Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖЕР / КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко В. В.

Для специалистов в области менеджмента взаимодействие с представителями различных государств, этнических групп и культур является одним из основных компонентов профессиональной деятельности. Будущим управленцам необходимо быть конкурентоспособными на российском и глобальном рынке труда и владеть поликультурной компетенцией, формирование которой возможно при изучении иностранного языка и использовании его при коммуникации. Курс на компетентностям подход в отечественном образовании обусловлен международной тенденцией перестройки высшего образования и затрагивает процесс преподавания, содержание обучения и оценивание результатов обучения. В данном исследовании автор проводит анализ содержательной части массовых открытых онлайн-курсов в категории «Деловой английский» без учета и с учетом культурного компонента для отбора тематических единиц с целью формирования и разработки авторского электронного курса по дисциплине ««Деловой иностранный язык» для студентов направления подготовки ««Менеджмент». Специфика обучения в Севастопольском государственном университете такова, что студенты приступают к дисциплине « Деловой иностранный язык» с базовыми знаниями традиционного курса делового английского языка. Поэтому включение культурного компонента, повышающего профессиональную компетентность, является логичным, обоснованным продолжением при обучении иностранному языку. Автором разработано содержание электронного курса для дисциплины «Деловой иностранный язык» с учетом поликультурного компонента. По мнению автора, включение предложенного перечня тем в учебный курс дисциплины способствует развитию поликультурной компетенции будущего менеджера. Исследование представляет ценность для разработчиков курсов по деловому иностранному языку, которые учитывают культурный компонент в своем содержании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысенко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE MANAGER MULTICULTURAL COMPETENCE CREATION: THE CONTENT ASPECT OF THE DISCIPLINE “FOREIGN BUSINESS LANGUAGE”

For specialists in the field of management, interaction with the representatives of different countries, ethnic groups and cultures is one of the main components of professional activities. Future managers need to be competitive in the Russian and global labor market and have multicultural competence, which creation is possible while learning a foreign language and using it in communication. The course towards a competence-based approach in domestic education is due to the international trend of restructuring higher education and affects the teaching process, the content of training and the assessment of learning outcomes. In this study, the author analyzes the content of the Massive open online courses in the Business English category without cultural component and taking such a cultural component into account while topic selection in order to create and develop the author’s electronic course for the discipline “Business foreign language” for students of management. Taking into account the specifics of teaching foreign language to students of the Sevastopol State University, students begin the discipline “Business foreign language” with basic knowledge of the traditional course of business English. Therefore, the inclusion of a cultural component that increases professional competence is a logical, reasonable continuation in teaching a foreign language. The author has developed the content of an electronic course for the discipline “Business foreign language”, taking into account the multicultural component. According to the author, the inclusion of the proposed list of topics in the curriculum of the discipline contributes to the development of the multicultural competence of the future manager. The study is of value to business language course developers who incorporate a cultural dimension into their content.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 378.147 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-1-141-159

Формирование поликультурной компетенции будущего менеджера: содержательный аспект дисциплины «Деловой иностранный язык»

Для специалистов в области менеджмента взаимодействие с представителями различных государств, этнических групп и культур является одним из основных компонентов профессиональной деятельности. Будущим управленцам необходимо быть конкурентоспособными на российском и глобальном рынке труда и владеть поликультурной компетенцией, формирование которой возможно при изучении иностранного языка и использовании его при коммуникации. Курс на ком-петентностный подход в отечественном образовании обусловлен международной тенденцией перестройки высшего образования и затрагивает процесс преподавания, содержание обучения и оценивание результатов обучения.

В данном исследовании автор проводит анализ содержательной части массовых открытых он-лайн-курсов в категории «Деловой английский» без учета и с учетом культурного компонента для отбора тематических единиц с целью формирования и разработки авторского электронного курса по дисциплине «<Деловой иностранный язык» для студентов направления подготовки «Менеджмент». Специфика обучения в Севастопольском государственном университете такова, что студенты приступают к дисциплине «Деловой иностранный язык» с базовыми знаниями традиционного курса делового английского языка. Поэтому включение культурного компонента, повышающего профессиональную компетентность, является

Как цитировать статью: Лысенко В. В. Формирование поликультурной компетенции будущего менеджера: содержательный аспект дисциплины «Деловой иностранный язык» // Ценности и смыслы. 2021. №1(71). С.141-159.

В. В. Лысенко

Аспирант Института стратегии развития образования РАО, г. Москва, старший преподаватель Севастопольского государственного университета E-mail: radasan@mail.ru

Vladlena V. Lysenko

Postgraduate Student, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Senior Lecturer, Sevastopol State University, Russia

логичным, обоснованным продолжением при обучении иностранному языку.

Автором разработано содержание электронного курса для дисциплины «Деловой иностранный язык» с учетом поликультурного компонента. По мнению автора, включение предложенного перечня тем в учебный курс дисциплины способствует развитию поликультурной компетенции будущего менеджера. Исследование представляет ценность для разработчиков курсов по деловому иностранному языку, которые учитывают культурный компонент в своем содержании.

Ключевые слова: поликультурная компетенция, деловой иностранный язык, деловой английский язык, менеджмент, менеджер, кросс-культурная коммуникация.

В последнее десятилетие формирование и развитие компетенций является целью и результатом освоения студентами образовательных программ. Курс на компетентностный подход в отечественном образовании обусловлен международной тенденцией перестройки высшего образования и затрагивает процесс преподавания, содержание обучения и оценивание результатов обучения. Результат высшего образования является залогом успешного взаимодействия выпускника университета с работодателями, которые в свою очередь заинтересованы в том, чтобы выпускник высшего учебного заведения владел набором необходимых работодателям компетенций.

Одной из таких компетенций является поликультурная компетенция, которую мы рассматриваем как комплекс усвоенных поликультурных знаний, навыков, умений во время обучения или профессиональной деятельности, а также понимание культурных различий и способность к эффективной поликультурной коммуникации.

Данная компетенция является залогом успешной коммуникации, необходимость в которой возникает уже на первом собеседовании при устройстве на работу. Также владение поликультурной компетенцией является залогом долгосрочного сотрудничества.

А. Зигерт отмечает, что для достижения компаниями успеха на международных рынках важно учитывать роль культурных различий при разработке бизнес-стратегий [1]. По нашему мнению, значительную роль в международном взаимодействии также играет сформированная у сотрудников поликультурная компетенция.

Формирование поликультурной компетенции наиболее эффективно

осуществляется посредством изучения иностранного языка, с помощью которого в дальнейшем осуществляется взаимодействие с представителями других культур. Иностранный язык является инструментом изучения иной картины мира, иной культуры, вызывает у студентов интерес и любознательность, а также активирует мотивационные процессы и целеустремленность.

Именно поэтому возникает потребность в такой учебной программе дисциплины «Иностранный язык», которая бы включала в себя поликультурный аспект.

Вопросы поликультурной компетенции являются актуальными и изучались, в частности, такими зарубежными исследователями, как Х. Арслан и Дж. Рата [4], Ж. С. Мио, Л. Баркер-Хаскетт, Ж. Тумамбинг [16], Р. Л. Поуп, А. Л. Рейнолдс [20].

Поликультурная компетенция основывается на представлении человека о двух или более культурах. Для того чтобы представить компоненты и модель поликультурной компетенции, необходимо проанализировать модель культурной компетенции. Такая модель была разработана и представлена исследователями Ларри Д. Пурнелл и Бетти Ж. Пауланка [22] для классификации и организации элементов, которые влияют на культуру личности. Первоначально эту модель разрабатывали для применения в сфере здравоохранения, однако, по словам авторов, она применима и в образовании, и в управлении.

Культурная компетенция описывалась исследователями как процесс, который постоянно происходит и сквозь который человек двигается от нулевых знаний к их развитию. Цикл данного процесса условно включает четыре стадии:

I стадия: человек является бессознательно неопытным из-за отсутствия у него понимания, что ему не хватает знаний о других культурах.

II стадия: человек осознает свою некомпетентность из-за осознания того, что он недостаточно понимает другие культуры.

III стадия: благодаря изучению чужой культуры у человека появляется сознательная компетенция и он может вступать во взаимодействие и принимать собственные решения.

IV стадия: человек постепенно начинает забывать о своей приобретенной компетенции из-за способности действовать инстинктивно с учетом культурологических аспектов.

Модель Л. Пурнелла включает 12 областей, составляющих организа-

ционную структуру и кратко описанных вместе с первичными и вторичными характеристиками культуры, которые определяют различия в ценностях, убеждениях и практике культурного наследия человека. Эти 12 областей рассматриваются в сферах глобального общества, локального общества, семьи и личности [21].

Применив данный цикл к студенчеству, мы видим движение обучающихся от бессознательной неопытности в вопросах поликультурного взаимодействия к осознанию своих пробелов. Далее, при изучении чужой культуры у человека проявляется сознательная поликультурная компетенция, которая по мере совершенствования и благодаря опыту взаимодействия превращается в интуитивную поликультурную компетенцию, с помощью которой специалист уже может взаимодействовать в профессиональном сообществе.

Исследуя вопросы адаптации иностранных студентов к обучению в другой стране, П. П. Хеппнер, К. Т. Ванг, М. Ж. Хеппнер и Л.-Ф. Ванг представляют модель межнациональной культурной компетенции [11]. Эта модель подчеркивает пересечение множества компонентов, влияющих на жизнь иностранных студентов, а именно:

(a) критической роли отдельных переменных различий (например, личности);

(b) характеристик опыта погружения в новую среду (например, социальных связей, предполагаемой языковой дискриминации, продолжительности пребывания, знания языка);

(c) внутреннего анализа (например, культурной рефлексии) человека, все в рамках культурного контекста [11].

В модели межнациональной культурной компетенции используется экосистема, которая концептуализирует межнациональную культурную компетенцию с использованием трехсторонней модели, состоящей из осведомленности, знаний и навыков. Культурная осведомленность означает осведомленность человека о мировоззрении других и его отношение к различиям и сходствам людей из определенных культурных групп или стран. Культурные знания передают уровни понимания различных мировоззрений, социально-исторических контекстов и культурных норм для конкретных групп и стран. Культурные навыки означают способность общаться, сотрудничать и эффективно взаимодействовать с представителями различных групп или стран [11].

В качестве важных аспектов опыта пребывания в новой среде автор

выбирает следующие переменные: продолжительность пребывания, предполагаемую языковую дискриминацию и отношения внутри принимающей культуры, а также этническую группу [11].

Для исследования К. Т. Ванг, Л.-Ф. Ванг, П. П. Хеппнер, Ч. Чуан выбрали две черты личности, которые, по их мнению, важны для развития межнациональной культурной компетенции: любопытство и настойчивость. Любопытство может служить защитным и мотивационным фактором для человека, подверженного воздействию новой и, казалось бы, неоднозначной культуры, потому что любопытство может позволить человеку переносить неоднозначные ситуации, исследовать больше возможностей и выходить за пределы своей зоны комфорта. Процесс исследования и взаимодействия может создать чувство цели, что может привести к более осмысленной жизни. Настойчивость служит положительным фактором в процессе аккультурации иностранных студентов [29].

С. Слантчева-Дурст и Ж. Дановски изучали эффект от коротких заграничных поездок студентов университетов. Одним из примененных методов был семантический анализ студенческих дневников. Студентам было поручено вести дневник и фиксировать свои знания, навыки, которые они смогли обнаружить, а также влияние поездки на них в целом. По результатам семантического анализа записей, было проведено разделение по трем категориям: осведомленность, навыки и знания [25].

При поездке в другую страну осведомленность иностранных студентов включает собственные ценности и убеждения в контексте нового мира, принадлежность к какой-либо группе внутри своей страны, выдающиеся достопримечательности и еду. К приобретенным навыкам авторы отнесли способность ориентироваться в повседневной жизни в другой стране, способность ориентироваться в динамике группы, способность вести себя профессионально. К приобретенным знаниям, согласно исследованию, относятся: знания в области иностранного высшего образования, финансовой политики другой страны, а также знакомство со студентами из других стран [25].

Таким образом, при исследовании адаптации иностранных студентов к обучению в другой стране и эффекта от коротких заграничных поездок студентов университетов зарубежные ученые за основу берут cultural awareness (культурную осведомленность / понимание), cultural knowledge (культурные знания) и cultural skills (культурные навыки).

Ввиду этого появляется потребность повышать поликультурную

осведомленность, поликультурные знания и поликультурные навыки у студентов университета для успешного профессионального становления после его окончания.

В современных условиях одним из способов достижения поликультурных знаний, навыков и осведомленности на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» является использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

При умелом обращении средства ИКТ открывают доступ к образованию, повышают его актуальность в контексте будущей специализации. ИКТ способствуют повышению качественных характеристик образования, в том числе с помощью увлекательных, активно связанных с реальной жизнью взаимодействий преподавателя и обучающегося.

ИКТ являются потенциально мощным инструментом для:

• повышения эффективности обучения и мотивации учащихся;

• модернизации образования;

• обеспечения гармоничного развития личности, развития логического и творческого мышления, формирования познавательных мотивов обучаемых;

• индивидуализации обучения в условиях коллективной деятельности, развития навыков самостоятельной работы;

• практической реализации личностно-ориентированной модели обучения; повышения информативной емкости занятий.

Отличительными характеристиками ИКТ являются мультимедий-ность, интерактивность и коммуникативность. ИКТ позволяют осуществлять асинхронное обучение, таким образом, материалы онлайн-курса или электронные ресурсы доступны обучающимся в любое время. Конференции, мероприятия, лекции при использовании средств ИКТ избавляют участников от необходимости находиться в одном месте. Мероприятия могут быть организованы в формате аудиоконференции, конференц-связи, видеоконференции, веб-конференции.

В Севастопольском государственном университете средства ИКТ при обучении дисциплине «Иностранный язык» используются активно с I курса обучения. Поликультурная компетенция у студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Предпринимательство и управление организацией» формируется в контексте изучения дисциплины «Иностранный язык» в рамках обучения по разработанным авторским курсам «English for special purposes» в III семестре и «English

for managers» в IV семестре. В V семестре изучение иностранного языка студентами направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Предпринимательство и управление организацией» реализуется в порядке освоения факультативных и элективных дисциплин по программе высшего образования в рамках изучения дисциплины Б1.В.ДВ.14.02 «Деловой иностранный язык».

Для обучения по выбранной дисциплине возникла необходимость сформировать учебно-тематический план для создания электронного курса на базе информационной образовательной платформы университета Moodle с учетом актуальных для обучающихся тем, ведущих к формированию поликультурной компетенции.

В последние годы популярность электронных ресурсов резко возросла, свидетельством этому служат многочисленные образовательные онлайн-ресурсы, а также массовые открытые онлайн курсы (МООК). В 2014 г. МООК названы ЮНЕСКО в числе 30 перспективных тенденций в развитии образования до 2028 г., поскольку они содействуют демократизации образовательного процесса, способствуют созданию бесплатных открытых образовательных ресурсов, устраняют территориальные и временные барьеры [2].

Специфика и доступность MOOK позволяют оценить запросы и потребности международного сообщества.

Автор обратился к популярным платформам MOOK, таким как Coursera и Udemy, с целью анализа и последующего отбора тем для формирования электронного обучающего курса на платформе Moodle для дисциплины «Деловой иностранный язык» направления подготовки «Менеджмент».

Образовательные платформы Coursera и Udemy представляют вниманию обучающихся широкий спектр курсов в категории «Деловой английский язык».

Автором был составлен перечень предлагаемых на данных ресурсах курсов (см. Табл. 1). В качестве критерия отбора взято количество обучившихся / обучающихся на курсе. Курсы ранжированы по количеству обучающихся, что является показателем их востребованности. Авторами представленных MOOK являются преподаватели всемирно известных университетов и бизнес-школ, что свидетельствует об их авторитетности.

Таблица 1

Курсы в категории «Деловой английский» на образовательных платформах Coursera и Udemy

№ Название курса Темы Кол-во обучающихся (по состоянию на 01.09.2020 г.)

1 English for Career Development / Английский язык для продвижения по карьерной лестнице [1Б] - Entering the job market - Resumes - Writing a cover letter - Networking - Interviewing for a job 9бб119

2 English for Business and Entrepre-neurship / Английский для бизнеса и предпринимательства [18] - Becoming an entrepreneur - Identifying an opportunity - Creating a business plan - Attracting investors and obtaining financial support 2б2348

3 Teamwork Skills: Communicating Effectively in Groups / Навыки работы в команде: эффективное общение в группах [13] - Communication - Group development and decision making - Conflict, difference, and diversity - Communication and technology 83 4Б4

4 English for Effective Business Speaking / Английский для эффективного делового общения [9] - Introduction to business speaking - Interviews - Business pitches - Business presentations 19 0Б2

Б Business English Specialization / Специализация «Деловой английский» [Б] - Networking - Meetings - Planning & negotiating - Making presentations - Capstone projects 4б 2Б1

б Business English: Management and Leadership / Деловой английский: менеджмент и лидерство [10] - Staffing and hiring decisions - Meeting management - Leading and teaming - Planning, organizing, and delegating 2Б 2Б2

l Business English Course for ESL Students / Курс - English for interviews - Talking with colleagues - Phone calls

7 делового английского для студентов ESL [19] - Giving presentations - English for meetings and negotiations - Networking & small talk - Letters & e-mails - Discourse markers to improve the flow of your written and spoken English - English for management & customer service - How to talk about finance, retail, and marketing - Vocabulary for manufacturing and safety 16 135

8 Business English: Easy English for Meetings / Деловой английский: легкий английский для встреч [24] - Send and amend formal and informal meeting invitations - Prepare an agenda for formal and informal meetings - Engage in small talk with meeting attendees, using standard phrases and "safe" small talk topics - Participate effectively in meetings, using standard phrases for interjections, agreeing, disagreeing, and asking for clarification 6 796

9 Essential Business English / Базовый деловой английский [12] - Making a presentation - Participating in a meeting - Speaking on the phone - Negotiating an order - Scheduling an appointment - Taking part in a job interview - Making and dealing with complaints 3 957

10 Learn Business English (Professional Language) / Деловой английский (профессиональный язык) [28] - How to pass an interview - How to interview someone else - How to negotiate salary - How to negotiate trade deals - How to handle a meeting - How to politely disagree in a meeting - How to write a business e-mail - How to take a business phone call - How to write a resume - How to write a cover letter - How to talk about your job - How to talk about marketing strategies, costs, and the brand of your business 3 753

Анализ содержательного компонента выбранных курсов показывает,

что темы, которые в них рассматриваются, ранее изучались студентами направления подготовки «Менеджмент» Севастопольского государственного университета в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» при работе с авторским курсом «English for special purposes». Данный авторский курс был разработан преподавателями кафедры «Иностранные языки» для изучения в III семестре студентами всех направлений и включает в себя такие темы, как Career Ladder (Карьерная лестница), Job Interview (Собеседование при приеме на работу), Resume (Резюме), Meetings and Presentations (Встречи и презентации), E-mails and Writing (Написание писем), Phoning (Общение по телефону) и другие.

Таким образом, основы делового английского языка пройдены и возникает необходимость наполнить содержание курса поликультурным компонентом.

В связи с этим нами была проведена еще одна выборка на образовательных платформах Coursera и Udemy и были отобраны такие курсы, где поликультурный компонент является доминантным (см. Табл. 2).

Таблица 2

Курсы делового английского языка с поликультурной доминантой на образовательных платформах Coursera и Udemy

№ Название курса Темы Кол-во обучающихся (по состоянию на 01.09.2020 г.)

1 Intercultural Communication and Conflict Resolution / Межкультурная коммуникация и разрешение конфликтов [7] - Dimensions of intercultural interactions and conflict - Analyze the dynamics of intercultural interactions - Strategies for success in intercultural interactions 1l 190

2 Business English for Cross-cultural Communication / Деловой английский для межкультурного общения [8] - What is culture? - Culture and communication strategies - Culture and management communication 1Б 834

3 Cross-Cultural Communication: How to Flex Your Style / Межкультурная коммуникация: как проявить свой стиль [30] - Cross-cultural communication - Culture defined - Culture vs personality - Dimensions of national culture - Recognition - Flexing your style 10 281

4 Establishing a Professional 'Self' through Effective Intercultural Communication I Формирование профессионального «я» посредством эффективного межкультурного общения [2б] - Introduction to specialization and course - Establish work relationships - Effective communication - Personal profile B бЗВ

Б Intercultural Management I Межкультурный менеджмент [З] - Intercultural teams and leadership - Intercultural HRM - International marketing decisions В iBi

б International and Cross-Cultural Negotiation I Международные и межкультурные переговоры [б] - Culture & negotiation - The impact of culture on the process dimension of negotiation - The impact of culture on the people dimension of negotiation - Specific examples l МБ

l Organisational behaviour: Know your people I Организационное поведение: знайте своих людей [il] - People in organisations - Diversity and inclusion - Motivating your people - Conflict and emotion: good or bad? - Teams and teamwork: putting together high performing teams - Cross-cultural and global leadership б ^4

в Successful cross-cultural management I Успешный кросс-культурный менеджмент [2З] - Better management - Cross-cultural management essentials - Understanding cultures in management - Understanding differences - Examples about culture - Management process - Examples about management - Communication process - Examples about communication - Virtual or same location - Who should be in charge Б бб2

9 The Power of Team Culture / Сила командной культуры [27] - Why culture matters in organizations - Crossing cultural boundaries - Team rituals and symbols - Effecting cultural continuity and change - Team rituals and symbols 2 043

10 Solid Foundations in Intercultural Communication / Прочные основы межкультурной коммуникации [14] - What is culture? - Dimensions of cultural diversity - Culture in action - Operationalising knowledge about culture's impact - Building cross-cultural competences - Basic concepts of intercultural communication 1 247

Отобранные курсы — это курсы, в том или ином аспекте повышающие поликультурную компетенцию будущих менеджеров, состоявшихся управленцев и людей, часто бывающих в командировках, а также переезжающих жить и работать за границу; предназначены для менеджеров с любым опытом работы, будущих лидеров, работающих в команде, специалистов, работающих в поликультурной среде, с людьми разных национальностей.

Основная цель таких курсов — повышение культурной осведомленности, знаний, навыков и коммуникативной компетенции обучающихся.

Более детальный анализ перечисленных курсов показывает, что они затрагивают вопросы культуры в различных аспектах, дают слушателям возможность определять свой культурологический профиль, а также изучать профили представителей других культур, знакомят с вербальными и невербальными сигналами, жестами, правильным использованием языка, помогают установить взаимопонимание с человеком любого культурного происхождения, адаптировать свой стиль к разным культурам. Темы, которые затрагиваются в курсах, помогают ускорять карьеру на мировом рынке труда, получать заочный международный опыт. Также данные курсы способствуют повышению культурных знаний, глобальной осведомленности, приобретению большей независимости и уверенности,

адаптации к командной работе, улучшению коммуникативных навыков, пониманию собственных амбиций и усилению резюме.

С учетом проанализированного материала поликультурной направленности нами разработано содержание курса «Деловой иностранный язык» для студентов направления подготовки «Менеджмент». По нашему мнению, правильно подобранный тематический план позволит студентам:

- получить представление о типах международного менеджмента;

- узнать культурные различия в ведении бизнеса по всему миру;

- успешно пройти собеседование при приеме на работу;

- успешно вести переговоры, используя эффективные методы и учитывая культурные различия партнеров;

- развить навыки светской беседы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- почувствовать вдохновение и мотивацию;

- приобрести новые управленческие навыки взаимодействия в поликультурной среде;

- создать процесс конструктивного общения даже в тех местах, где культурные различия велики и представляют собой настоящую проблему;

- научиться лучше замечать нюансы, которые могут иметь огромное влияние на общение и процесс управления.

При разработке электронного курса по дисциплине «Деловой иностранный язык» в объеме 36 часов нами были выбраны учебные темы, которые будут способствовать формированию поликультурной компетенции будущих менеджеров. Данные темы представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Перечень тем электронного обучающего курса по дисциплине

«Деловой иностранный язык» для формирования поликультурной компетенции бакалавров менеджмента Севастопольского государственного университета

№ Раздел Тема

i International Management I Международный менеджмент - The concept and main features of international management - Multicultural management - Tasks of the international manager - International team - International management and international business - Internationalization and globalization

2 Communication in the International Management System / Коммуникации в системе международного менеджмента - Cross-cultural communication - Communication barriers: language barriers, nonverbal communication, perception, stereotypes, circumstances of time and place, information in the management system, ethnocentrism - National stereotypes in the profession of an international manager: national stereotypes of European, American and Asian countries - Negotiation and conditions for successful negotiations. Solving problems arising in the negotiation process

3 Features of National Cultures / Особенности национальных культур - What is national culture? Examples about culture? - Why culture matters in organizations - Cultural diversity. Understanding differences and values - Multicultural features of management

4 Ethics in International Business / Этика в международном бизнесе - Business ethics and the principles - Ethical principles of international management: national specificity in matters of gender, ethnicity, religion - Enterprise reputation concept

Б Organizational Culture in the International Management System / Организационная культура в системе международного менеджмента - The concept, characteristics and role of organizational culture - Methods of forming and maintaining organizational culture - Content and functions of the code of corporate ethics

б Cross-Cultural Management / Кросс-культурный менеджмент - Country management - Regional features of the solution of management problems - Characteristic signs and features of the Japanese, Korean, Chinese, European, American control systems - Intercultural teams and leadership - Strategies for success in intercultural interactions

Предложенный тематический план позволит максимально приблизиться к IV стадии модели поликультурной компетенции Л. Пурнелла [21] и даст студентам возможность в своей будущей профессиональной деятельности интуитивно взаимодействовать с руководителями, коллегами, партнерами и подчиненными с учетом культурологических аспектов.

В условиях глобализации общества, образования и бизнеса смешение

языков, культур, методов преподавания и стилей управления ведет к усилению роли поликультурной компетенции, которая является гарантом культурных знаний, навыков и осведомленности специалиста, а также выступает залогом его успешного профессионального становления.

Наше исследование представляет ценность для разработчиков курсов по деловому иностранному языку, в содержание которых заложен (меж)культурный компонент, что способствует развитию поликультурной компетенции обучающихся — будущих менеджеров, и, следовательно, эффективности иноязычной коммуникации в деловой сфере.

Литература

1. Зигерт А. Роль культурных различий в процессе формирования бизнес-стратегий (на примере российско-германских экономических отношений) // Форсайт. 2010. Т. 4, № 1. С. 54-59.

2. Титова С. В. МООК в российском образовании // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 145-151.

3. Alfes K. Intercultural Management // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/intercultural (дата обращения: 01.10.2020).

4. Arslan H., Rafâ G. Multicultural Education: From Theory to Practice. Cambridge Scholars Publishing, 2013. 469 p.

5. Asplin W., Moore R. Специализация Деловой английский // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/specializations/business-english (дата обращения: 01.10.2020).

6. Colson A., Jenkins A. International and Cross-Cultural Negotiation // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/international-negotiation (дата обращения: 01.10.2020).

7. DeBow N., Kothari A. Intercultural Communication and Conflict Resolution // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/intercultural-communication (дата обращения: 01.10.2020).

8. Gaskell D., Tang K. Business English for Cross-cultural Communication // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/cross-cultural-communication-business (дата обращения: 01.10.2020).

9. Gaskell D., Tang K. English for Effective Business Speaking // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/business-english-vocabulary (дата обращения: 01.10.2020).

10. Haraway A. M., Huber W., Young J. Business English: Management and Leadership // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/ management-leadership-english (дата обращения: 01.10.2020).

11. Heppner P. P., Wang K. T., Heppner M. J., et al. From cultural encapsulation to cultural competence: The Cross-National Cultural Competency Model // APA Handbook of Counseling Psychology. Vol. 2. Practice, Interventions, and Applications. Washington, DC: American Psychological Association, 2012. P. 433-471.

12. Hill J. Essential Business English // Udemy [Электронный ресурс] URL: https:// www.udemy.com/course/essential-business-english/ (дата обращения: 01.10.2020).

13. Koschmann M. A. Teamwork Skills: Communicating Effectively in Groups //

Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/teamwork-skills-effective-communication (дата обращения: 01.10.2020).

14. Kuntzel B. Solid Foundations in Intercultural Communication // Udemy [Электронный ресурс]. URL: https://www.udemy.com/course/solid-foundations-in-intercultural-communication/ (дата обращения: 01.10.2020).

15. McManus B., Turner R. English for Career Development // Coursera [Электронный ресурс] URL: https://www.coursera.org/learn/careerdevelopment (дата обращения: 01.10.2020).

16. Mio J. S., Barker-Hackett L., Tumambing J. Multicultural psychology: Understanding our diverse communities. 3rd ed. New York: Oxford University Press, 2012. 464 p.

17. Mitchell R. Organisational behaviour: Know your people // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/organisational-behaviour-know-your-people (дата обращения: 01.10.2020).

18. Nichols A., Riedel J. English for Business and Entrepreneurship // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/business (дата обращения: 01.10.2020).

19. Oliveira S. Business English Course for ESL Students // Udemy [Электронный ресурс]. URL: https://www.udemy.com/course/business-english-course-for-esl-students/ (дата обращения: 01.10.2020).

20. Pope R. L., Reynolds A. L. Student affairs core competencies: Integrating multicultural awareness, knowledge, and skills // Journal of College Student Development. 1997. Vol. 38. P. 266-277.

21. Purnell L. The Purnell Model for Cultural Competence // Journal of transcultural nursing. 2002. No. 13 (3). P. 193-196.

22. Purnell L. D., Paulanka, B. J. Transcultural health care: a culturally competent approach. F. A. Davis Company, Philadelphia, 1998. 511 p.

23. Ruotanen J. Successful cross-cultural management // Udemy [Электронный ресурс]. URL: https://www.udemy.com/course/successful-cross-cultural-management/ (дата обращения: 01.10.2020).

24. Seidel J. Business English: Easy English for Meetings // Udemy [Электронный ресурс]. URL: https://www.udemy.com/course/english-for-meetings/ (дата обращения: 01.10.2020).

25. Slantcheva-Durst S., Danowski J. Effects of Short-Term International Study Trips on Graduate Students in Higher Education // Journal of Student Affairs Research and Practice. 2018. Vol. 55, No. 2. P. 210-214.

26. So-Sum Wai-Cook M. Establishing a Professional 'Self' through Effective Intercultural Communication // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www. coursera.org/learn/effective-intercultural-communication?specialization=effective-communication (дата обращения: 01.10.2020).

27. Urban G. The Power of Team Culture // Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/learn/team-culture (дата обращения: 01.10.2020).

28. Wallace G. Learn Business English (Professional Language) // Udemy [Электронный ресурс]. URL: https://www.udemy.com/course/learn-business-english/ (дата обращения: 01.10.2020).

29. Wang L., Wang K. T., Heppner P. P., at al. Cross-national cultural competency among Taiwanese international students // Journal of Diversity in Higher Education. 2017. Vol 10, No.3. P. 271-287.

30. Wiseman L. Cross-Cultural Communication: How to Flex Your Style // Udemy

[Электронный ресурс]. URL: https://www.udemy.com/course/cross-cultural-communication-how-to-flex-your-style/ (дата обращения: 01.10.2020).

FUTURE MANAGER MULTICULTURAL COMPETENCE CREATION: THE CONTENT ASPECT OF THE DISCIPLINE "FOREIGN BUSINESS LANGUAGE"

For specialists in the field of management, interaction with the representatives of different countries, ethnic groups and cultures is one of the main components of professional activities. Future managers need to be competitive in the Russian and global labor market and have multicultural competence, which creation is possible while learning a foreign language and using it in communication. The course towards a competence-based approach in domestic education is due to the international trend of restructuring higher education and affects the teaching process, the content of training and the assessment of learning outcomes.

In this study, the author analyzes the content of the Massive open online courses in the Business English category without cultural component and taking such a cultural component into account while topic selection in order to create and develop the author's electronic course for the discipline "Business foreign language" for students of management. Taking into account the specifics of teaching foreign language to students of the Sevastopol State University, students begin the discipline "Business foreign language" with basic knowledge of the traditional course of business English. Therefore, the inclusion of a cultural component that increases professional competence is a logical, reasonable continuation in teaching a foreign language.

The author has developed the content of an electronic course for the discipline "Business foreign language", taking into account the multicultural component. According to the author, the inclusion of the proposed list of topics in the curriculum of the discipline contributes to the development of the multicultural competence of the future manager. The study is of value to business language course developers who incorporate a cultural dimension into their content.

Keywords: multicultural competence, business foreign language, business English, management, manager, cross-cultural communication.

References

• Alfes K. Intercultural Management // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.

coursera.org/learn/intercultural (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Arslan H., Rafü G. Multicultural Education: From Theory to Practice. Cambridge Scholars Publishing, 2013. 469 p.

• Asplin W., Moore R. Specializaciya Delovoj anglijskij // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.coursera.org/specializations/business-english (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Colson A., Jenkins A. International and Cross-Cultural Negotiation // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.coursera.org/learn/international-negotiation (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• DeBow N., Kothari A. Intercultural Communication and Conflict Resolution // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.coursera.org/learn/intercultural-communication (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Gaskell D., Tang K. Business English for Cross-cultural Communication // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.coursera.org/learn/cross-cultural-communica-tion-business (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Gaskell D., Tang K. English for Effective Business Speaking // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.coursera.org/learn/business-english-vocabulary (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Haraway A. M., Huber W., Young J. Business English: Management and Leadership // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.coursera.org/learn/management-lead-ership-english (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Heppner P. P., Wang K. T., Heppner M. J., at al. From cultural encapsulation to cultural competence: The Cross-National Cultural Competency Model // APA Handbook of Counseling Psychology. Vol. 2. Practice, Interventions, and Applications. Washington, DC: American Psychological Association, 2012. P. 433-471.

• Hill J. Essential Business English // Udemy [Elektronnyj resurs] URL: https://www.ud-emy.com/course/essential-business-english/ (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Koschmann M. A. Teamwork Skills: Communicating Effectively in Groups // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.coursera.org/learn/teamwork-skills-effective-communication (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Kuntzel B. Solid Foundations in Intercultural Communication // Udemy [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.udemy.com/course/solid-foundations-in-intercultural-com-munication/ (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• McManus B., Turner R. English for Career Development // Coursera [Elektronnyj resurs] URL: https://www.coursera.org/learn/careerdevelopment (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Mio J. S., Barker-Hackett L., TumambingJ. Multicultural psychology: Understanding our diverse communities. 3rd ed. New York: Oxford University Press, 2012. 464 p.

• MitchellR. Organisational behaviour: Know your people // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.coursera.org/learn/organisational-behaviour-know-your-people (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Nichols A., Riedel J. English for Business and Entrepreneurship // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.coursera.org/learn/business (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Oliveira S. Business English Course for ESL Students // Udemy [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.udemy.com/course/business-english-course-for-esl-students/ (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Pope R. L., Reynolds A. L. Student affairs core competencies: Integrating multicultural awareness, knowledge, and skills // Journal of College Student Development. 1997. Vol. 38. P. 266-277.

• Purnell L. The Purnell Model for Cultural Competence // Journal of transcultural nursing. 2002. No. 13 (3). P. 193-196.

• Purnell L. D., Paulanka B. J. Transcultural health care: a culturally competent approach. F. A. Davis Company, Philadelphia, 1998. 511 p.

• Ruotanen J. Successful cross-cultural management // Udemy [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.udemy.com/course/successful-cross-cultural-management/ (data obrash-cheniya: 01.10.2020).

• Seidel J. Business English: Easy English for Meetings // Udemy [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.udemy.com/course/english-for-meetings/ (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Slantcheva-Durst S., Danowski J. Effects of Short-Term International Study Trips on Graduate Students in Higher Education // Journal of Student Affairs Research and Practice. 2018. Vol. 55, No. 2. P. 210-214.

• So-Sum Wai-Cook M. Establishing a Professional 'Self' through Effective Intercultural Communication // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.coursera.org/learn/ effective-intercultural-communication?specialization=effective-communication (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Titova S. V. MOOK v rossijskom obrazovanii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 12. S. 145-151. [In Rus].

• Urban G. The Power of Team Culture // Coursera [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.coursera.org/learn/team-culture (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Wallace G. Learn Business English (Professional Language) // Udemy [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.udemy.com/course/learn-business-english/ (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Wang L., Wang K. T., Heppner P. P., at al. Cross-national cultural competency among Taiwanese international students // Journal of Diversity in Higher Education, 2017, Vol.10, No.3. P. 271-287.

• Wiseman L. Cross-Cultural Communication: How to Flex Your Style // Udemy [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.udemy.com/course/cross-cultural-communica-tion-how-to-flex-your-style/ (data obrashcheniya: 01.10.2020).

• Zigert A. Rol' kul'turnyh razlichij v processe formirovaniya biznes-strategij (na primere rossijsko-germanskih ekonomicheskih otnoshenij) // Forsajt. 2010. T. 4, № 1. S. 54-59. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.