Научная статья на тему 'Выявление отношения студентов к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»'

Выявление отношения студентов к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шатохин А. Г., Манжелей И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление отношения студентов к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

нентов, при взаимодействии которых формируется высокий уровень профессиональной компетентности. Достижение его определяет эффективность профессиональной деятельности преподавателей. Организация процесса по достижению вышеназванной цели возможна при выявлении показателей, определяющих эффективность их профессиональной деятельности. Результаты исследования по выявлению показателей, определяющих эффективность профессиональной деятельности преподавателей, представлены в таблице.

Профессиональная компетентность преподавателей по физическому воспитанию представляет собой интегративное качество, включающее уровень овладения ими знаниями, навыками, умениями профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта на основе сформированных способностей к саморазвитию, а также умений определять характер и содержание физкультурно-спортивной деятельности в зависимости от ситуации.

Для преподавателей по физическому воспитанию высших учебных заведений проблема профессиональной компетентности имеет первостепенное значение, поскольку она определяет параметры собственного развития преподавателей в сфере физической культуры и спорта, а также эффективность их деятельности. Проведенное исследование свидетельствует о значимой роли личностных интеллектуальных и психологических характеристик преподавателей в структу-

ре их профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность, в свою очередь, характеризуется целым рядом показателей, определяющих эффективность их профессиональной деятельности в вузе.

Вывод. Проведенное исследование свидетельствует, что выявленные показатели позволяют наиболее объективно оценить эффективность профессиональной деятельности преподавателей по физическому воспитанию высших учебных заведений.

Литература

1. Болотин А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 6. - С. 58-59.

2. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.

References

1. Bolotin, A.E. Faktory, opredelyayushchie vklyuchennost' studentov gornykh spetsial'nostey v fizkul'turno-sportivnuyu deyatel'nost' (Factors determining involvement of students of mining specialities in sports activity) / A.E. Bolotin, Yu.V. Yakovlev // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 6 - P. 58-59.

2. Bolotin, A.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya ispol'zovaniya sredstv fizicheskoy kul'tury dlya adaptatsii studentov k professional'noy deyatel'nosti (Educational technology of using means of physical culture to adapt students to professional activity) / A.E. Bolotin, V.A. Shchegolev, V.V. Bakaev // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 7 - P. 16-20.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВНЕДРЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

УДК/UDC 796

Поступила в редакцию 18.06.2015 г.

А.Г. Шатохин1

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1

1 Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание молодежи, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», отношение студентов.

Введение. В целях совершенствования физического и патриотического воспитания в марте 2014 г Президентом РФ был подписан Указ № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Сейчас по всей стране идет опытно-экспериментальная работа по внедрению ВФСК ГТО, в рамках которой большую роль играет отношение общественности к внедрению комплекса и идее патриотического воспитания в контексте формирования культуры здоровья, спортивной культуры и прикладной физической подготовки детей и молодежи [1].

Цель исследования - выявление отношения студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования к патриотизму и внедрению ВФСК ГТО.

Методика и организация исследования. В ходе работы нами с учетом требований к проведению социально-педагогических исследований была разработана анкета, состоящая из 8 блоков открытых и закрытых вопросов.

Исследование проводилось в апреле-мае 2015 г. на базе ФБГОУ ВПО «Тюменский государственный университет и ГА-ПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж» с привлечением 500 студентов (по 50 человек в каждой из 10 условных групп студентов).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследований свидетельствуют, что 60,8 % опрошенных девушек и 51,2 % юношей считают себя патриотами. В то же время

6,3 %о юношей и 3,1 %о девушек не считают себя патриотами, а около 30 %о девушек и юношей могут частично причислить себя к сообществу «патриотов». Респонденты ответили, что на формирование их патриотических чувств в большей мере повлияли родители (более 50 0%), образовательное учреждение (около 20 0%) и политическая ситуация в мире (11 %).

Большинство студентов считают, что участие в кампании ВФСК ГТО - символом проявления патриотизма и позволит регулярно проверять уровень своей физической подготовленности, улучшить состояние своего здоровья. Однако есть такие, кто полагает, что ВФСК ГТО - ненужная политическая акция, причем это в большей мере юноши, обучающиеся в вузе (28,3 0%), что вполне согласуется с недостаточно высокими результатами их физической подготовленности (около 60 % студентов-юношей не смогли выполнить нормы комплекса ГТО по тесту общей выносливости).

Выводы. Постановка патриотического и физического воспитания на качественно ином уровне требует сегодня нового взгляда на проблему в контексте идей экологической психологии, согласно которым изменение поведения человека и его индивидуальности без изменения окружающей его среды позволяет добиться временных успехов, а не решает проблемы в корне.

Литература

1. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 8. - С. 7-11.

Информация для связи с автором [email protected]

38

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2015 Сентябрь | September

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.