УДК 371. 8 373. 1
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-1-35-40
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. А. Дроздова1, Е. Е. Сартакова2
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
2 Томский государственный педагогический университет, Томск
Констатируется, что проблематика развития коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) обучающихся стала объектом как современных научных исследований, так и практических разработок. Представлен историко-педагогический анализ изучения данного феномена в российской педагогике, выявлены ведущие модели и технологии, используемые для организации внеурочной деятельности в современных общеобразовательных организациях. Предлагается модель развития КУУД младших школьников средствами внеурочной деятельности, особенности которой связаны с использованием совокупности системно-деятельностного, коммуникативно-когнитивного подходов, интегрированным на метапредметном уровне содержанием внеурочной деятельности в виде сетевой модульной образовательной программы (общеинтеллектуальная направленность), технологией его реализации с применением предметно-ориентированных средств обучения, речевых ситуаций, логико-дидактических схем. Обосновано содержание результативно-оценочного компонента модели, который включает методы наблюдения, диагностики, статистические методы, оценивание процесса результатов развития данной группы метапредметных результатов образования. Выделены критерии (ученик способен владеть речевой культурой на элементарном уровне, организовывать свое общение во временных рамках, преодолевать различные виды барьеров в осуществлении коммуникации), уровни сформированности данной группы метапредметных образовательных результатов обучающихся на уровне начального общего образования.
Ключевые слова: развитие коммуникативных образовательных результатов, начальная общеобразовательная школа, обучающиеся, модель, неурочная деятельность, средства обучения.
Становление современного информационного общества в России обусловило модернизацию ее образовательной системы, одним из механизмов которой стал процесс разработки и внедрения ФГОС общего образования. Введение ФГОС начального общего образования способствовало появлению самостоятельного элемента образовательного процесса - внеурочной деятельности, созданию условий для всестороннего, комплексного развития детей, обеспечению подготовки подрастающего поколения к решению повседневных жизненных задач [1].
Внеурочная деятельность (с точки зрения авторов) - это деятельность, направленная на достижение образовательных результатов (личностных и метапредметных) основной образовательной программы, осуществляемая в формах, отличных от урочной, планируемая и организуемая с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Проведенный историко-педагогический анализ феномена внеурочной деятельности (А. Е. Арсеньев, Л. В. Байбородова, С. В. Богдан, Н. И. Болдырев, С. В. Брыкина, А. А. Бур-ченкова, О. В. Галакова, А. П. Гладкова, Я. С. Голавская, А. В. Золотарева, В. И. Казарен-
ков, Я. С. Колибабюк, В. В. Косова, О. Н. Кострова, Л. Б. Кочарян, В. О. Кутьев, О. В. Куче-рук, О. А. Литвинова, Г. Н. Мусс, Н. В. Новикова, О. С. Пермовска, Л. Н. Петрова, Е. М. Савина, Н. Н. Сандалова, П. И. Семенова, Л. Е. Сидорова, А. В. Попкова, М. А. Шкробова, Н. В. Щиголева, Р. И. Удалова, И. Г. Якимович) позволяет утверждать, что с 2007 г. по настоящее время были научно обоснованы отдельные элементы внеурочной деятельности: понятие, направления, формы реализации, функции внеурочной деятельности, модели организации (включая сетевые с участием возможностей дополнительного образования), примерное содержание программ внеурочной деятельности, этапы и отдельные технологии ее реализации. В научных дискуссиях были поставлены вопросы об особенностях организации внеурочной деятельности обучающихся на основании учета их возрастных особенностей, технологиях мотивации школьников к участию во внеурочной деятельности, совокупности необходимых педагогических условий, обеспечивающих данные процессы.
Особую роль внеурочная деятельность играет для младших школьников. Внеурочная деятельность создает условия для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Одной из важнейших задач внеурочной деятельности является формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Именно высокий уровень сформированности данной группы метапредметных результатов позволяет детям данного возраста быть успешными не только в процессе обучения, но и легко социализироваться в обществе.
Теоретическое исследование немногочисленных диссертационных исследований, научных статей, методической литературы по проблематике организации внеурочной деятельности младших школьников, направленной на развитие коммуникативных результатов, позволяет констатировать, что в целом изданные работы описывают формы, методы, отдельные средства формирования КУУД в начальной школе (О. М. Арефьева [2], И. Б. Барахоева [3], Ю. А. Башкатова [4], Ю. М. Белозёрова [5], А. И. Жилина [6],
A. А. Земзюлина [7], С. И. Поздеева [8] и др.), не затрагивая таких проблем, как проектирование интегрированных, комплексных программ внеурочной деятельности в условиях сетевого взаимодействия, целостных технологий их реализации.
В настоящее время можно наблюдать разные технологии и механизмы развития КУУД. Наиболее широко в научной литературе обоснованы такие механизмы развития КУУД, как игры, дискуссии, проектная деятельность и др. (Т. А. Бездетко, А. А. Богаткова, Е. А. Жест-кова, И. А. Курбеева, А. В. Лазаренко, Л. А. Сунагатуллина, Н. С. Табакаева, Д. Н. Турчен, С. А. Тюрикова). Однако в недостаточной мере представлены модели и технологии, направленные на развитие КУУД младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Все это обусловило потребность к разработке соответствующей модели. Мы разделяем точку зрения А. Н. Дахина о модели как искусственно созданном объекте в виде чертежа или схемы, который отражает структуру, свойства, взаимосвязи исследуемого объекта в более простом, уменьшенном виде. Педагогические модели представляют собой педагогическую деятельность, которая реализуется в условиях педагогического процесса с целью его совершенствования [9].
Многие исследователи (М. А. Викулина, М. В. Гамезо, А. Н. Дахин, А. Р. Камалеева,
B. И. Михеев, В. А. Сластенин и другие) обращаются к изучению и построению моделей, так как моделирование представляет собой объективную, универсальную, гносеологическую процедуру, позволяющую спроектировать исследуемый педагогический объект для уточнения, объяснения, детального изучения. Моделирование может использоваться как инструмент, позволяющий прогнозировать результаты деятельности, а также средство для решения теоретических и практических задач.
Предлагаемая модель развития коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников отражает взаимосвязь всех ее компонентов: цель, содержание, технологический и результативный компоненты, принципы. В модели выделяются следующие блоки: концептуально-целевой, содержательно-технологический и результативно-оценочный. Рассмотрим более подробно содержание разработанной модели.
Концептуально-целевой компонент модели. На основе совокупности системно-дея-тельностного, личностно ориентированного и коммуникативно-когнитивного подходов, выделенных ведущих теоретических идей о понятии внеурочной деятельности, технологиях организации образовательного процесса, возрастных особенностях младших школьников и др. сформулирована система соответствующих закономерностей и принципов целе-полагания.
Средствами системно-деятельностного подхода обосновывается содержание и технология организации внеурочной деятельности, позволяющие обеспечить совместную деятельность педагога и ребенка [10]. Ведущие положения личностно ориентированного подхода позволяют учитывать особенности развития каждого ребенка, его моделей поведения, проектировать и реализовывать такие способы формирования КУУД, которые бы обогащали личностный опыт школьника, активизировали его развитие [11].
Еще одним подходом, используемым в нашей модели, является коммуникативно-когнитивный подход, позволяющий обеспечивать отбор, организацию, методы и способы работы с языковым и речевым материалом, учитывая коммуникативные потребности младшего школьника и превращая ребенка в активного участника процесса обучения [11].
Ведущие научные принципы данной модели сформированы на совокупности указанных подходов, обеспечивают качество проектирования и апробации модели развития КУУД обучающихся на уровне начального общего образования: принципы индивидуализации, коммуникативности, вариативности, комплексности.
Реализация цели данной модели - развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности - обеспечивается решением следующих задач: 1) диагностика уровней сформированности КУУД; 2) проектирование содержания КУУД во внеурочной деятельности в соответствии с запросами детей и родителей; 3) реализация процесса формирования КУУД.
Содержательно-технологический блок модели предполагает содержание образования, направленное на процесс развития КУУД младших школьников во внеурочной деятельности, и способы реализации данного содержания. Содержание образования представлено в виде структуры интегрированной сетевой модульной образовательной программы внеурочной деятельности (общеинтеллектуальная направленность). Новизна программы заключается в ее интегрированном метапредметном характере, проектировании этапов формирования дополнительных коммуникативных универсальных учебных действий, выборе и представлении конкретных средств для развития КУУД.
Общеприняты следующие группы КУУД, обоснованные А. Г. Асмоловым. В процессе исследования выявлено, что формирование составляющих указанных групп КУУД должно опираться на другие коммуникативные результаты, что обусловило потребность выделения таких дополнительных КУУД, как «владение культурой речи на элементарном уровне», «умение организовать свое общение во временных рамках», «умение преодолевать различные виды барьеров в осуществлении коммуникации», которые могут являться базовыми результатами для дальнейшего развития КУУД.
Для развития КУУД у обучающихся младшего школьного возраста предложены следующие средства, на наш взгляд, являющиеся наиболее эффективными для данного возраста: предметно-образная наглядность, логико-дидактические схемы и речевые ситуации [12, 13].
Результативно-оценочный блок данной модели включает методы наблюдения, диагностики, статистические методы, оценивание процесса выполнения. На основании метода декомпозиции выделяются следующие показатели критерия: 1) ученик способен владеть речевой культурой на элементарном уровне; 2) способен организовывать свое общение во временных рамках; 3) способен преодолевать различные виды барьеров в осуществлении коммуникации. Уровни сформированности коммуникативных результатов определены как низкий, средний и высокий.
Таким образом, разработана и апробирована модель развития КУУД младших школьников во внеурочной деятельности, основанная на использовании метапредметной программы развития коммуникативных УУД и совокупности средств обучения (предметно-образных средств, логико-дидактических схем и речевых ситуаций) как ведущего способа ее реализации. Проведенное исследование доказало, что младшие школьники, включенные в коммуникативное общение с использованием данных средств обучения, показали более высокие результаты сформированности коммуникативных УУД, в том числе и дополнительных.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. А. Саф-ронова, М. П. Антонова. М.: Просвещение, 2014. 48 с.
2. Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 2. С. 74-78.
3. Барахоева И. Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекса // Фундаментальные исследования. 2014. № 8. С. 433-437
4. Башкатова Ю. А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 193 с.
5. Белозёрова Ю. М. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в процессе ознакомления со сказкой // Проблемы и перспективы формирования и развития экономики знаний. М., 2018. С. 54-58
6. Жилина А. И. Аналитический взгляд на универсальные учебные действия во ФГОС и их интерпретация // Человек и образование. 2016. № 4 (49). С. 9-15.
7. Земзюлина А. А. Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках английского языка // Современные концепции развития науки. 2015. С. 107-111.
8. Поздеева С. И., Гуренкова Е. Г. Новые формы учебной дискуссии как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий // Инновации в дошкольном и начальном образовании: материалы Все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2015. С. 199-203.
9. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.
10. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198-202.
11. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1996. 216с.
12. Дмитрачкова Л. Я. Языковое образование: Коммуникативно-когнитивный подход // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. 2017. № 2 (10). С. 236-245.
13. Дроздова О. А. Предметно-образная наглядность в обучении младших школьников иноязычному ситуативно-обусловленному говорению // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 70-74.
Дроздова Ольга Александровна, старший преподаватель, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Сартакова Елена Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.12.2020
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-1-35-40
MODEL OF FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
0. A. Drozdova1, E. E. Sartakova2
1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
2 National research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation
It is stated that the problem of the development of communicative universal educational actions (CUEA) of students has become the object of both modern scientific research and practical developments. The paper presents a historical and pedagogical analysis of the study of this phenomenon in Russian pedagogy, identifies the leading models and technologies used to organize extracurricular activities in modern educational institutions. A model for the development of CUEA of junior schoolchildren by means of extracurricular activities is proposed, the features of which are associated with the use of a set of system-activity, communicative-cognitive approaches, integrated content at the metasubject level in the form of a network modular educational program of extracurricular activities (general intellectual orientation), implementation technologies using subject-oriented teaching aids, speech situations, logical and didiactic schemes. The content of the effective-evaluative component of the model is substantiated, which includes methods of observation, diagnostics, statistical methods, and the assessment of the process of development results for this group of metasubject education results. For the development of CUEA in students of primary school age, we have proposed the following means, in our opinion, which are the most effective for a given age: subject-figurative visualization, logical-didactic schemes and speech situations. The criteria are highlighted (the student is able to master speech culture at an elementary level; the student is able to organize his communication in a time frame; the student is able to overcome various types of barriers in the implementation of communication), the levels of formation of this group of metasubject educational results of students at the level of primary general education.
Keywords: development of communicative educational results, primary general education school, students, model, non-class activities, teaching aids.
Referenees
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrasovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary general education]. Ed. I. A. Safronova, M. P. Antonova. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2014. 48 p. (in Russian).
2. Aref'eva O. M. Osobennosti formirovaniya kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh umeniy mladshikh shkol'nikov [Features of the formation of communicative universal educational skills of primary schoolchildren]. Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle, 2012, no. 2, pp. 74-78 (in Russian).
3. Barakhoyeva I. B. Formirovaniye kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy u mladshikh shkol'nikov v protsesse poznavatel'noy deyatel'nosti s primeneniyem regional'nogo uchebno-metodicheskogo kompleksa [Formation of communicative universal educational actions in younger schoolchildren in the process of cognitive activity using the regional educational and methodological complex]. Fundamental'nye issledovaniya - Fundamental research, 2014, no. 8, pp. 433-437 (in Russian).
4. Bashkatova Yu. A. Razvitiye kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy u mladshikh shkol'nikov s raznym urovnem agressivnosti. Dis. kand. psikhol. nauk [Development of communicative universal educational actions in younger schoolchildren with different levels of aggressiveness. Diss. cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2014. 193 p. (in Russian).
5. Belozyorova Yu. M. Formirovaniye kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy uchashchikhsya nachal'noy shkoly v protsesse oznakomleniya so skazkoy [Formation of communicative universal educational actions of primary school students in the process of familiarization with a fairy tale]. Problemy i perspektivy formirovaniya i razvitiya ekonomiki znaniy, 2018, no. 8, pp. 54-58 (in Russian).
6. Zhilina A. I. Analiticheskiy vzglyad na universal'nye uchebnye deystviya vo FGOS i ikh interpretatsiya [An analytical look at the universal educational actions in the Federal State Educational Standard and their interpretation]. Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2016, no. 4(49), pp. 9-15 (in Russian).
7. Zemzyulina A. A. Teatral'naya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya universal'nykh uchebnykh deystviy u mladshikh shkol'nikov na urokakh angliyskogo yazyka [Theatrical activity as a means of forming universal educational actions in younger schoolchildren in English lessons]. Sovremennye kontseptsii razvitiya nauki, 2015, no. 1, pp. 107-111 (in Russian).
8. Pozdeyeva S. I., Gurenkova E. G. Novye formy uchebnoy diskussii kak sredstvo razvitiya kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy [New forms of educational discussion as a means of developing communicative universal educational actions]. Innovatsii v doshkol'nom i nachal'nom obrazovanii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Innovations in preschool and primary education: materials of the Russian national scientific and practical conference with international participation]. Tomsk, TSPU Publ., 2015. Pp. 199-203 (in Russian).
9. Dakhin A. N. Modelirovaniye kompetentnosti uchastnikov otkrytogo obrazovaniya [Modeling the competence of participants in open education]. Moscow, NII shkol'nykh tekhnologiy Publ., 2009. 292 p. (in Russian).
10. Toisteva O. S. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod: sushchnostnaya kharakteristika i printsipy realisazii [System-activity approach: essential characteristics and principles of implementation]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical education in Russia, 2013, no. 2, pp. 198-202 (in Russian).
11. Alekseyev N. A. Lichnostno oriyentirovannoye obucheniye: voprosy teorii i praktiki [Person-centered learning: theory and practice]. Tyumen, Tyumen State University Publ., 1996. 216 p. (in Russian).
12. Dmitrachkova L. Ya. Yazykovoye obrazovaniye: Kommunikativno-kogninivnyy podkhod [Language Education: Communication-Cognitive Approach]. Lingvokul'turnoye obrazovaniye v sisteme vuzovskoy podgotovki spetsi-alista, 2017, vol. 1, no. 2 (10), pp. 236-245 (in Russian).
13. Drozdova O. A. Predmetno-obraznaya naglyadnost' v obuchenii mladshikh shkol'nikov inoyazychnomu situativ-no-obuslovlennomu govoreniyu [Visual imaginary aids in teaching primary school pupils foreign sitautional-con-ditioned speaking]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 2(92), pp. 70-74 (in Russian).
Drozdova O. A., Senior Lecturer, National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30,
Tomsk, Russian Federation, 634050).
E-mail: [email protected]
Sartakova E. E., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Tomsk State
Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
E-mail: [email protected]