Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 338.534
Д. З. Асланова, А. Г. Каширова Научный руководитель - Е. А. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Изучению данной сферы деятельности фирмы отводится недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования и внедрения системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всех организаций и внутреннего рынка страны в целом. В данном докладе рассматриваются текущие возможные проблемы внедрения трансфертного ценообразования.
Отсутствием фактической технологической базы. Проблема внедрения трансфертного ценообразования в России тесно связана с отсутствием фактической технологической базы, позволяющей производить быстрый и качественный обмен необходимой в ходе формирования трансфертных цен обмен информацией. Поэтому первыми в нашей стране трансфертную систему стали применять те компании, которые, проведя внедрение современных информационных систем поддержки деятельности, стали использовать модели, заложенные в основу этих комплексов. Наиболее распространены сегодня в нашей стране системы концернов SAP и Baan, а в последнее время активно завоевывают наш рынок продукты компании Navision.
Введение системы трансфертного ценообразования - дорогостоящий процесс. Система трансфертного ценообразования (как и качественная информационная поддержка) действительно необходима, прежде всего, крупным промышленным предприятиям, компаниям, занимающимся массовыми оптовыми поставками и компаниям, работающим в добывающих отраслях. К тому же только крупные компании могут себе позволить связанные с переходом на новый способ управления затраты [1].
Проблема налогообложения. Имеются трудности при определении части прибыли, подлежащей налогообложению. Данная проблема, прежде всего, связана с трудностями определения суммы доходов и расходов компании, которые должны учитываться при налогообложении в соответствии с законодательством.
При продаже товаров на рынке с более низкими ставками налогообложения корпорации устанавливают минимальные трансфертные цены, что приводит к недоплате соответствующих налогов, зачем весьма пристально следят налоговые органы во всем мире.
Трансфертные цены позволяют уводить капиталы из страны, а также прибыли компаний от налогообложения. При продаже товаров зарубежным дочерним компаниям или иностранным зависимым партнерам, компания может установить минимальную (заниженную) отпускную цену и соответственно сократить таможенные платежи при пересечении границы или установить максимальную (завышенную) цену для минимизации налогов, обхода ограничений на возвращение дивидендов или извлечения наибольшего количества денежных средств от зарубежного зависимого партнера. В общем случае фирма заинтересована использовать низкие трансфертные цены в стра-
нах, где налоги ниже, чем на внутреннем рынке, и наоборот. Это наносит серьезный ущерб национальным интересам соответствующих стран и вызывает острую критику со стороны правительственных, и прежде всего налоговых и таможенных, органов. Трансфертный подход к системе ценообразования сокращает налоговую базу в собственной стране и встречает сопротивление со стороны налоговых служб на внутреннем рынке [2].
Неготовность системы управленческого учета и бюджетирования к переходу на трансфертные цены. Переход на трансфертные цены подразумевает увеличение в несколько раз объема операций за счет увеличения «виртуальных» операций, что требует высокой культуры управленческого учета и высокого уровня автоматизации. К сожалению, сейчас лишь отдельные компании могут с уверенностью сказать о высоких стандартах систем управленческого учета. Таким образом, система трансфертных цен является мощным, но достаточно сложным в применении инструментом финансового управления компанией. Внедрение системы позволяет получить ощутимый эффект, но требует очень осторожного применения [3].
Решение конфликтных ситуаций в сфере согласование цен. Решение конфликтных ситуаций в сфере согласование цен - это особая проблема российского трансфертного ценообразования. Аналогичные ситуации возникают и в других добывающих и некоторых производственных отраслях. Многие отрасли вообще отказываются от системы трансфертных цен, чтобы избежать возможных проблем. К примеру, российский фармацевтический рынок. Крупные фармацевтические компании, занимающиеся оптовыми поставками лекарственных препаратов, сталкиваются с проблемой согласования трансфертных цен при взаимодействии с таможенными службами (в процессе закупки импортных медикаментов) и транспортными службами (в процессе поставок медикаментов). Для решения этой проблемы компании вынуждены объединять в единый трансфертный процесс отделы закупок и продаж с таможенным и транспортным отделами, объединяя в единое информационное пространство, внутри которого формируются внутренние цены на фармацевтическую продукцию. При вовлечении в эту систему поставщиков и клиентов возникает цельная трансфертная структура, позволяющая реализо-вывать эффективную систему расчетов [4].
В заключении можно сделать вывод, что повсеместная практика трансфертного ценообразования в
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
России - это пока еще фантастика. Современное состояние трансфертной системы, наносит инвестиционному климату России несравнимый ни с чем, кроме политической нестабильности, урон. Решение же этой проблемы может существенно поднять российский приоритет на мировом рынке
Библиографические ссылки
1. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. М. : Финстантинформ, 2000.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения : федер. закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ.
3. Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия. М. : Инерра-М, 2003.
4. URL: www.ippnou.ru.
© Асланова Д. З., Каширова А. Г., 2012
УДК 330.541
А. А. Афонин, М. А. Васильев Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОПЕРАТОРОВ ПЕРСОНАЛЬНОЙ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ В РФ
В последнее время ценность информации как ресурса непрерывно возрастает. Некоторым компаниям, в том числе российским, приходится поддерживать связь со своими сотрудниками, находящимися на весьма отдаленных территориях. Спутниковые телефоны позволяют решить эту проблему и получать информацию в режиме реального времени из любой точки земного шара.
Российский рынок услуг мобильной спутниковой связи развивается с конца 90-х. В 1997 году в России появляется портативный спутниковый телефон Inmarsat «Мини-М», что сделало мобильную спутниковую связь доступной для российского потребителя. Некоторые частные пользователи могли позволить себе услуги мобильной спутниковой связи, а габариты телефона позволяли переносить его с собой. С помощью этого устройства уже в то время можно было связаться с любой страной мира без роуминга.
При всех своих преимуществах «Мини-М» не был похож на мобильный телефон в нашем современном представлении. Он по-прежнему оставался довольно габаритным. Первой компанией, представившей спутниковый мобильный телефон в новом обличии, была Iridium. Однако, из-за постоянных технических проблем и финансовых трудностей компания так и не смогла навязать «Мини-М» серьезную конкуренцию. Постепенное вытеснение «Мини-М» с российского рынка началось в 2000 г. после появления относительно недорогой низкоорбитальной спутниковой сети Globalstar. Позднее появилась еще одна сеть - Thuraya.
На современном этапе развития спутниковая мобильная связь не является широко распространенной услугой. Высокая стоимость абонентских терминалов и услуг операторов в России не способствуют разви-
тию данного рынка. Аналитики также не считают этот сегмент особо перспективным, так как сильнейшую конкуренцию в нем оказывает мобильная связь. Однако, за счет востребованности спутниковых средств в таких сферах деятельности, как морская и речная навигация, и в таких регионах, как крайний север, прослеживается положительная динамика развития рынка. В нашей стране спутниковые мобильные телефоны, предоставляющие возможность связи практически в любой точке земного шара, не получают пока широкого распространения.
Основные клиенты операторов спутниковой связи -крупные корпорации, которым необходимо обеспечить своих сотрудников связью в удалённых районах. Оценить объём этого рынка в России достаточно сложно по причине его непрозрачности. Обусловлена она тем, что поставщики услуг на данном рынке - зарубежные организации, которые неохотно делятся сведениями о своем бизнесе. В таблице представлены данные о поставщиках услуг спутниковой мобильной связи за 2008 год [1].
Inmarsat - международная компания спутниковой связи, основанная в 1979 году, первоначально как межгосударственная организация. Компания управляет группой из одиннадцати геосинхронных телекоммуникационных спутников. Представитель в России -ФГУП «Морсввязьспутник».
Сравнительная характеристика поставщиков услуг спутниковой связи
Характеристика GlobalStar Inmarsat Thuraya Iridium
Зона общего охвата 80 % земной 98 % земной 40 % земной 100 % земной
поверхности поверхности поверхности поверхности
Форма исполнения терминалов Трубка Ноутбук Трубка Трубка
Стоимость телефонных терминалов, $ >559 >2500 >1000 >1850
Ст-ть исходящих звонков, долл/мин. >1.19 >2.8 >0.5 >1.2
Ст-ть входящих звонков, долл/мин. Бесплатно Бесплатно Бесплатно Бесплатно
ОБМ-услуги Есть Нет Есть Есть
Охват территории РФ 95 % 95 % 90 % 100 %