Научная статья на тему 'Показатели, определяющие эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания'

Показатели, определяющие эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL PERFORMANCE / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ / PHYSICAL EDUCATION TEACHERS / СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин А. Э., Караван А. В.

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию показателей, определяющих эффективность профессиональной деятельности преподавателей. К числу наиболее значимых показателей авторы относят высокое качество организации и проведения учебных занятий по физической культуре и спорту со студентами вуза; хорошо развитые навыки обучения новым двигательным действиям, с использованием последних достижений спортивной педагогической науки и образовательных технологий. Важными показателями являются: высокая активность при публикации научных статей, раскрывающих содержание новых достижений в физкультурно-спортивной деятельности; хорошо сформированные навыки коммуникативной деятельности, позволяющие правильно строить взаимоотношения со студентами и коллегами во время профессиональной деятельности. К менее значимым показателям отнесены наличие высоких результатов в подготовке сборных команд вуза и их выступления на различных соревнованиях городского, республиканского, всероссийского и международного масштабов; умелое использование новейших достижений спортивной педагогической науки в профессиональной деятельности по физическому воспитанию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин А. Э., Караван А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели, определяющие эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания»

ПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УДК/UDC 796.077.5

Информация для связи с автором: a [email protected]

Поступила в редакцию 31.05.2015 г.

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор А.Э. Болотин1

Кандидат педагогических наук, профессор А.В. Караван2

1 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

2 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

ACADEMIC STAFF PERFORMANCE INDICATORS IN PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT

Honorary Figure of Russian Higher Education, Dr.Hab., Professor A.E. Bolotin1

Ph.D., Professor A.V. Karavan2

Saint-Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg

2

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию показателей, определяющих эффективность профессиональной деятельности преподавателей. К числу наиболее значимых показателей авторы относят высокое качество организации и проведения учебных занятий по физической культуре и спорту со студентами вуза; хорошо развитые навыки обучения новым двигательным действиям, с использованием последних достижений спортивной педагогической науки и образовательных технологий. Важными показателями являются: высокая активность при публикации научных статей, раскрывающих содержание новых достижений в физкультурно-спортивной деятельности; хорошо сформированные навыки коммуникативной деятельности, позволяющие правильно строить взаимоотношения со студентами и коллегами во время профессиональной деятельности. К менее значимым показателям отнесены наличие высоких результатов в подготовке сборных команд вуза и их выступления на различных соревнованиях городского, республиканского, всероссийского и международного масштабов; умелое использование новейших достижений спортивной педагогической науки в профессиональной деятельности по физическому воспитанию студентов.

Ключевые слова: показатели; эффективность профессиональной деятельности; преподаватели по физическому воспитанию; студенты высших учебных заведений.

Annotation

The findings of the authors' research on the substantiation of the teachers' professional performance indicators are given in the paper. Among the most significant indicators named by the authors were the high quality of the organization and implementation of physical education and sports classes with university students; well-developed skills of learning new motor actions using the latest achievements in sports pedagogics and educational technology. The important indicators were high activity in the publication of scientific articles describing the latest achievements in physical education and sports activities; well-formed communicative skills allowing for building proper relationships with students and colleagues during professional activity. Good results in the training of university teams and their performance in various urban, republican, national and international competitions; the skillful use of the latest achievements in the sports pedagogical science in professional activity on physical education of students were attributed to less significant indicators.

Keywords: indicators, professional performance, physical education teachers, students of higher educational institutions.

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Введение. В настоящее время изменения, происходящие в России, требуют от преподавательского состава по физическому воспитанию повышения эффективности профессиональной деятельности [1, 2]. Это связано с активным реформированием высшей школы. Одной из задач реформирования высшей школы в России является формирование новой системы оценки профессиональной деятельности преподавательского состава высших учебных заведений, основанной на определенных показателях.

Проблема, связанная с выявлением этих показателей, относительно новая для педагогической науки. Однако необходимо отметить, что проведение научных исследо-

ваний в названной области вызывает определенный интерес у определенной группы ученых [1, 2].

Известно, что преподаватели по физическому воспитанию в высшей школе выполняют несколько важных функций, связанных с образованием и воспитанием студентов. Реализация образовательной функции дает студентам новые знания о роли физических упражнений в укреплении их собственного здоровья и повышении уровня работоспособности в будущей профессиональной деятельности после окончания вуза. Воспитательная функция проявляется в формировании гармонично развитой личности студентов. Реализация данной функции способствует развитию у них навыков здорового образа жизни и правильного поведения в обществе. Вместе

с тем нельзя в полной мере реализовать названные функции, если профессиональная деятельность преподавателей по физическому воспитанию в вузах не будет эффективной.

В настоящее время необходимо обоснование объективной оценки эффективности профессиональной деятельности преподавательского состава по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. Другими словами, необходима смена приоритета в оценке профессиональной деятельности преподавательского состава высших учебных заведений в соответствии с современными требованиями. Практическое решение данной задачи тесно связано с реализацией системного подхода к изучению показателей, определяющих высокую эффективность профессиональной деятельности преподавательского состава по физическому воспитанию.

Цель исследования - обосновать показатели, определяющие эффективность профессиональной деятельности преподавательского состава вузов по физическому воспитанию.

Методика и организация исследования. Для обоснования показателей, определяющих эффективность профессиональной деятельности преподавательского состава вузов по физическому воспитанию был проведен опрос преподавателей трех вузов Санкт-Петербурга. В опросе приняли участие 78 респондентов из Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и Национального минерально-сырьевого университета «Горный». Респондентам было предложено оценить показатели, определяющие эффективность профессиональной деятельности преподавательского состава вузов по физическому воспитанию. Показатели измерялись по девятибалльной шкале. Величина связи конкретного показателя с эффективностью профессиональной деятельности преподавателей по физическому воспитанию вузов определялась по величине коэффициента корреляции. Затем определялось ранговое место каждого показателя по выявленной величине коэффициента корреляции.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время преподаватели по физическому воспитанию должны быть ориентированы на повышение эффективности выполнения профессиональных действий. В соответствии с данными обстоятельствами на кафедре физического воспитания необходимо создавать условия для их саморазвития. Эти условия позволяют расширить знания преподавателей по физическому воспитанию в сфере собственной профессиональной деятельности. Решая профессиональную проблему, преподаватели по физическому воспитанию пре-

одолевают разрыв между наличным и необходимым знанием. В результате этого возникает новое знание, расширяется круг профессиональных вопросов, успешно решаемых педагогом. Переход в качественно новое состояние происходит благодаря саморазвитию в познании нового.

Таким образом, саморазвитие преподавателей по физическому воспитанию происходит на основе систематической работы над разрешением возникающих в процессе профессиональной деятельности противоречий. В ходе саморазвития они формируют новые знания, новые методы познания вопросов в сфере физической культуры и спорта. Это способствует росту их профессиональной компетентности. Применительно к профессиональной деятельности данное качество преподавателей будет способствовать повышению ее эффективности.

Объективное содержание профессиональной компетентности раскрывается на основе понимания преподавателем сути профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность преподавателей по физическому воспитанию имеет свои признаки. Ими являются:

- уровень профессиональной компетентности (задается объективными факторами, связанными с особенностями их профессиональной деятельности);

- профессиональная компетентность (имеет форму личного выражения);

- профессиональная компетентность (выступает как продукт общественной потребности в физическом развитии студентов).

Таким образом, профессиональная компетентность преподавателей по физическому воспитанию включает систему индивидуально-психологических характеристик, которые раскрывают их стремление к саморазвитию. Профессиональная компетентность представляет собой качественную характеристику степени овладения преподавателем по физическому воспитанию своей специальностью.

Высокий уровень профессиональной компетентности выражается в способностях преподавателей к анализу собственной деятельности, а также умении определять характер и содержание деятельности в зависимости от ситуации. Важными представляются способности принимать правильные решения и подавлять собственную неуверенность. Для установления предпосылок успешной профессиональной деятельности преподаватели по физическому воспитанию должны не только иметь соответствующие интеллектуальные и психологические характеристики, но и представлять собой целостную личностную систему. Эту систему характеризует комплекс компо-

Анализ корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности преподавателей в зависимости от показателей, характеризующих их компетентность в сфере физкультурно-спортивной деятельности

Ранг Показатели, характеризующие компетентность преподавателей в сфере физкультурно- спортивной деятельности Эффективность профессиональной деятельности

1 Высокое качество организации и проведения учебных занятий по физической культуре и спорту со студентами вуза +0,71

2 Хорошо развитые навыки обучения новым двигательным действиям студентов с использованием новейших достижений спортивной педагогической науки и образовательных технологий +0,67

3 Высокая активность при публикации научных статей, раскрывающих новые достижения в физкультурно-спортивной деятельности +0,64

4 Хорошо сформированные навыки коммуникативной деятельности, позволяющие правильно строить взаимоотношения со студентами и коллегами во время профессиональной деятельности +0,51

5 Наличие высоких результатов в подготовке сборных команд вуза и их выступлениях на различных соревнованиях городского, республиканского, всероссийского и международного масштабов +0,48

6 Грамотное использование новейших достижений спортивной педагогической науки в профессиональной деятельности по физическому воспитанию студентов +0,45

7 Высокая активность и трудолюбие преподавателей при организации самостоятельной работы по приобретению новых знаний в сфере физической культуры и спорта +0,39

№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег

http://www.teoriya.ru

37

нентов, при взаимодействии которых формируется высокий уровень профессиональной компетентности. Достижение его определяет эффективность профессиональной деятельности преподавателей. Организация процесса по достижению вышеназванной цели возможна при выявлении показателей, определяющих эффективность их профессиональной деятельности. Результаты исследования по выявлению показателей, определяющих эффективность профессиональной деятельности преподавателей, представлены в таблице.

Профессиональная компетентность преподавателей по физическому воспитанию представляет собой интегративное качество, включающее уровень овладения ими знаниями, навыками, умениями профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта на основе сформированных способностей к саморазвитию, а также умений определять характер и содержание физкультурно-спортивной деятельности в зависимости от ситуации.

Для преподавателей по физическому воспитанию высших учебных заведений проблема профессиональной компетентности имеет первостепенное значение, поскольку она определяет параметры собственного развития преподавателей в сфере физической культуры и спорта, а также эффективность их деятельности. Проведенное исследование свидетельствует о значимой роли личностных интеллектуальных и психологических характеристик преподавателей в структу-

ре их профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность, в свою очередь, характеризуется целым рядом показателей, определяющих эффективность их профессиональной деятельности в вузе.

Вывод. Проведенное исследование свидетельствует, что выявленные показатели позволяют наиболее объективно оценить эффективность профессиональной деятельности преподавателей по физическому воспитанию высших учебных заведений.

Литература

1. Болотин А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 6. - С. 58-59.

2. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.

References

1. Bolotin, A.E. Faktory, opredelyayushchie vklyuchennost' studentov gornykh spetsial'nostey v fizkul'turno-sportivnuyu deyatel'nost' (Factors determining involvement of students of mining specialities in sports activity) / A.E. Bolotin, Yu.V. Yakovlev // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 6 - P. 58-59.

2. Bolotin, A.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya ispol'zovaniya sredstv fizicheskoy kul'tury dlya adaptatsii studentov k professional'noy deyatel'nosti (Educational technology of using means of physical culture to adapt students to professional activity) / A.E. Bolotin, V.A. Shchegolev, V.V. Bakaev // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014. - № 7 - P. 16-20.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВНЕДРЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

УДК/UDC 796

Поступила в редакцию 18.06.2015 г.

А.Г. Шатохин1

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1

1 Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание молодежи, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», отношение студентов.

Введение. В целях совершенствования физического и патриотического воспитания в марте 2014 г. Президентом РФ был подписан Указ № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Сейчас по всей стране идет опытно-экспериментальная работа по внедрению ВФСК ГТО, в рамках которой большую роль играет отношение общественности к внедрению комплекса и идее патриотического воспитания в контексте формирования культуры здоровья, спортивной культуры и прикладной физической подготовки детей и молодежи [1].

Цель исследования - выявление отношения студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования к патриотизму и внедрению ВФСК ГТО.

Методика и организация исследования. В ходе работы нами с учетом требований к проведению социально-педагогических исследований была разработана анкета, состоящая из 8 блоков открытых и закрытых вопросов.

Исследование проводилось в апреле-мае 2015 г. на базе ФБГОУ ВПО «Тюменский государственный университет и ГА-ПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж» с привлечением 500 студентов (по 50 человек в каждой из 10 условных групп студентов).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследований свидетельствуют, что 60,8 % опрошенных девушек и 51,2 % юношей считают себя патриотами. В то же время

6,3 %о юношей и 3,1 %о девушек не считают себя патриотами, а около 30 %о девушек и юношей могут частично причислить себя к сообществу «патриотов». Респонденты ответили, что на формирование их патриотических чувств в большей мере повлияли родители (более 50 0%), образовательное учреждение (около 20 0%) и политическая ситуация в мире (11 %).

Большинство студентов считают, что участие в кампании ВФСК ГТО - символом проявления патриотизма и позволит регулярно проверять уровень своей физической подготовленности, улучшить состояние своего здоровья. Однако есть такие, кто полагает, что ВФСК ГТО - ненужная политическая акция, причем это в большей мере юноши, обучающиеся в вузе (28,3 0%), что вполне согласуется с недостаточно высокими результатами их физической подготовленности (около 60 % студентов-юношей не смогли выполнить нормы комплекса ГТО по тесту общей выносливости).

Выводы. Постановка патриотического и физического воспитания на качественно ином уровне требует сегодня нового взгляда на проблему в контексте идей экологической психологии, согласно которым изменение поведения человека и его индивидуальности без изменения окружающей его среды позволяет добиться временных успехов, а не решает проблемы в корне.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 8. - С. 7-11.

Информация для связи с автором [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.