этапе обучения [9]. Но обязательно следует учитывать, что задания в форме тестирования имеют положительный эффект, когда они становятся неотъемлемой частью новых образовательных технологий.
Выводы. Исследование, проведенное в рамках данной статьи, позволяет сделать вывод о необходимости использования тестирования для сочетания процесса обучения с самоконтролем, что особенно важно для студентов дистанционного образования. Контент, созданный для дистанционного обучения (включая тесты и тестовые задания), не может быть четко установлен раз и навсегда. Он должен постоянно меняться, приспосабливаться к ситуации и уровню развития вновь поступающих студентов на тот или иной курс. Тесты, используемые в рамках самоконтроля и промежуточного контроля, позволяют педагогу оценивать эффективность обучения и активно участвовать в процессе (а не просто предоставлять определенный объем информации). Такая работа, безусловно, требует много внимания, времени и творчества.
Литература:
1. Аванесов, В.С. Проблема соединения тестирования с обучением / B.C. Аванесов // Педагогические измерения. -2018. - № 3. - С. 13-28.
2. Аванесов, B.C. Тесты: история и теория. Пятидесятые годы / B.C. Аванесов // Педагогическая диагностика. - 2017.
- С. 19-23.
3. Архипова, А.И. Фасетные тесты как эффективное средство подготовки к единому государственному экзамену по физике / А.И. Архипова, Е.Н. Овчаренко // Школьные годы. - 2019. - № 25. - С. 58-63.
4. Архипова, А.И. Интерактивные тестовые задания да-нет (Механика) / А.И. Архипова, Е.В. Шарабарина // Школьные годы. - 2018. - № 10. - С. 49-58.
5. Бухман, Л.М. Проблемы тестового контроля знаний и их решения / Л.М. Бухман // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2016. - Т. 12. - № 5. - С. 21-24.
6. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 5-е изд., перераб. - Москва: Академия, 2013. - 297 с.
7. Иванова, О.В. Совершенствование профессиональной деятельности студентов в области инновационной компьютерной дидактики / О.В. Иванова, А.И. Архипова, С.П. Грушевский // Научные основы современного прогресса: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Магнитогорск: ООО «Омега Сайнс», 2016. - С. 194-196.
8. Ильина, И.И. Тестирование как перспективный метод контроля усвоения материала по высшей математике / И.И. Ильина, Е.В. Володина, Н.Н. Тимофеева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2016. - № 3(91). - С. 88-93.
9. Лотоцкий, В.Л. Информационные тестирующие конструкции / В.Л. Лотоцкий // Перспективы науки и образования.
- 2016. - № 3 (21).
10. Михеев, А.С. проблема интеграции компьютерного тестирования и традиционных форм педагогического контроля / А.С. Михеев // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 5. - С. 66-69.
11. Прахова, М.Ю. О месте тестирования как инструмента оценки знаний в вузе / М.Ю. Прахова, Г.Ю. Коловертков, Э.А. Шаловников // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 113-116.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Шевченко Алла Николаевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ
Аннотация. В статье изучаются преимущества и имеющиеся недостатки цифровой (информационной) образовательной среды, возникающие при цифровизации образовательного процесса. Рассматриваются педагогические условия, необходимые для развития цифровой компетентности будущего филолога, обозначены основные направления и принципы, которые способствуют развитию цифровой компетентности. Выяснено, что качественная подготовка будущего филолога на принципах цифровизации является одной из основных задач современного общества, потому что школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов государства и важнейшим элементом построения нового информационного, сетевого, цифрового общества. Обоснована необходимость создания цифровой образовательной среды в высшем учебном заведении как важного условия подготовки филолога в условиях информатизации общества.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая компетентность, цифровые технологии, информационные технологии, информационная образовательная среда.
Annotation. The article examines the advantages and existing shortcomings of the digital (information) educational environment that arise during the digitalization of the educational process. The pedagogical conditions necessary for the development of digital competence of the future philologist are considered, the main directions and principles that contribute to the development of digital competence are outlined. It has been found out that the qualitative training of the future philologist on the principles of digitalization is one of the main tasks of the modern society, since school becomes a key link in the implementation of the strategic plans of the state and the most important element of building a new information- and network-based digital society. The necessity of creating a digital educational environment in a higher educational institution as an important condition for the training of a philologist in the conditions of informatization of society is substantiated.
Key words: digital educational environment, digital competence, digital technologies, information technologies, information educational environment.
Введение. Изменения, происходящие в обществе, науке, технике и технологиях, вызывают необходимость изменения трудовых функций и предопределяют появление новых профессиональных обязанностей. Для того чтобы быть успешным в профессиональной деятельности, необходимо быть мобильным, креативным, коммуникативным. Поэтому сегодня рынок труда очень капризный, требует хорошо подготовленного специалиста, способного решать поставленные перед ним задачи, что соответственно требует новых подходов к учебному процессу, обновленных методов и форм подачи информации и формирования у будущих специалистов необходимых компетенций. Именно эффективная организация профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования и является залогом качественных результатов. Учебное заведение должно предоставлять обучающимся образовательные услуги на высоком уровне, где будут использоваться активизация и
индивидуализация обучения, дифференцированный подход к обучающемуся и внедряться инновационные технологии обучения. Поэтому все чаще в образовательном процессе мы обращаемся к применению современных, инновационных методик и технологий обучения. Именно такой инновационной моделью профессиональной подготовки, которая позволит подготовить конкурентоспособного специалиста, выступает цифровая образовательная среда. Развитие цифровых навыков становится одним из важнейших условий для развития цифрового рынка любой страны, поскольку он прямо или косвенно связан со всеми сферами функционирования общества и экономики.
Проблемы создания, понимания сущности, изучения структуры и функций, развитие понятийно-терминологического аппарата цифровой (информационной) образовательной среды, а так же её преимущества стали предметом целого ряда исследований, среди которых работы И.Г. Захаровой, Е.Ю. Зотовой, С.Д. Каракозова, М.Э. Кушнир, А.В. Морозова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой, Г.У. Солдатовой, Н.В. Софроновой, И.Ю. Травкина и др. Обстоятельный анализ возможностей использования информационных и цифровых технологий в учебном процессе и профессиональной деятельности учителей гуманитарных специальностей осуществлено в научных исследованиях А.А. Вербицкого, Г.Р. Генсерук, И.Е. Потюк и др.
Целью данной статьи является теоретический анализ и осмысление понятия цифровой образовательной среды, освещение особенностей её функционирования при подготовке будущих филологов.
Задачи исследования обоснованы целью:
- раскрыть сущность и разновидности использования цифровой (информационной) образовательной среды в учебном процессе высших учебных заведений;
- определить преимущества и имеющиеся недостатки цифровой (информационной) образовательной среды в вузах;
- обосновать роль цифровой (информационной) образовательной среды в формировании цифровой компетентности будущих филологов.
Изложение основного материала статьи. Цифровая образовательная среда - это реальность, в которой сегодня живет современное общество. В условиях цифровой среды обучения в обучающихся высших учебных заведений формируется много важных качеств и умений, которые востребованы обществом XXI века. Они определяют личностный и социальный статус современного человека: информационная активность и медиа грамотность, умение мыслить глобально, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, коммуникативность и профессиональная мобильность. Поэтому несложно представить, что ближайший период в профессиональном образовании будет посвящен формированию специалистов нового поколения, которые обладают цифровыми компетентностями и готовы функционировать в цифровом пространстве современного общества. Следовательно, произойдет модернизация системы профессионального образования, появится необходимость материально-технического обеспечения учебных заведений современной техникой, цифровыми образовательными технологиями и соответствующими педагогическими работниками, способными трансформировать весь образовательный процесс.
Следует сказать, что именно учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении с использованием цифровых технологий побуждает к самостоятельной работе каждого обучающегося, создаёт благоприятную коммуникативную ситуацию и все условия для развития творческих способностей личности. Применение цифровых технологий повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся, улучшает индивидуализацию, дифференциацию и интенсификацию процесса обучения, расширяет и углубляет межпредметные связи, систематизирует и интегрирует знания отдельных учебных дисциплин, организует систематический и достоверный контроль, избегает субъективизма в оценке.
Исследователи [1; 3; 7] отмечают, что преимуществом интеграции цифровых технологий в образовательный процесс является то, что они позволяют обучающимся контролировать стратегии и ресурсы, по которым они учатся, тем самым персонализируя свой учебный опыт. Цифровизация способствует инновациям в области образования, включая изменения в методах и подходах к обучению, управлении образовательными ресурсами. В то же время проникновение цифровизации в процессы преподавания способствует эффективному использованию качественных ресурсов образования обучающимися, постоянным инновациям в учреждениях высшего образования. Адаптация образования к возможностям и способностям обучающихся с помощью цифровых образовательных технологий является важным прогрессом, поскольку все субъекты образовательного процесса чувствуют комфорт, а, следовательно, повышается мотивация к обучению.
Будущим филологам цифровая образовательная среда позволяет использовать широкий спектр современных информационных технологий, что требует переосмысления учебного процесса по изменению практики его организации. Использование современных интернет-технологий даёт будущему филологу понимание того, что это возможность провести любой урок на высшем техническом уровне. Это насыщает урок информацией, помогает быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний и т.д.
Роль цифровой образовательной среды как средства развития информационной компетентности будущих филологов ведёт к необходимости рассмотрения понятий «информационные технологии», «информационные технологии образования», «новые информационные технологии», «компьютерные технологии», «цифровая компетентность» и собственно «цифровые технологии». Исследование дефиниции «цифровизация» доказывает, что в научной среде это понятие появилось недавно. Оно связано с масштабным проникновением информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь современного общества. Остановимся отдельно на дефиниции понятия «цифровая компетентность». Г.У. Солдатова считает, что «Цифровая компетентность - это основанная на непрерывном овладении компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности» [6]. То есть цифровая компетентность это знания, умения и навыки в области информационных технологий и способность их применения в профессиональной деятельности. Исследователи Н.П. Ячина и О.Г. Фернандез считают, что цифровая компетентность это «общая профессиональная компетентность и общая структура и взаимодействие устройств ЭВМ; потенциал цифровых технологий для инновационной деятельности; надежность и достоверность получаемой информации, умение пользоваться программами для проектирования учебного занятия» [8]. П.С. Ломаско, А.Л. Симонова под цифровой компетентностью понимают «способность и готовность педагогических кадров к выполнению трудовых функций, которые соответствуют действующим в сфере образования профессиональным стандартам с учетом актуальных задач государственной политики РФ в сфере образования и текущего уровня развития цифровых технологий» [4]. Важным элементом формирования у будущих филологов цифровой компетентности является внедрение цифровых технологий в систему группового обучения: геймификация в образовании; виртуальные тьюторы; внедрение элементов искусственного интеллекта в практику непрерывного образования; ознакомление с современными концепциями развития электронного обучения; расширение каналов связи с соискателями (телефонная связь, Skype, zoom-конференции, электронная почта, социальные сети и т.п.). Еще одним важным условием формирования цифровой компетентности является создание практико-ориентированной
цифровой образовательной среды (привлечение будущих филологов к освоению и использованию современных веб-технологий, веб-ресурсов и программных средств) и применение принципов, которые способствуют развитию цифровой компетентности: открытости, согласованности, доступности, достаточности, оптимальности.
Таким образом, цифровую компетентность можно рассматривать как способность личности понимать и использовать в образовательном процессе цифровые ресурсы в различных форматах, умение рационально и системно применять информационные технологии или инструменты для достижения поставленных целей.
Теоретическую основу обновления систем образования в целом и разработки цифровой образовательной среды заведения должны составлять идеи доступности и непрерывности качественного образования. Указанное можно обосновать:
- значимостью человеческого фактора;
- направленностью на личностные качества и возможности каждого;
- интеллектуализацией и интеграцией профессиональной деятельности людей;
- первоочередностью гуманистичности педагогических технологий;
- демографическими изменениями и т.п.
Образовательная среда учебного заведения, развивающаяся благодаря цифровой образовательной среде, требует современных технических средств обучения, что является насущной потребностью, удовлетворение которой сделает возможной полноценную реализацию основных видов компетентностей. Среди педагогических технологий именно информационно-коммуникационные несут значительный потенциал обеспечения образовательной деятельности личности и её самооценки, приближенной к адекватной. В этом заключается и специфика, и феномен цифровой образовательной среды.
Современный мир и стремительное развитие технологий требуют от современного учителя постоянного профессионального роста. Ввиду это, обучающиеся-филологи должны быть осведомлены в вопросах цифровой образовательной среды, поскольку ученики, родившиеся в эру цифровых технологий, уже не воспринимают информацию только из традиционных, бумажных, средств обучения. И все чаще учитель комбинирует привычные средства с инновационными, используя современные технические устройства и новейшие технологии. Обучение и подготовка будущих филологов, роль которых изменилась за последние годы, должны учитывать те изменения, которые происходят в современном образовании.
Поэтому М.М. Кодзоева указывает на необходимость формирования компетенций у бакалавров-лингвистов в условиях цифровой образовательной среды и отмечает преимущества и позитивные стороны этого процесса:
- «во-первых, это помогает будущим бакалаврам глубже изучить и получить более высокий уровень знаний по дисциплинам;
- во-вторых, способствует повышению мотивации;
- в-третьих, формирует у студентов навыки использования цифровых ресурсов для самостоятельного изучения учебных дисциплин» [2, С. 179]. Преимущества автор видит в гибкости учебного процесса; визуализации и эффективности. Под эффективностью автор понимает значительное уменьшение временных затрат в учебном процессе, особенно на этапе контроля усвоения материала и взаимодействия с обучающимися.
А.В. Морозов, О.В. Михалев приходят к выводу, что «формирование цифровой компетентности у студентов - будущих бакалавров-лингвистов в условиях цифровой образовательной среды будет возможным, если в процессе обучения будет реализован ряд определенных педагогических условий:
- построение образовательного процесса будет основано на компетентностном, личностно ориентированном подходах;
- методическое обеспечение процесса обучения будет наполнено модульными программами, цифровыми ресурсами;
- готовность преподавателя к использованию цифровых образовательных ресурсов в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров-лингвистов к применению ИКТ в профессиональной деятельности» [5].
Выводы. Таким образом, изучение и анализ специальной литературы, посвященной роли цифровой образовательной среды, развитию информационной компетентности обучающихся, показывает, что применение в практике преподавания цифровых технологий способствуют повышению умственной активности обучающихся, следовательно, и эффективности образовательного процесса. Обучение с помощью цифровых учебных ресурсов отличается от традиционного, поскольку человеческие взаимодействия становятся опосредованными. Мы пришли к выводу, что цифровая образовательная среда имеет как преимущества, так и недостатки, которые возникают при цифровизации образовательного процесса. В процессе формирования цифровой компетентности у студентов будет реализован ряд определенных педагогических условий. Особое значение приобретает формирование цифровой компетентности у будущих филологов. Безусловно, эффективность этого процесса обеспечивается непрерывностью, систематичностью, целостностью процесса подготовки. С целью усовершенствования результативности обучения будущих филологов в условиях цифровой образовательной среды необходима разработка новейшего учебно-методического обеспечения, предусматривающего также электронные учебники и учебные пособия. Именно в этом мы и видим перспективу дальнейшего научного исследования.
Литература:
1. Блинов, В.И. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения /
B.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина. - Москва: Издательство «Перо», 2019. - 24 с.
2. Кодзоева, М.М. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов / М.М. Кодзоева // Мир науки, культуры, образования. - № 1 (80). - 2020. - С. 179-180.
3. Крюкова, А.А. Применение цифровых технологий в образовании / А.А. Крюкова, Е.С. Балабанов // Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. - № 6. - С. 124-128.
4. Ломаско, П.С. Основополагающие принципы формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров в условиях смарт-образования / П.С. Ломаско, А.Л. Симонова // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 7 (160). - С. 78-84.
5. Морозов, А.В. Влияние современного информационно-образовательного пространства на формирование социокультурной и межкультурной коммуникации как одна из важнейших составляющих повышения качества образования будущих бакалавров-лингвистов / А.В. Морозов, О.В. Михалев // Ученые записки ИУО РАО. - 2017. - № 3 (63). -
C. 305-310.
6. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. - Москва: Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.
7. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования: монография / под ред. доктора социологических наук, профессора Н.В. Горбуновой. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. - С. 44-66.
8. Ячина, Н.П. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза / Н.П. Ячина, О.Г. Фернандез // Вестник ВГУ. - 2018. - № 1. - С. 136.