Научная статья на тему 'Спутниковая телефония в Союзе с сотовой связью'

Спутниковая телефония в Союзе с сотовой связью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

На начальном этапе развития мобильной спутниковой связи (MСС), когда наземная сотовая связь только зарождалась, поставщики услуг МСС планировали сосредоточить свою деятельности на предоставлении глобальной услуги передачи речи. Инвестиционные компании вкладывали в развитие спутниковой связи миллиарды долларов, не предполагая, что сотовая связь найдет широкое использование, причем не только бизнес-сообществом. Как это получилось на самом деле, кратко излагается в статье Грига Берлочера -главы консалтинговой компании Berlocher&Company

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спутниковая телефония в Союзе с сотовой связью»

Спутниковая телефония в союзе с сотовой связью

На начальном этапе развития мобильной спутниковой связи (МСС), когда наземная сотовая связь только зарождалась, поставщики услуг МСС планировали сосредоточить свою деятельности на предоставлении глобальной услуги передачи речи. Инвестиционные компании вкладывали в развитие спутниковой связи миллиарды долларов, не предполагая, что сотовая связь найдет широкое использование, причем не только бизнес-сообществом.

Как это получилось на самом деле, кратко излагается в статье [рига Берлочера - главы консалтинговой компании ВеНосНег&Сотрапу

спех беспроводной связи среди населения земного шара превзошел самые смелые ожидания. В течение последних 7 лет трафик по сетям сотовой связи вырос с 200 млрд до 2 трлн мин. За это же время тарифы снизились с 35 до 5 центов за минуту (то есть на 80%). Кроме того, повсеместно отмечается увеличение количества развертываемых сетей сотовой связи различных технологий. Реальностью становится панъевропейская сеть стандарта GSM, а в США услугами сотовой связи охвачена большая часть населения.

Такое положение вещей отрицательно сказалось на деятельности операторов МСС, вынудив некоторых из них просить защиты в американских судах по делам несостоятельных должников. В настоящее время к содружеству вновь ставших на ноги операторов присоединились новые МСС-операторы, привнесшие на рынок новые технологии.

Век Качества N° 1

Однако они также продолжают сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны операторов сетей наземной связи. Возникает вопрос: чего же хотят операторы МСС - полностью отыграть рынок у своих наземных противников или же найти иной подход к решению своих проблем?

Взгляд в будущее

Со времени появления услуг мобильной ПД мировой рынок услуг сотовой связи резко изменился. В настоящее время доходы от услуги мобильной ПД составляют 23% от общей суммы доходов сотовых операторов. Эта цифра впечатляет, особенно если учесть, что компании получают доходы преимущественно от передачи текстовых сообщений и сообщений электронной почты. Одна из известных консалтинговых компаний еще в 2004 г. предсказала, что доходы операторских компаний от мобильной ПД в

2008 г. составят 18 млрд долл. Однако прогноз оказался неверным, поскольку к концу 2008 г. они приблизились к 37 млрд долл. Такая ошибка - результат недооценки масштабов и возможностей использования сотовой связи населением, которая возникла с самого ее появления. Население Земного шара стало существенно мобильнее, поэтому желание быть постоянно «на связи» становится вполне естественным.

Операторы МСС, осмыслив существующую тенденцию, объявили о своих планах запуска спутников следующего поколения, которые смогут поддержать услуги передачи речи и высокоскоростной ПД (компании Inmarsat, Iridium, Globalstar и Mobile Satellite Venture - MSV). Интересно, что при встречах с журналистами представители всех перечисленных операторов говорили больше о своих планах по предоставлению населению различных телекоммуникационных приложений, чем о передаче речи и данных. Будущие спутниковые компании намерены использовать более перспективные сетевые технологии, а некоторые из них - полностью базироваться на IP-протоколе, что позволит осуществить разработку и внедрение в спутниковую мобильную связь большого числа совершенно новых приложений.

По мнению руководства компании Iridium, рынок сотовой связи рассчитан в основном на центры скопления большого количества населения. Операторы же теперь сами решают, на что им целесообразнее тратить средства - на расширение своих сетей или же на их модернизацию. В частности, в США 90-95% населения обеспечено услугами сотовой связи, поэтому операторы с целью повышения ARPU в настоящее время выбирают модернизацию сетей. Это означает, что в странах с достаточно большими территориями таких, как США, необходимая степень покрытия услугами сотовой мобильной связи все еще не будет обеспечена.

Для компании Iridium передача речи по-прежнему останется основным предложением для пользователей ее сервисами. При этом руководство отмечает, что свое развитие компания планирует таким образом, чтобы ее услуги стали продолжением сотовой связи и расширением возможностей связи за пределы действия традиционных сетей. Iridium, в планы которой входит создание спутников второго поколения, выбрала в качестве поставщиков оборудования для своих спутников только две фирмы - Lockheed Martin и Thales Alenia Space.

Новое поколение радиотелефонов

Самые первые спутниковые телефоны были не только тяжелыми, но и слишком дорогими для владельцев. Несмотря на то что двухрежимные радиотелефоны (то есть работающие и как спутниковые, и как сотовые) в течение многих лет были доступны для пользователей, однако они никогда на выходили на массовый рынок. Если сравнить с сотовыми радиотелефонами, то только одна компания Nokia за один день продавала большее их количество, чем спутниковых аппаратов, реализованных в течение целого года. Даже до сегодняшнего дня размеры и функциональные возможности спутниковых телефонов не могут сравниться с параметрами современных сотовых аппаратов.

На сегодняшний день одним из лидеров в производстве современных спутниковых двухрежимных аппаратов является компания Thuraya. Ее цель - сбыт спутниковых аппаратов на телекоммуникационные рынки Азии, часть территории которой не обеспечена услугами наземных сетей.

По словам специалистов компании Globalstar, спутниковые терминалы с момента появления первого комплекта микросхем (15 лет тому назад) были существенно усовершенствованы. Кроме того, Globalstar проводит модернизацию 26 опорных станций доступа по всему миру и вводит в эксплуатацию новую опорную сеть для работы с 48 новыми спутниками связи, которые будут выведены на орбиту в 2009 г. Поскольку новые спутники обеспечат более мощный сигнал на покрываемой территории, а компания к тому же налаживает массовое производство специализированной компонентной базы технологии ASIC, стоимость комплекта микросхем для спутникового радиотелефона может быть снижена до 20 долл. В связи с тем, что рынок весьма чувствителен к ценам, то снижение стоимости спутниковых радиотелефонов будет способствовать увеличению количества подписчиков на услуги спутниковых сетей.

Другая спутниковая компания MSV рассчитывает, что создание более мощных спутников и использование современных комплектов микросхем позволит усилить ее бизнес-план. К 2010 г. она планирует вывести на орбиту два геосинхронных спутника MSV-1 и MSV-2, потратив на это 650 млн долл., которые она получила от Capitals Partners. На спутниках будет располагаться 22-метровая антенна, которая позволит принимать сигналы от маломощных аппаратов размером с обычный

с с с.

сотовый радиотелефон. Специалисты, ответственные в компании MSV за стратегическое планирование, полагают, что интегрированная наземно-спутниковая сеть следующего поколения, базирующаяся на IP, обеспечит поставку на массовый рынок практически всех современных приложений и услуг. Специалисты MSV планирует также совместить характеристики спутниковых аппаратов с новой компонентной базой наземного сегмента (в частности, с современными комплектами микросхем спутниковых телефонных аппаратов) таким образом, чтобы не произошло существенного увеличения цен на терминалы, а пользователь дополнительно платил бы только за новые спутниковые приложения, а не за обновленное аппаратное обеспечение.

Компания TereStar, инвестируемая Harbinger, работает в сотрудничестве с фирмой SpaceSystems/Loral над построением самого мощного коммерческого спутника из когда-либо ранее созданных. TerreStar планирует запустить свой космический аппарат на год раньше, чем будет запущен спутник MSV. Отличительной особенностью данного космического аппарата должна стать антенна большого размера. Кроме того, предстоит создать сетевую инфраструктуру, базирующуюся на IP-протоколе. Оба спутника (и компаний MSV, и TerreStar) будут формировать до 500 лучевых пятен на территории США и Виргинских островов.

Наземная инфраструктура

Независимо от размеров и стоимости терминалов операторам МСС-сетей придется решать и вопросы наземной связи. К примеру, компании XM Radio и Sirius Satellite Radio развернули наземные сети, которые позволят повторно использовать соответствующие спутниковые частоты, а Globalstar и MSV получили от ФКС лицензии на развертывание вспомогательных наземных компонентов (ATC - Ancillary Terrestrial Component). Однако пока ни одна из компаний не построила наземную инфраструктуру. Вместо этого они проводят переговоры с операторами сетей сотовой связи, испытывающими необходимость в дополнительном радиочастотном спектре. SkyTerra - материнская компания фирмы MSV также ведет бурные споры по поводу будущей стоимости радиочастотного спектра для ввода в строй объектов ATC.

Пожалуй, самым важным остается вопрос о том, будет ли необходим дополнительный радиочастотный спектр американским операторам сетей сотовой связи после распродаж диапазона 700 МГц и проведе-

ния в последние два года радиочастотных аукционов для обеспечения беспроводных услуг. По мнению специалистов Ассоциации TMF, компании AT&T и Verizon не проявляют заинтересованности в ATC, поскольку это не соответствует их существующей стратегии приобретения спектра для наземных сетей связи. Американские операторы сетей мобильной связи в ходе последних двух аукционов уже затратили на покупку спектра около 40 млрд долл., однако вопрос в том, на какое время его хватит?

Чтобы пользоваться частотами, которые выделены для мобильной спутниковой связи, операторам сетей сотовой связи необходимо «добавить спутниковую полосу частот» к своим радиотелефонам и базовым станциям (для модернизации современных базовых станций эта задача не очень сложная). Модернизация антенн и радиоприборов на сотовых вышках должна проходить по мере необходимости. Подсчитано, что, если проводить данный процесс на общенациональной основе, то он потребует от операторской компании затрат от 2 до 3 млрд долл.

Несмотря на такие внушительные цифры, по мнению руководства компании TerreStar, объекты системы ATC не обязательно должны иметь национальную принадлежность, а могут создаваться для поддержки услуг, например, в определенных районах столичных городов. Мало того, область их применения может быть и более узкой - для каких-либо зданий (например, находящихся на территориях университетских городков), то есть в тех местах, где покрытие услугами оказывается недостаточным. К операторам сетей наземной связи (в соответствии с полученными ими лицензиями) предъявляются требования по построению общенациональной инфраструктуры. Что касается операторов МСС, то аналогичные требования к ним не применимы (это обстоятельство упрощает их планы, поскольку они могут развертывать сети в соответствии с нуждами своих партнеров).

Предполагается, что потребность индустрии беспроводной связи в еще большей доле радиочастотного спектра будет постоянно возрастать. Также в ближайшие годы чрезвычайно возрастет и использование услуги передачи данных. В 2008 г. доходы от услуги ПД для сотовых операторов составили приблизительно 23% от их суммарного дохода, что является значительным показателем для поддержания прибыльности той или иной компании. Однако к современным услугам ПД относятся преимущественно элек-

Январь-февраль 2009 г.

а

тронная почта, передача текстовых сообщений и другие приложения, не требующие высоких скоростей передачи. Одновременно можно наблюдать все более широкое развертывание высокоскоростных сетей и появление мощных устройств типа iPhone, способных существенно увеличить трафик передаваемых данных. Известно, что по сравнению с любым другим мобильным устройством iPhone может генерировать в 50 раз больший поисковый трафик для Google. Текстовые сообщения могут достигать 1 кбайт; страница интернетовской энциклопедии Wikipedia составляет 47 кбайт, более богатая контентом страница может составлять от 2650 до 500 кбайт. Причем все это без учета передачи видео. Как только эта тенденция станет более очевидной, операторам сетей сотовой связи тотчас понадобится дополнительный радиочастотный спектр.

Взгляд скептика

Несмотря на такие новые разработки, как объекты системы ATC, самым гибельным требованием для спутников является требование предела прямой видимости - таково мнение руководства компании Broadpoint, которая предоставляет широкую номенклатуру связных услуг, включая услуги сотовой связи и услуги VSAT. Оно считает, что идея коммутации между спутниками и сетями сотовой связи является весьма привлекательной и перспективой.

Однако для того чтобы сделать телефонный вызов по спутниковому телефону, пользователь должен находиться вне здания. В связи с этим возникают большие сомнения по поводу того, что пользователи захотят выходить на улицу, скажем, в плохую погоду для того, чтобы вести разговор по спутниковому телефону.

Подсчитано, что 70% вызовов инициируется при нахождении владельца сотового аппарата внутри автомобиля или же здания. Конечный пользователь будет введен в заблуждение, если ему сообщить, что его спутниковый телефон может работать повсюду. Спутниковые телефоны должны использоваться вне помещения и при наличии четкой линии прямой видимости. Для того чтобы они работали внутри автомобиля, на транспортном средстве должна быть установлена внешняя антенна.

Существует также сомнения относительно «долгожительства» операторов MSS, основывающих свои бизнес-планы на развертывании объектов системы ATC. На начальном этапе от ФКС потребуется разработка и введение определенных понятий и правил, касающихся «реальной спутниковой услуги». Компания Globalstar интегрировала простую спутниковую услугу для передачи текстовых сообщений в радиотелефон, и вопрос заключается в том, будет ли ФКС рассматривать это действие, как требующее выдачи специальной лицензии.

Важно также, насколько быстро операторы сетей сотовой связи смогут использовать приобретенный ими радиочастотный спектр. Может сложиться так, что пока они будут реализовывать мероприятия по использованию спектра, компании TerreStar и MSV успеют успешно освоить денежные средства Harbinger. Может быть, Harbinger ускорит процесс внедрения системы ATC, инвестируя несколько млрд долл. в деятельность операторов сотовой связи. Если подобное произойдет, другие операторы из конкурентных соображений последуют их примеру.

Если же операторы сетей сотовой связи найдут более эффективные пути использования полученной ими ограниченной части спектра или же потребление услуг не окажется таким высоким, как ожидается, то консолидация рынка вряд ли произойдет. Какие же цели в конечном итоге преследуют MSS-операторы? Во-первых, они намерены предоставлять услуги населению в тех районах, где покрытие сетями сотовой связи обеспечивается в неполной мере. Во-вторых, они намерены предоставлять разнообразные мобильные услуги, а не только услугу передачи речи. В-третьих, MSS-операторы в большей степени склонны предлагать операторам сетей беспроводной связи дополнительные услуги, чем напрямую бороться с ними за пользователей. J

По материалам журнала Via Satellite

СОБЫТИЯ I Новости компаний

Уникальная модель сенсорного монитора

В рамках прошедшей в Москве третьей специализированной выставки «Терминалы. Вендинг. Киоски 2008» американская компания Е1о ТоисНБу51ет5 - мировой лидер и основатель сенсорных технологий — впервые представила в России новые модели широкоформатных сенсорных мониторов Е1о ТоисНБу51ет5 19001 и 22001.

Особенность этих моделей заключается в том, что они предлагаются в комплектации с уникальной сенсорной технологией

(APR), которая позволяет воспринимать прикосновение к экрану совершенно новым образом. Сенсор генерирует уникальный звук в любой точке экрана. Четыре крошечных датчика, закрепленных по краям экранов, принимают сигнал сенсора. Звук оцифровывается, затем передается контроллером и сравнивается со списком ранее записанных сигналов для каждой точки экрана. Курсор мгновенно перемещается в точку, соответствующую месту касания. APR игнорирует звуки окружающей среды и любые внешние звуки, если они не входят в ранее сохраненный список.

Эта уникальная сенсорная технология позволяет работать с любым указующим предметом: рукой (в том числе и в перчатке), кредитной картой, ручкой, ногтем, а также обладает целым рядом других преимуществ.

Благодаря технологии распознавания акустических импульсов (APR) компании Elo TouchSystems и широкому экрану сенсорные мониторы 1900L и 2200L являются оптимальным решением для использования в торговых сетях с большой нагрузкой, пунктах обслужива-

ния, медицинских учреждениях и других общественных местах. J

www.elotouch.com.

Business Intelligence-2009

4 марта в Москве состоится IV Форум «Business Intelligence-2009». Основным тематическим фокусом мероприятия станет обсуждение необходимости ведения BI-проектов в период кризиса. На мероприятии будут рассматриваться вопросы интеграции BI-систем в общую ИТ-инфраструктуру предприятия, внедрения совместно используемых BI-сервисов, роль BI как средства прироста клиентского бизнеса, управление кредитными рисками и обеспечение ликвидности с помощью решений Business Intelligence, проблемы качества данных, оптимизации затрат и многое другое.

Свое участие с докладом подтвердили: Евгений Туткевич, заместитель председателя правления банка «Русский Стандарт»; Сергей Анохин, вице-президент «ВТБ 24»; Валентин Копытин, заместитель финансового директора Genser. J

www.ahconferences.com

Век Качества N° 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.