Научная статья на тему 'Учебно-тренировочные сборы - важнейшая фаза спортивной тренировки борцов вольного стиля МГСУ'

Учебно-тренировочные сборы - важнейшая фаза спортивной тренировки борцов вольного стиля МГСУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СБОРЫ / TRAINING CAMPS / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ / ATHLETE TRAINING LEVEL / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / DEVELOPMENT DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барков Александр Юрьевич

По разработанной в МГСУ методике оценки физического и функционального состояния спортсменов сборной команды проведен сравнительный анализ их спортивной подготовленности до и после учебно-тренировочных сборов, а также определено соответствие результатов тестов модельным характеристикам. Было подтверждено важнейшее значение проведения учебно-тренировочных сборов для восстановления психофизических кондиций развития необходимых для борцов морально-волевых качеств, снятия эмоциональной напряженности, улучшения психологического климата в коллективе. Многолетние данные контрольных испытаний позволили осуществлять моделирование значимых на каждом этапе тренировки показателей тестов спортсменов различной квалификации, а также, с помощью выработанных критериев (модельных характеристик), подбирать спортсменов в сборную команду и для участия в конкретных соревнованиях различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барков Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING CAMPS AS THE MOST IMPORTANT PHASE OF MSUCE WRESTLERS ATHLETIC TRAINING

A comparative analysis of physical fitness of sportsmen from the all-university team is carried out before and after the training camps according to the developed in the MSUCE methodology of sportsmen physical and functional condition assessment. The correspondence of the test results to the model characteristics is determined as well. It has been confirmed that training camps are very important for the recovery of psychic and physical conditions, development of moral and volitional qualities necessary for the wrestlers, emotional stress removal, and improvement of the psychological climate in the team. The data of long-term monitoring tests allowed to model test indices relevant to each stage of training of athletes of various qualification. Moreover, the use of developed criteria (model characteristics) enable to select the athletes to the all-university team and for the participation in specific competitions of different levels.

Текст научной работы на тему «Учебно-тренировочные сборы - важнейшая фаза спортивной тренировки борцов вольного стиля МГСУ»

расцвета и упадка, - тем не менее, можно говорить о непрерывном развитии образов и представлений, связанных с эмалью, в мировоззрении и культуре русско-

го народа, которые раз за разом приводят к возрождению этого древнего искусства.

Статья поступила 05.09.2015 г.

Библиографический список

1. Андрейко С.С. Развитие русской домонгольской эмали в контексте историко-культурного взаимодействия Руси и Византии // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4 (99). С. 183.

2. Какадий М. Советская финифть 1920-1930-х гг. [Электронный ресурс]. URL: http://goodcoins.su/antic/keramica/ sovfinift.htm (25.05.2015).

3. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876. 276 с.

4. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986. 329 с.

5. Посадский А.В., Тищенко Т.В. Ювелирное искусство России. М.: Интербук-бизнес, 2002. 280 с.

6. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1948. 792 с.

7. Русская эмаль XVII - начала ХХ века. Из собрания музея им. Андрея Рублева / С. Гнутова [и др.]. М.: Панорама, 1994. 304 с.

8. Стерлигова И. Византийские святыни и драгоценности московских государей [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9401 .php (05.08.2015).

9. Солженицын А.И. Национальная идея - сбережение народа // Гудок. 2005. 11 июня.

10. Федорова М.М. Ростовская иконопись на эмали: авто-реф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. 15 с.

УДК 796

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СБОРЫ - ВАЖНЕЙШАЯ ФАЗА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ МГСУ

© А.Ю. Барков1

Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

По разработанной в МГСУ методике оценки физического и функционального состояния спортсменов сборной команды проведен сравнительный анализ их спортивной подготовленности до и после учебно-тренировочных сборов, а также определено соответствие результатов тестов модельным характеристикам. Было подтверждено важнейшее значение проведения учебно-тренировочных сборов для восстановления психофизических кондиций развития необходимых для борцов морально-волевых качеств, снятия эмоциональной напряженности, улучшения психологического климата в коллективе. Многолетние данные контрольных испытаний позволили осуществлять моделирование значимых на каждом этапе тренировки показателей тестов спортсменов различной квалификации, а также, с помощью выработанных критериев (модельных характеристик), подбирать спортсменов в сборную команду и для участия в конкретных соревнованиях различного уровня.

Ключевые слова: учебно-тренировочные сборы; физические качества; уровень подготовки спортсменов; динамика развития физической подготовленности.

TRAINING CAMPS AS THE MOST IMPORTANT PHASE OF MSUCE WRESTLERS ATHLETIC TRAINING A. Yu. Barkov

Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.

A comparative analysis of physical fitness of sportsmen from the all-university team is carried out before and after the training camps according to the developed in the MSUCE methodology of sportsmen physical and functional condition assessment. The correspondence of the test results to the model characteristics is determined as well. It has been confirmed that training camps are very important for the recovery of psychic and physical conditions, development of moral and volitional qualities necessary for the wrestlers, emotional stress removal, and improvement of the psychological climate in the team. The data of long-term monitoring tests allowed to model test indices relevant to each stage of training of athletes of various qualification. Moreover, the use of developed criteria (model characteristics) enable to select the athletes to the all-university team and for the participation in specific competitions of different levels. Keywords: training camps; physical qualities; athlete training level; development dynamics of physical fitness.

Летние учебно-тренировочные сборы являются неотъемлемым этапом подготовки борцов Московского государственного строительного университета (МГСУ) к новому спортивному сезону, в данном случае речь о соревнованиях XXVII 2014-2015 учебного года.

Во время учебно-тренировочных сборов решаются несколько важных задач: восстановление физиче-

ских кондиций студентов-спортсменов после летних каникул; развитие необходимых для борцов физических качеств; укрепление различных морально-волевых качеств, укрепление психики, снятие эмоциональной напряженности после учебного года, сплачивание команды и укрепление командного духа [1, 2].

1 Барков Александр Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры физвоспитания и спорта, тел.: 89264675657, e-mail: 1885138@bk.ru

Barkov Alexander, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Physical Education and Sport, tel.: 89264675657, e-mail: 1885138@bk.ru

Таблица 1

Контрольные тесты студентов-спортсменов сборной команды МГСУпо вольной борьбе различных квалификаций, весовых категорий

и их оценка (август 2014 г.)

Ф.И.О. го о § « о. ^ 0 О. ш о га л ^ 1 о О о ■и ш Челн, бег 3x10м (с) Прыжки с места (м) Подтягивание (раз) го о. X 1— Приседания на одной ноге (раз) Отимание (раз) Отжимание схлопком за 20 с (раз) Бросок баскетбольного мяча в корзину из 10 (раз) Тест Ромберга (с) Приседание за 30 с (раз) Гибкость Сгибание рук на брусьях (раз) Подъем туловища (раз) Проба Руфье

реэ-т оценка реэ-т оценка реэ-т оценка результат оценка реэ-т оценка реэ-т л/п оценка л/п реэ-т оценка реэ-т оценка реэ-т оценка реэ-т оценка реэ-т оценка оценка реэ-т оценка реэ-т оценка Реэ-т/балл оценка

Магомедов Ш. 3/61 8,0 1 8,0 1 2,1 1 17 4 43 4 8/10 2/2 40 2 23 4 3 2 27 3 24 2 2 20 1 35 1 4,4 5

Агафонов И. 3/85 8,2 1 7,8 1 2,3 3 15 3 40 4 13/12 3/3 30 0 19 3 3 2 42 4 27 3 4 10 0 49 3 2,1 5

Гасанов К. з/ав 3,2 0 8,3 1 2,0 1 14 3 30 3 4/10 0/3 40 4 12 1 2 2 7 1 27 3 5 20 3 45 3 8,4 4

Рамазанов А. 2/65 8,0 2 8,0 1 2,1 1 15 3 24 2 14/19 4/4 25 0 20 3 4 3 45 5 30 4 3 35 4 40 2 5,6 4

Рощюпкин П. 2/65 8,4 0 8,0 0 2,3 3 15 3 34 3 6/11 1/2 35 1 23 4 4 3 27 3 32 4 4 15 0 45 3 5,2 4

Нестеров В. 2/74 8,3 2 8,0 1 2,1 2 15 4 25 3 7/7 2/1 35 3 24 4 4 3 15 3 29 4 3 27 4 46 3 1,6 5

Сагихов С. 2/86 8,3 2 7,8 2 2,3 4 10 4 23 2 7/8 2/2 25 0 20 3 5 4 10 2 33 5 4 19 2 45 3 8,4 4

Исмаилов Д. 2/74 8,2 2 7,9 2 2,1 2 12 2 40 5 10/10 4/3 35 3 27 5 3 2 30 4 25 5 5 25 4 46 3 5,2 4

Абдулаев Г. 1/65 7,8 3 7,4 3 2,0 3 11 1 39 4 12/15 3/3 52 4 21 4 6 4 46 5 30 4 3 45 5 38 1 -0 »5

Михайлов Д. 1/65 7,6 4 7,3 3 2,3 3 17 4 60 5 15/18 4/4 50 4 20 3 0 0 22 3 28 3 5 25 2 40 2 3,6 5

Калагов А. 1/65 8,0 2 7,7 2 2,4 4 12 1 30 3 10/15 3/3 30 0 23 4 2 2 30 4 34 4 4 30 3 41 2 4,8 5

Митан Л. 1/70 7,8 4 7,8 2 2,2 3 15 4 30 4 10/10 4/3 40 4 25 5 Я 5 50 5 25 3 2 30 5 38 1 0 »5

Никонов И. КМС/86 7,6 5 7,3 4 2,4 5 14 3 45 5 8/10 3/3 37 3 22 4 6 4 28 3 32 5 4 20 3 33 1 0,4 5

Назранов А. КМС/61 8,0 2 7,3 3 2,1 2 20 5 35 4 7/5 2/1 35 1 29 5 4 3 32 4 36 5 5 30 3 50 3 2,4 5

Акопян Д. КМС/57 7,5 4 7,4 3 2,4 4 21 5 70 5 10/11 3/2 57 5 34 5 3 2 33 4 35 5 4 30 3 61 5 5,6 4

Тагиев Г.-Д. МС/80 7,8 4 7,5 3 2,1 4 16 4 40 5 15/15 5/5 30 2 25 5 3 2 50 5 29 4 5 30 5 68 5 2,8 5

Кореньков Н. МС/65 7,6 4 7,4 3 2,5 5 17 4 42 5 14/17 4/4 50 4 26 5 5 4 37 4 32 4 5 35 4 60 5 0 »5

Камалян А. МС/65 7,3 5 7,2 4 2,5 5 26 5 40 5 17/25 5/5 70 5 30 5 5 4 20 3 30 4 5 41 5 58 4 7,2 4

Одной из важных задач является проведение на учебно-тренировочных сборах контрольных испытаний и тестов (табл. 1), позволяющих улучшить уровень подготовки спортсменов сборных команд МГСУ - на данный момент по вольной борьбе, сравнить их с выработанными по предложенной методике модельными характеристиками и осуществлять корректировку физических качеств спортсменов-борцов для приближения последних к необходимому уровню спортивного мастерства [3-7].

Ряд работ, проведенных в МГСУ и посвященных мониторингу физического состояния и моделированию физических качеств борцов вольного стиля сборной команды университета, позволяют в течение последних нескольких лет отследить динамику этого процесса, оценить тенденцию развития и дать прогноз по достижению возможных результатов в соревнованиях XXVII МССИ [8] (табл. 2 и 3).

№ модуля Наименование теста Год, зима/лето III разряд II разряд I разряд КМС МС

Скоростные качества и выносливость 60 м 2012 1,5 3,5 5,0 5,0 5,0

2013 0 1,5 3,5 3,3 5,0

2014 10,8 1,6 3,3 3,7 4,3

300 м 2012 1,5 3,5 4,5 4,3 4,7

2013 3,5 5,0 5,0 5,0 5,0

2014 3,3 3,0 3,8 3,1 4,0

Челночный бег 2012 1,5 2,0 4,0 2,6 5,0

2013 2,0 3,5 5,0 5,0 5,0

2014 з/л 1,7/1,0 4,3/1,2 3,9/2,5 4,2/3,0 3,7/3,3

Прыжки с места 2012 3,5 3,5 4,0 4,0 4,7

2013 2,5 4,5 5,0 4,0 5,0

2014 з/л 1,7/1,7 3,3/2,4 3,6/3,3 3,6/3,7 3,3/4,7

Силовые качества Подъем туловища 2012 4,0 4,5 4,0 4,7 5,0

2013 0,5 1,5 5,0 3,7 4,5

2014 з/л 3,7/3,1 4,0/3,2 5,0/2,5 5,0/4,7 4,3

Отжимания, 20 с 2012 0,5 3,0 3,3 4,0 5,0

2013 0,5 0 1,0 0,3 0,5

2014 з/л 3,3/2,0 2,8/1,4 4,3/3,0 5,0/3,0 5,0/3,7

Отжимание на брусьях 2012 1,5 2,5 3,5 4,7 4,7

2013 0 2,0 2,0 1,3 2,0

2014 з/л 2,3/1,3 3,0/2,8 3,4/3,8 4,0/3,0 4,0/4,7

Приседания на одной ноге 2012 3,5 2,5 3,3 4,7 4,3

2013 1,0 1,5 5,0 3,1 4,0

2014 з/л 4,3/2,2 3,1/3,4 3,7/3,4 4,2/2,3 3,2/3,0

Скоростно-силовые качества Отжимания, 20 с 2012 4,5 4,0 4,3 5,0 5,0

2013 4,5 5,0 5,0 4,7 4,5

2014 з/л 4,7/2,7 5,0/3,8 4,7/4,0 5,0/4,7 5,0/5,0

Приседания, 30 с 2012 3,5 4,0 4,3 5,0 4,7

2013 3,5 3,0 4,5 4,7 3,5

2014 з/л 5,0/2,7 5,0/4,4 4,6/3,5 4,8/5,0 5,0/4,0

Подтягивание туловища, 60 с 2012 4,5 3,0 3,8 4,0 4,3

2013 2,0 1,5 2,5 4,0 5,0

2014 з/л 3,3/2,3 4,3/2,9 4,3/1,5 4,8/3,0 4,7/4,7

Толчок гири 2012 3,0 3,5 3,5 3,7 5,0

2013 2,0 3,2 4,0 4,2 5,0

2014 з/л 3,0/4,2 3,5/3,1 4,5/4,1 5,0/4,7 5,0/4,7

Выносливость 3000 м 2012 1,5 2,5 3,7 3,3 4,3

2013 0,5 0,5 3,5 3,0 3,5

2014 3,3 2,2 4,3 3,0 3,1

Тест Руфье (из 15 баллов) 2012 10,5 12,0 10,5 13,0 13,0

2013 9,0 7,5 13,5 12,0 13,5

2014 з/л 12,0/14,1 15,0/12,6 14,0/15,0 14,4/14,1 15,0/15,0

Ловкость, координация и гибкость Ловкость и координация 2012 4,4 5,0 6,0 8,0 8,2

2013 3,4 5,4 7,0 7,3 8,0

2014 з/л 3,8/3,8 5,4/5,9 5,8/6,7 7,3/7,1 7,3/8,2

Гибкость 2012 4,0 4,0 4,8 5,0 5,0

2013 4,0 3,5 3,5 5,0 5,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 з/л 4,0/3,7 3,8/3,8 4,3/3,5 4,8/4,3 5,0/5,0

Таблица 2

Средние результаты тестов и контрольных замеров спортсменов различных разрядов сборной команды МГСУ по вольной борьбе в период 2012-2014 гг. (результаты приведены по средним баллам

из 5 баллов по таблице БРС) [2]

Таблица 4

Модельные характеристики борцов-вольников по ряду модулей БРС для спортсменов различной квалификации сборной команды МГСУ по вольной борьбе

Таблица 3

Данные средних оценок тестов по развитию физических качеств студентов-спортсменов _в начале и конце учебно-тренировочных сборов_

ю о ю о ю о ю о н ю о

Наименование модуля Наименования теста, контрольного испытания о ßi ю 5 ° о с о ßi ю 5 ° о с о ßi ю 5 ° о с о ßi ю 5 ° о о ßi ю 5 ° о с

III разряд II разряд I разряд КМС МС

Бег 60 (м) 1,0 0,7 1,6 1,6 2,0 3,3 3,7 3,7 2,7 4,3

Скоростные качества Бег 300 (м) 3,1 3,3 2,8 3,0 3,3 3,8 3,1 3,1 3,1 4,0

Челночный бег 3*10 м (с) 1,0 1,0 1,0 1,2 1,3 2,5 1,7 3,0 1,3 3,3

Прыжок с места (см) 2,7 1,7 2,6 2,4 4,0 3,3 4 3,7 5 4,7

Отжимание с хлопком (раз/20 с) 2,7 2,7 3,6 3,8 4,0 4,0 3,7 4,7 4,7 5,0

Скоростно-силовые Приседания (раз/30 с) 3,1 2,7 3,4 4,4 3,3 3,5 4,0 5,0 3,3 4,4

качества Подъем туловища (раз/60 с) 2,0 2,3 2,6 2,9 2,5 1,5 2,7 3,0 3,0 4,7

Толчок гири: левая и правая рука (раз) 4,0 4,17 2,8 3,12 4,1 4,1 4,3 4,7 4,0 4,7

Подтягивание (раз) 3,7 3,1 2,2 3,2 3,3 2,5 3,7 4,7 4,0 4,3

Силовые качества Отжимание (раз) 1,3 2,0 2,2 1,4 1,5 3,0 3,0 3,0 4,0 3,7

Отжимание на брусьях (раз) 1,0 1,3 2,0 2,8 3,0 3,8 2,3 3,0 3,4 4,7

Приседания на 1 ноге: левая и правая (раз) 2,9 2,17 1,1 2,4 3,8 3,4 3,8 2,3 4,3 3,0

Выносливость Бег 3000 (мин) 1,3 3,3 0,6 2,2 1,8 4,3 2,0 3,0 2,0 3,1

Тест Руфье (из 15 баллов) 3,7 4,7 4,0 4,2 4,8 5,0 4,7 4,7 4,3 5,0

Координация, ловкость, выносливость Бросок баскетбольного мяча; тест Ромберга (из 10 баллов); ходьба на руках 3,0 3,8 5,5 5,1 6,7 6,7 6,0 7,1 6,9 8,2

Гибкость Наклон с прямыми ногами 3,1 3,7 4,0 3,8 4,7 3,5 4,3 4,3 5,0 5,0

Наименование модуля III разряд II разряд I разряд КМС МС

оц./рез. оц./рез. оц./рез. оц./рез. оц./рез.

Скоростные качества и выносливость Челночный бег (с) 4,0/7,5 4,3/7,3 4,5/7,2 5/7,1 5/6,9

Прыжки (см) 4,0/225 4,5/230 4,5/235 5/240 5/245

Скоростные силовые качества и гибкость Толчок гири (раз) 3,5/30 4/35 4,5/40 5/45 5/50

Подъем туловища (раз/60 с) 3,5/50 4/53 4,5/55 5/58 5/60

Отжимание (раз/20 с) 4,5/19 4,5/20 5/21 5/25 5/25

Приседания (раз/30 с) 5/27 5/29 5/31 5/33 5/35

Приседания на 1 ноге (раз) 4,0/25 4,3/28 4,5/31 4,7/34 5/37

Отжимание (раз) 4,3/40 4,5/50 4,7/55 5/60 5/65

Подтягивание (раз) 4,3/15 4,5/18 5/20 5/22 5/25

Сгибание (раз) 4,0/30 4,3/32 4,5/35 4,7/37 5/40

Гибкость (см) 4/1,5 4,5/20 5/25 5/25 5/25

Функциональная подготовленность Тест Руфье (из 15 баллов) 12/7,0 13/6,0 14/5,0 15/4,0 15/3,0

Бег 3000 (мин) 4/13.30 4/12.30 5/12.00 5/11.30 5/11.00

Ловкость и координация (из 10 баллов) Ходьба на руках (оц./м) 4/4 5/5 5/7 5/7 5/12

Тест Ромберга (оц./с) 3/20 3/25 4/35 4/35 5/45

Бросок баскетбольного мяча (оц./раз) 3/4 4/5 4/5 5/7 5/7

По ряду тестов различных модулей БРС можем дополнить модельные характеристики борцов-вольников сборной команды МГСУ различной спортивной квалификации: бег 60 м, 300 м - а также подкорректировать некоторые другие тесты и контрольные испытания, в частности, установить оценку суммы движений в тестах - толчок гири, по сумме двух рук (табл. 4) [2, 3, 8-10].

Многолетние данные контрольных испытаний позволяют осуществлять моделирование необходимых на каждом этапе спортивной тренировки показателей тестов спортсменов различной квалификации, а также с помощью выработанных критериев (модельных характеристик) подбирать спортсменов в сборную команду и в команду университета для участия в конкретных соревнованиях различного уровня.

Статья поступила 09.09.2015 г.

1. Барков А.Ю. Мониторинг физического состояния и моделирования физических качеств борцов вольного стиля сборной команды МГСУ: сб. мат-лов XII Всероссийской науч.-практ. конференции «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт и перспективы развития». Тюмень: Вектор Бук, 2014. С. 21-27.

2. Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев: учеб. пособие. Малаховка: МГАФК, 1999. С. 51-54.

3. Барков А.Ю., Щелкунов И.И. Разработка балльно-рейтинговой системы оценки физической и специальной подготовки студентов-спортсменов КСС по вольной борьбе: сб. мат-лов науч.-практ. конференции МГСУ, 21 -22 июня 2013 г. М.: Изд-во МГСУ, 2013. Вып. 6. С. 152-153.

4. Борьба вольная: примерная программа / А.П. Купцов [и др.] М.: Советский спорт, 2005. С. 36-47; 96-124.

5. Кашевко В.А. Аналiз структуризмагальноi дiяльностii методолопя системинавчаннятехнко-тактичних дм у втьнш боротьбi // Молода спортивна наука Украши. 2008. № 1. С. 150-154.

ский список

6. Моделирование в спортивной борьбе / А.А. Новиков, В.Г. Олейник, Н.Н. Каргин [и др.] // Спортивная борьба: сб. статей. М.: ФиС, 1984. С. 62-65.

7. Литвинов В.А., Ткаченко Ю.А., Кузнецова В.И. Использование балльно-рейтинговой системы в учебном процессе по физическому воспитанию в вузе // Сб. мат-лов науч.-практич. конференции МГСУ, 21-22 июня 2012 г. М.: Изд-во МГСУ. Вып. 5. С. 24-28.

8. Барков А.Ю. Анализ подготовленности спортсменов сборной команды МГСУ по вольной борьбе с использованием БРС // Сб. мат-лов науч.-практ. конференции МГСУ, 2122 июня 2013 г. М.: Изд-во МГСУ. Вып. 6. С. 153-154.

9. Юхно Ю.А., Чочарий З.Ю., Крутов В.В. Надежность выполнения технических действий и уровень развития силовых качеств в спортивной борьбе // Сб. мат-лов международной науч.-практ. конференции <^зична культура, спорт та здоровья нации», Винница, 1994. Киев: ФиС, 1994. С. 460-462.

10. Ellestad M.H. Stress Testing. Principles and Practice. Philadelphia, 1979. 200 p.

УДК 811.161.1

СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА АНГЛИЙСКОЙ ИДИОМЫ С АНТРОПОНИМОМ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ АНАЛИЗА ДИСКУРСА

© И.С. Башмакова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается семиотический статус антропонима в составе английской идиомы. Определяются основные направления контекстуализации в терминах дискурса. Фразеологические контексты с антропонимом рассматриваются как компоненты мифологического дискурса. Идиома с антропонимом позиционируется как носитель свернутой иллокуции. Термины «фразеологизм» и «идиома» рассматриваются как взаимозаменяемые. Методы исследования: метод фразеологической идентификации, сравнение, анализ.

Ключевые слова: идиома; фразеологизм; имя собственное; антропоним; когнитивный центр; семиотический статус; символическое значение; мифологический дискурс; категоризация; знак; символ.

SEMIOTIC ASPECT OF ENGLISH ANTHROPONYMIC IDIOMS PHRASEOLOGICAL CONTEXT THROUGH THE DISCOURSE ANALYSIS I.S. Bashmakova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the semiotic status of a proper name in the composition of English idioms. The main contextualiza-tion directions are determined in terms of discourse. Phraseological contexts with proper names are considered as components of mythological discourse. An idiom with a proper name is treated as a carrier of reduced illocution. The terms of "phraseological unit" and "idiom" are treated as interchangeable. The methods of phraseological identification, comparison and analysis have been used in the study.

Keywords: idioms; phraseological unit; proper name; anthroponym; cognitive center; semiotic status; symbolic meaning; mythological discourse; categorization; sign; symbol.

С осознанием необходимости изучения взаимодействия человека и его языка не только как продукта «эргона», но и как живой речетворческой деятельности «энергейи» [1], творящей как сам язык, так и языковое самосознание человека, в лингвистике наметился переход к антропологической парадигме исследо-

вания объекта. Обращение к теме человеческого фактора в языке свидетельствует о важнейшем методологическом сдвиге, о смене базисной парадигматики и переходе от имманентного подхода, с установкой рассматривать язык в самом себе и для себя, к антропологическому, предполагающему изучение языка в тес-

1 Башмакова Ирина Степановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей №1, гуманитарное направление, тел.: 89834033862, e-mail: bis61@mail.ru

Bashmakova Irina, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no.1, Humanitarian direction, tel.: 89834033862, e-mail: bis61@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.