Научная статья на тему 'Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности'

Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2550
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бажанова М.А., Федорова Н.В.

Рассматриваются и раскрываются методы оценки маркетинговой деятельности. Также определяются наиболее важные вопросы, ответы на которые помогают определить самый эффективный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Globalstar - наиболее динамично развивающаяся и перспективная система персональной мобильной спутниковой связи. В плане предоставления услуг телефонии и GSM-аналогичных услуг. В распоряжении Globalstar находится 52 низкоорбитальных спутника, 4 из которых находится в резерве. Данные Телефоны Globalstar одновременно являются и сотовыми, поскольку могут работать в одной из сотовых сетей (GSM, AMPS или CDMA). Тем самым сводится к минимуму основной недостаток спутниковой связи -необходимость наличия «прямой» видимости между телефоном и спутником, без которой устойчивая работа ни одного спутникового телефона невозможна. Представитель в России - ЗАО «ГлобалТел».

Thuraya - первая система доступной мобильной спутниковой связи, обеспечивающая покрытие территории более 110 стран Европы, Центральной Азии, Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки. Работа данной сети обеспечивается лишь одним геостационарным спутником. Телефоны также могут работать в режиме обычных сотовых. Представитель в России - ЗАО «ТМ САТ». Компания обладает эксклюзивным правом на распространение на рынке Российской Федерации услуг и оборудования спутниковой связи компании, включая продажу спутниковых телефонов, дополнительного оборудования и аксессуаров для пользователей, и гарантийное обслуживание.

Iridium - международный оператор спутниковой мобильной связи, покрывающий всю территорию Земли. В его распоряжении находится 66 спутников. В России в мае 2009 года Iridium объявил о создании

российского ООО «Иридиум коммьюникейшенс», которая является представителем фирмы [2].

Стоит отметить, что значительное число абонентов - работники банковской сферы, которые с помощью спутниковых терминалов часто играют в «найди меня» посредством GPS в аппаратах Thuraya - скидывают координаты смской и ищут друг друга. Другую клиентскую группу составляют охотники, рыболовы и туристы, которые осваивают удаленные территории области, в частности, карельское направление. Основным преимуществом спутниковой связи является то, что затраты на нее не зависят от расстояния. По применимости в труднодоступных районах равных и близких конкурентов нет.

Для того чтобы услуги спутниковых мобильных операторов имели массовый спрос, прежде всего необходимо сделать их доступнее в ценовом компоненте, и лишь после этого обращать внимание на внешний вид и размеры аппарата, присутствие привычных для сотовой связи услуг и возможностей. Второй компонент достижим уже сегодня, однако по ценам аппараты и услуги для большинства горожан просто нерентабельны.

Библиографические ссылки

1. Макаренко Д. В. Обзор российского рынка // Технологии и средства связи. 2003. № 5. URL: http://bre.ru/security/19918.htm.

2. Васюков Г. Спутниковые телефоны: ненужный хайтек? URL: http://www.technograd.com/test/306.

© Афонин А. А., Васильев М. А., 2012

УДК 339.138

М. А. Бажанова Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются и раскрываются методы оценки маркетинговой деятельности. Также определяются наиболее важные вопросы, ответы на которые помогают определить самый эффективный метод.

Оценки успешности маркетинговой деятельности разрабатываются для того, чтобы убедиться, что анализируемое предприятие или компания достигли заданного уровня объема продаж, прибыли и других целей, сформулированных в маркетинговых и стратегических планах. В совокупности эти планы отражают результаты деятельности по планированию, которые указывают, как должны быть распределены ресурсы между рынками, товарами и мероприятиями комплекса маркетинга.

На данном этапе развития маркетинговой деятельности наука пока не выработала единых методических основ полной и всесторонней оценки эффективности маркетинга, доступной для практического использования в реальной повсеместной работе организаций.

Ученые выдвигают различные гипотезы по поводу того какая из маркетинговых политик будет являться

самой эффективной по отношению к предприятию любой направленности или отросли. Самым часто используемым методом является метод оценки эффективности маркетинговой деятельности как совокупность затрат на маркетинг. При этом методе используются экономико-статистические методы в исследовании зависимости между затратами на маркетинг и финансовым результатом, но в данном случае оценка эффективности затрат производится качественней, чем оценка маркетинговой деятельности. Несмотря на эту погрешность, в настоящее время данная оценка является самой востребованной [2].

Основными функциями управления считаются грамотное планирование и организация данной деятельности, поскольку от качества и объективности планов маркетинга зависит успех всей маркетинговой деятельности. Если смотреть обобщенно, то разработ-

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

ка системы оценки эффективности маркетинговой деятельности подобна проектированию приборного щитка автомобиля. Она позволяет определить значимую информацию по управлению стратегией компании, в то время как другие менее важные индикаторы можно опустить или предоставить только по требованию. Такое сравнение позволяет показать, что данная система должна включать в себя наиболее важные показатели для оценки степени продвижения компании к цели.

Разработка систем контроля для оценки успешности маркетинговой деятельности на уровне товарно-рыночных позиций и отдельных мероприятий предполагает получение ответов на четыре важных вопроса:

• Кому и какая именно информация нужна?

• Когда и как часто нужна информация?

• Каким образом необходимо предоставлять информацию (способ, формат, уровень, агрегирование).

• Какие непредвиденные обстоятельства следует предусматривать? [1]

Первая и самая главная цель маркетинга - это уровень продаж, которого достигает компания (предприятие) или отдельная позиция «товар/рынок». Из этого и следует самый первый и один из важных вопрос: Кому нужна информация по сбыту? Она нужна руководству высшего уровня, руководителям другой сферы, менеджерам по маркетингу. Из данного вопроса следует анализ маркетинговой среды, а именно: анализ сбыта; анализ сбыта по территориям; анализ сбыта по продуктам; анализ сбыта по размерам заказа; анализ сбыта по покупателям; факторы объема продаж/доли рынка; постатейный анализ прибыли и расходов.

Следующий вопрос необходим по той причине, что своевременность является ключевым критерием при разработке системы оценки эффективности маркетинговой деятельности. Менеджеры часто отслеживают информацию об эффективности - не важно, касается он продаж, прибыли или расходов - с определенной периодичностью, поскольку у них нет времени или надобности оценивать эффективность по каждой позиции ежеминутно.

Отвечая на вопрос «как предоставлять информацию?», следует понимать, что обладание нужной и своевременной информацией и ее представление таким образом, чтобы ее можно было легко и быстро использовать - разные вещи.

Последний по списку, но не последний по значимости вопрос о непредвиденных обстоятельствах.

Поскольку все стратегии и программы основаны на предположениях, которые возможны в будущем, они подвержены риску. Поэтому необходимо следовать процессу планирования на случай непредвиденных обстоятельств, которые включают следующие элементы: идентификацию важнейших предположений; определение вероятности того, что предположения окажутся верными; ранжирование важности предположений; мониторинг и контроль плана действий; установку «триггеров» которые будут активизировать план на случай непредвиденных обстоятельств; и подробное изложение альтернативных вариантов ответной реакции [3].

Резюмируя вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы:

• Успешное проектирование, как системы стратегического контроля, так и системы оценки успешности маркетинговой деятельности помогает обеспечить достижение запланированных результатов.

• Системы контроля, которые обеспечивают необходимую информацию, - с использованием способов, форматов, уровней агрегирования и в сроки, которые нужны и удобны пользователям, — могут являться важными источниками создания конкурентного преимущества. Мы обсудили четыре ключевых вопроса, которые должны рассмотреть разработчики таких систем.

• Время от времени полезно отвлечься от повседневных результатов и внимательно рассмотреть на маркетинговую эффектность компании в целом с точки зрения более длительного периода времени. Маркетинговый аудит является полезным инструментом для проведения такой оценки.

Библиографические ссылки

1. Жан-Клод Ларреше (Jean-Claude Larreche), профессор маркетинга Европейского института делового администрирования INSEAD. Оковы стереотипов маркетинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/2006/03/17/sistema_ocenkijeffe ktivnostim URL: arketingovojj_dejatelnosti.html.

2. Соловьев Б. А. Маркетинг. М. : Инфра-М, 2009.

3. Стратегический план. Управление в маркетинге [Электронный ресурс]. URL: http://www. strategplann.ru/upravlenie-v-marketinge/metody-otsenki-effektivnosti-marketingovoj-dejatelnosti.htm.l.

© Бажанова М. А., 2012

УДК 338.4

М. В. Баранова, А. В. Бурова Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ» ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА»

Проблема конкурентоспособности отечественных предприятий, в условиях глобализации мировой экономики, на сегодняшний день становится одной из ключевых для российского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.