КОВАЙКИН Д.И.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРОТЕРПИМОСТИ В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
Аннотация. Статья посвящена изучению межрелигиозных отношений в многоконфессиональном обществе. В фокусе внимания находятся проблемы толерантности по отношению к различным конфессиям, религиозным организациям и группам.
Ключевые слова: религия, веротерпимость, атеизм, православие, ислам, религиозные секты.
KOVAIKIN D. I.
RELIGIOUS TOLERANCE IN MULTICONFESSIONAL COMMUNITY: A STUDY OF MORDOVIA REPUBLIC
Abstract: The paper deals with the inter-religious relationships in a multiconfessional community. The authors focus on the problem of tolerance to various religions, religious groups and organizations.
Key words: atheism, religious tolerance, Islam, Orthodoxy, religious sects, religion.
Религия всегда была фактором, объединяющим либо раскалывающим общества. В истории известны факты, когда неприятие и нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводили к кровопролитным войнам, расколу государств и наций. В современном обществе религия выполняет роль регулятора социальных отношений, поэтому ее авторитет достаточно высок. Контроль со стороны общества и государства за деятельностью представителей различных религий и религиозных течений крайне важен, поскольку это отвечает интересам государства.
Ученые называют злободневными некоторые религиозные проблемы, в частности формирование религиозной толерантности (веротерпимости) в многоконфессиональном обществе. Веротерпимость, понимаемая как толерантное отношение к религиям и религиозным мировоззрениям со стороны последователей других религиозных взглядов, является необходимым элементом успешного функционирования многоэтнического и многоконфессионального общества, к которому относится население Российской Федерации. Это предполагает, что вопрос религиозной толерантности важен не только для обеспечения стабильных социальных отношений в современном обществе, но и для обеспечения его безопасности. В условиях религиозной нетерпимости многоконфессионального общества, могут происходить различные конфликты и
потрясения. Особое место среди проблем межконфессиональных взаимодействий занимает проявление терпимости к нетрадиционным формам религий и атеизму.
Религиозную толерантность следует рассматривать как явление общественного сознания, в котором сочетаются мировоззренческие и социально-психологические установки, допускающие возможность множественных религиозных традиций (религиозный плюрализм). Одновременно религиозная толерантность — это конкретные действия на уровне поведения индивидов, функционирования общественных структур, государства, обеспечивающие свободу вероисповедания и равные гражданские права последователям любых религий. Религиозную толерантность можно сформулировать следующим образом: «это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других» [1].
12 июня 2013 года Госдума приняла Федеральный Закон о противодействии оскорблению чувств верующих. Закон расширяет ст.148 Уголовного Кодекса РФ (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий) [2]. По мнению С.С. Митрохина, эти поправки грубо попирают Конституцию РФ, статья 28 которой гарантирует «свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой», а также «распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [3]. При этом Дума установила за оскорбление верующих уголовную ответственность, а за оскорбление граждан, принадлежащих к другим категориям, оставила только административную. Таким образом, грубо ущемлены в правах лица, «не исповедующие никакой» религии, и разлад между религиозным вероисповеданием происходит уже на государственном уровне.
По данным Минюста, на 1 января 2012 года в РФ функционируют более 60 конфессий, представленных официально зарегистрированными религиозными объединениями, среди которых «шаманизм» и «языческие верования», чьи обряды сами по себе оскорбительны для христиан и мусульман (либо наоборот). Таким образом, закон, защищающий интересы верующих, также может быть направлен против них даже при отсутствие состава преступления, а лишь за их религиозные обычаи.
Одними из первых, кто размышлял над темой веротерпимости, были учёные Дж. Локк и И. Кант. Толерантность, понимаемая как терпимость к инакомыслию, исследовалась в сфере межэтнических отношений и этнического сознания в работах
отечественных ученых О.А. Богатовой, Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Е.И. Шлягиной и др.
С целью определения напряженности сложившихся межконфессиональных отношений в городском округе Саранск весной 2013 года нами был проведен социологический опрос (N=96, выборка репрезентативная по полу и возрасту). Выборка отражала основные конфессии, функционирующие на территории РМ, и группу людей, отрицающих причастность к той или иной религии.
Анкета включала блоки вопросов, которые отражают мнения жителей Саранска относительно их вероисповедания, социальной дистанции относительно тех или иных конфессий, уровня межконфессиональной напряженности и др.
По результатам исследования самыми «ущемляемыми» оказались представители ислама. Респонденты, придерживающиеся данной религии (10%), отмечают факты, когда они подвергались какой-либо дискриминации на религиозной почве. Подавляющее большинство представителей православия (48%) с подобным явлением никогда не сталкивались.
Количество респондентов, считающих, что религия значительно влияет на политические решения в стране, существенно больше, чем респондентов с противоположной точкой зрения (44% и 13% соответственно).
Те, кто считает себя атеистами и агностиками (29%), отмечают значительное влияние церкви на политику (87%). Большинство представителей ислама также высказываются в пользу религиозного лоббирования при принятии политических решений. Аналогичным образом отвечали и православные респонденты. По нашему мнению, различия во взглядах на вопрос религиозного присутствия в политике среди верующей и неверующей части населения обусловлены широко обсуждаемым в обществе законом «о защите чувств верующих».
Примечательно, что при ответе на вопрос об оценке своих действий при оскорблении «своей веры», каждый десятый решился бы отстаивать честь религии с оружием в руках. Наибольшую вероятность подобной защиты своих святынь и веры продемонстрировали представители ислама и наименьшую - православные респонденты. Более половины последних вызвались защищать свои религиозные права посредством закона.
Респондентами была дана оценка возможности конфликтного поведения при религиозных разногласиях. Почти половина респондентов сомневаются в вероятности каких-либо конфликтов на религиозной почве в Республике Мордовия (45%). Остальная часть распределилась по двум полюсам: 28% опрошенных считают, что подобные
столкновения невозможны, а 20% имеет диаметрально противоположное мнение по этому вопросу (см. таблицу).
Таблица
Распределение ответов на вопрос: «Возможны ли в Мордовии насильственные столкновения на религиозной почве?»
Вариант ответа Доля опрошенных, %
Возможны 20
Маловероятны 45
Невозможны 28
Затрудняюсь ответить 7
Недружелюбное отношение высказывают респонденты относительно различных религиозных сект. Согласно результатам исследования треть опрошенных оценили деятельность подобных сект отрицательно. По нашим оценкам, в различные религиозные секты вовлечено менее одного процента населения республики, и они имеют невысокую популярность среди различных социальных групп.
Маркером толерантного отношения к иной вере выступает возможность заключения брака между представителями разных конфессий (состояние в родственных отношениях). При этом более половины всех опрошенных не приветствуют родственных отношений с мусульманами и иудеями. Такие же чувства проявляют и представители исламской религии по отношению к иноверцам. Они не желают их принимать не только в круг своей семьи, но и в круг своих друзей как близкого человека.
В данном исследовании особый интерес для нас представляло отношение к атеизму со стороны верующих. Так, 10% респондентов осуждают атеизм лично, а 64% сталкивались с его осуждением со стороны других людей, воздерживаясь при этом от личной неприязни к атеистам. Лишь 13% опрошенных атеистов не сталкивались с осуждением своего мировоззрения.
Таким образом, по результатам исследования предпосылок к возникновению явной религиозной неприязни в Республике Мордовия не наблюдается. Межрелигиозные отношения внешне поддерживаются на нейтральном уровне, а вероятность конфликтов на религиозной основе минимальна. На семейно-бытовом уровне существует некоторая межконфессиональная напряженность, которая допускается границами социальных отношений, что является нормальным явлением для многоконфессионального и полиэтнического общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абуов А.П. Межконфессиональный диалог как основа социального согласия. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.embkaztm.org/article/142
2. Уголовный Кодекс РФ, ст. №148. Нарушение прав на свободу совести и вероисповеданий // Комерсантъ. - № 12. - 12 июня 2013 г.
3. Митрохин С.С. Забота о чувствах верующих привела к попиранию Конституции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yabloko.ru/news/2013/04/09