н \ на •••
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
на н
СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ
В последние годы спрос на услуги связи и развлекательные услуги в движущемся транспорте заметно растет, поскольку люди хотят иметь возможность общения постоянно и везде. Потребность в услугах передачи речи, данных, видеоизображений и в различных видах приложений, доступных, например, с помощью терминальных устройств компании Apple (iPhone и др.), указывает на то, что и спрос на полосу пропускания каналов связи также увеличивается.
Рост рынка услуг и приложений ставит вопрос о реальной возможности спутниковых операторов предлагать новые решения и сервисы для нетрадиционного для них сектора частных пользователей и удовлетворять потребности в услугах спутниковой связи учрежденческий сектор. Каковы эти возможности - рассказывается в статье.
П
Что думают операторы о перспективах развития
спутниковой связи?
о мнению руководства компании TMF Associates, прогнозы появления операторов сетей подвижной спутниковой связи (MSS) на рынках услуг связи с мобильными объектами - COTM
(Communications-on-the move) и рынках мобильных развлечений - EOTM
(Entertainment-on-the move) вполне оптимистичны. Тем не менее им придется предпринять немало усилий для того, чтобы не только обеспечить выход на эти рынки, но и сделать свою клиентуру мас-
совой. Причем это должно быть сделано с целью оправдания больших затрат (8-9 млрд долл.) на новые спутники, обеспечивающие услуги MSS (Inmarsat 4, Iridium Next, Globalstar 2, Orbcomm 2, Sky Terra, DBSD, TerreStar). Кроме того, необходимо определиться с тем, какие новые продукты спутниковые операторы могут предложить помимо имеющегося у них радиочастотного ресурса, и оправдаются ли их надежды на возможность продажи или же сдачи в аренду излишков этого ресурса операторам наземных сотовых сетей. В настоящее время существуют лишь скромные намеки на то, что только сервисный продукт Globalstar’s Spot хотя бы каким-то образом может соответствовать новым запросам рынка. Однако рыночный успех данного спутникового сервиса пока достаточно скромен. Прогнозируется, что в ближайшем будущем число пользователей услугой Globalstar’s Spot, оплачивающих всего 10 долларов в месяц, составит приблизительно 500 тыс. человек. Телефон Genus компании TerreStar вскоре также будет проходить тестирование на потребительском рынке, однако предполагается, что его может постичь та же неудача, которая произошла десять лет тому назад с телефонами компаний Globalstar и Iridium.
Блестящая возможность
Руководство компании Globalstar придерживается мнения, что сегодня потребительский рынок открывает большие возможности для операторов сетей подвижной спутниковой связи. Полоса пропускания каналов связи и сервисные возможности коммуникаций продолжают оставаться проблемными сферами во всем мире, особенно в Северной Америке и Европе. Globalstar стала одной из первых компаний мобильной спутниковой связи, предложившей ряд услуг на массовый потребительский рынок. В условиях явного дефицита радиочастотного спектра и невозможности для ряда сотовых операторов обе-
спечить связью многие районы на территории некоторых стран, для компании Globalstar и других спутниковых операторов открываются новые и вполне реальные возможности успешного бизнеса на рынках мобильной связи.
Операторы спутниковой связи вводят новые услуги, ориентируясь на пользователей, находящихся в процессе передвижения на транспортных средствах. Примером может стать услуга Hug вышеуказанной компании, предлагаемая владельцам судов. Она в большей степени рассчитана на частных пользователей, но с не меньшим успехом может использоваться небольшими коммерческими компаниями (скажем, рыбопромысловым флотом), а также владельцами судов, предназначенных для развлекательных прогулок. С помощью этой услуги владелец лодки или судна получает уведомление о несанкционированном их передвижении, при этом путь угнанного судна или лодки может быть отслежен с помощью программного обеспечения Google (картографическая программа). Услуга Hug, естественно, отслеживает не только несанкционированное передвижение судна, но и обычные маршруты его следования. Сигнал о местоположении плавательного средства может передаваться на любое устройство, выбранное пользователем услуги. Сообщение может пересылаться на смартфон, ПК или непосредственно на терминалы береговой охраны. Сфера применения услуги может быть расширена. Тот же тип устройства вполне успешно используется и для слежения за мотоциклами, которых ежегодно похищают тысячами. Устройство имеет очень небольшие размеры и может быть незаметно установлено в мотоцикле, поэтому в случае угона его перемещение также легко отследить.
Специалисты компании спутниковой связи Thuraya считают, что наблюдаемое на рынке смещение спроса с услуг передачи речи на услуги передачи данных является дополнительным
42
векі КАЧЕСТВА № 2 • 2011
.•••' 5 ..." QG
СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Ч QG \ G
стимулом для выхода компании на рынок COTM. В последнее время запросы пользователей все чаще касаются именно услуг передачи данных, для которых требуется существенно более высокая пропускная способность сети. Компании удалось разработать недорогое, но надежное решение с использованием небольших терминальных устройств, позволяющее осуществлять передачу данных со скоростью 384 кбит/с с дальнейшим увеличением скорости передачи до 444 кбит/с, если скорость движения подвижного объекта превысит 100 миль/час. Достигнутые компанией Thuraya результаты свидетельствуют о том, что услуга спутниковой связи с подвижными объектами, становится важной составляющей мирового рынка коммуникационных услуг.
Т радиционно услуги передачи речи были основным приложением для пользователей мобильной спутниковой связью. Именно на эти услуги ориентировало свой бизнес руководство LightSquared - совместного предприятия компании Harbinger Capital Partners и компании Nokia Siemens Networks. Предприятие создано в июле 2010 г. для построения и дальнейшей эксплуатации сети спутниковой и мобильной широкополосной связи 4G-LTE, рассчитанной на потребности поставщиков беспроводных услуг. В настоящее время спрос на услуги передачи данных возрастает. Как сейчас, так и в будущем пользователи хотят иметь те же приложения на своих мобильных терминалах, которые они получают, находясь дома.
Полного покрытия территории стран, в которых работает компания LightSquared, она достигла благодаря комбинированию национальной сети 4G-LTE со спутниковыми сетями. Тем самым она предоставляет возможность своим партнерам предлагать услуги надежной и высокоскоростной мобильной связи и передачи данных мобильным пользователям вне зависимости от их местоположения.
Что касается компании Inmarsat, то она также считает, что для операторов спутниковых сетей возможности успешного ведения бизнеса на рынке услуг мобильной связи постоянно расширяются. Однако руководство Inmarsat полагает, что спутниковые операторы должны иметь право поставлять пользователю тот сервис, который пользуется наибольшим спросом на текущий момент, даже когда такая услуга имеет комплексный характер. Постановка данного вопроса связана с тем, что в последние десять лет наблюдалось повышение спроса на приложения безопасности, будь то обеспечение безопасности дви-
жения в порту, или безопасность ценных или опасных грузов в процессе их транспортировки. В России услуги компании Inmarsat использовались для отслеживания перемещения автомобилей, перевозящих крупные денежные средства из центральных банков страны, поскольку была необходимость в постоянном получении информации об их передвижениях. Сегодня в мире все больше осознают важность проблемы безопасности, поэтому потребность в этих услугах безопасности продолжает расти.
Новые рынки
Спрос на услуги передачи данных следующего поколения поможет таким новым компаниям, как LightSquard, успешно работать на рынке. Согласно данным компании Coda Research Consultancy, в США отмечается взрывной спрос на услугу передачи данных по беспроводным сетям, и ее эксперты полагают, что потребности рынка в данной услуге в течение последующих четырех лет возрастут в 40 раз. Благодаря запуску спутников следующего поколения появится возможность обеспечить услугами передачи данных, сети Интернет и полным спектром ее приложений все регионы мира и всех конечных пользователей, испытывающих в них потребность. Это касается как пользователей, проживающих в городах, так и сельских жителей. Подход компании LightSquard заключается в разработке таких решений, где спутниковые технологии являются главенствующими. Компания запатентовала технологию так называемого «дополнительного наземного компонента» (ATC-ancillary terrestrial component) и намерена использовать ее, чтобы перераспределить трафик на наземную составляющую, дополнив технологию покрытием с помощью спутниковой сети. За счет использования ATC-сети для передачи трафика данных в городах освобождается часть емкости спутниковых сетей. Это значит, что она может быть распределена между большим количеством пользователей, следовательно, телекоммуникационные технологии станут более эффективными и доступными любому жителю планеты.
Компания LightSquared является пионером в использовании гибридных сетей. Широкое их распространение в качестве инфраструктуры для передачи широкополосных услуг связи и передачи данных она планирует сделать основным направлением своей деятельности.
Целью компании LightSquard является также привлечение новых групп клиентов, заинтересованных в ее сетевых
решениях, включая розничных торговцев, поставщиков услуг стационарной и мобильной связи, операторов кабельных сетей, производителей терминального оборудования, поставщиков услуг Интернета, контента и др. Всем вышеперечисленным группам потенциальных клиентов и партнеров предлагается осуществлять продажу беспроводных широкополосных услуг с использованием сети компании. Подобная модель дает возможность фирмам-производителям и розничным торговцам оборудования обеспечивать пользователям единый набор технических решений, создавать новые деловые связи с ними и получать доходы. Поскольку сеть компании является открытой, партнеры имеют также возможность развертывать на ней свое оборудование и абонентские устройства, внедрять собственные приложения и услуги.
Компания LightSquared стремится освоить новую бизнес-модель, разработанную совместно с другими компаниями, а именно: найти невысокий по стоимости радиочастотный спектр, построить сеть, способную предлагать подходящие рынку услуги, имеющие определенные преимущества и конкурентоспособность перед другими сетями. Для компании LightSquared пока остается не совсем ясным, сможет ли ее новая сеть обеспечить вышеперечисленные преимущества. Тревожным сигналом служит то, что компания McCaw - одна из участниц совместного проекта - привела в 2009 г. к банкротству свою дочернюю фирму DBSD (ранее выступавшую под названием ICO North America), которая использовала похожую бизнес-модель.
Предполагается, что планы LightSquared наряду с проектами других компаний будут играть роль лакмусовой бумажки для спутниковых операторов при их первых или повторных попытках внедриться на рынок мобильной связи. О судьбе компаний TerreStar и DBSD можно будет узнать уже в текущем году. ФКС указывает на то, что она может изменить свои планы и выделить радиочастотный диапазон 2 ГГц только для использования операторами наземных сетей, что исключит возможность работы спутников в этой полосе частот. В таком случае деятельность компаний LightSquared и Harbinger будет ключевым тестом, который позволит определить, сможет ли компания привлечь оператора сетей наземной связи в качестве стратегического партнера. Это необходимое условие для успешной деятельности на рынке.
Inmarsat является второй компанией, чью деятельность на рынке мобиль-
№ 2 • 2011 ВеЮ КАЧЕСТВА
43
Е \
ЕЕ •••
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
ЕН
Н
СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ
Услуга спутниковой связи с подвижными объектами, становится важной составляющей мирового рынка коммуникационных услуг
ной связи можно наблюдать, так сказать, невооруженным глазом. Она уже внедрилась на рынок портативных устройств, владеет в Европе лицензией на диапазон S и планирует также начать развертывание созвездия спутников для К-диапазона. В планы компании входит привлечение пользователей промышленного сектора. Inmarsat уже успешно выпускает телефон IsatPhone Pro, предназначенный для категории пользователей, желающих иметь надежное терминальное устройство. По мнению специалистов компании, им удастся завоевать эту категорию пользователей, поскольку они смогут предложить ряд новых приложений. Пользователи же в ответ на эти предложения поймут, что спутниковая связь намного более эффективна, чем они считали ранее. Кроме того, терминальные устройства спутниковой мобильной связи чрезвычайно просты в использовании, экономически более выгодны, базируются на IP-протоколе и обладают более широким спектром характеристик.
Специалисты Inmarsat рассматривают рынок COTM как наиболее благоприятную среду для сбыта своих наземных, морских и авиационных услуг, однако пока остается открытым вопрос, насколько успешно сможет компания выступить на массовом потребительском рынке. Inmarsat раньше не позиционировала себя на этом рынке, но предполагает, что вполне сможет вести успешный бизнес и на нем. С учетом имеющейся у Inmarsat лицензии на диапазон S для Европы вопрос попадания ее на широкий потребительский рынок заключается в способности компании обеспечить этот рынок услугами мобильной связи следующего поколения. Если говорить о Европе, то речь может идти также об использовании диапазона S для предоставления услуг мобильного ТВ и мобильных мультимедийных услуг. Еще не ясен вопрос с предоставлением услуг для делового сектора пользователей, однако, несомненно, что и в данном случае у спутниковых компаний есть вполне реальные возможности. В среде специалистов существует точка зрения, что с помощью спутников могут быть предложены приложения, ориентированные преимущественно на частного пользователя, а также развлекательные услуги, однако это дело последующих нескольких лет.
Гибридизация
Несмотря на то что гибридные телекоммуникационные сети постепенно становятся привычными во всем мире, тем не менее пока еще сложно провести детальный анализ этого «брака по расчету» между спутниковыми и беспроводными технологиями. Однако несомненно одно: пользователи, желающие иметь услуги в процессе передвижения, получат целый ряд преимуществ от совместного использования обеих технологий. Спутниковые и наземные технологии вполне успешно должны дополнять друг друга. Если взять в качестве примера такую транспортную службу, как перевозка грузов в Бразилии, то для большинства трейлеров необходимо наличие связных устройств. При этом используются в основном гибридные устройства, позволяющие выбирать необходимую им сеть в зависимости от ситуации и местоположения трейлера. Это хороший пример эффективного использования гибридных коммуникационных сетей. Если рынок для гибридных устройств окажется достаточно большим, то телефон МРИопеРго компании 1птагва1 будет снабжен возможностями вБМ-технологии. До сих пор такой аппарат выпущен не был, поскольку специалисты компании считали вполне достаточным использование чисто спутникового терминального устройства. Тем не менее в будущем существует возможность создания двухрежимного радиотелефона.
Предполагается, что гибридизация сетевой инфраструктуры мобильной связи будет реализована раньше, чем предполагалось некоторое время назад. Появление гибридного программного обеспечения и соответствующих ему услуг уже не за горами. В недалеком будущем будет существовать одно устройство, позволяющее пользователям при организации путешествий из Великобритании по Северному морю постоянно иметь связь с внешним миром и соответствовать всем требованиям по обеспечению путешественников речевыми услугами и услугами передачи данных.
Стандарты
Учитывая большие возможности, открывающиеся перед операторами сетей спутниковой связи, вопросы стандартизации становятся еще более актуальными. Конвергенция и интеграция технологий и услуг наблюдалась уже в течение прошедших десяти лет. Успех наземной мобильной связи в значительной мере был обеспечен стандартизацией технологий (20. 3в, 1_ТЕ). Мобильные спутниковые технологии не подпадают под общепринятые стандарты, а фирмы-производители терминалов не заинтересованы в разработ-
ке оборудования в соответствии с запатентованными спецификациями. Предполагается, что гибридизации наземных и спутниковых технологий будет обеспечено хорошее будущее с момента, когда к мобильным спутниковым технологиям будет обеспечен всеобщий доступ, а регулирующие организации разработают стандарты, аналогичные тем, которые в настоящее время существуют для наземных мобильных технологий.
Многие специалисты и рыночные аналитики полагают, что операторы сетей мобильной связи в будущем пересмотрят свою позицию по отношению к спутникам. Фундаментальное отличие операторов мобильных сетей от спутниковых операторов сегодня заключается в том, что мобильные операторы обеспечивают доступ к связи внутри помещений в условиях города, а спутниковые операторы - повсеместный доступ в сельских условиях. Те и другие смогут стать эффективным дополнением друг друга при правильной интеграции продукции, услуг и служб эксплуатационной поддержки. Уже в настоящее время существует ряд операторов сетей мобильной связи, пересмотревших свое отношение к деятельности операторов спутниковых сетей. Спутниковая связь сейчас вполне востребована, особенно в сфере развлечений и медиауслуг. Телевизионные каналы все чаще используют спутниковое вещание для предложения своим пользователям более широкого ассортимента развлекательных программ и пакетов услуг вещания. Это касается и ряда других сегментов рынка. Такой сдвиг в сторону спутниковой связи происходит благодаря ее возможностям обеспечивать широкое покрытие и более низкую стоимость услуг.
Последующие несколько лет станут весьма трудными для операторов сетей спутниковой мобильной связи, поскольку они делают попытки создать новые рынки для своих услуг, в том числе среди пользователей традиционной мобильной связи. Надо отметить, что спрос на подобные услуги продолжает расти. Вопрос заключается лишь в том, смогут ли спутниковые компании должным образом реализовать свои возможности в новой сфере. В построение спутниковых сетей следующего поколения делаются чрезвычайно большие капиталовложения, что, несомненно, должно стать стимулом для освоения спутниковыми операторами новых рынков. Мобильная связь и мобильные развлечения как раз и являются такими рынками, но, как следует из опыта предыдущих лет, осваивать их с помощью спутникового сервиса не так просто. ■ По материалам журнала Via Satellite
44
ВеК| КАЧЕСТВА № 2 • 2011