в Университете машиностроения // Известия МГТУ. - Т5. - 2014. - №4 (22).
3. Гудов A.M., Завозкин С.Ю. Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов как основа повышения качества образовательного процесса // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - Т. 1. - № 1 (57). - С. 52-59.
4. Каширская Ю.С. Особенности реализации и перспективы развития балльно-рейтинговой системы аттестации студентов // European Social Science Journal. - 2014. - № 8-3 (47). - С. 84-86.
5. Степанов Ю.А., Бурмин Л.Н. Автоматизированная система управления "БРС" // Современные информационные технологии и ИТ-образование. -2011,- №7.-С. 427-432
6. Слива Е.А. Опыт ведения электронного журнала преподавателя в формате MS Excel для учета текущей и итоговой успеваемости студентов в рамках БРС // В сборнике: Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Г.Н. Артемьева. - 2013. - С. 262-264.
7. Марницына Е.С. Из опыта применения БРС на практических занятиях по иностранному языку // Альманах мировой науки. - 2015. - № 3-2 (3). -С. 104-108.
8. Гусакова В.И., Шепелова Н.С.. Особенности бал-льно-рейтинговой системы при изучении дисциплин математического цикла // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 4. - С. 199-203.
9. Строганов Ю.Н. О введении рейтинговой системы оценки успеваемости студентов при изучении специальных дисциплин. Аграрное образование и наука. - 2013. - № 1. - С. 11.
10. Бахтизин Р.Н., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемо-
сти студентов по математике в уфимском государственном нефтяном техническом университете // Педагогические и информационные технологии в образовании. - 2009. - № 8. - С. 2.
11. Айтуганова Ж.И., Галиахметова А.Т., Артамонова Е.В. Балльно-рейтинговая система оценки знаний как средство повышения качества образования в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 3 (19). - С. 74-79.]
12. Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2.
13. Ведешкина Л.А. Влияние балльно-рейтинго-вой системы на качество подготовки первокурсников по информатике: психолого-педагогические аспекты // Наука и бизнес: пути развития. -
2011,-№6.-С. 64-66.
14. Гудов A.M., Завозкин С.Ю. Балльно-рейтинго-вая система оценки деятельности студентов как основа повышения качества образовательного процесса // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - Т. 1, - № 1 (57). - С. 52-59.
15. Тарханова О.В., Подгорнова H.H. Балльно-рей-тинговая система как элемент управления учебным процессом и формирования компетенций будущего инженера // Научные труды SWorld. -2014.-Т. 11,- №2. -С. 50-52.
16. Зябкина О.Ю., Попова В.И. Балльно-рейтинго-вая система оценки достижений учащихся НОЦ ИСЭРТ РАН // Проблемы развития территории. -
2012,-№1 (57).-С. 111-118.
17. Moore М. G. (2013). The theory of transactional distance. In M. G. Moore (Ed.) Handbook of distance education (3rd ed., pp. 66-85). New York, NY: Routledge., стр 68.
IDENTIFICATION OF LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF FIRST AND SECOND COURSES Cherkasova Irina Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Economic and natural Sciences, Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov (branch), Minerainye Vody
The article is devoted to the organization and conduct of testing of physical qualities of students of the first and second years of study for comparative analysis with the purpose of search of improving the quality of physical education in higher education institutions.
Keywords: physical fitness; exercise; physical quality; monitoring; testing; health.
УДК 796.012.1 ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ВАК РФ 13.00.04 ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО
И ВТОРОГО КУРСОВ
© Черкасова И.В., 2017 Статья посвящена организации и проведению тестирования физических ка-
честв студентов первых и вторых курсов для проведения сравнительного анализа с целью поиска повышения качества физического образования в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: физическая подготовленность; физические упражнения; физические качества; мониторинг; тестирование; здоровье.
Учебный процесс в высшихучебных заведениях характеризуется высокой умственной и психофизической напряженностью студен-
тов. Избежать её отрицательные последствия помогает рациональное чередование умственной и физической нагрузки [1, С. 5].
Несоблюдение требований научной организации труда студентов, как правило, приводит к негативным явлениям в их физической подготовленности, а стало быть, и в их профессионально-прикладной физической подготовке. В ходе учебного процесса студенты попадают в условия недостаточного двигательного режима: они длительное время находятся в учебных аудиториях за ученическим столом в определенном положении, чаше всего сидя, вследствие чего происходит нарушение осанки; процесса кровообращения [4, С. 38]. А это ведет к возникновению отечных явлений в нижних конечностях и области таза, что отрицательно сказывается на здоровье студентов и их функциональных способностях и в конечном итоге - на готовности организма к профессиональному труду.
Для предупреждения и преодоления отечных явлений особая роль отводится физическим упражнениям и особенно тем, которые имеют профессионально прикладную значимость. Поэтому учебному предмету" Физической культуре и спорту" отводится особая роль в приобретении студентами профессионально-прикладной физической подготовки, а именно обеспечить:
- на высоком уровне развитие у студентов физических способностей, которые отвечают специфическим требованиям получаемой в вузе профессиональной деятельности;
- качественное формирование и совершенствование у них двигательных умений и навыков, которые находят применение в избранной профессии, либо способствуют ее усвоению;
-устойчивость организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности; развитие у студентов физического воспитания волевых и других психических качеств, необходимых для будущей профессии [3, С. 15].
Посредством системного использования занятий физическими упражнениями активизируется функциональная деятельность всех органов и систем, увеличивается объем и длина мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая и нервная системы. При улучшении физической подготовленности занимающихся, получаемые нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.
Хорошо физически подготовленный студент, овладевший необходимыми знаниями, умениями и навыками для предстоящей профессиональной деятельности, придя на производство, лучше и быстрее адаптируется к новым условиям труда, добивается высоких результатов в работе.
Физическое здоровье, характеризующееся показателями физической подготовленности, является одним из наиболее важных фактов, обеспечивающих потенциал здоровья человека [1, С. 12].
Повышение качества организации физического образования в вузе обеспечивается активной многогранной, целенаправленной работой, в основе которой должен лежать мониторинг диагностики физической подготовленности студентов по годам обучения. Полученные результаты которого, могут оказать влияние на уровень физического состояния занимающегося и обеспечить формирование у молодежи положительной мотивации, посредством объективной, адекватной и обоснованной оценки физической подготовленности. А это может стать одним из главных условий улучшения физического состояния здоровья [2, С. 24].
ЧЕРКАСОВА Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Экономических и естественнонаучных дисциплин, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (Северо-Кавказский филиал), Минеральные Воды
сЫгаа@уап с/ех. г и
£
LU
S
О UJ
< а
UJ
*
60
При проведении мониторинга по определению физической подготовленности были взяты четыре физических качества: выносливость, сила, быстрота и ловкость. Физическое качество выносливость мы исследовали с помощью бега на дистанциях: 1000 м - девушки, 2000 м - юноши (мин., сек), быстроту -челночный бег 10x9 (сек), силу - приседания на одной ноге с опорой на стену, ловкость - прыжки со скакалкой за 1 минуту (количество раз).
При определении уровней физической подготовленности использовалось балльную систему тестирования с помощью аттестационных нормативов для студентов неспециализированных вузов.
Были проведены исследования по уровню физической подготовленности студентов первого и второго курсов.
Для объективности исследования были взяты две группы (40 студентов) 1 и 2 курса строительного факультета Северо-Кавказского филиала "Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова", Минеральные Воды.
Результаты исследования приведены в таблицах 1,2.
Таблица 1 - Результаты уровня физической подготовки студентов 1 курса
Таблица 2 - Результаты уровня физической подготовки студентов 2 курса
№ Выносливость Сила Быстрота Ловкость
Бег 1000м,2000м Приседания на Челночный бег Прыжки со
(мин. сек) / балл одной ноге (кол-во раз) / балл 10x9 (сек) / балл скакалкой за 1 минуту (кол-во раз) / балл
1 4.50 /5 10/5 28.2 / 4 120/5
2 5.21/4 8/4 28.4/4 110/4
3 5.56 / 2 10/5 27.0/4 120/5
4 8.35/3 16/5 26.5/4 90 12
5 8.52 / 2 15/5 25.5/4 112/4
6 8.12/4 16/5 24.0/5 110/4
7 9.10/2 14/4 27.0/3 95/3
8 6.00/2 10/5 31.0/1 100/3
9 5.50/2 10/5 28.6/3 110/4
10 8.20/2 14/4 27.0/3 75/1
11 8.30/3 16/5 25.0/5 96/3
12 8.00/4 16/5 28.3/1 120/5
13 8.50/2 16/5 25.5/5 120/5
14 8.00/4 16/5 24.6/5 100/3
15 9.20/1 16/5 27.0/3 90/2
16 7.15/1 9/4 31.0/1 100/3
17 6.54/1 10/5 28.0/2 120/5
18 7.50/1 5/3 33. 5 /1 113/4
19 6.00/2 7/3 30.0 / 2 100/3
20 6.20/1 10/5 28.0/2 115/5
№ Выносливость Сила Быстрота Ловкость
Бег 1000м,2000м Приседания на Челночный бег Прыжки со
(мин. сек) / балл одной ноге (кол-во 10x9 (сек) / балл скакалкой за 1
раз) / балл минуту (кол-во
раз) / балл
1 4.50 / 5 8/4 27.2 / 4 120/5
2 5.12/4 6/3 29.4 / 3 104/3
3 6.03 / 2 10/5 27.3/3 120/5
4 8.00 / 5 16/5 25.5 / 4 100/3
5 8.10/4 15/5 25.0 / 5 111/4
6 7.55 / 5 16/5 24.4 / 5 119/5
7 9.10/2 14/4 28.0 /1 87/2
8 6.12/1 8/4 32.0/1 100/3
9 6.00 / 2 10/5 29.6 / 3 110/4
10 9.25/1 16/5 27.8/2 73/1
11 8.50 / 2 15/5 25.1 /4 90/2
12 7.30 / 5 15/5 27.3/2 120/5
13 9.00 / 2 16/5 26.5 / 4 100/3
14 8.00 / 5 16/5 25.6 / 4 130/5
15 9.20/1 12/3 29.0 /1 93/2
16 7.15/1 7/4 32.0/1 100/3
17 6.54 /1 10/5 29.5 / 3 120/5
18 7.50 /1 5/3 32.5/1 107/4
19 8.00 /1 8/4 30.2 / 2 96/3
20 6.20/1 7/4 29.7/3 120/5
Сравнивая показатели физической подготовленности студентов 1 и 2 курсов, можно сказать, что такие физические качества, как выносливость низкий уровень не изменился -65%, а высокий снизился с 35% до 25%, сила -низкий уровень 0%, высокий увеличился с 85% до 90%, быстрота - низкий уровень снизился с 40% до 35%, высокий - увеличился с 35% до 45%, ловкость - низкий уровень увеличился с 15% до 20%, и высокий увеличился с 50% до 55% за счет снижения среднего уровня с 35% до 25% (табл. 3).
Таким образом, проведенное исследование показало, что такие физические качества, как сила и ловкость значительно лучше поддаются тренировке в процессе физического воспитания студентов, чем быстрота и выносливость.
Результаты проведенного исследования дают возможность проследить индивидуальную и групповую динамику телесно-двигательной подготовленности студентов, анализировать уровень физического развития студентов между собой в динамике, а также проводить сравнительный анализ уровня физической подготовленности сту-
Примечания:
1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1993. - 146 с.
2. Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи : автореф. дис. докт. пед. наук. - 1983.
-45 с.
3. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - 2-е изд., доп. и испр.-М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
4. Яслобедский B.C. Физическое воспитание подростков ослабленным здоровьем. - К.: Здоровье, 1977,- 136 с.
THE TENDENCIES IN THE FIELD OF STUDENTS' SPIRITUAL AND MORAL TRAINING IN THE SYSTEMS OF MUSIC EDUCATION IN CHINA AND IN RUSSIA
Zhao Jin, Postgraduate student, Department of Pedagogocal, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd
The article reviews and analyzes the major tendencies in the theory and practice of organizing students' spiritual and moral training in the present-day Chinese and Russian systems of music education, it demonstrates that in present-day China the tendencies in students' spiritual and moral training are associated with modernization of the system of music education on the basis of humanistic pedagogical ideas, which involves developing and putting into practice of music education ideas of personality-centered education and activity-based approach, in Russia the tendencies under study are due to the development and realization of ideas of value-based approach and to the academic concept of spiritual and moral education as an axiological phenomenon. The article defines similarities and differences in the tendencies in students' spiritual and moral training in Chinese and Russian systems of music education. The importance and topicality of the insights presented in the article are due to the fact that the knowledge of these tendencies may serve as a basis for forecasting the further development of the theory and practice of spiritual and moral training in Chinese and Russian music higher education institutions and for designing the system of spiritual and moral training in music institutions of the two countries.
Keywords: spiritual and moral training; the system of music education; personality-centered education; activity-based approach; value-based approach; methods of spiritual and moral training.
ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ
В статье рассматриваются и анализируются основные тенденции в области теории и практики организации духовно-нравственного воспитания студентов в современных системах музыкального образования Китая и России. Показано, что в современном Китае тенденции в области духовно-нравственного воспитания студентов связаны с модернизацией системы музыкального образования на основе гуманистических педагогических идей, что проявляется в разработке и внедрении в практику музыкального образования идей личностно ориентированного образования и деятельностного подхода. В России исследуемые тенденции обусловлены разработкой и реализацией идей ценностного подхода, научными представлениями о духовно-нравственном воспитании как ценностно-смысловом феномене. Выявлены сходные черты и различия тенденций в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России. Важность и актуальность представленных в статье выводов обусловлены тем, что знание об этих тенденциях может быть положено в основу прогнозирования дальнейшего развития теории и практики духовно-нравственного воспитания студентов музыкальных вузов Китая и России и проектирования системы духовно-нравственного воспитания в музыкальных вузах двух стран.
дентов разных вузов и занимающихся по различным программам за весь период обучения в высшем учебном заведении.
Таблица 3 - Изменение уровня подготовленности физических качеству студентов 1-2 курсов
№ Физические качества Уровень 1 курс, % 2 курс, %
1 Выносливость низкий 65 65
средний 0 10
высокий 35 25
2 Сила низкий 0 0
средний 15 10
высокий 85 90
3 Быстрота низкий 40 35
средний 25 20
высокий 35 45
4 Ловкость низкий 15 20
средний 35 25
высокий 50 55
УДК 378 ВАК РФ 13.00.08
©Цзинь Чжао, 2017
ЦЗИНЬ Чжао, аспирант, кафедра Педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград [email protected]