Научная статья на тему 'Социальная толерантность в работах российских исследователей'

Социальная толерантность в работах российских исследователей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
563
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЛИБЕРАЛИЗМ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ / РАЗРАБОТАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ / TOLERANCE / LIBERALISM / RESEARCH APPROACHES / DEVELOPMENT ISSUES / FUNDAMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Медушевский Николай Андреевич, Гордеева Мария Александровна

В статье проводится обзор работ российских авторов по проблематике социальной толерантности. Толерантность как явление социальной жизни общества многомерно и связано одновременно с политической и культурной сферами социального взаимодействия. Широкий формат реализации толерантных практик ведет к формированию множества исследовательских проблем, актуализированных в современных гуманитарных науках. Как следствие, для качественного развития исследовательских практик необходимым условием становится систематизация проблематики уже написанных научных работ и создание их комплексного структурированного обзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Медушевский Николай Андреевич, Гордеева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TOLERANCE IN THE WORKS OF RUSSIAN RESEARCHERS

The article reviews the works of Russian authors on the issue of social tolerance. Tolerance as a phenomenon of social life is multidimensional and associated with the political and cultural spheres of social interaction. The wide format of implementation of tolerant practices leads to the formation of many research problems, actualized in the modern humanities. Consequently, for the qualitative development of research practices, the systematization of the problems of already written scientific works and the creation of their comprehensive structured review becomes a necessary condition.

Текст научной работы на тему «Социальная толерантность в работах российских исследователей»

УДК 32.019.51

МЕДУШЕВСКИИ Николай Андреевич — кандидат политических наук, доцент кафедры культуры мира и демократии ЮНЕСКО Российского государственного гуманитарного университета (115446, Россия, г. Москва, Коломенский пр., 21; [email protected])

ГОРДЕЕВА Мария Александровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры культуры мира и демократии Российского государственного гуманитарного университета (115446, Россия, г. Москва, Коломенский пр., 21)

СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье проводится обзор работ российских авторов по проблематике социальной толерантности. Толерантность как явление социальной жизни общества многомерно и связано одновременно с политической и культурной сферами социального взаимодействия. Широкий формат реализации толерантных практик ведет к формированию множества исследовательских проблем, актуализированных в современных гуманитарных науках. Как следствие, для качественного развития исследовательских практик необходимым условием становится систематизация проблематики уже написанных научных работ и создание их комплексного структурированного обзора.

Ключевые слова: толерантность, либерализм, исследовательские подходы, разработанность проблемы, фундаментальные работы

Толерантность как объект изучения

Толерантность в современном мире выступает как один из ключевых атрибутов развития либеральной идеологии и европейской цивилизации в целом. Толерантность многообразна, и применительно к ней используются различные исследовательские подходы. В частности, подробно об этом пишет российский исследователь С.Г. Ильинская в работе «Теория толерантности: проблема выбора методологии» [Ильинская 2017], где она выделяет аксиологический, идеально-типический, онтолого-историцистский и «конфликтный» исследовательские подходы. При этом, несмотря на существование нескольких исследовательских подходов, знания о толерантности остаются разрозненными, что препятствует концептуализации данного понятия и реализации комплексных современных исследований толерантности с учетом всего многообразия толерантных практик. В данной связи актуальным является комплексный обзор трудов российских авторов, в разное время занимавшихся разработкой данной проблемы.

Современная российская литература и ее градация

Автор данной работы делает акцент именно на российской исследовательской практике, т.к. она в сравнении с западной характеризуется специфическими акцентами и требует обособленного рассмотрения.

По результатам комплексного анализа тематической литературы (более 400 работ) всю совокупность российских исследований по проблематике толерантности можно разделить на 3 основные группы: 1) работы, изучающие толерантность как мировоззрение и форму интерпретации социальных отношений; 2) работы, изучающие определенные аспекты толерантного или интолерантного поведения; 3) работы, направленные на обучение толерантности и решение различных социальных задач через популяризацию толерантных практик.

Первая группа работ является наиболее фундаментальной и в значительной степени в современной исследовательской практике предвосхищает возникновение работ, посвященных частным практикам толерантности. Показательно, что в российской науке проблема толерантности как социального явления воз-

никает лишь в 1990-е гг. До этого существовали лишь отдельные публикации схожей проблематики, например монография Шрейдера Ю.А. «Равенство, сходство, порядок» [Шрейдер 1971].

Изучение толерантности как мировоззрения

В 1990-х гг. в связи со сменой государственной идеологической парадигмы интерес авторов к изучению толерантности повышается. Здесь следует отметить работы начала 1990-х гг., которые заложили основу исследованиям толерантности в России, в т.ч. статьи Ю.А. Ищенко «Толерантность как философско-мировоззренческая проблема» [Ищенко 1990] и В.А. Петрицкого «Толерантность — универсальный этический принцип» [Петрицкий 1993], а также работы В.А. Авксеньтьева и В.С. Авгеева. Однако системное изучение толерантности и рассмотрение ее с мировоззренческих позиций начинается лишь с конца 1990-х гг. Показательны, например, работы А.Г. Асмолова, в т.ч. «Толерантность: различные парадигмы анализа» [Асмолов 1998], и Г.У. Солдатовой, например «Психология межэтнической напряженности» [Солдатова 1998], а также их общая работа «О смыслах понятия "толерантность"» [Асмолов, Солдатова, Шайгерова 2001]. В этих исследованиях сформулирован ряд определений, отражен общий интерес к проблематике и намечены пути перспективных исследований. Помимо этого, данные работы характеризуют начальный период исследования толерантности как социального феномена именно в российской практике. Кроме того, в своих работах А.Г. Асмолов формулирует одно из наиболее комплексных определений толерантности, представляя ее как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия и сведения многообразия к единой точке зрения.

Показательно, что уже в нулевых годах А.Г. Асмолов и Г.У. Солдатова в своих работах отходят от социального анализа толерантности и обращаются к ее психологическим и педагогическим аспектам. Тем не менее число комплексных исследований толерантности как социального и даже политического явления увеличивается. Важным признаком актуальности проблемы стало появление коллективных трудов по проблеме. Массив научной литературы включает, к примеру, работы «Толерантность в обществе различий» [Толерантность в обществе... 2005] и «Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности» [Философские. 2005]. Одной из знаковых работ конца нулевых годов становится работа Л.В. Баевой «Толерантность: идея, образы, персоналии» [Баева 2009], которая посвящена комплексному исследованию проблемы толерантности. В ней представлены анализ понятия и классификация форм толерантности, показано отношение к толерантности в традициях Востока и Запада, изучены механизмы формирования толерантного и интолерантного сознания, дана оценка процесса глобализации относительно его влияния на межэтнические, межконфессиональные отношения.

Последние годы отмечены появлением большого числа российских публикаций по проблематике толерантности, однако мировоззренческие акценты в них представлены в ограниченной мере. Среди работ последних лет следует упомянуть коллективные монографии, опубликованные Российским государственным гуманитарным университетом, среди которых «Классические и инновационные практики социальной толерантности» [Классические. 2013] и «Толерантность, как основа либерально политического дискурса» [Толерантность. 2013], а также авторские монографии С.Д. Бакулиной «Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам» [Бакулина 2016], Л.И. Тогузовой «Философия социального познания: Толерантность. Конфликт» [Тогузова, Мищенко 2017], Л.М. Дмитриевой «Толерантность в символическом потреблении» [Дмитриева, Василюк 2014] и монография автора данной статьи «Основы

толерантности и правовой культуры» [Медушевский 2014], для который характерен философско-исторический подход. Работа Л.М. Дмитриевой заслуживает отдельного упоминания ввиду неординарности примененного автором подхода. Дмитриева проводит философско-антропологический анализ трансформации потребления толерантности и потребителя в символическом потреблении, применяя диалектический метод, герменевтический метод в версии П. Рикера, идеи логотерапии В. Франкла и постмодернистскую концепцию логики сериации Ж. Делеза.

Помимо указанных работ, в числе публикаций последних лет выделяется ряд монографий близкой тематики, в т.ч. монографии Г.В. Сорокина «Русский космизм и трансгуманизм. Тождество и различие» [Сорокин 2014] и И.М. Сидоровой «Культурно-философские основания социально-гуманитарного познания» [Сидорова 2014], а также публикации профильных конференций, например «Проблемы толерантности: история и современность» [Проблемы. 2015], хотя подобные мероприятия носят преимущественно эпизодический характер, что свидетельствует об отсутствии выраженного системного подхода к развитию исследований толерантности в современной российской практике.

Аспекты толерантного поведения

Вторая группа исследований толерантности представлена работами, изучающими определенные аспекты толерантного поведения. Она более многообразна в сравнении с предыдущей, однако исследования, относимые нами к данной категории работ, преимущественно носят частный характер. Большинство публикаций данной условной группы, как и в принципе публикации по толерантности, были изданы после 2002 г. До этого авторы, безусловно, обращались к таким проблемам, как, например, этнические конфликты, межконфессиональное взаимодействие и др., однако не рассматривали их в контексте развития культуры толерантности. Темпоральная привязка именно к началу нулевых годов, на наш взгляд, может быть связана с политической актуализацией, т.к. в 2001 г. была запущена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»1. Публикации этого периода носят различную направленность, однако превалируют три основных тематических аспекта: межэтническая толерантность [Хотинец 2002; Эфиров 2007], межконфессиональная толерантность [Набиев, Исхаков, Хабутдинов 2009; Степанова 2008а; 2008б] и социальная толерантность, представленная на уровне индивида [Ильченко 2004], семьи [Хубиев, Кильберг-Шахзадова, Шогенов 2003], школы [Фокин 2002] и т.д.

Из более современных комплексных работ интерес представляет работа И.А. Стернина и К.М. Шилихина «Коммуникативные аспекты толерантности» [Стернин, Шилихина 2000]. Данная монография посвящена анализу проблемы толерантности с коммуникативной точки зрения. В ней толерантность исследуется как компонент коммуникативного поведения человека. Исследование проведено на материале русской и ряда других коммуникативных культур и позволяет наметить направления дальнейшего исследования явления толерантности как факта менталитета, коммуникативного сознания и картины мира.

В целом, в отношении работ данной категории следует отметить, что ввиду их преимущественно прикладного значения для исследователя наибольшую полезность представляют работы последних лет, отражающие текущие социальные и политические практики. В российской науке число таких работ ограниченно, и многие из них сводятся к анализу локальных контекстов, например работа

1 Сайт ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе. Доступ: http://www.tolerance.ru/VT-1-2-FCP.php?PrPage=VT (проверено 04.05.2017).

М.А. Агларова [Агларов 2013]. Тем не менее существуют и отдельные комплексные работы, учитывающие западный и мировой опыт развития толерантных практик в целом, например работы А.А. Панарина «Правовые механизмы формирования межнациональной и межконфессиональной толерантности» [Панарин, Швечкова 2015], Т.Н. Андреюшкиной «Толерантность: социально-гуманитарные аспекты» [Андреюшкина 2013], И.А. Аполлонова «Проблема толерантности в контексте этнокультурной идентичности в условиях полиэтничного региона»[Апполонов, Чистилина 2013] и др. Помимо этого, знаковыми являются ежегодные публикации по профильной тематике, например публикации Российской ассоциации религиозной свободы.

Отдельно следует упомянуть работу Е.А. Марковой «Толерантность в политическом процессе» [Маркова 2015], в которой автор ориентирует толерантные практики на исследование в т.ч. российского политического контекста.

Обучение толерантности

Наряду с работами, изучающими толерантность как мировоззрение и форму интерпретации социальных отношений, а также работами, рассматривающими определенные аспекты толерантного поведения, в общем массиве публикаций присутствует широкая категория работ, направленных на обучение толерантности и решение различных социальных задач через популяризацию толерантных практик. Показательно, что работы по толерантности педагогической и психологической направленности присутствуют и в западной историографии, но в российской историографии они превалируют и занимают не менее 40% общего числа публикаций, что, на наш взгляд, связано с многообразием существующих на территории России педагогических практик и с нестабильностью российской образовательной системы, которая с 1990-х гг. многократно подвергалась реформированию. Помимо этого, показателен также «государственный заказ» [Медушевский 2017], нацеленный на преодоление этнического и религиозного сепаратизма через воспитание «правильных ценностей». В данной связи актуальна концептуальная преемственность работ таких авторов, как Г.В. Безюлева, А.М. Байбаков, А.Л. Темницкий, М.Ю. Мартынова и Е.Ю. Виленская [Безюлева, Шеламова 2002; Байбаков 2002; Темницкий 2005; Мартынова 2006; Виленская 2007]. Наиболее знаковыми публикациями данной направленности можно считать работы уже упоминавшихся ранее Г.У. Солдатовой [Солдатова, Нестик, Шайгерова 2011] и А.Г. Асмолова, например монография «На пути к толерантному сознанию» [На пути... 2000], которая посвящена формированию установок толерантного сознания — терпимого отношения к себе и к окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности. В числе работ последних лет показательны публикации О.Б. Истоминой, А.С. Ковалевой и Д.И. Арслангиреевой [Истомина, Баркова, Платонова 2016; Ковалева 2015; Арслангереева 2014].

Социальная толерантность в диссертационных исследованиях

Обобщение 3 рассмотренных векторов развития российской науки по проблематике толерантности представляется возможным в контексте обращения к комплексу диссертационных исследований последних лет.

Квалификационные исследования российских ученых фактически формируют еще одну — четвертую — группу, характеризующуюся выраженной актуальной проблематикой. В рамках данного анализа были рассмотрены диссертации, написанные по темам, близким к проблематике толерантности за последние 6 лет.

В данном контексте следует отметить работы Д.В. Алексеева «Плюрализм и толерантность как социально-деструктивные феномены» [Алексеев 2014],

К.В. Василюк «Толерантность в символическом потреблении» [Василюк 2014], Н.В. Омелаенко «Межэтническая толерантность молодежи в поликультурном регионе» [Омелаенко 2013], А.С. Пуртовой «Особенности толерантности в обществе социального транзита» [Пуртова 2012] и Е.Е. Рыбалко «Толерантность как принцип культурной политики: региональный аспект» [Рыбалко 2012].

Перечисленные диссертационные исследования ближе всего соотносятся с социально-политической проблематикой и носят комплексный (мировоззренческий) характер. Отдельно следует охарактеризовать диссертацию Д.В. Алексеева. В ней автор обращается к европейскому опыту развития толерантных практик, констатирует, что исторически толерантность представлялась как ценность и имела положительное значение, но в условиях политического и социального развития актуализировалась ее отрицательная интерпретация. Цель исследования Алексеева обозначена как желание «обосновать правомерность деструктивного измерения плюрализма и толерантности для более объективного определения их статуса и значения в развитии общества» [Алексеев 2014] и достигается посредством применения философского методологического аппарата.

Помимо работ, посвященных именно толерантности как социальному явлению, в контексте изучения проблемы следует выделить еще две значимые группы исследований, в т.ч. исследования более узкого тематического характера, посвященные практикам мультикультурализма, и исследования более широкого плана, посвященные изучению либеральной идеологии.

Первая категория публикаций представлена работами Е.Н. Пец, Л.К. Мамедовой, А.В. Веретевской, Г.А. Короткого [Пец 2014; Мамедова 2013; Веретевская 2012; Короткий 2012] и др.

Вторая категория работ посвящена либеральной идеологии и связана с нашей проблематикой через систему идейных и идеологических коннотаций. Здесь в первую очередь показательна диссертация А. В. Щипкова «Либерализм и социал-консерватизм в современном идеологическом дискурсе» [Щипков 2016]. А.В. Щипков обращается к близкой нашему исследованию проблематике борьбы двух идеологических моделей в современной Европе. При этом основной акцент автор делает на прогрессе социал-консервативных практик, основанных на традиционных ценностях. Наряду с работой А.В. Щипкова следует упомянуть также диссертации М.Ю. Чернавского, А.С. Васильевой, и Е.Е. Беляевой [Чернавский 2009; Васильева 2012; Беляева 2011].

Вывод

Подводя итог обзора отечественных публикаций по проблематике социальной толерантности, следует резюмировать, что культура толерантности в различных ее проявлениях становится объектом изучения отечественных ученых, начиная с 1990-х гг. Исследования толерантности многообразны. Они трактуют толерантность и как мировоззрение и форму интерпретации социальных отношений, и через призму социальных проблем, и в контексте образовательных практик. С годами исследовательский интерес к проблематике толерантности повышается, что обусловлено в т.ч. государственным запросом на формирование определенных толерантных практик в обществе. При этом в российской науке крайне редко встречаются примеры комплексного анализа толерантности как социополитиче-ского и социокультурного феномена, а в случае наличия подобного подхода, он оказывается преимущественно ориентированным на локальное (региональное и национальное) пространство. Транснациональные исследования культуры толерантности, сопоставляющие, к примеру, российский и европейский опыт, практически не встречаются. Таким образом, выявленная специфика демонстрирует широкий потенциал именно комплексных сравнительных исследований в обла-

сти толерантности, которые бы сочетали широкое многообразие уже существующих частных подходов к исследованию данного явления.

Список литературы

Агларов М.А. 2013. Этногенез в свете политантропологии и этнонимии в Дагестане. Махачкала: МавраевЪ. 144 с.

Алексеев Д.В. 2014. Плюрализм и толерантность как социально-деструктивные феномены: дис. ... к. филос.н. Челябинск. 142 с.

Андреюшкина Т.Н. 2013. Толерантность: социально-гуманитарные аспекты. Тольятти: Изд-во ТГУ. 376 с.

Аполлонов И.А. Чистилина И.А. 2013. Проблема толерантности в контексте этнокультурной идентичности в условиях полиэтничного региона. Краснодар: КубГТУ. 228 с.

Арслангереева Д.И. 2014. Этнопедагогика как основа и технология социальной работы в дагестанском социальном пространстве. — Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. № 4(29). С. 43-46.

Асмолов А. Г. 1998. Толерантность: различные парадигмы анализа. — Толерантность в общественном сознании России. М.: ИЭА РАН.

Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. 2001. О смыслах понятия «толерантность». — Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: Изд-во МГУ. С. 8-18.

Баева Л.В. 2009. Толерантность: идея, образы. Астрахань: ИД «Астраханский университет». 217 с.

Байбаков A.M. 2002. Введение в педагогику толерантности: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ин-та повышения квалификации и переподгот. работников образования. 11 с.

Бакулина С.Д. 2016. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам: учебное пособие. М.: Флинта; Наука. 111 с.

Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. 2002. Толерантность в педагогике. М.: Академия профессионального образования. 92 с.

Беляева Е.Е. 2011. Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза: дис. ... к.культ. М. 158 с.

Василюк К.В. 2014. Толерантность в символическом потреблении: дис. ... к.филос.н. Омск. 179 с.

Васильева А.С. 2012. Гарантии принципа уважения прав человека в европейском праве: дис. ... к.ю.н. М. 221 с.

Веретевская А.В. 2012. Перспективы и препятствия для политики мультикуль-турализма в консолидированных демократиях Западной Европы: дис. ... к.полит.н. М. 209 с.

Виленская Е.Ю. 2007. Культура мира и ненасилия: опыт работы над пилотным проектом «Создание методического центра по интерактивному обучению школьников толерантности с опорой на права человека». СПб: Тускарора. 64 с.

Дмитриева Л.М., Василюк К.В. 2014. Толерантность в символическом потреблении. М.: Магистр. 132 с.

Ильинская С. Г. 2017. Теория толерантности: проблема выбора методологии. Доступ: http://l.120-bal.ru/filosofiya/49076/index.html?page=3 (проверено 04.05.2017).

Ильченко Л.П. 2004. Формирование толерантной личности на основе изучения культуры родного края: проблемы формирования толерантного сознания личности школьника средствами региональной культуры. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова. 294 с.

Истомина О.Б., Баркова Г.А., Платонова Т.К. 2016. Личность. Культура. Толерантность: учебно-методическое пособие. Иркутск: Аспринт. 100 с.

Ищенко Ю.А. 1990. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема. — Философская и социологическая мысль. Киев. № 4. С. 48-60.

Классические и инновационные практики социальной толерантности: коллективная монография (науч. ред. А.П. Логунов). 2013. М. 384 с.

Ковалева А.С. 2015. Технология создания толерантной образовательной среды: учебное пособие. Барнаул: АлтГПУ. 136 с.

Короткий Г.А. 2012. Мультикультурализм как социокультурная парадигма эпохи глобализации: дис. ... к.филос.н. М. 183 с.

Мамедова Л.К. 2013. Мультикультурализм в государственной политике Великобритании: дис. ... к.полит.н. Москва. 198 с.

Маркова Е.А. 2015. Толерантность в политическом процессе. Чита: ЗабИЖТ. 254 с.

Мартынова М.Ю. 2006. Этноконсалтинг — детям, их родителям и учителям. М.: ИЭА РАН. 26 с.

Медушевский Н.А. 2014. Основы толерантности и правовой культуры. М.: ЛЕНАНД. 408 с.

Медушевский Н.А. 2017. Доктрина «духовных скреп» как основа интеграции российского общества. — Вестник РГГУ. Сер. Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. № 2. С. 19-32.

Набиев Р.А., Исхаков Г.Г., Хабутдинов А.Ю. 2009. Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура сосуществования. Казань: Мастер-Лайн. 102 с.

На пути к толерантному сознанию (отв. ред. А.Г. Асмолов). 2000. М.: Смысл. 255 с.

Омелаенко Н.В. 2013. Межэтническая толерантность молодежи в поликультурном регионе: дис. ... к.соц.н. Тюмень. 204 с.

Панарин, А.А., Швечкова Н.А. 2015. Правовые механизмы формирования межнациональной и межконфессиональной толерантности: учебно-методическое пособие. М.: Юрист. 125 с.

Петрицкий В.А. 1993. Толерантность — универсальный этический принцип. — Известия СП лесотехнической академии. СПб. № 1. С. 139-151.

Пец Е.Н. 2014. Мультикультурализм как способ решения проблем межэтнических отношений в условиях глобализации: на примере диаспор Великобритании: дис. ... к.полит.н. СПб. 197 с.

Проблемы толерантности: история и современность: материалы международной научной конференции. 2015. Череповец: ЧГУ. 150 с.

Пуртова А.С. 2012. Особенности толерантности в обществе социального транзита: дис. ... к.филос.н. Архангельск. 178 с.

Рыбалко Е.Е. 2012. Толерантность как принцип культурной политики:региональный аспект: дис. ... к.культ. Краснодар. 192 с.

Сидорова И.М. 2014. Культурно-философские основания социально-гуманитарного познания. Рыбинск: РГАТУ им. П.А. Соловьева. 71 с.

Солдатова Г.У. 1998. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл. 387 с.

Солдатова Г., Нестик Т., Шайгерова Л. 2011. Принципы конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии. —Национальный психологический журнал. № 2(6). С. 60-80.

Сорокин Г.В. 2014. Русский космизм и трансгуманизм. Тождество и различие. Ростов н/Д: Ростовский гос. строит. ун-т. 115 с.

Степанова Е.А. 2008а. Проблема толерантности в межконфессиональных отношениях: курс лекций. В 2 т. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. Т. 1. История идеи толерантности. 217 с.

Степанова Е.А. 20086. Проблема толерантности в межконфессиональных отношениях: курс лекций. В 2 т. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. Т. 2. Межрелигиозный диалог в современном мире. 272 с.

Стернин И.А., Шилихина К.М. 2000. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж. 110 с.

Темницкий А.Л. 2005. Социологические исследования толерантности студентов МГИМО. М.: МГИМО(У). 193 с.

Тогузова Л.И., Мищенко В.И. 2017. Философия социального познания: Толерантность. Конфликт. М.: Перо. 113 с.

Толерантность в обществе различий: коллективная монография (под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, А.Ю. Зенковой). 2005. Екатеринбург: ИНО-Центр; УрМИОН. 232 с.

Толерантность как основа либерально-политического дискурса: коллективная монография (отв. ред. Н.А. Медушевский). 2013. М.: ЛЕНАНД. 155 с.

Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография (отв. ред. Н.А. Купина, М.Б. Хомяков). 2005. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 542 с.

Фокин В.А. 2002. Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: методическое пособие в помощь организаторам детского движения. Тула: Изд-во ТГТУ им. Л.Н. Толстого. 235 с.

Хотинец В.Ю. 2002. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 124 с.

Хубиев Б.Б. Кильберг-Шахзадова Н.В., Шогенов З.А. 2003. Толерантность в обществе и семье. Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкарского ун-та. 189 с.

Чернавский М.Ю. 2009. Либерализм и консерватизм: социально-философский анализ: дис. ... д.филос.н. М. 408 с.

Шрейдер Ю.А. 1971. Равенство, сходство, порядок. М.: Наука. 254 с.

Щипков А.В. 2016. Либерализм и социал-консерватизм в современном идеологическом дискурсе: дис. ... д.полит.н. М. 418 с.

Эфиров С.А. 2007. Толерантность против ксенофобий. Зарубежный и российский опыт. М.: Academia. 187 с.

MEDUSHEVSKIY Nikolai Andreevich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Peace Culture and Democracy UNESCO, Russian State University for the Humanities (21 Kolomensky Pass, Moscow, Russia, 115446; [email protected]

GORDEEVA Mariya Aleksandrovna, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of Peace Culture and Democracy, Russian State University for the Humanities (21 Kolomensky Pass, Moscow, Russia, 115446)

SOCIAL TOLERANCE IN THE WORKS OF RUSSIAN RESEARCHERS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article reviews the works of Russian authors on the issue of social tolerance. Tolerance as a phenomenon of social life is multidimensional and associated with the political and cultural spheres of social interaction. The wide format of implementation of tolerant practices leads to the formation of many research problems, actualized in the modern humanities. Consequently, for the qualitative development of research practices, the systematization of the problems of already written scientific works and the creation of their comprehensive structured review becomes a necessary condition. Keywords: tolerance, liberalism, research approaches, development issues, fundamental work

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.