Выявление особенностей преподавания делового английского языка в ВУЗе: анализ заданий учебного пособия Business Vocabulary in Use (Advanced)
Покровская Наталья Владимировна,
кандидат юридических наук, аспирант Московского государственного лингвистического университета E-mail: [email protected]
В статье проанализирована важность изучения делового английского языка в современных вузах. Изучение и знание языков, в том числе знание английского языка как языка международного общения, в настоящее время играет большую роль. Актуальность темы данной научной статьи обусловлена тем, что в современном мире наблюдается противоречие между традиционной подготовкой будущих специалистов к бизнес-коммуникации и необходимостью разработки и включения в образовательный процесс новых программ, направленных на воспитание компетентного специалиста. В процессе исследования были выделены основные образовательные технологии, способствующие усвоению и развитию межкультурной коммуникации в бизнес-среде с помощью делового английского языка. Специфика преподавания делового английского языка была исследована на примере учебного пособия «Business Vocabulary in Use (Advanced)», были рассмотрены основные практические учебные задания, используемые в учебном пособии. Результаты проведенного исследования позволили сделать авторский вывод о необходимости расширения ключевого спектра заданий в современных учебных пособиях по деловому английскому языку, в частности, включения в них таких практических заданий, как кейс-задания, оформление презентаций, работа с аудио- и видеоматериалами и составление резюме.
Ключевые слова: преподавание, образовательный процесс, образовательные технологии, английский язык, преподавание английского языка, деловой английский язык, преподавание делового английского языка.
Изучение и знание языков, в том числе знание английского языка как языка международного общения, в настоящее время играет большую роль. Английский язык, как свидетельствуют данные «Ethnologue: Languages of the World», на сегодняшний день занимает по количеству носителей языка третье место в мире, уступая при этом только испанскому и китайскому языкам [7].
В результате того, что в современном мире происходит все большее развитие процессов кооперации и глобализации, представители бизнес-сообщества должны владеть деловым английским языком, так как это продиктовано необходимостью осуществлять межкультурную деловую коммуникацию с бизнес-партнерами. Данные обстоятельства обусловили тот факт, что на сегодняшний день многие международные и транснациональные компании находятся в поиске специалистов, которые владеют, в том числе, английским языком [4, с 107.].
Обозначенные обстоятельства, в первую очередь, подтверждают актуальность и целесообразность добавления такой дисциплины, как «деловой иностранный язык» в учебные планы неязыковых вузов. В процессе преподавания делового английского языка основной акцент делается на лексику делового языка, исследование устойчивых выражений и клише, которые используются в рамках межкультурной деловой коммуникации, и т.д.
Согласно научным воззрениям современных исследователей, в курсе делового английского языка общепрофессиональная ориентация, в первую очередь, позволяет отнести его к модели ин-тегративного типа, предполагающей использование с целью овладения профессионально значимыми элементами предметного содержания иных дисциплин иностранного языка, в частности, английского языка [1, с. 169; 3, с. 52].
При преподавании делового английского языка требуется использовать современную модель взаимодействия обучающегося и преподавателя, при которой преподаватель проводит совместный анализ материала со студентом и выступает в качестве консультанта, что способствует формированию деловой иностранной межкультурной компетенции.
При исследовании особенностей преподавания делового английского языка в вузе Е.А. Спинова и М.Ю. Клименкова пришли к выводу о том, что в рамках преподавания система образовательной деятельности, прежде всего, должна строиться на использовании образовательных технологий
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
интерактивного и активного характера при одновременном снижении репродуктивных образовательных форм [2, с. 33]. В свою очередь, в научных трудах Н.В. Покровской отмечалось, что в образовательном процессе к активным технологиям следует относить следующие виды технологий:
- информационно-коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- проектные технологии;
- технологии проблемного и развивающего обучения [5, с. 84].
В контексте настоящей статьи мы попытаемся проследить особенности применения выделенных образовательных технологий в процессе преподавания делового английского языка с помощью анализа заданий из учебного пособия Business Vocabulary in Use (Advanced).
В учебном пособии Business Vocabulary in Use (Advanced) [6] используются следующие разновидности работ практического характера для студентов:
1. Проекты.
Некоторые учебные задания исследуемого учебного пособия представлены в виде проектов. Так, в разделе 13 «Quality standards» обучающимся студентам после изучения Стандартов качества предлагается узнать об организации, которая приняла ISO 9000:
«Find out about an organization (perhaps your own, or one of its suppliers) that has adopted standards such
as ISO 9000. Identify one of the ways in which this has changed the way that the company works» [6, c. 35].
В учебном задании раздела 14 «Quality and people» обучающимся студентам предлагается самостоятельно описать организацию (собственную или любую другую) с позиции модели EFQM [6, с. 36-37]:
«Describe your own organization, or one you know, in terms of the EFQM model».
Одним из наиболее интересных проектных заданий для обучающихся студентов, представленных в исследуемом учебном пособии, считается упражнение 18.2, предлагающее студентам заполнить таблицу SWOT-анализа по примерам (рис. 1):
«1 We have some very good lecturers, especially in science and engineering.
2 There may be an economic slowdown next year, with fewer students able to afford to come here.
3 We are situated in one of the UK's most attractive cities.
4 We need to improve our facilities -students these days expect very high-class accommodation, restaurants, etc.
5 The English language is a key asset. Everyone wants to study in English.
6 There are some excellent universities in the US that are also strong in the subjects that we teach. They may challenge our position.
7 In the long term, there are potentially more and more students from abroad looking to study in the UK» [6, с. 45].
Strengths Weaknesses Opportunities Threats
very good Lecturers
Рис. 1. Таблица SWOT-анализа [6, с. 45]
2. Заполнение документов стандартизированного характера.
В учебном пособии встречаются интересные образовательные задания, связанные с заполнением стандартизированных документов. Так, в задании 12.2 учебного пособия Business Vocabulary in Use (Advanced) [6, с. 32-33] обучающимся предлагается заполнить памятку, используя правильные формы выражений из А и В раздела 12 («Quality in manufacturing», «Quality in services»):
«Memo: From: Jacqueline Toubon To: All hotel managers. Of course, buying a family holiday is a big investment for a lot of people, both financially and emotionally. We don't just want to satisfy customer needs. We want (1) them to be extremely happy. We want to avoid the situation where things are not what ° customers were expecting; we want (2) standards to be " exactly as described. When the hotel does not come S up to the description in the brochure, our clients are ^ extremely angry. This means (3) avoiding changes or Ц differences in relation to what we promise. Things may
be better than customers thought they would get. For example, the food may be better. This may be a way of going beyond (4) what customers were hoping for, but you must keep control of costs» [6, с. 32-33].
Еще одним интересным учебным заданием, используемым в учебном пособии Business Vocabulary in Use (Advanced), считается задание на заполнение таблицы активов. Так, в учебном задании 41.1 учебного пособия Business Vocabulary in Use (Advanced) обучающимся студентам предлагается заполнить в представленной форме (рис. 2) таблицу активов компании, используя при этом выражения и соответствующие цифры:
- «Paradigm has goodwill - in the form of hundreds of satisfied customers - worth an estimated £30 million. This is its only intangible asset.
- It has investments of £12 million in other companies.
- It has raw materials, unfinished goods and finished goods together worth £7 million.
- It owns equipment and machinery with a book value of £18 million.
It owns land with a book value of £62 million. The company has £22 million in its accounts at the bank.
- The company owns offices and factories with a book value of £188 million.
- Various people and organizations, including customers, owe £15 million» [6, c. 91].
Г
PARADIGM MANUFACTURING
Balance sheet a! 31 March
ASSETS (millions of pounds)
(a )-----------------
(b)
StOCks
(d)..................
Total current assets
№.....—.....................
ft)..........................................-
Equipment and machirery Total fixed assets (book value)
ffl ....................................
Total intangible assets TOTAL ASSETS
Рис. 2. Форма заполнения
3. Дискуссии.
Данный тип учебных работ предлагается практически в каждой серии упражнений учебного пособия Business Vocabulary in Use (Advanced). Приведем несколько примеров:
1) При исследовании темы «Employment and employability»:
- «Would it be possible to do your job as a freelancer? Why? / Why not?
- What are the advantages and disadvantages of being a freelancer?
- What are the advantages and disadvantages for companies who use freelancers?» [6, с. 17].
2) При исследовании темы «Flexibility and inflexibility»:
- «Is your country more like the US or France in its ways of working?
- Think of one advantage and one disadvantage of flexible working from the point of view of employers» [6, с. 19].
4. Письменный и устный перевод специализированных текстов.
Так, в упражнении 2.2 учебного пособия Business Vocabulary in Use (Advanced) предлагается ознакомиться с текстом «McGregor's ideas about managerial behaviour» и ответить на список вопросов (таблица 1).
5. Игровые методы.
В учебном пособии Business Vocabulary in Use (Advanced) используются так же игровые методы обучения, которые позволяют интенсифицировать процесс усвоения знаний в игровой форме. Так, в упражнении 19.1 в качестве игрового метода обучения английскому языку предлагается решить кроссворд, используя слова, предлагаемые
22 (с)....................................! 7 M
56
9 Щ 18
268
M
30
354
таблицы активов [6, c. 91] в А и В раздела 19 «Key strategic issues» [6, c. 4647].
Таблица 1. Вопросы к упражнению 2.2 Business Vocabulary in Use (Advanced) [6, с. 13]
№
1
Questions
What have the long-term effects of McGregor's thinking been, according to the article?
Which factors reveal whether a manager believes more in Theory X or Theory Y?
Name two things that result from these factors.
Did McGregor think that Theory X or Theory Y represented the best way off doing things?
Who influenced McGregor's thinking? What did this thinker believe to be the main factor in determining people's behaviour?
Is employee dissatisfaction due to something within employees themselves, according to this thinker? Why? I Why not?
6. Работа с деловыми письмами.
В качестве заданий для проработки написания деловых писем на английском языке можно рассмотреть следующее учебное задание. Так, в учебном задании 29.1 студентам предлагается заполнить четыре варианта электронных писем от производителя кондиционеров из Гонконга, при этом студенты должны использовать правильные формы выражений из А и В раздела 29 «Global brands» [6, c. 66-67] (рис. 3).
Такого рода упражнение, в первую очередь, направлено на осуществление письменного перевода специализированного текста, а также на проведение дискуссии по выбранной теме.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
2
5
6
0 9 Subject: ......._..........................................................for air conditioners
From: [email protected] To: [email protected]
DearMrSteinbosch, It was very nice meeting you in Johannesburg on Tuesday. Thanks again for
a very productive discussion! We would like now to draw up a
between Sophaircon and Airdistrib so that your company can make our machinery
at your plant in Port Elizabeth. If this arrangement is successful, we
would consider moving on in a few years to a full.......................................................agreement
between our two companies.
Рис. 3. Пример задания на заполнение электронного письма [6, с. 67]
о с
CJ
см см
В конце упражнения в учебном пособии предлагается написать памятку руководителю организации, в которой будут предложены способы поощрения инициативы для повышения мотивации сотрудников. Использование такого задания способствует обучению письменному деловому английскому языку, письменному переводу специализированных текстов.
Таким образом, исследование содержания учебного пособия Business Vocabulary in Use (Advanced) и специфики преподавания делового английского языка свидетельствует о том, что в структуру учебного пособия включены такие практически ориентированные учебные задания, как проекты, заполнение стандартизированных документов, игровые методы, дискуссии, письменный и устный перевод специализированных текстов, работа с деловыми письмами. Однако определенным недостатком данного учебного пособия считается отсутствие таких практических заданий, как кейс-задания, оформление презентаций, работа с аудио- и видеоматериалами и составление резюме.
Литература
1. Дмитриева Н.К. Реализация принципов междисциплинарного подхода в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. Т. 25. № 2. 2019. С.168-172.
2. Клименкова М.Ю., Спинова Е.А. Профессиональное образование: изучение теории и практики ведения переговоров на английском языке // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 1. - С. 31-35.
3. Кравчук Л.С. О реализации компетентностно-го подхода в преподавании иностранных языков в вузе МВД России // Вестник БелЮИ МВД России. 2011. № 2. C. 52-56.
4. Подоляк Р.Р. Особенности преподавания делового английского языка в вузе // Kant. 2019. № 3 (32). С. 102-107.
5. Покровская Н.В. Методические и дидактические аспекты преподавания делового английского языка в ВУЗе // Современное педагогическое образование. 2021. № 8. С. 82-87.
6. Mascull B. Business Vocabulary in Use (Advanced). Cambridge university press. 2017. 178 p.
7. Summary by language size [Electronic resource]. Ethnologue: languages of the world. 2018. URL: https://www.ethnoiogue.com/statistics/size
REVEALING THE PECULIARITIES OF TEACHING BUSINESS ENGLISH AT THE UNIVERSITY: ANALYSIS OF THE TASKS OF THE TEXTBOOK BUSINESS VOCABULARY IN USE (ADVANCED)
Pokrovskaia N.V.
Moscow State Linguistic University
The article analyzes the importance of studying Business English in modern universities. The study and knowledge of languages, including the knowledge of English as a language of international communication, currently plays an important role. The relevance of the research is owing to the fact that in modern world there is a contradiction between the traditional training of future specialists for business communication and the need to develop and include in the educational process new programs aimed at preparation of a competent specialist. The research identifies the main educational technologies that contribute to the training and development of intercultural communication skills in the business environment with the help of Business English. The research identifies the main educational technologies that contribute to the training and development of intercultural communication skills in the business environment with the help of Business English. The specifics of teaching Business English is described on the example of the textbook "Business Vocabulary in Use (Advanced)"; the study considers the main practical training tasks given in the textbook. The results of the study allow to make the conclusion about the need to expand the key range of tasks in modern textbooks on Business English, in particular, to include such practical tasks as case tasks, presentation design, work with audio and video materials and resume writing.
Keywords: teaching, educational process, educational technologies, English, teaching English, Business English, teaching Business English.
References
1. Dmitrieva N.K. Implementation of the principles of an interdisciplinary approach in the process of teaching a professionally oriented foreign language // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. T. 25. No. 2. 2019. PP. 168-172.
2. Klimenkova M. Yu., Spinova E.A. Professional education: studying the theory and practice of negotiation in English // Russian Foreign Economic Bulletin. 2010. No. 1. PP. 31-35.
3. Kravchuk L.S. On the implementation of the competence-based approach in teaching foreign languages at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of BelLUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 2. PP. 52-56.
4. Podolyak R.R. Features of teaching business English at a university // Kant. 2019. No. 3 (32). S. 102-107.
5. Pokrovskaya N.V. Methodological and didactic aspects of teaching business English at the university // Modern pedagogical education. 2021. No. 8. PP. 82-87.
6. Mascull B. Business Vocabulary in Use (Advanced). Cambridge university press. 2017. 178 p.
7. Summary by language size [Electronic resource]. Ethnologue: languages of the world. 2018. URL: https://www.ethnoiogue. com/statistics/size