Научная статья на тему 'Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения'

Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
970
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СКРИНИНГОВАЯ ВЕРСИЯ / ДЕТИ 7-11 ЛЕТ / РОДИТЕЛИ / ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / DIGITAL COMPETENCE INDEX / SCREENING VERSION / CHILDREN 7-11 YEARS OLD / PARENTS / PSYCHODIAGNOSTIC OF DIGITAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солдатова Галина Уртанбековна, Рассказова Елена Игоревна

Актуальность. Диагностика цифровой компетентности школьников является важной задачей образования, требующей индекса, применимого начиная с младшего школьного возраста и достаточно краткого, для использования в популяционных исследований. Индекс цифровой компетентности (ИЦК) как составляющей социальной компетентности был предложен для диагностики знаний, умений, мотивации и ответственности/безопасности онлайн в каждой из четырех сфер работе с контентом, коммуникации, потреблении и техносфере. Цель. разработка и последующая верификация краткой и скрининговой версий индекса цифровой компетентности, а также исследования возможностей его применения в возрасте до 12 лет. Этапы и методы исследования. На первом этапе на основе исходной выборки апробации индекса из каждой субшкалы были отобраны пункты, максимально точно ее оценивающие. Цифровая компетентность оценивалась на основе индекса и решения тестовых задач, так же оценивалась пользовательская активность. На втором этапе проводилась верификация методики в выборке детей 7-11 лет и родителей детей младшего школьного возраста. Дополнительно при помощи шкал Дембо-Рубинштейн оценивалась самооценка детей в целом и онлайн, а также на основе методологии EU-Kids online признаки чрезмерного пользования интернетом. Выборка. В первом этапе приняли участие 1203 подростка 12-17 лет и 1209 родителей. Во втором этапе участвовали 50 детей 7-11 лет и 100 родителей детей 5-11 лет. Результаты исследования. Согласно первому этапу, краткая версия (32 пункта) позволяет надежно (альфа 0,69-0,85) оценить основные компоненты и индекс, обеспечивая точность предсказания более 90%. Скрининговая версия (16 пунктов) позволяет надежно (0,71-0,73) оценить общий индекс с точностью предсказания более 85%. Обе версии позволяют воспроизвести основные паттерны различий между правильно и неправильно решившими тестовые задания подростками и родителями. Согласно второму этапу, краткая и скрининговая версия могут использоваться, начиная с младшего школьного возраста, хотя скрининговая версия позволяет оценить лишь общий индекс, но не компоненты цифровой компетентности. Средняя цифровая компетентность детей 7-11 лет составляет 30% от максимально возможного, родителей 46%, что свидетельствует в пользу улучшения цифровой компетентности за последние пять лет. Цифровая компетентность и у детей, и у родителей связана с большей пользовательской активностью, а у детей с положительной самооценкой онлайн и признаками чрезмерного использования интернета. У родителей правильные ответы на тестовые задания связаны с большей компетентностью, в первую очередь, по компонентам ответственности/безопасности и умений. Выводы. Данные свидетельствуют в пользу возможности применения скрининговой версии индекса цифровой компетентности для получения общего показателя в диагностике взрослых и детей, начиная с младшего школьного возраста, тогда как краткая версия ИЦК может применяться с оценкой не только общего показателя, но и его компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Солдатова Галина Уртанбековна, Рассказова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brief and screening versions of the Digital Competence Index: verification and application possibilities

Background. Diagnostics of the schoolchildren digital competence is now an important educational task that requires an index applicable to children of the early school age and brief enough for population studies. The Digital Competence Index (DCI) as a component of social competence was proposed for measuring knowledge, skills, motivation and responsibility / security online in each of the following areas: content, communication, consumption, and technologicalsphere. Objective. The development and subsequent verification of a brief and screening versions of DCI, and also the study of DCI in children under 12 years of age. Design. During the first stage based on the first sample of DCI approbation, items with the highest correlation with each subscale were selected. Digital competence was assessed on the basis of the Index as well as the solution of experimental tasks. User activity was assessed using EU-Kids online methodology. During the second stage, the methodwas verified in the sample of children aged 7-11 and parents of children of primary school age. User activity was measured as well. The children also filled measure of Excessive Internet Use from EU-Kids online methodology and the Dembo-Rubinstein scales assessing their general and online self-esteem. Sample. The first study included 1203 adolescents aged 12-17 and 1209 parents. The second sample included 50 children aged 7-11 years old and 100 parents of children aged 5-11 years. Results. In the first study a brief version (32 points) allows to reliably (alpha 0.69-0.85) evaluate the four components and index ensuring the prediction accuracy of more than 90%. The screening version (16 points) makes it possible to reliably (0.71-0.73) estimate the overall index with the prediction accuracy of more than 85%. Both versions reproduced the basic patterns of the differences between correctly and incorrectly solved digital competence tasks by teenagers and parents. According to the second study, brief and screening versions can be used with the primary school age, although the screening version allows to estimate only the general index, but not the components of digital competence. The average digital competence of children 7-11 years old is 30% of the maximum possible, parents take 46%, which demonstrates the improvement of digital competence in the recent five years. Digital competence in both children and parents is associated with greater user activity, and in children with a more positive self-esteem online and signs of excessive Internet use. In parents correct answers to the digital competence tasks were associated with greater competence, primarily on the components of responsibility/safety and skills. Conclusion. The data support the possibility of using the screening version of the Digital Competence Index to obtain the general indicator in diagnosing adults and children of the primary school age, whereas a brief version of the DCI can be used not only as an overall index but also of its components.

Текст научной работы на тему «Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения»

Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9.07, 159.922.6, 004

doi: 10.11621/npj.2018.0205

Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения

Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Поступила 26 августа 2018/ Принята к публикации: 5 сентября 2018

Brief and screening versions of the Digital Competence Index: verification and application possibilities

Galina U. Soldatova*, Elena I. Rasskazova Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia * Corresponding author E-mail: soldatova.galina@gmail.com

Received August 26, 2018 / Accepted for publication: September 5, 2018

Актуальность. Диагностика цифровой компетентности школьников является важной задачей образования, требующей индекса, применимого начиная с младшего школьного возраста и достаточно краткого, для использования в популяционных исследований. Индекс цифровой компетентности (ИЦК) как составляющей социальной компетентности был предложен для диагностики знаний, умений, мотивации и ответственности/безопасности онлайн в каждой из четырех сфер - работе с контентом, коммуникации, потреблении и техносфере.

Цель. разработка и последующая верификация краткой и скрининговой версий индекса цифровой компетентности, а также исследования возможностей его применения в возрасте до 12 лет.

Этапы и методы исследования. На первом этапе на основе исходной выборки апробации индекса из каждой субшкалы были отобраны пункты, максимально точно ее оценивающие. Цифровая компетентность оценивалась на основе индекса и решения тестовых задач, так же оценивалась пользовательская активность. На втором этапе проводилась верификация методики в выборке детей 7-11 лет и родителей детей младшего школьного возраста. Дополнительно при помощи шкал Дембо-Рубинштейн оценивалась самооценка детей в целом и онлайн, а также на основе методологии EU-Kids online - признаки чрезмерного пользования интернетом.

Выборка. В первом этапе приняли участие 1203 подростка 12-17 лет и 1209 родителей. Во втором этапе участвовали 50 детей 7-11 лет и 100 родителей детей 5-11 лет. Результаты исследования. Согласно первому этапу, краткая версия (32 пункта) позволяет надежно (альфа 0,69-0,85) оценить основные компоненты и индекс, обеспечивая точность предсказания более 90%. Скрининговая версия (16 пунктов) позволяет надежно (0,71-0,73) оценить общий индекс с точностью предсказания более 85%. Обе версии позволяют воспроизвести основные паттерны различий между правильно и неправильно решившими тестовые задания подростками и родителями. Согласно второму этапу, краткая и скрининговая версия могут использоваться, начиная с младшего школьного возраста, хотя скрининговая версия позволяет оценить лишь общий индекс, но не компоненты цифровой компетентности. Средняя цифровая компетентность детей 7-11 лет составляет 30% от максимально возможного, родителей - 46%, что свидетельствует в пользу улучшения цифровой компетентности за последние пять лет. Цифровая компетентность и у детей, и у родителей связана с большей пользовательской активностью, а у детей - с положительной самооценкой онлайн и признаками чрезмерного использования интернета. У родителей правильные ответы на тестовые задания связаны с большей компетентностью, в первую очередь, по компонентам ответственности/безопасности и умений.

Выводы. Данные свидетельствуют в пользу возможности применения скрининговой версии индекса цифровой компетентности для получения общего показателя в диагностике взрослых и детей, начиная с младшего школьного возраста, тогда как краткая версия ИЦК может применяться с оценкой не только общего показателя, но и его компонентов.

Ключевые слова: индекс цифровой компетентности, скрининговая версия, дети 7-11 лет, родители, психодиагностика цифровой компетентности.

Background. Diagnostics of the schoolchildren digital competence is now an important educational task that requires an index applicable to children of the early school

age and brief enough for population studies. The Digital Competence Index (DCI) as a component of social competence was proposed for measuring knowledge, skills,

motivation and responsibility / security online in each of the following areas: content, communication, consumption, and technologicalsphere.

Objective. The development and subsequent verification of a brief and screening versions of DCI, and also the study of DCI in children under 12 years of age.

Design. During the first stage based on the first sample of DCI approbation, items with the highest correlation with each subscale were selected. Digital competence was

assessed on the basis of the Index as well as the solution of experimental tasks. User activity was assessed using EU-Kids online methodology. During the second stage, the

methodwas verified in the sample of children aged 7-11 and parents of children of primary school age. User activity was measured as well. The children also filled measure

of Excessive Internet Use from EU-Kids online methodology and the Dembo-Rubinstein scales assessing their general and online self-esteem.

Sample. The first study included 1203 adolescents aged 12-17 and 1209 parents. The second sample included 50 children aged 7-11 years old and 100 parents of children aged 5-11 years.

Results. In the first study a brief version (32 points) allows to reliably (alpha 0.69-0.85) evaluate the four components and index ensuring the prediction accuracy of

more than 90%. The screening version (16 points) makes it possible to reliably (0.71-0.73) estimate the overall index with the prediction accuracy of more than 85%. Both

versions reproduced the basic patterns of the differences between correctly and incorrectly solved digital competence tasks by teenagers and parents.

According to the second study, brief and screening versions can be used with the primary school age, although the screening version allows to estimate only the general

index, but not the components of digital competence. The average digital competence of children 7-11 years old is 30% of the maximum possible, parents take 46%, which

demonstrates the improvement of digital competence in the recent five years. Digital competence in both children and parents is associated with greater user activity, and

in children - with a more positive self-esteem online and signs of excessive Internet use. In parents correct answers to the digital competence tasks were associated with

greater competence, primarily on the components of responsibility/safety and skills.

Conclusion. The data support the possibility of using the screening version of the Digital Competence Index to obtain the general indicator in diagnosing adults and children of the primary school age, whereas a brief version of the DCI can be used not only as an overall index but also of its components. Keywords: Digital Competence Index, screening version, children 7-11 years old, parents, psychodiagnostic of digital competence.

Для цитирования: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Сегодня широко обсуждается проблема цифровой грамотности, _^цифровой компетентности, в первую очередь, в рамках образовательного процесса (Медиа- и информационная грамотность, 2013; Лау, 2006; Федоров, 2009; Gilster, 1997; ШотаЫ et а1 . , 2011;

Martin, Maddigan, 2006; Mossberger et al ., 2008) . Индекс цифровой компетентности (ИЦК) был предложен более пяти лет назад в качестве краткой методики диагностики знаний, умений, мотивации и ответственности/безопасности онлайн в каждой из четырех сфер: работа с контентом,коммуникация,потребление и техносфера (Солдатова и др., 2013). Цифровая компетентность понима-

лась как важная составляющая социальной компетентности (Асмолов и соавт. , 2010; Социальная компетентность ..., 2006; Асмолов, 2012), тесно связанная с социализацией ребенка (Ая-

нян, Марцинковская, 2016; Белинская, 2013; Голубева, Марцинковская, 2011; Subrahmanyam, Smahel, 2011); как основанная на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность инди-

вида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять ин-фокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности, а также его готовность к такой деятельности. В популяционном исследовании 2013 года на выборках подростков 12-17 лет и родителей подростков того же возраста были продемонстрированы надежность-согласованность, фак-

торная валидность методики, ее связь с решением тестовых заданий, пользовательской активностью, столкновением с онлайн-рисками и стратегиями родительской медиации

Необходимость дальнейшего развития методики, в первую очередь, ее сокращения, была обоснована следующими причинами Во-первых, информационные технологии постоянно развиваются и ими пользуются все больше людей . Если пять лет назад каждый десятый родитель, имеющий детей подросткового возраста, практически не пользовался интернетом, сегодня доля таких родителей практически стремится к нулю (Солдатова и и др , 2017, 2011) . Для подростков же интернет стал практически «местом проживания», в котором даже в будние дни двое из трех человек проводят более 4 часов в день, а каждый десятый - практически весь свой день (Солдатова и др., 2017; Koutropoulos, 2011; Тагр1еу, 2001) . Очевидно, что и содержание цифровой компетентности и ее «нормативные» границы, особенно тестовые задания, быстро устаревают и должны постоянно уточняться Во-вторых, стремительно сокращается возраст начала пользования гаджетами и интернетом, достигая в мегаполисах цифр в 3-4 года и менее Возраст же активного освоения интернета - формирования цифровой компетентности приходится не на среднюю школу, а на младшую и ранее (Информационные и коммуникационные ., 2013) ■ Поэтому важны краткие, понятные детям 7-10 лет инструменты, позволяющие оценить динамику цифровой компетентности, в частности, возможности и эффективность обучения безопасному и ответственному использованию интернета. Наконец, для популяционных исследований, в отличие от психологических, индекс, включающий 46 пунктов, оказался громоздким, что ограничивало возможности его применения и оценки динамики компетентности

Целью исследования была разработка и последующая верификация на другой выборке кратких версий индекса цифровой компетентности, а также исследования возможностей его применения в возрасте до 12 лет. Ставились следующие задачи:

1 На основе выборок апробации индекса (Солдатова и др., 2013) психометрический отбор минимального набора пунктов, соответствующих теоретической модели цифровой компетентности и в максимальной степени предсказывающих общий индекс и его компоненты

Галина Уртанбековна Солдатова -

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: soldatova.galina@gmail.com https://istina.msu.ru/profile/Soldatova_Galina/

Елена Игоревна Рассказова -

кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: kmp@psy.msu.ru https://istina.msu.ru/profile/l_rasskazova/

Индекс цифровой компетентности (ИЦК) был предложен более пяти лет назад в качестве краткой методики диагностики знаний, умений, мотивации и ответственности/безопасности онлайн в каждой из четырех сфер: работа с контентом, коммуникация, потребление и техносфера

Информационные технологии постоянно развиваются и ими пользуются все больше людей. Если пять лет назад каждый десятый родитель, имеющий детей подросткового возраста, практически не пользовался интернетом, сегодня доля таких родителей практически стремится к нулю

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305

2 . Проверка сохранения соотношения

краткой версии индекса с решением респондентами тестовых заданий .

3 . Сбор данных выборки верификации

краткой версии, включающей и взрослых респондентов, и детей 7-12 лет.

4 . Исследование надежности-согласован-

ности индекса, его связи с пользовательской активностью и решением тестовых заданий

Процедура и методы исследования

Для разработки краткой версии индекса использовались данные его изначальной апробации - данные исследования, проводившегося в 2013 г. (Солдатова и др., 2013) по многоступенчатым стратифицированным репрезентативным выборкам подростков в возрасте 12-17 лет и родителей, имеющих детей 12-17-летнего возраста, проживающих в городах России с населением от 100 тысяч человек и более. Для проведения исследования было отобрано 58 городов из 45 регионов всех 8 федеральных округов России .

Выборка апробации включила 1203 подростка: 300 мальчиков в возрасте 1214 лет, 296 девочек в возрасте 12-14 лет, 304 юноши в возрасте 15-17 лет, 303 девушки в возрасте 15-17 лет, а также 1209 родителей подростков, имеющих детей того же возраста (69% женщин, доминирующий возраст 35-44 года). Использовались следующие методики:

1 Индекс цифровой компетентности (Солдатова и др ., 2013) - опроснико-вый инструмент, позволяющий оценить уровень знаний (10 пунктов), умений (25 пунктов), мотивации (10 пунктов) и ответственности (11 пунктов) в четырех сферах (работа с контентом, коммуникация, техносфера и потребление) . При разработке блока ответственности учитывался опыт исследований онлайн-рисков и совладания проекта EU-Kids online (Livingstone et al ., 2012).

2 Дополнительно респонденты отвечали на четыре тестовых задания, направленные на оценку компетентности при работе с контентом, в коммуникации, в техносфере и сфере потребления . Задание в сфере кон-

тента было следующим (представлены формулировки для родителей): «Представьте ситуацию: Вы сходили на концерт, записали его на видео и выложили на YouTube, а это видео временно заблокировали Почему это случилось и что Вы, скорее всего, будете делать в этом случае?» (правильными считались ответы, включающие понимание того, что это нарушение авторских прав, неправильными -попытки вновь выложить видео, считая это сбоем техническим). Задание в сфере коммуникации: «Представьте ситуацию: в социальной сети Вам написал оскорбительное сообщение незнакомый Вам человек. Как Вы, скорее всего, поступите в этом случае?» (правильными считались ответы «проигнорирую» или «добавлю в черный список», неправильными - «выключу компьютер», «удалю свой аккаунт») Задание в техносфере: «Представьте ситуацию: Вам пришло письмо от администрации почтового сервиса о том, что Ваш ящик взломан Чтобы его восстановить, Вас просят прислать пароль Как Вы поступите в этом случае?» (правильным считался ответ «удалю письмо и поменяю пароль», ответы «вышлю пароль», «перезагружу компьютер», «выйду из почты и снова зайду» были неверными) . Задание в сфере потребления: «Представьте ситуацию: Вам пришло сообщение о том, что Вы выиграли неделю проживания в 5-звездочном отеле на курорте . Для получения приза Вас просят немедленно оплатить билеты Для этого нужно прислать данные банковской карты Что Вы сделаете?» (правильным был ответ «удалю сообщение как спам», неправильными - «отправлю данные», «напишу в отель», «напишу на адрес, откуда пришло письмо») 3 Пользовательская активность оценивалась при помощи трех вопросов: «Как часто Вы пользовались интернетом за последние 12 месяцев?» (с оценкой по шкале Лайкерта от 1 до 5 баллов), «Сколько времени, в среднем, Вы проводите в интернете в будний день?» и «Сколько в выходные дни?» (с оценкой по шкале Лайкерта от 1 до 6 баллов) . По результатам первого этапа были разработаны краткая (32 пункта) и скри-

нинговая (16 пунктов) версии индекса Для верификации индекса использовались две подгруппы (данные 2018 года).

50 детей в возрасте 7-11 лет (26 девочек, средний возраст 9,08±1,19 лет) заполняли скрининговую версию ИЦК и отвечали на вопросы, посвященные их пользовательской активности Помимо этого, им задавалось пять вопросов из исследования EUKids Online (Livingstone, Haddon, 2009; Livingstone et al ., 2011; Soldatova et al ., 2013), оценивающие признаки чрезмерного использования интернета, а также предлагалось графически оценить себя в целом и себя онлайн по шкалам самооценки Дембо-Рубинш-тейн (Рубинштейн, 1999). Использовались пять шкал «умный», «счастливый», «самостоятельный», «добрый», «уверенный» (альфа Кронбаха 0,63 и 0,65, соответственно)

100 родителей (из них 11 пап) в возрасте от 27 до 55 лет (средний возраст 36,22±6,22 лет), имеющих детей в возрасте от 5 до 11 лет (52 девочки, 48 мальчиков) заполняли краткую версию ИЦК, а также отвечали на тестовые задания и вопросы о пользовательской активности.

Обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 23 .0 . Учитывая большой объем выборки апробации, методы проверки нулевой гипотезы в этом случае дополнялись оценкой величины статистического эффекта (Henson, 2006) .

Ход исследования

Разработка краткой и скрининговой версий индекса цифровой компетентности

Задача состояла в том, чтобы сокращенные варианты методики в максимальной степени представляли общую оценку индекса. Поэтому для каждой из 16 субшкал индекса (знаний, умений, мотивации и ответственности/безопасности в сферах контента, коммуникации, потребления и техносфере) было отобрано по два (для краткой версии) и по одному (для скрининговой версии) пункту с максимальной корреляцией с общий показателем по «своей» субшкале . Далее по каждому из четырех компонентов и каждой сфере рассчитывалась альфа Кронбаха и проводился регрессионный анализ, в ко-

Для цитирования: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Национальный психологический журнал № 3(31) 2018 [ Психология виртуальной реальности ]

National Psychological Journal 2018, 11(3) Психология виртуальной реальности

http://npsyj.ru и киберпсихология в XXI веке

тором сокращенная оценка компонента/ сферы выступала независимой переменной, а полная - зависимой переменной. Полученный коэффициент детерминации регрессионного уравнения описывает то, насколько хорошо данный компонент/ сфера воспроизводится при использовании краткой/скрининговой версии ИЦК Такого рода процедуры сокращения исходного пула пунктов, обычно основан-

рам ниже . Тем не менее, если судить по коэффициентам детерминации, показатели всех шкал воспроизводятся при такой оценке относительно точно . Что касается скрининговой версии, то при ее использовании следует опираться лишь на общий показатель. Значения по компонентам умений и ответственности/ безопасности близки к допустимым по согласованности

задачи о сфере потребления - с ЦК в техносфере

У подростков, в отличие от родителей, решение тестового задания на коммуникативную компетентность не было связано с ИЦК и в полной версии методики . Единственное различие на уровне тенденции касается именно компетентности в сфере коммуникации 0=-1,83, р<0,07, п2=0,003), и это различие воспро-

Табл. 1. Альфа Кронбаха и коэффициент детерминации по шкалам ИЦК в краткой и скрининговой версиях

Компоненты и сферы ИЦК Краткая версия ИЦК (32 пункта) Скрининговая версия ИЦК (16 пунктов)

Подростки Родители Подростки Родители

а R2 А R2 а R2 а R2

Индекс ЦК 0,82 94,3% 0,85 94,8% 0,71 85,4% 0,73 86,9%

Знания 0,69 93,6% 0,78 95,3% 0,44 71,7% 0,54 76,7%

Умения 0,72 75,3% 0,78 76,3% 0,57 66,6% 0,64 71,6%

Мотивация 0,38 88,9% 0,46 91,7% 0,00 61,0% 0,22 63,2%

Ответственность / безопасность 0,71 93,3% 0,73 94,4% 0,61 78,5% 0,62 80,1%

Контент 0,44 81,1% 0,58 85,0% 0,22 58,4% 0,34 63,2%

Коммуникация 0,59 82,9% 0,74 85,9% 0,44 61,8% 0,43 68,2%

Техносфера 0,56 86,2% 0,61 88,8% 0,36 68,2% 0,48 70,7%

Потребление 0,58 87,1% 0,57 87,4% 0,41 69,6% 0,35 64,2%

Table 1. Cronbach's Alpha and DCI coefficient of brief versions and screening versions

DCI Spheres and Components DCI Brief Version (32 items) DCI Screening Version (16 items)

Adolescents Parents Adolescents Parents

а R2 А R2 а R2 а R2

DCI 0.82 94.3% 0.85 94.8% 0.71 85.4% 0.73 86.9%

Knowledge 0.69 93.6% 0.78 95.3% 0.44 71.7% 0.54 76.7%

Skills 0.72 75.3% 0.78 76.3% 0.57 66.6% 0.64 71.6%

Motication 0.38 88.9% 0.46 91.7% 0.00 61.0% 0.22 63.2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Responsibility / safety 0.71 93.3% 0.73 94.4% 0.61 78.5% 0.62 80.1%

Content 0.44 81.1% 0.58 85.0% 0.22 58.4% 0.34 63.2%

Communication 0.59 82.9% 0.74 85.9% 0.44 61.8% 0.43 68.2%

Technosphere 0.56 86.2% 0.61 88.8% 0.36 68.2% 0.48 70.7%

Consumption 0.58 87.1% 0.57 87.4% 0.41 69.6% 0.35 64.2%

ные на факторном или регрессионном анализе, широко используются при создании социальных индексов (Sirgy et al ., 2006), в том числе в сфере ИКТ (Measuring the information ..., 2012), хотя ряд индексов ориентирован на экспертный отбор индикаторов (Dutta, Mia, 2011) .

Анализ проводился отдельно в выборках подростков и родителей (табл . 1) . Согласно полученным результатам, краткая версия ИЦК предлагает согласованную оценку общего индекса и относительно согласованные оценки по компонентам знаний, умений и ответственности1, тогда как согласованность пунктов по сфе-

Сравнение испытуемых, решивших и не решивших тестовые задачи, по уровню цифровой компетентности, измерявшейся полной, скрининговой и краткой версиями, показывает (табл. 2), что все различия, полученные при помощи полной версии, полностью воспроизводятся при использовании версии краткой Показатели индекса цифровой компетентности скрининговой версии также достаточно точны, хотя решение задачи на компетентность в сфере контента не связано с уровнем умений, а также с цифровой кмпетентностью (ЦК) в сферах коммуникации и техносфере, а решение

изводится в краткой версии методики 0=-1,85, р<0,07, п2=0,003), но не в скрининговой (р>0,20) . Что касается решения других задач, то, как показано в таблице 3, большинство различий в уровне цифровой компетентности между подростками, правильно и неправильно решившими задания, ориентированные на сферы контента, потребления и техносферу, воспроизводятся как в краткой, так и в скрининговой версиях. Отмечаются и расхождения по шкалам (например, задание на компетентность в сфере контента связано при использовании скринин-говой и краткой версий с оценкой ИЦК

1 Шкала мотивации ИЦК не бъша согласована и в полном индексе, что обсуждается в отдельной работе (Солдатова, Рассказова, 2017).

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305

Табл. 2. Сравнение родителей, ответивших правильно и неправильно на тестовые задания, по их цифровой компетентности, оцененной при помощи полной, краткой и скрининговой версий (представлены только компоненты ^ и сферы, по которым отмечаются различия в полной версии)_

Компоненты и сферы ИЦК Полная версия ИЦК Скрининговая версия ИЦК Краткая версия ИЦК

t-критерий Стьюдента Стат. Эффект п2 t-критерий Стьюдента Стат. Эффект п2 t-критерий Стьюдента Стат. Эффект п2

Задание на компетентность в сфере контента

Знания -2,45** 0,006 -2,18* 0,005 -2,36* 0,006

Умения -2,15* 0,005 -1,51 0,002 -2,12* 0,004

Ответственность/безопасность -4,15** 0,017 -4,12** 0,017 -4,29** 0,018

Индекс ЦК -3,00** 0,009 -2,51** 0,006 -3,22** 0,010

Коммуникация -2,66** 0,007 -1,73 0,003 -2,16* 0,005

Техносфера -2,94** 0,009 -1,51 0,002 -3,02** 0,009

Потребление -3,53** 0,012 -2,89** 0,008 -3,62** 0,013

Задание на компетентность в сфере коммуникации

Знания -4,09** 0,016 -4,71** 0,022 -4,38** 0,019

Умения -5,11** 0,025 -4,53** 0,020 -4,78** 0,022

Ответственность/безопасность -6,37** 0,039 -6,15** 0,036 -6,65** 0,042

Индекс ЦК -5,74** 0,032 -5,55** 0,030 -6,10** 0,036

Контент -2,98** 0,009 -2,50** 0,006 -2,72** 0,007

Коммуникация -6,33** 0,038 -4,61** 0,021 -6,45** 0,040

Техносфера -4,91** 0,023 -4,31** 0,018 -4,96** 0,024

Потребление -5,78** 0,032 -4,94** 0,024 -5,93** 0,034

Задание на компетентность в техносфере

Умения -2,70** 0,007 -1,94* 0,004 -2,46** 0,006

Мотивация 2,99** 0,009 3,23** 0,010 2,71** 0,007

Ответственность/безопасность -3,19** 0,010 -4,29** 0,018 -3,29** 0,011

Индекс ЦК -2,05* 0,004 -2,75** 0,007 -2,18* 0,005

Коммуникация -3,33** 0,011 -2,93** 0,008 -2,45** 0,006

Задание на компетентность в сфере потребления

Знания -4,02** 0,016 -4,24** 0,018 -3,60** 0,013

Умения -3,95** 0,015 -3,52** 0,012 -3,72** 0,014

Ответственность/безопасность -5,29** 0,027 -4,58** 0,020 -5,36** 0,028

Индекс ЦК -5,07** 0,025 -5,22** 0,026 -4,96** 0,024

Контент -3,92** 0,015 -3,11** 0,009 -3,70** 0,013

Коммуникация -4,31** 0,018 -4,88** 0,023 -4,42** 0,019

Техносфера -4,32** 0,018 -2,71 0,007 -4,04** 0,016

Потребление -4,49** 0,020 -4,83** 0,023 -4,31** 0,018

Table 2. Comparison of parents who answered correctly and incorrectly based on their digital competence of full. short and screening versions (only components and spheres with differences in the full version)___

DCI Spheres and Components DCI Full Version DCI Screening Version DCI Brief Version

Student's t-Test Statistical Effect П2 Student's t-Test Statistical Effect П2 Student's t-Test Statistical Effect П2

1 2 3 4 5 6 7

Competence Task for Content

Knowledge -2.45** 0.006 -2.18* 0.005 -2.36* 0.006

Skills -2.15* 0.005 -1.51 0.002 -2.12* 0.004

Responsibility / safety -4.15** 0.017 -4.12** 0.017 -4.29** 0.018

DCI -3.00** 0.009 -2.51** 0.006 -3.22** 0.010

Communication -2.66** 0.007 -1.73 0.003 -2.16* 0.005

Technosphere -2.94** 0.009 -1.51 0.002 -3.02** 0.009

Consumption -3.53** 0.012 -2.89** 0.008 -3.62** 0.013

Competence Task for Communication

Knowledge -4.09** 0.016 -4.71** 0.022 -4.38** 0.019

Skills -5.11** 0.025 -4.53** 0.020 -4.78** 0.022

Responsibility / safety -6.37** 0.039 -6.15** 0.036 -6.65** 0.042

Для цитирования: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Национальный психологический журнал № 3(31) 2018 [ Психология виртуальной реальности ]

National Psychological Journal 2018, 11(3) Психология виртуальной реальности

http://npsyj.ru и киберпсихология в XXI веке

1 2 3 4 5 6 7

DCI -5.74** 0.032 -5.55** 0.030 -6.10** 0.036

Content -2.98** 0.009 -2.50** 0.006 -2.72** 0.007

Communication -6.33** 0.038 -4.61** 0.021 -6.45** 0.040

Technosphere -4.91** 0.023 -4.31** 0.018 -4.96** 0.024

Consumption -5.78** 0.032 -4.94** 0.024 -5.93** 0.034

Competence Task for Technosphere

Skills -2.70** 0.007 -1.94* 0.004 -2.46** 0.006

Motivation 2.99** 0.009 3.23** 0.010 2.71** 0.007

Responsibility / safety -3.19** 0.010 -4.29** 0.018 -3.29** 0.011

DCI -2.05* 0.004 -2.75** 0.007 -2.18* 0.005

Communication -3.33** 0.011 -2.93** 0.008 -2.45** 0.006

Competence Task for Consumption

Knowledge -4.02** 0.016 -4.24** 0.018 -3.60** 0.013

Skills -3.95** 0.015 -3.52** 0.012 -3.72** 0.014

Responsibility / safety -5.29** 0.027 -4.58** 0.020 -5.36** 0.028

DCI -5.07** 0.025 -5.22** 0.026 -4.96** 0.024

Content -3.92** 0.015 -3.11** 0.009 -3.70** 0.013

Communication -4.31** 0.018 -4.88** 0.023 -4.42** 0.019

Technosphere -4.32** 0.018 -2.71 0.007 -4.04** 0.016

Consumption -4.49** 0.020 -4.83** 0.023 -4.31** 0.018

не в сфере контента, а в сфере коммуникации), а в одном случае - по индексу в целом (решение задания на техносферу не связано с индексом ИЦК по краткой версии) . Эти расхождения дополни-

тельно свидетельствуют в пользу того, что сферы ИЦК оцениваются в краткой и скрининговой версиях не столь точно, и следует интерпретировать лишь компоненты и общий индекс .

Верификация краткой и скрининговой версий индекса цифровой компетентности

Средний уровень цифровой компетентности у детей составил 30,38%±1б,50%,

Табл. 3. Сравнение подростков, ответивших правильно и неправильно на тестовые задания, по их цифровой компетентности, оцененной при помощи

Компоненты и сферы ИЦК Полная версия ИЦК Скрининговая версия ИЦК Краткая версия ИЦК

t-критерий Стьюдента Стат. Эффект п2 t-критерий Стьюдента Стат. Эффект п2 t-критерий Стьюдента Стат. Эффект п2

Задание на компетентность в сфере контента

Знания -2,12* 0,004 -1,34 0,001 -1,93* 0,003

Ответственность/безопасность -3,91** 0,013 -3,42** 0,010 -3,83** 0,012

Индекс ЦК -2,52* 0,005 -2,16* 0,004 -2,43* 0,005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контент -2,22* 0,005 -1,40 0,002 -1,11 0,001

Коммуникация -2,26* 0,004 -2,16* 0,004 -2,71* 0,006

Задание на компетентность в техносфере

Умения -3,20** 0,009 -1,43 0,002 -0,62 0,000

Ответственность/безопасность -4,05** 0,013 -4,33** 0,015 -3,90** 0,013

Индекс ЦК -2,62* 0,006 -2,79* 0,006 -1,84 0,003

Коммуникация -3,96** 0,013 -3,04** 0,008 -2,76* 0,006

Техносфера -2,17* 0,004 -2,22* 0,004 -1,28 0,001

Потребление -2,70* 0,006 -3,63** 0,011 -2,85** 0,007

Задание на компетентность в сфере потребления

Знания -3,29** 0,009 -2,22* 0,004 -3,25** 0,009

Умения -4,34** 0,015 -4,26** 0,039 -3,75** 0,012

Ответственность/безопасность -6,14** 0,076 -4,66** 0,018 -5,84** 0,028

Индекс ЦК -5,24** 0,022 -4,74** 0,018 -5,28** 0,023

Контент -4,91** 0,020 -2,78* 0,006 -4,14** 0,036

Коммуникация -4,45** 0,016 -3,89** 0,012 -4,62** 0,017

Техносфера -4,64** 0,018 -4,01** 0,013 -4,42** 0,016

Потребление -3,77** 0,028 -3,10** 0,008 -3,94** 0,032

* - p<0,05, ** - p<0,01.

52

Для цитирования: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305

Table. 3. Comparison of adolescents who answered correctly and incorrectly based on their digital competence of short and screening versions (only components and spheres with differences in the full version)___

DCI Spheres and Components DCI Full Version DCI Screening Version DCI Brief Version

Student's t-Test Statistical Effect П2 Student's t-Test Statistical Effect П2 Student's t-Test Statistical Effect П2

Competence Task for Content

Knowledge -2.12* 0.004 -1.34 0.001 -1.93* 0.003

Responsibility / safety -3.91** 0.013 -3.42** 0.010 -3.83** 0.012

DCI -2.52* 0.005 -2.16* 0.004 -2.43* 0.005

Content -2.22* 0.005 -1.40 0.002 -1.11 0.001

Communication -2.26* 0.004 -2.16* 0.004 -2.71* 0.006

Competence Task for Technosphere

Skills -3.20** 0.009 -1.43 0.002 -0.62 0.000

Responsibility / safety -4.05** 0.013 -4.33** 0.015 -3.90** 0.013

DCI -2.62* 0.006 -2.79* 0.006 -1.84 0.003

Communication -3.96** 0.013 -3.04** 0.008 -2.76* 0.006

Technosphere -2.17* 0.004 -2.22* 0.004 -1.28 0.001

Consumption -2.70* 0.006 -3.63** 0.011 -2.85** 0.007

Competence Task for Consumption

Knowledge -3.29** 0.009 -2.22* 0.004 -3.25** 0.009

Skills -4.34** 0.015 -4.26** 0.039 -3.75** 0.012

Responsibility / safety -6.14** 0.076 -4.66** 0.018 -5.84** 0.028

DCI -5.24** 0.022 -4.74** 0.018 -5.28** 0.023

Content -4.91** 0.020 -2.78* 0.006 -4.14** 0.036

Communication -4.45** 0.016 -3.89** 0.012 -4.62** 0.017

Technosphere -4.64** 0.018 -4.01** 0.013 -4.42** 0.016

Consumption -3.77** 0.028 -3.10** 0.008 -3.94** 0.032

* - р<0.05. ** - р<0.01.

а у родителей - 4б,34%±19,10% (при использовании скрининговой оценки средний ИЦК у родителей был практически таким же - 47,31%±20,82%). Для сравнения, по данным предыдущего исследования, он составлял 31% от максимально возможного у родителей и 34% у подростков

Как показывает анализ надежности-согласованности (табл 4), скрининго-вая версия дает возможность оценить общий индекс цифровой компетентности, а краткая - и ее компоненты - у родителей . При этом у родителей краткий и скрининговый индексы практически повторяют друг друга (г=0,96) .

У детей возраста 7-12 лет методика применялась впервые . Результаты показали, что, хотя согласованность по общему индексу была низка, можно использовать этот показатель без учета мотиваци-онного компонента или же, оценивая лишь умения и ответственность. Мальчики и девочки не различались по цифровой компетентности . Не было выявлено и возрастных различий по ИЦК При этом большая цифровая компетентность была связана с большим временем, проводимым онлайн (г=0,54, р<0,01), с более положительной самооценкой в интернете (г=0,34, р<0,05), но не в реальности и большим числом признаков чрезмер-

ного использования интернета (г=0,32, р<0,05).

У родителей возраст также не был связан с цифровой компетентностью, тогда как оценить гендерные различия было невозможно в силу преобладания в выборке мам При более высоком уровне пользовательской активности у родителей цифровая компетентность также несколько выше, но корреляции значительно слабее, чем у детей (г=0,20, р<0,05), и касаются, в первую очередь, онлайн-умений (г=0,20, р<0,05) .

Лишь четверо родителей (4%) неправильно ответили на вопрос о реакции на оскорбительное сообщение от друго-

Табл. 4. Альфа Кробнаха индекса цифровой компетентности у детей и родителей выборки верификации

Компоненты ИЦК Скрининговая версия (дети, N=50) Скрининговая версия (родители, N=100) Краткая версия (родители, N=100)

ИЦК 0,59 0,76 0,85

Компоненты знаний, умений и ответственности/безопасности 0,65 0,80 0,89

Компоненты умений и ответственности/безопасности 0,71 0,79 0,86

Знания - - 0,81

Умения - - 0,73

Мотивация - - 0,41

Ответственность/безопасность - - 0,80

Для цитирования: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Table 4. Cronbach's Alpha index of and DCI coefficient in children and parents

DCI Components Screening Version (children. N=50) Screening Version (parents. N=100) Brief Version (parents. N=100)

DCI 0.59 0.76 0.85

Components of knowledge. skills and responsibility / safety 0.65 0.80 0.89

Components of skills and responsibility / safety 0.71 0.79 0.86

Knowledge - - 0.81

Skills - - 0.73

Motivation - - 0.41

Responsibility / safety - - 0.80

го человека, еще четверо предлагали ответить ему тем же, что не расценивалось ни как правильный, ни как неправильный ответ. Восемь из десяти родителей правильно отвечают на вопросы, касающиеся компетентности в техносфере и сфере потребления. 62% - правильно отвечают на задание, касающееся нарушения авторских прав при выкладывании контента. Редкость в выборке родителей неправильных ответов делает их сравнение по

Обсуждение результатов

Таким образом, краткая и скринин-говая версии индекса, созданные эмпирическим путем (на основе отбора пунктов, в наилучшей степени объясняющих дисперсию общих показателей) дают относительно надежную и точную оценку общего индекса цифровой компетентности В случае использования скрини-говой версии достаточно точными яв-

Краткая и скрининговая версии индекса, созданные эмпирическим путем (на основе отбора пунктов, в наилучшей степени объясняющих дисперсию общих показателей) дают относительно надежную и точную оценку общего индекса цифровой компетентности

индексу цифровой компетентности менее обоснованным . Тем не менее, их неправильные ответы на вопрос о реакции на оскорбительное сообщение связаны со значительно более низкой компетентностью по компоненту ответственности/ безопасности (среднее значение 51,49% против 12,50%, t=-2,46, р<0,05) и на уровне тенденции - с более низкой цифровой компетентностью в целом (среднее

ляются также оценки по компонентам умений и ответственности, но более детальной картины профиля использование столь малого числа пунктов создать не позволяет. Краткая версия допускает анализ компонентов В подтверждение внешней валидности обеих версий, компетентность и родителей, и подростков, правильно решающих четыре тестовые задачи выше, по сравнению с теми, кто

Даже поверхностное сравнение родителей, давших правильные и неправильные ответы на тестовые задания, свидетельствует в пользу валидности краткой версии индекса - как и по данным 2013 года, правильные ответы связаны с большей компетентностью, в первую очередь, по компонентам ответственности/безопасности и умений

значение 46,74% против 31,25%, t=-1,59, р<0,12). Неправильные ответы на вопросы о техносфере связаны с более низкой компетентностью по компонентам ответственности/безопасности 0=-3,10, р<0,01), умениям 0—2,81, р<0,01) и общему индексу 0=-2,75, р<0,01), а неправильные ответы на вопрос о контенте - с более низким уровнем по всем компонентам компетентности, кроме мотивации 0=-3,б3 - -2,07, р<0,05) .

решает их неправильно . При этом большинство различий, полученных по данным полной версии, воспроизводится при применении краткой и скрининго-вой версий

Анализ надежности-согласованности методики обосновывает применение ее краткой и скрининговой версий в исследованиях младших школьников, начиная с 7 лет. Однако в этом случае рекомендуется исключать оценку наименее согла-

сованного мотивационного компонента, учитывая в структуре индекса умения, ответственность и знания либо лишь умения и ответственность В выборке родителей согласованы результаты оценки и по скрининговой, и по краткой версии . В случае краткой версии возможна также оценка профиля по компонентам знаний, умений, мотивации и навыков

Со времени исследования 2013 года отмечается явная положительная динамика в компетентности родителей - их индекс цифровой компетентности составляет уже не треть от возможного максимума, а почти половину. С одной стороны, это может объясняться социальными изменениями - лучшим пониманием важности освоения цифрового пространства, желанием участвовать в онлайн-жизни своих детей. С другой стороны, эти родители относятся уже к другому поколению, более тесно связанному с технологиями, а их дети все чаще осваивают интернет не стихийно, а обращаясь к взрослым и ценя их помощь и участие . Дополнительным подтверждением более высокого уровня цифровой компетентности родителей являются их практически полностью правильные ответы на тестовые задания Правильные ответы давали 62-92% участников, в зависимости от задания. Иными словами, сами тестовые задания для взрослых сегодня являются слишком легкими, чтобы использоваться в диагностике Парадоксально, но наиболее «сложным» оказался вопрос о нарушении авторских прав - каждый третий родитель считает, что причина блокирования его видео в техническом сбое Тем не менее, даже поверхностное сравнение родителей, давших правильные и неправильные ответы на тестовые задания, свидетельствует в пользу валидности краткой версии индекса - как и по данным 2013 года, правильные ответы связаны с

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2018 © Russian Psychological Society, 2018

Для цитирования: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305

большей компетентностью, в первую очередь, по компонентам ответственности/ безопасности и умений

цифровой компетентности составляет треть от максимального, и, по всей видимости, будет продолжать развиваться к возрасту 12-16 лет.

В целом, полученные данные свидетельствуют в пользу возможности применения скрининговой версии индекса цифровой компетентности для получения общего показателя при диагностике взрослых и детей, начиная с младшего школьного возраста Краткая версия ИЦК может применяться с оценкой не только общего показателя, но и его компонентов

В выборке детей уровень цифровой компетентности чуть ниже, чем у подростков в 2013 г. Однако, надо отметить, что здесь речь идет о младших детях С нашей точки зрения, эти результаты позволяют утверждать, что современные школьники младших и средних классов уже «догнали» по цифровой компетентности тех старших подростков, которых мы исследовали 6 лет назад Их уровень

Как у детей, так и у взрослых, цифровая компетентность выше при большем времени, проводимом в интернете (хотя у детей эта связь явно сильнее) . У детей компетентность онлайн связана также с признаками чрезмерного использования интернета и с более позитивной самооценкой онлайн (но не офлайн) .

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00365)

Литература:

Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. - Москва : Просвещение, 2012.

Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в будущее десятилетие. - Москва : НексПринт, 2010.

Аянян А.Н., Марцинковская Т.Д. Социализация подростков в информационном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - № 46. - С. 8 : [сайт]. URL : http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1262-ayanyan46.html

Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 30. - С. 5 : [сайт]. URL : http://www.psystudy.ru/index.php/ num/2013v6n30/858-belinskaya30.html

Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2011. - № 6(20). - С. 2. : [сайт]. URL : http://psystudy.ru/num/2011n6-20/579-golubeva-marsinkovskaya20.html Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под ред. Б. Дендева. - Москва : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - Москва : Информация для всех, 2006. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / сост. Кузьмин Е.И., Паршакова А.В. - Москва : МЦБС, 2013. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 1999.

Солдатова Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. - Москва : Фонд развития Интернет, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. - Москва : Смысл, 2017. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Москва : Фонд Развития Интернет, 2013.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 1(25). - С. 3-14. doi: 10.11621 / npj.2017.0101.

Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. - Москва : Смысл, 2006.

Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - Москва : Информация для всех, 2009.

Dutta S., & Mia I. (2011).The Global Information Technology Report 2010-2011 Transformations 2.0. World Economic Forum. URL: http://www.

ictliteracy.info/rf.pdf/Global-ITReport-2010-2011.pdf

Gilster, P. (1997). Digital Literacy. New York: Wiley Computer Publishing.

Henson R. K. (2006). Effect-Size Measures and Meta-Analytic Thinking in Counseling Psychology Research. The Counseling Psychologist, 34(5), 601-629. doi: 10.1177/0011000005283558

Ilomäki L., Lakkala M. & Kantosalo A. (2011). What is digital competence? Linked portal. Brussels, European Schoolnet (EUN), 1-12.

Koutrooulos A. (2011). Digital natives: Ten years after. MERLOT Journal of Online Learning and Teaching, 7(4), 525-538.

Lau H. (2006). A guide to information literacy for lifelong learning. Moscow, MOO VPP UNESCO «Informatsiya dlya vsekh».

Livingstone, S., & Haddon, L. (2009). EU Kids Online: final report. LSE, London: EU Kids Online. Retrieved from: http://www.lse.ac.uk/media@lse/

research/EUKids0nline/EU%20Kids%20I%20(2006-9)/EU%20Kids%200nline%20I%20Reports/EUKids0nlineFinalReport.pdf

Livingstone S., Haddon L., Görzig A., & Olafsson K. (2011). Risks and safety on the internet: the perspective of European children: full findings and

policy implications from the EU Kids Online survey of 9-16 year olds and their parents in 25 countries. London: EU Kids Online Network.

Livingstone S.M., Haddon L., Görzig A. (eds.) (2012). Children, risk and safety on the internet. Bristol: Policy Press. doi: 10.1332/policypre

ss/9781847428837.001.0001

Martin, A. & Madigan, D. (Eds.) (2006). Digital Literacies for Learning, London, Facet.

(2012). Measuring the information society. International Telecommunication Union: Geneva. Retrieved from: http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/ idi/material/2012/MIS2012_without_Annex_4.pdf

Для цитирования: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 47-56. 10.11621/пр].2018.0305

55

Mossberger, K., Tolbert, C.J., & McNeal, R.S. (2008) Digital Citizenship: The Internet, Society, and Participation. Cambridge, MA: MIT Press. Sirgy, M.J., Michalos, A.C., Ferris, A.L., Easterlin, R.A., Patrick, D., & Pavot, W. (2006) The quality of life (QOL) research movement: past, present and future. Social Indicators Research, 76, 343-466. doi: 10.1007/s11205-005-2877-8

Subrahmanyam K., & Smahel D. (2011) Digital youth: The role of media in development. N.Y.: Springer Science & Business Media. doi: 10.1007/978-14419-6278-2

Tarpley T. (2001). Children, the Internet, and other new technologies. In Singer D., & Singer J. (Eds.). Handbook of Children and the Media. Thousands Oaks (CA): Sage Publications, 547-556.

References:

Asmolov A.G. (2012). Optics of enlightenment: socio-cultural perspectives. Moscow, Prosveschenie.

Asmolova A.G., & Soldatova G.U. (Eds.) (2006). Social competence of the class teacher: the direction of joint action. Moscow, Smysl.

Asmolov A.G., Semenov A.L., & Uvarov A.Yu. (2010). Russian school and new information technologies: a look into the future decade. Moscow, Nexprint.

Ayanyan A.N., & Martsinkovskaya T.D. (2016). Socialization of adolescents in the information space. [Psikhologicheskie Issledovaniya: ehlektronnyy

nauchnyy zhurnal], 9(46), 8. Retrieved from: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1262-ayanyan46.html

Badarcha Dendeva (Ed.) (2013). Information and communication technologies in education: monograph. Moscow, IITO UNESCO.

Belinskaya, E.P. (2013). Information socialization of adolescents: the experience of using social networks and psychological well-being. [Psikhologicheskie

Issledovaniya: ehlektronnyy nauchnyy zhurnal], 6(30), 5. Retrieved from: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html

Dutta S., & Mia I. (2011).The Global Information Technology Report 2010-2011 Transformations 2.0. World Economic Forum. URL: http://www. ictliteracy.info/rf.pdf/Global-ITReport-2010-2011.pdf

Fedorov, A.V. (2009). Media Education: Yesterday and Today. Moscow, Izdatel'stvo MOO WPP UNESCO "Informatsiya dlya vsekh". Gilster, P. (1997). Digital Literacy. New York: Wiley Computer Publishing.

Golubeva N.A., & Marcinkovskaya T.D. (2011) Information socialization: the psychological approach. [Psikhologicheskie Issledovaniya: ehlektronnyy nauchnyy zhurnal], 6(20), 2. Retrieved from: http://psystudy.ru/num/2011n6-20/579-golubeva-marsinkovskaya20.html.

Henson R. K. (2006). Effect-Size Measures and Meta-Analytic Thinking in Counseling Psychology Research. The Counseling Psychologist, 34(5), 601-629. doi: 10.1177/0011000005283558

Ilomäki L., Lakkala M. & Kantosalo A. (2011). What is digital competence? Linked portal. Brussels, European Schoolnet (EUN), 1-12.

Koutrooulos A. (2011). Digital natives: Ten years after. MERLOT Journal of Online Learning and Teaching, 7(4), 525-538.

Kuzmin E.I., & Parshakova A.V. (2013). Media and information literacy in knowledge societies. Moscow, MTSBS.

Lau H. (2006). A guide to information literacy for lifelong learning. Moscow, MOO VPP UNESCO «Informatsiya dlya vsekh».

Livingstone, S., & Haddon, L. (2009). EU Kids Online: final report. LSE, London: EU Kids Online. Retrieved from: http://www.lse.ac.uk/media@lse/

research/EUKidsOnline/EU%20Kids%20I%20(2006-9)/EU%20Kids%20Online%20I%20Reports/EUKidsOnlineFinalReport.pdf

Livingstone S., Haddon L., Görzig A., & Olafsson K. (2011). Risks and safety on the internet: the perspective of European children: full findings and

policy implications from the EU Kids Online survey of 9-16 year olds and their parents in 25 countries. London: EU Kids Online Network.

Livingstone S.M., Haddon L., Görzig A. (eds.) (2012). Children, risk and safety on the internet. Bristol: Policy Press. doi: 10.1332/policypre

ss/9781847428837.001.0001

Martin, A. & Madigan, D. (Eds.) (2006). Digital Literacies for Learning, London, Facet.

(2012). Measuring the information society. International Telecommunication Union: Geneva. Retrieved from: http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/ idi/material/2012/MIS2012_without_Annex_4.pdf

Mossberger, K., Tolbert, C.J., & McNeal, R.S. (2008) Digital Citizenship: The Internet, Society, and Participation. Cambridge, MA: MIT Press. Rubinstein S.Ya. (1999). Experimental methods of pathopsychology. Moscow, EKSMO-Press.

Sirgy, M.J., Michalos, A.C., Ferris, A.L., Easterlin, R.A., Patrick, D., & Pavot, W. (2006) The quality of life (QOL) research movement: past, present and future. Social Indicators Research, 76, 343-466. doi: 10.1007/s11205-005-2877-8

Soldatova, G., Rasskazova, E., Zotova, E., Lebesheva, M., Geer, M., & Roggendorf, P. (2013). Russian Kids Online Key findings of the EU Kids Online II survey in Russia. Moscow, Fond razvitiya Internet. Retrieved from: http://www.lse.ac.uk/media@lse/research/EUKidsOnline/ParticipatingCountries/ PDFs/RU-RussianReport.pdf

Soldatova G., Zotova E., Chekalina A., & Gostimskaya O. (2011). Caught by one network: a social and psychological study of the views of children and adults about the Internet. Moscow, Fond razvitiya Internet.

Soldatova G.U., Rasskazova E.I., & Nestik T.A. (2017) Digital generation of Russia: competence and safety. Moscow, Smysl.

Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., & Zotova E.Yu. (2013). Digital competence of Russian teenagers and parents: the results of the all-Russian study. Moscow, Fond razvitiya Internet.

Soldatova G.U., & Rasskazova E.I. (2017). Motivation in the structure of digital competence of Russian teenagers. National Psychological Journal, 1, 3-14. doi: 10.11621 / npj.2017.0101.

Subrahmanyam K., & Smahel D. (2011) Digital youth: The role of media in development. N.Y.: Springer Science & Business Media. doi: 10.1007/978-14419-6278-2

Tarpley T. (2001). Children, the Internet, and other new technologies. In Singer D., & Singer J. (Eds.). Handbook of Children and the Media. Thousands Oaks (CA): Sage Publications, 547-556.

56

Для цитирования: Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 47-56. doi: 10.11621/npj.2018.0305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.