УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Шукшина JI.B., Бажданова Ю.В.
В датой статье рассматриваются основные подходы к понима-нню толерантного поведения у студентов вуза, а также к принципам восприятия феномена толерантности Толерантное поведение проанализировано в качестве составного особенности личности. Раскрыты особенности толерантного поведения студентов.
Ключевые слова: толерантность; коммуникативная толерантность; коммуникативные установки; психологические особенности; эмпатические способности; студенты вузов.
THE FEATURES OF TOLERANT BEHAVIOUR OF STUDENTS
Shukshina L. V, Bazhdanova Y. V.
This article discusses the main approaches to understanding the tolerant behavior of University students, as well as the principles of perception of the phenomenon of tolerance. Tolerant behavior is analyzed as an integral feature of the individual. The features of tolerant behaviour among students.
Keywords: tolerance; communicative tolerance; communicative attitudes; psychological characteristics; empathic abilities; university students.
Введение
Актуальность темы, рассматриваемой в данной статье, обоснована необходимостью проблемы формирования толерантных отношений в человеческом обществе, обусловленных сменой ценностных
парадигм, ростом агрессивности, межнациональной розни, международного терроризма и др.
В современном обществе проблема остра и ее необходимо решать, так как возросло число необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, жесткой конкурентнообразной средой проживания, разгулом террора и межнациональной розни, конфликтогенностью и преступностью.
Изучением проблем толерантности занимались Г.У. Солдатова, А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, С. Бурбига, В.В. Бойко, Э. Риэдрон, И. Бачков, А. Королева, К. Назин, В. Новичков, П. Никольсон, A.A. Погодина, П.В. Степанов, В.В. Шалин, Н.Б. Щеголихина и др.
Объект исследования: коммуникативная толерантность.
Предмет исследования: изучение особенностей коммуникативной толерантности у студентов.
Цель исследования: исследование особенностей коммуникативной толерантности у студентов.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, были поставлены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования толерантности.
2. Выявить особенности коммуникативной толерантности у студентов.
3. Разработать и апробировать тренинговую программу, направленную на формирование коммуникативной толерантности у студентов.
Материалы и методы исследования
Инновационные образовательные подходы (смысло-ориентиро-ванное образование, личностно-ориентированое), первоначально предполагают развитие у учащихся таких качеств личности как, терпимость к другому мышлению, эмпатии, умение понять другого, интегрированность «Я», принятие своей личности и других, ответственность за свое поведение. Становится очевидным, что понятие толерантной личности невозможно рассматривать в отрыве от понятия личностного смысла [1, с. 303].
Как пишет А.Г. Асмолов в статье «Обречены на толерантность», что она выступает как условие нормального функционирования гражданского общества и даже как условие выживания человечества [2, с. 32-35]. Поэтому возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения установок толерантного поведения, становление у них универсальных методов ориентации в противоречивом мире. Психологическая и социальная задача воспитания личности переносится в педагогический план и звучит многозначительно - как воспитание толерантного сознания. По существу, это мировоззренческая проблема, которую предстоит решать и обществу, и педагогам.
И.В. Абакумова отмечает, что базовой моделью ценностных ори-ентаций личности является образовательный процесс, они представляют собой «откристаллизованные» смыслы человечества в текстовом, символическом состоянии, а также «раскристаллизо-ванный» смысл в их жизненных, реальных, ментальных проявлениях [3, с. 78-82].
В.Т. Фоменко и другие авторы статьи «Диалог культур в образовательном пространстве» пишут, что воспитание толерантного сознания на личностно-смысловой основе может эффективно осуществляется в модели поликультурного образовательного пространства [4, с. 400-403].
По мнению Е. Белинской толерантное и интолерантное восприятие мира, зависит от сознания человека. Толерантность предполагает свободу выбора, а интолерантность отдает предпочтение жестким, однозначным, унифицированным отношениям [5, с. 61-68].
Идея формирования толерантных установок, свойств и особенностей личности студентов реализуется при условии ее осуществления на всех этапах образовательного процесса.
Организация педагогического процесса предполагает отбор материала, в котором четко отслеживается мысли толерантного общества. Основная система отбора - акцентирование, т.е. выбор тех смысловых нагрузок толерантности, которые выражаются наиболее четко и понятно для студентов. Главной особенностью
современном образовании является поликультурность и в них не хватает именно толерантного компонента. Высказывание «неистового Виссариона», других «неистовых» - Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева - рассматривались как неоспоримые, революционные (интолерантные) истины, а работы тех, с кем они полемизировали, не изучались, хотя именно эти труды, как правило, имели толерантную ориентацию. Сегодня, в образовательном процессе и в его поликультурных моделях существенно ничего не изменилось [6, с. 245].
Результаты исследования
Так, целевой параметр обучения включает множество перспектив, среди них развитие смысловых структур сознания студентов, становление у них индивидуальной картины мира, подготовка их к участию в решении жизненных проблем. Содержательный параметр обучения предполагает наполнение содержания учебного процесса идеями толерантности [2, 32-35].
В процессе реализации педагогических задач, У. Кеннет пишет, что педагоги пытаются развивать у учащихся, проявления сдержанности, уступчивости, терпимости. Образовательный процесс приобретает характер поддержки, рефлексии, актуализации толерантной оценки изучаемых учащимися событий и фактов, а также толерантного поведения учащихся. Объективированные смыслы толерантной культуры преобразуются в собственно личностные смыслы учащихся [7, с. 15-22].
Необходимо отметить, что интолерантное сознание линейно, однозначно, нетерпимо по отношению к «чужому» сознанию, то толерантное сознания является уважением, добротой, любовью, альтруизмом. Проявление торантности предполагает приложение опруделенных усилий. В.Т. Фоменко также отмечает, что правильное понимание явления толерантности необходимо для того, чтобы не растворить его в других явлениях, и чтобы в воспитании толерантного сознания студентов видеть особую, новую, специфическую психолого-педагогическую проблему [4, с. 400-403].
Обсуждение
Из выше сказанного можно сделать вывод, что поликультурное образование наполнено многообразием культур, в нее входящим, свободным выбором ребенка ценностей и смысловых приоритетов.
Е. Шлягина, в своем исследование этнической толерантности личности, описывает факт, что в большинстве случаев имеется ситуация, когда результаты, полученные на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, находятся в противоречивых отношениях. Она приводит пример, что на осознаваемом уровне проявляется этническая толерантность личности, а диагностика на интрапсихологи-ческом, неосознаваемом уровне свидетельствует об ее отсутствии (интолерантности личности [8, с. 31-38].
Формирование толерантности и профилактики экстремистских проявлений в поведении студентов зависит от многих факторов, которые в разных исследованиях [9, с. 78-81].
Заключение (выводы)
Анализируя данные экспериментов, можно говорить, о том, что, мышление студентов по толерантному аспекту, выглядит следующим образом:
1) признают и принимают культуры, уважают самые разнообразные соцкультуры, но при этом склонны разделять некоторые культурные предрассудки;
2) используют стереотипы в отношении представителей тех или иных культур;
3) ученики не могут самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни;
4) ученики трудно представляют, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
Подводя итоги, отметим, что говоря о толерантности как установки у студентов мы подразумеваем, что данная характеристика личности, находится на определённом этапе своего развития. Будь то толерантная личность или же наоборот - интолерантная.
У студентов важно воспитывать такие качества, как знания о политических моментах, активное участие в государственной жизни, общества; поиск компромисса при социальных конфликтах, справедливость в отношении с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
Как и общество в целом, ВУЗ должен способствовать развитию толерантной личности учеников, превращая толерантность в ценность. В ходе учебного процесса необходимо создать атмосферу, воспитывающую и формирующую толерантную личность.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Благодарности. Автор выражает признательность коллегам за помощь.
Список литературы
1. Риэдрон Б.Э. Толерантность - дорога к миру / Б.Э. Риэдрон. М.: Бонфи, 2001. 303 с.
2. Асмолов А.Г. Обречены на толерантность / А.Г. Асмолов // Семья и школа. 2001. №11-12. С. 32-35.
3. Абакумова И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И.В. Абакумова, П.Н. Ермакова // Вопросы психологии. 2003.№ 3. С. 78-82.
4. Фоменко В.Т. Диалог культур в образовательном пространстве / В.Т. Фоменко, И.В. Абакумова, И.В. Демченко // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: материалы третьего рос. философ, конгресса (16-20 сентября 2002 г.): в 3-х т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. С. 400-403.
5. Белинская Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности / Е. Белинская // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. 2003. Вып. 5. С. 61-68.
6. Писарев Д.И. Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. Т. 2 / Д. Писарев. М.: Наука, 2003. 245 с.
7. Кеннет У. Образование и толерантность / У. Кеннет // Высшее образование в Европе. Т. XXI. 1997. № 2. С. 15-22.
8. Шлягина Е. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования / Е. Шлягина // Век толерантности. 2008. № 3. С. 31-38.
9. Шукшина JI.B., Васякин Б.С., Корецкая И.А., Бажданова Ю.В. Формирование этнической толерантности и профилактики экстремистских проявлений в образовательных учреждениях // В сборнике: Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 78-81.
References
1. Reordron В.Е. Tolerance - the road to peace / B.E. Reordron. Moscow: Bonfi, 2001.303 p.
2. Asmolov A. G. Doomed to tolerance / A. G. Asmolov // Family and school. 2001. №11-12. S. 32-35.
3. Abakumova I. V. About the formation of tolerant personality in polycul-tural education / I. V. Abakumova, P.N. Ennakova // Questions of psychology. 2003. No. 3, pp. 78-82.
4. Fomenko V.T. Dialogue of cultures in educational space / V.T. Fomen-ko, I.V. Abakumova, I.V. Demchenko // Rationalism and culture at the threshold of the third Millennium: materials of the third ROS. philosopher. Congress (16-20 September 2002): in 3-s camping onT. 2. Rostov n/D: Izd-vo sknts VSH, 2002, pp. 400-403.
5. Belinskaya E. the system of personal values in the perspective of tolerance / E. Belinskaya//Age of tolerance. Scientific journal. 2003. Vol. 5, pp. 61-68.
6. Pisarev D.I. Collected works and letters: in 2 12 Т. T. / D. Pisarev. Moscow: Science, 2003. 245 p.
7. Kenneth W. Education and tolerance / W. Kenneth // Higher education in Europe. Т. XXI. 1997. No. 2. S. 15-22.
8. Shlagina E. Formation of tolerant consciousness and prevention of extremism in Russian society. Ethnic tolerance personality: empirical studies / E. Shlagina // Century of tolerance. 2008. No. 3. S. 31-38.
9. Shukshina L.V., Vasyakin B.S., Koretskaya I.A., Bazhdanova Y.V. Formation of ethnic tolerance and prevention of extremist manifestations in educational institutions // In digest: Formation of psychology and pedagogy as interdisciplinary sciences. Digest of international Scientific and Practical Conference. 2017. C. 78-81.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Шукшина Людмила Викторовна, профессор кафедры психологии, доктор философских наук, доцент
Российский экономический Университет имени Г.В. Плеханова
Стремянный переулок, 36, г. Москва, 117997, Российская Федерация
liudmila. shukshina(a)yandex. ru
Бажданова Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры психологии.
Российский экономический Университет имени Г.В. Плеханова Стремянный переулок, 36, г. Москва, 117997, Российская Федерация
asa2006(a)yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Shukshina Ludmila Viktorovna, professor, Dept. of Psychology
Plekhanov Russian University of Economics Stremvannv lane, 36, Moscow, 117997, Russia liudmila. shukshina(a)yandex. ru ORCID: 0000-0002-9378-6633
Bazhdanova Yuliya Viktorovna, Senior lecturer, Dept. of Psychology
Plekhanov Russian University of Economics Stremyanny lane, 36, Moscow, 117997, Russia ctsa2006(a)yandex. ru ORCID: 0000-0002-0915-4415