УДК/UDC 378.1 О. Н. Мартынова, С. А. Авдейко
O. Martynova, S. Avdeiko
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
MOTIVATION IMPROVEMENT IN FOREIGN LANGUAGE STUDYFOR AEROSPACE EDUCATIONAL PROGRAMME STUDENTS
В статье рассматривается одна из основных проблем преподавания иностранных языков в неязыковом вузе — проблема повышения мотивации обучающихся. Анализируются причины низкой мотивации к изучению иностранных языков, обобщается опыт работы кафедры иностранных языков СГАУ, приводятся результаты лонгитюдного исследования проблемы мотивации.
In the article it is discussed one of the main problems of teaching foreign languages in a non-linguistic higher education institution — the problem of improving learners' motivation. It gives an analysis of some causes of learners' low motivation, summarizes the professional experience of the department of foreign languages, provides with the results of a longitudinal study of motivation.
Ключевые слова: мотивация, внутренние и внешние мотивы, компетентностный подход, общекультурные компетенции, учебно-методический комплекс.
Keywords: motivation, intrinsic and extrinsic motives, competency-based approach, cultural competences, teaching materials.
Социально-экономические, политические и культурные преобразования, происходящие сегодня в нашей стране, вызвали значительные изменения в системе образования, привели к принятию нового закона об образовании и созданию новых федеральных государственных образовательных стандартов. В настоящее время происходит переход к их следующему поколению — ФГОС-4. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов, приводятся в соответствие с современными запросами работодателей, актуальными тенденциями экономической и общественной жизни. Так, «целью обучения в вузе является формирование способности и готовности будущего специалиста к межкультурной коммуникации» [1, с. 15]. Профессионально-деловая направленность обучения иностранным языкам
в соответствии с необходимыми для будущей профессиональной деятельности умениями иноязычной речи становится все более актуальными в условиях расширяющихся деловых контактов с иностранными партнерами.
В этих условиях вопрос повышения качества языковой подготовки студентов неязыковых специальностей по-прежнему находится в центре внимания многих педагогов, не теряя своей актуальности уже много лет. В научной литературе разрабатываются технологии, методы, приемы обучения иностранным языкам, проводятся исследования эффективности разработанных методов. К сожалению, большинство выпускников технических вузов с успехом демонстрируют только навыки работы с текстовым материалом (читают и переводят текст со словарем), могут пересказать выученные заранее темы, но с трудом оформляют свои мысли на иностранном языке.
Задачи проведенного исследования: 1) выявить причины проблем, существующих в языковой подготовке студентов неязыковых вузов; 2) показать роль мотивационной сферы в овладении студентами иностранным языком; 3) проанализировать опыт языковой подготовки студентов факультета «Двигатели летательных аппаратов».
Как показывает лонгитюдное исследование, проводимое с 2006 г. на базе кафедры иностранных языков Самарского государственного аэрокосмического университета (национального исследовательского университета), ситуация с уровнем языковой подготовки абитуриентов неоднозначна. Наряду с теми, кто приходит в технический вуз из гуманитарных школ и владеет иностранным языком (преимущественно английским) на достаточно высоком уровне (В1 и выше в соответствии с общеевропейской шкалой), достаточно большое количество поступивших владеет иностранным языком на уровне А2 (35 %) и на уровне А1 (37 %). В такой ситуации поставленные перед преподавателями иностранного языка задачи
формирования общекультурных компетенций оказываются чрезвычайно сложными, и, как результат, уровень языковой подготовки выпускников технических вузов сохраняет неоднородность. Этому есть несколько причин помимо неоднородной подготовки абитуриентов:
• недостаточное количество часов, отведенных на дисциплину в техническом вузе;
• недостаточный уровень знаний иностранного языка в вузе, необходимый для изучения профессиональной лексики и терминологии по специальности;
• вытеснение английским языком других иностранных языков, что лишает возможности выбора, если отношения с английским по каким-то причинам не сложились;
• устаревшие учебники, их малое количество или полное отсутствие на английском языке, например по специальности «Двигате-лестроение».
Многие вузовские преподаватели сталкиваются с этими проблемами в своей ежедневной деятельности и по мере сил, опыта, насущных потребностей и реальных возможностей пытаются решить их, чтобы создать благоприятные условия для более качественной подготовки студентов.
Так, в Самарском государственном аэрокосмическом университете для студентов факультета «Двигатели летательных аппаратов» нами были разработаны практикум и пособия, которые составляют единый учебно-методический комплекс:
1. Автомобильные двигатели (2007 г);
2. Лазерные установки (2009 г);
3. Развитие профессиональных компетенций студентов технических вузов (английский язык) (2010 г);
4. Учебные задания по английскому языку для специалистов в области авиационных двигателей и энергетических установок (2011 г).
Задача заключалась в том, чтобы на основе компетентностного подхода разработать учебно-методический комплекс, задания которого:
а) соответствуют современным требованиям, предъявляемым к выпускникам технических вузов;
б) учитывают будущую профессиональную деятельность обучающихся;
в) способствуют формированию у студентов интереса к учебной деятельности, которая «должна быть организована педагогически и психологически так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию, переживать ее и управлять ею» [2, с. 382].
Сегодня существуют несколько определений понятия мотивации, но, по сути, «мотивация» трактуется как побудительный процесс. Мотив в психологии — побуждение к действию, «совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность» [3, с. 219]. Что же касается учебной деятельности на занятиях иностранного языка, то мотивация активизируется за счет совокупности разнообразных мотивов, которые гармонично дополняют друг друга.
В отечественной психолого-педагогической науке распространена классификация, подразделяющая мотивы на внутренние и внешние. К внешним мотивам при изучении иностранного языка можно отнести свободное общение с иностранцами, отсутствие языковых барьеров при выезде за границу, возможность получить более высокооплачиваемую работу и т. д. Внутренние мотивы, реализующие познавательную потребность обучающихся в техническом вузе, больше направлены на изучение предметов, связанных с будущей специальностью, что необходимо учитывать преподавателям иностранного языка. Таким образом, взаимодействие внешних и внутренних мотивов является непременным условием полноценной учебной деятельности при изучении иностранного языка.
Учебно-методический комплекс для студентов факультета «Двигатели летательных аппаратов», разработанный нами на основе современной аутентичной специальной литературы, позволяет развивать основные виды речевой деятельности, способствует формированию ОК-5 (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия), что обязательно для всех направлений подготовки.
Структура построения юнитов (уроков) идентична, поэтому в качестве примера рассмотрим юнит «EngineDesign». Задания всех секций пособия (Before you begin, Reading, Postreading, Speaking и Writing) подобраны таким образом, чтобы студенты, опираясь на свои знания по специальности и навыки построения простых предложений на английском языке, могли обсудить вопросы, предваряющие тему урока. Даже упражнения, направленные на изучение грамматических или лексических явлений, построены таким образом, чтобы обучающиеся соотносили их со своей будущей профессиональной деятельностью. В данном контексте они охотно занимаются даже пере-
водом предложений (обычно этот вид деятельности энтузиазма не вызывает).
В секции «Speaking» размещены изображения различных авиационных двигателей. Студентам предлагается определить тип двигателя и объяснить свою точку зрения. Работа протекает на первом этапе в парах с использованием некоторых разговорных клише, приведенных в этом задании. Обсуждение идет только на английском языке. Преподаватель контролирует процесс обсуждения, в случае необходимости он может оказать помощь при построении предложений и при переводе сложных терминов с русского языка на английский.
Важное место в формировании речевых умений и мотивационной сферы обучающихся занимает проектная деятельность [4] на основе заданий секций «Speaking» и/или «Writing». В данном юните мы используем задание секции «Writing». Студентам предлагается выбрать из рисунков с авиационными двигателями (на рисунках представлено название двигателя) определенный тип силовой установки и, используя интернет-ресурсы, найти необходимую информацию. Обязательным условием является указание характеристик силовой установки, так как они — это основа для разработки двигателя.
Работа по данному юниту проводится со студентами 1-го курса, поэтому преподаватель проявляет инициативу проекта и называет сроки его окончания. Планирование того, как будет протекать процесс, кто и чем будет заниматься, принадлежит студентам. Иногда на первом этапе обучения проектная деятельность может заменяться презентацией, которая должна отличаться от доклада (большинство «презентаций» сводятся просто к докладу). Для этого преподаватель должен провести кропотливую работу, чтобы учащиеся четко понимали отличие между ними. Проектная работа способствует формированию общекультурных компетенций, а именно: развивает способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК-6), способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Использование в аудитории видео-и аудио-материалов, безусловно, делает занятие динамичным, насыщенным и запоминающимся. Студенты всегда с интересом воспринимают такой вид деятельности. Видео- и аудиомате-риалы подбираются из сети Интернет. Помимо того, что это дополнительный источник информации, он еще и служит побудительным мотивом к изучению иностранного языка. Извест-
но, что мультимедийные системы улучшают процессы восприятия, внимания, осмысления и запоминания, а также творческий потенциал учащихся за счет одновременного воздействия звуковой и визуальной информации. Для преподавателей это возможность проводить занятия более интересно, получать быстрый доступ к нужной информации, создавать и использовать на практике разнообразные формы и методы обучения.
Исследование, проведенное среди студентов факультета «Двигатели летательных аппаратов», показало повышение интереса к изучению иностранного языка после окончания курса: 83 % обучающихся отметили полезность курса «Иностранный язык» для их будущей профессиональной деятельности, более 40% респондентов после окончания основного курса продолжают языковую подготовку на различных дополнительных курсах, организуемых кафедрой иностранных языков.
Таким образом, повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка продиктовано условиями жизни современного общества. Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются сегодня преподаватели иностранного языка технических вузов, они, опираясь на опыт, свободу в выборе образовательной технологии (выбор содержания и системы подготовки, форм и методов обучения), с успехом решают задачу повышения интереса и мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Разработанный преподавателями СГАУ учебно-методический комплекс для студентов факультета «Двигатели летательных аппаратов»:
• включает различные виды деятельности, направленные на формирование основных видов речевой деятельности, овладение профессиональной лексикой и терминологией по специальности как средством межкультурной коммуникации в будущей профессиональной деятельности и углубление знаний по специальности (текстовый материал и материал для упражнений выступают как средство обучения);
• позволяет заниматься проектной деятельностью, формируя необходимые в современном мире умения работать в команде и навыки межличностного общения;
• позволяет использовать актуальные видео- и аудиоматериалы, привлекать ресурсы сети Интернет, что способствует постоянному обновлению учебных материалов.
Учебно-методический комплекс развивает у студентов внутренние и внешние мотивы к изучению иностранного языка, пополнению знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельностью, что, в свою очередь, связано с потребностью достижения успеха в жизни и является одним из составляющих мотива-ционной сферы современного человека. Разработанный учебно-методический комплекс, использование на занятиях современных методов обучения и информационных технологий позволяют сделать занятия живыми и яркими, создают условия для согласованного проявления внешних и внутренних мотивов к изучению иностранного языка, формируют внутреннюю мотивационную сферу обучающихся.
1. Программа курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей / Минобрнауки России. — М.: Московский государственный лингвистический университет, 2004. — 15 с.
2. Башмакова И. С. Формирование интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс] // Автомобиле- и тракторостроение в России : приоритеты развития и подготовка кадров : материалы международ. науч.-техн. конф. ААИ, посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ». — С. 382-388. — URL: www.mami.nu/science/mami145/scientific/anticle/ s12/s12_73.pdf.
3. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 256 с.
5. Мартынова О. Н. Потенциал самореализации будущих инженеров : монография. — Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2008. — 204 с.
УДК/UDC 378.147:811 А. В. Иванов, Р. А. Иванова, М. С. Ляшенко
A. Ivanov, R. Ivanova, M. Lyashenko
ПРАКТИКУМ «GRAPH DESCRIPTION ACTIVATOR» КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКЗАМЕНА IELTS (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА)
TRAINING WORKSHOP «GRAPH DESCRIPTION ACTIVATOR» AS ONE OF THE TEACHING APPROACHES FOR STUDENTS' IELTS EXAM MASTERING (AS EXEMPLIFIED BY UNIVERSITY LECTURERS' TEACHING EXPERIENCE)
В статье описываются алгоритм работы и методика подготовки студентов младших курсов к одному из типовых заданий (описанию визуальных информативных материалов и презентации письменного текста на английском языке), выполняемых при сдаче международного экзамена IELTS. Авторы делятся опытом практической деятельности по развитию и совершенствованию у студентов навыков и умений работы с графическим материалом.
The article concerns the work algorithm and methods of university junior students' preparation for the IELTS Writing Task 1 — graph and chart description in the writing form. The authors created a training workshop «Graph Description Activator» for the students and share their results and work experience with the readers.
Ключевые слова: IELTS, обучение иностранным языкам, тестирование, письмо, описание визуальных графических материалов.
Keywords: IELTS, foreign languages teaching, testing, writing, visual graph description.
В постсоветское время в процессе преподавания иностранного языка долгое время не уделялось должного внимания формированию навыков письма, хотя практически все школьные и вузовские учебники содержат большое количество письменных заданий, выполняемых обучающимися как в аудитории под руководством преподавателя, так и самостоятельно.
В середине ХХ в. в СССР основной упор делался на обучение иностранному языку с использованием принципов грамматико-переводного метода, который предполагал в числе прочего тщательное изучение грамматических правил и выполнение большого количества письменных грамматических упражнений. В контексте данного метода письмо использовалось только как средство обучения иностранному языку.