Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы по деловому английскому языку в магистратуре'

Организация самостоятельной работы по деловому английскому языку в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT STUDY / BUSINESS ENGLISH / EDUCATIONAL METHODS / INFORMATION TECHNOLOGY / PROJECT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашова Татьяна Александровна

Статья посвящена организации самостоятельной работы по деловому английскому языку в магистратуре неязыкового вуза в рамках новой образовательной парадигмы. Особое внимание уделяется новым образовательным и информационным технологиям, помогающим организовать самостоятельную работу магистрантов, изучающих деловой английский язык. В статье содержатся практические рекомендации по использованию проектной технологии, как одного из самых эффективных методов организации самостоятельной работы магистрантов по изучению делового английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning Independent Study of Master’s Degree Students in Business English Acquisition

The article is devoted to planning Master’s Degree students’ independent study of Business English in the new framework of higher education. Special attention is paid to new educational methods and information technology which help to manage Master’s Degree students’ independent study of Business English. The article also presents a project work description as one of the most effective methods used for this purpose.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы по деловому английскому языку в магистратуре»

УДК 81'243: 81'33: 81'372. 881

Т. А. Балашова

Организация самостоятельной работы по деловому английскому языку в магистратуре

Статья посвящена организации самостоятельной работы по деловому английскому языку в магистратуре неязыкового вуза в рамках новой образовательной парадигмы. Особое внимание уделяется новым образовательным и информационным технологиям, помогающим организовать самостоятельную работу магистрантов, изучающих деловой английский язык. В статье содержатся практические рекомендации по использованию проектной технологии, как одного из самых эффективных методов организации самостоятельной работы магистрантов по изучению делового английского языка.

Ключевые слова: самостоятельная работа, деловой английский язык, образовательные технологии, информационные технологии, проектная работа

Tatiana A. Balashova

Planning Independent Study of Master's Degree Students in Business English Acquisition

The article is devoted to planning Master's Degree students' independent study of Business English in the new framework of higher education. Special attention is paid to new educational methods and information technology which help to manage Master's Degree students' independent study of Business English. The article also presents a project work description as one of the most effective methods used for this purpose.

Keywords: independent study, Business English, educational methods, information technology, project

work

Новая образовательная парадигма высшего профессионального образования, обусловленная переходом на двухуровневую систему обучения, определяет существенные изменения роли и характера деятельности преподавателя высшей школы, а также соотношения аудиторной и самостоятельной работы студента. Перед преподавателем стоит задача формирования у студентов потребности в приобретении ими новых знаний, развития умений и навыков самостоятельно добывать новые знания, формировать приемы активной мыслительной деятельности, умение ориентироваться в быстро растущем потоке информации [5, с. 22].

Н. Ф. Коряковцева говорит об образе нового преподавателя иностранного языка - «делового человека», которого характеризует высокая степень автономности и креативности, что проявляется наряду с высоким уровнем профессиональной компетенции в таких «деловых качествах» как гибкость профессионального мышления, адаптивность к инновационным ситуациям профессиональной деятельности, постоянное профессиональное самосовершенствование, способность работать в

команде, сотрудничать с другими, в том числе осуществлять педагогическую деятельность на основе «делового сотрудничества» с учащимися, брать на себя инициативу и ответственность. Такие же качества «делового человека» требуются от учащегося в условиях динамично развивающегося социального и образовательного контекста [6, с. 166].

Таким образом, на первый план выходит «позиция деловой активности» -способность учащегося к инициации учебной деятельности, владение учебной компетенцией - способностью к самостоятельному управлению учебной деятельностью, принятие на себя ответственности за ее результат, владение стратегиями взаимодействия и сотрудничества в учебной группе, передача индивидуального опыта другим учащимся, способность к рефлексивной самооценке и саморегуляции своей учебной деятельности. Совершенно очевидно, что развитие позиции деловой активности студента в процессе изучения иностранного языка невозможно без формирования навыков самостоятельной работы, то есть такой деятельности студентов, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, но которая направляется и организуется преподавателем [4, с. 118]. Кроме того, в условиях сокращения объема часов на изучение ИЯ в вузе, именно этот вид учебной деятельности наиболее эффективен в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции [7, с. 283]. Ряд методистов в качестве отдельного вида самостоятельной работы выделяет управляемую самостоятельную работу (УСР), которая является особым образом организованной целенаправленной деятельностью преподавателя и студента, основанной на осознанной индивидуально-групповой познавательной активности по системному освоению личностно и профессионально значимых знаний, умений и навыков, способов их получения и представления [9, с. 3].

УРС по деловому иностранному языку преследует цели самостоятельного приобретения магистрантами конкретных знаний и совершенствования необходимых умений и навыков для формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции:

1) знание правил коммуникативного поведения в ситуациях межкультурного делового общения, этикетных формул общения, лексико-грамматического материала, необходимого для эффективного делового общения;

2) умение осуществлять устную коммуникацию в монологической и диалогической форме (доклад, сообщение, беседа);

3) навыка чтения оригинальной научной и научно-популярной литературы и оформления извлеченной информации из иностранного источника в виде обзора, реферата, конспекта;

4) навыка творческого самостоятельного мышления, исследовательской деятельности с использованием изучаемого языка;

5) навыка пользования информационными ресурсами.

Поставленные задачи обеспечивают не только формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, но также и общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: способности пользоваться иностранным языком как средством делового общения (ОК-3); и способности содержательно интерпретировать результаты научных исследований (ПК-4) [10].

Основной характеристикой организации самостоятельной работы студентов в рамках двухуровневой системы на основе профессионально-ориентированного УМК по деловому иностранному языку является использование новых образовательных технологий - активных методов для раскрытия творческого потенциала студентов и повышение уровня автономности приобретения ими знаний и навыков, а также использование современных информационных технологий в образовательном процессе [1, с. 118].

Применительно к самостоятельной работе по деловому иностранному языку одной из наиболее эффективных технологий является проектная технология, преимущество которой заключается в том, что она интегрирует различные виды речевого общения, ориентирована на решение реальных исследовательских и творческих задач, обеспечивает условия для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения, ориентирована на создание определенного материального конечного продукта, обеспечивает консолидацию языковых знаний и коммуникативных умений, основана на взаимодействии и сотрудничестве участников проектной деятельности [6, 8]. Под информационными технологиями в образовательном процессе понимают педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [2, с. 38]. При использовании современных информационных технологий возможности организации самостоятельной работы студентов значительно расширяются. К примеру, интеграция в образовательный процесс системы дистанционного образования БакаЬ размещенной на сайте СПбГУКИ, упрощает организацию самостоятельной работы студентов. СДО Бака1 предоставляет преподавателю возможность структурировать самостоятельную работу студента, а студенту - самому определять уровень, темп и содержание самостоятельной работы. СДО предоставляет такие необходимые функции как инструментарий рабочего кабинета преподавателя (система оповещения в формате публичных объявлений, рассылок по электронной почте, календарь, позволяющий пользователям не только следить за сроками выполнения работ, но и самим планировать эти сроки), ряд инструментов для размещения учебного материала (инструмент Ресурсы), обмена файлами (инструмент Обмен файлами), контроля, оценки и обратной связи с преподавателем (инструмент Задания, который позволяет создавать, выдавать, собирать, оценивать и возвращать проверенные работы студентам), а также инструменты интеракции с

другими пользователями системы (чат, форум, видеоконференции). Исходя из вышеперечисленных возможностей дистанционной системы Sakai, ее практическая значимость состоит в том, что при условии разработки необходимого учебного контента, она может выступать полноценным ресурсным центром или автоматизированным рабочим местом студента для автономного изучения иностранного языка.

При организации самостоятельной работы магистранта преподавателю необходимо учитывать основные методологические особенности самостоятельной учебной деятельности по освоению делового иностранного языка:

- моделирование личностно значимого для магистранта контекста учебной деятельности, что предполагает создание им личностно ориентированного образовательного продукта, применимого в деловой сфере общения;

- постановка проблемной творческой задачи, в том числе за счет проектно-ис-следовательской формы организации УСР, включение студента в ситуацию решения реальных учебно-исследовательских зада ч;

- управляемый и самоуправляемый характер обучения на основе технологии «самодоступного обучения» - «self-access learning» [3], вариативность за счет возможности самостоятельного подбора учебного материала;

- опора на самооценку и саморегуляцию учебной деятельности;

- включение в сотрудничество всех субъектов учебной деятельности;

- использование иностранного языка в качестве средства образовательной, информационной и творческой деятельности магистранта;

- активное внедрение новых образовательных и информационных технологий.

Вместе с тем, организационно-методической работы преподавателя, направленной на планирование УСР студентов, обеспечение учебной литературой, а также осуществление контроля, недостаточно для эффективной организации самостоятельной учебной деятельности студента. Преподаватель должен обеспечить студента инструментами самоконтроля и рефлексивной самооценки.

Организацию управляемой самостоятельной работы магистранта можно рассмотреть на примере изучения одной из тем УМК по деловому английскому языку «Устройство на работу. Собеседование». Известно, что сфера трудоустройства -это та область деловой среды, с которой придется столкнуться выпускнику любого вуза, любой специальности. Умение проходить и проводить собеседование на иностранном языке значительно повышает конкурентноспособность выпускника на международном рынке труда. Этим и обуславливается необходимость изучения компонентов процесса трудоустройства и его центрального события - собеседования - в рамках учебного курса «Деловой иностранный язык» в вузе. Изучение стратегий речевого взаимодействия в деловой сфере в контексте бизнес-лингвистики и лингводидактики приобретает особое значение с позиции обучения студентов механизмам деловой коммуникации на иностранном языке для достижения эффек-

тивности делового общения. Между тем, количество часов, выделяемое на аудиторную работу по данной теме ограничено двумя часами для проведения деловой игры «Устройство на работу. Собеседование». Следовательно, особую актуальность приобретает организация самостоятельной работы магистрантов при подготовке к деловой игре и приобретения ими фоновых знаний и умений для реализации всего ряда стратегий речевого взаимодействия в ходе проведения / прохождения собеседования. Правильная организация самостоятельной подготовки учащихся к аудиторному занятию обеспечивает успешность овладения ими навыками эффективного делового общения. Формой организации УСР выступает исследователь-ско-проектная работа, в процессе которой магистрант изучает текстовый материал по теме, оформляет отобранную информацию в виде реферата, аннотации и заметок, составляет аудиолекцию, оценивает свою работу и работы других студентов.

Основой самостоятельной работы выступает корпус текстов по обозначенной тематике. Для полного усвоения темы магистранту недостаточно иметь представление об этапах трудоустройства и научиться задавать и отвечать на вопросы, характерные для собеседования. Студент должен быть знаком со структурой и видами собеседования, практикой подготовки к собеседованию, дискурсивными тактиками и стратегиями, а также нормативными документами письменного дискурса: сопроводительным письмом и резюме. Текстовый материал дает возможность изучить эти аспекты. Теоретическое изучение материала сопровождается практическими работами по написанию резюме и сопроводительного письма, составлению опросника и подготовке ответов, изучению базовой лексики и повторению грамматического материала.

Перед началом работы студентам предоставляется список источников по теме «Устройство на работу. Собеседование» в виде электронных изданий (eBooks), открытых для доступа в интернете на сайте http: // www. bookboon. com:

Paul H Brisk. Creating your CV as a self marketing tool. Paul H Brisk & bookboon. com, 2011.

Paul H Brisk. Essential job searching tools. Paul H Brisk & bookboon. com, 2012.

Gavin. F. Redelman. Interview Secrets Exposed. Gavin. F. Redelman & Ventus Publishing Aps, 2012.

The fastest way to the job interview. EmploymentCare & bookboon. com, 2012.

James Sweetman. How to excell at Interviews. James Sweetman &bookboon. com, 2013.

Demystifying Case Interviews. Quartz Strategy Consultants & Ventus Publishing Aps, 2007.

Технология «самодоступного» обучения реализуется за счет открытого дистанционного онлайн курса «Interviewing Skills» на базе MOOC (Massive Open Online Course) http: // www. saylor. org / courses / prdv103.

Необходимо отметить, что текстовый материал традиционно широко используется для организации самостоятельной работы в процессе овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. При этом, в магистратуре текст деловой тематики является как материалом, так и содержанием такого важного вида самостоятельной учебной деятельности по освоению языка как изучающее чтение и филологическое чтение. Изучающее чтение направлено на выявление значимой информации по обозначенной теме с применением разных видов компрессии информации, а филологическое чтение нацелено на выявление лингвокультуровед-ческой и лингвистической информации. Целью этого вида чтения является познание иноязычной деловой культуры и изучение текста как продукта делового речевого общения, иллюстрирующего особенности использования языковых средств для решения коммуникативных задач. Одним из видов самостоятельной работы над языком является работа с соответствующими словарями - двуязычным, толковым, словарем идиоматической лексики, фразеологическим словарем. Продуктом этого вида самостоятельной работы выступают собственные тематические словари, списки типичных речевых формул, характерных для определенного дискурса, справочные комментарии к прочитанному тексту. Такая форма работы над языком помогает обеспечить адекватность понимания и использования изучаемого языка, осуществить подбор языковых средств, необходимых для реализации коммуникативной задачи, расширить словарный запас, а также создать базу для учебно-исследовательских работ и творческих проектов.

Результатом самостоятельной работы над языковыми средствами и содержательной стороной текста выступает такой продукт речевой деятельности как вторичный текст, созданный магистрантом самостоятельно в форме (1) реферата, (2) заметок, (3) аннотации.

(1) В реферате (3-4 стр.) по заданию преподавателя магистрант кратко излагает содержание прочитанных источников, ориентируясь на ряд ключевых вопросов:

1. What are the main steps of the interview process?

2. What are the main types of the interview?

3. How can one prepare for the interview?

4. How should one be dressed for the interview?

5. What are the main requirements for the interview etiquette? How should one behave during the interview?

6. What is the structure of a CV and a covering letter?

7. Add other points which you find appropriate for the task.

Реферат сдается преподавателю в условленные сроки через СДО Sakai (Обмен файлами). Структура, содержание и языковое оформление реферата оценивается магистрантом самостоятельно на основе таблицы самооценки (Таблица 1). Оценивая себя, магистрант выставляет балл за выполненную работу. Критерии оценки одновременно являются критериями правильности выполнения работы.

Таблица 1 - Таблица самооценки № 1

How many resources did you 1-3 (1 point) 4-5 (2 points)

use for writing your sum-

mary?

How many content points 4-5 (1 point) 6-8 (2 point)

does your summary cover?

Is the text well organised and inadequate organization, inac- ideas are clearly organized

are the ideas linked appro- curate use of cohesive devices (no through a range of cohesive

priately? points) devices (1 point)

Does the text exhibit a wide limited and / or repetitive range a wide range of complex

range of vocabulary and of structures and vocabulary (no structures and vocabulary

grammatical structures? points) (1 point)

Has the language been used some errors might occur (1 point) No errors (2 points)

accurately?

Is the text clear and will keep No (no points) Yes (1 point)

the reader's attention?

Did you use dictionaries No (no points) Yes (1 point)

while writing your summary?

Total score Max 10 points

(2) Заметки о дискурсивных тактиках и стратегиях, применяемых на собеседовании, извлекаются из различных источников и оформляются в виде таблицы по образцу (Таблица 2).

Таблица 2 - Techniques and tactics of a job interview

Techniques and tactics of a job interview The Personal Connection Technique

The Personality Matching Technique

The Pride of Ownership Technique

Key notes

- look directly and into the interviewers' eyes;

- give them a warm and friendly smile;

- think about the fact that you are truly pleased to be there (mental connection).

- match the voice, the facial expressions, and the posture of the interviewer.

-ask and answer the questions in terms of ownership as if you are already part of the company.

Анализ выполненной работы осуществляется на основе таблицы самооценки (Таблица 3):

Таблица 3 - Таблица самооценки № 2

How many resources did you use to complete the task? 1-3 (1 point) 4-5 (2 points) How many techniques and tactics of a job interview have 10-13 (1 point) 14-20 (2 points) you identified?

Did you write your notes in a clear and concise manner? No (no points) Yes (1 point) Will the information you have gathered be useful for No (no points) Yes (1 point) other students?

Will you use this information for your final work (lecture)? No (no points) Yes (1 point) Total score: Max: 7 points

(3) В качестве группового исследовательско-поискового задания студентам предлагается самостоятельно найти видеолекцию о собеседовании и с краткой (50-80 слов) аннотацией по содержанию рекомендовать к просмотру одногруп-пникам.

После подготовительного этапа, предполагающего обильное самостоятельное чтение и аудирование, фиксирования языкового материала и накопления фактической информации, магистрантам предлагается составить собственную лекцию по теме «Собеседование» в аудио формате (7-10 мин), оценить ее на основе предложенных критериев (Таблица 4) и представить для оценки другим студентам в группе. Помимо этого, студенты получают задание оценить 2-3 лекции, выставив соответствующие баллы и сопоставить баллы, полученные в результате самооценки с баллами, полученными в результате оценки его работы одногруппниками. Обмен звуковыми файлами удобно производить через упомянутую выше СДО Sakai (опция Обмен файлами).

Таблица 4- Таблица самооценки и взаимооценки № 3

YES NO(no (1 point) points)

(1) Organisation

Was the speech clearly structured?

Were transitions and linking devices used to connect the main points? Did the speaker sum up the main points in conclusion? Was the speech delivered within the time limits?

(2) Content

Was the speech informative?

Was the coverage of material sufficient?

Did the speaker display the knowledge of the topic by referring to different sources?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(3) Language

Was the language used accurately, clearly, and appropriately with heavy

use of concrete and familiar words?

Were the sentences carefully constructed?

Were the words pronounced and articulated properly?

(4) Credibility

Does the speaker clearly show that he or she is competent to speak on the topic?

Did the speaker show adequate knowledge of literature relevant to the topic?

(5) Clarity

Was the information easy to understand? Were the main points easy to identify?

Was the tempo of the speech appropriate for understanding the information?

Was the vocal variety employed to highlight the key points?

(6) Overall Impression

Did the speaker begin with an attention getting device and create a need

to listen to the rest of the speech?

Was the speech fully developed within the time limits?

Did the voice and diction demonstrate the speaker's enthusiasm and

interest in the topic?

Did the speech add interesting and new information to the audience's body of knowledge?

What were the 2-3 best things about the speech? What were the 2-3 things most in need of improvement?

Практический блок начинается изучения корпуса вопросов, задаваемых на собеседовании и готовых ответов, в большом объеме представленных в справочной литературе. Исследовательско-поисковая работа реализуется при анализе и выявлении наиболее часто задаваемых вопросов и поиске характерных лексических единиц, из которых составляется тематический мини-словарь. Грамматический аспект представляет собой повторение активного грамматического материала и базовых конструкций (общий и специальный вопрос, прямой и косвенный вопрос, видо-временные формы глагола, активный и пассивный залог).

На следующем этапе работы составляются резюме и сопроводительные письма. Обменявшись ими в парах или группах, магистранты готовят список вопросов для проведения деловой игры «Собеседование».

Деловая игра является заключительным этапом мини-проекта и формой контроля самостоятельной работы магистрантов преподавателем. Деловая игра проводится на аудиторном занятии и состоит из трех частей:

1. Тренинг для соискателей о правилах прохождения собеседования. Студенты, подготовившие лучшие лекции на основании суммарного количества баллов, проводят мини-тренинги для группы соискателей.

2. Проведение собеседования в парах или группах.

3. Написание эссе-самооценки результатов самостоятельной работы.

Не стоит забывать, что на заключительном этапе любого проекта необходимо провести анализ творческой активности студентов, результата их учебной деятельности по достижению поставленных целей. С помощью листа самооценки (Таблица 5), студенты имеют возможность оценить себя самостоятельно, а предложенные преподавателем вопросы для эссе-самооценки (self-evaluation) помогут им соотнести результат самостоятельной работы с поставленными целями.

Таблица 5- Таблица самооценки № 4

Did you complete the assignments?

- summary

- key notes about techniques and tactics of a job interview

- annotation to a video

- lecture

- CV and covering letter

Did you take part in the role-play? What is your score for the summary?

What is your score for the key notes of a job interview techniques and tactics?

How many videos recommended by your classmates have you watched?

How many lectures did you assess? What is your self-assessment score for the lecture? What is your peer-assessment score for the lecture? Total Score

Yes (5 points) No (no points)

Yes (4 points) No (no points)

Yes (4 points) No (no points)

Yes (5 points) No (no points)

Yes (5 points) No (no points)

Yes (5 points) No (no points)

Max. 15

Max. 7

4-5 (5 points) 2-3 (2 points)

3-4 (5 points) 1-2 (2 points) Max. 20 Max. 20

Max. 100 points

Далее магистрант может соотнести полученный результат в баллах с оценкой по пятибалльной шкале или по общеевропейской системе учета работы студентов: 90-100 - отлично (А), 82-89 - очень хорошо (В), 75-81 - хорошо (С), 67-74 - удовлетворительно Р), 60-66 - достаточно (Е), 35-59 - неудовлетворительно

Предложенная схема является примером организации УСР и применима к любому изучаемому материалу, теме или разделу. Этот способ организации самостоятельной работы позволяет студентам осваивать материал, развивая у них навыки самообучения и самообразования. Систематическая самопроверка, постоянный мониторинг выполнения заданий дисциплинирует студента, придает

обучению личностный смысл, повышает мотивацию и ответственность студента за обучение. То, что задания оцениваются не только преподавателем, но и самими студентами и их одногруппниками, позволяет им принять активное участие в контроле приобретаемых компетенций и выработать навыки самоконтроля.

Литература

1. Балашова, Т. А. Принципы УМК по деловому иностранному языку в магистратуре творческого вуза / Т. А. Балашова, Л. А. Девель // Культура и деловой иностранный язык. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2013. - С. 114-123. -(Труды СПбГУКИ; Т. 196).

2. Баластов, А. В. Практический подход в организации самостоятельной работы по иностранному языку с использованием информационных технологий / А. В. Баластов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5 - С. 37-40.

3. Девель, Л. А. Английский язык для магистрантов / Л. А. Девель. - Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2012 - 26 с.

4. Колесников, А. А. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях дистанционного обучения / А. А. Колесников, А. П. Пересыпкин, Е. В. Шерстюкова // Научные ведомости Белгородского государственного ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Т. 15. - 2008. - № 2. - С. 117-122.

5. Конышева, А. В. Организация и специфика управления самостоятельной работой по иностранному языку студентов технических специальностей / А. В. Конышева // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2008. - № 1. - С. 22-30

6. Коряковцева, Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. - Москва: Аркти, 2002. - 175 с.

7. Кузнецова, О. В. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку / О. В. Кузнецова // Вестник Казанского технологического ун-та. - 2011. - № 10. - С. 282-284.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров // [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. - Москва: Академия, 2002. - 273 с.

9. Сергеенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В. В. Сергеенкова. - Минск: РИВШ, 2004. - 132 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «071800 Социально-культурная деятельность» (квалификация «магистр») [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Российской Федерации // Российское образование: федеральный портал. - Электрон. дан. -[Москва, 2002-2014]. - Режим доступа: http: // www. edu. ru / db / mo / Data / d_10 / prm77-1. pdf. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.