УДК 81'243; 81'33: 81: 372. 881
О. А. Никитенко
Информационно-коммуникационные технологии как средство
интерактивного обучения деловому иностранному языку в процессе
профессиональной подготовки студентов неязыковых направлений
В статье проводится анализ Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с точки зрения необходимости использования интерактивного обучения и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе обучения. Алгоритм работы по обучению деловому иностранному языку с использованием ИКТ рассматривается на примере учебного пособия «Английский язык. Практический курс для магистрантов технического профиля».
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, среднее профессиональное образование, информационно-коммуникационные технологии, интерактивное обучение, деловой английский язык
Olga A. Nikitenko
Information and Communication Technologies as a Means of Business English
Interactive Learning for Non-Linguistic Professionally-Oriented Teaching
The article analyzes the Federal State Educational Standards of secondary vocational education in terms of the interactive learning necessity and information and communication technology (ICT) use in the teaching process. An English language textbook for Masters of Technology is considered as a variant of the teaching business English algorithm with ICT.
Keywords: Federal State Educational Standards of the third generation, secondary vocational education, information and communication technologies, interactive learning, business English
Сегодня современный молодой специалист должен не только обладать знаниями и навыками, связанными с его направлением подготовки, но и владеть как профессионально ориентированным иностранным языком, так и языком делового общения. Существующее информационное пространство позволяет пользователям не только находить и получать информацию, но также и быть ее авторами и составителями, что создает практически неограниченные возможности для использования Интернет-ресурсов в процессе обучения.
В соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС) третьего поколения, во многих направлениях подготовки студентов среднего профессионального образования указаны требования по использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что ведет к формированию профессиональной информационной компетенции студентов. При этом ИКТ представлены в ФГОС не только в качестве цели обуче-
ния, но и как средство обучения. Рассмотрим данные положения более подробно. В частности, в перечне профессиональных компетенций в программе подготовки по направлению 080118 «Страховое дело (по отраслям)» одна из заявленных общекультурных компетенций (ОК-5) звучит как «способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» [5].
Кроме необходимости формирования умений пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями, образовательным учреждениям также предписано использовать ИКТ непосредственно для организации процесса обучения. Например, в программах подготовки указано, что «реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы» [5]. Кроме того, электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
В связи с тем, что иностранный язык является дисциплиной выраженного деятельностного типа [4], указание на необходимость использования интерактивных форм обучения с применением компьютера может быть достаточно эффективно реализовано в аудиторной и самостоятельной работе студентов, обучающихся по новым ФГОС. В требованиях к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы, в пункте 7. 1. ФГОС, указано, что «реализация компе-тентностного подхода должна предусматривать использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся» [5]. Под интерактивным обучением мы будем понимать способность «взаимодействовать в режиме беседы или диалога», главным образом, посредством компьютера [2, с. 111]. Взаимопонимание и взаимодействие с целью получения и обмена информацией в обучающем процессе составляют основу интерактивного подхода. Активное обучение состоит в традиционном фронтальном общении преподавателя со студентами, в то время как интерактивность представляет собой более высокий уровень студенческого взаимодействия, осуществляемого при помощи современных ИКТ.
Нам представляется, что одним из возможных вариантов использования ИКТ как средства интерактивного обучения является включение в учебные пособия лингвокомпьютерных заданий, выполнение которых ведет к формированию лингвокомпьютерной компетенции. Под лингвокомпьютерной компетенцией мы будем понимать «умение и готовность обучающихся использовать электронные ресурсы для дальнейшего совершенствования своих знаний иностранного языка и для по-
стижения своей профессиональной и научной сферы за счет работы с материалами на иностранном языке» [3, с. 109]. В связи с этим, на основе содержания ФГОС третьего поколения, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», при участии автора был разработан учебно-методической комплекс «Английский язык. Практический курс для магистрантов технического профиля» [1]. Важно отметить, что хотя данное учебное пособие ориентировано на магистров вуза, входящий в его состав раздел по обучению написанию деловой документации является универсальным и может успешно применяться в процессе обучения студентов среднего профессионального образования уровня intermediate.
Данное учебное пособие состоит из 12 уроков, в половине из которых имеются упражнения по обучению написанию деловой документации, выполняемые с использованием ИКТ. Рассмотрим более подробно ряд упражнений, в процессе выполнения которых требуется применение ИКТ. В частности, во 2 уроке рассматриваемого пособия осуществляется обучение написанию такого вида деловой документации, как отчет. В процессе подготовки студентов алгоритм обучения деловому иностранному языку с использованием ИКТ имеет несколько этапов. На первом этапе написания отчета студентам предлагается изучить представленную в учебном пособии информацию о структуре отчета и опорный лексический материал для данного вида делового письма. Например,
Study the following information about ways of writing a report.
На следующем этапе работы выполняется представленное в учебном пособии ситуативное задание на написание отчета - для этого студентам нужно посетить представленный Интернет-ресурс, изучить информацию по приведенным в учебном пособии пунктам, провести сравнительный анализ помещенной там информации и затем написать отчет. Так, в одном из подобных заданий студентам предлагается написать отчет об учебной и научной деятельности одного из университетов Нью-Йорка с целью возможного поступления, изучив при этом такие его направления, как гуманитарные науки, междисциплинарные курсы и др. Например,
You would like to get familiarized with Purchase College, State University of New York (SUNY), in order to have some idea about it before you possibly decide to enrol there. Study the http: // www. purchase. edu / site and inform your classmates on the following subjects:
- Undergraduate Credit Courses
- Hybrid and Online Courses
- School of Liberal Studies and Continuing Education
- School of Humanities
- Interdisciplinary Majors and Minors
- Personal Enrichment Courses
Кроме того, выполнение подобных заданий с использованием ИКТ подразумевает не только поисковую и аналитическую деятельность со стороны студентов, но также и начальную исследовательскую. В частности, в рассматриваемом лингвокомпьютерном задании предлагается собрать информацию о количестве часов, отводимых на разные дисциплины, их содержании, оплате обучения, основных условиях поступления в данный университет. Например,
You would like to know about the minimum number of hours for getting credits, content and expectations, tuition fees, enrolment policies and any relevant additional information.
На третьем этапе работы студентам предлагается написать отчет по одному или нескольким пунктам предыдущих этапов, используя информацию, представленную на сайте университета, а также помещенный в приложении образец данного вида делового письма. Например,
Write a report sharing this information and expressing your opinion on the available choice. Use appendix 7 for samples of report.
Стоит отметить, однако, что алгоритм работы с ИКТ в качестве средства интерактивного обучения деловому английскому языку может варьироваться в зависимости от урока учебного пособия. Так, в некоторых уроках можно выделить еще один этап, который мы условно назовем практическим. Данный этап заключается в выполнении представленных в учебном пособии упражнений, направленных на закрепление структуры того или иного вида деловой документации. В частности, в процессе знакомства с письмом-извинением студентам предлагается определить основную мысль каждого из параграфов приведенного письма в соответствии с его структурой и базовым содержанием. Например,
Look through the letter of apology given below and define a topic of each paragraph.
Рассматриваемое учебное пособие «Английский язык. Практический курс для магистрантов технического профиля» содержит упражнения на развитие таких компонентов письменной речи, как структура сочинения, связность, синтаксические структуры. Структура сочинения реализуется за счет представленной в учебном пособии информации по основным составным частям каждого вида деловой документации. Обучение связности осуществляется в процессе выполнения представленных в приложении учебного пособия упражнений на развитие когезии.
Знание синтаксических оборотов обеспечивается за счет опорных синтаксических структур и лексических единиц, которые сопровождают практически каждый вид деловой документации.
Таким образом, завершая тему, отметим, что, на наш взгляд, использование ИКТ как средства интерактивного обучения деловому иностранному языку ведет к их внедрению в процесс обучения иностранному языку, а не к их факультативному использованию. В случае факультативного применения ИКТ, преподаватель и студент, по разным причинам, могут избегать лингвокомпьютерных заданий. Между тем, для выполнения описанного выше вида работы - написания делового письма определенного типа - студент вынужден использовать ИКТ как средство получения необходимых ему сведений. Без изучения представленной на рекомендуемом Интернет-ресурсе информации написание делового документа, целью которого является, например, отчет по указанным в задании пунктам, представляется маловероятным. Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе становится не факультативным, а обязательным.
Важно подчеркнуть при этом, что в связи с деятельностным характером дисциплины «иностранный язык» применение интерактивных методов обучения - и при обучении языку в целом, и в процессе преподавания его отдельных аспектов -является настолько органичным, что практически не требует внесения каких-либо существенных изменений в ход занятия.
Литература
1. Английский язык: практич. курс для магистрантов техн. профиля: учеб. пособие / Н. И. Алмазова [и др.]; под ред. М. А. Акоповой. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 272 с.
2. Болдова Т. А. Обучение студентов иностранным языкам в веб-сети с использованием интернет-технологий / Т. А. Болдова // Компетентностью подход как основа совершенствования методики обучения иностранному языку: проблемы и перспективы. -Москва, 2008. - С. 109-112. - (Вестник Московского гос. лингвистического университета; вып. 546).
3. Попова Н. В. Дидактическое моделирование вузовского учебника по иностранному языку с учетом междисциплинарных связей / Н. В. Попова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2010. - Вып. 2. - С. 102-109.
4. Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практ. пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - Москва: АРКТИ, 2007. - 130 с.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего
профессионального образования третьего поколения [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации // Координационный совет учебно-метод. объединений и научно-метод. советов высшей школы: [портал ФГОС ВПО]. - Электрон. дан. - [Б. м.]. - Режим доступа: http: // fgosvo. ru / fgosvpo / 7 / 6 / 1 / 3 (Дата обращения: 12. 01. 2014). - Загл. с экрана.