Научная статья на тему 'Выявление стратегий повышения конкурентоспособности аптечных организаций Республики Башкортостан'

Выявление стратегий повышения конкурентоспособности аптечных организаций Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА / SWOT-АНАЛИЗ / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / ВОЗМОЖНОСТИ И ОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / THE TECHNOLOGIES OF SITUATION ANALYSIS / SWOT-ANALYSIS / STRONG AND WEAK POINTS / POTENTIALS AND DANGERS / MANAGEMENT STRATEGY / PHARMACIES / COMPETITIVE ABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивакина Светлана Николаевна, Лозовая Галина Федоровна, Зотова Людмила Александровна, Алакаева Евгения Владимировна

Проведен SWOT-анализ деятельности аптечных организаций (АО) Республики Башкортостан (РБ). Методом экспертной оценки с использованием априорного ранжирования выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и опасности в работе АО РБ. Разработаны основные стратегии управления АО, направленные на повышение конкурентоспособности АО РБ в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивакина Светлана Николаевна, Лозовая Галина Федоровна, Зотова Людмила Александровна, Алакаева Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategies of the competitive growth of pharmacies of Bashkortostan Republic

There has been carried out SWOT-analysis of the pharmacies of Bashkortostan Republic (BR). The strong and weak points, and also the potentials and dangers of the work of the pharmacies of BR have been revealed by the expert evaluation method with the usage of prior ranking. There have been worked out the main strategies of the pharmacy management, directed at the competitive growth of pharmacies of BR in present-day conditions.

Текст научной работы на тему «Выявление стратегий повышения конкурентоспособности аптечных организаций Республики Башкортостан»

УДК 614.27

ВЫЯВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

С.Н. Ивакина1, Г.Ф. Лозовая1, Л.А. Зотова1, Е.В. Алакаева2,

1ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа,

2ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Лозовая Галина Федоровна - e-mail: [email protected]

Проведен SWOT-анализ деятельности аптечных организаций (АО) Республики Башкортостан (РБ). Методом экспертной оценки с использованием априорного ранжирования выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и опасности в работе АО РБ. Разработаны основные стратегии управления АО, направленные на повышение конкурентоспособности АО РБ в современных условиях.

Ключевые слова: технологии ситуационного анализа, SWOT-анализ, сильные и слабые стороны, возможности и опасности, стратегия управления, аптечные организации, конкурентоспособность.

There has been carried out SWOT-analysis of the pharmacies of Bashkortostan Republic (BR). The strong and weak points, and also the potentials and dangers of the work of the pharmacies of BR have been revealed by the expert evaluation method with the usage of prior ranking. There have been worked out the main strategies of the pharmacy management, directed at the competitive growth of pharmacies of BR in present-day conditions.

Key words: the technologies of situation analysis, SWOT-analysis, strong and weak points, potentials and dangers, management strategy, pharmacies, competitive ability.

В условиях рыночной экономики, когда обостряется конкурентная борьба, необходимо иметь четко намеченный план действий, позволяющий адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся возможности деятельности аптечной организации (АО). Одновременно, следует предвидеть вероятные угрозы и работать над устранением слабых сторон [1].

Несмотря на то, что ситуация на российском фармацевтическом рынке носит весьма нестабильный характер, рациональное планирование на основе проведения ситуационного анализа позволяет значительно снизить риск негативных последствий при принятии оперативных и стратегических управленческих решений.

Анализ данных литературы показал, что большинство проводимых исследований и публикаций посвящены ситуационному анализу состояния фармацевтического рынка и здравоохранения, исследованиям по формированию рационального ассортимента лекарственных средств (ЛС) при конкретном заболевании, ситуационному анализу доступности лекарственной помощи населению и отдельных маркетинговых характеристик ЛС (широта, полнота, глубина, проведение ABC-VEN-анализов, изучение ассортимента ЛС по странам-производителям, по лекарственным формам, по ценовым характеристикам).

Однако в литературе не отражены вопросы, касающиеся алгоритмов проведения ситуационного анализа деятельности АО, а также не выделены направления деятельности, требующие повышенного внимания со стороны руководства для наиболее эффективной реализации социальной и экономической функций АО и повышения конкурентоспособности АО.

Целью работы является выявление стратегий управления, направленных на повышение конкурентоспособности АО, с использованием технологий ситуационного анализа (на примере АО Республики Башкортостан).

Материалы и методы

Для выявления основных направлений в деятельности АО, требующих пристального внимания со стороны руководства АО, и разработки стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности АО, нами был использован метод SWOT-анализа.

SWOT анализ - средство ситуационного исследования в микроэкономическом плане, в поле зрения которого попадают, прежде всего, факторы, находящиеся под контролем предприятия.

Сильные стороны - это те достоинства и отличительные особенности, которые предоставляют АО дополнительные возможности для усиления своей конкурентоспособности и, следовательно, должны быть акцентированы в разрабатываемой стратегии.

Слабые стороны - это отсутствие важных достоинств и возможностей, которые ставят организацию в неблагоприятные условия и определяют ее уязвимость.

На фармацевтическом рынке АО приходится осуществлять свою деятельность под влиянием различных факторов окружающей среды. Факторы окружающей среды делятся на факторы прямого (ближнего окружения) и косвенного воздействия (дальнего окружения). Факторы косвенного воздействия (экономическая ситуация в стране, регионе, политические факторы, технологические и т. д.) оказывают

влияние одновременно на все АО. При этом АО могут лишь приспосабливаться к работе в измененных условиях.

Факторы прямого воздействия, к которым относятся конкуренты, потребители, поставщики и т. д., оказывают непосредственное влияние и воздействие на деятельность АО, т. е. находятся в прямой взаимосвязи. И в случае возникновения негативного воздействия со стороны этих факторов руководство вносит изменения в деятельность АО с тем, чтобы нивелировать (устранить, уменьшить) отрицательное воздействие со стороны данного фактора. Поэтому проводимый нами ситуационный анализ нацелен в первую очередь на внешнюю среду прямого воздействия и внутреннюю среду АО.

Проведенные ранее исследования и данные литературы [2, 3] позволили разработать перечень факторов, характеризующих сильные и слабые стороны, возможности и опасности, встречающиеся в работе АО.

Методом априорного ранжирования было проведено оценивание данных факторов. Выбор экспертов и формирование экспертной группы является важным этапом при проведении экспертной оценки, поскольку экспертные методы (технологии) связаны со значительными затратами труда высококвалифицированных специалистов. При этом точность и надежность получаемых результатов не должна опускаться ниже заданного уровня. При заданном нами уровне доверительной вероятности 95% число экспертов может колебаться от 5 до 15 [4]. В нашей экспертизе приняли участие 38 человек - заведующие и заместители заведующих АО с различной формой собственности (20 экспертов - руководители государственных аптечных организаций (ГАО), 18 экспертов - руководители АО с привлечением частного капитала (ЧАО)) из разных городов РБ.

Основные характеристики экспертной группы представлены в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1.

Характеристики экспертной группы

Должность Заведующие и директора АО

Средний возраст 36 лет

Средний стаж работы в АО 12 лет

Наличие квалификационной категории:

Высшая 13%

Первая 21%

Вторая 5%

Специалистам предлагалось провести ранжирование сильных, слабых сторон, возможностей и опасностей в зависимости от их значимости для АО: наиболее важному фактору приписывался наименьший ранг k, следующему по его роли ранг k+1 и так далее до наивысшего. Если специалист не мог предпочесть один фактор другому, то каждому из них приписывался один и тот же «связанный ранг», равный среднеарифметическому этих рангов.

Обработка данных анкет проводилась на ПЭВМ по составленной нами программе с помощью электронных таблиц Word Excel. Полученные значения коэффициента конкорда-ции не опускались ниже 0,65, а значения коэффициента Пирсона во всех случаях были выше табличного значения при соответствующих степенях свободы, что свидетельствует о значимости коэффициента конкордации и высокой согласованности экспертов.

ТАБЛИЦА 2.

Расширенная SWOT-матрица и стратегии повышения конкурентоспособности АО РБ

Внешние и внутренние факторы

Возможности (О)

01- Увеличение объема продаж

02-Расширение ассортимента

03 - Привлечение новых покупателей

Опасности, угрозы (Т)

Т1 - Появление новых конкурентов Т2 - Наступательная стратегия конкурентов Т3 - Нестабильная экономическая ситуация Т4 - Низкая платежеспособность населения

Сильные стороны @)

51 - Квалифицированный персонал

52 - Опыт работы

53 - Хорошее впечатление у потребителей

$4 - Хорошее финансовое состояние

SO-стратегии

$10103 - Совершенствование профессионализма персонала позволит привлечь новых покупателей и увеличить объем продаж фармацевтических товаров.

525402 - Наличие опыта работы на фармацевтическом рынке и хорошее финансовое состояние позволят расширить и оптимизировать ассортимент фарм. товаров.

02$1$3 - Расширение и оптимизация ассортимента фармацевтических товаров и профессионализм персонала позволят укрепить хорошее впечатление у потребителей.

ЭТ-стратегии

5254Т1Т2 - Хорошее финансовое состояние и опыт работы на фарм. рынке позволят создать достойную конкуренцию вновь открывшимся АО, а также выдержать наступательную стратегию уже существующих.

515254Т3 -Профессионализм персонала, опыт работы и хорошее финансовое состояние помогут снизить негативное влияние возможных экономических кризисов.

Слабые стороны ^)

- Высокие цены на товары

1^2- Отсутствие навыков или слабое владение методами маркетингового анализа

W3 - Низкая рентабельность

W4 - Высокие издержки

WO-стратегии

W20102 - Внедрение в работу АО современных технологий (методов) ситуационного анализа для оптимизации ассортимента, увеличения объема продаж и рентабельности АО.

W2W4 - внедрение в работу АО современных технологий ситуационного анализа основных статей издержек (затрат) АО и изыскание возможностей их снижения.

WТ-стратегии

W2W3W4Т1T2 -Совершенствование системы управления АО путем использования современных маркетинговых технологий, способствующих снижению издержек и повышению рентабельности, позволит противостоять появлению новых конкурентов и их наступательной стратегии.

W3W4T3 - Повышение рентабельности и снижение издержек на основе технологий ситуационного анализа позволят уменьшить негативные последствия возможных экономических кризисов.

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования представлены на рисунках 1-3.

квалифицированного

персонала

работы

впечатление у потребителей

РИС. 1.

Сильные стороны, выделенные руководителями АО с различной формой собственности (в баллах).

Из рисунка 1 видно, что руководители государственных и частных АО в качестве наиболее сильных сторон выделяют наличие высококвалифицированного персонала, опыта работы на фармацевтическом рынке, хорошее впечатление у потребителя. Кроме того, руководители ЧАО отметили в качестве сильной стороны стабильное финансовое состояние.

Опрос экспертов показал, что большинство руководителей в качестве наиболее слабых сторон (рис. 2) выделяют: высокие цены на фармацевтические товары, отсутствие в штате АО специалиста по маркетингу, отсутствие навыков или слабое владение методами маркетингового анализа. Далее следуют такие факторы, как низкая рентабельность, высокие издержки и низкая доля на фармацевтическом рынке.

Высокие цены на Отсутствие в Недостаточное Низкая фарм.товары штате владение рентабельность

специалиста по методами маркетингу маркетингового анализа

РИС. 2.

Результаты ранжирования слабых сторон (в баллах).

Анализ возможностей для АО с различной формой собственности представлен на рис. 3.

В качестве основных возможностей, наиболее благоприятных для дальнейшего роста АО и увеличения объема продаж, руководители выделяют стимулирование потребителей (скидки, бонусы, акции), поиск новых поставщиков с выгодными условиями и предложениями для изыскания возможностей снижения цены на фармацевтические товары, привлечение новых потребителей, а также проведение рекламы АО (аптечной сети).

Поиск новых поставщиков

Стимулирование

потребителей

Привлечение новых покупателей

Проведение

рекламных

мероприятий

Т43-

]103

ТТЕГ

□ 67

□ 11

Т60~

] І37

20 40 60 80 100 120 140

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ ГАО □ ЧАО □ Суммарная оценка

160

РИС. 3.

Результаты ранжирования возможностей (в баллах).

Проведенный анализ опасных факторов (рис. 4) показал, что самыми опасными факторам для ЧАО и ГАО являются появление новых конкурентов и наступательная их стратегия, а также нестабильная экономическая ситуация в стране.

По результатам проведения SWOT-анализа нами были выделены общие факторы, характеризующие сильные и

Низкая

платежеспособность

населения

Нестабильная

экономическая

ситуация

Наступательная

стратегия

конкурентов

Появление новых конкурентов

РИС. 4.

I I I I

160 I

I I I I

М3

127

□29

]!І6

:93 119 2,5

53

20 40 60 80 100 120 140 160 180

□ ГАО пЧАО □ Суммарная оценка

Результаты ранжирования опасных сторон (в баллах).

слабые стороны АО с различной формой собственности, а также возможности и угрозы рынка.

Расширенная SWOT-матрица, включающая разработанные стратегии с указанием сокращенной записи факторов, из которых образована стратегия, представлена в таблице 2.

При этом использованы общие для АО с различной формой собственности наиболее значимые факторы (сильные и слабые стороны, возможности и опасности для развития).

Таким образом, проведенные исследования по анализу сильных и слабых сторон АО, а также возможностей и опасностей позволили выделить основные стратегии управления АО, направленные на повышение конкурентоспособности АО РБ в современных условиях. ВЦ

ЛИТЕРАТУРА

1. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. С.-Пб.: Питер, 2003. 304 с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономист, 2004. 296 с.

3. Максимкина Е.А. Слагаемые конкурентного преимущества и маркетинговая деятельность аптечной организации. Фармацевтический вестник. 2001. № 15.

4. Белявский И.К., Кулагина Г.Д. и др. Статистика рынка товаров и услуг: учебник. М.: Финансы и статистика, 1997. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.