Научная статья на тему 'Выявление психосоциальных характеристик личности подростков, оказывающих влияние на школьную успеваемость'

Выявление психосоциальных характеристик личности подростков, оказывающих влияние на школьную успеваемость Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / школьная успеваемость / межличностные отношения / социальный статус / взаимоотношения / teenager / school performance / interpersonal relationships / social status / relationships

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатов Денис Олегович

Автор обосновывает необходимость изучения и анализа психосоциальных характеристик личности подростков, оказывающих влияние на школьную успеваемость обучающегося. В статье описаны и проинтерпретированы результаты диагностического исследования особенностей уровня благополучия, групповой сплоченности, индекса изоляции подростка в классном коллективе, определяющие его социометрический статус. Особенности взаимоотношений подростка в классе изучены и проинтерпретированы по параметрам: социальная дистанция, ответственность, дружба и альтруизм, что позволяет автору обосновать необходимость создания и проведения программ психологического сопровождения подростков, направленных на формирование и развитие самосознания и социально одобряемого поведения. Результаты проведенного психологического исследования позволили автору предложить рекомендации по организации работы с классным коллективом для учителей; для родителей при взаимодействии с ребенком подросткового возраста. Представлены результаты статистической обработки данных психологической диагностики, доказывающие наличие взаимосвязей между успеваемостью и социометрическим статусом подростков в классе, который обуславливает психологическое благополучие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филатов Денис Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF PSYCHOSOCIAL PERSONALITY CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS THAT INFLUENCE SCHOOL PERFORMANCE

The author of the article substantiates the need to study and analyze the psychosocial characteristics of the personality of adolescents that influence the student’s school performance. The article describes and interprets the results of a diagnostic study of the characteristics of the level of well-being, group cohesion, and the index of isolation of a teenager in the classroom, which determine his sociometric status. The characteristics of a teenager’s relationships in the classroom were studied and interpreted according to the following parameters: social distance, responsibility, friendship and altruism, which allows the author to substantiate the need to create and conduct psychological support programs for adolescents aimed at the formation and development of self-awareness and socially approved behavior. The results of the psychological research allowed the author to offer recommendations for teachers on organizing work with the classroom team; for parents when interacting with a teenage child. The results of statistical processing of psychological diagnostic data are presented, proving the existence of relationships between academic performance and the sociometric status of adolescents in the class, which determines the psychological well-being of the individual.

Текст научной работы на тему «Выявление психосоциальных характеристик личности подростков, оказывающих влияние на школьную успеваемость»

Выявление психосоциальных характеристик личности подростков, оказывающих влияние на школьную успеваемость

Филатов Денис Олегович,

ассистент кафедры психологии личности и специальной педагогики Гуманитарного института ВлГУ, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н.Г. Столетовых E-mail: filvladimir1993@rambler.ru

Автор обосновывает необходимость изучения и анализа психосоциальных характеристик личности подростков, оказывающих влияние на школьную успеваемость обучающегося. В статье описаны и проинтерпретированы результаты диагностического исследования особенностей уровня благополучия, групповой сплоченности, индекса изоляции подростка в классном коллективе, определяющие его социометрический статус. Особенности взаимоотношений подростка в классе изучены и проинтерпретированы по параметрам: социальная дистанция, ответственность, дружба и альтруизм, что позволяет автору обосновать необходимость создания и проведения программ психологического сопровождения подростков, направленных на формирование и развитие самосознания и социально одобряемого поведения. Результаты проведенного психологического исследования позволили автору предложить рекомендации по организации работы с классным коллективом для учителей; для родителей при взаимодействии с ребенком подросткового возраста. Представлены результаты статистической обработки данных психологической диагностики, доказывающие наличие взаимосвязей между успеваемостью и социометрическим статусом подростков в классе, который обуславливает психологическое благополучие личности.

Ключевые слова: подросток, школьная успеваемость, межличностные отношения, социальный статус, взаимоотношения.

о с

U со

Наука о личности - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. Теории личности - это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы об особенностях развития и поведения личности в различных жизненных ситуациях. Выделение в психологической и педагогической науке этапов индивидуального развития основывается на внутренних закономерностях психического развития, что и позволило педагогам и возрастным психологам разработать возрастные периодизации личности.

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности развития психики на определенном возрастном этапе. В психологических концепциях в зависимости от критериев выделяются разные периоды в онтогенезе. Однако, не смотря на разные основания, в существующих периодизациях развития личности большинство ученых выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, подростковый период и его описание. Все исследователи сходятся во мнении о том, что данный возрастной период является особым этапом психического развития человека.

Подростковый возраст является важнейшим периодом развития в жизни человека. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Данный возраст изучали, разработав и предложив многообразные теории, зарубежные и отечественные учёные. Современные исследования, выполненные Гитманом А. В., Мусаеляном К.А., Колесниковым В. Н., Мельником Ю.И., Подольским А.И., Карабановой О.А., Идобаевой О.А., Хейманс П., а также другими современными психологами и педагогами, позволяют на основе теоретического и эмпирического материалов описать особенности взаимоотношений и психологического благополучия (неблагополучия) современных подростков в классных коллективах, для проведения диагностических исследований [1, 2, 3]. Это создает необходимую базу для многопланового изучения психического развития в подростковом возрасте на новом научном уровне.

Взрослые не стремятся встать на позицию подростка и вспомнить себя в этом возрасте: свои переживания, особенности поведения и школьной успеваемости. Подростковый период - один из самых важных отрезков в жизни человека. Для понимания и способности поддержать подростка в этот период жизни родителям и учителям не-

обходимо знать и учитывать происходящие перемены в организме, научиться воспринимать и общаться с ним как со взрослым. Учителям и родителям следует объединить усилия для формирования и развития у подростков «социальной взрослости», а не «внешней взрослости».

В нашем исследовании изучались особенности взаимосвязей психосоциальных характеристик подростков и их школьной успеваемости. В исследовании принимали участие 62 школьника седьмых классов школ города Владимира (37 мальчика и 25 девочек).

Для сбора эмпирических данных использовались: социометрический метод Дж. Морено, че-тырехфакторная анкета Е.М. Крутовой и Д.Я. Богдановой, метод экспертных оценок и обработки данных (многофункциональный-критерий углового преобразования Фишера, г5-критерий ранговой корреляции Спирмена).

Оценка результатов метода социометрии для выявления и изучения особенностей межличностных отношений внутри учебных коллективов осуществлялась нами дифференцированно (по каждому классу в отдельности) (см. Рис. 1, 2).

7 А класс

■ статусные группы

■ "звезды"

■ "предпочитаем."

■ "пренебрегаем." "изолированн."

Рис. 1. Социометрический статус учеников (32 обучающихся)

«Уровень благополучия взаимоотношений» (УБВ) в классе достаточно высокий, что подтверждают и наши наблюдения за отношениями учащихся и беседа с ними. «Индекс изоляции» (ИИ) соответствует 0,1 балла, что соответствует высокому уровню благополучия. При наличии трех подростков со статусом «изолированные», беседа показала, что двое из них по причине болезни находятся на домашнем обучении. Только один подросток не может наладить отношения в коллективе со сверстниками. Уровень «индекса групповой сплоченности» (ИГС) ниже нормы (0,6-0,7). В классе из 32 учащихся шесть подростков обучаются лишь последние один - два года. При этом преобладающим определен мотив выбора и стремления к сотрудничеству.

Актив в классе пользуется авторитетом у одноклассников. Хорошо взаимодействует с членами коллектива, что доказывает его способность к организации, коммуникации и реализации заданий и поручений взрослых.

УБВ определяется как благоприятный, что соотносится и с нашими наблюдения за учащимися на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях. В классе три подростка имеют социометрический

статус «изолированных», что позволило определить ИИ как 0,15 баллов. При этом ИГС равен 0,39 баллом, что указывает на низкий уровень. Несколько ниже нормативного показателя и значение ИГС. В коллективе из 30 учащихся в течение последних двух лет пришли 6 новых учеников. Из них трое учатся два года, и трое - первый год. У учащихся преобладает мотив к сотрудничеству. Статусное положение членов актива класса высоко оценено подростками. Полученные данные доказывают, учащиеся имеют доверительные отношения с активом класса, который пользуется авторитетом у одноклассников.

7 Б класс

I статусные группы

■ "звезды"

■" предпочитаем."

■ "пренебрегаем." "изолированн."

Рис. 2. Социометрический статус учеников (30 обучающихся)

Для анализа особенностей взаимоотношений подростков в классе мы использовали четырех-факторную шкалированную анкету Е.М. Крутовой и Д.Я. Богдановой. Анкета предложена Е.М. Крутовой в 1975 г., и после некоторых изменений, предложенных Д.Я. Богдановой, модифицированный вариант анкеты стал активно использоваться в исследованиях. Авторы анкеты при оценке взаимоотношений в школьных группах используют критерии: социальная дистанция (СД), дружба (Д), альтруизма (А) и ответственности (О) (см. Рис. 3, 4).

100% жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

90%

** А А . ^. А..

-количественные данные шкал К1

■количественные данные шкал О

количественные данные шкал А

-количественные данные шкал Д

-Ф.И.О. учащегося 7-"А класса"

Рис. 3. Особенности взаимоотношений подростков в 7 А классе

Данные анкетного опроса свидетельствуют об ответственном отношении подростков за свой коллектив. Подростки продемонстрировали высокие баллы по шкале «дружба». И в школе, и во внеурочное время они много времени проводят вместе. Большинство подростков класса стремятся к совместным формам работы, общению. Они дружны, положительно характеризуют друг друга; готовы к взаимопомощи и поддержке друг друга. Учителя отмечают благоприятный психологический климат и позитивные взаимоотношения в классе.

о о 00 "О

& А

о т; о

т О оп

со о 00 А

0°%

100% жжжжжжжжжжжжжжжжжжж

30% 20% 10% 0%

в' V V V <>• V V у

^ </' О о«»' </' </'

количественные данные шкал К1

количественные данные шкал О

количественные данные шкал А

количественные данные шкал Д

-Ф.И.О. учащихся 7"Б" класса

и

СО

Рис. 4. Особенности взаимоотношений подростков в 7 Б классе

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что ответственность за свой коллектив у подростков характеризуется низким уровнем выраженности. Необходима коррекционная работа. Ребята продемонстрировали противоречивые ответы на вопросы по шкале «ответственность». По шкале дружбы показатели характеризуются низким уровнем. Данные по шкале альтруизма оказались так же противоречивыми. Менее чем у 50% респондентов индивидуальные показатели соответствовали среднему уровню, у остальных - низкому. Зафиксирован нейтральный тип отношений у большинства подростков 7 Б класса, что неблагоприятно влияет на межличностное взаимодействие в классе. Учащиеся не стремятся к коллективной работе, взаимопомощи, не заинтересованы в своем успехе и других. Классному руководителю необходимо организовать работу по сплочению класса, развивать у них потребность в дружбе и взаимопомощи.

Метод экспертных оценок показал, что подростки в 7 А классе доброжелательны (4,3 балла), стараются всегда откликнуться и помочь (4,1 балла), но не предлагают помощи по собственной инициативе и стремятся избегать ответственность за принятие решения. В общении с педагогом они всегда прислушиваются к замечаниям (4,3 балла), работоспособность соответствует уровню готовности (4,1 балла) выполнять все задания учителя. При изучении нового материала на уроках подростки стараются быть внимательными (4,2 балла), легко адаптируются и включаются в классную работу.

Подростки из 7 Б класса демонстрируют равнодушное отношение друг к другу (3,4 балла) на фоне доброжелательного общения. Часто избегают общение (3,4 балла), предпочитают отмалчиваться. К замечаниям педагога подростки относятся избирательно (3,4 балла). В динамике работоспособности подростков выделяются периоды подъема и спада общей и индивидуальной продуктивности. Учителю необходимо проводить мероприятия, направленные на улучшение межличностных отношений в этом школьном коллективе подростков.

Применение - критерий углового преобразования Фишера позволило нам оценить различия по исследуемым признакам, измеренным у подростков двух классов. Данные расчета критерия позволили зафиксировать различия по шкалам двух методик. Достоверные различия выявлены по шкалам: «дружба» и «ответственность» (мето-

дика Е.М. Крутовой), по всем параметрам метода экспертных оценок и по результатам школьной успеваемости. Данные показатели выше у подростков, обучающихся в 7 А классе.

Корреляционный анализ данных исследования осуществлялся по каждому классу дифференцированно, для подтверждения достоверности полученных результатов исследования. Применение гэ-критерия ранговой корреляции Спирмена позволило выявить наличие следующих взаимосвязей:

1. Между успеваемостью и социометрическим статусом подростков.

В 7 «А» классе г . = 0,4 при р < 0,05.

э эмп ' Г Г '

В 7 «Б» классе г эмп. = 0,5 при р < 0,05, что подтверждает нашу гипотезу о взаимосвязи между успеваемостью и социометрическим статусом учащихся среднего школьного звена.

2. Между успеваемостью и социально-психологическим климатом в коллективе учащихся среднего школьного звена.

В 7 «А» классе г = 0,1 при р < 0,05.

э эмп. ' Г Г '

В 7 «Б» классе г = - 0,17, при р < 0,05, что

э эмп. ' ' Г Г ' '

опровергает нашу гипотезу о взаимосвязях между успеваемостью и социально-психологическим климатом в коллективе подростков.

Таким образом, анализ результатов исследования о психосоциальных особенностях личности в подростковом периоде, позволяет нам сформулировать следующие выводы.

В период взросления для подростка актуальным становится принятие своего физического «Я», его совершенствование через занятия и увлечения спортом, трудовой деятельностью; половая идентификация с однополым родителем и совершенствование в проигрывании своей женской или мужской роли; построение более осознанных отношений со сверстниками обоих полов; стремление к независимости от взрослых, в особенности от родителей.

Происходит формирование неформальных социальных устойчивых подростковых групп, где предписываются строгие правила общения, подчинения, взаимодействия и другое. Темами обсуждения в таких группах становятся схожие интересы и проблемы, волнующие подростков. Возможность без опасения высказывать собственную точку зрения и мнение привлекает подростков в такие группы. Это становится поводом для формирования симпатий, укрепления имеющегося или возникновения новых интересов, увлечений; установления дружеских отношений и их масштабирования.

Во взаимоотношениях подростки культивируют дружбу, уважение личного пространства и другого человека, равенство, честность в отношениях. Подросток стремится сам стать лидером или особенно ценит дружбу с ним.

Социометрический статус в классном коллективе оказывает определяющее значение на самосознание и поведение подростка. Важную роль играет и социально-психологический климат в коллективе подростков. При благоприятном кли-

мате фиксируются высокий уровень психологического благополучия и межличностных отношений.

Важное значение имеет стиль педагогического руководства и общения с учениками. Стиль педагогического руководства создает предпосылки для развития у подростков уверенности в себе, самостоятельности и творческой инициативы, развития дружеских отношений и уважения к другим людям, межличностных отношений в классе, повышения социального статуса каждого ученика.

Литература

1. Гитман А. В., Мусаелян К.А. Нарушение взаимоотношений подростков со сверстниками как психолого-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 81-85. - URL: http:// e-koncept.ru/2016/56556.htm. (дата обращения: 24.10.2023)

2. Колесников В. Н., Мельник Ю.И. Особенности психологического благополучия учащихся среднего подросткового возраста // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - Т. 5. - № 4. -С. 21-32.

3. Подольский А. И., Карабанова О.А., Идоба-ева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 9-20.

IDENTIFICATION OF PSYCHOSOCIAL PERSONALITY CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS THAT INFLUENCE SCHOOL PERFORMANCE

Filatov D.O.

Vladimir State University. A.G. and N.G. Stoletovs (VlSU)

The author of the article substantiates the need to study and analyze the psychosocial characteristics of the personality of adolescents that influence the student's school performance. The article describes and interprets the results of a diagnostic study of the characteristics of the level of well-being, group cohesion, and the index of isolation of a teenager in the classroom, which determine his sociometric status. The characteristics of a teenager's relationships in the classroom were studied and interpreted according to the following parameters: social distance, responsibility, friendship and altruism, which allows the author to substantiate the need to create and conduct psychological support programs for adolescents aimed at the formation and development of self-awareness and socially approved behavior. The results of the psychological research allowed the author to offer recommendations for teachers on organizing work with the classroom team; for parents when interacting with a teenage child. The results of statistical processing of psychological diagnostic data are presented, proving the existence of relationships between academic performance and the sociometric status of adolescents in the class, which determines the psychological well-being of the individual.

Keywords: teenager, school performance, interpersonal relationships, social status, relationships.

References

1. Gitman A.V., Musayelyan K.A. Violation of relationships between adolescents and peers as a psychological and pedagogical problem // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2016. - T. 29. - P. 81-85. - URL: http://e-koncept. ru/2016/56556.htm. (access date: 10/24/2023)

2. Kolesnikov V.N., Melnik Yu.I. Features of the psychological well-being of middle-adolescent students // Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. - 2015. - T. 5. - No. 4. -P. 21-32.

3. Podolsky A.I., Karabanova O.A., Idobaeva O.A., Heymans P. Psycho-emotional well-being of modern adolescents: experience of international research // Bulletin of Moscow University. Episode 14. Psychology. - 2011. - No. 2. - P. 9-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.