НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
УДК 1МН7 С. Б.БОБОЕВА
ББК 87.717.7
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - ОСНОВА ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Формированию толерантных установок в обществе сегодня уделяется много внимания. Само понятие «толерантность» для современного человека не ново, оно постепенно входит в наш обиход, (в этом мы обязаны СМИ, в особенности телевидению), хотя дать точное, наиболее развёрнутое объяснение ему могут не все. Тем не менее, с вхождением термина толерантность в повседневный лексикон, тенденция намечается положительная. Есть надежда, что толерантность прочно войдёт и в наше поведение, и в наше отношение, и будущее общество окажется намного толерантнее сегодняшнего.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.), толерантность означает: «Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений» (1).
Толерантность является многогранным, многоаспектным индивидуально - психологическим свойством личности, которое формируется в процессе её социализации. Она подразумевает осознанное поведение по отношению к другим людям и должна исходить от каждого из нас, толерантным должно быть мышление, сознание, но прежде всего толерантным должно быть отношение, поведение, поскольку только в конкретном поведенческом акте, в конкретном отношении к определённой личности (людям) мы можем наблюдать настоящую толерантность, только в этом случае мы имеем дело с толерантной личностью. Говорить о толерантности легко, но вот быть толерантным иногда очень и очень трудно. Именно поэтому толерантность должна воспитываться с самого раннего детства.
Толерантность - важнейшая составляющая процесса воспитания, предусматривающего приобщение к национальным, духовным ценностям к общечеловеческим знаниям, к единению культур.
Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодежи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и предпочтений, идеологий и верований, оно ратует за установление взаимопонимания и взаимоподдержки между ними во всех сферах жизнедеятельности, на всех уровнях социума. От того, насколько в обществе прочны толерантные нормы взаимоотношений, зависит согласие, спокойствие, будущее процветание этого общества.
А общество, как известно, начинается с семьи, с её непосредственной ячейки, следовательно, толерантность тоже начинается с семьи. Формирование человека начинается с раннего детства, в семье, именно в семье создаются основы толерантного мышления, сознания, установок и поведения.
Семья это социальный институт, который создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, определяющий успешность либо не успешность всего учебновоспитательного процесса. С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Семейное воспитание начинается с самого рождения человека и продолжается всю его жизнь. Именно в семье сохраняется родовая преемственность, традиции, обычаи, житейская мудрость, добрые нравы наших предков, передаваемые из поколения в поколение. Они и составляют ту ценностную основу самоидентичности, которая является фундаментом здорового национального самосознания и толерантности.
Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально - экономических, политических, идеологических условий, но и в силу внутренних процессов развития. В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием человека и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная психологическая «ниша» с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.
222
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
В своём очередном послании к Маджлиси Оли, Президент РТ Э. Рахмон отметил: «Безусловно, что здоровое общество формируется из здоровой семьи и здорового потомства. В связи с этим, предлагаю объявить 2015 год в стране «Годом семьи» (2).
В детстве закладывается фундамент не только знаний о мире, но и ориентиры норм поведения, нравственности, убеждений, интересов, привычек, потребностей личности. Какое индивидуальное качество личности не имелось бы в виду, оно берёт своё начало с семейного воспитания.
По мнению А.С.Макаренко, каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придётся перевоспитывать (3,26).
Современный человек, жизнедеятельность которого изначально протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках преимущественно одной национальной культуры, дальнейшее обучение (в школе, в вузе) и общение в социальной среде с каждой из культур составляет, с одной старой, с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны,-поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Проблемы толерантного воспитания на современном этапе развития многонационального Таджикистана является актуальной тенденцией, которая имеет стратегическую, политическую и социокультурную значимость. На сегодняшний день в поликультурных условиях мировых сообществ особую важность приобретает задача консолидации общества на основе норм и ценностей толерантности, готовности защиты интересов каждого человека и общества в целом. С удовлетворением можно отметить, что на одно из центральных мест в системе образования и воспитания РТ выдвинута идея формирования миротворческой, гуманной, толерантной личности, обладающей
предпосылками миролюбия, солидарности, положительного и конструктивного решения социальных проблем.
Данная позиция отражена в Законе РТ «Об образовании» - глава 5 ст.46 - «родители и лица, их заменяющие, обязаны воспитывать гуманизм уважение к национальным, историческим, культурным ценностям других народов» (4, 153).
В «Национальной концепции воспитания в РТ», IV - 16 «Воспитание толерантности и терпимости»: «Толерантность и терпимость начинается с уважения мнения других людей, человек должен быть терпимым и уважительным к своему собеседнику, оппоненту, прислушиваться к мнению, отличающемуся от его собственного, уметь с терпением выслушать другого. Быть терпимым,- одно из важнейших положительных качеств гуманных отношений между гражданами, которое является основным фактором предотвращения возможных конфликтных ситуаций, происходящих между ними...» (5, 18).
Организация и совершенствование работы с семьей -важное направление повышения эффективности воспитательной работы, в том числе формирования толерантности детей всех возрастов.
В частности Закон Р.Т. «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей». предполагает повышение ответственности родителей в воспитании и образовании собственных детей в духе патриотизма, уважения к закону, национальным и общечеловеческим ценностям, обеспечение защиты прав и интересов ребенка. Он охватывает широкий спектр педагогических вопросов, предусматривающих активное участие родителей в воспитании детей. Данный закон призван способствовать развитию социальных ресурсов общества, помочь родителям более серьёзно и ответственно подходить к воспитанию детей и не самоустраняться от процесса воспитания.
Ценность семейного воспитания подчёркивалась многими педагогами и психологами, так, И.С. Кон писал: «Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом» (6.С.79).
Взаимоотношению с людьми человек учится дома, у родителей, и, конечно же, степень его толерантности - интолерантности зависит от терпимого поведения членов семьи во взаимоотношениях друг с другом.
Родители являются первыми и основными воспитателями личности, и невозможно сформировать толерантность, как и любое другое качество, не будучи носителями этих качеств.
Мы, родители, часто забываем основную аксиому педагогики, сформулированную К.Д. Ушинским, - личность формируется личностью, а характер - характером (7, 152).
Семья оказывает существенное влияние и на формирование национальной идентичности подрастающего поколения. Межэтнические и меконфессиональные конфликты отодвинули в тень
223
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
народную мудрость, которая веками формировалась в человеческих взаимоотношениях «Дружная семья горы сдвинет». Как и в любой семье, в полиэтническом, поликонфессиональном обществе нельзя отрываться от корней, уходящих в далекое прошлое. Толерантность не подразумевает национального обезличивания, отказ от самобытности, уникальности различных культур, толерантность есть многообразное единство, многообразная ценность. Именно разнообразием прекрасен и ценен мир.
То, насколько будет толерантным подросток, юноша, во многом зависит от взрослых, от наличия толерантности в их действиях, поступках, суждениях, семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях не только детей и родителей, но и окружающих (родственники, соседи, знакомые), в которой нет разграничений «на наших и не наших», имеющая хорошие традиции взаимодействия и взаимоотношения, является основой, фундаментом формирования толерантной личности. Такая семья нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка, в семье он чувствует себя в безопасности, уверен в себе и соответственно больше доверяет «другим».
Толерантные семьи характеризуются предпочтением ценностей доброты, понимания, принятия, уважения достоинства других людей, в интолерантных же -преобладают ценности власти, материальных благ, материальной выгоды, обособленности, враждебности, непринятия
Наблюдения и анализ уклада и образа жизни многочисленных семей (автору по роду деятельности приходится сталкиваться с семейными проблемами и помогать в их решении) выявили достаточно сложившуюся тенденцию в воспитании нравственных качеств детей, в том числе и воспитания толерантности. Взаимоотношения в семье строятся по определённому принципу разграничения, по схеме - принятия - непринятия «чужих». В разных семьях разграничения во взаимоотношениях и взаимодействии с «другими» носят определённый характер, отличие лишь в том, насколько эти разграничения «наши - не наши - другие» -очерчены, обозначены. Чем они резче, чем их больше, тем выше уровень интолерантности членов данной семьи, и, наоборот, в достаточно толерантной семье разграничений меньше. Человек с самого раннего детства как бы программируется на определенный норматив, эталон, во взаимоотношениях с людьми. Сначала это «наши - не наши - чужие - враги», затем «ровня - не ровня - ниже - хуже - не нужные - лишние- бесполезные», и чем дальше, тем сильнее и резче в таких семьях разграничения и тем выше степень интолерантности. По мере взросления схема усложняется, поскольку в процесс взаимоотношения с окружающими включается большее количество факторов - этнический, религиозный, национальный, профессиональный, и т.п. В орбиту взаимодействия входят новые понятия, определения, ценности, но тенденция остается неизменной. Чем больше разграничений, тем интолерантнее семья, и соответственно члены этой семьи. В разных ситуациях эти взаимоотношения проявляются в неравной степени, получается, человек толерантен до определённого уровня (вынужденно), к определённым людям (нужно), в определённой ситуации (надо). Формирование толерантности - интолерантности в семье схематично представлено на рисунке. Это не есть толерантность, скорее это некая завуалированная интолерантность в любой момент оборачивающаяся агрессией.
Как показано на рисунке, основы толерантных отношений закладываются в раннем детстве и выражаются изначально в признании, принятии через формулировку «наши» (наша семья, наши родственники, соседи), затем, в подростковом возрасте, включается формулировка «свои», которая выражается в рефлексии, эмпатии. Необходимо подчеркнуть, что данная формулировка наиболее уместна с учётом возрастных особенностей подростка (группомыслие, максимализм). Начиная с юношеского возраста, в который входит и студенчество, и в период взросления к формулировкам «наши, свои» прибавляется понятие «друзья» (в самом широком смысле этого слова). Толерантная личность декларирует «человек человеку друг»; это одна из формул, на которой базируется терпимость, и она выражается в уважении, эмпатии, рефлексии, признании и принятии, которые привиты человеку в детстве.
224
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
<с
толерантность
интолерантность
>
Проявления интолерантности развиваются до точности наоборот, чем больше разграничений, тем выше уровень агрессивности личности и тем больше она подвержена наиболее крайним формам нетерпимости. Формулировка «не наши» рождает непринятие, «чужие»-недоверие, «враги» -агрессию, «не ровня» -отчуждение, «ненужные» -ксенофобию, «лишние»-маргинализацию, «бесполезные» -фашизм.
В отличие от толерантного человека для такой личности «человек человеку - враг». Формирование толерантности в семье предполагает использование следующих методов воспитания:
- воспитание понимания, принятия и уважения других народов, культур, их уникальности, ценности;
- воспитания миролюбивости, отказа от насилия в любых формах;
- воспитание альтруизма, уважения к другим, несмотря ни на что (раса, религия, возраст, пол и т. д.);
- воспитание чувства солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности.
Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:
1. Воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;
Несомненно, закладывается в семье, ребёнок должен быть толерантным ко всему, что его окружает, будь то природа, животные, люди.
2. Проявление в семье толерантности к самому ребенку;
Работает по закону «бумеранга», чем толерантнее мы относимся к ребёнку, тем выше у него уровень толерантности.
Дети копируют наше поведение, подражают нам и в хорошем, и в плохом, вы можете долго и красиво, на примерах, объяснять ребёнку сущность толерантности, но один маленький жест, случайно обронённое слово типа «понаехало тут» могут разрушить всё, и до точности наоборот, можно ничего не говорить, но быть толерантным, то есть относиться толерантно, вести себя толерантно, и вырастить толерантную личность.
Вы добьётесь больших результатов, если будете придерживаться следующих правил:
- учитесь слушать и слышать своего ребёнка, чем больше времени вы ему отдадите, тем ближе он будет к вам;
- постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение, уважайте его чувства и переживания;
- не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции, в пределах разумного конечно, он этому учится у вас;
225
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
- умейте принять и любить его таким, каков он есть, в любом возрасте, в любом качестве он для вас является вашим ребёнком;
- повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно (а не из принципа), в семье это должно быть правилом.
На формирование толерантности влияют и такие факторы, как социальная среда, существующие в обществе стереотипы и представления, уровень взаимоотношений между людьми, система ценностей, на которые ориентировано общество и многое другое. Эти факторы влияют изначально на семью и через неё на ребёнка. Здоровая, толерантная семья «возьмёт от них» всё хорошее, позитивное, нездоровая же «заберёт» всё плохое, негативное.
Огромный диапазон воспитательного воздействия семьи на ребенка делает её одним из самых мощных средств воспитания и развития толерантной личности, потому семью можно по праву считать источником толерантности.
Именно из семьи человек «выходит в мир», и от семьи же берут начало все его нравственные ценности: доброта, порядочность, справедливость, толерантность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения 16 ноября 1995 г.).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. president. tj/ru/ node /8137/
3. Диалоги о воспитании: Книга для родителей // Под. ред. В.Н.Столетова; Сост. О.Г. Свердлова. - 3- е изд.щоп. - М.: Педагогика, 1985. - 288с.,
4. Закон Республики Таджикистан «Об образовании».- Душанбе, 2013.- 180 с.
5. Концепция национального воспитания.- Душанбе, 2006.- 25 с.
6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности / И.С.Кон.-М.,1979.-90 с.
7. Педагогика/Баранов С.П. и др. Учебное пособие для пед. уч-щ.2-е изд., перераб//М.,1987.-368 с.
REFERENCES:
1. A Declaration of Principles on Tolerance [electronic resource]. Mode of access: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (date accessed: 16 November 1995).
2. [electronic resource]. Mode of access: http://www.president.tj/ru/node/8137/
3. Dialogues about upbringing: A book for parents // Edited by V.N.Stoletova; Comp. By O.G. Sverdlova. - 3 ed., Ext. - M .: Pedagogika, 1985. - 288p.
4. The Law of the Republic of Tajikistan "On Education". - Dushanbe, 2013. -180 p.
5. T he concept of national education.- Dushanbe, 2006. -25 p.
6. Kon, I.S. The Psychology of adolescence: the problems of identity development/ I.S.Kon. - M., 1979.90 p.
7. Pedagogy / S.P. Baranov et al. A Textbook for teacher training vocational schools. 2 ed., rev. /M., 1987.- 368 p.
Семейное воспитание - основа толерантного поведения
Ключевые слова: толерантность, интолерантностъ, группомыслие, максимализм,
самоидентичность, национальное самосознание, разграничения, эмпатия, рефлексия, ксенофобия, маргинализация, альтруизм, солидарность, сопричастность, стереотип мышления, система ценностей.
Статья освещает значение такого феномена как «толерантность», важные аспекты воспитания толерантности молодёжи на современном этапе развития общества в связи с глобализационными процессами, социальную значимость толерантного поведения, как на межличностном, так и на общественном уровнях. В статье выявлена зависимость уровня толерантности - интолерантности подрастающего поколения от семейного воспитания, взаимоотношений как внутри семьи, так и за её пределами. Определены и схематически изображены этапы формирования толерантности. Перечислены факторы, влияющие на данный процесс, такие как социальная среда, существующие в обществе стереотипы и представления, уровень взаимоотношений между людьми, система ценностей, на которые ориентировано общество и др. Подчеркнута особая роль семьи и семейных взаимоотношений в воспитании толерантных
226
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
установок. Раскрывая многогранность и многоаспектностъ понятия толерантности, автор подчеркивает актуальность формирования социальных норм и ценностей толерантного поведения в обществе.
Family education is the basis of tolerance
Keywords: tolerance, intolerance, groupthink, perfectionism, self-identity, national identity,
differentiation, empathy, reflection, xenophobia, marginalization, altruism, solidarity, communion, the temptation of thinking, values.
The paper highlights the importance of tolerance phenomenon, the important aspects of tolerance education of youth at the present stage of development of society due to globalization processes, the social importance of tolerant behavior as in interpersonal as well as in societal levels. The article revealed the dependency of tolerance and intolerance level of younger generation on family education, relationships both within the family and outside of it. The stages of tolerance development are identified and shown schematically. The factors influencing this process, such as social environment, the existing in society stereotypes and views, the level of relations between people, the values that the society tend, and others are mentioned. A special role of family and family relationships in the upbringing of tolerant plants is underlined. Revealing the complexity and multidimensionality of the concept of tolerance, the author stresses the relevance of development of social norms and values of tolerant behavior in society.
Сведения об авторе:
Бобоева Сайёра Бобораджабовна, старший преподаватель кафедры общественных наук Таджикского государственного университета, права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Boboeva Sayyora Boborajabovna, Senior Lecturer in Social Sciences Department, Tajik State University of Business, Law and Politics (Republic of Tajikistan, Khujand),
E-mail: [email protected]
227