УДК [1:316+316.61](045) ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Пуртова А.С.
Цель: рассмотреть особенности формирования установок толерантного поведения в обществе.
Метод или методология проведения работы: системный,
сравнительного анализа, этимологического анализа, общенаучные методы (анализ и синтез, индукции и дедукции).
Результаты: Статья посвящена феномену толерантность в современном меняющемся обществе. В статье обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается проблема семантического поля понятия «толерантность», рассматривается структура толерантности, формулируются условия формирования толерантного сознания и поведения в современном обществе.
Область применения результатов: Результаты исследования и
сформулированные выводы могут быть использованы в разработке учебных программ нового поколения по межкультурной коммуникации для школ, колледжей и ВУЗов и включены в курс социальной философии, психологии, этики, социологии, межкультурной коммуникации, политологии.
Ключевые слова: толерантность, транзитивное общество, толерантное сознание.
FORMATION OF ATTITUDES ABOUT TOLERANT CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR IN MODERN POLYCULTURAL SOCIETY
Purtova A.S.
Purpose: to search the peculiarities of forming of attitude about tolerant behavior in society.
Methodology: system method, method of the comparative analysis, method of the etymological analysis, general scientific methods (the analysis and synthesis, an induction and deduction).
Results: The article is devoted to the phenomenon “tolerance” in the modern changing society. The urgency of the theme of research is proved, ^e semantic field problem of the “tolerance” notion is considered, structure of tolerance is investigated, conditions of forming of tolerant consciousness and behavior in society are formulated.
Practical implications: The results of investigation can be used in making studying programs of new generation in intercultural communication for schools, colleges and universities and are included in course of social philosophy, psychology, ethics, sociology, intercultural communication, politology.
Keywords: transitive society, tolerance, tolerant consciousness.
На рубеже веков в полной мере проявились две тенденции мирового развития. С одной стороны, в век глобализации экономики, интеграции и взаимозависимости мир становится единым, с другой - человечество в условиях вопиющего социального неравенства остаётся разделённым. Перспективы масштабных преобразований заслуживают амбивалентной оценки. Глобализация общественных отношений проявляется не только в том, что достижения человеческого разума становятся достоянием всего мирового
сообщества, а также в том, что разного рода противоречия, конфликты также приобретают общепланетарный масштаб.
Распад советского Союза спровоцировал трансформацию российского общества. Стремление России к интеграции в мировое сообщество на основе идей неолиберализма, активные инновационные процессы привели к глубокому социальному расслоению общества, утрате традиционных ценностей и духовных ориентиров - к аномии. Социум разорван, человеку сложно постичь новый предметный мир. Меняется облик страны и на этом фоне индивидуальные и массовые формы протеста неизбежны.
Произошёл кризис толерантного сознания на личностном и общественном уровнях. Поэтому весьма актуальным становится понимание толерантности в социальном контексте развития современной России.
Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами.
Вопрос о значении понятия «толерантность» является дискуссионным в современной философской мысли. Большинство учёных склонны к мнению о том, что толерантность является терпимостью по отношению к «чужому» (С.Г. Ильинская, Б.Г. Капустин, И.В. Круглова, В.В. Соловьёв, Ю. Шпис и др.). В равной степени имеет право на существование позиция учёных, заключающаяся в более позитивной трактовке понятия, а именно в присвоении толерантности положительной окраски. Такая толерантность есть взаимоуважение, конструктивный диалог, поиск общего в различном. Такое понимание феномена «толерантность» следует в работах В.Е. Буденковой, Р.Р. Валитовой, П.К. Гречко, Н.Л. Ивановой, М.П. Мчедлова, Н.Л. Новосадовой,
В современном транзитивном обществе понятие «толерантность» имеет полисемический характер, на основании чего толерантность можно определить как естественную социокультурную норму, положительную установку индивида по отношению к окружающему его дифференцированному социуму, заключающуюся в конструктивно-доброжелательной оценке других и отказе от противостояния.
В сфере религии толерантность рассматривается как веротерпимость и находится в тесной связи с понятием «свобода совести». Проблемы религиозной толерантности рассматриваются в работах А.П. Абуова, С. Кривошеева, Р.А. Лопаткина, В. Овяна, А. Симаворяна и др.
В рамках правового подхода феномен «толерантность» понимается как требование построения общества, основанного на праве. Такой подход мы видим в работах Дж. Гормана, Н. Маккормика, В.С. Соловьёва.
С позиций психологического подхода толерантность, с одной стороны, есть нейтралитет, равнодушие, находящееся всегда на стороне личного, с другой - толерантность есть максимум сопереживания и доброты. В рамках общепсихологического подхода проблемы толерантности рассматривают Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.Г. Выготский, Г. Олпорт, Л.Г. Почебут.
В культурологии главное внимание обращено к выделению культур, способствующих или препятствующих формированию и развитию толерантного сознания. Культурологический, цивилизационный подходы представлены в работах Ю.А. Аверина, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана и др.
В структуре толерантности следует различать уровни, виды, формы. По субъекту, носителю толерантности, можно выделить индивидуальный, социальный и государственный уровень. На уровне государства толерантность закреплена в законодательных актах, программах, положениях. На уровне социума толерантность фигурирует в деятельности общественных организаций.
На личностном уровне толерантность находит своё отражение в
индивидуальном сознании.
На основе видовых различий следует различать толерантность
политическую, этническую, религиозную, социальную и др.
Каждый вид толерантности / интолерантности может проявляться в различных формах.
Например, политическая толерантность / интолерантность, как отношение к деятельности различных партий и объединений, может проявляться в конструктивной и деструктивной формах.
Этническая / межэтническая толерантность / интолерантность проявляется в формах этноцентризма, ксенофобии, национализма.
Религиозная толерантность может быть представлена в нескольких
формах в зависимости от объекта, в отношении которого она проявляется: 1) толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.), 2) толерантность в
отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в исламе) и т.д.), 3) толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу), 4) толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист) (А. Симаворян, В. Овян).
Социальная толерантность проявляется в форме гендерной, возрастной, физиологической, сексуально-ориентированной, образовательной и поселенческой, межличностной, нравственной, повседневно-бытовой, культурной и др.
Следовательно, формирование толерантных установок и поведения должно происходить также на трёх уровнях.
Для достижения социальной безопасности в обществе в государственные задачи входит: координация участия России в международных программах (участие в международных акциях и программах по воспитанию толерантности,
проводимых под эгидой ЮНЕСКО и других международных организаций, подготовка международных научных конференций и форумов по проблемам толерантности), разработка образовательных учебных программ по вопросам толерантности и их методического обеспечения для учебных заведений всех уровней, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и администраторов образования, разработка образовательных стандартов и квалификационных требований, создание программ психологической помощи для жертв насилия в семье, разработка механизма развития программ страхования как социального института создания мотивации безопасного поведения, подготовка программ переподготовки государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов, создание пилотных центров толерантности, создание и методическое обеспечение деятельности центров толерантности в регионах [2].
Эффективной формой противодействия нарастающей интолерантности в последние годы стало такое направление в политике государств как идея и практика мультикультурализма или поликультурного общества. «Поликультурное общество» есть общественно-научное понятие, которое стало использоваться в 1960-х годах в иммиграционных странах, таких как Австралия, Канада, Новая Зеландия и США. Этот термин означает сосуществование, взаимодействие культур, которые отличаются друг от друга языком, религией и формами жизни. Вместе с тем немецкий исследователь Ф. Бейерсдёрфер настаивает на двух вариантах трактовки понятия «поликультурного общества»: дескриптивной и нормативной [3, S.48].
В описательном значении это понятие используется тогда, когда в обществе проживают представители различных культур, т.е. налицо поликультурность. В этом случае «чисто экспериментальным путём можно установить, является ли общество многонациональным или нет» [3, S.49]. Кроме того, таким образом можно проследить и выяснить, рассматривается ли такое общество как нечто положительное или же имеет негативную окраску, и
нужно ли такое общество поддерживать или, наоборот, нарушать его при помощи определённых политических действий. Нормативное же с положительной точки зрения значение данного термина подчёркивает преимущество поликультурного общества перед монокультурным в силу взаимного культурного обогащения и разнообразия, своеобразной пестроты наций. В немецкой традиции принято говорить о поликультурной стране, нежели о поликультурном обществе, реже о миграционном обществе.
Феномен мультикультурализма предполагает идею тотальной интеграции культур, а точнее идею так называемого «мегаобщества». Сегодня всё большее число учёных признают, что национализм человеческого бытия постепенно утрачивают свою самодостаточность. Мы являемся свидетелями и участниками грандиозной эпопеи становления единого взаимосвязанного, взаимозависимого и взаимопроникающего мира, в котором глобальные системы не только скрепляют прежде разрозненные фрагменты целого, но и оказывают на них глубокое преобразующее воздействие. Фактически речь идёт о создании глобального сообщества, в рамках которого существующие национальногосударственные образования выступают в качестве более или менее самостоятельных структурных единиц, которое мы называем мегаобществом.
Разработка и реализация системы государственных мер по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти с опорой на общественные объединения.
Для реализации толерантных установок в обществе на уровне социума необходимыми являются такие действия как разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения норм толерантности и снижению социальной напряженности в обществе, разработка и реализация комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению толерантности к этническим,
религиозным и политическим разногласиям, демонстрация средствами массовой информации антиобщественной природы экстремизма в любых его формах, подготовка и обеспечение издания научной, научно - популярной и научно - образовательной литературы по вопросам толерантности, проведение социально - психологической экспертизы публикаций, теле- и радиопрограмм, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни, издание публицистических материалов, способствующих распространению толерантности, снижению социальной напряженности в обществе и др.
Под воздействием мероприятий, проводимых на государственном и социальном уровнях, происходит формирование, закрепление установок толерантного сознания и толерантного поведения на личностном уровне. В результате деятельности властей, социальных институтов и общественных организаций происходит переосмысление окружающей действительности и смена интолерантного сознания индивида, на толерантное. Таким образом, возникает приобретённая толерантность, та, которой можно научить и которую можно воспитать.
Формирование установок толерантного поведения индивида на личностном уровне - процесс длительный и уникальный для каждого, поэтому основы этого процесса должны закладываться с раннего детства.
Наряду с общими условиями существуют некоторые особенности формирования политической, этнической, религиозной и социальной толерантности.
Успех политической толерантности зависит от приоритета идеологически нейтральных ценностей, соответствующих общенациональным интересам, а не жестко связанных с какой-либо идеологией, партийными пристрастиями и вытекающими из них социальными ориентациями и решениями. Однако в реальной жизни последние самым непосредственным, а подчас решающим образом воздействуют на осмысление, толкование и реализацию социальной политики.
Характер этого воздействия, степень его соответствия национальным интересам приковывает к себе внимание. Отметим, что упомянутые реалии и установки находятся на стадии формирования. Это относится и к политическим лидерам, и к сменяющим друг друга идеологическим пристрастиям, и к политическим режимам.
В каждой идеологической системе, в предлагаемых социальнополитических решениях имеется определенное сочетание групповых (идеологизированных) и общенациональных (безусловных, идейно нейтральных) интересов. Многое зависит от их пропорций, степени добавления партийных пристрастий, личных амбиций, идеологических принципов. Важно, чтобы последние не становились самоцелью и отходили на второй план, когда затрагиваются коренные национальные интересы.
Неотвратимость наказания, эффективность работы правоохранительных органов, включая судебную систему, необходимы не только для справедливого наказания виновных, но и в качестве превентивного, сдерживающего фактора для потенциальных правонарушителей. При «либеральном» же подходе судебно-следственных органов к проявлениям экстремизма уменьшаются шансы нейтрализовать данную социально-политическую угрозу.
Наряду с нейтрализацией подобных экстремистских политических действий для формирования этнической толерантности важно добиваться цивилизованного разрешения различных объективных противоречий, которые возникают между интересами различных этносов, живущих в России. Они могут вызываться теми или иными народно-хозяйственными решениями, различиями в степени экономического развития, уровне образования, оснащенности достижениями цивилизации, что вызывает необходимость протекционистской поддержки, «подтягивания» экономически слаборазвитых за счет более развитых.
Как справедливо замечает М.П. Мчедлов, бытовая ксенофобия и националистический экстремизм зависят и от несовершенства отечественного
законодательства, от реально проводимой политики в том или ином регионе [1, 116-130]. Необходимо добиваться неукоснительного соблюдения действующего законодательства, пресечения любых проявлений экстремизма и ксенофобии - будь то подстрекательное выступление политика или погромная статья в прессе, хулиганство на футбольном стадионе или вандализм на национальных кладбищах, обстрел мечети или «плакатный экстремизм». Важна своевременная политическая и правовая реакция на подобные действия.
Обязательным условием раскрытия содержания интересов каждого этноса, который может выжить и развиваться в наше непростое время при толерантных взаимоотношениях, является использование объективных самоочевидных критериев, призванных отражать интересы именно всей общности, а не только ее элиты; они должны выражать долгосрочные, универсальные ценности. Главное их «назначение» - способствовать самосохранению и развитию общностей, удовлетворению их основных, вплоть до биологических, потребностей.
К особенностям воспитания религиозной толерантности можно отнести закрепление за родителями права воспитывать своих детей на основах религиозной этики. Главную роль в формировании у школьников религиозной толерантности будут играть учебники по истории, которые не должны быть искажёнными и пропагандирующими определённые предубеждения. Недопустимым является пропаганда в СМИ или со стороны власти публичная демонстрация или выделение одной из религий или конфессий, наоборот приоритетным является проведение различных межконфессиональных и государственно-конфессиональных мероприятий для заботы о гражданском согласии.
Формированию социальной толерантности, обеспечиваемой сугубо рациональными средствами, противостоит ментальная толерантность, ибо общество существует не только и не столько в наблюдаемых формах, организациях человеческой деятельности, сколько в головах людей. В данном
случае мы говорим о воспитании толерантного сознания на индивидуальном уровне. Фундаментальным условием при этом, как уже было отмечено, является тип культуры, на основе которого закладывается ментальность индивида, его интеллектуально-эмоциональные особенности. Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта.
В современном транзитивном обществе толерантность - условие выживания человечества, а в более широком контексте - всего живого на планете. Являясь поликультурным государством, Россия имеет собственные и весьма серьезные проблемы. Очевидно, что целостность и будущность России связаны с полиэтничностью.
В сложившейся ситуации единственно верным направлением в политике таких полиэтнических государств как Россия будет утверждение принципа толерантности, уважение по отношению к другим этническим группам, обеспечение возможности существования представителей различных национальностей в условиях современного мультикультурного общества.
Список литературы
1. Мчедлов М.П. Толерантность. М.: Республика, 2004. 416 с.
2. Федеральная целевая программа «Формирование установок
толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml-?id=
%2010899&PrintVersion=1 (дата обращения: 16.11.2011).
3. Frank Beyersdörfer. Multikulturelle Gesellschaft: Begriffe, Phänomene, Verhaltensregeln. LIT Verlag Berlin - Hamburg - Münster, 2004. 295 s.
References
1. Mchedlov M.P. Tolerantnost [Tolerance]. Moscow: Respublika, 2004.
416 p.
2. Federalnaya celevaya programma “Formirivaniye ustanovok tolerantnogo soznaniya i profilaktika ekstremizma v rossiyskom obchestve (2001-2005 godi) ”. [The federal target program “Formation of installations of tolerant consciousness and preventive maintenance of extremism in the Russian society (2001-2005)”]. http://www.kadis.ru/texts/index.phtml-?id= %2010899&PrintVersion=1 (accessed 16.11.2011).
3. Beyersdörfer Frank. Multikulturelle Gesellschaft: Begriffe, Phänomene, Verhaltensregeln [Multicultural society: concepts, phenomena, rules of behaviour]. LIT Verlag Berlin - Hamburg - Münster, 2004. 295 s.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Пуртова Анна Сергеевна, преподаватель немецкого языка, аспирант
Архангельский педагогический колледж
ул. Смольный Буян, д.5, г. Архангельск, Архангельская область, 163002, Россия
e-mail: belozerova_anna@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Purtova Anna Sergeevna, german teacher, aspirant
Arkhangelsk Pedagogical College
5, Smolniy Buyan street, Arkhangelsk, Arkhangels Region, 163002, Russia e-mail: belozerova_anna@mail. ru
Рецензент:
Ульяновский В.И., доктор социологических наук, профессор