Научная статья на тему 'Половозрастные особенности вклада индивидных социально-психологических факторов в социометрический статус подростков и юношества в коллективе сверстников'

Половозрастные особенности вклада индивидных социально-психологических факторов в социометрический статус подростков и юношества в коллективе сверстников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / TEENS / СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ / SOCIOMETRIC STRUCTURE OF THE GROUP / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / SOCIOMETRIC STATUS / СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / SOCIOMETRIC STRATIFICATION / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕНСОМОТОРНАЯ АСИММЕТРИЯ / FUNCTIONAL SENSORIMOTOR BRAIN ASYMMETRY / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗМА / FUNCTIONAL RESOURCES OF THE ORGANISM / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS / ЭКСТРА-ИНТРОВЕРСИЯ / НЕЙРОТИЗМ / NEUROTICISM / ПСИХОТИЗМ / PSYCHOTICISM / EXTRA/INTROVERSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зверева Светлана Викторовна, Антонова Ирина Геннадьевна

Статья посвящена проблеме изучения вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств личности в социометрический статус подростков мальчиков и девочек 11-13 лет и юношей и девушек 15-17 лет. Представлен сравнительный анализ групп испытуемых с точки зрения вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств в социометрический статус. Определены различия в соотношении вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств в социометрический статус подростков-мальчиков и девочек 11-13 лет и юношей и девушек 15-17 лет. Показано, что социометрическая стратификация является параллельной и определяется половой принадлежностью. Установлено, что в подростковом возрасте социометрическая структура группы связана с особенностями микросоциальной среды (школьный класс); универсальные (неспецифические) факторы социометрической стратификации отсутствуют. В юношеском возрасте устанавливаются универсальные факторы, определяющие социометрическую структуру группы. В обследовании принимали участие 393 испытуемых, из них 186 подростков 11-13 лет (96 мальчиков и 90 девочек) и 207 юношей и девушек 15-17 лет (101 юноша и 106 девушек).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зверева Светлана Викторовна, Антонова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER AND AGE FEATURES OF THE CONTRIBUTION OF INDIVIDUAL SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS IN THE SOCIOMETRIC STATUS OF ADOLESCENTS AND YOUTH IN THE TEAM OF PEERS

The article is devoted to the study of the contribution of individual and socio-psychological characteristics and personality traits in the sociometric status of adolescents boys and girls 11-13 years old, boys and girls 15-17 years old. Presents comparative analysis the groups of subjects in terms of the contribution individual and socio-psychological characteristics and qualities in sociometric status. Were identified differences in the ratio of contribution individnyh and socio-psychological characteristics and qualities in sociometric status of adolescent boys and girls 11-13 years old, and boys and girls 15-17 years old. It was shown that sociometric stratification is parallel to and is determined by gender. It was found that during adolescence sociometric structure of the groups associated with the peculiarities of micro social environment; there are no universal (non-specific) factors sociometric stratification. Universal factors that determine the sociometric structure of the group, established in youth. Were examined 393 subjects, including 186 adolescents 11-13 years (96 boys and 90 girls) and 207 boys and girls of 15-17 years (101 boy and 106 girls).

Текст научной работы на тему «Половозрастные особенности вклада индивидных социально-психологических факторов в социометрический статус подростков и юношества в коллективе сверстников»

УДК159.922.7

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВКЛАДА ИНДИВИДНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ

© 2016

Зверева Светлана Викторовна, доктор психологических наук, старший научный сотрудник кафедры

«Общей и социальной психологии» Военно-морская орденов Ленина, Октябрьской Революции и Ушакова академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова, Санкт-Петербург (Россия) Антонова Ирина Геннадьевна, аспирант кафедры «Ообщей и социальной психологии»

Ярославский Государственный Педагогический Университет им К.Д. Ушинского, Ярославль (Россия)

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств личности в социометрический статус подростков - мальчиков и девочек 11-13 лет и юношей и девушек 15-17 лет. Представлен сравнительный анализ групп испытуемых с точки зрения вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств в социометрический статус. Определены различия в соотношении вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств в социометрический статус подростков-мальчиков и девочек 11-13 лет и юношей и девушек 15-17 лет. Показано, что социометрическая стратификация является параллельной и определяется половой принадлежностью. Установлено, что в подростковом возрасте социометрическая структура группы связана с особенностями микросоциальной среды (школьный класс); универсальные (неспецифические) факторы социометрической стратификации отсутствуют. В юношеском возрасте устанавливаются универсальные факторы, определяющие социометрическую структуру группы. В обследовании принимали участие 393 испытуемых, из них 186 подростков 11-13 лет (96 мальчиков и 90 девочек) и 207 юношей и девушек 15-17 лет (101 юноша и 106 девушек).

Ключевые слова: подростки, социометрическая структура группы, социометрический статус, социометрическая стратификация, функциональная сенсомоторная асимметрия, функциональные ресурсы организма, психологические защитные механизмы, экстра-интроверсия, нейротизм, психотизм.

GENDER AND AGE FEATURES OF THE CONTRIBUTION OF INDIVIDUAL SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS IN THE SOCIOMETRIC STATUS OF ADOLESCENTS AND YOUTH IN THE TEAM OF PEERS

© 2016

Zvereva Svetlana Viktorovna, doctor of psychological science, senior researcher of the chair

of «General and Social Psychology» Naval orders of Lenin, October Revolution, and Ushakov Academy named after Admiral of the Fleet

of the Soviet Union N. G. Kuznetsov, Saint-Petersburg (Russia) Antonova Irina Gennad'evna, postgraduate student of the chair of «General and Social Psychology» Yaroslavl pedagogical University. K. D. Ushinsky. Yaroslavl (Russia)

Abstract. The article is devoted to the study of the contribution of individual and socio-psychological characteristics and personality traits in the sociometric status of adolescents - boys and girls 11-13 years old, boys and girls 15-17 years old. Presents comparative analysis the groups of subjects in terms of the contribution individual and socio-psychological characteristics and qualities in sociometric status. Were identified differences in the ratio of contribution individnyh and socio-psychological characteristics and qualities in sociometric status of adolescent boys and girls 11-13 years old, and boys and girls 15-17 years old. It was shown that sociometric stratification is parallel to and is determined by gender. It was found that during adolescence sociometric structure of the groups associated with the peculiarities of micro social environment; there are no universal (non-specific) factors sociometric stratification. Universal factors that determine the sociometric structure of the group, established in youth. Were examined 393 subjects, including 186 adolescents 11-13 years (96 boys and 90 girls) and 207 boys and girls of 15-17 years (101 boy and 106 girls).

Keywords: teens, sociometric structure of the group, sociometric status, sociometric stratification, functional sensorimotor brain asymmetry, functional resources of the organism, psychological defense mechanisms, extra/introversion, neuroti-cism, psychoticism.

Вопрос о механизмах социометрической стратификации современных подростков и юношества коллективе сверстников на сегодняшний момент времени является одним из актуальных в психологических исследованиях. Предметом исследования социометрический статус в группе стал после создания Дж. Морено социометрической теории и соответствующей методики, которая вскрывает межличностные отношения в группе. В отечественной психологии вопросам межличностных отношений и социометрическому статусу в группах стали уделять внимание с 60-х годов ХХ века. Понятие «социальная стратификация» определяется как «...дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она выражена в существовании высших и низших слоев. Её основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния» [7]. Надо отметить, что в современной отечественной и зарубежной литературе достаточно широко представлены отдельные аспекты механизмов социометрической стратификации [2,3,7]. Изучены очевидные механизмы социального отвержения и принятия [2,3,5,7]. Однако соотношение вклада индивидных и социально-психоло-

гических характеристик в социометрическую стратификацию современных юношей и девушек в коллективе сверстников, возрастное своеобразие вклада данных характеристик, являются мало исследованными. Таким образом, данный вопрос остается одним из открытых и требующих специального изучения. Это позволяет обосновать актуальность работы и определить цели и задачи исследования.

Цель исследования: Исследование индивидных и социально-психологических факторов, определяющих социометрическую структуру подростковых и юношеских групп.

Объект исследования: Социометрическая стратификация в подростковом и юношеском возрасте.

Предмет исследования: Комплекс индивидных и социально-психологических свойств и качеств, определяющих особенности социометрической стратификации подростков и юношества.

Теоретическая гипотеза:

Факторы, определяющие социометрическую структуру подростковых и юношеских групп, связаны с половозрастными особенностями развития, отражающими общие закономерности онтогенеза индивидных и социально-психологических свойств и качеств.

Исследовательские гипотезы:

1. Социометрическая стратификация подростков и юношества в коллективе сверстников является преимущественно параллельной и определяется половой принадлежностью;

2. В подростковом возрасте отсутствуют универсальные факторы, определяющие социометрическую структуру группы; социометрическая стратификация подростков связана с особенностями микросоциальной среды (школьный класс);

3. В юношеском возрасте устанавливаются универсальные факторы, определяющие социометрическую структуру группы. Социометрическая стратификация юношей и девушек в коллективе сверстников определяется комплексом индивидуально-типологических и социально-психологических свойств и качеств, характеризующих особенности гендерной идентичности.

В исследовании участвовали 393 испытуемых: 207 человек - юноши и девушки 15-17 лет (101 юноши и 106 девушек), и 186 человек - подростки 11-13 лет (96 мальчиков и 90 девочек), посещающих общеобразовательные школы Санкт-Петербурга. Для реализации задач исследования были использованы следующие методы:

1. Психодиагностические методики: Для определения ведущего инстинкта, лежащего в основе типологии индивидуальности, использовался тест Гарбузова «Ведущий инстинкт». С помощью опросника С.Бэм оценивалась гендерная идентичность испытуемых. Социометрический статус определялся с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено. Для определения системы психологических защит личности применялся опросник «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик-Келлерман-Конте в модификации В.Г. Каменской). Тест Дж. Равена - для оценки развития общего и невербального интеллекта. Нейропсихическую лабильность, экстраверсию и психотизм определяли с помощью теста Айзенка (PEN). MMPI (мини) - методика использовалась для оценки уровня эмоциональной устойчивости, степени интеграции личностных свойств, уровня адаптации личности к социальному окружению. В группе 11-13 летних подростков для диагностики личностных свойств и качеств применялся опросник Мини -СМИЛ (модификация Л.Н. Собчик на основе СМИЛ). Свободный ассоциативный эксперимент, состоящий из 100 слов; из них - 37 слов-стимулов были эмоциоген-ными, а остальные 63 - нейтральными (пример: голос, гулять, расчетливость, давать, девочка, превосходство, день, друг, кровь...). По характеру ассоциаций, времени реакции, общему поведению обследуемого можно было судить о его скрытых аффективных комплексах, изучить интересы и установки личности. Ассоциации на эмоци-огенные слова были разделены на шкалы соответственно их содержанию (пропуск, инвертированная реакция, конкретизация проблемы, уход в сторону периферических ассоциаций, ответ-шутка).

2. Диагностика индивидных характеристик:

С помощью проб для зрительной, слуховой и двух моторных (руки и ноги) модальностей проводилась оценка профиля ФСМА. Оценка функциональных ресурсов организма производилась при помощи пробы Штанге и пробы Генчи. Скорость полового созревания (акселерация-ретардация) оценивалась посредством опроса испытуемых на предмет возраста менархе у девушек, и андрархе у юношей. С целью оценки ювениль-ности осуществлялся замер саггитальной окружности головы с помощью сантиметровой ленты.

_ 3. Методы математической статистики: подсчет х ± СКО; оценка достоверности полученных различий осуществлялась с помощью t - критерия Стьюдента; характер связи признаков изучался с помощью метода ранговой корреляции Спирмена; факторный анализ осуществлялся с помощью программы SPSS Statistics 20.

Основные результаты. На начальном этапе анализа эмпирических данных проводилось сравнение результа-

тов исследования группы подростков 11-13 лет и юношества 15-17 лет. Поскольку было установлено, что обнаруженные индивидные и социально-психологические различия являются типичными для представителей обеих полов, остановимся на некоторых из них.

При исследовании особенностей профиля ФСМА сопоставляемых подгрупп мальчиков и девочек 11 - 13 лет значимых различий выявить не удалось. Оценка онтогенетической дистанции свидетельствует о том, что скорость полового созревания в подгруппах мальчиков и девочек 11-13 лет в данном возрасте также не имеет различий, что противоречит имеющимся в литературе сведениям о более раннем половом созревании девочек [2,3]. Обнаружено статистически значимое различие при сопоставлении результатов исследования функциональных ресурсов организмов испытуемых (проба Штанге; 1Эмп = 3,2; ^ = 2,61; р £ 0,01). Мальчики-подростки 11-13 лет достоверно дольше способны задерживать дыхание на вдохе по сравнению с их сверстницами-девочками. В частности, среднегрупповое время задержки в группе мальчиков составляет 62,2 с.; в группе девочек - 52,06 с. Анализ гендерной идентичности испытуемых 11-13 лет позволил установить, что девочки характеризуются большей представленностью фемининных свойств в структуре личности (1 = 5,4; 1 = 2,61; р £ 0,01). Мальчики, соответственно, имеют в структуре личности больше маскулинных качеств (1Эмп = 3,9; 1 = 2,61; р £ 0,01). Усредненные значения маскулинности в группе мальчиков равняются 0,661, тогда как в группе девочек - 0,56. Среднегрупповые значения фемининности, в свою очередь, в группе мальчиков составляют 0,648; в группе девочек - 0,758. Обнаружено статистически значимое различие между мальчиками и девочками данного возраста по показателям индекса Ш, который отражает социально-психологический пол в целом (1Эмп = 6,3; 1 = 2,61; р £ 0,01). В данном случае индекс Ш имеет более высокие значения в группе девочек 11-13 лет; девочки данной возрастной группы, по сравнению с мальчиками, имеют больший вклад в личностные особенности фемининных качеств по отношению к маскулинным.

Выявлено различие между подгруппами мальчиков девочек 11-13 лет в ведущих инстинктах. В данном случае мальчики, в среднем, имеют более высокие значения по шкале «исследовательский тип» (0,69 балла - у мальчиков и 0,46 балла - у девочек; 1Эмп =2,4; 1 = 1,97; р £ 0,05 и «доминантный тип» (0,57 балла - у мальчиков и 0,29 балла - у девочек; 1Эмп = 3,1; 1 = 2,61; р £ 0,01), а девочки - «альтруистический тип» (1,178 балла - у девочек и 0,83 балла - у мальчиков; С = 2,8; 1 = 2,61;

^ ^ 7 Эмп ^ 7 кр 77

р £ 0,01. Для «доминантного типа» характерно стремление к лидерству, умение организовывать, поставить цель, проявить стремление к её реализации. Для «исследовательского типа» характерна склонность к поиску нового, к исследованию и исследовательской работе. «Альтруистический тип», выраженный у девочек, характеризуется добротой, сопереживанием и бескорыстностью в отношениях.

При оценке личностных свойств мальчиков и девочек 11-13 лет выявлено статистически значимое различие по шкале «гипомания» (3,094 балла - у мальчиков и 3,72 -у девочек; 1Эмп = 3,1; 1 = 2,61; р £ 0,01). Соответственно, для девочек в большей степени, чем для мальчиков характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств, они более активны, деятельны и энергичны. Сравнение показателей интеллектуального развития не позволило усмотреть принципиальных различий между мальчиками и девочками данной возрастной группы (11-13 лет).

Далее сравнение производилось в подгруппах юношей и девушек 15-17 лет. Удалось выявить статистически значимое различие при анализе особенностей профиля ФСМА по функциональным пробам, оценивающим ведущее ухо (1Эмп =3,1; 1 = 2,58; р £ 0,01). Юноши, по сравнению с девушками, имеют больший вклад функ-

циональной активности правого уха в профиль ФСМА. Оценка онтогенетической дистанции свидетельствует о том, скорость полового созревания у сопоставляемых групп юношей и девушек не имеет существенных различий, что противоречит имеющимся в литературе данным, согласно которым девушки созревают быстрее юношей [2,3]. Обнаружены достоверно более высокие функциональные ресурсы организма юношей (58,02 с. -проба Штанге и 37,2 с. - проба Генчи) по сравнению с их сверстницами-девушками (45,42 с. - проба Штанге и 30,33 с. - проба Генчи); (проба Штанге: Ц =5; t = 2,58; р £ 0,01; проба Генчи: =4; ^ = 2,58; р £РЬ,01).кр

Сравнительный анализ гендерной идентичности юношей и девушек выявил статистически значимые различия по шкале «фемининность» (в группе юношей

- 0,63; в группе девушек - 0,71; 1Эмп =4,7; 1 = 2,58; р £ 0,01). По шкале «маскулинность также получены статистически значимые различия» (в группе юношей - 0,687, в группе девушек - 0,61; 1Эмп =3; 1 = 2,58; р £ 0,01) в структуре личности. Обнаружено также значимое различие между юношами и девушками данного возраста по индексу Ш; девушки данной возрастной группы, по сравнению с юношами, имеют больший вклад фемининных качеств в личностные особенности по сравнению с маскулинными (1 = 5; 1 = 2,58; р £ 0,01). При сравнении юношей и девушек 15-17 лет на предмет ведущего психологического инстинкта было установлено, что девушки имеют более высокие значения по шкале «альтруистический тип» (в группе юношей - 2,96 балла, в группе девушек - 3,33 балла; 1Эмп =2,1; 1 = 1,98; р £ 0,05. Аналогичная особенность была обнаружена и у подростков 11-13 лет.

Оценка частоты использования психологических защитных механизмов в группах юношей и девушек позволила установить, что юноши чаще используют такие механизмы психологических защит, как «вытеснение» (1Эмп =4,1; 1 = 2,58; р £ 0,01), «интеллектуализация» (С =3; 1 =кр2,58; р £ 0,01) и «отрицание» (^ =2,3; 1 =Т98; р £ 0,05). Тогда как девушки достоверно чаще в конфликтных ситуациях пользуются «регрессией» (1Эмп =6,1; 1 = 2,58; р £ 0,01) - типично женским механизмом психологической защиты [6] и «проекцией» (1Эмп =2,1; 1 = 1,98; р £ 0,05), (Среднестатистические значения по защите «проекция» составили в группе юношей - 57,55%, в группе девушек - 63,39%).

Анализ результатов исследования нейропсихоло-гической лабильности и экстра/интроверсии в группах юношей и девушек выявил достоверно более высокие значения по шкале «нейротизм» у девушек (1Эмп =5,7; 1 = 2,58; р £ 0,01) и достоверно более высокие значения по шкале «психотизм» у юношей (в группе юношей - 8,02 балла, в группе девушек - 6,46 балла; ^ =4,3; 1 = 2,58; р £ 0,01). мп кр

Таким образом, юноши 15-17 лет более склонны к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности. Тогда как девушки характеризуются более высокой чувствительностью, напряженностью, тревожностью, недовольством собой и окружающим миром.

Удалось установить, что девушки имеют более высокие показатели по шкале «гипомания» (в группе юношей

- 7,2 балла, в группе девушек - 7,85 балла; 1Эмп =2,4; 1 = 2,58; р £ 0,01), т.е. им присуще более выраженное приподнятое настроение независимо от обстоятельств, однако интересы их поверхностны и неустойчивы. Стоит также отметить, что показатели общего и невербального интеллектуального развития девушек оказались выше по сравнению с юношами (98,58 балла - у юношей по сравнению с 104,1 балла - у девушек; ^ =3,5; 1 = 2,58; р £ 0,01). "" кр

С целью изучения характера связи индивидных и социально-психологических свойств и качеств с социометрическим статусом испытуемых нами осуществлялся

корреляционный анализ. Проведение корреляционного анализа в группе мальчиков 11-13 лет позволило получить следующие результаты: социометрический статус мальчиков 11-13 лет оказался положительно связан с альтруистическим инстинктом (г = +0,164; р £ 0,1).

Рисунок 1 - Результаты корреляционного анализа в группе мальчиков 11-13 лет

Корреляционный анализ в группе девочек 11-13 лет позволил получить следующие результаты: социометрический статус девочек 11-13 лет положительно взаимосвязан «гипоманией» (г = +0,2896; р £ 0,1).

Рисунок 2 - Результаты корреляционного анализа в группе девочек 11-13 лет

Корреляционный анализ в группе юношей 15-17 лет позволил выявить следующие взаимосвязи: социометрический статус положительно взаимосвязан с маскулинностью (г = +0,193; р £ 0,05), с показателями пробы ФСМА по сенсорной модальности (правый глаз) (г =+0,187; р £ 0,05), и «экстра\интроверсией» (г =+0,252; р £ 0,05), и отрицательно связан с психологической защитой «проекция» (г = - 0,215; р £ 0,05).

Проба ФСМА

(пр ВЫЙ г.чяч)

0.1Я7

Маску .11 «ность Сощ юметр 1 и есьз п" Эстр аЛнгроверсш

о,1 ад статус о,;?:

Проекция (-0.115)

Рисунок 3 - Результаты корреляционного анализа в группе юношей 15-17 лет

Корреляционный анализ в группе девушек 15-17 лет позволил получить следующие результаты: социометрический статус девушек 15-17 лет положительно взаимосвязан с «маскулинностью» (г =+0,227; р £ 0,05) и интеллектом (г =+0,202; р £ 0,05), отрицательно - с исследовательским инстинктом (г= - 0,220; р £ 0,05) и показателем индекса Ш, характеризующим соотношение маскулинных и фемининных свойств в структуре личности (г= - 0,228; р £ 0,05).

Рисунок 4 - Результаты корреляционного анализа в группе девушек 15-17 лет

Далее проводился факторный анализ на выборке мальчиков и девочек 11-13 лет, и юношей и девушек 15-

17 лет в отдельности в программе IBM SPSS 20 методом выделения главных компонент с ротацией факторов по методу Varimax.

В подгруппе юношей 15-17 лет критерий Кайзера-Мейера-Олкина составил 0,52; значение критерия сферичности - менее 0,01, что указывает на адекватность применении факторного анализа для выборки.

В первый фактор вошли признаки, характеризующие личностные особенности: шизоидность, психастения, психопатия, истероидность, депрессивность, гипомания, ипохондрия. Взаимосвязи данных характеристик с социометрическим статусом не выявлено.

Во второй фактор вошли психологические защитные механизмы (регрессия, замещение, компенсация, вытеснение, реактивные образования), индивидуально-типологическая характеристика - психотизм и интеллект. Взаимосвязи данных характеристик с социометрическим статусом не выявлено.

В третий фактор вошли отдельные составляющие профиля ФСМА (ведущая правая рука, нога, глаз, ухо). Взаимосвязи данных характеристик с социометрическим статусом тоже не выявлено.

В четвертый фактор вошли гендерная идентичность (маскулинность, индекс IS), показатели сферы инстинктов (доминантный, генофильный, эгофильный), такая индивидуально-типологическая характеристика, как экстра/интровертированность, и социометрический статус, с прямой взаимосвязью.

Таким образом, социометрический статус юношей 15-17 лет формируется при наличии маскулинных качеств в структуре личности, выраженной экстраверти-рованности, а также в случае сильно выраженных доминантного и эгофильного инстинктов.

В группе девушек 15-17 лет критерий Кайзера-Мейера-Олкина -0,53; значение критерия сферичности - менее 0,01, что указывает на адекватность применении факторного анализа для выборки.

В первый фактор вошли социально-психологические характеристики (психастения, шизоидность, истероид-ность, депрессивность, ипохондричность).

Во второй фактор с положительным знаком вошли такие признаки как: проекция, реактивные образования, эгофильный и альтруистический инстинкты, феминин-ность и IS; с отрицательным знаком вошли - социометрический статус и психотизм. Таким образом, высокий социометрический статус девушек в коллективе сверстников определяется высоким психотизмом, снижением частоты использования проекции и реактивного образования, снижением степени выраженности эгофильного и альтруистического инстинктов, а так же выраженными маскулинными чертами личности, преобладающими над фемининным.

Третий фактор включает показатели психологических защитных механизмов (регрессия, замещение, вытеснение, компенсация). Взаимосвязи показателей социально-психологических и индивидных характеристик с социометрическим статусом у девушек данной возрастной подгруппы не выявлено.

В группе мальчиков и девочек 11-13 лет при определении факторной структуры особенностей социально-психологических и индивидных характеристик выявить взаимосвязей с социометрическим статусом не удалось.

Далее, для подтверждения гипотезы о том, что у подростков - мальчиков и девочек 11-13 лет социометрический статус в коллективе сверстников определяется факторами микросоциальной среды (школьный класс), был проведен корреляционный анализ взаимосвязей социометрического статуса с индивидными и социально-психологическими особенностями в подгруппах мальчиков и девочек, разделенных по школам и классам. Полученные результаты представлены в таблицах №1 и №2

Таблица 1 - Связи социометрического статуса с другими индивидными и социально-психологическими особенностями у девочек 11-13 лет

503 школа, 5а, п- 11 503 школа, 56, п - 7 503 школа 66, и - 11 251 школа, п- 10

Социометрический статус

Скорость полового созревания (-0,55) Скорость полового созревания +0,76 ФСМА проба по рукам (-0,55) Ск полового созревания +0,64

Ювеннльно с ть (-0,59) АЭ «Конкретизация проблем» +0,70 Регрессия +0,56 АЭ «Уход» (-0,59)

Проба Генча +0,67 Эгоцентризм +0;68 Компенсация +0,62 Вытеснение +0,59

Регрессия +0,70 Истероидная акцентуация (-0,78) Проекция +0,80 Реактивные образования +0,74

Ненротнзм +0,62 Истероидная акцентуация (-0,61)

п - 7 - с 0,67; п - 10 - с 0,57; п - 11 - с 0,55. Таким образом, в группе девочек 11-13 лет выявить универсальных факторов, определяющих социометрический статус, не удалось.

Таблица 2 - Связи социометрического статуса с другими индивидными и социально-психологическими осо-бенностямиу мальчиков 11-13 лет

503 школа, 5а, п- 12 503 школа, 56, п - 10 503 школа, 6б, п - 9 251 школа, п- 13

Социометрический статус

АЭ «Конкретизация проблем» +0,65 Замещение +0,70 созревания (-0,71) Э/И +0,69

Альтруистнче скин инстинкт +0,71 Проба Генчн (-0,73) Паранояльная акцентуация +0,57

Компенсация (-0,58) Либертофнльныи инстинкт +0,78

Паранояльная акцентуация (-0,58) Фемннннность (-0,74)

Регрессия (- 0,69)

Проекция (- 0,67)

Паранояльная акцентуация (-0,74)

п - 12 с 0,58; п - 10 с 0,63; п - 9 - с 0,67; п - 13 - с 0,55

Корреляционный анализ результатов исследования, проведенного в группе мальчиков 11-13, также не позволил выявить универсальных факторов, связанных с социометрическим статусом. Полученные данные позволяют утверждать, что в группе подростков мальчиков и девочек 11-13 лет нет универсального (неспецифического) комплекса факторов, определяющего социометрический статус; он определяется факторами микросоциальной среды (школьный класс).

Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Мальчики и девочки 11-13 и юноши и девушки 1517 лет являются типичными представителями обоих полов, так как комплекс выявленных индивидных и социально-психологических свойств и качеств соответствует имеющимся в современной литературе сведениям.

2. Девушки и девочки - подростки независимо от возраста имеют более выраженный альтруистический инстинкт по сравнению с юношами и мальчиками. Также девочки и девушки обеих возрастных групп более фемининны в социально - психологическом плане по сравнению с мальчиками и юношами. Соответственно, мальчики и юноши более маскулинны по сравнению с девочками и девушками.

3. Юноши 15-17 лет имеют большие значения по шкале «психотизм» по сравнению с девушками данной возрастной группы. Девушки 15-17 лет более интеллектуально развиты по сравнению с юношами той же возрастной группы и имеют более выраженные черты гипо-мании в структуре личности, а также нейротизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В группе девушек 15-17 лет высокий социометрический статус определяется выраженной психологической маскулинностью, высокими показателями развития общего и невербального интеллекта и высокими показателями психотизма. Низкий социометрический статус девушек 15-17 лет формируется под влиянием выраженных фемининных качествах в структуре личности, альтруистического и генофильного инстинктов.

5. У юношей 15-17 лет высокий социометрический статус определяется сочетанием выраженной психологической маскулинности в сочетании с экстраверсией, значимым вкладом функциональной активности правого глаза в профиль ФСМА, и снижением частоты использования психологического защитного механизма «проекции»

6. В группе подростков мальчиков и девочек 11-13 лет нет универсального (неспецифического) комплекса факторов, определяющего социометрический статус. Он определяется факторами микросоциальной среды (школьный класс).

Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что социометрический статус подростков и юношества в коллективе сверстников определяется соотношением индивидуально-типологических и социально-психологических характеристик. Независимо от соотношения вклада индивидных и социально-психологических свойств и качеств социальная стратификация является параллельной и определяется половой принадлежностью испытуемых. В подростковом возрасте отсутствуют универсальные факторы, определяющие социометрическую структуру группы; социометрическая стратификация подростков связана с особенностями микросоциальной среды (школьный класс). В юношеском возрасте устанавливаются универсальные факторы, определяющие социометрическую структуру группы. Социометрическая стратификация юношей и девушек в коллективе сверстников определяется комплексом индивидуально-типологических свойств и качеств, характеризующих особенности гендерной идентичности. Таким образом, гипотезы исследования, выдвинутые ранее, подтверждены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. Геодакян// Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.- С.171-189.

2. Геодакян В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение /В.А. Геодакян// Женщина в аспекте физической антропологии. М.: ИЭА РАН, 1994.- С.8-17.

3. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. СПб.: Петроглиф, М.: МЦНМО, 2011.- 352 с.

4. Зверева С.В., Скворцова Е.А. Психологические и психофизиологические особенности юношей и девушек 14-17 лет с разной степенью выраженности полоспеци-фических признаков. /С.В. Зверева, Е.А. Скворцова// Психология образования в поликультурном пространстве. Елец, 2011.- С.47-55.

5. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы: учеб. пособие / В.Г. Каменская, И.Е.Мельникова - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 368 с.

6. Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2008. - 368 с.

7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество /П.Сорокин/ Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 543с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.