Научная статья на тему 'Этническая толерантность в современном поликультурном обществе'

Этническая толерантность в современном поликультурном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2982
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / TOLERANCE / MULTICULTURALISM / XENOPHOBIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пуртова Анна Сергеевна

В работе исследуется феномен толерантности в современной России. Рассматривается семантическое поле понятия «толерантность», формулируется авторский поход к определению данного понятия, выделяются формы толерантности, рассматриваются особенности этнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Tolerance in the Modern Polycultural Society

In this research the phenomenon of tolerance in modern Russia is studied. The problem of the semantic field of the notion «tolerance» is investigated, the authors definition of this notion is formulated, the forms of tolerance are pointed out, and the features of ethnic tolerance are investigated.

Текст научной работы на тему «Этническая толерантность в современном поликультурном обществе»

УДК [1:316+316.647.5+316.7] (470+571) (045)

ПУРТОВА Анна Сергеевна, аспирант кафедры философии Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

В работе исследуется феномен толерантности в современной России. Рассматривается семантическое поле понятия «толерантность», формулируется авторский поход к определению данного понятия, выделяются формы толерантности, рассматриваются особенности этнической толерантности.

Ключевые слова: толерантность, мультикультурализм, ксенофобия.

На рубеже веков в полной мере проявились две тенденции мирового развития. С одной стороны, в век глобализации экономики, интеграции и взаимозависимости мир становится единым, с другой - человечество в условиях вопиющего социального неравенства остается разделенным. Перспективы масштабных преобразований заслуживают амбивалентной оценки.

Распад Советского Союза, ставший крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века породил ксенофобию, экстремизм, национальную, социальную интолерантность. Трансформация российского общества, стремление России к интеграции в мировое сообщество на основе идей неолиберализма, активные инновационные процессы привели к глубокому социальному расслоению общества, утрате традиционных ценностей и духовных ориентиров - к аномии. Произошел кризис толерантного сознания на личностном и общественном уровнях.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миро-

любия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональ-ными конфликтами. Для России, как поли-культурного государства, обеспечение мирного сосуществования большого количества этнических сообществ составляет большую проблему.

Вопрос об истинном значении понятия «толерантность» является дискуссионным в современной философской мысли. С одной стороны, ряд ученых склоняются к мнению о том, что толерантность является терпимостью по отношению к «чужому» (С.Г Ильинская, Б.Г. Капустин, И.В. Круглова, В.В. Соловьев, Ю. Шпис и др.). С другой стороны, имеет право на существование позиция ученых, заключающаяся в более позитивной трактовке понятия, а именно: в присвоении толерантности положительной окраски. Такая толерантность есть

© Пуртова А.С., 2012

взаимоуважение, конструктивный диалог, поиск общего в различном (В.Е. Буденкова, Р.Р. Валитова, П.К. Гречко, Н.Л. Иванова, М.П. Мчедлов и др.). По мнению автора, в более широком контексте «толерантность» есть сформированная на подсознательном уровне «естественная» положительная установка индивида по отношению к окружающему его разноуровневому дифференцированному социуму, заключающаяся в конструктивно-доброжелательной оценке и отказе от противостояния.

Многообразные грани понятия толерантно сть исследуются в различных науках. В рамках правового подхода феномен «толерантность» понимается как требование построения общества, основанного на праве (Дж. Горман, Н. Маккормик, В.С. Соловьев).

С позиций психологического подхода толерантность, с одной стороны, есть нейтралитет, равнодушие, находящееся всегда на стороне личного, с другой - толерантность есть максимум сопереживания и доброты (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.Г. Выготский, Г Олпорт, Л.Г Почебут).

В культурологии главное внимание обращено к выделению культур, способствующих или препятствующих формированию и развитию толерантного сознания (Ю.А. Аверин, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич, М.С. Каган, Ю.М. Лотман и др.).

В сфере религии толерантность рассматривается как веротерпимость и находится в тесной связи с понятием «свобода совести» (А.П. Абуов, РА. Лопаткин, В. Овян, А. Симаворян, М.А. Халиль, Г.Е. Шлымова и др.).

Особую актуальность в современном российском обществе обретают проблемы этнической толерантности, представленные в работах М.Л. Дробижевой, В.Е. Козлова, П.М. Козыревой, М.П. Мчедлова, А.В. Перцева, З.А. Сикевич, Г.У Солдатовой, А.Н. Тарасова, Л.А. Шайгеровой, Ф.А. Шебзуховой, А. Шульте и др. Этническая толерантность есть ненасильственное, дружелюбное отношение к представителям других этнических групп,

обладающих собственной культурой и системой ценностей. Она проявляется в различных критических ситуациях личностного выбора, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Устойчивость этнической толерантности придает коллективная память этноса.

Основой этнической толерантности является этнический менталитет - «полиструктурная динамическая система коллективных установок и ценностей, закрепленных в знаках, символах, ритуалах, транслируемых через каналы воспроизводства традиционной культуры и позволяющих этноформам относительно единообразно воспринимать окружающий мир и стереотипно реагировать на вызовы социальной среды и природные катаклизмы»1.

Менталитет является интегративным свойством личности, основой ее социализации, сохранения и воспроизводства этнической идентичности. Осознавая уникальность своего этноса, индивид признает право на существование другого уникального этноса.

На сегодняшний день многие развитые страны вынуждены признать, что опыт ассимиляции в общество мигрантов оказался неудачным. Обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп не представляется возможным. «Отражением этого в политике стал “мультикультурализм”, отрицающий интеграцию через ассимиляцию. Он возводит в абсолют “право меньшинства на отличие” и при этом недостаточно уравновешивает это право - гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями по отношению к коренному населению и обществу в целом»2.

Во многих странах складываются замкнутые национально-религиозные общины, которые отказываются ассимилироваться и адаптироваться. Известны кварталы и целые города, где уже поколения приезжих живут на социальные пособия и не говорят на языке страны пребывания. Ответная реакция на такую модель

поведения - рост ксенофобии среди местного коренного населения, попытка жестко защитить свои интересы, рабочие места, социальные блага от «чужеродных конкурентов». Респектабельные европейские политики начинают говорить о провале «мультикультурного проекта»3.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России насчитывается более 180 наций и народностей, различающихся по вероисповеданию, культуре, истории и обладающих собственной системой ценностей. Представители этих этносов непрерывно контактируют друг с другом, что обусловлено их совместным проживанием в рамках единого социума.

Межэтнические конфликты в России происходят порой между двумя главными типами цивилизаций, характеризующими евроазиатскую сущность страны - западным христианским миром и южным исламским. Заслуживает внимания классификация российских «болевых точек», основанная на степени остроты конфликта: зоны острых кризисных (военных конфликтов или балансирования на их грани): Северная Осетия - Ингушетия;

потенциально кризисные ситуации (Краснодарский край). Здесь основным фактором межнациональной конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате которых обостряется обстановка;

зоны сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан);

зоны среднего регионального сепаратизма (Республика Коми);

зоны вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний Восток, ряд республик Поволжья, Карелии и пр.)4.

Этнические конфликты происходили как на территории России, так и с участием нашей страны на территории других государств. Две таких войны пришлись на вторую половину XX века (Афганская война 1979-1989 годов, Чеченская война, вторая половина 1990-х годов).

Уверенность в том, что мы можем обеспечить гармоничное развитие в России поликультурной общности, обусловлена нашей культурой, историей, типом идентичности. «Русский народ является

государствообразующим - по факту существования России. Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности»5. Это «культурный код», который необходимо укреплять и беречь.

Однако главной предпосылкой установления толерантных межнациональных отношений является единство важнейших интересов, взаимозависимость и неотделимость исторических судеб этносов, входящих в российский народ. Взаимообусловленность и неотделимость интересов российских этносов обусловливает то, что если нет благополучия и мира у русских, то нет их и у других этносов, и наоборот.

В сфере межнациональных отношений, где далеко еще до установления цивилизованных толерантных взаимоотношений, наблюдается отрицательное воздействие как субъективных факторов, так и объективных противоречий6. Очевидно, что на поведение и чувства людей, особенно молодежи, стремятся воздействовать те представители центральных и местных элит, которые борются за власть и привилегии, руководствуясь при этом своими клановыми интересами и стремлениями к этнонациональному сепаратизму. Именно этот расчетливый экстремизм элит и возбуждает нередко экстремистские настроения и поступки среди различных возрастных и этнических групп.

Наряду с нейтрализацией подобных экстремистских политических действий важно добиваться цивилизованного разрешения различных объективных противоречий, которые возникают между интересами различных этносов, живущих в России. Они могут вызываться теми или иными народно-хозяйственными решениями, различиями в степени экономического развития, уровне образования, оснащенности достижениями цивилизации, что вызывает необходимость протекционистской поддержки, «подтягивания» экономически слаборазвитых за счет более развитых.

Примечания

1 Шебзухова Ф.А. Ментальные основания толерантности в полиэтническом обществе: дис. ... д-ра философ. наук. Ростов н/Д., 2005. С. 314.

2 См: Авторская статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос». URL: http://mir-miru.org/index. php/sobytiya/594-rossiya-natsionalnyj-vopros.html (дата обращения: 25.01.2012).

3 Там же.

4 См.: Иванов В.Н. Россия Федеративная: проблемы и перспективы. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/ ivanov_problems_i_persp/06.aspx (дата обращения: 21.05.2011г.).

5 См.: Авторская статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос». URL: http://mir-miru.org/index. php/sobytiya/594-rossiya-natsionalnyj-vopros.htmI (дата обращения: 25.01.2012).

6 См.: Толерантность / общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2004. С. 270-310.

Purtova Anna Sergeevna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences

ETHNIC TOLERANCE IN THE MODERN POLYCULTURAL SOCIETY

In this research the phenomenon of tolerance in modern Russia is studied. The problem of the semantic field of the notion «tolerance» is investigated, the author’s definition of this notion is formulated, the forms of tolerance are pointed out, and the features of ethnic tolerance are investigated.

Key words: tolerance, multiculturalism, xenophobia.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Ульяновский В.И., доктор социологических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Института управления и регионологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.