Научная статья на тему 'Роль мотивации при изучении иностранного языка в техническом вузе'

Роль мотивации при изучении иностранного языка в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ПОБУЖДЕНИЕ / ИНТЕРЕС / АКТИВНОСТЬ / MOTIVATION / MOTIVE / INCENTIVE / INTEREST / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Инга Владимировна

Рассматривается роль мотивации при изучении иностранного языка у студентов технических вузов. Дано определение понятия «мотивация». Рассмотрены категории и классификация мотивов. Описана методика тестирования студентов на предмет мотивированности к обучению, проанализированы его результаты и сделаны выводы. Доказана целесообразность повышения мотивации при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MOTIVATION WHEN STUDYING FOREIGN LANGUAGE AT TECHNICAL UNIVERSITY

The article discusses the role of students’ motivation when studying a foreign language at a technical university. It defines the notion of motivation, considers categories and a classification of motives, describes a methodology for testing students for their motivation to study. The results are thoroughly analyzed and conclusions are derived. The advisability to increase motivation when studying foreign language is proved.

Текст научной работы на тему «Роль мотивации при изучении иностранного языка в техническом вузе»

УДК 159.9:37

РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

л

© И.В. Богданова1

Иркутский государственный технический университет, 664047, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается роль мотивации при изучении иностранного языка у студентов технических вузов. Дано определение понятия «мотивация». Рассмотрены категории и классификация мотивов. Описана методика тестирования студентов на предмет мотивированности к обучению, проанализированы его результаты и сделаны выводы. Доказана целесообразность повышения мотивации при изучении иностранного языка. Ил. 3. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: мотивация; мотив; побуждение; интерес; активность.

ROLE OF MOTIVATION WHEN STUDYING FOREIGN LANGUAGE AT TECHNICAL UNIVERSITY I.V. Bogdanova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664047.

The article discusses the role of students' motivation when studying a foreign language at a technical university. It defines the notion of motivation, considers categories and a classification of motives, describes a methodology for testing students for their motivation to study. The results are thoroughly analyzed and conclusions are derived. The advisability to increase motivation when studying foreign language is proved. 3 figures. 7 sources.

Key words: motivation; motive; incentive; interest; activity.

В бурно развивающемся XXI веке модернизации, инновации и развития передовых технологий общество запрашивает высококвалифицированных специалистов, хорошо ориентирующихся не только в своей области знаний, но имеющих ряд дополнительных знаний и умений, необходимых для получения достойного, высокооплачиваемого рабочего места. Подобная ситуация рождает большую конкуренцию на рынке труда, поэтому для выпускников технических вузов огромное значение имеет умение свободно общаться на иностранном языке (в нашем случае рассматривается английский язык) в сфере профессиональной деятельности. Знание и владение иностранным языком является неотъемлемой на сегодняшний день частью профессиональной составляющей технического специалиста, это вносит необходимость высшим учебным заведениям пересмотреть методику преподавания, по-новому взглянуть на подходы к обучению будущих специалистов. Как результат - целью образовательных реформ в современной высшей школе становится повышение стандарта профессионального знания.

В результате того, что в современном мире происходит интенсивное развитие партнерских отношений с фирмами-производителями, создаются международные сообщества, ассоциации, совместные предприятия, возникает проблема ведения деловых переговоров, налаживания международных контактов, подписания договоров на иностранном языке. Происходит интенсивное развитие и использование глобальных компьютерных сетей, где появляется возможность

быстрого и интерактивного общения с зарубежными коллегами, а также участие в международных интернет-конференциях. Вследствие этого возрастает потребность в подготовке специалистов со знанием иностранного языка.

Процесс обучения иностранным языкам в неязыковых вузах стал носить профессионально-ориентированный характер. Переориентация целей обучения иностранному языку в вузе потребовала пересмотра форм и методов его преподавания [6]. Важнейшей задачей вузовского образования является развитие стремления личности учиться на протяжении всей жизни, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям.

Специалистам инженерного профиля сегодня требуются умения решать профессиональные задачи на родном и иностранном языках, работать в команде, знать информационный контекст, использовать творческий подход. В связи с изменением системы высшего образования в России и повышением требований к уровню компетентности инженеров, меняется и методическое содержание работы со студентами. Оно все больше ориентировано на решение будущим специалистом конкретных, практических задач с использованием инструментария из различных областей знаний [4].

Мы можем на своих занятиях наблюдать значительное увеличение числа студентов технических вузов, стремящихся повысить уровень владения иностранным языком, поскольку они осознают тот факт,

1 Богданова Инга Владимировна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей №2, тел.: 89025122335, e-mail: [email protected]

Bogdanova Inga, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages no. 2, tel.: 89025122335, e-mail: [email protected]

что их профессионализм напрямую зависит от способности сотрудничества с представителями иностранных государств. При этом мы сталкиваемся с такой проблемой, что многие обучающиеся в технических вузах не имеют достаточно сформированных мотивов к изучению иностранного языка, поскольку английский язык не является профилирующим предметом изучения. Следствием этого становятся некоторые трудности, которые испытывают учащиеся в процессе обучения. Возникает необходимость рассмотрения организации учебного процесса, формирующего мотивацию к изучению английского языка.

Рассмотрим, как мотивация, мотивы трактуются в психологии. Необходимо отметить, что в науке данные понятия определяются по-разному, до сих пор не существует общепринятого определения. Чтобы разобраться, что является мотивом для студентов, необходимо ответить на вопрос: «Что такое мотивация?»

Психологи трактуют этот термин как побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление [2]. Это определение связывает три самостоятельных вида психологических явлений: во-первых, мотивацию рассматривают как повод, который активизирует личность для удовлетворения возникших потребностей, во-вторых, мотивация является причиной выбора определённой направленности поведения и, наконец, в-третьих, мотивацию можно рассматривать как средство самоконтроля человека. Итак, одним из самых главных понятий, связанных с мотивацией, являются потребности - состояние нужды в чём-либо. Любая мотивация основана на потребностях человека и направлена на их удовлетворение.

Все потребности можно разделить на две категории: внешние и внутренние [7]. Интерес к процессу обучения иностранного языка держится на внутренних мотивах. В этом случае работает не стимуляция, а внутреннее побуждение, где мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения [1].

Следующим звеном мотивации является побуждение, другими словами, поведенческое проявление желания удовлетворить свои потребности. Поведение, которое осуществляется, направлено оно на цель -осознаваемый результат, который либо удовлетворяется полностью, либо частично, либо не удовлетворяется вовсе. Сложным видам деятельности, как правило, отвечает не одна, а несколько одновременно действующих и взаимосвязанных мотивов, образующих разветвлённую систему мотивации действий и поступков человека [5,3].

Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для поступления очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы. Долгое время мотивации студентов не уделяли должного внимания, а на самом деле это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению представляет

собой довольно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивы или, другими словами, причины, стимулирующие человека и побуждающие его к активной деятельности (в данном случае - учиться), могут быть самыми различными. Классифицируют мотивацию по-разному, например, по направленности и содержанию выделяют следующие ее виды:

1. Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).

2. Познавательные мотивы (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).

3. Профессионально-ценностные мотивы (без знаний не будет профессии).

4. Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты).

5. Коммуникативные мотивы (возможность расширять свой круг общения благодаря повышению своего интеллектуального уровня и новым знакомствам).

6. Статусно-позиционные мотивы (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своём вузе, группе и т. д.).

7. Традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).

8. Утилитарно-практические мотивы (необходимость в получении свидетельства об образовании, которое позволяет получить заветное рабочее место).

9. Учебно-познавательные мотивы (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).

По вопросу мотивации к изучению иностранного языка преподавателями кафедры иностранного языка для технических специальностей №2 (Ю.Л. Барановской, И.В. Богдановой, Т.В. Фарковой) был проведен опрос студентов первых, вторых и третьих курсов НИ ИрГТУ. Вопросы были разработаны на основе теста Т.И. Ильиной «Методика изучения мотивации обучения в вузе» [3].

Нами было опрошено 90 студентов, средний возраст испытуемых составил 18,9 лет. «Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации деятельности студентов-инженеров. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Методика состоит из 50 утверждений, которые могут оцениваться личностью по отношению к себе положительно либо отрицательно. Результаты обра-

батываются в соответствии с ключом.

Опросный лист

Факультет................Курс......... Группа.........

Фамилия............ Имя............ Отчество..............

Дата заполнения...............

Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями:

1. Лучшая атмосфера занятий - атмосфера свободных высказываний.

2. Обычно я работаю с большим напряжением.

3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.

5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ:_

6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

8. Я считаю многие задания бессмысленными, которые мы делаем на занятиях.

9. Мне очень нравится рассказывать знакомым о моей будущей профессии.

10. Я весьма средний студент и не вижу смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ:_

14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки).

15. Самое замечательное время жизни - студенческие годы.

16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

18. При возможности я поступил бы в другой вуз.

19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.

20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

22. Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

27. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ:_

31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения, так или иначе, связаны с будущей профессией.

32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

34. Мне необходимо быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать настроение группы.

35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

37. Мои родители - хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ:_

40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

43. Мой выбор данного вуза окончателен.

44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них.

45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.

46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47. Меня привлекает легкость будущей профессии.

48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора.

Обработка и интерпретация результатов КЛЮЧ к опроснику

Шкала «Приобретение знаний». - за согласие «+» с утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 - 3,6 балла; по п. 26 - 2,4 балла;

- за несогласие «-» с утверждением по п. 28 - 1,2 балла; по п.42 - 1,8 балла.

Максимум - 12,6 балла.

Шкала «Овладение профессией»

- за согласие по п. 9 - 1 балл; по п.31 - 2 балла; по п.33 - 2 балла; по п.43 - 3 балла; по п.48 - 1 балл и по п. 49 - 1 балл.

Максимум - 10 баллов.

Шкала «Получение диплома»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- за несогласие по п. 11 - 3,5 балла;

- за согласие по п. 24 - 2,5 балла; по п. 35 - 1,5 балла; по п. 38 - 1,5 балла и по п. 44 - 1 балл.

Максимум - 10 баллов.

Вопросы по пунктам 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Результаты методики «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной представлены в виде диаграмм (рис.1, 2 и 3).

На основании полученных данных был сделан ряд практических выводов.

31% студентов 1 курса осознают необходимость изучения иностранного языка в техническом вузе, 19% признают его значимость для своей будущей профессии. У них еще нет осознанной мотивации в построении системы для получения профессионально значимой информации в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Наглядно выражено неумение ставить перед собой цели и задачи при изучении иностранного языка и организовывать самостоятельную работу по овладению навыками и умениями по данной дисциплине. У 50% студентов на данном этапе присутствуют общеобразовательные, социальные

(коммуникативные) и неконкретные мотивы.

Среди студентов 2 курса 23% подтверждают необходимость изучения иностранного языка в техническом вузе. Данные показали более высокий уровень желания прилагать больше усилий для получения знаний по иностранному языку, подкрепив это большей долей самостоятельной работы. 36% студентов 2 курса рассматривают иностранный язык как средство для получения важных, профессионально значимых для будущей специальности знаний. Следует заметить, что на этом этапе обучения еще не во всех видах работы на занятиях по иностранному языку студенты видят смысл. По результатам опроса вперед выходят социальные (коммуникативные) и профессиональные мотивы. Они составляют 41 %.

Анализ результатов проведенного эксперимента показал, что для студентов 3 курса иностранный язык не только не потерял своей привлекательности, но и полностью укрепился на позиции источника получения профессионально значимой информации, средства повышения интеллектуального и профессионального уровня (19%). Профессиональные мотивы становятся ведущими и составляют 48%. Выход на второе место (33%) социальных (коммуникативных) мотивов также закономерен, так как объективно отражает требования времени, предъявляемые к современным инженерам в части владения хорошими умениями и навыками иноязычного общения.

Результаты опроса студентов 1 курса

Результаты опроса студентов 2 курса

Мотивы

□ Приобретение знаний

□ Овладение профессией

□ Получение диплома

Рис.2

Рис.1

Результаты опроса студентов 3 курса

Мотивы

□ Приобретение знаний

□ Овладение профессией

□ Получение диплома

Рис.3

На основании проделанной работы мы делаем вывод, что мотивация - это основная потребность человека в реализации любой деятельности. Относительно учебной деятельности она является источником активизации работы студентов и одним из главных условий повышения эффективности процесса обучения, в связи с чем мотивационная база этого процесса должна быть конкретно определена. Это станет первостепенной предпосылкой для формирования путей развития интереса студентов к изучению иностранного языка относительно профессиональной деятельности, результатом чего явится осознание студентами собственной позиции в изучении иностранного языка в связи с будущей профессиональной деятельностью.

Совершенствование высшего образования невозможно без внедрения в методический арсенал педагога технологий и методик обучения, повышающих мотивацию студента к изучаемому предмету. Наиболее эффективными методиками повышения мотивации являются:

Регулярное отслеживание текущего учебного рейтинга с использованием стандартизированных

тестов является мощным мотивирующим фактором для большинства студентов. При этом «Положение о рейтинге» должно быть доступно студенту на каждой кафедре и в течение всего периода обучения.

Применение игровых методов обучения, позволяющих студенту научиться использовать полученную теоретическую информацию на практике. Эффективны как соревновательные, так и ролевые учебные игры (или тренинги).

Метод анализа конкретных ситуаций, в которых студенты осваивают схемы анализа ситуаций, вырабатывают навыки сбора информации. Метод позволяет включить студентов в активную работу по применению полученной теории на практике.

Актерское мастерство преподавателя, его личная энергетика и харизма способствуют тому, что, «увлекшись» преподавателем, студент начинает «увлекаться» тем предметом, который тот преподает.

Все это ведет к эффективному формированию профессиональной готовности студентов технических вузов средствами мотивации к изучению иностранного языка.

Библиографический список

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М.: Изд-во Логос, 2006. 184 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // СПб.: Изд-во «Питер» 2004. 509 с.

4. Кошелева Е.Ю., Швалова Г.В. Инновационные технологии СРС по иностранному языку (опыт ТПУ) // В мире научных открытий. 2010. № 3, Ч. 2. С. 45-47.

5. Онал И.О. К вопросу о мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск.: Изд-во ООО «Немо-

Пресс». 2007. № 12. С. 131-140.

6. Чучалин А.И., Данилова Е.А. Организация самостоятельной работы студентов по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку с помощью интернет-ресурсов, сервисов и LMS сред [Электронный ресурс] // IT инновации в образовании: Всероссийская научно-практическая конференция. Петрозаводск, 2005. URL:htpp://it2005.petrsu.ru

7. Clement R., Dornyei Z., Noel K. A. Motivation, self-confidence, and group cohesion in the foreign language classroom: Language learning, 1994. 44 (3). P. 417-448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.