Научная статья на тему 'Повышение мотивации студентов на уроках иностранного языка в неязыковом вузе'

Повышение мотивации студентов на уроках иностранного языка в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2721
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТ / MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGE / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н.

В статье рассматриваются способы повышения мотивации студентов неязыкового вуза при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENT MOTIVATION IMPROVING AT THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN THE NON-LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The ways of improving the student motivation in studying the foreign language in the non-linguistic institution of higher education are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации студентов на уроках иностранного языка в неязыковом вузе»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14 Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются способы повышения мотивации студентов неязыкового вуза при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: мотивация, иностранный язык, высшее учебное заведение, студент.

N.V. Antonova, Zh.N. Shmeleva

THE STUDENT MOTIVATION IMPROVING AT THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES IN THE NON-LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The ways of improving the student motivation in studying the foreign language in the non-linguistic institution of higher education are considered in the article.

Key words: motivation, foreign language, higher educational institution, student.

Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и других, которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели [6, с. 71]. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренний процесс взаимодействия которых называется мотивацией. Мотивация тесно связана с самыми различными потребностями человека, она проявляется при возникновении необходимости, недостатка в чем-либо.

Мотивация - это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации [6, с. 71]. Когда заходит речь о мотивации студентов, то мы говорим о желании, стремлении учащихся участвовать процессе обучения.

Проблема мотивации в изучении иностранного языка, по мнению М. Роста [3], является самой важной, перед которой меркнут проблемы методологии преподавания. И в действительности проблемы в мотивации возникают хотя бы потому, что: 1) нет больших возможностей включить студентов в среду общения на иностранном языке; 2) нет достаточного количества носителей языка, с которыми можно было бы коммуницировать; 3) в обществе не сложилось стойкого убеждения в необходимости изучать иностранные языки. По ряду других причин студент должен иметь просто экстраординарную внутреннюю и внешнюю мотивацию, чтобы изучать иностранный язык. Не зря К. Эймс приводит цитату Т. Белла: «Есть три вещи, о которых вы должны помнить в образовании. Первая вещь - мотивация. Вторая вещь - мотивация. Третья - мотивация» [1].

Исследования по мотивации определяют ее как ориентацию на цели. Эта ориентация может быть положительной, отрицательной или амбивалентной (двойственной). Можно сказать, что мотивация обеспечивает источник энергии, которая несет ответственность за то, почему учащийся решил предпринять усилие, как долго он готов поддерживать деятельность, как упорно он будет преследовать цель, насколько сильно он чувствует себя связанным с деятельностью [3]. Таким образом, поддержание этого источника положительной энергии имеет большое значение для окончательного успеха в изучении иностранного языка. Все, что преподаватель иностранного языка делает на занятии, имеет в конечном счёте две цели. Одной из них является дальнейшее развитие языковых навыков, а другой - создание мотивации для продолжения обучения. Большая часть иссле-

дований по мотивации подтвердила фундаментальный принцип причинности: мотивация влияет на усилия, усилия влияют на результаты, положительные результаты приводят к увеличению способностей. Следовательно, за счет усиления мотивации студентов на самом деле мы усиливаем их способность к языку и подпитываем их способность учиться [3].

К. Уиллиамс выделяет пять основных компонентов для повышения мотивации студентов: студент, учитель, содержание, метод/процесс, окружение [2]. Проанализируем каждый из этих компонентов.

Студенту в области образования мы отводим одну из главных ролей, которая должна выходить за рамки традиционного представления о нем, как заказчике или получателе знаний. Студент должен чувствовать необходимость самостоятельного изучения. Не зря говорят: «Научить невозможно, возможно только научиться». То есть без стремления студента изучить, понять и овладеть иностранным языком невозможно говорить об успехе обучения. Студенты имеют внутреннюю и внешнюю мотивацию: внутренние мотивационные факторы включают участие (желание быть вовлеченным), любопытство (узнать больше интересного), стремление справиться с трудоемкой задачей (выяснить, сложность темы), социальное взаимодействие (создание социальных связей). Внешние мотивационные факторы включают соответствие (удовлетворение чужого ожидания, выполнение и понимание того, что говорят), признание (потребность в публичном признании), конкуренцию, а также избегание работы (стараться не выполнять больше работы, чем это необходимо). Различные индивидуальные и социальные факторы также влияют на студентов. Например, внутренняя мотивация влияет на выбор университета, вероятность найти работу после окончания учебного заведения, будущие ожидания и т.д.

В течение ряда лет в Институте международного менеджмента и образования проводится анкетирование по вопросам определения мотивации студентов при поступлении в данный институт. По данным социологического опроса 2013 г. мнения 41 студента распределились следующим образом:

1) овладение профессией — 43,9 %;

2) получение диплома - 19,5 %;

3) социальный мотив (статус) - 24,4 %;

4) познавательный мотив - 12,2 %.

Результаты опроса показали, что подавляющее большинство студентов поступили в Институт международного менеджмента и образования осознанно, главные мотивы поступления - овладение профессией как высокостатусной, познавательный мотив. Вместе с тем 19,5 % студентов (пятая часть) пришли просто для получения диплома, для них не имеет значения ни профессия, ни познание окружающего мира.

Таким образом, преподавая иностранный язык, мы ориентируемся не только на тех, кто целенаправленно готовится к работе в международной производственной среде, но и учитываем тех, кто пришел в институт случайно. Эти студенты требуют особого внимания со стороны преподавателя иностранного языка, так как они могут мешать созданию благоприятной среды обучения, особенно на начальном этапе, когда уровень владения иностранным языком у студентов достаточно низкий.

Иногда восприятие учащихся может быть омрачено некими факторами, влияющими на их ощущение благополучия, например, плохое настроение, невозможность найти место для парковки, или имеющиеся разногласия с кем-то в группе. Благополучие или удовлетворение жизнью, включая удовольствия в повседневной деятельности, значимость жизни, добра, соотношения между желаемыми и достигнутыми целями, настроением, самооценкой, восприятия состояния своего здоровья, финансовой безопасности и социальные контакты должны учитываться преподавателем для повышения мотивации студентов.

Говоря о преподавателе, следует упомянуть, что студенты проявляют большую мотивацию к изучению предмета, если преподаватель им нравится, чем с теми, кто не нравятся. В настоящее время преподаватели - это не просто передающие знания персоны, они могут быть названы менедже-

рами обучения студентов и учебной среды, выполняя пять основных функций управления: планирование, организацию, направление, координирование, контроль. На наш взгляд, основой особенностью любого успешного педагога является его личность. Преподаватель должен быть интересным, привлекательным, уверенным и оптимистичным человеком со многими творческими идеями. Он должен уметь не только передавать знание, но и пообщаться со студентами и поддерживать позитивные отношения с ними. Он всегда должен привести интересную историю для студентов (из опыта, или личной жизни), чтобы они имели возможность чувствовать себя спокойно и расслаблено даже во время изучения сложного материала. Чувство юмора педагога также немаловажно, оно позволяет сделать вас доступным для студентов. Если студенты знают, что вы доступны, они не испытывают страха в общении с вами и способны задать вопрос на лекции, не боясь выглядеть глупо или смешно.

Практика систематического анонимного анкетирования, используемая в Институте международного менеджмента и образования в соответствии с требованиями Европейского совета по бизнес-образованию, показывает, что студенты уделяют большое внимание личности преподавателя, его знаниям, умению заинтересовать учащихся и способствовать их внутреннему развитию. В 2014 году путем социологического опроса 275 студентов-магистрантов первого и второго годов обучения был оценен профессионализм преподавателей института на 4,7 баллов, стремление преподавателя обучить данному предмету - на 4,7, достаточность домашних заданий - на 4,6, методики, используемые преподавателями, - на 4,3 балла. При этом наиболее квалифицированными специалистами были названы В.Ф. Лукиных, К.Н. Судьин, К.В. Чепелева, И.А. Янкина, которые в целом набрали 4,9-5,0 баллов, являясь при этом преподавателями с большим практическим опытом работы, а также имеющими высокий рейтинг в профессорско-преподавательской среде.

Еще один момент - это энтузиазм учителя. Если преподаватель с большим энтузиазмом дает информацию по теме, студенты будут более склонны верить, что тема имеет для них значение. То есть энтузиазм преподавателя также может мотивировать студентов. Энтузиазм может быть выражен с помощью мимики, языка тела, описания личных переживаний, или удивительных фактов, с помощью юмора, энергии в подготовке к лекции.

И, конечно же, не вызывает сомнения факт, что преподаватель должен быть профессионалом своего дела. Он обязан постоянно развивать свои языковые навыки, совершенствоваться: общаться с носителями языка, переводить сложные тексты, слушать зарубежные песни, чтобы следить за тенденциями в языке.

Содержание обучения в преподавании иностранного языка должно быть актуальным и соответствовать жизненным потребностям студента. Именно поэтому «Английский для выживания» (Survival English) становится первым и наиболее понятным для студента стимулом для овладения содержанием. Прежде чем перейти к английскому языку для профессиональных целей, необходимо научить студентов общаться в отеле, ресторане, при встрече с партнерами в аэропорту или на переговорах. Особое значение при этом следует уделять речевому этикету. Если студент знает, как правильно поздороваться, попрощаться, сказать комплимент или преподнести небольшой подарок, он сумеет произвести на партнера благоприятное впечатление и расположить его к беседе.

В Институте международного менеджмента и образования Красноярского государственного аграрного университета обучающиеся по специальности «Менеджмент», профилям «Международный менеджмент» и «Логистика» изучают английский язык углубленно. Они изучают не только иностранный язык, предусмотренный ФГОС ВПО третьего поколения, но и деловой английский язык, страноведение и внешнеэкономическую деятельность на английском языке. Помимо знаний английской грамматики, фонетики, синтаксиса, студенты получают знания в области менеджмента, которые необходимы будущему профессионалу (управление организацией, управление проектами, управление маркетингом, управление персоналом, управление финансами).

Метод/процесс должен быть коммуникативным. Это означает, что все действия должны быть направлены на развитие коммуникативных навыков. В своей деятельности мы пытаемся переходить от простых проблем к более сложным проблемам, тем самым давая каждому студенту возможность понять материал, даже если его базовые знания по данной теме слабы, и двигаться

вместе с группой. Положительные устные одобрения, поощрения и похвалы могут сильно повлиять на мотивацию студентов. Похвала за усилия может помочь им развить уверенность в себе. Оценивая ответ студента, мы пытаемся оценить не только знания, умения и навыки, но и прогресс, затраченное время.

Обсуждение (дискуссия с участием всех студентов), на наш взгляд, успешная стратегия для мотивации студентов. Путем дискуссии они могут продемонстрировать навыки чтения многочисленных и различных текстов, навыки критического мышления с использованием анализа и синтеза информации. То есть они имеют возможность обсудить и установить связи между текстовыми знаниями, новостями или текущими событиями и их личным опытом. Хорошо организованная дискуссия может изменить темп работы группы, вовлечь учащихся, дать им ментальное пространство, чтобы построить их собственные умозаключения, поможет понять мир и создать общие смыслы.

Публичные выступления оказывают большое влияние на мотивацию студентов. Страх публичных выступлений является распространенной фобией большинства людей. Наши студенты, общаясь в небольших группах, нарабатывают практику публичных выступлений, что помогает им раскрепоститься и повысить самооценку. Эксперты Европейского совета по бизнес-образованию, которые проводили аккредитацию программ «Менеджмента» (бакалавриат и магистратура) в марте 2014 г., единодушно отметили открытость, искренность и глубокие знания в области менеджмента у студентов института, хотя собеседование с ними проводилось на английском языке в течение часа и без переводчиков. Аккредитационная комиссия отметила высокий уровень подготовки студентов Института международного менеджмента и образования и их полное соответствие стандартам европейского образования.

Окружающая среда - пятый ключевой элемент мотивации учащихся. Прежде всего, среда должна быть доступной. Как говорилось выше, преподаватель может быть сравнен с менеджером. Используя три основных принципа руководства - твердый, справедливый, дружественный, -преподаватель должен создать благоприятную атмосферу на лекции, будучи твердым, последовательным, справедливым и доступным. Если среда не является безопасной, студентам трудно сосредоточить все свое внимание на изучении. С другой стороны, среда открытости и свободы, возможность учиться на своих ошибках может способствовать мотивации к учебе. Кроме того, среда может быть как физической, так и психической, эмоциональной и даже духовной.

Проектная работа при изучении иностранного языка может стать тем фактором, который создаст положительную эмоциональную и познавательную среду. Формируя небольшие проектные группы, в состав которых входят как сильные студенты, так и со средним уровнем подготовки, мы включаем в работу всех учащихся. Вслед за основоположниками метода проектов Дж. Дьюи, а также его учениками и последователями В.Х. Килпатриком и Э.У. Коллингсом [5], мы постоянно используем виды проектных работ английском языке.

1.Экскурсионные (Excursion projects) проекты - это проекты, когда студенты направляются на предприятия с целью выяснения, как организуется работа по одному из управленческих процессов, например маркетинговая деятельность или рекламная деятельность, с последующей презентацией проекта на занятии. Активно используется данный вид проектов в процессе аудиторной работы, а также при подготовке к защите дипломов студентов на английском языке по специальности «Менеджмент организации» и магистрантов по направлению «Производственный менеджмент».

2. Трудовые проекты (Hand projects) - проекты, когда студенты и магистранты сами делают конкретные вещи, например, рисунки, вышивки или панно по странам изучаемого языка, которые в дальнейшем используются для оформления кабинетов иностранного языка.

3. Игровые (Play projects) проекты, где студенты и магистранты выполняют игровые роли. В университете традиционно проводится ролевые игры «Discussing contract terms», «My company strategy», «My company competitors», праздники «Halloween», «New Year» и другие.

4. Проекты рассказывания (Story projects), куда входят рассказы студентов и магистрантов о различных случаях жизни, исполнение песен на иностранном языке, прослушивание рассказов с дисков или кассет с последующим их кратким изложением. В Красноярском государственном аграр-

ном университете широко используются учебники зарубежных авторов серии «Market Leader» (издательство «The Financial Times»), учебник Nick Brieger and Jeremy Comfort «Early Business Contacts», C.Graham «Jazz Chants» и «Grammar Chants» и другие. Особенно популярны диски и кассеты с записями рождественских, новогодних и посвященных Halloween песен, перед изучением и исполнением которых студентами и магистрантами готовятся проектные презентации истории праздников и песен [4, с. 240-243].

Итак, суммируя все вышесказанное, можно предложить несколько практических путей повышения мотивации студентов при изучении иностранного языка.

• Дайте студентам право выбора. Например, позвольте им выбрать тип задания, которое они сделают, форму - устную или письменную, пересказ текста или диалог по изученному тексту.

• Определите цели и критерии. Студенты некомфортно чувствуют себя в классе, выполняя задание, если нет четко определенных целей, и они не ознакомлены с критериями вашей оценки их работы. Студенты хотят и должны знать, что от них ожидают, чтобы оставаться мотивированными. В начале года определите четкие цели, правила и ваши ожидания от студентов, чтобы не возникало никакой путаницы в период занятий и сессионный период.

• Создайте благоприятную обстановку (среду). Безусловно, студенты должны понимать, что существуют определенные последствия их действий либо бездействий. Однако гораздо больше мотивируют студентов положительные установки, похвалы, одобрения, нежели угрозы о том, что будет, если действия не будут выполнены. Когда учителя создают безопасную, благоприятную среду для студентов, подтверждая свою веру в способности студента, а не разъясняют последствия, студенты имеют гораздо больше шансов получить и сохранить мотивацию для выполнения работы.

• Предложите разноплановые виды работы. Не все студенты будут реагировать на лекциях одинаковым образом. Для некоторых практический опыт лучше. Другие могут любить читать книги или работать в группах. Для того чтобы сохранить мотивацию у всех студентов, чередуйте ваши лекции так, чтобы они при различных предпочтениях сосредотачивались на вещах, которые они любят больше всего. Это поможет студентам продолжать сотрудничество и оставаться сфокусированными.

• Используйте позитивную конкуренцию. Конкуренция в аудитории не всегда отрицательное явление, в некоторых случаях она может мотивировать студентов стараться и работать, чтобы преуспеть. Дружественный дух соперничества в вашей группе можно пробудить через групповые ролевые игры, связанные с использованием изучаемого материала, через микроконференции по написанным страноведческим рефератам с подготовкой презентаций.

• Предлагайте вознаграждение. Каждый любит получать награды, а возможность студентам заработать их является отличным источником мотивации. Такие вещи, как чаепитие, просмотр фильмов на иностранном языке, или просто похвала и комплимент на уроке, могут заставить студентов работать и действительно стремиться к достижению целей. Изучите личности и потребности ваших студентов, чтобы определить соответствующие награды для вашей группы.

• Дайте студентам почувствовать ответственность. Скажем, при опросе пересказа текста по теме выслушайте наиболее сильных студентов и назначьте их ответственными за прием пересказа у оставшихся. Такого рода ответственность является отличным способом, чтобы скоординировать сообщество и усилить у студентов чувство мотивации.

• Позвольте студентам работать вместе.

• Хотя не все студенты будут полны энтузиазма, имея возможность работать в группах, многие сочтут это достаточно позитивным, чтобы попытаться решить проблемы совместно, делать эксперименты и работать над проектами с другими студентами. Социальное взаимодействие может заставить их мотивировать друг друга, чтобы достичь поставленной цели. Преподаватели должны убедиться, чтобы группы были сбалансированы и справедливы.

• Будьте энтузиастом своей работы. Один из лучших способов, чтобы ваши студенты оставались мотивированы, - это поделиться своим энтузиазмом. Когда вы сами увлечены процессом работы и обучения, студенты будут подпитываться вашей энергией.

• Знайте как можно больше о своих студентах. Знакомство со студентами - это нечто больше, чем просто запоминание их имен и фамилий. Студенты должны знать, что их преподаватель проявляет к ним неподдельный интерес и заботится о них и их успехах. Отвлекитесь на лекции или во время перемены, чтобы расспросить их о семье, либо хобби. Когда студенты чувствуют себя значимыми - это создает безопасную среду обучения и мотивирует их работать, они чувствуют, что их знают и уважают как отдельных личностей. Тот факт, что вы знаете о студентах больше, чем просто имена, имеет некоторые другие преимущества, а именно, это позволяет связать в классе изучаемый материал и вещи, в которых студенты заинтересованы или испытали на личном опыте.

• Помогите студентам найти внутреннюю мотивацию. Они должны быть способны генерировать свои собственные мотивации.

• Ставьте высокие, но достижимые цели. Студенты должны стремиться к определенному уровню овладения иностранным языком, и должным быть уверены, что с вашей помощью достигнут этого уровня.

• Установите обратную связь и предлагайте студентам возможности для улучшения.

• Отслеживайте прогресс. Студентам может быть трудно увидеть, как далеко они зашли в изучении предмета, особенно если предмет дается нелегко. Поэтому необходимо вербально озвучивать прогресс каждого студента, показывая ему, чего он достиг.

Думается, благодаря этим практическим предложениям, преподаватели иностранного языка смогут повысить в будущем и уже повышают в настоящем мотивацию студентов в изучении иностранного языка.

Литература

1. Carol A. Ames. What teachers need to know [Электронный ресурс ] // http://www.unco.edu/cebs/psychology/kevinpugh/motivation_project/resources/ames90.pdf.

2. Kaylene C. Williams. Five key ingredients for improving student motivation. California State University, Stanislaus Caroline C. Williams University of Wisconsin, Madison [Электронный ресурс ] // www.aabri.co.manuscripts/11834.

3. Michael Rost. Generating Student Motivation. Michael Rost Series Editor of World View [Электронный ресурс ] // www.longman.com/worldview.

4. Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н. Формирование коммуникативной компетенции при изучении английского языка студентами неязыкового вуза // Вестн. КрасГАУ. - 2014. - № 2. - С. 240-244.

5. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего. - Берлин, 1922. - 178 с.

6. Ребрин Ю.И. Управление качеством: учеб. пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.