Научная статья на тему 'Особенности рынка операторов персональной спутниковой связи в РФ'

Особенности рынка операторов персональной спутниковой связи в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонин А. А., Васильев М. А., Федорова Н. В.

В последнее время ценность информации как ресурса непрерывно возрастает. Некоторым компаниям, в том числе российским, приходится поддерживать связь со своими сотрудниками, находящимися на весьма отдаленных территориях. Спутниковые телефоны позволяют решить эту проблему и получать информацию в режиме реального времени из любой точки земного шара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности рынка операторов персональной спутниковой связи в РФ»

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

России - это пока еще фантастика. Современное состояние трансфертной системы, наносит инвестиционному климату России несравнимый ни с чем, кроме политической нестабильности, урон. Решение же этой проблемы может существенно поднять российский приоритет на мировом рынке

Библиографические ссылки

1. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. М. : Финстантинформ, 2000.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения : федер. закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ.

3. Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия. М. : Инерра-М, 2003.

4. URL: www.ippnou.ru.

© Асланова Д. З., Каширова А. Г., 2012

УДК 330.541

А. А. Афонин, М. А. Васильев Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОПЕРАТОРОВ ПЕРСОНАЛЬНОЙ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ В РФ

В последнее время ценность информации как ресурса непрерывно возрастает. Некоторым компаниям, в том числе российским, приходится поддерживать связь со своими сотрудниками, находящимися на весьма отдаленных территориях. Спутниковые телефоны позволяют решить эту проблему и получать информацию в режиме реального времени из любой точки земного шара.

Российский рынок услуг мобильной спутниковой связи развивается с конца 90-х. В 1997 году в России появляется портативный спутниковый телефон Inmarsat «Мини-М», что сделало мобильную спутниковую связь доступной для российского потребителя. Некоторые частные пользователи могли позволить себе услуги мобильной спутниковой связи, а габариты телефона позволяли переносить его с собой. С помощью этого устройства уже в то время можно было связаться с любой страной мира без роуминга.

При всех своих преимуществах «Мини-М» не был похож на мобильный телефон в нашем современном представлении. Он по-прежнему оставался довольно габаритным. Первой компанией, представившей спутниковый мобильный телефон в новом обличии, была Iridium. Однако, из-за постоянных технических проблем и финансовых трудностей компания так и не смогла навязать «Мини-М» серьезную конкуренцию. Постепенное вытеснение «Мини-М» с российского рынка началось в 2000 г. после появления относительно недорогой низкоорбитальной спутниковой сети Globalstar. Позднее появилась еще одна сеть - Thuraya.

На современном этапе развития спутниковая мобильная связь не является широко распространенной услугой. Высокая стоимость абонентских терминалов и услуг операторов в России не способствуют разви-

тию данного рынка. Аналитики также не считают этот сегмент особо перспективным, так как сильнейшую конкуренцию в нем оказывает мобильная связь. Однако, за счет востребованности спутниковых средств в таких сферах деятельности, как морская и речная навигация, и в таких регионах, как крайний север, прослеживается положительная динамика развития рынка. В нашей стране спутниковые мобильные телефоны, предоставляющие возможность связи практически в любой точке земного шара, не получают пока широкого распространения.

Основные клиенты операторов спутниковой связи -крупные корпорации, которым необходимо обеспечить своих сотрудников связью в удалённых районах. Оценить объём этого рынка в России достаточно сложно по причине его непрозрачности. Обусловлена она тем, что поставщики услуг на данном рынке - зарубежные организации, которые неохотно делятся сведениями о своем бизнесе. В таблице представлены данные о поставщиках услуг спутниковой мобильной связи за 2008 год [1].

Inmarsat - международная компания спутниковой связи, основанная в 1979 году, первоначально как межгосударственная организация. Компания управляет группой из одиннадцати геосинхронных телекоммуникационных спутников. Представитель в России -ФГУП «Морсввязьспутник».

Сравнительная характеристика поставщиков услуг спутниковой связи

Характеристика GlobalStar Inmarsat Thuraya Iridium

Зона общего охвата 80 % земной 98 % земной 40 % земной 100 % земной

поверхности поверхности поверхности поверхности

Форма исполнения терминалов Трубка Ноутбук Трубка Трубка

Стоимость телефонных терминалов, $ >559 >2500 >1000 >1850

Ст-ть исходящих звонков, долл/мин. >1.19 >2.8 >0.5 >1.2

Ст-ть входящих звонков, долл/мин. Бесплатно Бесплатно Бесплатно Бесплатно

ОБМ-услуги Есть Нет Есть Есть

Охват территории РФ 95 % 95 % 90 % 100 %

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Globalstar - наиболее динамично развивающаяся и перспективная система персональной мобильной спутниковой связи. В плане предоставления услуг телефонии и GSM-аналогичных услуг. В распоряжении Globalstar находится 52 низкоорбитальных спутника, 4 из которых находится в резерве. Данные Телефоны Globalstar одновременно являются и сотовыми, поскольку могут работать в одной из сотовых сетей (GSM, AMPS или CDMA). Тем самым сводится к минимуму основной недостаток спутниковой связи -необходимость наличия «прямой» видимости между телефоном и спутником, без которой устойчивая работа ни одного спутникового телефона невозможна. Представитель в России - ЗАО «ГлобалТел».

Thuraya - первая система доступной мобильной спутниковой связи, обеспечивающая покрытие территории более 110 стран Европы, Центральной Азии, Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки. Работа данной сети обеспечивается лишь одним геостационарным спутником. Телефоны также могут работать в режиме обычных сотовых. Представитель в России - ЗАО «ТМ САТ». Компания обладает эксклюзивным правом на распространение на рынке Российской Федерации услуг и оборудования спутниковой связи компании, включая продажу спутниковых телефонов, дополнительного оборудования и аксессуаров для пользователей, и гарантийное обслуживание.

Iridium - международный оператор спутниковой мобильной связи, покрывающий всю территорию Земли. В его распоряжении находится 66 спутников. В России в мае 2009 года Iridium объявил о создании

российского ООО «Иридиум коммьюникейшенс», которая является представителем фирмы [2].

Стоит отметить, что значительное число абонентов - работники банковской сферы, которые с помощью спутниковых терминалов часто играют в «найди меня» посредством GPS в аппаратах Thuraya - скидывают координаты смской и ищут друг друга. Другую клиентскую группу составляют охотники, рыболовы и туристы, которые осваивают удаленные территории области, в частности, карельское направление. Основным преимуществом спутниковой связи является то, что затраты на нее не зависят от расстояния. По применимости в труднодоступных районах равных и близких конкурентов нет.

Для того чтобы услуги спутниковых мобильных операторов имели массовый спрос, прежде всего необходимо сделать их доступнее в ценовом компоненте, и лишь после этого обращать внимание на внешний вид и размеры аппарата, присутствие привычных для сотовой связи услуг и возможностей. Второй компонент достижим уже сегодня, однако по ценам аппараты и услуги для большинства горожан просто нерентабельны.

Библиографические ссылки

1. Макаренко Д. В. Обзор российского рынка // Технологии и средства связи. 2003. № 5. URL: http://bre.ru/security/19918.htm.

2. Васюков Г. Спутниковые телефоны: ненужный хайтек? URL: http://www.technograd.com/test/306.

© Афонин А. А., Васильев М. А., 2012

УДК 339.138

М. А. Бажанова Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются и раскрываются методы оценки маркетинговой деятельности. Также определяются наиболее важные вопросы, ответы на которые помогают определить самый эффективный метод.

Оценки успешности маркетинговой деятельности разрабатываются для того, чтобы убедиться, что анализируемое предприятие или компания достигли заданного уровня объема продаж, прибыли и других целей, сформулированных в маркетинговых и стратегических планах. В совокупности эти планы отражают результаты деятельности по планированию, которые указывают, как должны быть распределены ресурсы между рынками, товарами и мероприятиями комплекса маркетинга.

На данном этапе развития маркетинговой деятельности наука пока не выработала единых методических основ полной и всесторонней оценки эффективности маркетинга, доступной для практического использования в реальной повсеместной работе организаций.

Ученые выдвигают различные гипотезы по поводу того какая из маркетинговых политик будет являться

самой эффективной по отношению к предприятию любой направленности или отросли. Самым часто используемым методом является метод оценки эффективности маркетинговой деятельности как совокупность затрат на маркетинг. При этом методе используются экономико-статистические методы в исследовании зависимости между затратами на маркетинг и финансовым результатом, но в данном случае оценка эффективности затрат производится качественней, чем оценка маркетинговой деятельности. Несмотря на эту погрешность, в настоящее время данная оценка является самой востребованной [2].

Основными функциями управления считаются грамотное планирование и организация данной деятельности, поскольку от качества и объективности планов маркетинга зависит успех всей маркетинговой деятельности. Если смотреть обобщенно, то разработ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.