22 |
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Выявление особенностей мотивации к изучению информатики у студентов первого курса колледжа
ХМЕЛЬНИЦКАЯ Галина Викторовна,
преподаватель специальных дисциплин Екатеринбургского колледжа транспортного строительства, Екатеринбург
Аннотация
Статья посвящена изучению мотивации, определению ведущих мотивов изучения информатики студентами непрофильных специальностей первого курса колледжа. Выявлены эффективные способы повышения мотивации в процессе изучения данного предмета
Ключевые слова:
мотивация к изучению информатики, опросы для измерения мотивации, эффективность обучения, основные источники мотивации
Эмпирический анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в целях повышения мотивации студентов к изучению дисциплин, преподаваемых в рамках учебной программы, могут применяться различные методы и технологии обучения. Одним из важнейших методов изучения учебной деятельности учащихся является эксперимент. Однако на практике чаще всего используется совокупность взаимодополняющих методов, что повышает достоверность результатов. Так, В. Г. Каташев в исследовании мотивации профессионального обучения утверждает: «Активным в профессиональном обучении будет тот студент, который осознает потребность в знаниях, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а свою профессию осознает, в свою очередь, как единственный или основной источник удовлетворения своих материальных и духовных потребностей» [2, с.72].
При создании опросов для измерения мотивации используется методика степени согласия/несогласия. Респондентам предлагается ряд вопросов, ответы ограничиваются вариантами «да» или «нет». Анализ полученных в результате опроса данных позволяет выявить основные источники мотивации.
В процессе наблюдения за процессом обучения информатике студентов первого курса Екатеринбургского колледжа транспортного строительства, а также в ходе опроса преподавателей информатики колледжа, имеющих возможность объективно оценивать мотивационные особенности своих студентов, было выявлено, что у большинства студентов первого курса низкая учебная мотивация. Данный факт во многом обусловлен отсутствием интереса к предмету с начала его изучения в средней школе.
Для проведения исследования мотивации к изучению предмета информатика у студентов первого курса колледжа был проведен социологический опрос, состоящий из четырех блоков вопросов для осуществления анализа мотивации по следующим уровням:
- личная заинтересованность студента в изучении информатики;
- направленность мотивации на познавательную сферу;
- преобладание внешней мотивации;
- реализация мотивов в поведении студентов.
Целевая аудитория составила 120 человек (40% всех студентов непрофильных специальностей).
Пять вопросов первого блока отражают личную заинтересованность студента в изучении информатики. По результатам
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
обработки ответов на эти вопросы выяснилось, что заинтересованность студентов в изучении информатики обусловлена, в первую очередь, получением навыков использования ЭВМ с целью повышения эффективности труда в последующей профессиональной деятельности. Высокий процент указывает на заинтересованность студентов в использовании компьютерных технологий в своей будущей профессии. Большая часть студентов предпочитает посвящать учебное время разбору актуальных вопросов по индивидуальным заданиям.
Следующие пять вопросов, входящие во второй содержательный блок опроса, характеризуют ориентированность студентов на познавательную сферу. Анализ ответов на вопросы данного блока позволил выявить заинтересованность студентов в создании собственного проекта как результата изучения информатики за год. При этом большинство студентов выразили желание использовать различные методы изучения нового материала вместо традиционной лекционной формы.
Вопросы третьего блока отражают характерные факторы внешней мотивации. По убыванию значимости их можно перечислить в следующем порядке: 1) отсутствие ограничений при использовании технических средств во время поиска ответа на вопрос в процессе занятия; 2) возможность самостоятельно выбрать формат выполнения творческого задания; 3) возможность проявить себя при проведении занятия с элементами соревнования; 4) применение знаний, полученных на занятиях, в различных жизненных ситуациях; 5) удовольствие от процесса изучения.
Четвертый блок ориентирован на такой показатель мотивации, как стремление студента к достижению успеха в учебе или избегание неудачи (методика Реана) [3, с. 8].
Интересно, что на первом месте оказалось желание студентов «использовать имеющиеся задатки, способности и склонности к выбранной профессии» и отрицание влияния понятности изложения изучаемого материала на интерес к изучению предмета в целом.
Процедура обработки результатов социологического опроса была одинаковой для каждого из блоков. Основные результаты исследования представлены в таблице.
Основные результаты исследования мотивации к изучению информатики у студентов непрофильных специальностей
1 /2017 |23
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Блок Вопрос Кол-во, %
Личная заинтере- Я бы не изучал информатику, если бы в этом не было необходимости 68,8
сованность студента в изучении ин- Моя цель на занятиях по информатике — выбрать необходимое для себя 40
форматики Я бы хотел изучать материал по интересующим меня 61,6
вопросам
Я считаю, что изучение информатики поможет мне лучше ориентироваться в обществе 57,2
Мне нравится, когда меня хвалят за успехи в учебе 38
24 | 1 /2017
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Блок Вопрос Кол-во, %
Направленность Мне нравится, что результатом обучения за год является собственный проект 75,5
мотивации на познавательную сферу Мне нравится решать однотипные задания по образцу Мне нравится слушать лекции преподавателей 68,3 23,7
Мне нравится слушать выступления одногруппников 71,6
Мне нравится самостоятельно искать материал для подготовки к занятию 51
Преобладание внешней Возможность самостоятельно выбрать формат выполнения творческого задания 81,5
мотивации Я получаю удовольствие от процесса изучения информатики 42,3
Мне нравится возможность проявить себя при проведении занятия с элементами соревнования 76
Я понимаю практическую значимость знаний, полученных на занятиях, в различных жизненных ситуациях 48
Мне нравится отсутствие ограничений при использовании технических средств во время поиска ответа на вопрос в процессе занятия 85
Реализация мотивов в Полученные знания позволят мне добиться всего необходимого 62,8
поведении студентов Мне просто нравится учиться На мой интерес к предмету влияет, насколько мне был понятен изложенный материал 33 23,5
Понимаю необходимость изучения предмета для всестороннего развития 57
Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии 68
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что ведущим мотивом к изучению информатики у студентов первого курса непрофильных специальностей являются внешние факторы. Для развития высокой познавательной мотивации необходимо использовать систему средств развития непосредственных мотивов в учебной деятельности, что будет способствовать самореализации выпускников колледжа в профессиональной деятельности.
Литература
1. Иванников В. А. Волевая саморегуляция процесса мотивации // Психологические исследования. — 2014. — Т. 7. — №35.
2. Каташев В. Г. История педагогики в Казани // МФПО 2-й Международный форум по педагогическому образованию: материалы конференции. — 2016. — С. 264.
3. Реан А. А., Демьянчук Р. В. Методологические основания психологического сопровождения педагога на разных этапах его профессионально-личностного становления // Российский психологический журнал. — 2016. — Т. 13.- № 1. — С. 85-93.