Научная статья на тему 'Комплексный анализ и разработка направлений оптимизации информационной деятельности аптек'

Комплексный анализ и разработка направлений оптимизации информационной деятельности аптек Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2153
588
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АПТЕКИ / PHARMACEUTICAL INFORMATION / PHARMACEUTICAL CARE / PHARMACEUTICAL INFORMATION ENVIRONMENT / PHARMACY INFORMATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Спичак Ирина Владимировна, Пасечникова Мария Александровна

С целью исследования и совершенствования информационной деятельности аптек разработан методический подход к проведению экспресс-анализа потенциала фармацевтической информационной среды региона, в пределах которой она осуществляется. Методический подход включает разработку модели фармацевтической информационной среды, изучение моделирующей и внутренней сферы, SWOT-анализ, разработку программы оптимизации региональной фармацевтической информационной среды. Проанализирована заболеваемость населения Белгородской области, его обращаемость в аптеки. Осуществлена оценка регионального фармацевтического рынка и рынка фармацевтических информационно-справочных систем, участия консалтинговых групп специалистов. Проведено социологическое исследование посетителей аптек. Предложен методический подход к проведению экспертизы информационной ёмкости аптечной организации. В результате исследования определены возможности и угрозы для развития фармацевтической информационной среды Белгородской области, ее сильные и слабые стороны; сформирована программа ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Спичак Ирина Владимировна, Пасечникова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE ANALYSIS AND DEVELOPMENT OF TRENDS OF THE PHARMACIES INFORMATION ACTIVITY OPTIMIZATION

In order to study and improve information activities of pharmacies the methodical approach to the express analysis of potential of the regional pharmaceutical information environment, within which it is carried out, was worked out. The methodical approach includes development of the model of pharmaceutical information environment of the region, study of modeling and internal sphere, SWOT-analysis, development of the program of pharmaceutical information environment optimization. Morbidity of the population of Belgorod region, its help-seeking behavior is analyzed. The regional pharmaceutical market, the market of pharmaceutical information systems as well as participation of consulting groups of experts are evaluated in the paper. The case study of pharmacies’ visitors is conducted. The methodical approach to the examination of pharmacy information capacity is offered. As a result, opportunities and threats for the development of pharmaceutical information environment of Belgorod region, its strengths and weaknesses are identified; its optimization program is formed.

Текст научной работы на тему «Комплексный анализ и разработка направлений оптимизации информационной деятельности аптек»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 615.1

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕК © Спичак И.В., Пасечникова М.А.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, Белгород, ул. Победы, 85

Резюме: с целью исследования и совершенствования информационной деятельности аптек разработан методический подход к проведению экспресс-анализа потенциала фармацевтической информационной среды региона, в пределах которой она осуществляется. Методический подход включает разработку модели фармацевтической информационной среды, изучение моделирующей и внутренней сферы, SWOT-анализ, разработку программы оптимизации региональной фармацевтической информационной среды. Проанализирована заболеваемость населения Белгородской области, его обращаемость в аптеки. Осуществлена оценка регионального фармацевтического рынка и рынка фармацевтических информационно-справочных систем, участия консалтинговых групп специалистов. Проведено социологическое исследование посетителей аптек. Предложен методический подход к проведению экспертизы информационной ёмкости аптечной организации. В результате исследования определены возможности и угрозы для развития фармацевтической информационной среды Белгородской области, ее сильные и слабые стороны; сформирована программа ее оптимизации.

Ключевые слова: фармацевтическая информация, фармацевтическая помощь, фармацевтическая информационная среда, информационная деятельность аптеки

COMPREHENSIVE ANALYSIS AND DEVELOPMENT OF TRENDS OF THE PHARMACIES INFORMATION ACTIVITY OPTIMIZATION Spichak I.V., Pasechnikova M.A.

Belgorod National Research University, Russia, 308015, Belgorod, Pobedy St., 85

Summary: in order to study and improve information activities of pharmacies the methodical approach to the express analysis of potential of the regional pharmaceutical information environment, within which it is carried out, was worked out. The methodical approach includes development of the model of pharmaceutical information environment of the region, study of modeling and internal sphere, SWOT-analysis, development of the program of pharmaceutical information environment optimization. Morbidity of the population of Belgorod region, its help-seeking behavior is analyzed. The regional pharmaceutical market, the market of pharmaceutical information systems as well as participation of consulting groups of experts are evaluated in the paper. The case study of pharmacies' visitors is conducted. The methodical approach to the examination of pharmacy information capacity is offered. As a result, opportunities and threats for the development of pharmaceutical information environment of Belgorod region, its strengths and weaknesses are identified; its optimization program is formed.

Key words: pharmaceutical information, pharmaceutical care, pharmaceutical information environment, pharmacy information activities

Введение

На сегодняшний день происходит интенсивное развитие информационной сферы, совершенствование и обновление технологий [2, 11, 15]. В связи с этим, с целью повышения конкурентоспособности и улучшения имиджа аптечным организациям необходимо поддерживать высокий уровень оказания информационно-консультационных услуг [1, 7, 14]. Целесообразным является поиск современных способов совершенствования информационной деятельности аптеки,

ее комплексное изучение на новом уровне, с учетом информационной среды, в пределах которой находится аптечная организация.

Целью исследования является экспресс-анализ потенциала фармацевтической информационной среды региона.

Методика

Исследование проведено с применением логического, системного, структурного анализа, методов стратегического управления (SWOT-анализ), наблюдения; экономико-математических (контент-анализ, сравнения, группировки, ранжирования), социологических методов (экспертных оценок, анкетирование, интервьюирование).

Для реализации цели разработан методический подход, включаюший 5 этапов: 1) разработка модели фармацевтической информационной среды (ФИнС); 2) исследование факторов моделируюшей сферы ФИнС региона; 3) оценка факторов внутренней сферы; 4) SWOT-анализ факторов влияния на ФИнС; 5) формирование программы оптимизации ФИнС региона (рис. 1).

Рис. 1. Методический подход к проведению экспресс-анализа потенциала фармацевтической информационной среды региона

Результаты исследования

В рамках первого этапа исследования с применением системного подхода разработана модель ФИнС, включаюшая, на наш взгляд, 3 сферы влияния различных факторов на фармацевтическую информацию (ФИ): глобальную, моделирующую и внутреннюю (рис. 2).

Рнс. 2. Модель фармацевтической информационной среды

Глобальная сфера представлена фармацевтическим рынком, современными информационными технологиями, образовательным сектором. Моделирующая сфера постоянно находится в динамике; ее состояние зависит от включения определенных факторов в ее состав и их взаимодействия, т.е. от ее модели. К ним относятся: информационные потребности посетителей аптечных организаций (АО), информационный потенциал регионального фармацевтического рынка, консалтинговые группы специалистов, региональный рынок фармацевтических информационно-справочных систем. Внутреннюю сферу ФИнС целесообразно рассматривать с позиции АО. По нашему мнению, для ее характеристики целесообразно ввести понятие «информационная ёмкость аптеки» - это максимальное количество профессиональной информации, которое может быть предоставлено в аптечной организации потребителям: населению, медицинским специалистам, коллегам, в зависимости от имеющихся ресурсов.

Структура информационной ёмкости включает материально-техническое оснащение информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы, информационно-образовательную политику аптеки, профессиональный информационный капитал сотрудников.

Экспресс-анализ предполагает ускоренную оценку регионального потенциала ФИнС, поэтому изучение факторов глобальной сферы не проводится ввиду длительности и сложности реализации процесса аптечными работниками. В связи с этим, на втором этапе предполагается исследование факторов моделирующей сферы. Методический подход апробирован на примере фармацевтической информационной среды Белгородской области.

В рамках исследования моделирующей сферы проанализирована заболеваемость жителей Белгородской области за период с 2006 по 2014 гг. как фактор формирования информационных потребностей населения. Установлено, что средний темп прироста общей заболеваемости составляет 1,2%. В структуре классов болезней лидирующее положение занимают: болезни органов дыхания (31,9%), системы кровообращения (8,3%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (7,4%) и др. Наиболее высокий среднегодовой темп прироста характерен для класса «Некоторые инфекционные и паразитарные болезни» (5,2%). Среди отдельных, наиболее распространенных, нозологических форм преобладают: болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (2,2%); гастрит, дуоденит, функциональные расстройства желудка (2,2%); миопия (1,9%). В результате анализа динамики заболеваемости по данным нозологическим формам за период 2006-2014 гг. наблюдается устойчивая тенденция к ежегодному росту показателей. Заболеваемость напрямую влияет на количество обращений населения за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения, а также за фармацевтической помощью в АО. В связи с появлением заболевания у пациента возникает потребность в информации о данной нозологической форме и о методах ее лечения.

На следующем этапе исследования моделирующей сферы с применением метода наблюдения изучена обращаемость 1000 жителей г. Белгорода, свидетельствующая о характере и направленности востребованной ФИ. В результате исследования установлены основные причины посещения АО: заболевания различных органов и систем (53,3%); симптомы и недомогания (40,7%); косметологические, трихологические и стоматологические проблемы (6%). При этом наиболее распространенными являются: болезни системы кровообращения (22,7%), инфекционные и паразитарные заболевания (22,1%) - в группе выявленных нозологий; головная боль (15,7%), простуда (14,5%), насморк и гиповитаминоз (по 13,3%), - среди симптомов и недомоганий; акне (16,7%), сухость кожи (13,3%), потемнение эмали зубов (11,7%) - в структуре стоматологических, косметологических, трихологических проблем. При обращении в аптеку посетителями в большей степени востребованы лекарственные препараты (ЛП) безрецептурного отпуска (57,5%), лидирующее положение среди которых занимает Терафлю (28%).

Далее проанализирован информационный потенциал регионального фармацевтического рынка. С целью определения ЛП повышенного спроса, в информации о которых заинтересовано население в большей степени, проведен анализ продаж крупной компании-дистрибьютора АО НПК «КАТРЕН». Исследование реализовано в двух направлениях: определение спроса на лекарственные средства в денежном и натуральном выражении.

В результате определения спроса населения на лекарственные средства (ЛС) в денежном выражении выделены 558 ТОП-позиций торговых наименований (ТН) ЛП и биологически активных добавок (БАД), относящихся к 397 действующим веществам, 218 фармакотерапевтическим группам (ФТГ) согласно фармакологическому указателю и 14 классам по АТХ-классификации. В ходе анализа спроса в натуральном выражении выявлены 338 ТОП-ТН, 270 действующих веществ, 156 фармакологических групп ЛС, 14 классов по АТХ-классификации.

В рамках изучения моделирующей сферы проведена оценка участия консалтинговых групп в ФИнС посредством анализа образовательного потенциала региона в области предоставления ФИ уже работающим фармацевтическим специалистам. В Белгородской области в качестве мощного

97

информационно-образовательного центра выступает фармацевтический факультет ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» - место проведения научных и профессиональных мероприятий, повышения квалификации, сертификации специалистов.

Далее проанализирован региональный рынок фармацевтических информационно-справочных систем. В области популярностью пользуется программа «Аналит: Фармация»; доступны федеральные сервисы www.analogi-lekarstv.ru,www.apteka.ru,www.poisklekarstv.ru, www.pharmacevtika.ru,www.analit.net,www.apteki.su. Однако данные ресурсы направлены, преимущественно, на поиск ЛП в аптеках региона. Информационная составляющая представлена только инструкциями по применению. Вместе с тем, к сервисам поиска подключено незначительное количество АО области.

Проведено социологическое исследование посетителей аптек как основных потребителей ФИ. В результате сформирован портрет посетителя АО - это женщина среднего или пенсионного возраста (по 28%), состоящая в браке (57%), имеющая высшее образование (54%), работающая (47%). При появлении первых симптомов заболевания направляется в аптеку (79%). В случае посещения врача (21%) не получает весь необходимый объем ФИ на приеме, как правило, из-за недостатка времени у медицинского специалиста (52%). При этом информационными потребностями остаются: сведения о приеме препаратов (56%), возможностях применения ЛС в разных возрастных группах (33,3%) и др. Основными источниками информации для нее становятся друзья, знакомые, родственники (63%). В связи с этим нуждается в достоверной информации, предоставляемой аптечными работниками (68,3%). В целом, доверяет фармацевтическим специалистам (59,7%). При этом считает консультацию провизора необходимой дополнительной фармацевтической услугой в аптеке. Однако во время общения с аптечным специалистом может испытывать дискомфорт при обозначении проблем (36%), особенно в присутствии других посетителей (34%).

С целью изучения внутренней сферы ФИнС впервые разработан методический подход к проведению экспертизы информационной ёмкости аптеки (Иём), предполагающий количественную оценку ее составляющих: материально-технического оснащения информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов, информационно-образовательной политики АО, профессионального информационного капитала сотрудников. Информационная ёмкость вычисляется по формуле:

Иём = МТО ИКТ + ИР + ИОП + ПИК, где Иём - информационная ёмкость аптеки,

МТО ИКТ - материально-техническое оснащение информационно-коммуникационных технологий,

ИР - доступные информационные ресурсы,

ИОП - информационно-образовательная политика аптеки,

ПИК - профессиональный информационный капитал сотрудников.

С целью определения каждого компонента Иём разработаны экспертные листы, содержащие критерии и диапазон оценок. Экспертный лист по профессиональному информационному капиталу (ПИК) аптечного работника имеет особенности - включает 3 блока: самооценка сотрудников аптеки, тест для определения их профессиональной компетентности, многоаспектная оценка профессиональных и личностных характеристик сотрудников аптеки заведующими.

Все параметры экспертных листов оцениваются заведующими по 5-балльной шкале, затем определяется среднее значение факторов-компонентов Иём.

Максимальное значение Иём может составлять 20 баллов. Разработана шкала ее оценки: 17,0-20,0 баллов - высокий уровень; 13,0-16,9 баллов - средний уровень; 9,0-12,9 баллов - уровень ниже среднего; 5,0-8,9 баллов и ниже - низкий уровень. Количественная оценка Иём дает возможность проводить ее мониторинг: отслеживать ее состояние в динамике, сравнивать значения в различные периоды времени, сопоставлять их с другими аптеками. Это позволяет принимать руководству АО управленческие решения с целью совершенствования информационной деятельности.

Методические рекомендации для проведения экспертизы информационной ёмкости внедрены в деятельность АО Белгородской области, что подтверждается актами об использовании предложения. В ходе апробации методического подхода на примере 20 аптек аптечных сетей г. Белгорода определены основные компоненты Иём и ее суммарное значение, составившее 12,1 баллов, что свидетельствует о низком информационном потенциале АО.

98

На следующем этапе в соответствии с методическим подходом к проведению экспресс-анализа потенциала ФИнС сформирована SWOT-матрица изученных факторов с целью выявления возможностей и угроз формированию и развитию ФИнС (табл.).

Таблица. Матрица SWOT-анализа

О Благоприятные возможности T Угрозы

- приоритетное обращение населения в аптеку за ФИ; - доверие пациентов фармацевтическим работникам; - заинтересованность пациентов в получении информационных услуг в аптеках, в т.ч. посредством инновационных технологий; - удовлетворенность населения информацией, предоставляемой фармацевтическими специалистами; - наличие фармацевтического факультета НИУ «БелГУ» как информационно-образовательного центра; - активное участие консалтинговых групп специалистов Белгородской области в информационном обмене - рост общей заболеваемости населения; - высокий уровень заболеваемости в Белгородской области по сравнению с другими субъектами Центрально-Черноземного экономического района; - рост частоты и разнообразие причин обращений в аптеку; посещение населением аптечной организации без назначения врача; - широкий ассортимент ЛП на региональном фармацевтическом рынке; - информационный дефицит, возникающий у населения, в т.ч. после посещения врача; - ненадежность используемых населением источников информации о ЛС; - неразвитость рынка фармацевтических информационно-справочных систем в Белгородской области

S Сильные стороны W Слабые стороны

- оснащенность всех аптек компьютерами и обеспеченность доступом в Интернет; - наличие ПО для автоматизированного учета товародвижения; - наличие в аптеках необходимой информации для посетителей на вывесках и в торговых залах, рекламных материалов; - актуализация фармацевтических знаний и навыков сотрудников аптек на конференциях, семинарах, тренингах - низкая информационная емкость АО; - низкий профессиональный информационный капитал аптечных работников; - неудовлетворенные информационные потребности фармацевтических специалистов, значительная информационная нагрузка; - отсутствие современных технологий предоставления ФИ в аптеках (интернет-сайтов, инфоматов, «бегущих» информационных строк и др.); - отсутствие в аптеках периодических изданий; - отсутствие алгоритмов оказания фармацевтической помощи, стандартов предоставления информационно-консультационных услуг в большинстве аптек; - отсутствие условий для предоставления консультационных услуг в аптеках (большой поток посетителей, отсутствие информационных отделов, провизоров-информаторов и др.); - отсутствие практики проведения информационных семинаров для посетителей аптек; - неналаженность системы обучения сотрудников внутри аптеки; - недостаточный мониторинг знаний работников аптеки; - безынициативность аптечных специалистов при предоставлении ФИ; - отсутствие анонимности в процессе предоставления ФИ посетителям аптеки

В результате проведённого анализа разработана программа оптимизации фармацевтической информационной среды региона, включающая 6 векторов действий с детальной проработкой каждого направления: 1) организационное обеспечение информационной деятельности аптек; 2) мониторинг информационной деятельности АО; 3) повышение качества информационного обеспечения посетителей аптек; 4) совершенствование кадрового потенциала АО региона; 5) формирование региональной нормативно-правовой базы оказания фармацевтической помощи и предоставления информационно-консультационных услуг; 6) развитие современных технологий предоставления фармацевтической информации.

Обсуждение результатов исследования

В соответствии с литературными данными установлено, что значительное количество исследований посвящено вопросам предоставления ФИ. Так, разработана стратегия информатизации в сфере оказания лекарственной помощи населению, предполагающая формирование подходов к созданию единого фармацевтического информационного пространства [10]. Осуществлен ситуационный анализ его состояния и предложена модель его формирования [9]. Разработаны пути модернизации системы управления фармацевтической помощью с использованием информационно-коммуникационных технологий [13].

Российскими учеными проведено изучение аспектов предоставления ФИ как важной составляющей системы формирования потребительской лояльности [3, 4, 5, 8]. Рассмотрена информационная среда аптечной организации и предложены методы оптимизации ее функционирования [6]. Разработаны алгоритмы и стандарты оказания фармацевтической информационно-консультационной услуги, система оценки ее качества [12]. Однако комплексного изучения информационной деятельности аптеки с позиции фармацевтической информационной среды в современных условиях на региональном уровне не проводилось. В связи с этим, предложенные технологии мониторинга и управления информационной деятельностью аптек на основе подходов стратегического управления, системного анализа, фармакоэкономики, маркетинговых исследований имеют научную новизну.

Заключение

Таким образом, в результате исследования проведен анализ информационной деятельности аптечных организаций с учетом особенностей воздействия факторов фармацевтической информационной среды, в пределах которой она реализуется. Для этого разработан методический подход, включающий формирование модели фармацевтической информационной среды, изучение моделирующей и внутренней сферы, SWOT-анализ, разработку программы оптимизации региональной фармацевтической информационной среды. Выявлены негативные тенденции развития фармацевтической информационной среды, оказывающие влияние на обмен фармацевтической информации. С целью устранения обозначенных проблем разработана «Программа оптимизации фармацевтической информационной среды Белгородской области на период 2016-2017 гг.».

Результаты исследования могут быть использованы аптечными организациями, органами управления фармацевтической деятельностью для мониторинга и контроля информационно-консультационной деятельности с целью повышения ее качества в регионе, своевременного реагирования на изменения фармацевтической информационной среды и формирования направлений ее развития.

Методический подход к проведению экспресс-анализа потенциала фармацевтической информационной среды региона и программа ее оптимизации реализуются в Белгородской области, что подтверждено актами об использовании предложения.

Литература

1. Гарифуллина Г.Х., Муслимова H.H. Оказание информационных услуг в аптеке // МедФармВестник Поволжья. - 2012. - №25. - С. 5-6.

2. Губский С.М., Пенкин Ю.М., Тарханов С.В. Информационные технологии в современной организации аптечного бизнеса // Провизор. - 2008. - №2. - С. 40-44.

3. Дрёмова Н.Б. Дополнительные услуги в современных аптеках // Аптечный бизнес. - 2007. - №7. -14.03.2016. URL: http:/www.lawmix.ru/medlaw/11835

4. Егорова С.Н., Яровиков Г.С., Акберов О.З. Информационный лист посетителя: оценка эффективности выкладки в аптеке // Новая аптека. - 2012. - №2. - С. 44-47.

5. Ежова Т.В., Мошкова Л.В. Рекламно-информационная деятельность аптек: состояние и перспективы // Новая аптека. - 2009. - №12. - С. 40-44.

6. Ежова Т.В. Теоретические и методические основы управления информационной средой аптечных организаций: Дис. ... докт. фарм. наук. - М., 2012. - 314 с.

7. Кирщина И.А., Солонинина А.В., Шумиловских Е.В. Оптимизация обслуживания населения при отпуске лекарственных средств // Новая аптека. - 2010. - №10. - С. 22-27.

8. Лагуткина Т.П. Теоретические и методологические основы разработки системы интегрированных маркетинговых коммуникаций на фармацевтическом рынке России: Автореф. дис. ... докт. фарм. наук. -М., 2004. - 44 с.

9. Мироненкова Ж.В. Методологические основы создания фармацевтической информационной сети для формирования единого информационного пространства в сфере лекарственного обращения: Автореф. дис. ... докт. фарм. наук. - Пермь, 2006. - 41 с.

10. Мошкова Л.В., Гришин А.В. Развитие информационных технологий в системе организации лекарственного обеспечения // Фармация. - 2000. - №5-6. - С. 12-14.

11. Павлова В. В. Аптеки в единой системе медицинской информации // Новая аптека. - 2011. - №11. - С. 4445.

12. Федина Е.А. Основы системы качества фармацевтических информационно-консультационных услуг. Часть 1 // Новая аптека. - 2007. - №10. - С. 70-78.

13. Шакирова Д.Х., Кулькова М.В. Использование информационных технологий для оптимизации процессов оказания лекарственной помощи больным туберкулезом // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2009. - №3. - С. 79.

14. Шаленкова Е.В., Кононова С.В. Результаты оценки отношения к консультированию и профессиональным знаниям в среде современных фармацевтических специалистов // Новая аптека. Эффективное управление. - 2011. - №8. - С. 66-70.

15. Goundrey-Smith S. Information Technology in Pharmacy. - London: Springer-Verlag, 2013. - P. 1-2.

Информация об авторах

Спичак Ирина Владимировна - доктор фармацевтических наук, профессор, декан фармацевтического факультета, заведующая кафедрой управления и экономики фармации ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: [email protected]

Пасечникова Мария Александровна - аспирант кафедры управления и экономики фармации ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.