установить благоприятные межнациональные отношения и коммуникацию в условиях педагогической среды. Для того чтобы отвечать потребностям социума, в поликультурное педагогическое образование должны активно внедряться инновационные воспитательно-образовательные практики, что подразумевает под собой поиск новых возможностей для этнокультурного просвещения обучающихся.

Учитывая, что просвещение представляет собой передачу, распространение знаний и культуры, призванных обеспечить систематизацию воспитательно-образовательных мероприятий, в рамках работы по курсу «Педагогическое взаимодействие в поликультурном образовательном пространстве» при подготовке магистрантов 1 года обучения направления подготовки «Поликультурное образование» Дагестанского государственного педагогического университета была реализована экспериментальная работа по внедрению системы этнокультурного просвещения. Результаты экспериментальной работы представлены ниже.

Цель исследования

Целью данной работы можно считать описание результатов, полученных в ходе экспериментальной работы по формированию российской идентичности студента педагогического вуза с обращением к методам этнокультурного просвещения.

Материалы и методы исследования

В основе данного исследования лежат теоретические наработки отечественных исследователей-педагогов. Вместе с этим, проведенная практико-ориентированная работа позволила нам изучить групповую и индивидуальную динамику

освоения этнокультурных знаний с точки зрения возможности развития российской идентичности магистрантов.

Полагаем, что для обеспечения полноценной реализации задач, связанных с этнокультурным просвещением, требуется формирование необходимых условий для изучения культуры других народов России, обеспечения развития толерантного отношения к ним, обеспечение целенаправленности процесса социализации в условиях поликультурного общества. И одним из перспективных направлений в условии современного развития информационных технологий можно считать изучение объектов культурного наследия, исторического событийного контекста и выдающихся личностей различных народов страны, путем прохождения виртуальных экскурсий. Использование подобных инструментов позволяет обеспечить и формирование необходимого выпускникам педагогических вузов набора знаний для развития российской идентичности и формирование позитивного отношения к культуре других народов, что в конечном итоге позволит обеспечить развитие поликультурной компетенции педагога, и обеспечить высокую эффективность предстоящей выпускникам педагогической практики в условиях поликультурной образовательной среды.

Исследование включало три ключевых этапа - констатирующий, формирующий и контрольный этап. На первом этапе в процессе проведения констатирующего эксперимента со студентами было проведено тестирование, включавшее 10 вопросов, посвященных сопоставлению элементов национальной культуры народов России и регионов, в которых проживают носители конкретных образцов национальной культуры. На втором, формирующем этапе экспериментальной работы с обучающимися, было проведено 7 занятий, посвященных изучению историко-культурного наследия народов России, благодаря использованию мультимедийных экскурсий по краеведческим музеям городов России. На третьем, контрольном этапе было повторно проведено тестирование, аналогичное тестированию, проведенному на первом этапе экспериментальной работы. Использование подобных практик, в совокупности с использованием групповых и индивидуальных методов работы может обеспечить развитие индивидуальных, базовых общеобразовательных знаний и навыков, профессиональных, специальных, универсальных и лингво-культурологических компетенций, критически необходимых для подготовки магистров педагогического направления подготовки [5].

Результаты проведенного исследования

На первом этапе исследования - констатирующем, в процессе работы с магистрантами сту-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

дентам было предложено сопоставить название предметов быта народов России, название праздников и личностей, значимых для регионов России. По результатам первого этапа исследования мы смогли разделить студентов на три группы - с высоким уровнем развития поликультурной компетенции, со средним и низким уровнем развития поликультурной компетенции. В соответствии с получившимися результатами, из 15 магистрантов рассматриваемого направления подготовки, у трех студентов мы получили 8 из 10 правильных ответов, что позволило предположить, что их можно отнести к группе с высоким уровнем развития поликультурной компетенции, у 8 из 15 студентов результаты составили от 4 до 7 правильных ответов, что позволило отнести их к студентам со средним уровнем развития поликультурной компетенции. И оставшиеся 4 магистранта смогли ответить только на 3 поставленных вопроса, что позволило отнести их к студентам с низким уровнем развития поликультурной компетенции.

Как мы обратили внимание в полученных результатах, наибольшие проблемы у представителей групп студентов с низким и средним уровнем развития поликультурной компетенции наблюдается проблема в формировании представления о культурных традициях, слабое знание личностей, игравших значительную роль в сохранении историко-культурного наследия народов, что определило необходимость выбора соответствующей работы по развитию знаниевого компонента в этнокультурном просвещении студентов.

Обеспечение реализации задач, связанных с подготовкой к работе в поликультурной среде, как мы видим, связано с обеспечением внедрения инновационных технологий, которые позволяли бы расширять знания будущих педагогов, формировать уникальные навыки и этнокультурную компетентность, которая бы обеспечивала и рефлексию собственного опыта, и изучение новых для обучающихся традиций других народов России. Именно поэтому образовательный курс «Педагогическое взаимодействие в поликультурном образовательном пространстве» с магистрантами по направлению подготовки «Поликультурное образование» был выстроен таким образом, чтобы в течение 7 занятий обучающиеся активно обсуждали этнокультурные особенности формирования российской идентичности [6] и ее влияние на поведенческие и психологические особенности современной российской молодежи. Поставив подобную цель, в течение 7 занятий обучающимся предлагалось изучить историю и сформировать определенное мнение об этнографической культуре народов России в регионах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Изучение культуры, традиций магистрантом предлагалось осуществлять благодаря рассмотрению презентации одного из краеведческих музеев, доступных для виртуального посещения на портале КУЛЬТУРА.РФ, который включает в себя и фотографии с описанием экспонатов этнографических и краеведческих музеев городов России, и трехмерные обзорные материалы с ауди-альным сопровождением [7]. Магистрантам предлагалось самостоятельно выбрать наиболее интересную для них экскурсию по конкретному краеведческому музею (включая архитектурно-ландшафтные экспозиции, историко-краевед-ческие музеи, музеи древности и целый ряд иных культурно-досуговых объектов, в рамках работы которых описывают содержание этнических и национальных культурных традиций народов России).

Выполняя задания самостоятельно, в рамках самостоятельной внеучебной работы, студенты выбирали для посещения зачастую различные типы и виды краеведческих учреждений. Изучив содержание мультимедийных презентаций, магистранты имели возможность освоить наиболее интересные аспекты национальных традиций, культуры, роли личностей в жизни регионов РФ. В рамках же учебной работы, в аудитории на семинарских занятиях, каждому из студентов предлагалось охарактеризовать изученные элементы традиционного быта, или рассказать об иных аспектах культуры, традиций, усвоенных при виртуальном посещении музеев. При этом в рамках групповой дискуссии шло обсуждение того, какие из традиций или элементов культурно-эстетического нарратива используются и сегодня в повседневной жизни различных народов России. В заключительной части семинарских занятий со студентами обсуждалось то, каким образом культурно-эстетический нарратив и культурные традиции народов России могут находить отражение в педагогической практике, и то, каким образом необходимо учитывать в педагогической работе потенциальную возможность проявления национальных традиций и культуры народов России. Особенно активно обсуждались вопросы обеспечения гармонизации коммуникации, и решения потенциально возможных конфликтов среди детей, которые могут перерасти в конфликт на национальной почве.

На последнем, контрольном этапе исследования, в процессе работы со студентами нам предстояло изучить изменение представления о традициях, культуре и быте народов страны. Изучив опыт народов страны, проживающих в разных частях страны, мы рассчитывали улучшить

результаты тестирования. Использовав новые варианты тестирования на знание культурных традиций народов страны, мы смогли изучить групповую динамику трансформации российской идентичности магистрантов педагогического вуза.

Согласно полученным результатам, количество обучающихся, ответивших на 8 и более ответов правильно, уже составило 7 человек, в то время как на первом этапе экспериментальной работы 8 правильных ответа дали только 3 студента из 15. Во многом положительная динамика может быть связана с тем фактом, что для обеспечения усвоения наиболее важных знаниевых компонентов использовались групповые диалоговые практики, в рамках которых студенты могли активно обсуждать полученные знания и возможность оперирования к ним в педагогической практике.

При этом оставшиеся 8 студентов смогли преодолеть порог в 4 балла. Минимальный балл среди студентов, которых можем отнести к группе студентов со средним уровнем развития поликультурной компетенции, составил 6,2 балла благодаря тому, что удалось существенно повысить уровень освоения элементарных, базовых знаний о культуре и традициях народов, населяющих регионы Российской Федерации. Фактически, преодолев проблему относительно слабого развития базы знаний, мы смогли создать базу для дальнейшего развития российской идентичности, в т.ч. с активным использованием методов этнокультурного просвещения.

Выводы исследования

Оперируя к использованию групповых и индивидуальных методов формирования российской идентичности, описанных в рамках данного исследования, и изучив специфику влияния полученного самостоятельно этнокультурных знаний, мы смогли изучить и понять специфику этнокультурного просвещения в условиях педагогической работы с магистрантами, которым предстоит работать в поликультурной педагогической среде. Как мы можем обратить внимание, в случае с работой с обучающимися с высоким и средним уровнем развития базовых знаний об этнокультурных особенностях народов России критически важно обеспечение использования групповых диалоговых практик, которые позволят обеспечить рефлексию и собственного и группового этнокультурного опыта, и нарратива. В случае же с обучающимися с низким и средним уровнем развития базиса, определяющего этнокультурное просвещение, критически важным считаем оперирование к индивидуальному этнокультурному опыту, который позволит обеспечить формирование теоретических знаний, составляющих основу

представления о культуре многонационального народа Российской Федерации.

Обеспечение использования групповых коммуникационных практик в рамках обсуждения полученных знаний позволяет, как видим, обеспечить не только формирование общего знаниевого нарратива, но, что особенно важно, может стать важным инструментом для обеспечения развития профессиональных навыков работы в условиях поликультурной образовательной среды. В целом, описанная практика и результаты работы указывают на возможность формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к межкультурному взаимодействию, развитию ориентации на формирование самостоятельности как важнейшего качества личности педагога, поддерживать высокий уровень интереса к межкультурной коммуникации и рефлексии собственной этнической идентичности и этнического самосознания будущего педагога, обеспечить этнокультурную социализацию магистрантов. Развивая предложенное направление в подготовке магистрантов педагогического направления, можем обратить внимание, что использование относительно простых методов этнокультурного просвещения в формирование российской идентичности студентов педагогического вуза позволит обеспечить эффективное включение в систему социокультурных, межнациональных отношений, успешную адаптацию и интеграцию в поликультурную образовательную среду.

Список литературы:

[1] Богданова Т.В. Проблемы профессиональной идентичности современного российского педагога // Учитель и время. - 2016. - № 11. - С. 23-28.

[2] Фадеева М.А. Актуальные проблемы этнокультурного образования: учеб.-метод. пособие для студ. - Саратов, 2017. - 66 с.

[3] Протанская Е.С. Этнокультурное просвещение детей в формировании ценностей современной России // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2017. - № 4 (33). - С. 24-31.

[4] Борисенков В.П., Данилюк А.Я., Гука-ленко О.В. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. - М.: Педагогика, 2006. - 464 с.

[5] Кожанова М.Б., Коршунов Н.М. Концепция этнокультурной социализации студентов педагогического вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2016. - № 3 (91). - С. 113-120.

[6] Бабурин С.Н., Кроткова Н.В., Данилевская И.Л. Обзор Международной научной конференции «Александр Невский и пути российской

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

идентичности», посвященной 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского // Государство и право. - 2021. - № 12. -С. 186-194. DOI: 10.31857/S102694520017766-3

[7] Каталог краеведческих музеев России. URL: https://www.culture.ru/museums/institutes/ local-history/location-russia?query= (дата обращения: 18.05.2022).

Spisokliteratury:

[1] Bogdanova T.V. Problemy professional'noj identichnosti sovremennogo rossijskogo pedagoga // Uchitel' i vremya. - 2016. - № 11. - S. 23-28.

[2] Fadeeva M.A. Aktual'nye problemy etnokul'turnogo obrazovaniya: ucheb.-metod. posobie dlya stud. - Saratov, 2017. - 66 s.

[3] Protanskaya E.S. Etnokul'turnoe prosveshchenie detej v formirovanii cennostej sovremennoj Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. - 2017. - № 4 (33). - S. 24-31.

[4] Borisenkov V.P., Danilyuk A.YA., Gukalenko

0.V. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy proektirovaniya. - M.: Pedagogika, 2006. - 464 s.

[5] Kozhanova M.B., Korshunov N.M. Koncepciya etnokul'turnoj socializacii studentov pedagogicheskogo vuza // Vestnik CHuvashs-kogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2016. - № 3 (91). - S.113-120.

[6] Baburin S.N., Krotkova N.V., Danilevskaya

1.L. Obzor Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Aleksandr Nevskij i puti rossijskoj identichnosti», posvyashchennoj 800-letiyu so dnya rozhdeniya svyatogo blagovernogo knyazya Aleksandra Nevskogo // Gosudarstvo i pravo. - 2021. - № 12. - S. 186-194. DOI: 10.31857/S102694520017766-3

[7] Katalog kraevedcheskih muzeev Rossii. URL: https://www.culture.ru/museums/institutes/ local-history/location-russia?query= (data obrashcheniya: 18.05.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.