Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / INTERRELIGIOUS RELATIONS / TOLERANCE / GLOBALIZATION / RELIGION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Неметлаева Э.Р.

В статье рассматриваются особенности межконфессиональных отношений в современной науке. Которые обусловлены не только взаимоотношениями между различными конфессиями и религиозной толерантностью, но и изменением всех жизни общества под общемировой тенденции к взаимозависимости и.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTION OF THE FEATURES OF INTER-CONFESSIONAL RELATIONS IN MODERN SCIENCE

In the article features of interconfessional relations in modern science are considered. Which are due not only to the relationship between different faiths and religious tolerance, but also to the change in all religious aspects of the social life of society under the influence of the worldwide trend towards interdependence and religious openness is rarely possible.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ»

3. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. - М.: Прогресс, 2014. - 290 с.

4. Юнг, К. Психология восточных религий [Электронный ресурс] // Совершенно секретно - Режим доступа: https://royallib.com/book/yung_karl/o_psihologii_vos (дата обращения: 10.03.2018)

5. Белоусов, С.А. Психология духовности веры и религиии / С.А. Белоусов. - М., 2001. - 94 с.

6. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев.- Л. : ЛГУ, 1976. - 13 - 35 с.

УДК 159.9.072.422

Неметлаева Э.Р. студент 4 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ Аннотация. В статье рассматриваются особенности межконфессиональных отношений в современной науке . Которые обусловлены не только взаимоотношениями между различными конфессиями и религиозной толерантностью, но и изменением всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.

Ключевые слова : межконфессиональные отношения ,толерантность , глобализация религия личность.

Nemetlaeva E.R. Student

4 course, faculty "Psychology and pedagogical" Crimean engineering and pedagogical university

Russia, Simferopol DETECTION OF THE FEATURES OF INTER-CONFESSIONAL RELATIONS IN MODERN SCIENCE Annotation. In the article features of interconfessional relations in modern science are considered. Which are due not only to the relationship between different faiths and religious tolerance, but also to the change in all religious aspects of the social life of society under the influence of the worldwide trend towards interdependence and religious openness is rarely possible.

Key words: interreligious relations, tolerance, globalization, religion, personality.

Постановка проблемы. Проблема межконфессиональных отношений являлась важной и особенно актуальной темой во все времена. В современной науке при изучении проблем межконфессиональных отношений, важное место занимает такой процесс как глобализация. Установлено, что глобализация - неизбежность нашего времени, а кто пытается ей противиться, тот проиграет все, то и религиям ничего не остается, как объединиться. При этом упускают из виду специфику веры в Бога. Не то, что глобализации не боится вера, она вообще ничего не боится, она другой природы.

В условиях глобализации возникает возможность более широкого общения государств и людей. Но глубина общения снижается. Религиозные же истины таковы, что их нельзя усвоить внешним образом, они требуют личностного отношения: принятия или несогласия. Глобализация способствует нарастанию поверхностного ко всему отношения. Сфера религии страдает при этом более других. Религии пытаются устоять перед унифицирующими все глобализационными процессами.

Изложение основного материала исследования. Мир, в очень большой степени ориентирующийся сейчас на либерализм, утрачивает религиозность. Глобализация делает эти процессы глобальными, повсеместными. Глобализация унифицирует внешний слой религии (ее социальные измерения), но не в силах устранить различия в догматам веры -поэтому религия в сути своей полагает предел глобализации; можно с уверенностью утверждать, что мировые религии не уступят унифицирующему влиянию глобализации.

Глобализация - термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Двигателем глобализация выступает современный капитализм, понимаемый как фаза истории человечества и как несущий определенную (неолиберальную) геополитическую и политическую программу.

По мысли Р. Робертсона" понятие глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого... как к конкретной глобальной взаимозависимости, так и осознанию глобального целого в 20 в." [33, с. 35].

Глобализация ведет к нарастанию секуляризации; светские ценности в лице демократических и либеральных норм и идеалов начинают конкурировать с религиозными в области, доселе традиционно религиозной. Религию пытаются" померите" масштабом либеральных ценностей. Религия при этом выглядит догматичной, устаревшей, ретроградной [30, с. 3].

Таким образом, глобализация внесла дополнительные сложности, еще более затрудняющие межконфессиональные связи. Если столетие назад разные религии в основном исповедовались на своих канонических территориях, и межконфессиональные отношения были "заочными", то в условиях глобализации исчезли расстояния, отделяющие" территорию"

одной религии от другой. Конечно, и много ранее, можно сказать с момента окончательного оформления традиционных мировых религий, эти религии взаимодействовали между собой: так как все эти религии адресованы всем людям, то миссионеры активно несут их истины по всему свету, знания о всех этих религиях распространены повсеместно. В этом смысле религии взаимодействуют уже давно.

Но глобализация с помощью средств массовой информации донесла практически до каждого человека некий объем знаний о всех конфессиях, в том числе и о новых деноминациях.

Необходимо отметить, что были массовые попытки внедрить в сознание людей мысль о том, что религия отделена не только от государства, но и от жизни человека и общества в целом. Попытка формирования морали общества без религиозной составляющей привела к нравственному кризису, в котором находится современное . Сейчас мы можем видеть, если не активное обращение людей в религию, то, по крайней мере, идентификацию себя с культурой, базисом которой является конкретное религиозное учение. Многие люди именно в религии видят тот, нравственный стержень способный исправить современной состояние общества. Этот процесс, наряду с нравственным ростом, влечёт зам собой и проблемы связанные с сосуществованием разных религиозных учений на одном пространстве.

В данной системе взаимоотношений важное место занимает религиозная толерантность. Религиозную толерантность следует рассматривать как комплексное явление общественного сознания, в котором мировоззренческие и социально-психологические установки, сочетают и допускают правомерность множественных религиозных традиций. Религиозную толерантность следует воспринимать также и как конкретные действия на уровнях индивидов, общественных структур, государства.

Таким образом, можно сформулировать следующее понятие религиозной толерантности: «Это толерантное отношение адептов одной религиозно - конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признаёт аналогичное право других» [7, с. 6].

Тем не менее, религиозная толерантность - явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Их можно разделить на два основных вида -позитивный и негативный.

В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.

В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.

Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта, в отношении которого она проявляется:

- Первая - толерантность в отношении к иноверцам (христианин -мусульманин, мусульманин - буддист, христианин - буддист и т. д.);

- Вторая - толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви, суннит-шиит и т. д.);

-Третья - толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу);

- Четвёртая - толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Так же, необходимо отметить проблему межконфессионального согласия, который является одним из важных процессов современного общества. Одна из форм этого согласия - межконфессиональный диалог, взаимодействие различных религиозных сообществ. Цель межконфессионального диалога должна состоять в преодолении конфронтации, формировании толерантных взаимоотношений между конфессиональными общностями, обеспечении мирного сосуществования религий и религиозных объединений, организации сотрудничества по различным вопросам, волнующим общество [1, с. 27].

В наши дни, межконфессиональные отношения нуждаются в гармонизации и поддержке. То есть, в политике, экономике, социальных отношениях наблюдается рост национального самосознания каждого из народов. В результате этого в обществе стали происходить межэтническое расслоение и обособление, которые зачастую перерождаются в национальную непримиримость и нетерпимость. Все это, естественно, оказало негативное влияние на общество в целом. И для того чтобы сохранить необходимую прочность, государство должно заниматься гармонизацией межконфессиональных отношений, а основой гражданского общества российского государства должно стать признание поликультурного и полиэтнического построения нашей государственности. Опорой нам будет служить гибкая национальная политика и формирование межнациональных дружественных отношений [33, с. 34].

Следовательно, в современном обществе, одной из самых главных проблем становится проблема преодоления религиозных конфликтов. Для решения этой проблемы основным средством может стать только формирования менталитета конкретного человека и сообщества, основанного на уважении религии и традиций всех окружающих людей.

Для определения природы таких конфликтов, можно выделите классификацию основных мотивов, приводящих к противостоянию:

- связанные с неуважением доминирующей религиозной группы по отношению к религиозному меньшинству;

- направленные на утверждение меньшинства на исторической« территории» доминирующей религиозной группы. Часто такие попытки

оборачиваются« вызовом» местным традициям с требованиями принятия традиций меньшинства.;

- с чувством оскорблённости представителями одной из религиозных групп своих религиозных чувств представителями другой(их) религиозной группы, или представителями общественности. Часто такие конфликты могут не иметь под собой повода;

- использование политическими силами религиозных чувств людей, для достижения необходимых им целей. Политические партии, которые перед выборами декларируют свою приверженность к конкретной религиозной группе;

- религиозный фундаментализм. Несмотря на то, что в массах принято определять понятие «религиозный фундаментализм» как сугубо исламский феномен - изначально неправильное восприятие действительности, поскольку сегодня он присущ для всех конфессий, религиозных течений и сект.

- религиозная неграмотность.

Выводы.

В сфере межконфессиональных отношений, большая часть конфликтов возникает из-за попыток переманивания верующих из одной религии в другую. Так возникает очень большая конкуренция, когда между конфессиями возникает борьба за влияние на общество. "Межконфессиональные отношения" характеризуются отношениями между представителями конфессий и организациями определенных конфессий, в рамках одного религиозного течения. Например, между православными, католическими и протестантскими группами. Следовательно, можно назвать данное определение "религиозно-конфессиональные отношения". Межконфессиональные отношения, также могут представлять отношения между представителями разных религий и их групп. Если взять во внимание понятие "Этноконфессиональные отношения", то его можно определить, как сложное взаимодействие между этническими общностями, между представителями религий и конфессиями, а также, между последователями религий и существующий в их рамках конфессий. Здесь можно привести пример отношений между служителями церквей и религиозных объединений.

Таким образом, в условиях глобализации развитие общества и государства предполагает воздействие совокупности социальных и политических факторов, влияющих на процесс социализации, то есть процесс глобализации неизбежен, следовательно, неизбежно столкновение конфессий, но при этом, необходимо отметить, что наиболее приемлемым способом разрешения межконфессиональных конфликтов является толерантность. Толерантность, прежде понимаемая как инструмент предотвращения нежелательных социальных конфликтов, стала теперь одной из фундаментальных ценностей современного мира. Далее в

исследовании, феномен религиозной толерантности будет рассмотрен более подробно.

Использованные источники:

1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие / В.С. Агеев. - М.: Изд-во Моск. Ун -та, 1990. - 240 с.

2. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов - Л. : ЛГУ, 1976. - 13-35 с.

3. Бакиев, К.Т., Ташбаева, Г.Ю. Толерантность как основа межнационального согласия и мира в Узбекистане - Молодой ученый, 2016. - №9. - 1226-1228 с. - [Электронный ресурс] // Совершенно секретно. -Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/29154/ - (дата обращения 15.01.2018).

4. Баранова, А.Н. Особенности религиозной ситуации и межконфессиональных отношений АР Крым / Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского / А.Н. Баранова. - Серия Философия. Культурология. Политология. Социология. Том 24 (63), 2011. -№ 3-4. - 217 - 223 с.

5. Веремчук, В.И. Социология религии / В.И. Веремчук. - М.: Юнити. - 253 с.

6. Зенько, Ю.М. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития / Ю.М. Зенько. - СПб : Речь, 2009, - 289 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.