Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ И НАВЫКАМИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ И НАВЫКАМИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая компетентность / подростки / коммуникаивные навыки / социальный самоконтроль / межличностные отношения.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саранча Мария Сергеевна

в современном информационном обществе, где технологии пронизывают все стороны нашей жизни, цифровая компетентность стала решающим фактором успешности и социальной адаптации подростков. Одной из важных областей, где цифровая компетентность играет жизненно важную роль, являются межличностные отношения. Понимание и эффективное использование инструментов цифровой коммуникации помогают подросткам строить конструктивные и здоровые отношения с другими людьми. В статье исследуется наличие взаимосвязи между цифровой компетентностью подростков и спецификой их общения с опорой на 3 методики: «Шкалы социального самоконтроля» М. Снайдера, «Теста коммуникативных навыков» Майкельсона (в адаптации Ю.З. Гильбуха) и Индекс цифровой компетентности Г.Ю. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой, Е.Ю. Зотова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Саранча Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ И НАВЫКАМИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ»

ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ И НАВЫКАМИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ

Саранча М.С.

Саранча Мария Сергеевна - магистрант, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

Аннотация: в современном информационном обществе, где технологии пронизывают все стороны нашей жизни, цифровая компетентность стала решающим фактором успешности и социальной адаптации подростков. Одной из важных областей, где цифровая компетентность играет жизненно важную роль, являются межличностные отношения. Понимание и эффективное использование инструментов цифровой коммуникации помогают подросткам строить конструктивные и здоровые отношения с другими людьми. В статье исследуется наличие взаимосвязи между цифровой компетентностью подростков и спецификой их общения с опорой на 3 методики: «Шкалы социального самоконтроля» М. Снайдера, «Теста коммуникативных навыков» Майкельсона (в адаптации Ю.З. Гильбуха) и Индекс цифровой компетентности Г.Ю. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой, Е.Ю. Зотова.

Ключевые слова: цифровая компетентность, подростки, коммуникаивные навыки, социальный самоконтроль, межличностные отношения.

Появление цифровых технологий изменило то, как подростки взаимодействуют друг с другом. Онлайн-платформы, социальные сети и инструменты цифрового общения стали неотъемлемой частью их жизни. Однако способность эффективно ориентироваться и использовать эти цифровые ресурсы, особенно в межличностных отношениях, требует определенного уровня цифровой компетенции. Данная статья направлена на изучение различных методологий, используемых при диагностике цифровой компетентности подростков в контексте межличностных отношений.

В статье основное внимание уделяется трем диагностическим методикам, доказавшим свою эффективность при оценке цифровой компетентности подростков. Первая методика - Шкалы социального самоконтроля, разработанные М. Снайдером [1]. Эта шкала измеряет способность подростков контролировать свое поведение и эмоции в цифровом пространстве, а также их адекватную реакцию на общение со сверстниками и другими людьми.

Вторая методика - тест коммуникативных навыков Майкельсона, адаптированный Ю.З. Гильбух [2, с. 558]. Этот тест оценивает коммуникативные навыки подростков в цифровой среде, в том числе их способность эффективно взаимодействовать и устанавливать доверительные отношения с помощью цифровых средств коммуникации.

Третья методика - Индекс цифровой компетентности, разработанный Г.Ю. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой, Е.Ю. Зотова [4]. Этот индекс обеспечивает комплексную оценку различных аспектов цифровой компетентности подростков. В нем исследуется их способность адаптироваться к новым технологиям, эффективно использовать цифровые инструменты для общения и управлять своими межличностными отношениями в цифровой сфере.

Я провела исследование по вышеперечисленным методикам на базе МБОУ школы № 3 имени И. А. Флерова г. Балашиха. В исследовани приняли участие 42 подростка 14-15 лет.

В ходе проведения диагностики выяснилось, что у почти половины школьников (20 человек) возникает сложность при выборе ответов на поставленные вопросы. Следует вывод, что цифровая компетентность данной категории развита в недостаточной степени, имеются пробелы в базовых знаниях.

У 20 человек наблюдается низкие показатели компонентов знаний и мотивации индекса цифровой компетентности, из которых у 17 компонента ответственности (обеспечения безопасности) индекса цифровой компетентности.

Также у 23 человек наблюдается зависимый способ общения, а у 14 агрессивный.

У 32 человек был выявлен средний коммуникативный контроль, у 12 человек - низкий коммуникативный контроль.

Была установлена взаимосвязь между невысокими показателями индекса цифровой компетентности и зависимым или агрессивным способом общения, низким или средним коммуникативным контролем. Так, у 18 человек с низким показателем индекса цифровой компетентности были выявлен зависимый или агрессивный способ общения, низкий или средний коммуникативный контроль.

То есть, уровень и специфика межличностных отношений подростков зачастую взаимосвязана с их уровнем цифровой компетентности. Развивать цифровую компетентность подростков возможно развивая межличностные отношения последних, и, наоборот.

Благодаря использованию этих методологий исследователи и практики могут получить ценную информацию о цифровой компетентности подростков в сфере межличностных отношений. Шкалы социального самоконтроля помогают определить области, в которых подростки могут бороться с импульсивностью или эмоциональной регуляцией в цифровом взаимодействии. Тест коммуникативных навыков Майкельсона позволяет оценить уровень владения подростками цифровой коммуникацией и их

способность устанавливать значимые связи в Интернете. Индекс цифровой компетентности дает всесторонний обзор общей цифровой компетентности подростков, выделяя сильные стороны и области, требующие дальнейшего развития [3,5].

Диагностика цифровой компетентности подростков в контексте межличностных отношений имеет решающее значение для их социального и эмоционального развития в цифровую эпоху. Методологии, обсуждаемые в этой статье, включая Шкалы социального самоконтроля, Тест коммуникативных навыков Майкельсона и Индекс цифровой компетентности, предлагают исследователям, педагогам и родителям ценные инструменты для оценки и поддержки подростков в их цифровом путешествии. Повышая свою цифровую компетентность, подростки могут уверенно ориентироваться в цифровом пространстве, развивать позитивные отношения и преуспевать во взаимосвязанном мире сегодняшнего и завтрашнего дня.

Список литературы

1. ГильбухЮ.З. Тест-опросник коммуникативных умений. Киев: НПЦ Перспектива, 1995. 9 с.

2. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики итесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с

3. Солдатова Г.У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова, Т.А. Нестик. - Мю: Смысл, 2017. - 49 с.

4. Солдатова Г.У.Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - 57 с.

5. Солдатова Г.У.Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Национальный психологический журнал. - 2017. - №1(25). - С. 3-14. doi: 10.11621 / npj.2017.0101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.